Глава I. Турция в условиях меняющейся системы международных отношений 25
1.1. Трансформация глобальной мировой системы по окончании «холодной
войны» 25
1.2. Особенности внешнеполитического процесса Турецкой Республики:
традиции и новации 30
Глава II. Концепция «Стратегическая глубина» Ахмета Давутоглу 42
2.1. Общая характеристика концепции 42
2.2. Теоретическая база концепции 44
2.3. Параметры национальной силы современной Турции 52
Глава III. Политика «ноль проблем с соседями» и новые принципы внешней политики Турции 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
Список использованных источников и литературы 88
На протяжении столетий Турция, которая была центром Османской империи, представляла для европейских держав значительный интерес с военной и политической точек зрения. Благодаря выгодному географическому положению на перекрестке путей между Западом и Востоком, Европой и Азией и принадлежавшим Турции проливам Босфор и Дарданеллы, контроль над которыми определял стратегическое преимущество в Средиземноморье, эта страна занимала одну из ключевых позиций в планах великих Запада.
После Второй мировой войны Анкара руководствовалась простым набором установок: Турция - часть политического Запада, противостоящая политическому Востоку. Это ограничивало свободу действий страны в сфере внешней политики, однако обеспечивало западные гарантии безопасности и прочие политические и экономические преимущества в рамках западной системы. Турция была опорной страной на южном фланге НАТО и обладателем второй по численности армии в рамках блока.
Распад СССР способствовал активизации событий в регионах, граничивших с Турцией. Появились новые государства, в том числе родственные Турции этнически и культурно. Произошла серия военных конфликтов на Ближнем Востоке и войн на Балканах. Продолжалось развитие Евросоюза, сменившийся его кризисом. Арабский мир пришел в движение в начале XXI века.
Активизация Турции на международной арене под руководством Партии справедливости и развития в последние годы открыла для этого государства ряд перспектив, что еще несколько лет никто не мог даже предположить. Внутриполитические реформы, отчасти ставшие следствием желания Турции вступить в Евросоюз, воспринимались некоторыми как изменения, направленные на смену «кемалистского режима». Эти преобразования предопределили также и трансформацию внешнеполитических векторов. Однако под влиянием внутренних преобразований и событий на Ближнем Востоке в последнее время турецкое руководство заявило, что Турция готова взять на себя роль регионального лидера.
В последнее десятилетие вполне четко обозначилась многовекторность современного внешнеполитического курса Турецкой Республики. Трансформация внешнеполитического курса современной Анкары тесно связана с личностью министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. Концепции и идеи нынешнего главы внешнеполитического ведомства страны отражены в его политическом трактате «Стратегическая глубина». Эту книгу, в которой дано научное обоснование необходимости выхода Турции на мировую и региональную арены в качестве активного игрока, принято считать теоретическим обоснованием активизации внешней политики Турции. «Стратегическая глубина» Давутоглу дала ответы на вопрос о том, как Турция должна реагировать на все перемены в мире.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день турецкий фактор стал играть важную роль практически во всех вопросах на международной арене, особенно в разрезе процессов, происходящих на Ближнем Востоке. Еще недавно роль Турции как мирового и регионального игрока представлялась несущественной по причине внутренних слабостей, политического и исторического наследия. Сейчас же Анкара стремится активно формировать свой внешнеполитический курс, определять свои интересы по широкому кругу вопросов, а также рьяно отстаивать свои позиции, как этого не делала со времен Османской империи. Апофеозом стремления к лидерству Турции стала доктрина «ноль проблем с соседями», выдвинутая Давутоглу с приходом на министерский пост. Предполагалось, что Анкара выйдет на лидирующие позиции в регионе исключительно за счет консенсуса с другими игроками на международной арене. Все это привело к тому, что Турция приобрела особый статус и влияние в окружающем ее нестабильном регионе. Однако такая попытка поведения быстро стала наталкиваться на сложности. Например, «арабская весна» наглядно продемонстрировала, что Турция не в состоянии гармонизировать противоположные интересы на разных направлениях. Итог политики «ноль проблем» парадоксален: многие эксперты приходят к мнению, что сегодня у Турции практически не осталось соседей, отношения с которыми можно было бы назвать однозначно положительными. Многие сегодня упрекают Ахмета Давутоглу в том, что, провозгласив амбициозный курс, он не смог его точно просчитать и сильно переоценил возможности страны. В то же время возврат к прежней внешнеполитической идентичности невозможен, так как изменились все условия.
