ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования грамматических навыков при обучении устной продуктивной речи 8
1.1 Грамматическая составляющая коммуникативной компетенции в
обучении говорению 8
1.2 Специфика обучения грамматической стороне речи на среднем
этапе в школе 12
1.3 Роль коммуникативного подхода и принципа ситуативности в
обучении устной продуктивной речи 18
1.4 Языковые, условно-речевые упражнения и коммуникативные ролевые игры как средство формирования грамматических и устно-речевых
навыков 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. Опыт формирования грамматических навыков в устной
продуктивной речи на уроках английского языка в средней школе 35
2.1 План внедрения методической разработки, направленной на
овладение учащимися 5 класса грамматическими навыками в употреблении настоящего продолженного времени в устной продуктивной речи, и ее научное обоснование 35
2.2 Входной контроль уровня сформированности у учащихся 5 класса
грамматических и устно-речевых навыков в употреблении настоящего продолженного времени и его результаты 39
2.3 Реализация педагогических условий формирования грамматических
навыков в употреблении настоящего продолженного времени в устной продуктивной речи учащихся 5 класса на уроках английского языка 45
2.4. Результаты контроля уровня сформированности у учащихся 5 класса грамматических и устно-речевых навыков в употреблении настоящего продолженного времени 51
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время знание иностранного языка является необходимостью. Расширение международных контактов, интеграция в мировое сообщество, широкое развитие компьютерных сетей обусловили изменение роли и места иностранного языка в системе школьного образования. В школах проводится модернизация. Одним из главных направлений этой модернизации является изучение английского языка.
Изучение иностранного языка в условиях средней
общеобразовательной школы призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Устная речь всегда занимала доминирующее положение при обучении иностранному языку, что нашло отражение в программах и соответственно в отечественных учебно- методических комплектах по иностранному языку. Владение устной речью позволяет реально использовать знания иностранного языка, находясь в языковой среде, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации [Антропова 2006: 53]. В этой связи, методическим содержанием урока иностранного языка должна быть коммуникация, а именно стремление обучать учеников общаться на данном языке. А научить этому можно только в условиях общения, то есть обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений в реальные условия. Успешность общения зависит не только от желания говорящего вступать в контакт, но и от умения реализовывать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения.
Одним из важных аспектов в обучении говорению является формирование грамматических навыков. Действительно, развитие грамматической стороны речи играет важную роль в овладении иностранным языком. Ведь именно она являются тем фундаментом, на котором строится правильная грамотная иноязычная устная речь. Объективно существует такое положение, что человек всегда говорит по правилам, то есть в соответствии с определенными закономерностями языка, которые объективируются в правилах. Говорящие не всегда осознают эти правила: грамотные и безграмотные говорят одинаково по правилам, хотя с разной степенью грамотности. По мнению Л. В. Щерба нельзя передать мысль при помощи набора лексических единиц, так как они лишь называют предмет или явление. Грамматика организует лексику, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли [Щерба 1974: 57].
Однако зачастую учащиеся в школах получают средний, а чаще низкий уровень владения иностранным языком. Большинство выпускников оказываются неспособными осуществлять устное грамотное иноязычное общение.
В методике обучения иностранным языкам давно ведется разговор о том, какой именно должна быть организация учебного процесса на уроках, которая обеспечивала бы необходимые условия для овладения учащимися грамматическими навыками в обучении устной продуктивной речи. Какие средства и методы должны использоваться, чтобы на уроках реализовывалась коммуникативная функция языка? Как создать учебную мотивацию, необходимую для поддержания интереса учащихся, и побуждения их к устно-речевому общению? Данная проблема и обусловливает актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование грамматических навыков при обучении устной продуктивной речи в 5 классе».
Объектом нашей работы будет процесс формирования
грамматических навыков в устной продуктивной речи на уроках английского языка в средней школе.
Предмет работы - методы и средства формирования языковых и устно-речевых грамматических навыков в обучении английскому языку.
Целью нашего исследования является: выявление наиболее
эффективных средств формирования языковых и устно-речевых навыков в процессе обучения английскому языку, а также разработка комплекса упражнений, направленных на формирование грамматических навыков в употреблении настоящего продолженного времени в устной продуктивной речи у учащихся 5 класса.
