РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Теоретические подходы к понятию «механизмов социальной
адаптации» 15
1.1 Понятие «социальной адаптации»: виды, уровни, категории 15
1.2 Теоретические основы понятия «механизмов социальной
адаптации» 22
1.3 Особенности трудоустройства и адаптации молодежи в
современных социально-экономических условиях 26
2. Исследование механизмов социальной адаптации к рынку труда
выпускников в УрФУ 31
2.1 Общая характеристика деятельности организации 31
2.2 Характеристика выборки и методов исследования 38
2.3 Анализ результатов исследования механизмов социальной
адаптации к рынку труда выпускников в УрФУ 42
3. Разработка механизма повышения адаптационных возможностей
выпускников УрФУ 62
3.1 Разработка методических рекомендаций «Технологии
эффективного трудоустройства» по эффективному поведению и адаптации на рынке труда выпускников УрФУ 62
3.2 Разработка и внедрение методических рекомендаций
«Технологии эффективного трудоустройства» в электронное образовательное пространство УрФУ 64
3.3 Требования к организации разработки и внедрения ЭОР Методические рекомендации «Технологии эффективного
трудоустройства» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЯ С 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 83
Актуальность исследования. В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с трудовой реальностью, которая приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей, что напрямую ведет к возникновению безработицы, негативно влияющей на социально-психологическое развитие молодых людей и способствующей исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, тем самым нарушая процесс адаптации.
Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются: низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства; несоответствие профессионально-квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных, в основном, на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие. Фактором, затрудняющим положение молодежи на рынке труда, является недостаточная информированность и компетентность молодых людей в вопросах его функционирования и перспектив развития.
Это еще более актуализируется в условиях нестабильности, когда в течение достаточно короткого периода одни профессии становятся
невостребованными, а другие оказываются на пике спроса, а высшая школа не в состоянии оперативно реагировать на динамичные изменения рынка труда, обострения проблемы трудоустройства выпускников вузов в современной социально-экономической ситуации в России, вызванной изменением структуры занятости и ограниченностью взаимодействия между формирующимися работодателями и высшей школой. Экономический кризис еще более усугубляет сложившуюся ситуацию, способствуя сохранению устаревших, непривлекательных, вредных для здоровья производств и низкий уровень заработной платы, которые значительно отстают от всевозрастающих потребностей современной
высокообразованной молодежи.
Таким образом, современная ситуация на молодежном сегменте рынка труда отличается высоким уровнем безработицы и нестабильности, дисбалансом между актуальными и востребуемыми рынком труда профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. Вышесказанное характеризует заявленную проблему адаптации к рынку труда выпускников вузов как актуальную и требующую совершенствования.
Актуальность темы исследования усиливается ее практической направленностью. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда.
Степень разработанности проблемы. Комплексный подход к проблеме повышения адаптации молодых специалистов предполагает рассмотрение совокупности областей, ее составляющих, в том числе: проблемы ценностных ориентаций молодежи, молодежной безработицы и обеспечения занятости, профессионального определения и трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов.
Проблеме молодежной безработицы и обеспечения занятости на рынке труда посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов и социологов: П. Бурдье [9], Я.В. Дидковской [16], В.Т. Лисовского [27], который одним из первых дал определение категории понятия «молодежь». Из современных исследований следует выделить работы Е. Аврамовой [3], Ю. Верпаховской [4], А. Долговой [17], И. Жуковой [17].
Многие авторские исследования изучают проблему ценностных ориентаций молодежи и несоответствия выбранной студентами профессии запросам рынка труда: М. Х. Титмы [46], В. Г. Немировского [30], Ю.Р. Вишневского [14] и других. В последнее время стал затрагиваться вопрос о желании выпускников работать по своей специальности.
Вопросы адаптации молодых специалистов на рынке труда рассматриваются, например, в учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом Ю.Г. Одегова [31], А.Я. Кибанова [48], Т.Ю. Базарова [47], Б.Л. Еремина [47], Е.В. Маслова [29].
Современная ситуация в обществе ставит молодежь в очень сложные условия. Особенно это касается экономической сферы, трудоустройства. Так, отсутствие системы распределения выпускников учебных заведений, исключающая гарантию их занятости по специальности, ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы. На первый план выступают требования работодателей не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к личностным характеристикам выпускника. Таким образом, для обеспечения эффективной занятости молодежи существует необходимость разработки новых социальных механизмов повышения адаптационных возможностей молодежи на рынке труда.
Актуальность проблемы совершенствования механизмов обеспечения эффективной занятости молодежи и регулирования молодежного сегмента рынка труда в условиях реформирования экономики определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является социальная адаптация выпускников вуза.
Предметом исследования являются механизмы социальной адаптации к рынку труда выпускников УрФУ.