В научном и практическом отношении актуальным является то, что рассматривая содержание определения «Турция как региональный лидер», многие исследователи рассуждают о перспективах турецкого государства в геополитике Ближнего Востока. Ссылаясь на ряд идей Ахмета Давутоглу, «Стратегическую глубину» интерпретируют как теорию неоосманизма или же представляют как выражение геополитической концепции неоевразийства. Когда говорят о Турции как о региональном лидере, часто это дополняется представлением о стране-модели новой исламской государственности, примере для остальных стран ближневосточного региона. Но совместимы ли понятия «светская Турция» и «исламская демократия», или «новый региональный лидер» и «неоосманизм»? Существуют абсолютно противоположные мнения по этой проблеме.
Объектом исследования является система международных отношений на Ближнем Востоке в контексте турецкого фактора, а предметом - процесс эволюции внешней политики Турции под воздействием внешних и внутренних факторов.
Хронологическими рамками исследования является период с 2002 года до настоящего времени. Нижняя граница исследования обусловлена приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития, который ознаменовал новый этап во внешней политике Турции. Тогда же на пост главного советника по внешнеполитическим вопросам был назначен Ахмет Давутоглу.
Территориальные рамки работы охватывают территории Турции и ближневосточного региона, а при рассмотрении отдельных аспектов двусторонних отношений Средиземноморский, Черноморский, Балканский, Кавказский, Североафриканский регионы и Европейский континент.
Цель данного исследования предполагает комплексный анализ процесса трансформации внешней политики Турции на современном этапе в рамках реализации внешнеполитического курса под руководством Партии справедливости и развития.
Для осуществления указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Проанализировать эволюцию внешнеполитического курса Турецкой Республики с 20-х гг. XX века и до настоящего времени.
2. Раскрыть основные положения концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина» и обосновать ее значение в формировании внешнеполитического курса Турции в изучаемый период.
3. Рассмотреть основной внешнеполитический принцип Партии справедливости и развития - «Ноль проблем с соседями»;
4. Выявить особенности процессов формирования внешней политики и принятия внешнеполитических решений на современном этапе.
5. Изучить практические аспекты применения новых внешнеполитических принципов на примере отношений с ключевыми странами соседних регионов Турции (Балканы, Кавказ, Ближний Восток).
Методологической основой работы является междисциплинарный подход, совмещающий исторический и политологический анализ. В ходе анализа рассматриваемой проблемы использовалась теория политического реализма с ее базовыми категориями «национального интереса», «власти», «баланса сил» и положениями о анархическом характере международных отношений и главенствующей роли государств. В ее основе лежит тезис о том, что главные акторы международных отношений - государства и их союзы. Их основные цели - защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях.
Диссертационное исследование основывается на системном подходе при анализе изучаемого объекта. В его рамках международная действительность предстает как целостная система, в единстве всех ее связей и отношений, оказывающая детерминирующее воздействие на поведение государств и других международных акторов.
В исследовании используются историко-генетический и историко-динамический подходы, позволяющие раскрыть эволюцию внешнеполитического курса Турции, а также социологический подход, позволяющий проанализировать рассматриваемую проблематику в свете новых реалий современных международных отношений, связанных с усилением роли негосударственных акторов - от различных негосударственных организаций до индивидов. Кроме того, были использованы такие методы как метод наблюдения, который позволяет получить важную информацию по проблемам международных отношений, метод ивент-анализ, в основе которого лежит отслеживание динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в отдельных странах, регионах и в мире в целом, а также метод построения сценариев. При изучении официальных документов, научных публикаций в периодической печати, и информационно-аналитических материалов применялся метод контент- анализа и сравнительный анализ.
