Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки

Работа №101393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНОВ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 5
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации 5
1.2.Основные подхода к определению понятия оценочная тревожность
24
1.3 Основные подходы к изучению совладающего поведения 28
1.4. Теоретический обзор исследований проблемы перфекционизма 33
1.5. Психологические особенности студенчества как возрастного периода. 39
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И
ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОДГОТОВКИ 47
2.1. Организация исследования и описание методик 47
2.2. Описание выборочной совокупности 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. Однако препятствием для таких достижений может стать прокрастинация, при которой человек откладывает до момента «дедлайна» самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений. Хотя прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, наибольшее распространение она имеет именно среди студентов. Еще одним препятствием может стать перфекционизм, при котором личность устанавливает для себя недостижимо высокие стандарты и нереалистичные цели, что может повлиять на выполнение работы вплоть от полного отказа от нее или возникновения депрессивного состояния у студента.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности. Повышенную значимость результата, определяющую ситуацию его оценки как стрессовую, могут обусловить такие явления, как перфекционизм и оценочная тревожность. Однако проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом». В связи с этим возникают вопросы, что именно влияет на возникновение прокрастинации у
студентов, связаны ли с ней явления перфекционизма и оценочной тревожности, а также существует ли взаимосвязь между копинг-стратегиями и прокрастинацией (как явления, проявляющегося в стрессовой ситуации).
Объект исследования - студенты Уральского государственного федерального университета (96 человек).
Предмет - особенности прокрастинации и перфекционизма у студентов различных направлений подготовки.
Цель: исследовать особенности прокрастинации и перфекционизма и их взаимосвязь у студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам прокрастинации и перфекционизма.
2. Рассмотреть психологические особенности студенчества как возрастного периода.
3. Провести исследование прокрастинации, перфекционизма, оценочной тревожности и совладающего поведения у студентов.
4. Выявить взаимосвязь между особенностями прокрастинации,
перфекционизма, оценочной тревожности и совладающего поведения у студентов.
5. Выявить различия в особенностях прокрастинации у студентов.
Гипотезы эмпирического исследования:
1. Существует связь между прокрастинацией и перфекционизмом у студентов.
2. Существует связь между прокрастинацией и оценочной тревожностью у студентов.
3. Существуют различия в проявлениях прокрастинации у студентов различных направлений подготовки.
4. Существует связь между прокрастинацией и используемыми
стратегиями совладающего поведения у студентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Студенческий период - возраст, в котором особую значимость приобретают как учебные, так и профессиональные достижения. Важность успешности сдачи контрольных и экзаменационных работ определяется как внешними факторами (возможность дальнейшего обучения, получение более престижной работы по окончанию обучения), так и внутренними (растет потребность в осознании себя способным быть успешным и достигать своих целей, что формирует соответствующий образ Я и позволяет планировать дальнейшее будущее, ставить все новые цели и задачи). Также важность ситуации оценивания может становится настолько острой, что переходит в категорию безусловно стрессовых ситуаций для студента. Это может произойти в том числе из-за перфекционизма или повышенной оценочной тревожности субъекта. В этом случае часто проявляется феномен прокрастинации, и студент откладывает начало или завершение деятельности, оценивание которой является для него стрессогенным фактором.
Теоретический обзор проблемы прокрастинации позволил уточнить факторы, влияющие на частоту и интенсивность проявления прокрастинации. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию феномена откладывания с позиций психодинамического, поведенческого и когнитивного подхода. Были выделены спорные области представлений о прокрастинации, такие как вопросы влияния перфекционизма и оценочной тревожности на проявления прокрастинации. Анализ особенностей студенческого возраста позволил определить актуальность проблемы прокрастинации и перфекционизма для студентов.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что перфекционизм достоверно связан с прокрастинацией у студентов психологического, физического и электротехнического направлений подготовки, причем для студентов-психологов и студентов-физиков проявилась связь откладывания и перфекционизма как феномена предъявления завышенных требований, а у студентов-инженеров - связь откладывания и социально-предписанного перфекционизма. Все направления подготовки, кроме исторического, обнаружили связь между прокрастинацией и оценочной тревожностью. Положительная корреляционная связь была выявлена у студентов-психологов с копинг-стратегиями принятия ответственности и избегания, у студентов физиков - со стратегиями конфронтации и дистанцирования, у студентов-историков - с конфронтацией и у студентов-инженеров - с избеганием. Проанализировав сущность каждой копинг-стратегии, мы предположили, что прокрастинация может являться способом реализации этих копинг-стратегий, воплощая в себе те или иные их аспекты. Кроме того, несмотря на статистически не подтвержденную гипотезу о различиях в проявлении прокрастинации, было выявлено, что у студентов различных направлений подготовки прокрастинация связана с различными факторами, что позволяет предположить тенденцию к различиям в проявлениях прокрастинации и задает перспективу для дальнейших исследований.



1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004.
2. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога. - СПб.: Питер, 2000.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению. Часть 1. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Часть 2. // Психологический журнал, 2006, том 27, №2.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
6. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников. Материалы научно-практических конгрессов Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т.2, М., 2008.
7. Варваричева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: Издательский центр факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.
8. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии, 2010, №3.
9. Виндекер О. С, Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Еау (на примере студенческой выборки) //Актуальные проблемы психологического знания. - Москва, 2014. - № 1. - С. 116-126. 52
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости. - М.: Академический проект, 2006.
11. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (Обзор) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1.
12. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал, №6, 2006.
13. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Студенческое научное общество СПбГУ, 2013. URL: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата обращения: 22.11.2013)
14. Дэриэли Дэн. Поведенческая экономика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
15. Жуйкова М.В. Взаимосвязь психических состояний и стилей совладающего поведения студентов технических специальностей и студентов психологов в трудных ситуациях учебной деятельности. // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе, Кострома, 2010.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