Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Темпоральная концептуальная метафора в американской поэзии первой половины XX века

Работа №101399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы159
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Основные подходы к метафоре в современной лингвистике 7
1.2 Основные подходы к трактовке термина «концептуальная метафора». 11
1.3 Основные подходы к трактовке термина «дискурс» 15
1.4 Основные методики когнитивных исследований 25
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВРЕМЕНИ В
АМЕРИКАНСКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 41
2.1 Особенности языковой репрезентации понятия времени и
темпоральности в разных картинах мира 41
2.2 Компонентный анализ ключевых лексем-репрезентантов 47
2.3 Модели темпоральных метафор в американской поэзии первой
половины ХХ века, объединенные сферой-источником 61
2.3.1 Антропоморфная метафора 62
2.3.2 Натуроморфная метафора 75
2.3.3 Экзистенциальная метафора 75
2.3.4 Метафорические модели с отличными сферой-источником и сферой-
мишенью 76
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ

Метафора является сложным и важным явлением в процессе познания мира. Долгое время ей отводилась роль второстепенного тропа, который был предназначен для усиления психологического воздействия речи выступающего на аудиторию. При возникновении новых парадигм знания метафора начинает чаще выступать как один из наиболее важных мыслительных механизмов человека, во многом определяющий его отношение с действительностью.
Актуальность исследования обусловлена интересом к анализу поэтических произведений с точки зрения когнитивного подхода, так как на материале американских поэтов проводилось недостаточное количество исследований с целью изучения, восприятия и осмысления времени, а также изучения языковой репрезентации этого понятия.
Объектом исследования данной работы является темпоральная концептуальная метафора в американской поэзии первой половины XX века.
Предметом исследования стали способы языкового оформления темпоральной концептуальной метафоры в поэзии американских поэтов первой половины ХХ века.
Целью данной работы является выявление особенностей метафорического освоения времени на материале американской поэзии первой половины ХХ века.
Для достижения данной цели мы сформулировали следующие задачи:
1. провести отбор существующей теоретической базы по проблематике исследования;
2. рассмотреть практический материал исследования, а именно отобрать контекстуальную базу исследования на материале поэтических произведений американских поэтов первой половины ХХ века на наличие темпоральной концептуальной метафоры;
3. провести анализ отобранных контекстов с целью выявления и описания общих лингвокультурных и индивидуально авторских способов оформления темпоральной концептуальной метафоры в американской поэзии первой половины ХХ века с точки зрения когнитивного подхода.
Теоретико-методологической базой являются работы и идеи таких лингвистов, философов, литературоведов, как Ю.Д. Апресян, И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, С.А. Аскольдов-Алексеев, А.Н. Баранов, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, И.Р. Гальперин, М. Джонсон, В.И. Карасик, В.В. Колесов, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, П. Рикер, А. Ричардс, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин, А. Ченки, А.П. Чудинов, Д.Н. Шмелев и многих др.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы: сравнительный и описательный методы, реализованные через комплекс более частных методик и исследовательских приемов таких, как метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, предполагающий определение типа стилистических приемов и описание особенностей их проявления в художественном тексте, когнитивно-дискурсивный метод.
Материалом исследования являются стихотворения американских поэтов первой половины ХХ века, таких как Уистен Хью Оден и Роберт Ли Фрост. Общим количеством 27 поэтических текстов, объемом около140 контекстов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлен ряд частных наблюдений и выводов, сделанных в результате анализа конкретного материала.
Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует разработке таких теоретических проблем, как взаимодействие языка и мышления, роль языка в экспликации и формировании картины мира (авторских интенций и т.д.), взаимодействие различных уровней языковой системы.
Практическая ценность работы связана с возможностью использования материалов в практике преподавания иностранного языка, литературоведения, при подготовке специалистов по теории и практике художественного перевода, а также полученные материалы могут быть использованы на занятиях по интерпретации текста, стилистике, зарубежной литературе и когнитивной лингвистике.
В качестве апробации основные положения данного исследования были представлены на VIII и IX международных студенческих научно-практических конференциях «Актуальные проблемы лингвистики и методики» [Екатеринбург, 2016, 2017].
Результаты исследования получили апробацию в рамках XIX областного конкурса научно-исследовательских работ студентов высших и средних специальных учебных заведений Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» [Екатеринбург, 2016]. Работа удостоена диплома I степени.
Результаты работы были опубликованы в рецензируемом научном издании, входящем в список рекомендованных ВАК МОиН РФ [Гагарина П.А., Шустрова Е.В. Трактовка времени через ориентационные концептуальные метафоры в поэзии У. Одена // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - №1. - 2017].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проделанной работы стоит сказать, что мы достигли поставленной цели, а именно выявили особенности метафорического освоения времени на материале американской поэзии первой половины ХХ века. Для реализации этой цели мы описали историю изучения термина «концептуальная метафора», рассмотрели точки зрения многих ученых- исследователей на этот феномен, изучили определение понятия «метафорическая модель», также мы описали и распределили метафорические модели времени по категориям с наглядностью их представления на основании областей цели и источника. В ходе исследования нами были изучены особенности языковой репрезентации понятия времени и темпоральности в разных картинах мира и проведен компонентный анализ ключевых лексем-репрезентантов.
