ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНОВ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 5
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации 5
1.2.Основные подхода к определению понятия оценочная тревожность
24
1.3 Основные подходы к изучению совладающего поведения 28
1.4. Теоретический обзор исследований проблемы перфекционизма 33
1.5. Психологические особенности студенчества как возрастного периода. 39
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И
ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОДГОТОВКИ 47
2.1. Организация исследования и описание методик 47
2.2. Описание выборочной совокупности 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. Однако препятствием для таких достижений может стать прокрастинация, при которой человек откладывает до момента «дедлайна» самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений. Хотя прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, наибольшее распространение она имеет именно среди студентов. Еще одним препятствием может стать перфекционизм, при котором личность устанавливает для себя недостижимо высокие стандарты и нереалистичные цели, что может повлиять на выполнение работы вплоть от полного отказа от нее или возникновения депрессивного состояния у студента.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности. Повышенную значимость результата, определяющую ситуацию его оценки как стрессовую, могут обусловить такие явления, как перфекционизм и оценочная тревожность. Однако проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом». В связи с этим возникают вопросы, что именно влияет на возникновение прокрастинации у
студентов, связаны ли с ней явления перфекционизма и оценочной тревожности, а также существует ли взаимосвязь между копинг-стратегиями и прокрастинацией (как явления, проявляющегося в стрессовой ситуации).
Объект исследования - студенты Уральского государственного федерального университета (96 человек).
Предмет - особенности прокрастинации и перфекционизма у студентов различных направлений подготовки.
Цель: исследовать особенности прокрастинации и перфекционизма и их взаимосвязь у студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам прокрастинации и перфекционизма.
2. Рассмотреть психологические особенности студенчества как возрастного периода.
3. Провести исследование прокрастинации, перфекционизма, оценочной тревожности и совладающего поведения у студентов.
4. Выявить взаимосвязь между особенностями прокрастинации,
перфекционизма, оценочной тревожности и совладающего поведения у студентов.
5. Выявить различия в особенностях прокрастинации у студентов.
Гипотезы эмпирического исследования:
1. Существует связь между прокрастинацией и перфекционизмом у студентов.
2. Существует связь между прокрастинацией и оценочной тревожностью у студентов.
3. Существуют различия в проявлениях прокрастинации у студентов различных направлений подготовки.
4. Существует связь между прокрастинацией и используемыми
стратегиями совладающего поведения у студентов.
Студенческий период - возраст, в котором особую значимость приобретают как учебные, так и профессиональные достижения. Важность успешности сдачи контрольных и экзаменационных работ определяется как внешними факторами (возможность дальнейшего обучения, получение более престижной работы по окончанию обучения), так и внутренними (растет потребность в осознании себя способным быть успешным и достигать своих целей, что формирует соответствующий образ Я и позволяет планировать дальнейшее будущее, ставить все новые цели и задачи). Также важность ситуации оценивания может становится настолько острой, что переходит в категорию безусловно стрессовых ситуаций для студента. Это может произойти в том числе из-за перфекционизма или повышенной оценочной тревожности субъекта. В этом случае часто проявляется феномен прокрастинации, и студент откладывает начало или завершение деятельности, оценивание которой является для него стрессогенным фактором.
Теоретический обзор проблемы прокрастинации позволил уточнить факторы, влияющие на частоту и интенсивность проявления прокрастинации. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию феномена откладывания с позиций психодинамического, поведенческого и когнитивного подхода. Были выделены спорные области представлений о прокрастинации, такие как вопросы влияния перфекционизма и оценочной тревожности на проявления прокрастинации. Анализ особенностей студенческого возраста позволил определить актуальность проблемы прокрастинации и перфекционизма для студентов.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что перфекционизм достоверно связан с прокрастинацией у студентов психологического, физического и электротехнического направлений подготовки, причем для студентов-психологов и студентов-физиков проявилась связь откладывания и перфекционизма как феномена предъявления завышенных требований, а у студентов-инженеров - связь откладывания и социально-предписанного перфекционизма. Все направления подготовки, кроме исторического, обнаружили связь между прокрастинацией и оценочной тревожностью. Положительная корреляционная связь была выявлена у студентов-психологов с копинг-стратегиями принятия ответственности и избегания, у студентов физиков - со стратегиями конфронтации и дистанцирования, у студентов-историков - с конфронтацией и у студентов-инженеров - с избеганием. Проанализировав сущность каждой копинг-стратегии, мы предположили, что прокрастинация может являться способом реализации этих копинг-стратегий, воплощая в себе те или иные их аспекты. Кроме того, несмотря на статистически не подтвержденную гипотезу о различиях в проявлении прокрастинации, было выявлено, что у студентов различных направлений подготовки прокрастинация связана с различными факторами, что позволяет предположить тенденцию к различиям в проявлениях прокрастинации и задает перспективу для дальнейших исследований.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004.
2. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога. - СПб.: Питер, 2000.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению. Часть 1. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Часть 2. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
6. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников. Материалы научно-практических конгрессов Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т.2, М., 2008.
7. Варваричева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: Издательский центр факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
8. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии, 2010, №3.
9. Виндекер О. С, Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Еау (на примере студенческой выборки) //Актуальные проблемы психологического знания. - Москва, 2014. - № 1. - С. 116-126. 52
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости. - М.: Академический проект, 2006.
11. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (Обзор) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1.
12. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал, №6, 2006.
13. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Студенческое научное общество СПбГУ, 2013. URL: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата обращения: 22.11.2013)
14. Дэриэли Дэн. Поведенческая экономика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
15. Жуйкова М.В. Взаимосвязь психических состояний и стилей совладающего поведения студентов технических специальностей и студентов психологов в трудных ситуациях учебной деятельности. // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе, Кострома, 2010.
...