Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методики прогнозирования выручки предприятия

Работа №101492

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ... 7
1.1 ВЫРУЧКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КАТЕГОРИИ 7
1.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИНАНСОВО­ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ 15
1.3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА: АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ РОССИЙСКОГО ИНДЕКСА НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ 30
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.2 МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 47
ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ НА ПРЕДПРИТИИ ООО «МЭНИЛЕТТЕРС» 63
3.1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
ОЦЕНОК ВЫРУЧКИ: ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ 63
3.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ
ОЦЕНОК ВЫРУЧКИ: ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ 73
3.3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ
МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования
Стремительное развитие и постоянная трансформация рыночных отношений, провоцирующие волатильность вешней среды предприятия усиливают необходимость планирования деятельности и прогнозирования ключевых показателей его эффективности. Одним из таких индикаторов, непосредственно детерминирующих управленческие решения, является выручка. На ее основе происходит планирование объемов производства и закупок, формируется система ценообразования, производится управление затратами и трудовыми ресурсами и т.д. Кроме того, с помощью выручки прогнозируется сумма прибыли. Поэтому прогнозирование объемов выручки играет важную роль современной бизнес-аналитике.
В научно-исследовательской литературе существует большое разнообразие подходов и методов прогнозирования социально-экономических индикаторов. При этом в предлагаемых авторами классификациях видов и способов прогнозирования часто встречаются несоответствия, неполнота и нарушение оснований для выделения групп и подгрупп в рамках разработанной схемы. В качестве отдельной проблемы следует отметить отсутствие понятных инструкций по прогнозированию, адаптированных для практического применения в бизнес-аналитике. Отмеченное актуализирует тему диссертационного исследования.
Цель исследования - разработка методики прогнозирования выручки предприятия, которая будет представлять собой удобное руководство для построения прогноза и являться вспомогательным инструментом в бизнес- аналитике.
Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• идентифицировать понятие выручки предприятия;
• провести сравнительный анализ существующих методов прогнозирования;
• разработать методику прогнозирования выручки предприятия;
• апробировать разработанную методику на предприятии.
Объект магистерской диссертации - выручка предприятия.
Предметом исследования являются методы и способы прогнозирования выручки предприятия.
Методы исследования:
• контент-анализ научной периодики по теме исследования (в качестве базы использовался информационный ресурс периодики, индексированной в Российском индексе научного цитирования);
• сравнительный анализ существующих подходов и методов прогнозирования выручки;
• статистические методы анализа данных (описательная статистика, корреляционный и регрессионный анализ, тренд-сезонное моделирование);
• экспертный опрос.
Степень разработанности темы
Теоретические аспекты исследования походов к прогнозированию представлены в трудах зарубежных и российских авторов - И.И. Елисеевой, В.С. Мхитаряна, И.В. Бестужев-Лада, Ю.Н. Лапыгина, А.Г. Гранберга., Э.Е Тихонова, Э. Янча, Ю.П. Анискина, К.А. Смит-Майлса, Р.Дж. Хиндмана Ванга и другие. Вопросы классификации методов прогнозирования встречаются в работах С.Н. Тарасюк, А.Г. Гранберга, Р.Н. Люлькова, А.И. Самылина, И.В. Антохоновой, Э.Е Тихонова, М.Ю. Зеленкова, Е.С. Придворовой, М.Дж. Бейкер и других авторов.
Несмотря на достаточную проработанность темы, в исследованиях можно отметить наличие противоречивости в группировках методов, а также, зачастую, отсутствие обоснованности их классификации, что практическое использование экономико-статистических инструментов для построения прогноза.
Анализ практики применения различных методов прогнозирования в научных трудах показал, что использование статистических методов является самым распространенным подходом к прогнозированию экономических индикаторов. Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить ряд недостатков в разработке как теоретических, методических вопросов применения статистических методов в экономическом прогнозировании, так и практических, прикладных вопросов его реализации.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту
Предложена классификация формализованных методов прогнозирования, структурные элементы которой отражают основные подходы к получению перспективных оценок и не противоречат друг другу, что развивает теоретические основы прогностики и позволяет исследователю-практику осуществлять более обоснованный выбор инструментария прогнозирования.
Разработана методика прогнозирования выручки предприятия, включающая в себя методические принципы прогнозирования, а также этапы получения перспективных оценок в условиях различной информационной обеспеченности прогноза, что развивает теоретико-методические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и расширяет инструментарий практической бизнес-аналитики.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит разработке инструментария прогнозирования выручки, адаптированного для использования в практической бизнес-аналитике.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическая база проведенного исследования включает в себя учебно - методическую и научно-исследовательскую литературу, нормативно-правовые акты и данные корпоративной статистики по теме исследования.
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа содержит 109 страниц, 26 таблиц, 14 рисунков и 5 приложений.
Во введении отражены актуальность работы, цель и задачи, предмет и объект исследования, методы исследования, степень разработанности темы, основные пункты научной новизны диссертации, а также указаны практическая значимость работы и ее эмпирическая база.
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические вопросы прогнозирования выручки предприятия. Проводится контент-анализ российской и зарубежной научно-исследовательской периодики по вопросам прогнозирования выручки предприятия.
Во второй главе формулируются методические принципы прогнозирования, а также разрабатывается авторская методика прогнозирования выручки предприятия.
В третьей главе представлены результаты апробации разработанной методики прогнозирования выручки. Выявляются возможные направления для его дальнейшего развития с целью более успешной интеграции в бизнес- аналитику предприятия, на основе чего были выявлены недостатки инструментария и направления для дальнейшего развития исследования.
В заключении содержатся основные выводы по результатам исследования, проведенного в рамках написания магистерской диссертации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и эмпирико-прикладное исследования, проведенные в рамках написания магистерской диссертации, позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, выручка представляет собой важнейший индикатор, который помогает планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. На основе этого показателя происходит принятие управленческих решений, а также производится планирование и прогнозирование прибыли. Поэтому прогнозирование выручки играет ключевую роль в практической бизнес- аналитике предприятий.
Во-вторых, проведенный анализ научно-исследовательских работ по теме диссертации показал, что на современном этапе существует более 200 методов прогнозирования, среди которых можно выделить два фундаментальных направления классификации методов - интуитивное и формализованное. Контент-анализ публикаций выявил, что последняя группа используется значительно чаще. При этом в учебно-методической литературе не выработано единого, унифицированного подхода к группировке формализованных методов.
В-третьих, в процессе написания выпускной квалификационной работы была разработана авторская классификация формализованных методов прогнозирования, структурные элементы которой отражают основные подходы к получению перспективных оценок и не противоречат друг другу.
В-четвертых, оценка практики применения различных методов прогнозирования в научно-исследовательских работах позволила выявить ряд недостатков, снижающих качество прогноза. В связи с чем был сделан вывод о необходимости разработки специальной методики прогнозирования выручки, учитывающей выявленные негативные моменты, а также являющейся вспомогательным инструментом для построения прогноза в условиях различной информационной обеспеченности прогноза.
В-пятых, была разработана методика прогнозирования выручки, состоящая из методических принципов и этапов. Методическими принципами являются: интегральность прогнозного показателя, построенного на основе оценок динамики двух компонент выручки - объемов реализации и цен; учет в процессе прогнозирования отраслевой специфики; комплементарность оценок экспертных и формализованных подходов к прогнозированию; необходимость верификации прогнозов посредством ex-post прогнозирования.
На основе данных принципов были предложены этапы прогнозирования выручки, учитывающие цели прогнозирования и специфику имеющейся на предприятии информации. Предполагается возможность реализации двух инструментальных подходов. Первый подход - получение перспективных оценок выручки на основе построения тренд-сезонной модели. При этом возможно прогнозирование выручки как обобщенного показателя, либо ее интегральная оценка на основе моделирования цены и объема продаж. Второй подход - прогнозирование выручки на основе выявления ее детерминант и описания специфики их влияния на динамику выручки. Отличительной особенностью разработанной методики является предложенный способ верификации перспективных оценок на основе метода ex-post.
В-шестых, апробация разработанной методики на предприятии ООО «Мэнилеттерс» показала высокий аналитический потенциал. Проведенный анализ позволил получить перспективные оценки выручки. Проверка прогнозных значений двумя подходами к верификации подтвердила корректность полученных оценок.
В-седьмых, в процессе апробации разработанной методики были выявлены некоторые ее ограничения и были обозначены направления для дальнейшего развития исследования, в том числе необходимость интеграции в аналитические процедуры методов многомерного анализа, методов нечеткой логики и непараметрических подходов к оценке.
Таким образом, поставленные в процессе написания выпускной квалификационной работы цель и задачи были выполнены.


