ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 20
2 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
НА ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 30
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕГИОНАХ РОССИИ 30
2.2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ 49
3 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СТИМУЛИРОВАНИЯ 57
3.1 РАЗРАБОТКА ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ 57
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
Международный опыт подтверждает факт того, что сектор малого бизнеса является важным фактором развития рыночных отношений и создания конкурентной рыночной среды. Помимо этого, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, что частично способствует решению проблемы безработицы в странах мира.
Согласно зарубежным и отечественным исследованиям малого бизнеса, возможности малого предпринимательства в России используется далеко не в полном объеме. А нынешняя экономическая ситуация в стране лишь подчеркивает потребность в укреплении унифицированного рыночного пространства, увеличении поддержки и разработке программ для стимулирования развития малого бизнеса. При этом подобные программы должны проводиться не только в конкретных областях, а во всех сферах экономической деятельности и во всех регионах России для улучшения территориальной структуры и снижении неравенства в регионах [18, с.227].
Ситуация развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации складывается следующим образом: согласно данным Федеральной службы государственной статистики первое место среди Федеральных Округов России и, следовательно, субъектам Федерации занимает Центральный Федеральный Округ России по количеству Высших Учебных Заведений и уровнем затрат на развитие Информационно-Коммуникационных Технологий. Однако, несмотря на доминирование субъектов Центрального Федерального Округа, малого предпринимательства в других регионах тоже развивается, хоть и не такими темпами [7, с. 51].
Развитие малого предпринимательства - это одна из самых важных задач государства. Ведь именно малое предпринимательство, согласно, международной статистике среди всего предпринимательства в целом имеет большую долю вклада в ВВП развитых стран. Во многих европейских странах они составляют до 80% валового внутреннего продукта и структуры занятости. Ситуация в России совсем другая; в стране все еще есть определенные остатки советского типа экономики, причем предпочтение отдается крупным организационным формам экономической деятельности. Сегодня МСП развиваются, и правительство разрабатывает и проводит мероприятия по поддержке малого предпринимательства, но они по-прежнему выступают в качестве вспомогательных элементов и еще не зарекомендовали себя как самодостаточные экономические агенты. Единственное исключение наблюдается на предприятиях, функционирующих в сфере онлайн-торговли, информационных технологий и маркетинга, где можно наблюдать успешные примеры как малых, так и средних предприятий.
В развитых странах поддержка микро и малых предприятий считается важной в стратегическом плане для развития экономики задачей. Однако по статистике всего 3,4% предприятий малого предпринимательства в Российской Федерации существует более трех лет - остальные закрываются раньше. Например, темп роста зарегистрированных ИП в России по-прежнему остается низким, и их число ежегодно увеличивается всего лишь на 4%. В то время как количество индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность, увеличилось на целых 11%. Согласно данным ФНС на апрель 2016 года в ЕГРИп было зарегистрировано 3,5 млн. ИП, а прекратило деятельность за все время 7,7 млн. человек.
Несомненно, на успех развития малого бизнеса оказывают влияния такие основные экономические факторы, как сырье и высокие ставки по кредитам. Однако следует понимать, что ситуация в каждом регионе страны разная, и поэтому на успешное развитие малого бизнеса могут оказать влияние особенности этих регионов. Это, например, может быть доступность электроэнергии и газа, уровень развития информационно-коммуникационных технологий, а также, поскольку малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, то и уровень безработицы региона тоже можно привести в качестве фактора, который может стимулировать мелких предпринимателей открыться именно в этом регионе.
В 2017 году планировалось сделать 2018 год Годом предпринимательства. Данная инициатива была поддержана Министерством экономического развития, а в мае 2017 года на федеральном портале проектов НМА был размещен Проект Указа Президента РФ о проведении в России Г ода предпринимательства. Однако позже было принято решение заменить Год предпринимательства на Год лицедейства (Год театра и Год балета). В результате государство сократило программу поддержки МСП в 2017 и 2018 гг., объявило рост налогов и сборов в 2017 году, рост акцизов на топливо. Помимо этого рост дополнительной налоговой нагрузки на бизнес в 2018 году составит порядком 150 млрд. руб. (налог на движимое имущество, сборы, акцизы), например, в Москве запланирована массовая реновация (процесс улучшения, реконструкции, реставрации без разрешения целостности структуры здания), в результате чего под угрозой находится 2,5 миллиона предпринимательских объектов и прочее.