Анализ отобранных контекстов выявил общие лингвокультурные и индивидуально авторские способы оформления темпоральной концептуальной метафоры в американской поэзии первой половины XX века с точки зрения когнитивного подхода.
В данной работе на материале поэтических произведений таких американских поэтов первой половины ХХ века как У. Оден и Р. Фрост, мы рассмотрели наиболее характерные для выбранного нами дискурса метафорические модели, которые были классифицированы на основании области мишени метафоризации, поскольку для структурирования наиболее значимых концептов авторы используют множество различных источников.
На основании полученных данных мы сделали следующий вывод: наиболее частотные метафорические модели, обнаруженные в поэтических произведениях У. Одена и Р. Фроста, принадлежат к группе экзистенциальных метафор, объединенных сферой-источником «СУЩЕСТВОВАНИЕ» (80 контекстов и 222 метафорических словоупотребления). Наиболее продуктивными метафорическими моделями в творчестве поэтов являются ВРЕМЯ - НЕИЗБЕЖНОСТЬ КОНЦА/ПРИБЛИЖЕИЕ СМЕРТИ (70 метафорических словоупотреблений) и ВРЕМЯ - ПУТЬ (29 метафорических словоупотреблений). Поэты вводят в свое творчество такие абстрактные понятия, как Время, Жизнь, Смерть, Путь, Повседневность, Быстротечность, Цикличность, которые являются одновременно проекцией вещей в реальном мире и основой их поэтического бытия. Примерно равными по количеству представленных контекстов и метафорических словоупотреблений стали антропоморфные метафоры, принадлежащие к группе со сферой-источником «ЧЕЛОВЕК» (25 контекстов и 61 метафорическое словоупотребление) и натуроморфные метафоры со сферой-источником «ПРИРОДА» (24 контекста и 51 метафорическое словоупотребление). Концепт ВРЕМЯ в антропоморфной представляет собой пример персонификации, а в натуроморфной метафоре имеет много общего с природными явлениями в проанализированных произведениях поэтов. Также нами было выделено 3 метафорические модели, не входящие в приведенные выше: ЖИЗНЬ - ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ, ЛЮБОВЬ - НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ, ЛЮБОВЬ - ПРИБЛИЖЕНИЕ КОНЦА (10 контекстов и 27 метафорических словоупотребления).
Действительность, какой ее постигают У. Оден и Р. Фрост, является формой странствия (ВРЕМЯ - СПУТНИК, ВРЕМЯ - ПУТЬ). Так, через понимание своей эпохи У. Оден пытался разобраться в своем внутреннем мире (Musee des Beaux Arts (1938), A New Age (1939)). Р. Фрост, в свою очередь, делал акцент в основном на природной составляющей (My November Guest (1913), Reluctance (1913), The Pasture (1915), Stopping by Woods on a Snowy Evening (1923)). Герой поэзии Р. Фроста остается наедине с ее мифологической и пугающей сущностью - что примечательно, сам принимает решения на фоне происходящих событий. Возможно, об одном из подобного рода решений написаны стихотворения The Road Not Taken (1916) и Nothing Gold Can Stay (1923). У. Оден через переосмысление абстрактных категорий (Любовь, Одиночество, Жизнь, Смерть) воссоздает в своей поэзии имитацию человеческой жизни. Человек в его стихотворениях чаще беспомощен, и знает, что контроль происходящих событий ему не подвластен (As I Walked out One Evening (1937), If I Could Tell You (1940)). Использование метафор, представленных лексемой time, а также другими дифференциальными семами, демонстрируют в некоторой степени отношение авторов к происходящему. Темпоральная лексика (time, year, moment, hour) используется поэтами преимущественно не в прямом словарном значении, а в метафорическом, т.е прослеживается авторское начало в поэтических произведениях У. Одена и Р. Фроста. Изучение темпоральной концептуальной метафоры способствует отражению позиции писателей по отношению к реалиям американской действительности, а также описанию их концептосферы.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. наиболее употребляемыми темпоральными метафорами в американском поэтическом дискурсе первой половины ХХ века являются экзистенциальные метафоры, т.к. одной из основных жизненных позиций человека является его позиция пассивного принятия жизни, которая отражается в метафорических моделях, интерпретирующих абстрактные сущности как активных субъектов, оказывающих воздействие на человека либо независимо от него перемещающихся в пространстве, наделяя абстрактные сущности способностью действовать независимо от человека. Не так часто, но в образах присутствует идея того, что человек имеет возможность контролировать происходящее в его жизни, т.е. в метафорах времени отражены выражение идей о контролируемости жизни;
2. коннотативный компонент в ключевых лексемах-репрезентантах лексемы time не представлен.