Цель исследования - анализ адаптации выпускников вуза на рынке труда и разработка мероприятий, повышающих ее эффективность.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• изучить теоритические основы понятий «социальная адаптация», «механизмы социальной адаптации»;
• выявить специфические адаптационные возможности молодежи как особой социальной общности;
• дать характеристику организации ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»;
• описать и обосновать методы сбора информации, используемые для исследования и выявления проблем по наличию совершенных механизмов адаптации к рынку труда выпускников УрФУ и необходимости внедрения нового;
• провести исследование в организации и проанализировать результаты;
• описать программу разработки и внедрения методических рекомендаций «Технологии эффективного трудоустройства» по повышению адаптации к рынку труда выпускников УрФУ в электронное образовательное пространство УрФУ;
• разработать требования к организации разработки и внедрения методических рекомендаций «Технологии эффективного трудоустройства»...
Современная ситуация на молодежном сегменте рынка труда, несмотря на ряд позитивных изменений, остается достаточно напряженной. Механизмы, регулирующие рынок труда, отношения между работодателями и рабочей силой, на практике не обеспечивают такие условия, когда в трудовой процесс вовлекается молодежь. Существующая система подготовки функционирует недостаточно эффективно, не обеспечивая соответствие процесса профессионального обучения молодежи условиям и требованиям рынка труда.
В связи с этим, необходимым условием сегодня является совершенствование механизмов с большими адаптационными возможностями, которые бы эффективно решали проблему занятости молодежи.
Основными направлениями деятельности по содействию адаптации молодежи на рынке труда должны стать: приведение в соответствие с современными требованиями и условиями рынка труда системы образования, профориентации, профессиональной подготовки; наличие обратной связи между субъектами рынка труда в вопросах о взаимных потребностях и ожиданиях, а также о прогнозируемых тенденциях их развития; содействие временному и постоянному трудоустройству как учащейся молодежи, так и выпускников средне специальных и высших учебных заведений; содействие молодежному предпринимательству. Не менее значимыми условиями успешной адаптации молодежи на рынке труда являются формирование системы ценностных ориентаций,
профессиональной и карьерной мотивации, коммуникативной, социальной и деятельностных компетенций, отвечающих запросам рынка труда.
В ходе нашего исследования были получены результаты:
• изучены теоретические основы понятий «социальная адаптация», «механизмы социальной адаптации»;
• выявлены специфические адаптационные возможности молодежи как особой социальной общности;
• дана характеристика организации ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»;
• описаны и обоснованы методы сбора информации, используемые для исследования и выявления проблем по наличию совершенных механизмов адаптации к рынку труда выпускников УрФУ и необходимости внедрения нового;
• проведено исследование в организации и проанализированы результаты, сделаны выводы;
• описана программа разработки и внедрения методических рекомендаций «Технологии эффективного трудоустройства» по повышению адаптации к рынку труда выпускников УрФУ в электронное образовательное пространство УрФУ;
• разработаны требования к организации по разработке и внедрению методических рекомендаций «Технологии эффективного трудоустройства».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2015. - 816 с.;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., 2015. - С.272;
3. Аврамова, Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов / Е. М. Аврамова // Общественные науки и современность.
• 2011. - № 3;
4. Аврамова Е., Верпаховская Ю. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2006. - № 6;
5. Батыргишиева, А. К вопросу о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования / А. Батыргишиева // Человек и труд. - 2011. - № 6;
6. Белая, А.В. Профессиональная адаптация молодых специалистов к рынку труда / А. В. Белая // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №;
7. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А - О).
• М., 2015. - С.17
8. Борисова, А.А. Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика / А. Борисова, М. Киселева // Ректор вуза. - 2015. - № 1;
9. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М., 1993. - 336 с.;
10. Бурлуцкая, М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидание выпускников и реалии современного общества / М.Г. Бурлуцкая // Социология образования. - 2012. - № 9;
11. Васильев, А. А. Государственное регулирование и молодежный рынок труда / А. А. Васильев // Власть. - 2014. - № 11;
12. Вербицкая, Н.О. Профессиональные ориентиры современной молодежи / Н. О. Вербицкая, Л. В. Оринина // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 5;
13. Вишневская, Н.Г. Молодежный сегмент рынка труда: определение и классификация / Н. Г. Вишневская // Финансовый бизнес. - 2015. - № 2. - С. 39-42;
14. Вишневский, Ю. Р. Ценностные ориентации и установки университетской молодежи (сравнительный анализ результатов российско- украинского исследования) / Ю.Р. Вишневский, О. Р. Белова, Л.Н. Боронина,
З. В. Сенук и др. // Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики. - 2012. - С. 183-198;
15. Ворона, М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. - 2016. - № 8...