ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ 15
1.1. Исторические сочинения византийских авторов 15
1.2. Восточно-европейские источники 30
ГЛАВА II. ТУРКИ В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ И ВИЗАНТИЙСКИХ
ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ XV В 39
2.1. Религиозный аспект 39
2.2. Происхождение, обычаи и морально-этическая характеристика турок... 52
ГЛАВА III. ОЦЕНКА АВТОРАМИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С
ТУРКАМИ В СЕРЕДИНЕ XV В 67
3.1. Битва при Варне 1444 г 67
3.2. Падение Константинополя в 1453 г 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
XV в. являлся судьбоносным в истории Византии и балканских народов. В этот период молодое османское государство вело активную завоевательную политику против восточно-европейских государств, стремясь расширить свое присутствие на европейских территориях. Современники тех событий стремились объяснить причины столь успешного продвижения турок, оценить степень исходящей от них угрозы и спрогнозировать будущее своих народов. Христианские авторы в своих сочинениях как раз и отразили умонастроения людей своего времени, оказавшихся перед лицом турецкого завоевания. Их взгляд на восточных соседей, мусульманскую религию и обычаи, их оценка ключевых событий трагического XV столетия и станет предметом изучения в рамках данного исследования.
Актуальность работы определяется тем, что в последние годы проблема взаимоотношений между различными цивилизационными типами стала одной из наиболее интенсивно изучаемых в исторической науке. Для исследования этого вопроса показательной является история Византии - государства, которое на протяжении всего своего существования балансировало между латинским Западом и азиатским миром.
В результате контактов с мусульманским миром (как и с латинским Западом), сама Византия претерпевала изменения в своей политической, социальной и культурной жизни, поэтому важной является проблема межэтнического, культурного и религиозного диалога между византийцами и турками, складывающегося в условиях постоянного политического и военного противостояния.
Данный вопрос актуален также в контексте развития исторической имагологии, позволяющей по-новому взглянуть на взаимоотношения христиан и мусульман через призму средневековых представлений, стереотипов и характеристик авторов, повествующих о военных конфликтах с турками в середине XV в.
Важной проблемой восприятия турок христианскими авторами является характеристика османов как врагов, стремительно захватывающих все новые европейские территории. Поэтому в данной работе уделяется внимание оценке авторами военных конфликтов христианских и турецких войск в середине XV в., решающим из которых была Битва при Варне 1444 г., которая имела огромное политическое значение для балканских народов - после поражения союзных христианских войск в Европе не осталось достаточно мощной военной силы, чтобы предотвратить османскую экспансию на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, Варненское поражение оказалось роковым и для Византийской империи, поскольку теперь вся приморская территория Балкан оказалась в руках турецких султанов, и они обратили внимание на свою давнюю заветную цель - Константинополь. Поэтому в качестве финального и решающего акта турецкой агрессии взято завоевание имперской столицы в 1453 г. турками и рассматривается отношение византийских и восточно-европейских писателей к этому трагичному и ошеломительному для всего христианского мира событию, а также причины, которые, в интерпретации авторов, помешали христианам остановить турок и предотвратить падение Византии.
В настоящей работе предпринимается попытка исследовать восприятие писателями XV в. турок и турецкой угрозы в середине XV в. накануне захвата Византии на основе компаративного анализа исторических сочинений византийских и восточно-европейских авторов. Планируется рассмотреть отношение авторов к османам как носителям другой, «чужой» культуры и религии, выявить, под влиянием каких факторов оно формировалось. На основе полученных сведений будет возможно осветить такие аспекты христиано-мусульманского противостояния, как проблема религиозных и межэтнических противоречий, проблема культурного диалога, акцентирование внимания авторов на категориях «свой-чужой».
Объектом исследования являются турки-османы и угроза, которую они представляли для всего христианского мира в середине XV в.
Предметом исследования является оценка писателями-современниками военных столкновений с турками в середине XV в., понимание авторами причин поражения христиан, а также восприятие ими турок в рамках конфессиональных и морально-этических категорий.
Цель работы - исследовать восприятие турок и турецкой экспансии византийскими и восточно-европейскими авторами XV в.
Задачи:
- Дать характеристику историческим сочинениям XV в., выявить идейно-политические воззрения авторов и оценить информативность источников;
- Реконструировать образ турок-османов, их религии и обычаев, представленный в сочинениях византийских и славянских авторов;
- Определить отношение авторов к ключевым событиям турецкой экспансии середины XV в. - битве при Варне 1444 г. и захвату Константинополя в 1453 г.