Анализ состояния этого вопроса в теории и практике обучения позволили сформулировать гипотезу исследования: целесообразное использование языковых и условно-речевых (коммуникативных) упражнений и игр в комплексе способствует формированию устно-речевых навыков.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть понятие коммуникативной компетенции и роль ее грамматической составляющей в обучении говорению.
2. Определить роль коммуникативного подхода и принципа ситуативности в обучении устной продуктивной речи.
3. Изучить некоторые психологические аспекты и возрастные особенности учащихся, влияющие на коммуникативную мотивацию.
4. Рассмотреть виды речевых упражнений и коммуникативных ролевых игр как средство формирования грамматических навыков в устной продуктивной речи.
5. Выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования языковых и устно-речевых навыков учащихся на уроках английского языка.
6. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических навыков в устной продуктивной речи у учащихся на уроках английского языка и применить его на практике.
Для решения указанных задач в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: отбор и систематизация психо лого- педагогической, методической литературы по теме, анализ документации (федеральные программы, учебные планы образовательных учреждений), анализ и обобщение результатов, анализ учебно-методического комплекта и других нормативных документов;
- эмпирические методы: наблюдения, опросы, изучение методико-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование;
Теоретическая значимость состоит в том, что проанализирован, обобщён и систематизирован материал по проблеме формирования грамматических и устно-речевых навыков, а также обобщен педагогический опыт учителей по обучению устной продуктивной речи учащихся пятых классов.
Практическая значимость состоит в применении методической разработки на практике, а также в том, что обобщенный педагогический опыт и методические рекомендации могут быть использованы в преподавании этого предмета в средней школе.
Формирование грамматических навыков при обучении устной продуктивной речи является одним из самых важных аспектов в обучении иностранному языку, т.к. именно этот аспект отвечает за подлинное овладение иностранным языком, за умение общаться на нем и строить речь правильно и грамотно.
В ходе педагогической практики мы поставили цель - разработать комплекс наиболее эффективных упражнений, направленных на формирование языковых и устно-речевых навыков в употреблении настоящего продолженного времени. Прежде чем мы приступили к реализации методической разработки на уроках английского языка, мы провели входной контроль уровня сформированности данных навыков у учащихся 5 класса «Свято-Симеоновской гимназии» г. Екатеринбург. Входной контроль показал низкий уровень сформированности языковых навыков, и крайне низкий уровень сформированности устно-речевых навыков у учащихся. Полученные результаты лишь подтвердили необходимость внедрения разработанного нами комплекса языковых, условно-речевых и коммуникативных игр и заданий в ход учебной деятельности.
В ходе педагогической практики нам также удалось выяснить, что в формировании грамматических навыков в устной продуктивной речи играет роль множество факторов. Прежде всего, это применение коммуникативного подхода в обучении, при котором иностранный язык выступает как средство общения, а главный акцент в обучении делается на устную коммуникацию между учащимися.
Коммуникативный подход позволяет учащимся увидеть, что языковой и речевой материал изучается для достижения актуального общения на изучаемом иностранном языке. Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности учащихся к речевому общению. Реализация же данного подхода в обучении устной речи в средней школе во многом зависит от ряда психологических факторов. Мотивация является одним из важнейших условий общения на уроке иностранного языка. Так для создания коммуникативной мотивации преподавателю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Не менее ценным условием для поддержания мотивации общения на уроке нам представилась личностная ориентация в обучении, т.е. использование таких тем на уроке, которые окажутся личностно значимыми для каждого ученика. Любой разговор способен заинтересовать учащегося, если же содержание урока касается его личности или затрагивает его интересы.
В ходе нашей работы мы также рассмотрели средства, необходимые для формирования устной коммуникативной речи учащихся. Реальное общение на уроке осуществляется посредством устной речевой деятельности, с помощью которой учащиеся стремятся решать реальные и воображаемые задачи. Одними из средств осуществления такой деятельности являются языковые, условно-речевые и коммуникативные задания. Проведенное нами практическое исследование позволяет утверждать, что для формирования устно-речевых умений важно поэтапное и комплексное использование как языковых (подготовительных), так и условно-речевых упражнений.
