Когнитивные основы обучения грамматике английского языка в рамках коммуникативного метода
|
Введение 3
Глава 1. Современный взгляд на обучение иностранному языку 6
1.1 Основные положения коммуникативного метода обучения
иностранному языку 6
1.2 Понятие когнитивной лингвистики 10
1.3 Интеграция коммуникативного метода обучения с основами
когнитивной лингвистики 12
1.4 Основные положения коммуникативно-когнитивного обучения
иностранному языку 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современная теоретическая и практическая база когнитивной грамматики 23
2.1 Когнитивная грамматика Р. Лангакера 23
2.2 Когнитивный подход к преодолению трудностей в усвоении времен
английского языка по А.В. Кравченко 26
2.3 Стратегия преподавания времён английского глагола в активном залоге 33
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Глава 1. Современный взгляд на обучение иностранному языку 6
1.1 Основные положения коммуникативного метода обучения
иностранному языку 6
1.2 Понятие когнитивной лингвистики 10
1.3 Интеграция коммуникативного метода обучения с основами
когнитивной лингвистики 12
1.4 Основные положения коммуникативно-когнитивного обучения
иностранному языку 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современная теоретическая и практическая база когнитивной грамматики 23
2.1 Когнитивная грамматика Р. Лангакера 23
2.2 Когнитивный подход к преодолению трудностей в усвоении времен
английского языка по А.В. Кравченко 26
2.3 Стратегия преподавания времён английского глагола в активном залоге 33
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Появление коммуникативного метода обучения иностранному языку в современной методике детерминируется современными взглядами прагматичного общества на язык как на предмет коммуникации. Необходимость немедленного практического применения полученных знаний стала движущей силой появления и развития данного направления. Изучение теории коммуникативного метода привело нас к выводу, что он лучше всего способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся за счет коммуникативной направленности заданий и создания на уроке ситуации, приближенной к реальному общению. Однако главным недостатком метода является слабое овладение учениками грамматикой, так как ей отводится лишь служебная роль.
Усвоение грамматики является наиболее сложным аспектом изучения иностранного языка и вызывает много трудностей - как у студентов, так и у преподавателей. Однако грамматике нельзя отводить лишь служебную роль, ведь именно овладение грамматической системой языка составляет основу языковой компетенции, без которой невозможна успешная коммуникация. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности.
Оценив важность когнитивных основ обучения грамматике английского языка, мы установили, что современные разработки когнитивных лингвистов способствуют более глубокому и функциональному пониманию иностранной грамматики. Дело в том, что для реального общения, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику». То есть, уметь использовать и понимать язык не только в соответствии со смыслом грамматических и лексических единиц, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования проблемы применения грамматики в речи таких ученых, как: Ж.Л. Витлина, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, результаты формирования коммуникативного грамматического навыка школьников приводят к слабому формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Причиной тому, на наш взгляд, является слабое развитие когнитивных основ обучения грамматике, так как в ее основе лежат не просто абстрактные формулы и конструкции, а особенности мышления и мировосприятия англичан, которые должны быть переданы ученикам и поняты ими.
Объектом исследования является грамматический аспект коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования - средства эффективного овладения учащимися 11-го класса коммуникативно-когнитивной грамматикой английского языка.
Целью данной работы является разработка эффективной стратегии преподавания времён английского глагола в активном залоге.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку;
2. Ознакомиться с понятием когнитивной лингвистики;
3. Изучить вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики;
4. Рассмотреть основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку;
5. Изучить теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера;
6. Ознакомиться с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского глагола А.В. Кравченко;
7. Разработать и апробировать эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге.
Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний об активных методах преподавания иностранного языка
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания английского языка в старшей школе, при индивидуальном обучении и на занятиях по методике преподавания английского языка в вузах.
Методологической основой для данной работы послужили исследования таких известных отечественных и зарубежных лингвистов как: Гез Н.И., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Курбатова М. Ю., Кравченко А. В., Гальскова Н.Д., Лангакера Р., Хаймс Д., и др.).
Для реализации целей и задач работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, моделирование, тестирование, пробное обучение.
Усвоение грамматики является наиболее сложным аспектом изучения иностранного языка и вызывает много трудностей - как у студентов, так и у преподавателей. Однако грамматике нельзя отводить лишь служебную роль, ведь именно овладение грамматической системой языка составляет основу языковой компетенции, без которой невозможна успешная коммуникация. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности.