Таким образом, данная тема отличается высокой актуальностью, поскольку проблема малого предпринимательства в России с каждым годом становится все острее. Это происходит как из-за недостаточности государственной политики, поддерживающей малое предпринимательство, а также из-за напряженной и нестабильной экономической ситуации, сложившейся в России. В настоящее время исследование экономических факторов, стимулирующих развитие малого предпринимательства, а также создание соответствующей рыночной среды для успешного функционирования МСП является актуальной как для российских, так и для зарубежных ученых.
Цель работы: разработать эконометрическую модель для оценки влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства в регионах России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономико-правовые вопросы анализа малого предпринимательства;
• выявить особенности развития малого предпринимательства в регионах России;
• оценить эконометрическую модель для выявления факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в регионах России;
• апробировать разработанную эконометрическую модель;
• предложить возможные меры поддержки малого предпринимательства в регионах России.
Объектом исследования являются социально-экономически факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в регионах России.
Предмет исследования: оценка степени влияния факторов,
стимулирующих развитие малого предпринимательства в регионах России.
В процессе написания дипломной работы использовались такие методы исследования, как анализ данных, статистические и экономико-математические методы выявления закономерностей и противоречий развития малого предпринимательства. Для аналитического расчета применялись следующие эконометрические методы: методы анализа и группировки информации, методы экономического моделирования.
Степень разработанности проблемы: несмотря на необходимость дальнейшего исследования факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства в России, подобная тема поднималась в работах российских и зарубежных исследователей, в том числе в рамках выполнения проекта для международных организаций: О. Баканач и др. исследовали данную тему в 2016 году, Д. Плетнев и В. Бархатов, Е. Николаева исследовали данную проблему в России. Зарубежные исследователи, исследовавшие данную тему, рассматривали не только Россию, но и другие страны мира - Ватанабе, Масато, а Европейский инвестиционный банк опубликовал собственное исследование в 2013 году.
В рамках исследований разработана эконометрическая модель для оценки влияния региональных факторов, на развитие малого предпринимательства, отличием которой является возможность выявления факторов оказывающих наибольшее влияние на его развитие, что дает возможность предложить меры по развитию малого бизнеса и позволит лучше адаптировать государственные программы поддержки развития малого предпринимательства для регионов России.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов государственными органами поддержки развития малого предпринимательства, для обоснования мер поддержки и разработки программ по развитию малого бизнеса в регионах России.
Базой данных послужили данные Федеральной службы государственной статистики, ФНС и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) об эффективности экономической деятельности малого предпринимательства и данные по социально-экономическим показателям регионов России.
Структура диссертации построена следующим образом: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность и теоретическую и практическую значимость исследования, определяет предмет, объект, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются общие теоретико-методологические основы развития малого предпринимательства. Первая глава состоит из двух параграфов: в первом параграфе раскрываются концептуальные и правовые аспекты малого предпринимательства; во втором параграфе - анализируется степень изученности данной темы.
Вторая глава посвящена эмпирическому анализу и делится также на два параграфа. В первом параграфе анализируется ситуация развития малого предпринимательства в России. Во втором параграфе рассматриваются основные факторы, которые могут оказывать влияние на развитие малого предпринимательства, а также формулируются гипотезы исследования, которые тестируются в третьей главе.
В третьей главе строится и оценивается эконометрическая модель, интерпретируются результаты эмпирического анализа, а также даются рекомендации по совершенствованию политики, направленной на развитие малого предпринимательства.
В заключении интерпретируются основные выводы , полученные из всей работы.
Общий объем магистерской диссертации составляет 93 страницы. Работа содержит 6 таблиц, 9 рисунков, 4 приложения.
Малое предпринимательство играет значимую роль в развитии экономик стран мира. Это доказывает высокая доля малых и средних предприятий в доле ВВП в развитых странах. Помимо этого, малые предприятия являются одним из основных источников занятости во многих странах. В настоящее время международными организациями и правительствами стран активно исследуется малое предпринимательство, изучаются проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес. Международное сообщество говорит о необходимости стимулирования развития малого предпринимательства, способствовании ему в выходе на международный рынок (увеличение участия в экспорте и импорте), а также оказании финансовой поддержки.