Источниковая база. Тема магистерского исследования, поставленные цель и задачи определили выбор источников, позволяющих провести комплексный анализ заявленной проблемы. В основу классификации источников положен принцип единства происхождения, общности содержания и назначения. В этой связи можно выделить две группы источников, использованных в работе, - это источники официального и личного происхождения. В процессе работы над диссертацией были использованы опубликованные источники на английском и турецком языках
Первую группу источников, в которую входят официальные документы и материалы, можно подразделить на три подгруппы. Первую подгруппу составляют официальные государственные и правительственные документы, в которых отражено концептуальное содержание и принципы функционирования турецкой внешней политики. Источниковую базу исследования составляют Конституция Турецкой Республики с поправками 2010 г. ; материалы, представленные такими высшими органами власти Турецкой Республики как Великое национальное собрание Турции и Правительство Турецкой Республики. Важнейшими источниками, позволяющими представить внешнеполитический курс Турции, являются такие документы, как Программы Правительств Турецкой Республики, находящихся у власти с 2002 года , где прописаны основные принципы внешней политики страны, и материалы заседаний Великого национального собрания Турции, - стенограммы обсуждения различных вопросов внешней политики Турции .
К следующей подгруппе источников относятся документы и материалы центральных органов отраслевого управления, а именно министерства иностранных дел Турции. Среди материалов, представленных турецким министерством иностранных дел и отражающих официальную позицию Анкары по вопросам внешней политики страны, стоит отметить «Общий обзор внешней политики» , обзор «Политика ноль проблем с соседями» , ежедневные обзоры и официальные заявления министерства по текущим внешнеполитическим проблемам5 , внешнеполитическую программу-доклад, подготовленный министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу для Великого национального собрания Турции «Наша внешняя политика на пороге 2013 и 2014 гг.» , «Обзор мирного процесса на Ближнем Востоке» , доклад «Отношения со странами Ближнего Востока и Северной Африки» , а также обзоры, посвященные двусторонним отношениям, в частности турецко-израильским , турецко-сирийским , турецко-иракским , турецко- греческим , турецко-армянским .
Третью подгруппу источников составляют программные документы правящей с 2002 г. в Турции Партии справедливости и развития. Прежде всего, видение внешней политики Турции отражено в программе партии . Среди использованных источников также следует отметить программный документ правящей партии «Политическое видение ПСР 2023» , принятый на четвертом конгрессе партии в сентябре 2012 г. Этот документ определяет новые направления политического развития партии и предлагает новое видение наиболее серьезных проблем не только внутренней, но и внешней политики Турции и возможные варианты их решения.
Вторую группу источников составляют речи, выступления и интервью официальных лиц, в частности министров иностранных дел и премьер- министров Турции с момента прихода к власти Партии справедливости и развития.
Дипломатические речи А. Давутоглу, представленные на официальном сайте министерства иностранных дел Турции , можно разделить на несколько категорий: 1) стратегические, в которых представлены основные принципы внешней политики; 2) концептуальные, используемые для создания повестки дня и определения контуров той или иной проблемы; 3) тактические, направленные на освещение определенных текущих вопросов во внешней политике Турции.
К источникам этой группы также относятся стенограммы выступлений, пресс-конференций и заявления Ахмета Давутоглу и других официальных представителей турецкого МИДа, а также интервью , которые дал министр иностранных дел турецким и зарубежным изданиям с 2002 г., занимая еще в то время должность советника Реджепа Тайипа Эрдогана по внешнеполитическим вопросам.
Третью группу источников составляют источники личного происхождения. Среди них монография «Стратегическая глубина: международные позиции Турции» профессора стамбульских университетов Бейкент и Мармара и нынешнего министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, в которой он предложил принципиально новую концепцию внешней политики Турции. Автор исходит из того, что значение любой страны в мировой политике определяется ее геостратегическим положением и «исторической глубиной». С этой точки зрения Турция практически уникальна - благодаря местоположению на стыке сразу нескольких важнейших регионов и традиции, унаследованной от Османской империи. Она может и должна влиять на события сразу в нескольких регионах, стать стратегически значимой. Турция является ближневосточной, балканской, кавказской, среднеазиатской, каспийской, средиземноморской и черноморской державой, которая в состоянии играть стратегическую роль во всех перечисленных регионах одновременно, и, таким образом, претендовать на глобальную роль. Именно концепция Ахмета Давутоглу произвела сильное впечатление на руководство Партии справедливости и развития, которая пришла к власти спустя год после опубликования книги. Автор стал советником премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, затем послом, которому поручались самые деликатные миссии, и, наконец, в 2009 году - министром иностранных дел. Положения, содержащиеся в монографии, отразились и в основных документах министерства иностранных дел Турции и высших органов власти Турецкой республики.