Хронологические рамки работы охватывают период 40-50-х гг. XV в. от начала организации крестового похода против турок, идея которого возникла на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 г., до падения Византии в 1453 г. Однако нижняя граница условна, поскольку анализ восприятия турок и турецкой угрозы рассматриваемыми авторами зачастую вынуждает обращаться ко времени более раннему (XIV-начало XV вв.), когда происходило возвышение османского государства и закрепление его на византийских и балканских территориях.
Источниковую базу исследования составляют польские и венгерские хроники, исторические сочинения польских, сербских и византийских авторов. Все писатели, которые оставили сообщения о борьбе с турками, являлись современниками трагичных событий середины XV в. Подробная характеристика источников дана в главе I.
Историография. Многие из поднимаемых в диссертации вопросов достаточно хорошо освещены в зарубежной историографии. Тема турецкой экспансии и распространения османского могущества на балканских и византийских территориях в последние годы существования Византийской империи получила разработку в трудах Хр. Димитрова , М. Филиппидиса и У. Ханака , П. Шугара , Х. Инальчика , Ф. Бабингера и С. Рансимена . Работы этих исследователей отличает тщательная проработка источников, касающихся турецких завоеваний. Историками дается оценка международного положения Византии накануне падения империи, рассматриваются вопросы политических и социальных трансформаций в Византии и на Балканах в XIV- первой половине XV вв.
Характеристика международного положения Византии в XIV - первой половине XV вв. представлена также в трудах отечественных историков И.П. Медведева и Н.Г. Пашкина . Исследователи обращаются к различным аспектам внешней политики Византии, ее политическим ориентирам и принципам дипломатии.
Тема борьбы балканских народов против турецкого завоевания не получила широкого отклика в работах отечественных исследователей, за некоторыми исключениями . Поэтому хотелось бы обратить внимание на труды зарубежных (прежде всего болгарских и польских) историков.
Необходимо отметить работу известных болгарских ученых П.Павлова и И.Тютюнджиева , в которой авторы внимательно и обстоятельно рассматривают этапы турецкой экспансии на Балканах, используя опыт своих предшественников-ученых XIX в.
Для изучения вопроса турецких завоеваний в Центральной и Восточной Европе особенно примечательны исследования, посвященные польскому и венгерскому королю Владиславу III Ягеллончику, героически погибшему во время битвы при Варне в 1444 г., а также источникам, повествующим об этом событии. Это работы Я. Дабровского и С. Квятковского . Во второй половине XX в. варненской битвой заинтересовались болгарские ученые, среди которых следует особо отметить Хр. Коларова , А. Кузева и Ц. Райчевску , которые исследовали этнический состав христианской коалиции, на основе археологических данных проследили точный маршрут армии короля Владислава и обратили внимание на роль папского Престола в организации крестового похода. Кроме того, болгарские ученые внесли огромный вклад в изучение турецкой экспансии на Балканах в XV в. и открыли широкие перспективы перед историками данной тематики, опубликовав ряд почти неизвестных ранее источников.
Трагические варненские события явились результатом крестового похода, организованного для оказания помощи христианским государствам, находящимся под постоянной угрозой турецкого нашествия (Византия возглавляла этот список). В связи с этим нельзя не отметить современные зарубежные исследования, посвященные крестоносному движению в XV в., а также битве при Варне в частности. Наибольший интерес в этом ключе представляют монографии К. Сеттона и К. Имбера . В работе последнего осуществлены переводы на английский язык латинских и турецких источников, приводятся письма итальянских гуманистов, что существенно расширяет возможности работы с источниками, имеющими описания военных конфликтов с турками в XV в.
Основополагающими для диссертации являются исследования, посвященные вопросу межцивилизационных контактов. Проблема взаимоотношений между византийцами, латинянами и турками-османами поднимается в трудах Н. Неджипоглу и Н. Икономидиса . Тема восприятия византийцами турок и мусульман в целом стала центральной для ряда исследователей - проблемам культурного и религиозного диалога между византийским миром и возвышающейся исламской цивилизацией посвящены изыскания Сп. Вриониса , М. Баливе , Э. Захариаду и И. Мейендорфа22. Эти работы помогают выявить образы и стереотипы, влиявшие на сознание византийцев и формирующие их отношение к воинственным соседям-иноверцам, постепенно занимающим политическое и культурное пространство вокруг византийской ойкумены.
