Введение стр. 3
Глава 1. Проектная деятельность в школе стр.6
1.1. Сущность и дидактические цели в проектной деятельности школьников. Структура проектной деятельности
1.2. Проекты и их типы. Виды проектов в обучении географии стр.10
Глава 2. Фенологические наблюдения стр.15
2.1. Фенология как наука стр. 15
2.1. Задачи и методика организации фенологических наблюдений стр. 21
Глава 3. Фенологические наблюдения в проектной деятельности на уроках географии
3.1. Фенологические наблюдения в школьном курсе географии стр.30
3.2. Примеры использования фенологических наблюдений в
проектной деятельности на уроках географии
Заключение
Библиографический список
Приложение
Наша Родина занимает большую часть материка Евразия, ее природа очень разнообразна. На просторах нашей Родины одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся появление и исчезновение насекомых, и развертывание листьев у деревьев и кустарников, и весенний прилет птиц, и их осенний отлет кладка яиц и вывод птенцов. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. (paivoprva — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца. Термин фенология был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морраном [46].
Фенологические наблюдения составляют фактическую основу фенологических знаний, содержащих информацию о датах (календарных датах) возникновения конкретных сезонных явлений. Человек стал собирателем фенологических наблюдений, как только обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы.
Для современного общества получение учениками большого количества разнообразных знаний по различным предметам недостаточна. Настоящий урок направлен, прежде всего, на содействие независимости, инициативе и деятельности учеников. Вот почему главной задачей учителя является не передача знаний в готовой форме, а организация учебной деятельности учеников таким образом, что они приобретают значительную часть из них самостоятельно, в ходе выполнения задач поиска, решения проблемные ситуации, деятельность по проекту [45].
Работа над проектом позволяет детям действовать самостоятельно. Деятельность по проекту может использоваться как неполный рабочий день, как элемент урока и как учебный проект.
В рамках федерального государственного стандарта реализуется системно - деятельностный подход. На каждом уроке и во внеурочной деятельности по предметам создаются условия для развития, как ученика, так и учителя. Основная цель этого подхода - развитие на основе собственной самостоятельной учебной деятельности, воспитание личности. Метод проектов вполне реализуется в рамках этого подхода.
При работе над проектами учащиеся развивают навыки самостоятельного обучения, навыки работы в группах, дети учатся работать с различными источниками информации [2].
Цель моей работы - изучить возможности применения результатов фенологических наблюдений в проектной деятельности школьников на уроках географии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать метод проектов в изучении географии.
2. Проанализировать методику проведения фенологических наблюдений.
3. Составить характеристику фенологических наблюдений.
4. Раскрыть сущность организации фенологических наблюдений в школьном курсе географии.
5. Изучить и использовать на практике применение фенологических наблюдений в проектной деятельности на уроках географии.
Объект исследования - проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования - применение фенологических наблюдений в проектной деятельности школьников на уроках географии.
В дипломной работе рассмотрен вопрос о методе проектов и о его использовании в школьной географии, приведены данные о фенологии как науке, ее структуре фенологии, методике проведения фенологических наблюдений со школьниками в курсе географии.
В ходе написания работы была изучена, проанализирована и систематизирована литература по теме, проведено педагогическое исследование по возможностям использования фенологических наблюдений в проектной деятельности школьников.
Данная работа, может послужить источником информации для студентов географо - биологического факультета. Учителям географии может быть полезна, при изучении и организации фенологических наблюдений и проектной деятельности.
Фенологические наблюдения играют важную роль в системе образования. Развитие студентов как отдельных лиц происходит не только путем освоения нормативной деятельности, но и путем постоянного обогащения, трансформации предметного опыта, как важного источника собственного развития. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Фенологические наблюдения способствуют реализации системно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании, развивает и формирует все виды компетентностей[36].
Данное направление работы выбрано не случайно, и представляется актуальным, так как практико-ориентированная составляющая обучения выходит на первый план. Важно не просто дать детям определенное количество знаний, но помочь им ориентироваться в окружающей действительности, чтобы помочь им понять предмет «география» не как абстрактную науку, которая полностью доступна только тем, кто ею занимается профессионально, но как прикладная наука, важная и необходимая.
В современной науке метод учебного проекта - это одна из личностно¬ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта,
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно видеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится достоянием каждого участника проекта, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Поэтому я считаю, что метод проектов применяемый на уроках географии, дает возможность более полно изучить географию[18].
В работе была изучена, проанализирована и систематизирована литература по теме. В первой главе рассмотрен метод проектов. Во второй, рассмотрены вопросы организации фенологических наблюдений в школе. Я считаю, что организация таких наблюдений способствует углублению знаний по предмету география. В третьей главе рассмотрен вопрос об организации фенологической работы со школьниками. А так же приведены примеры использования фенологических наблюдений в проектной деятельности. Данный метод способствует реализации системно - деятельностного подхода, который является основой современного обучения.