Ахмет Давутоглу также является автором многих статей о международных отношениях и видении места Турции на международной арене на турецком и английском языках. В диссертации были использованы такие статьи министра иностранных дел как «Видение внешней политики Турции: оценка 2007 года», «Принципы турецкой внешней политики и региональное политическое структурирование» , «Ноль проблем в новой эре».
Степень научной разработанности проблемы. Анализ, приведенный в трудах российских и зарубежных авторов, позволил обогатить научно¬теоретическую часть исследования, сопоставить реалии развития внешнеполитической линии Турецкой республики с наиболее устоявшимися в политической и исторической науке оценками и выводами.
Внешняя политика Турции на современном этапе представляет интерес в исследовании, что подтверждается наличием большого количества выпущенных работ отечественных и зарубежных ученых-востоковедов и специалистов в области международных отношений. Однако в отечественной историографии и историографии стран СНГ в отличие от западной и в частности турецкой историографии, до сих пор нет монографий, посвященных исключительно данной теме. Поставленная проблема рассматривалась некоторыми отечественными учеными и исследователями стран СНГ лишь в рамках какой-либо другой темы. Большую часть научной работы в рамках исследовательских центров выполняют Институт Востоковедения РАН и Институт Ближнего Востока.
Вклад в исследование внешнеполитического курса Турции на современном этапе внесли ряд отечественных ученых-востоковедов, экспертов Института Ближнего Востока. Среди них стоит отметить статьи 24 25 26 27
А.А. Гурьева , И.И. Стародубцева , Н.М. Мамедовой , А.Г. Гаджиева , Ю.Б. Щегловина. В своих статьях данные исследователи, используя материалы турецкой прессы, мнения западных и турецких экспертов, доказывают, что в настоящее время Турция переживает процесс трансформации не только внешнеполитических амбиций, но и политической системы в целом, поскольку реформы, проводимые ПСР, носят весьма глубокий и долгосрочный характер. Кроме того, Институт Ближнего Востока ежемесячно и еженедельно выпускает ситуационные обзоры по Турции, по вопросам двусторонних отношений Турции с другими странами, по ситуации на Ближнем Востоке и в мире.
Внешнеполитическая линия Турецкой республики на фоне последних событий на Ближнем Востоке стала объектом исследования многих отечественных востоковедов. Статья доцента кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока, к.и.н. И.И. Ивановой «Турция» , опубликованная в коллективной монографии «Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше?», посвящена анализу внешней политики Турции на фоне «арабской весны». Очевидным для автора является то, что арабские революции изменили баланс сил в регионе, и в борьбу за влияние активно включилась Турция, тем самым внеся изменения в свой внешнеполитический курс.
Работы, представленные в сборнике «Влияние событий “Арабской весны” на регион в контексте внешней политики Турции» являются итогом межвузовской студенческой научной конференции «Арабская весна» и Турция», состоявшейся в МГИМО весной 2012 г. Сборник открывают две статьи российских ученых, специалистов в области современной туркологии - доцента кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока, к.и.н. И.И.Ивановой и старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований, к.и.н. И.А.Свистуновой , в которых дается общая характеристика событий, связанных с «арабской весной», рассматриваются главные цели и направления внешней политики Турции на фоне происходящих на Арабском Востоке революционных событий. В статье сотрудника МГИМО В. А. Аваткова (МГИМО) «Арабская весна» и великодержавные амбиции Турции» подробно исследуется ресурсная база Турции при осуществлении ее политики на Ближнем Востоке.
Сборник статей «Турция в период правления Партии справедливости и развития» , изданный по инициативе Института востоковедения РАН, посвящен блоку наиболее актуальных проблем политического и социально-экономического развития страны в начале XXI в. Авторы статей сходятся во мнении, что 2000-е гг. стали для Турции рубежным временем. В том числе страна переживает коренные перемены в сфере международных отношений. Часть статей сборника посвящена внешней политике Турции на современном этапе. Так, например, можно выделить статьи таких востоковедов как И.И. Ивановой , А.Г. Гаджиева , Н.А. Замараевой .