В России данная тематика приобретает популярность лишь в последние годы. Среди отечественных исследований, посвященных непосредственно вопросу восприятия западноевропейскими и византийскими
интеллектуалами турок и турецкой угрозы, формированию отношения «свой- чужой», следует выделить работы С.И. Лучицкой , К.И. Лобовиковой и Р.М. Шукурова . Исследователи обратили внимание на противопоставление греческой и латинской культуры культуре мусульманской, которая воспринималась как чужая и враждебная. Именно это, по мнению историков, с самого начала контактов с мусульманами окрасило отношение христианских средневековых авторов к ним в неприязненные и презрительные тона.
Большое значение имеют исследования, посвященные биографии и литературному наследию авторов произведений, чьи сочинения стали источниковой базой данной диссертации. В отечественной византинистике существует ряд работ, освещающих деятельность поздневизантийских интеллектуалов. Для понимания специфики интеллектуальной среды поздней Византии основополагающими являются современные исследования М.А. Поляковской , Т.В. Кущ , М.В. Бибикова и И.П. Медведева . Ученые обстоятельно рассмотрели вопросы интеллектуального взаимодействия в византийских образованных кругах, уделили внимание формам интеллектуального общения и влиянию гуманистических тенденций на интеллектуальную жизнь поздней Византии, а также исследовали круг вопросов, касающихся литературного наследия и идейно-политических воззрений поздневизантийских интеллектуалов.
Основными работами, касающимися отдельных византийских писателей, являются статьи советских историков З.В. Удальцовой о деятельности и мировоззрении Критовула, Е.Б. Веселаго , анализирующей историческое сочинение Лаоника Халкокондила, а также С.К. Красавиной , сравнивающей произведения Дуки и Георгия Сфрандзи. К тому же, в честь 500-летия падения Константинополя в 1953 г. был выпущен специальный VII том «Византийского временника», посвященный этой проблеме . Советские ученые внесли большой вклад в изучение произведений последних византийских историков, однако их оценка идейно-политических взглядов византийских писателей нуждается, на наш взгляд, в некоторых дополнениях. Среди зарубежных исследований по данной тематике следует выделить работы К. Тернера , У. Миллера и А. Калделлиса.
В целом, историография по теме диссертации достаточно обширна. Однако в отечественной науке довольно мало внимания уделялось проблеме восприятия турок и турецкой угрозы писателями XV в. В зарубежной же историографии исследования, посвященные этой проблеме, опирались преимущественно на источники, написанные до падения Византии, в то время как сочинения, созданные в последующие десятилетия, не привлекались для анализа восприятия мусульман и итогов турецких завоеваний. Также практически игнорировался факт провала крестоносного движения в Европе, завершившегося поражением при Варне в 1444 г. и повлиявшего на дальнейшее продвижение турок на византийские территории. Несмотря на публикации и переводы малоизвестных источников (например, сочинения Параспондила Зотикоса, Филиппа Каллимаха, венгерские хроники XV в.), зарубежные ученые не уделили внимание анализу и характеристике этих исторических сочинений, а в российской историографии эти произведения не были рассмотрены вообще. Настоящая диссертация призвана восполнить эти пробелы.
Методология. В работе с историческими хрониками используется компаративный метод, позволяющий упорядочить фактологический материал, сопоставить события, указанные в различных исторических сочинениях, обнаружить и проанализировать разночтения, получить полную картину восприятия авторами турецкой угрозы. Следует также отметить важность имагологического подхода для исследования формирования образа турок в глазах европейских и византийских интеллектуалов. Данный подход предполагает выявление образов и стереотипов, характерных для исследуемой исторической реальности. Ретроспективный анализ позволит соотнести представления исследуемых авторов о турках с устойчивыми стереотипами, берущими свое начало в более раннюю эпоху. Наконец, междисциплинарный подход поможет учесть культурологический и социологический аспекты рассматриваемой проблемы, к тому же работа с нарративными источниками предполагает наличие в работе лингвистического анализа и применение различных филологических приемов.