Подготовительные задания способствуют усвоению языкового материала, являются хорошим средством развития грамматической стороны речи и автоматизированности лексико-грамматических навыков, без которых невозможно представить правильную устную речь. Речевые же упражнения являются средством осуществления устной речи. При этом важно, чтобы только что оттренированные учащимися грамматические навыки в языковых упражнениях нашли свое закрепление в речевых заданиях, направленных на само говорение. Организующим центром обучения общению при коммуникативном подходе называются разные явления: ситуация, сфера общения, тема, социальный контакт, проблема. Согласно сторонникам коммуникативного подхода в обучении, основой вербального общения в учебных целях следует считать речевую ситуацию. Именно речевая ситуация способна поставить учащегося в такие условия, когда активизируется его речемыслительная деятельность. Ситуативная организация учебного материала толкает учащегося на проявление коммуникативной активности, стимулирует самостоятельную речевую деятельность, а также служит источником мотивации к общению.
Еще одним важным методическим приемом формирования грамматических навыков при обучении устной продуктивной речи у учащихся являются учебные коммуникативные игры, в основе которых лежит имитация общения. Использование учебных коммуникативных игр служит активизацией учебного процесса и является эффективным средством развития устно-речевых умений. В ходе нашего методического эксперимента мы выяснили, что любой учащийся бессознательно или сознательно готов к игре, к самовыражению, а значит и к устному общению на иностранном языке. Речевая направленность, присущая коммуникативно-ситуативным упражнениям и играм предоставляет учащимся возможность осуществлять устную коммуникацию, приближенную к условиям реального общения. Что, в свою очередь, способствует повышению учебной мотивации и более качественному овладению устно-речевыми навыками.
Что касается организации учебно-воспитательного процесса, то здесь важным условием является применение многообразных форм работы, а именно: парная, групповая, коллективная и индивидуальная. Смена речевого партнера и новизна представленного учебного материала также способствуют активизации речевой деятельности учащихся.
По проведении нашего методического экспериментального исследования, мы провели промежуточный (итоговый) контроль уровня сформированности языковых и условно-речевых навыков учащихся. Как показали результаты контроля, уровень владения этими навыками значительно возрос, а именно: СОУ проверки языковых навыков учащихся изменился с 38,29% до 62,29%, а СОУ проверки устно-речевых навыков учащихся возрос с 34,29% до 57,14%.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс языковых, условно-речевых упражнений и коммуникативных игр оказался достаточно эффективным в формировании грамматических и устно-речевых навыков учащихся.
Итак, эффективность и результативность формирования устной коммуникативной компетенции, а в частности устно-речевых навыков, во многом зависит от соблюдения следующих условий:
- учёта коммуникативного и личностно-ориентированного подходов в формировании коммуникативной компетенции у школьников;
- занимательность и новизна содержания обучения иноязычному общению, организационных форм и методов работы;
- стимулирование и поддержание учебной и коммуникативной мотивации;
- широкое использование устных коммуникативных игр и заданий;
- создания положительного эмоционального фона в ходе учебного процесса;
- приближенность учебно-речевой деятельности реальному процессу коммуникации;
Последнее, на наш взгляд, имеет особую практическую значимость, т.к. показывает учащимся реализацию коммуникативной функции изучаемого языка.
Для создания условий адекватных реальному общению и ориентирующих учащихся на участие в иноязычном речевом общении на межкультурном уровне необходимо также подключение таких принципов, как ситуативность, речевая направленность, естественность, связь с действительностью.
Учет всех вышеперечисленных факторов и принципов ведет к успешной организации учебной деятельности, которая обеспечивает качественное формирование у учащихся грамматических и устно-речевых навыков и умений говорения.
Как свидетельствуют результаты нашей апробации, именно комплексное выполнение языковых, условно-речевых и устных коммуникативных заданий и игр, ведет к достижению основной учебной цели, а именно владению грамотной устной иноязычной речью.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи и достигли цели нашей выпускной квалификационной работы - выявили наиболее эффективные средства формирования грамматических навыков в обучении устной продуктивной речи учащихся в средней школе и подтвердили это экспериментальным путем в ходе выполнения практической деятельности.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
[Электронный ресурс]. URL: http: //минобрнауки ^/documents/93 8
(дата обращения: 05.02.2016).
