ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы организации учебно - исследовательской деятельности школьников 7
1.1. Сущность понятия исследовательская и учебно-исследовательская
деятельность 7
1.2. Организации учебных исследований школьников 12
1.3. Формы организации учебных исследований школьников 20
1.4. Роль и значение учебно-исследовательской деятельности в процессе
обучения старшеклассников географии 24
ГЛАВА 2 Физико-географическая характеристика района организации
учебных исследований 27
2.1. Общая характеристика лесных парков Екатеринбурга 27
2.2. Физико-географическая характеристика района исследований 31
2.2.1. Геологическое строение и рельеф 31
2.2.2. Климат 36
2.2.3. Природные воды 42
2.2.4. Почвенно-растительный покров и животный мир 44
Глава 3 Экспериментальная часть 50
3.1. Требования к результатам образования по ФГОС в общеобразовательных
школах 50
3.2. Методические условия организации учебных исследований школьников в
лесных парках 54
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В настоящее время, наблюдаются стремительные изменения в обществе, требующие от личности таких качеств как: способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Тенденции современной системы образования требуют использования системно-деятельностного подхода, что означает не передачу знаний в готовом виде учителем, а умение организовать самостоятельную деятельность школьников и довести ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Новый ФГОС основного общего образования утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 г. № 1897, делает упор при изучении предметной области «Общественно¬научные предметы» на формирование мировоззренческой, ценностно¬смысловой сферы обучающихся, владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; на осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; на приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. [28, с.1]. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, так как именно здесь формируются основы развития думающей, самостоятельной личности.
Организация исследовательской деятельности способствует решению многих из перечисленных задач. Данный подход делает школьников участниками творческого процесса, способом превращения их в субъект учебной деятельности. Таким образом, основы исследовательской деятельности - это неотъемлемая составляющая образовательного процесса.
Анализ работ, посвященных исследовательской деятельности обучающихся, показывает присутствие разнообразных трактовок термина и методик проведения исследований, в связи с чем учителя при организации исследовательских работ сталкиваются с разными проблемами. Основное внимание в организации учебных исследований уделяется методике выполнения работ в начальной школе, тогда как методика для школьников 5¬11 классов разработана недостаточно.
Объект: организация исследовательской деятельности школьников в лесных парках.
Предмет: методические условия организации учебных исследований школьников в парке Победы города Екатеринбурга.
Цель: разработать методику организации учебных исследований школьников в лесных парках города Екатеринбурга (на примере парка Победы).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по теме «Организация учебных исследований школьников».
2. Определить теоретические и методологические основы организации исследовательской деятельности школьников.
3. Составить физико-географическую характеристику лесного парка Победы Екатеринбурга.
4. Разработать методический комплекс по организации учебных исследований школьников.
5. Провести учебные исследования школьников 5-6 классов в парке Победы.
6. Проанализировать полученные результаты исследовательской работы, какое влияние она оказала на развитие обучающихся.
В диссертационной работе использованы следующие методы исследования: фенологические методы (описательный, интегральный, индикаторов урожайности, фенологических площадок, единый фенологический день (ЕФД), описательный, картографический, статистический; методы теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы в научно-методической, психологической, педагогической литературе; изучение образовательных стандартов, программ и учебников по географии 5-11 классов, с целью выявления возможностей использования исследовательской деятельности школьников в процессе обучения); методы эмпирического исследования (наблюдение за деятельностью обучающихся, собеседование, анкетирование, опрос; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент); статистические методы исследования (математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента).
Научная новизна заключается в том, что впервые разработан методический комплекс организации учебных исследований в лесном парке Победы; понятие учебно-исследовательская деятельность конкретизировано и отнесено к курсу Географии.
Практическая значимость состоит в том, что разработан методический комплекс по организации учебных исследований школьников, который может быть использован в общеобразовательных учреждениях любого типа и заинтересованными этой темой, а так же студентами педагогических направлений. В течение двух лет учебно-исследовательская деятельность проводилась с двумя классами МАОУ Гимназии № 205.
Апробация разработанная методика организации учебных исследований проводилась в МАОУ Гимназии № 205 с 2015г. по 2017г. В течение данного периода обучающиеся написали и защитили 4 научно¬исследовательские работы.
По теме работы написано 2 статьи: «Организация исследовательской деятельности учеников 5-9 классов средней школы в лесопарковой зоне города Екатеринбурга», «Учебно-исследовательская деятельность как способ превращения школьников в субъект учебной деятельности».
В данной работе показана актуальность и практическая значимость проведения исследований в образовательном процессе вообще и в процессе изучения географии в частности.
В результаты проделанной работы сделаны выводы:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научная литература по теме «Организация учебных исследований школьников». Уточнено и конкретизировано понятие «учебно-исследовательская деятельность». Учебно-исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
2. Определены теоретические и методологические основы
организации исследовательской деятельности школьников.