Как уже было сказано выше, в настоящее время в России проблема развития малого бизнеса остается нерешенной: доля ВВП составляет лишь 19,9% (на 2016г.), а доля занятости от общего числа - 25%. При этом, 45% МСП находится в 10 субъектах Российской федерации (а именно г. Москва и близкие к ней регионы), что говорит о неравномерном распределении малых предприятий на территории России и необходимости поддержки малых предприятий в отдаленных регионах.
Для развития малого предпринимательства необходимо определить основные пути решения социально-экономических проблем, например, в направлении увеличения объема поставляемых товаров и услуг на российском рынке, увеличения доли участия МП в экспорте, обеспечения высокого уровня занятости населения и доли присутствия малых предприятий в региональном ВВП и в ВВП страны.
На данном этапе развитие малого предпринимательства в России довольно затруднено, в первую очередь, из -за недостаточности финансирования, ежегодно выделяемого государством в целях реализации государственных программ, поскольку с каждым годом размер финансирования становится все меньше. Тем не менее, государство активно разрабатывает меры и принимает соответствующие законопроекты для повышения эффективности деятельности малого предпринимательства и увеличения его роли в экономике субъектов России. Таким образом, предприниматели имеют возможность получить гранты на конкурсной основе, которые должны быть направлены на открытие нового бизнеса. Также в рамках государственной поддержки предприниматели имеют возможность получить кредиты на льготных условиях.
После проведения анализа и выделения факторов, влияющих на развития малого предпринимательства, в работе были поставлены четыре гипотезы и построены две эконометрические модели для их тестирования.
Согласно оценкам двух регрессий можно сделать вывод, что рост уровня безработицы в регионе оказывает значимое отрицательное воздействие на количество малых предприятий в субъектах России. Т.е. при увеличении безработицы на 1% показатель малого предпринимательства в регионах будет снижаться. Таким образом, первая гипотеза о положительном влиянии безработицы на развитие МСП была опровергнута.
Вторая гипотеза исследования о положительном воздействии уровня производства и подачи электроэнергии, газа и воды на развитие малого предпринимательства в целом, подтвердилась. Во второй модели данный показатель оказался незначимым, а в первой модели - значимым, причем оказывающим положительное воздействие на развитие малого бизнеса в регионах. Однако коэффициент оказался не сильно большим: таким образом, при увеличении данного показателя на 1% количество малых предприятий в регионе увеличится на 1 ед.
Как и предполагалось развитие информационно-коммуникационных технологий, а именно рост затрат администрации региона на развитие информационно-коммуникационных технологий, положительно сказывается на развитие малого предпринимательства. Таки образом, при увеличении уровня развития информационно-коммуникационных технологий в том или ином регионе, количество малых предприятий должно увеличиваться. Это подтверждает третью гипотезу, поставленную в нашем исследовании. Стоит отметить, что развитие информационно-коммуникационных технологий позволит малым предприятиям более быстро принимать информацию, использовать более развитые коммуникационные технологии и быстро обрабатывать поступающую информацию.
Четвертая гипотеза в исследовании также подтвердилась. Доля городского населения как фактор, оказывающий влияние на развитие малого предпринимательства в регионе, положителен и значим в двух моделях. Однако стоит отметить, что для таких регионов, как Алтайский край, у которых наблюдается значительно ниже доля городского населения, чем у других субъектов, малое предпринимательство будет медленнее развиваться. Из-за неравного распределения городского населения по стране, особое внимание необходимо также уделять отдаленным регионам, увеличивая урбанизацию, которая, в свою очередь, способствовала бы развития малого предпринимательства.
Стоит также отметить, что государство активно разрабатывает государственные программы стимулирования малого предпринимательства в России, которые предполагают получение предпринимателями различных субсидий и грантов на открытие, развитие и поддержание бизнеса. Тем не менее, согласно региональной тенденции увеличения количества предприятий, можно утверждать, что государственная политика реализуется не в полной мере. В большей степени государственную поддержку получают предприниматели в регионах, близких к центральному. Развитие же малого предпринимательства в отдаленных регионах остается низким. Поэтому государству необходимо перераспределить субсидии и гранты по регионам РФ.