Научная новизна работы заключается в том, что, несмотря на имеющийся фактологический материал по истории турок и турецкой экспансии, следует признать, что на настоящий момент тема восприятия ислама и турок интеллектуалами XV в. исследована недостаточно полно - в историографии отсутствуют работы, посвященные имагологии турок, а также историками не рассмотрена проблема восприятия турок западно- и восточно¬европейскими хронистами и другими авторами XV в. В работе впервые предпринимается попытка реконструировать образ турок по материалам произведений последних византийских историков, исследуется восприятие турецких завоеваний восточно-европейскими авторами, к числу которых принадлежат почти неизвестные российской исторической науке Филипп Буонаккорси Каллимах, венгерские хронисты Антонио Бонфини, Петр Ранзан и Иоанн Туроц. Кроме того, анализируется сочинение грека Параспондила Зотикоса, которое как в зарубежной, так и в российской историографии ранее практически не имело упоминаний. В диссертации также рассматривается произведение Константина Михайловича «Записки янычара» на предмет представлений автора о религии и обычаях турок, чему ранее также не уделялось внимание ни в отечественной, ни в зарубежной исторической науке.
Апробация материалов исследования. Основные результаты исследования были изложены в виде докладов на всероссийских и международных конференциях и опубликованы в виде тезисов и статей:
- Всероссийская (с международным участием) научная конференция студентов, аспирантов и соискателей «Мир истории: новые горизонты. От источника к исследованию» (Екатеринбург, 2013, 2014);
- Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения» (Санкт-Петербург, 2013);
- Международная научно-практическая конференция «Славянские диалоги на границе Европы и Азии. Историческая память: арена войны «национальных историй» или основа для диалога и взаимопонимания» (Екатеринбург, 2013);
- Всероссийская научная конференция памяти профессора В.Ф. Семенова «Семеновские чтения» (Москва, 2014);
- Восьмые научные чтения памяти профессора А.И. Озолина «Озолинские чтения» (Саратов, 2014).
По теме исследования опубликовано пять тезисов докладов и одна статья. В настоящее время к публикации в журнале «Античная древность и средние века», входящим в перечень РИНЦ, готовится статья «Мусульмане в восприятии византийских историков Георгия Сфрандзи и Михаила Дуки».
Также основные результаты исследования были представлены в виде докладов на научном студенческом семинаре (2012, 2014) при кафедре истории Древнего мира и Средних веков.
Как показало проведенное исследование, в XV в. проблема отношения к туркам-мусульманам стояла перед христианскими авторами чрезвычайно остро, и турецкий вопрос была едва ли не центральной темой византийских и восточно-европейских исторических сочинений. Основными противоречиями, препятствующими христианам и туркам-мусульманам понять друг друга, были религиозные различия и неприятие традиций, порядков и обычаев друг друга. Мусульманское вероучение, как правило, вызывало полное отторжение, воспринималось как чужое и враждебное христианскому миру. Ислам понимался как псевдо-религия, политический и военный триумф которой был для христиан Божьим наказанием.
Однако можно сделать вывод, что средневековые европейские авторы понимали, что и для мусульман христианское вероучение было чужим и непонятным. В изученных произведениях удалось выявить некую зеркальность в восприятии мусульман христианскими авторами, где обе стороны в равной степени видели друг в друге противника, но в то же время отмечали некоторые достоинства. И все же, несмотря на демонстрацию писателями определенной веротерпимости и даже признания положительных качеств османов, можно констатировать, что эта кажущаяся готовность к культурному и межэтническому диалогу основывалась лишь на стремлении авторов приспособиться к изменившемуся миропорядку, вписать турок в детерминированный процесс возвышения и упадка империй и найти способ сосуществовать с могущественным соседом. Для интеллектуалов это была также попытка понять и принять их личные горести и бедствия их народов как волю Господа, как нечто неизбежное и заслуженное.
И все же эти два религиозных и культурных мира, по существу, остались непроницаемыми друг для друга, и ислам навсегда представлялся для историографов народов, подвергнувшихся османскому завоеванию, верой злой, враждебной и недосягаемой, а турки воспринимались как неминуемая, несомненно, злая, угроза.