3. Составлена физико-географическая характеристика района
исследований.
4. Разработан методический комплекс по организации учебных исследований школьников. Основываясь на теоретическом материале первой и второй глав, с учетом результатов констатирующего эксперимента в рамках диссертационного исследования были разработаны методические условия организации учебно-исследовательской деятельности по географии обучающихся основной школы. Позволяющие повысить эффективность обучения географии и способствующие формированию исследовательской компетенции.
5. Экспериментально доказана возможность внесения вклада в развитие исследовательских способностей обучающихся. Об этом говорят 4 исследовательские работы, написанные обучающимися 6 класса и принявшими участие с ними в Большом Географическом фестивале «Моя Земля». Установлена взаимосвязь между повышением уровня исследовательских способностей обучающихся и достижением метапредметных результатов обучения, которые являются первичными в учебно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. №1. - 24-33 с.
2. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович.- М.,2001.-С.64-68.
3. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. / Н.П. Архипова. — 3¬е изд., перераб. и доп. - Свердловск, 1981. - 191 с.
4. Белова, Т.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори-образовании // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2 (121). - 79-83с.
5. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы физико-географических исследований: учебник. - М.:Изд-во МГУ, 1997. 320с.
6. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. А.М. Прохоров А.М. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - 768 с.
7. Глотова Т. А. Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2015. — №14. - 449-451 с.
8. Дьяков К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. - М.: Просвещение, 1996. - 207с.
9. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. -Ижевск, 2001. - 234 с.
10. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории: учебное пособие. / под ред. А.Н. Иванова, В.П. Чижова — М.: Изд-во Моск. ун¬та: Наука, 2003. — 119 с.
11. Капустин В.Г. Природные районы и ландшафты // Атлас Свердловской области: учебное пособие / Под ред. В.Г. Капустина и И.Н. Корнева (издание 2-е дополн.). Сост. и подгот. к изд. ФГУП «Уральская картографическая фабрика» в 2005г.; ред. Н.Н.Карташов, Э.В. Кузьмичева, О.В. Цыганова. 1:3750000.-Екатеринбург: Издательство «Сократ», Уральская картографическая фабрика, Центр «Учебная книга», 2005. - 32 с. - 10000 экз.
12. Капустин, В.Г. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области» / В.Г. Капустин, И.Н. Корнев - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. - 300 с., ил.
13. Кожевников, А.П. Лесные насаждения Урала для рекреации и познавательного туризма / А.П. Кожевников, Г.М. Кожевникова, А.В. Капралов - Екатеринбург: УГЛТУ, 2009. - 156 с.
14. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства / С.И. Конашова. — Уфа: БашГАУ 2004. — 182 с.
15. Куприянова М.К., Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе: учебное пособие для учителей средних школ. Екатеринбург: БКИ., 2000. - с.186-189.
16. В. С. Левин. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978
17. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД (Ю)Т, 2002.- 110 с.
18. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10. - с. 42-47.
19. Луганский, H.A. Лесоводство. / H.A. Луганский, C.B. Залесов, В.А. Азаренок — Екатеринбург: УГЛТУ, 2001. — 282 с.
20. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 197 с.
21. Лесной кодекс Российской Федерации от 8.11.2006, N 200-ФЗ (ред. от 1.03.2015).
22. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - с. 51 - 60.
23. Обухов, А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - 30 с.
24. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10 - с. 34-41.
25. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства: учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 170 с.
26. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 368 с.
27. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи// Magister. - 1999.- N 1. - с. 85-95.
28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
29. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.
30. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — М.: ИФ «Сентябрь», 2003. - 235 с.
31. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе // Международная научно¬практическая конфренция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования».- Томск.: Изд-во ТГПУ, 2004. - с.58-61.
32. Степанкова М.В. Учебная исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В.Степанкова. — СПб: КАРО, 2005.- 60 с.
33. Третьякова, А.С. Флора Екатеринбурга. / А.С. Третьякова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. — 192с.
34. Тюльпанов, Н.М. Лесопарковое хозяйство. / Н.М. Тюльпанов. — Л.: Стройиздат, 1975. — 160 с.
35. Тюльпанов, Н.М. Пригородные леса и лесопарки. / Н.М. Тюльпанов. — Л.: Лениздат, 1969. — 74 с.
36. Федеральный закон от 14.02.1995 N 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях».
37. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. №413. С изменениямиот 09.02.2016 № 41020. - М: Просвещение, 2012, 2016. - 49 с.
38. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М.: Астрель; АСТ: Хранитель, 2008. -746с.
Ресурсы сети Интернет
39. История рекреационного лесопользования [Электронный ресурс], Режим доступа: http://geographyofrussia.com/karta-ekaterinburg-i- okrestnosti/, свободный. (Дата обращения 1.12.16).