Экстенсивное чтение как средство развития социокультурной компетенции учащихся средней школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСТЕНСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6
1.1 Определение экстенсивного чтения и его применение 6
1.2 Понятие социокультурной компетенции и способы её формирования на
уроках иностранного
языка 14
1.3 Художественная литература как источник социокультурной информации 25
Выводы по Главе
1 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 34
2.1 Критерии отбора литературы с точки зрения социокультурной
составляющей 34
2.2 Разработка комплекса упражнений 39
2.3 Ход проведения образовательного эксперимента 43
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСТЕНСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6
1.1 Определение экстенсивного чтения и его применение 6
1.2 Понятие социокультурной компетенции и способы её формирования на
уроках иностранного
языка 14
1.3 Художественная литература как источник социокультурной информации 25
Выводы по Главе
1 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 34
2.1 Критерии отбора литературы с точки зрения социокультурной
составляющей 34
2.2 Разработка комплекса упражнений 39
2.3 Ход проведения образовательного эксперимента 43
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
На сегодняшний день в России принято уделять много внимания изучению иностранных языков в связи с расширением международных связей России на мировой арене. Особое место в жизни людей занимает английский язык, как язык международного общения, бизнеса, спорта, СМИ, и т.д. От молодых специалистов в любых областях требуется знание английского языка в своей области специализации и умение вести общение с представителями иноязычных культур как в повседневном общении, так и в сфере профессиональной деятельности.
С. Г. Тер-Минасова пишет, что «язык не существует вне культуры...» [Тер-Минасова 2000: 14]. И правда, язык представляет из себя составную часть культуры народа, совокупность результатов человеческой деятельности представленный в различных сферах жизни общества. Язык является своего рода копилкой культурных ценностей народа, говорящего на нём. В своих средствах выражения, язык хранит всю информацию, накопленную поколениями и выраженную в виде фольклора, художественной литературы, летописей, духовных и священных писаний и т.д.
Рахманов пишет: «.изучить язык вне языковой среды можно только при условии регулярного, ежедневного, обильного чтения» [Рахманов 1956: 92]. Чтение литературы на иностранном языке - это не только развитие языковых навыков и умений, но ещё и повышение уровня социокультурной компетенции. Художественная литература, как большой пласт культуры любого народа, даёт огромное представление об истории, жизни, быте, обычаях и традициях других наций.
Так как язык является составной частью культуры, следует уделить огромное внимание на ранних и средних этапах изучения языка чтению аутентичной художественной литературе в качестве экстенсивного чтения, как средству получения социокультурной информации о народах, принадлежащих к группе изучаемого языка. Но, к сожалению, очень мало школ практикует экстенсивное чтение в рамках изучения школьной программы из-за отсутствия конкретных методик введения экстенсивного чтения, разнообразия современной литературы, изменчивости вкусов учеников в выборе литературы и трудоёмкости процесса проверки экстенсивного чтения.
Актуальность нашего исследования обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике.
Объектом исследования выступает развитие социокультурной компетенции у учеников средней школы при обучении иностранному языку.
Предмет исследования выражен применением экстенсивного чтения для развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в средней школе.
Цель: разработать и апробировать комплекс упражнений для развития социокультурной компетенции с использованием экстенсивного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание экстенсивного чтения;
- рассмотреть понятие социокультурной компетенции;
-описать методы формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
- рассмотреть использование художественной литературы как средства развития социокультурной компетенции;
- отобрать литературу для проведения образовательного эксперимента;
- разработать на основе отобранной литературы комплекс упражнений, направленный на развитие социокультурной компетенции;
- апробировать разработанный комплекс упражнений на практике и доказать эффективность использования экстенсивного чтения как средства развития социокультурной компетенции.
В процессе подготовки научно-исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике исследования, анализ теории и практики формирования социокультурной компетенции, описание проблемы исследования;
-практические: научное наблюдение, отбор и организация рассказов для учебных целей, тестирование, беседы с преподавателями, разработка комплекса упражнений, образовательный эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении влияния использования экстенсивного чтения в качестве средства развития социокультурной компетенции в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в последующем применении результатов исследования при обучении английскому языку в средней школе.
С. Г. Тер-Минасова пишет, что «язык не существует вне культуры...» [Тер-Минасова 2000: 14]. И правда, язык представляет из себя составную часть культуры народа, совокупность результатов человеческой деятельности представленный в различных сферах жизни общества. Язык является своего рода копилкой культурных ценностей народа, говорящего на нём. В своих средствах выражения, язык хранит всю информацию, накопленную поколениями и выраженную в виде фольклора, художественной литературы, летописей, духовных и священных писаний и т.д.