Частота упоминания в исторических сочинениях XV в. варненского сюжета говорит о важности данного события для истории балканских народов. Вполне закономерно повышенное внимание историографов этих народов к этому событию. В битве со стороны христиан выступали венгерские, валашские, польские, албанские, сербские отряды, что свидетельствовало об общехристианской попытке дать последний отпор туркам. Поражение при Варне на столетия определило судьбу балканских народов. Турки не были изгнаны с балканских территорий, а напротив, продолжали экспансию, так как на Балканах не осталось достаточно мощной политической и военной силы, способной противостоять турецкому натиску. И все авторы единогласно подтверждают этот незавидный прогноз. Восточно-европейские писатели практически едины во мнении, что варненское поражение обернулось катастрофой для христианского мира, поскольку это сражение было решающим в вопросе утверждения турок на балканских территориях.
Падение же Константинополя в 1453 г. ознаменовало собой закат некогда великой Византийской империи. Немногие факты мировой истории вызвали столь большое число откликов и даже подобных рассказов у современников и потомков. И это было, несомненно, событием общеевропейского масштаба, т.к. падение великой христианской империи ромеев ознаменовало собой становление нового миропорядка и приход новой эры - эры турецкого могущества.
Принимая во внимание биографические сведения и идейно-политические воззрения рассматриваемых авторов, удалось выяснить отношение историков к проблеме падения империи. Халкокондил ставит в центр своего повествования историю подъема молодого Османского государства, развивающегося на развалинах бывшей Византийской империи. Будучи приверженцем эллинофильских воззрений, историк оптимистично верит в лучшее будущее греческого народа. Дука, латинофил, сторонник унии, старался показать заслуги генуэзцев, сражавшихся на стороне византийцев, и испытывал вместе с тем любовь и острую жалость к своим несчастным соотечественникам. Критовул, пишущий панегирик турецкому султану, посвятил свой труд завоевательным походам последнего, но при этом сохранил уважение и привязанность к византийцам. И, наконец, Сфрандзи, сохраняющий в своем сочинении верность дому Палеологов и бесконечную любовь к погибшей родине.
Происхождение, воспитание и род занятий историков повлияли на характер их исторических сочинений. Анализ представлений писателей в отношении причин падения империи ромеев (закономерность смены великих государств, божественное провидение, апокалиптические предсказания и знамения) дает полноценную картину видения историками данной проблемы.
Обратившись к этим сюжетам в работах историков, удалось обнаружить выражение популярной тогда идеи смены мировых держав. В зависимости от особенностей мировоззрения авторов, каждый из них дает свою оценку происходящим событиям. Халкокондил, например, видит в гибели Византии судьбу древней Трои, однако с надеждой смотрит в предполагаемое будущее своей страны. Дука отождествляет Мехмеда II с Навуходоносором, стремящимся захватить Иерусалим, а Критовул также рассматривает ход истории как последовательную и неизбежную смену мировых держав (ассирийской, мидийской, эллинской и др.).
В результате рассмотрения религиозных воззрений историков были выявлены причины, объясняющие падение империи посредством божественного провидения. Авторы также обращаются к знамениям и чудесным явлениям. Халкокондил указывает на древние пророчества, Дука готов поверить любому предсказанию о скорейшем прекращении страданий его родины, Критовул часто использует описание «страшных знамений», которые упоминает и Сфрандзи.
Рассмотренные исторические сочинения составляют небольшую долю от целого ряда письменных источников, содержащих описание военных столкновений с турками в середине XV в.: помимо нарративных источников, существуют различные документальные свидетельства об этих военных конфликтах, богатое эпистолографическое наследие интеллектуалов и политических деятелей середины XV в. События турецких захватов (например, Варненской битвы и взятия Константинополя) встречаются также и в исторических сочинениях турецких писателей данного периода, что делает эту тему более перспективной. Однако стоит подчеркнуть, что все рассмотренные в работе произведения были написаны после падения Византии, поэтому турецкая опасность воспринималась, скорее, уже не как угроза, а свершившийся факт, данность, с осознанием которой авторы посредством своих сочинений, ориентированных на описание возвышения османского государства, пытались смириться.
Следует, однако, отметить, что турецкий вопрос в большей мере раскрыт в византийских исторических сочинениях, тогда как в восточно - европейских источниках этой проблеме уделялось не так много внимания. Это обусловлено, вероятно, тем, что славянские авторы стремились описать события, произошедшие на их родных землях, восславить местных героев и показать достоинства их родины. Именно поэтому варненская битва нашла отражение почти исключительно в этих произведениях, в то время как сюжет захвата византийской столицы не столь сильно интересовал этих писателей. И, напротив, в византийских исторических сочинениях почти все авторы проводят глубокий анализ причин гибели их родины, рассуждают о внешнеполитической обстановке, дают подробную оценку современным им событиям. Поэтому оценка турок, отношение к их религии и обычаям ярче всего проявляется именно в произведениях византийцев, перед которыми стояла сложнейшая задача - описать гибель своей родины от рук турецких захватчиков-иноверцев.