1 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/ (дата обращения: 23.10.2017).
2 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 26.08.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123933/ (дата обращения: 14.12.2017).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.
Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. 2. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 05.01.2018)
4 Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 712 с.
5 Финансы организаций (предприятий) [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / Н.В. Колчина и др.; под ред. Н.В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»), I. Колчина, Нина Васильевна, ред.
6 Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с. - (Серия «Золотой фонд российских
учебников»).
7 Криворотое В.В. Формирование подходов к оценке конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности [Текст]: монография. - М.: Юнити, 2017. - 297 с.
8 Основы бухгалтерского учета и анализа [Текст]: Учебное пособие / Е.Р. Синянская, О.В. Баженов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 267 с.
9 Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие / В. Н. Дорман. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун­та, 2016. - 108 с.
10 Лапыгин Ю.Н. Экономическое прогнозирование [Текст]: Учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, В. Е. Крылов, А. П. Чернявский. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
11 Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное
прогнозирование [Текст]: Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
12 Рабочая книга по прогнозированию [Текст]: Учебное пособие / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. - М.: Мысль, 1982. - 432 с.
13 Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) [Текст]: Учебное пособие - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
14 Тихонов Э.Е. Методы прогнозирования в условиях рынка [Текст]: Учебное пособие. - Невинномысск, 2006. - 221 с.
15 Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса [Текст]: Учебное пособие. - М.: Прогресс, 1970. - 159 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