Для успешного функционирования метафоры необходимо присутствие в сознании носителей языка развернутой системы ассоциаций. Несмотря на то, что в поэтических текстах американских поэтов первой половины ХХ века ключевыми являются субъективно-авторские метафорические конструкции, все же способы репрезентации реалий не полностью зависят от индивидуальности автора. Творчество любого поэта содержит некие национально-культурные универсалии, так как сознание поэта формируется в определенной культурной среде.
Мы считаем наиболее перспективным направлением дальнейшего исследования изучение специфики метафоризации времени на материале не только американского англоязычного поэтического дискурса, но и британского, с учетом его лингвокульторологических особенностей, а также результативными, на наш взгляд, могут стать работы, выполненные в области интересов, посвященные детальному изучению метафоризации времени не только в рамках поэтического, но и прозаического дискурса.



1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 367 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1995. №1. - С. 37-67.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. / П.Е. Бухаркин. - М.: Наука, 2002. - 384 с.
4. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
6. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 267-280.
7. Бабушко С.Р. Категориальное пространство локативных и темпоральных наречий современного английского языка: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Киев: КГЛУ, 1998. - 18 с.
8. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопр. языкознания, 2003. - №2. - С. 73-94.
9. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. - М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. - 193 с.
10. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор.
- М.: Помовский и партнеры, 1994. - 351 с.
11. Бижева З.Х. Культурные концепты в адыгской языковой картине мира: Дис. док. филолол наук. - Нальчик, 1999. - 302 с.
12. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Тамбов. гос. ун-т., 2000. - 123 с.
13. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопр. когнитивной лингвистики. - 2004. №1.
- С. 18-36.
14. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. - Л.: Просвещение, 1967.
- 190 с.
15. Будаев Э.В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: Дис. .. .канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 232 с.
16. Бутина Е.В. Темпоральные устойчивые словосочетания в современном французском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - М., 1996. - 16 с.
17. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н.С. Валгина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 416 с.
18. Вандриес Ж. Язык. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 174 с.
19. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
20. Вековищева С.Н. Взаимообусловленность и взаимозависимость категорий пространства и времени в художественном тексте на материале английского и русского языков в сопоставительно-переводческом аспекте: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 2000. - 22 с.
21. Волкова Е.А. Функционирование наречий темпоральной семантики в современном немецком языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Л., 1981. - 24 с.
22. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филол. науки. 2001. №1. - С. 64-72.
23. Всеволодова М.В. Категория именной темпоральности и закономерности ее речевой реализации: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 1973. - 40 с.
24. Гагарина П.А., Шустрова Е.В. Трактовка времени через ориентационные концептуальные метафоры в поэзии У. Одена // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. №1. - 2017.
25. Гак В.Г. Беседы о французском слове. - М.: Международные отношения, 1966. - 334 с.
26. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология: на материале французского и русского языков. - М.: Международные отношения, 1977. - 264 с.
27. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.: Изд-во литературы на иностранном языке, 1958. - 460 с.
28. Гребенев А.Н. Водораздел сознания: опыт толкования поэтического текста У.Х. Одена «The Watershed» // Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. - 2012. Т.7. №2. - С. 36-50.
29. Дмитрюк С.В. Этнокультурная специфика образа времени в языковом сознании русских, казахов и англичан: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - М., 2001. - 18 с.
30. Зельдович Г.М. Временные квантовые наречия: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Харьков, 1999. - 31 с.
31. Иванова С.В. Культурологический аспект языковых единиц: монография. - Уфа: БашГУ, 2002. - 116 с.
32. Ищук Д.Г. Лексико-семантическое поле как выражение концептуальной модели времени в языке (на русско-славянском материале): Дис. ...канд. филол. наук. - СПб., 1995. - 227 с.
33. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
34. Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.
35. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 341 с.
36. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.
37. Крюкова Н.Ф. Метафоризация и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста: Дисс. д-ра филол. наук: 10.02.19. / Крюкова Н.Ф. - Тверь: Тверской гос. ун-т., 2000. - 288 с.
38. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН ИЯ. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
39. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. - М.: Высшая школа, 1982. - 216 с.
40. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке? Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. - СПб: Златоуст, 2001.
- 390 с.
41. Лагута О.Н. Метафорология: теоретические аспекты. - Новосибирск: Новосиб. гос ун-т, 2003. Ч. 1. - 114 с.
42. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. - М.: Прогресс, 1978. - 540 с.
43. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Теория метафоры / под ред. Н.Д. Арутюновой. М.А. Журинкой. - М.: Прогресс, 1990.
- 415 с.
44. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ., под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
45. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия АН. Сер. лит. и яз. - 1993. №1. - С. 3-9.
46. Любимова Н.А. Звуковая метафора в поэтическом тексте / Н.А. Любимова, Н.П. Пинежанинова, Е.Г. Сомова. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 144 с.
47. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 277 с.
48. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. - Минск: Тетросистеме, 2004. - 256 с.
49. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