ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 7
1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 19
1.3 ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 24
2 ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПЛАНИРОВАНИЮ
ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ 38
2.1 ОСОБЕННОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 38
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ОТ ОПЕРАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА НЕЕ 46
2.3 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 56
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 65
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ РЕСТОРАНОВ «СВОЯ
КОМПАНИЯ» 65
3.2 ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕТИ РЕСТОРАНОВ «СВОЯ КОМПАНИЯ» 75
3.3 МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕТИ РЕСТОРАНОВ 83
3.4 ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ
РЕСТОРАНОВ «СВОЯ КОМПАНИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
Актуальность темы исследования. Операционная деятельность играет значительную роль в формировании конечного финансового результата коммерческой организации. Поэтому планирование операционной деятельности является актуальной задачей. Операционная деятельность организации различных сфер экономики имеет свою специфику.
В связи с этими обстоятельствами является актуальным обобщение методических подходов к планированию операционной деятельности в ресторанном бизнесе и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование планирования.
Цель магистерской диссертации заключается в совершенствовании планирования операционной деятельности сети ресторанов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• обобщение теоретических аспектов планирования деятельности коммерческой организации;
• выявление особенностей ресторанного бизнеса и анализ действующей практики планирования операционной деятельности;
• разработка методики планирования операционной деятельности сети ресторанов.
Объектом исследования является операционная деятельность сети ресторанов.
Предметом исследования является планирование операционной деятельности.
Методы исследования включают теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, статистический и экономический анализ.
Степень разработанности проблемы. Процесс планирования на предприятии рассматривают такие авторы, как Рязанова В., Люшина Э., Стрелкова Л., Мукушева Ю., Павеллек Г., Ковалев А.И.
Планированию прибыли на предприятии особое внимание уделяют следующие авторы: Фридман А, Высоцкий А.А., Бехтерева Е., Балабанов И.Т., Овчинникова И.В., Паркинс Л., Масленникова Н.П.
Показатели, характеризующие эффективность бизнеса, рассматривают такие авторы, как Вагазова Г.Р., Ковалев А.И., Параскан К.Н., Рябец П.С., Бондаренко Т.Н., Попов Р.А., Толпыкин И.Б., Филиппов А.А., Друкер П.Ф., Жемчугов А.М., Жемчугов М.К., Папирян Г.А.
Значительное внимание уделено показателям эффективности ресторанного бизнеса у таких авторов, как Гвоздовская В.В., Волкова И.В., Миропольский Я.И., Мумрикова Г.М., Кондрашин А.А., Ицков С.В.
Особенности ресторанного бизнеса раскрывают такие авторы, как Мартыненко К., Лялин А., Курочкина О., Гвоздовская В., Сухин Д., Кондрашин Д., Гурбунов С., Ицков С.В.
Несмотря на широкое исследование проблем, связанных с особенностями формирования и распределения доходов и расходов предприятий общественного питания, оценки эффективности деятельности ресторанов, нерешенной остается проблема выбора эффективного метода планирования.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели планирования операционной деятельности сети ресторанов, направленной на увеличение суммы прибыли и повышение эффективности деятельности организации. В диссертации предложено использование нормативного метода для планирования операционной деятельности сети ресторанов. Применение нормативного метода базируется на использовании научно обоснованной нормативной базы. Определен перечень и процедуры разработки норм и нормативов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного инструментария в процессе планирования операционной деятельности сети ресторанов, что, в свою очередь, создает предпосылки для увеличения суммы прибыли положений и повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания.
Использование нормативного метода планирования позволит выявить «узкие» места в работе ресторанов, оптимизировать расходы организации, повысить качество использования ресурсов, составить план мероприятий по повышению эффективности.
Эмпирическая база исследования включает данные финансовой и статистической отчетности сети ресторанов «Своя компания».
Диссертация содержит 3 главы. Во введении обоснована актуальность исследования, отражена степень разработанности проблемы, определены цель и задачи, сформулирована научная новизна, отражены основные результаты, полученные автором.
В первой главе представлены результаты теоретических и методологических основ планирования деятельности организации. Выявлена его необходимость и взаимосвязь с другими функциями управления в процессе реализации целей предприятия. Выделены и охарактеризованы методы планирования деятельности организации. Рассмотрены понятия прибыли, операционной деятельности предприятия. Выявлена взаимосвязь размера операционной прибыли и эффективности основной деятельности организации. Сделаны выводы о том, что при выборе метода планирования необходимо учитывать специфику деятельности коммерческой организации.
Во второй главе выявлены специфические особенности ресторанного бизнеса. Охарактеризованы используемые методы планирования доходов в ресторанах. Выявлен перечень показателей, используемых для характеристики эффективности ресторанного бизнеса. Определен порядок расчета показателей и выявлена зависимость показателей от различных факторов. Сформулирован вывод о целесообразности применения нормативного метода планирования.
В третьей главе представлена модель планирования операционной деятельности на основе нормативного метода. Предложены состав нормативной базы и приведены процедуры определения значений нормативных показателей. Представлены формулы расчета показателей, определяемых расчетным путем. Приведены результаты апробации предложенного инструментария планирования на примере сети ресторанов «Своя компания», что позволило исследовать практические аспекты применения разработанного инструментария планирования.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.
Одна из основных функций управления организацией - планирование деятельности организации. Планирование взаимодействует с другими функциями управления, такими, как организация и координация деятельности, контроль, регулирование и стимулирование.
Процесс планирования организует процесс реализации целей предприятия. Результатом процесса планирования является достижение к концу планового периода обозначенных показателей.
Рассмотрение теоретических основ планирования позволило выделить и охарактеризовать методы планирования деятельности организации.