Данная работа отличается теоретической и практической значимостью. Она может быть успешно продолжена став основой для проведения урочных и внеклассных занятий по географии.
Именно посредством организации и проведения фенологических наблюдений и создания на их основе школьных проектов, учитель географии может формировать такие личностные особенности учащихся как познавательная активность, общие приемы и способы интеллектуальной и практической самостоятельной деятельности, профессиональное самоопределение, становление общих ориентиров и ценностей в современном мире.
1. Аксенова М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы): учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. -Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013 С.52 - 103.
2. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников. География в школе. 2010. № 5.
3. География и современные проблемы естественнонаучного познания: материалы Всерос. научн.-практ. конф., Екатеринбург, 3-4 дек. 2009 . Ч. 1-2.
- 230с.
4. Голованова Е.С., Исследование сезонной динамики ПТК в рамках школьной учебной деятельности/ Теоретический и научно - методический журнал «География в школе». № 8, 2014год. С. 60 - 63.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 206 с.
6. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 5-6 классы. Землеведение 5-е изд.,стер.М.: «Дрофа»2015. -288с.
7. Карпов А.О. Метод научных исследований - метод проектов // Педагогика. - 2012. - №7. - С.14-25.
8. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М.: Академия, 2005. - 78с.
9. Куприянова М.К., Кузнецова Т.И. Патриарх фенологии документальная повесть о выдающемся советском фенологе В.А. Батманове. Екатеринбург, 2010. 344с.
10. Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П. Дронова.- М.: «Вентана - Граф», 2015. - с. 194.
11. Лобанова Т. Ю., Лобанов А. А. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников // Информатика в школе. - 2015. - №4. - С. 3-11.
12. Лукоянова Т.В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике //Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №6. - С.61.
13. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002 - № 6. - С.37 - 43.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.
14. . Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. — География в школе. 1979 — № 1. С. 33-37
15. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.; Под ред. Л. М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320с.
16. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
17. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», статья на сайте Российской Академии Образования.
18. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". - М., 2004.
19. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение,1991
20. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. Составитель Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2009. 128с.
21. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, использование. - М, 1994.
22. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии. Брянск: Изд-во БГПУ 2000.
23. Савина Н.Г. Применение дидактических технологий в преподавании школьного курса географии. — Брянск, 2000
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 35 с.
25. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Пришкольный учебно-опытный участок: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2009. - 192с. С.115-116
26. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М.:Академия, 2000. - 94с.
27. Современное состояние фенологии и перспективы ее развития: материалы Всерос. науч.- практ. конф г. Екатеринбург, 15-16 декабря 2010 г., посвящ. 110-летию со дня рождения совет.фенолога В.А. Батманова/ Урал. гос. пед. университет, Геогр.-биол. фак.; науч. ред. В.Г. Капустин, О.В. Янцер. Екатеринбург, 2010. 203 с.
28. Современные проблемы естественнонаучного образования: V Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция учителей, преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов 74 дисциплин естественнонаучного цикла. Красноярск, 13-15 ноября 2012г. /отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск. 2012. -300с. С.154.
студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. Заведений и учителей географии. Л. М.
29. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. - 2004. №4. - С.45
30. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004. - 36с.
31. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3
32. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе. - Екатеринбург,200
33. Фокина Н.В., Лигаева Н.А., Бусыгина Л.В./Динамика климата и изменения фенологических сезонов года заповедника «Столбы»/ «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева» № 2 2013 С.228 - 231
34. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятель-ность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116-124
35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, М.: Сентябрь, 1996. - С.23
36. Янцер О.В., Терентьева Е.Ю. Общая фенология и методы фенологических наблюдений. Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург ;[б. и.], 2013 . 211 с.
37. Янцер О.В., Терентьева Е.Ю., Общая фенология и методы фенологических исследований: учебное пособие для студентов геогр.-биол. фак.- Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2013. - 218с.
38. Внеурочная деятельность школьников www.virtualacademy.ru
39. Научно-исследовательская деятельность учащихся по географии analysis/www . sch121 - snz.edusite . ru
40. Общая фенология https//interactive-plus.ru
41. Орлова О.С. Проблемное обучение на уроках географии. // Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/513884
42. Практико - ориентированное обучение географии www.science-education.ru
43. Пайзуллаева Г.П. Технология проектной деятельности на уроках географии. // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592743
44. Фенология ru.wikipedia.org>wiki/M
45. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность// Режим доступа: www.direktor.ru .