По материалам византийских и восточно-европейских источников удалось выявить отношение писателей XV в. к туркам, показать точки соприкосновения христианской и мусульманской цивилизаций в контексте военного противостояния. В результате компаративного анализа средневековых исторических произведений удалось установить ясную картину восприятия авторами турецких завоеваний. Почти все писатели указывают, что победы турок были результатом внутренних противоречий христианской коалиции, несогласованности в действиях союзников, корыстолюбия или малодушия христианских лидеров. Помимо этого авторы обращаются к различным пророчествам и приметам, отмечая, что беды христиан от рук турок - это следствие божественного гнева, вызванного прегрешениями представителей христианского вероучения. Эти глубокомысленные объяснения были для авторов, в некотором роде, средством, помогающим пережить и осмыслить трагичные события середины XV в. Такая трактовка христиано-мусульманских отношений существенно осложняла путь к религиозному и культурному диалогу, вынося турок за границы привычного миропонимания.
Источники
1. Антонио де Бонфини. История на унгарците (увод и бележки: Кр. Гагова и Хр. Димитров; текст и перевод: Кр. Гагова) / Латински извори за българската история. Т.5. Ч.1. София, 2001. С.120-169.
2. Аристотель. История животных / Предисл. и примеч. Б.А. Старостина, пер. с древнегреч. В.П. Карпова. М., 1996.
3. Йоан де Туроц. Унгарска хроника (увод и бележки: Хр. Димитров, Ил. Илиев; текст и перевод: Ил. Илиев) / Латински извори за българската история. Т.5. Ч.1. София, 2001. С.101-119.
4. Константин Михайлович. Хроника о турецких делах Константина, сына Михаила Константиновича из Островицы, раца, который был взят турками среди янычар (Пер. и ком. А.И. Рогова) / Записки янычара. М., 1978.
5. Лаоник Халкокондил. Историческое повествование / Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году. СПб., 2006. С.110-124.
6. Михаил Критовул. Историческое сочинение (гл. 6-72) / Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году. СПб., 2006. С.18-75.
7. Параспондилос Зотикосъ. Сражението при Варна 1444 г. (Увод и
бележки: Г. Димитровъ) // ИВАД. Варна, 1910. Т.111. С.58-74.
8. Петър Ранзан. Кратко изложение на унгарската история (увод и
бележки: Хр. Димитров, Ил. Илиев; текст и перевод: Ил. Илиев) / Латински извори за българската история. Т.5. Ч.1. София, 2001. С.170-176.
9. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору
Тимура (1403-1406) / Перевод со староиспанского, предисловие и
комментарии И.С. Мироковой. М., 1990.
10. Физиолог / Перевод и комментарии Е.И. Ванеевой. СПб., 1996.
11. Филипп Калимах. История на крал Владислав / Коларов Хр. Хрониката на Калимах - важен извор за Варненската битка от 1444 г. // ИНМВ, Варна. 1973. Кн. IX (XXIV). С.235-267.
12. Cyriac of Ancona. Later Travels / Ed. and transl. by E.W. Bodnar, C. Foss. L., 2003.
13. Doukas. Decline and Fall of Byzantium to the Ottoman Turks / Transl. by H.J. Magoulias. Detroit, 1975.
14. Ducas. Historia Byzantina // PG. Vol. 157. Col. 749-1167.
15. George Sphrantzes. The Chronicle (1401-1477) / Transl. by M. Philippides. The Fall of the Byzantine Empire. Amherst, 1980.
16. Jan Dlugosz. Dzielow polskich ksiag dwanascie [Электрон. ресурс] /
przeklad Karola Mecherzynskiego. Krakow, 1869. Tom IV. Ks. XI, XII. Режим доступа: http://www.pbi.edu.pl/book_reader.php?p=44325&s=1
(Дата обращения - 15.06.2014).
17. Jan Dlugosz. The Annals / Transl. by M.Michael, P.Smith. Chichester, 1997.
...