Также, ожидая положительного эффекта от реализации государственных программ, должно заинтересовать население, дать гарантии, что их предприятия не останутся без поддержки. В связи с этим, стоит также пересмотреть идеологию проводимой политики в области поддержки малого бизнеса, которая должна носить следующий характер:
• малое предпринимательство играет в стране и субъектах страны важную социально-экономическую роль, особенно в тех регионах, где социально-экономические показатели находятся на низком уровне;
• стабильное выполнение данной роли малым предпринимательством возможно, только при стабильной налоговой и финансовой политики государства не только в сфере предпринимательства, но и экономики в целом.
В заключении можно сказать: в работе был проведен анализ экономической ситуации по малым предприятиям в целом по стране, были сформулированы четыре гипотезы, одна из которых была опровергнута (влияние уровня безработицы на малое предпринимательство). Три оставшиеся гипотезы, в целом, подтвердились в ходе апробации эконометрических моделей. Было проанализировано, что большая часть малых предприятий располагается в Центральном федеральном округе, где уровень урбанизации довольно высок по сравнению с другими регионами, вследствие чего, возможно, эти регионы в экономическом развитии отстают от Центрального ФО. С другой стороны, в некоторых регионах был замечен высокий уровень затрат на развитие информационно-коммуникационных технологий. Например, в Иркутской области было направлено 15 801 млн. руб. по сравнению с Ленинградской областью (10 002 млн. руб.) в 2016 году, и такое различие при сравнении этих регионов наблюдается с 2010 года несмотря на то, что Ленинградская область расположена ближе к центральной части России, чем Иркутская.
1. Борисов С. [Текст] Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах страны / С. Борисов // Индекс ОПОРЫ. - 2009г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), статья 132. Предприятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/7b 14f3572ac092fdf0b4b2 9126a3b93bf96e05b7/ (дата обращения: 15.01.2019)
3. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf (дата обращения: 15.01.2019)
4. Захарченко В.И. Сумма знаний в экономике: в 12 т. [Текст]: справочное пособие / В.И. Захарченко, Э.А. Кузнецов. - О.: Наука и техника, Т.1. - 2008. - 352 с.
5. Как поощряется в России малый бизнес? инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.factograph.info/a/29015151.html (дата обращения: 31.01.2019)
6. Кернякевич П.С. [Текст] Состояние предпринимательства в Российской Федерации. Почему закрывается малый бизнес? / П.С. Кернякевич, Чухнова Е.В. // Economic Development Research Journal. - 2016 г. - С. 76-81
7. Малое и среднее предпринимательство в России. [Текст] 2017: Статистический сборник / Росстат. - М., 2017. - 78 с.
8. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебник / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 560 с.
9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения: 21.09.2018)
10. Abe Ye M.L. [Текст] Building Building resilient supply chains against natural disasters: the cases of Japan and Thailand / M.L. Abe Ye // Global Business Rev. - 2013 г. - P. 567-586
11. Ajay T. [Текст] Enhancing the validity and cross-cultural comparability of measurement in survey research / T. Ajay, A.S. Joshua, J.L.M. Christopher, G. King // American Political Science Review - 2004 г. - P. 191-207
12. Anastassopoulus G. [Текст] The Performance of Multinational Agribusiness: Effects of Product and Geographical Diversification. Multinational Agribusiness / G. Anastassopoulus, R. Rama // New York: Haworth Press - 2008 г. - P. 73-114
13. Arellano M. [Текст] Panel Data Models. Some Recent Developments. In: Heckman / M. Arellano, B. Honoré // Handbook of Econometrics - 2001 г. - P. 1023-1102
14. Arie K. [Текст] Validating the use of anchoring vignettes for the correction of response scale differences in subjective questions / K. Arie // Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society) - 2011 г. - P. 575-595
15. Azam R. Determinants of Business Success of Small and Medium Enterprises / J.C. Jasra, A.I. Hunjra, M.A. Khan, R.A.U. Rehman, R. Azam // International Journal of Business and Social Science - 2011 г. - P. 274-281...