В условиях рынка целью любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Основную сумму прибыли коммерческая организация планирует получить от операционной деятельности. Операционная деятельность представляет собой основную деятельность предприятия по производству продукции и торговле покупными товарами.
Прибыль, полученная от осуществления операционной деятельности, имеет наибольший удельный вес в сумме общей прибыли предприятия. Операционная прибыль - это прибыль, полученная после вычета всех расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Операционная прибыль в целом показывает, насколько эффективна основная деятельность предприятия, насколько организация успешна без учета влияния прочих факторов. Достижению планового размера прибыли способствует повышение эффективности использования ресурсов организации.
Выполненное исследование теоретических основ планирования позволяет сформулировать вывод о том, что при выборе метода планирования в качестве инструмента управления операционной деятельности организации необходимым является выявление специфики деятельности коммерческой организации, выполнение детального анализа показателей, характеризующих ее эффективность. Выполненное исследование выявило эфективное особенности ресторанного бизнеса:
• мобильность;
• особые требования к помещениям;
• короткая продолжительность финансового цикла;
• обширный рынок трудовых ресурсов;
• незначительные затраты на подготовку и повышение квалификации кадров;
• сложность планирования потока клиентов.
Операционная деятельность ресторанов приносит большую часть доходов и является основным видом деятельности организации. Операционная деятельность ориентируется на рынок клиентов и требует постоянных вложений в хозяйственные операции.
Планирование доходов ресторанного бизнеса заключается в планировании выручки ресторана. Для планирования доходов в ресторанах в настоящее время используется метод экстраполяции. Плановая сумма доходов определяется на основе анализа данных предыдущих периодов. Выручка ресторана зависит от количества посетителей и суммы среднего чека. При планировании выручки находят произведение плановых значений данных показателей.
Планирование расходов основывается на результатах анализа расходов за предыдущие периоды.
Анализ особенностей формирования расходов в ресторанном бизнесе показал, что материальные затраты и заработная плата занимают наибольший вес в расходах ресторана. Необходимо проводить ежемесячно инвентаризацию и работникам кухни строго придерживаться калькуляционных карт.
Выявлено влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансового результата операционной деятельности. При поиске путей увеличения финансового результата необходимо обращать внимание на внутренние факторы: снижать себестоимость и повышать качество продукции, внедрять новые технологии производства и эффективно использовать ресурсы производства и реализации.
Выявленные особенности ресторанного бизнеса не позволяют применять для оценки эффективности операционной деятельности общепринятые показатели.
Анализ оценки эффективности деятельности предприятий общественного питания выявил специфические показатели эффективности ресторанного бизнеса. У каждого показателя существуют достоинства и недостатки, но при оценке эффективности необходимо анализировать их значения в совокупности с другими показателями.
Таким образом, выполненное исследование позволило выявить перечень показателей, используемых для характеристики эффективности ресторанного бизнеса. Определен перечень исходной информации и порядок расчета показателей. Выявлена зависимость показателей от различных факторов. Обоснована целесообразность использования в планировании деятельности сети ресторанов нормативного метода.
Проблема планирования операционной деятельности остается одной из самых сложных и трудноразрешимых. В настоящее время сеть ресторанов «Своя компания» для планирования операционной деятельности использует метод экстраполяции. Представляется целесообразным применение для планирования операционной деятельности нормативного метода. При разработке модели планирования операционной деятельности сети ресторанов «Своя компания» выполнен анализ текущего состояния компании. Выявлена отрицательная динамика операционной прибыли предприятия из-за роста переменных издержек. Сумма издержек предприятия, в первую очередь, влияет на размер получаемой прибыли. Определены статьи расходов, которые необходимо сокращать для увеличения операционной прибыли. В свою очередь, полная себестоимость продукции ресторана определяется значением установленных и расчетных показателей.
В ходе исследования выявлены показатели, характеризующие эффективность операционной деятельности сети ресторанов. Показатели дифференцированы на две группы:
• нормативные показатели, значения которых устанавливаются самой организацией, исходя из интересов собственника компании, специфики хозяйственной деятельности...
1 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения [Текст]: [ГОСТ 31985-2013: введен в действие Приказом Госстандарта от 27.06.2013 N 191-ст].
2 Приказ Минфина России от 01.02.2013 N 252 (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2013 N 27999)
3 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
4 Сборник рецептур блюд кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 2003 г.
5 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания [Текст]: [ГОСТ Р 50762-2007 от 12.05.2008: введен в действие Приказом Росстандарта от 12.05.2008)]
6 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования [Текст]: [ГОСТ 30389-2013: введен в действие Приказом Росстандарта от 01.01.2016)].
7 Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст]. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 365.
8 Бланк И.А. Управление прибылью [Текст]. М.: Ника-центр, 2014. С. 240.
9 Бочаров В.В. Финансовый анализ: краткий курс [Текст]. СПб.: Питер, 2009. С. 240.
10 Бехтерева Е. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов [Текст]. М.: Научная книга, 2009. С. 658.
11 Волкова И.В., Миропольский Я.И., Мумрикова Г.М. Ресторанный бизнес в России: с чего преуспеть [Текст].М.: Флинта: Наука, 2006. С. 184.
12 Володина А.А. Управление финансами: Финансы организации [Текст]. М.: ИНФРА, 2011. С. 502.
13 Высоцкий А.А. Стратегическое планирование [Текст]. М.: Автор, 2018. С. 348.
14 Высоцкий А.А. Финансовое планирование. Искусство создавать доход [Текст]. М.: Высоцкий консалтинг, 2018. С. 450.
15 Гаври М.К., Дизмор Х.П., Дизмор Э.П. Ресторанный бизнес для чайников [Текст]. М.: Вильямс, 2017. С. 320...