Печатные издания
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
2. Антропова А.И. Педагогические технологии при обучении английскому языку / А.И. Антропова. - 2006, 128 с.
3. Ариян, М.А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах с неоднородным составом обучаемых [Текст] / М.А. Ариян / Иност. яз. в шк. - 2007. - №1. - 272 с.
4. Арчегова С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка [Текст] / С. З. Арчегова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — 528 с.
5. Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - Вып. 18. - 127 с.
7. Бим, И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса [Текст] / И.Л. Бим // Иностр. яз. в шк. — 1996. — № 1. - 168 с.
8. Бойкова Г.В. Ситуации на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. — № 1. — , 2009 с. 178 с.
9. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 5. - 230 с.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 362 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. — М.: Арти-Глосса, 2010. — 186 с.
12. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ИЯШ. 1985. № 2. - 210 с.
13. Гольдштейн Я.В. Групповое взаимодействие как фактор успешности овладения иностранным языком. //Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. /Под ред. А.В. Петровского и Г. А. Китайгородской. - М., 1983 - 276 с.
14. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
15. Дрожжина Т.Е. Использование ситуаций - одно из действенных средств повышения эффективности урока. // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 6.- 253 с.
16. Елухина Н.В., Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М., 2007. №2 - 175 с.
17. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991. - 273 с.
18. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности [Текст] / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. - М.: Педагогика. - 1989. - 241 с.
19. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. - 2003. — № 3. - 183 с.
20. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку — М., 2000. - 145 с.
21. Коломиец, Б.К., Разработка нового поколения образовательных
стандартов высшего образования: экспериментальный подход [Текст] / Б.К. Коломиец, О.А. Васильева // Материалы XIV Всероссийского совещания - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов. - 2004. - 123 с.
22. Коммуникативная компетенция: теория и практика обучения / С. Савиньон. - М.: Слово, 1983. - 164 с.
23. Корнева Л.П. Иностранные языки в школе / Л.П. Корнева. — М.: Просвещение, — 2006. - 292 с.
24. Левитан, К.М. О содержании понятия “коммуникативная компетентность”. Перевод и межкультурная коммуникация [Текст] / К.М. Левитан // Екатеринбург: Издательство АБМ. - 2001. - вып.2. - 362 с.
25. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. // ИЯШ, 1985, № 5. - 232 с.
26. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн.,
2009. - Вып. 9. - 102 с.
27. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС / сост. М. И. Лукьянова. / Народное образование. — 2012. — № 8. - 270 с.
28. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
29. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2000 — №5. - 324 с.
30. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 2015. - 285 с.
31. Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт // Общая методика обучения иностранным языкам. М., 2005. - 273 с.
32. Пассов Е.И. Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. - М.: Изд-во «Русский язык». Курсы,
2010. - 640 с.
33. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. — ИЯШ, 2005. - 217 с.
34. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому образованию в методических целях. ИЯШ. № 3, 2005. - 310 с.
35. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. — М.: Прогресс, 1983. - 122 с.
36. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе / А.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 1986. - 111 с.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 238, [2] с.
38. Уайзер, Г.М. Обучение устной речи и проблема учебника иностранного языка [Текст] / Г.М. Уайзер // Методическая мозаика. - 2006. - 236 с.
39. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Страсбург. Совет Европы Пресс, 1995
40. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 327 с.
41. Brumfit, Ch. and Johnson, K. (eds.) The Communicative Approach to Language Teaching. Oxford: OUP, 2009. - 385 с.
42. Morrow, K. Principles of communicative methodology. In: K. Johnson and K. Morrow (eds.) Communication in the Classroom. Longman, 2003. - 284 с.
43. Scrivener Jim. Teaching grammar. — Oxford basics. Oxford University Press, 2003. — 65 с.
44. Thornbury Scott. How to teach grammar. - Longman. — 1999. - 189 с.
Электронные ресурсы
1. Примерная программа основного общего образования по английскому
языку - 2004. [Электронный ресурс]. URL:
http://window.edu.ru/library/resources (дата обращения 5.07.2016)
2. K. Johnson, D. Porter. Perspectives in Communicative Language Teaching. London, 1983. [Электронный ресурс] URL: www.hltmag.co.uk/.../sart05.rt (дата обращения: 14.03.2016)