Оценив важность когнитивных основ обучения грамматике английского языка, мы установили, что современные разработки когнитивных лингвистов способствуют более глубокому и функциональному пониманию иностранной грамматики. Дело в том, что для реального общения, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику». То есть, уметь использовать и понимать язык не только в соответствии со смыслом грамматических и лексических единиц, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования проблемы применения грамматики в речи таких ученых, как: Ж.Л. Витлина, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, результаты формирования коммуникативного грамматического навыка школьников приводят к слабому формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Причиной тому, на наш взгляд, является слабое развитие когнитивных основ обучения грамматике, так как в ее основе лежат не просто абстрактные формулы и конструкции, а особенности мышления и мировосприятия англичан, которые должны быть переданы ученикам и поняты ими.
Объектом исследования является грамматический аспект коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования - средства эффективного овладения учащимися 11-го класса коммуникативно-когнитивной грамматикой английского языка.
Целью данной работы является разработка эффективной стратегии преподавания времён английского глагола в активном залоге.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку;
2. Ознакомиться с понятием когнитивной лингвистики;
3. Изучить вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики;
4. Рассмотреть основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку;
5. Изучить теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера;
6. Ознакомиться с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского глагола А.В. Кравченко;
7. Разработать и апробировать эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге.
Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний об активных методах преподавания иностранного языка
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания английского языка в старшей школе, при индивидуальном обучении и на занятиях по методике преподавания английского языка в вузах.
Методологической основой для данной работы послужили исследования таких известных отечественных и зарубежных лингвистов как: Гез Н.И., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Курбатова М. Ю., Кравченко А. В., Гальскова Н.Д., Лангакера Р., Хаймс Д., и др.).
Для реализации целей и задач работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, моделирование, тестирование, пробное обучение.
В данном исследовании мы установили важность роли грамматики в процессе усвоения иностранного языка, а так же обозначили необходимость изучения грамматики в рамках коммуникативно-когнитивного метода. Цель исследования, сформулированная как разработка эффективной стратегии преподавания времён английского глагола в активном залоге, была достигнута путем решения соответствующих задач.
Ознакомившись с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку, мы выяснили, что главной его особенностью является попытка приблизить процесс обучения к ситуации реального общения с целью наиболее эффективного овладения учениками иноязычной коммуникативной компетенции. Однако данный метод имеет существенные недостатки, связанные с недостаточным формированием когнитивной базы.
Ознакомившись с понятием когнитивной лингвистики, мы выяснили, что современная методика обучения иностранным языкам должна использовать когнитивную науку для повышения собственной эффективности, так как именно она дает нам ключ к познанию механизмов взаимосвязи и функционирования языка и мышления.
Изучив вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики, мы выяснили, что обучение грамматике должно быть не просто коммуникативно¬направленным, но еще и должно базироваться на непосредственной когнитивной связи языка и мышления. Ведь язык не существует как некое абстрактное явление, оно непосредственно связано с человеческим мышлением и является одним из важнейших способов выражения мыслей. Именно поэтому коммуникативно-когнитивный метод обучения способствует достижению более высокого уровня понимания учащимися языка, так как он нацелен непосредственно на понимание изучаемых единиц через их связь с мышлением и актуализацию в общении, а не на бесконечное заучивание и повторение правил и исключений.
Рассмотрев основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку, мы выяснили, что коммуникативно¬когнитивное обучение дает возможность студентам, прежде всего, самим осознавать и учитывать не только структурно-системную, но и коммуникативно-когнитивную значимость изучаемых языковых единиц, закономерности их употребления в различных речевых ситуациях.
Изучив теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера, мы пришли к выводу, что когнитивные исследования языка представляют более широкий интерес и ценность для педагогической практики так они дают возможность более глубокого развития основ межкультурной коммуникации путем демонстрации относительности всех ценностей, понятий и общественных институтов, необходимости их критического анализа, пересмотра и адаптации к меняющимся условиям.
Ознакомившись с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского языка А.В. Кравченко, мы узнали понятный и функциональный алгоритм выбора видовременной формы английского языка, который включает в себя следующие шаги:
1. Определить время высказывания (настоящее, прошедшее, будущее);
2. Определите, о чем говорите: о том, что наблюдаете, или о том, что знаете;
3. Если вы говорите о том, что знаете, то следует употребить форму Simple;
4. Если вы наблюдаете само действие, то нужно употребить форму Continuous.
5. Если вы наблюдаете признаки, следы действия, то Perfect.
6. Если вы наблюдаете само действие и сравниваете, то, что видите, с тем, что видели до этого, то Perfect-Continuous.
Данный алгоритм может быть использован при обучении временам английского глагола и быть полезен как для преподавателя, так и для студентов.
Разработав и апробировав эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге в рамках коммуникативно¬когнитивного метода, состоящую из перечисленных ниже пунктов, мы получили максимальный результат, что говорит о высокой эффективности данного подхода.