Рахманов пишет: «.изучить язык вне языковой среды можно только при условии регулярного, ежедневного, обильного чтения» [Рахманов 1956: 92]. Чтение литературы на иностранном языке - это не только развитие языковых навыков и умений, но ещё и повышение уровня социокультурной компетенции. Художественная литература, как большой пласт культуры любого народа, даёт огромное представление об истории, жизни, быте, обычаях и традициях других наций.
Так как язык является составной частью культуры, следует уделить огромное внимание на ранних и средних этапах изучения языка чтению аутентичной художественной литературе в качестве экстенсивного чтения, как средству получения социокультурной информации о народах, принадлежащих к группе изучаемого языка. Но, к сожалению, очень мало школ практикует экстенсивное чтение в рамках изучения школьной программы из-за отсутствия конкретных методик введения экстенсивного чтения, разнообразия современной литературы, изменчивости вкусов учеников в выборе литературы и трудоёмкости процесса проверки экстенсивного чтения.
Актуальность нашего исследования обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике.
Объектом исследования выступает развитие социокультурной компетенции у учеников средней школы при обучении иностранному языку.
Предмет исследования выражен применением экстенсивного чтения для развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в средней школе.
Цель: разработать и апробировать комплекс упражнений для развития социокультурной компетенции с использованием экстенсивного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание экстенсивного чтения;
- рассмотреть понятие социокультурной компетенции;
-описать методы формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
- рассмотреть использование художественной литературы как средства развития социокультурной компетенции;
- отобрать литературу для проведения образовательного эксперимента;
- разработать на основе отобранной литературы комплекс упражнений, направленный на развитие социокультурной компетенции;
- апробировать разработанный комплекс упражнений на практике и доказать эффективность использования экстенсивного чтения как средства развития социокультурной компетенции.
В процессе подготовки научно-исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике исследования, анализ теории и практики формирования социокультурной компетенции, описание проблемы исследования;
-практические: научное наблюдение, отбор и организация рассказов для учебных целей, тестирование, беседы с преподавателями, разработка комплекса упражнений, образовательный эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении влияния использования экстенсивного чтения в качестве средства развития социокультурной компетенции в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в последующем применении результатов исследования при обучении английскому языку в средней школе.
Наша научно-исследовательская работа была посвящена развитию социокультурной компетенции в процессе использовании экстенсивного чтения в средней школе. В основу работы были положены исследования методистов по вопросам использования экстенсивного чтения, развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе и использованию художественной литературы для её развития.
В результате анализа были рассмотрены такие понятия как экстенсивное чтение и социокультурная компетенция, а также
В качестве доказательства исследуемой проблемы, нами была разработана и апробирована практическая часть на основе рассказов английских и американских писателей, с опорой на описанную методику, включающая в себя комплекс упражнений, направленный на развитие социокультурной компетентности. Отбор рассказов проходил в соответствии с предпочтениями учеников, уровнем развития английского языка, фабульности рассказов и наличие легко-понимаемой социокультурной составляющей текста. Данные упражнения включают в себя языковые упражнения, условно-речевые упражнения и речевые упражнения.
В ходе проведения образовательного эксперимента, нами было доказано, что экстенсивное чтение эффективно для развития социокультурной компетенции. Анализ контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента выявил, что на основании чтения художественной литературы и выполнения заданий по прочитанному материалу, уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся повысился. Разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка, как средство развития социокультурной компетенции, повышения самостоятельности учащихся и повышения интереса к изучению языка и чтению литературы на иностранном языке.
В результате анализа были рассмотрены такие понятия как экстенсивное чтение и социокультурная компетенция, а также
В качестве доказательства исследуемой проблемы, нами была разработана и апробирована практическая часть на основе рассказов английских и американских писателей, с опорой на описанную методику, включающая в себя комплекс упражнений, направленный на развитие социокультурной компетентности. Отбор рассказов проходил в соответствии с предпочтениями учеников, уровнем развития английского языка, фабульности рассказов и наличие легко-понимаемой социокультурной составляющей текста. Данные упражнения включают в себя языковые упражнения, условно-речевые упражнения и речевые упражнения.
В ходе проведения образовательного эксперимента, нами было доказано, что экстенсивное чтение эффективно для развития социокультурной компетенции. Анализ контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента выявил, что на основании чтения художественной литературы и выполнения заданий по прочитанному материалу, уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся повысился. Разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка, как средство развития социокультурной компетенции, повышения самостоятельности учащихся и повышения интереса к изучению языка и чтению литературы на иностранном языке.
Подобные работы
- Конструирование мобильных приложений для обучения английскому языку как средство повышения мотивации подростков
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Особенности личности и совладающее поведение у подростков в трудной жизненной ситуации
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