1. Введение в непосредственную роль грамматики в языке, определение взаимосвязи лексического и грамматического значения;
2. Объяснение грамматики английского на основе выявления сходств и различий с родным языком по А.В. Кравченко;
3. Комплексное и последовательное изучение времен английского
глагола. Формы времени, согласно нашей стратегии изучаются последовательно, то есть сначала рассматривается форма Simple сравнительно в Present, Past, Future и в рамках трех коммуникативных предложений (утверждение, отрицание, 2 основных типа вопросов). Затем, по тому же принципу, изучается Continuous, Perfect, Perfect Continuous. Все формы времени сравниваются друг с другом на конкретных
коммуникативных примерах;
4. Выявление сути коммуникативной ситуации, определение положения и состояния действия во времени.
В связи с этим, перспективой дальнейшего исследования мы видим более детальное изучение коммуникативно-когнитивного метода обучения английскому языку и применение его на практике при обучении всем аспектам языка.
Ознакомившись с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку, мы выяснили, что главной его особенностью является попытка приблизить процесс обучения к ситуации реального общения с целью наиболее эффективного овладения учениками иноязычной коммуникативной компетенции. Однако данный метод имеет существенные недостатки, связанные с недостаточным формированием когнитивной базы.
Ознакомившись с понятием когнитивной лингвистики, мы выяснили, что современная методика обучения иностранным языкам должна использовать когнитивную науку для повышения собственной эффективности, так как именно она дает нам ключ к познанию механизмов взаимосвязи и функционирования языка и мышления.
Изучив вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики, мы выяснили, что обучение грамматике должно быть не просто коммуникативно¬направленным, но еще и должно базироваться на непосредственной когнитивной связи языка и мышления. Ведь язык не существует как некое абстрактное явление, оно непосредственно связано с человеческим мышлением и является одним из важнейших способов выражения мыслей. Именно поэтому коммуникативно-когнитивный метод обучения способствует достижению более высокого уровня понимания учащимися языка, так как он нацелен непосредственно на понимание изучаемых единиц через их связь с мышлением и актуализацию в общении, а не на бесконечное заучивание и повторение правил и исключений.
Рассмотрев основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку, мы выяснили, что коммуникативно¬когнитивное обучение дает возможность студентам, прежде всего, самим осознавать и учитывать не только структурно-системную, но и коммуникативно-когнитивную значимость изучаемых языковых единиц, закономерности их употребления в различных речевых ситуациях.
Изучив теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера, мы пришли к выводу, что когнитивные исследования языка представляют более широкий интерес и ценность для педагогической практики так они дают возможность более глубокого развития основ межкультурной коммуникации путем демонстрации относительности всех ценностей, понятий и общественных институтов, необходимости их критического анализа, пересмотра и адаптации к меняющимся условиям.
Ознакомившись с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского языка А.В. Кравченко, мы узнали понятный и функциональный алгоритм выбора видовременной формы английского языка, который включает в себя следующие шаги:
1. Определить время высказывания (настоящее, прошедшее, будущее);
2. Определите, о чем говорите: о том, что наблюдаете, или о том, что знаете;
3. Если вы говорите о том, что знаете, то следует употребить форму Simple;
4. Если вы наблюдаете само действие, то нужно употребить форму Continuous.
5. Если вы наблюдаете признаки, следы действия, то Perfect.
6. Если вы наблюдаете само действие и сравниваете, то, что видите, с тем, что видели до этого, то Perfect-Continuous.
Данный алгоритм может быть использован при обучении временам английского глагола и быть полезен как для преподавателя, так и для студентов.
Разработав и апробировав эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге в рамках коммуникативно¬когнитивного метода, состоящую из перечисленных ниже пунктов, мы получили максимальный результат, что говорит о высокой эффективности данного подхода.
1. Введение в непосредственную роль грамматики в языке, определение взаимосвязи лексического и грамматического значения;
2. Объяснение грамматики английского на основе выявления сходств и различий с родным языком по А.В. Кравченко;
3. Комплексное и последовательное изучение времен английского
глагола. Формы времени, согласно нашей стратегии изучаются последовательно, то есть сначала рассматривается форма Simple сравнительно в Present, Past, Future и в рамках трех коммуникативных предложений (утверждение, отрицание, 2 основных типа вопросов). Затем, по тому же принципу, изучается Continuous, Perfect, Perfect Continuous. Все формы времени сравниваются друг с другом на конкретных
коммуникативных примерах;
4. Выявление сути коммуникативной ситуации, определение положения и состояния действия во времени.
В связи с этим, перспективой дальнейшего исследования мы видим более детальное изучение коммуникативно-когнитивного метода обучения английскому языку и применение его на практике при обучении всем аспектам языка.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике
английского языка в коррекционных классах средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку (Методика обучения иностранному языку (английский язык), Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование продуктивных грамматических навыков при обучении
английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование интернет-ресурсов при совершенствовании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018