В статье востоковеда П.В. Шлыкова «Ближневосточная политика Турции в контексте “Арабской весны”» отмечается, что одной из отличительных черт внешней политики Турции в 2000-е гг. стала повышенная активность на Ближнем и Среднем Востоке. Провозглашенный Давутоглу курс «ноль проблем с соседями», подкрепленный развитием торгово-экономического сотрудничества с ключевыми странами региона должен был серьезно укрепить вес Анкары в арабо-мусульманском окружении. Однако события, начавшиеся в декабре 2010 г. и впоследствии получившие название «арабская весна», поставили под сомнение эффективность и оправданность взятого внешнеполитического курса. В условиях «арабской весны» стратегия «мягкой силы» столкнулась с традиционной дилеммой ценностно-ориентированного и прагматического подходов во внешней политике. По мнению П. Шлыкова, доктрина «Стратегическая глубина» и установка «ноль проблем с соседями» оказались не в полной мере адекватными стремительно меняющейся конъюнктуре. Хотя Давутоглу настаивает на его относительной успешности, факты свидетельствуют об обратном: несмотря на точечные достижения, остались по-прежнему не очень дружескими или ухудшились отношения с Сирией, Кипром, Грецией, Израилем, Ираном, Арменией.
Доклад «Турция: новая роль в современном мире» - первый в серии научных докладов Центра ситуационного анализа РАН. В докладе анализируются все аспекты внутренней, социальной, экономической и внешней политики Турции, ее роль в регионе, подходы к стратегическим и текущим актуальным международным проблемам и особенности взаимодействия с глобальными игроками. Доклад подготовлен по материалам ситуационного анализа, проведенного под руководством академика Е.М. Примакова в 2012 г.
Рабочая группа по Турции Евроатлантической инициативы в области безопасности, объединившая экспертов из Турции и других стран региона, рассмотрела активную внешнюю политику Турции на современном этапе, ее растущее влияние в крайне важном прилегающем регионе, развивающиеся отношения с другими важными странами Евроатлантического региона. В приведенном докладе «Место Турции в создании Евроатлантического сообщества безопасности» дана оценка политики Турции и ее партнеров в Евроатлантическом регионе. Кроме того даются рекомендации, целью которых является включение турецкого компонента в Евроатлантическое сообщество безопасности с тем, чтобы оно стало прочнее.
В Российской Федерации защищены следующие диссертации так или иначе затрагивающие проблему исследования: Аваткова В.А. , Мрасси Р., Сорокина А.С.
Диссертация Р. Мрасси «Эволюция концептуальных основ внешней политики Турецкой республики» посвящена трансформации внешней политики Турции с момента провозглашения республики в 1923 г. Автор отмечает, что при правительстве ПСР во внешней и внутренней политике Турции произошли существенные изменения. Впервые наметился отход от прежнего враждебного курса по отношению к географическому окружению Турции и ее соседям по региону. Руководство ПСР попыталось нащупать перспективный подход к региональным и международным связям страны. Впервые в истории Турции произошло реальное сближение с Сирией, Ираном, Грецией и с Арменией. В противовес этому улучшению наблюдается некоторое охлаждение исторического партнерства с США и отношений с Израилем. Все эти политические перемены не лишены предпосылок: фактически они отражают новое видение Анкарой турецкой политики в эпоху правления ПСР. Четко обозначилось желание урегулировать все двусторонние проблемы и перейти к сотрудничеству и интеграции. Отсюда следует переход к многоплановой и многовекторной внешней политике: Турция, географически открытая многим цивилизациям и политическим курсам, не должна, как прежде, быть заложницей единственного политического выбора. Благодаря своему географическому положению Турция является соседкой Европы, Ближнего Востока, Ирана, Кавказа, Балкан и Центральной Азии и связывает эти регионы между собой.
Следовательно, необходимо принимать действенное участие в региональных и международных делах, переходить от закрытости и роли пассивного объекта влияния к роли активного и влиятельного участника событий.
В своей диссертации А.С. Сорокин отмечает, что Израиль и Турция способны существенно влиять на расклад сил в политической картине ближневосточного региона. Ни Израиль, ни Турция не остались в стороне от узловых событий, произошедших в регионе Большого Ближнего Востока в начале XXI века. Факт существования стратегического союза оказал существенное влияние как на процесс выработки позиций стран по важнейшим вопросам региональной политики, так и их предложений по разрешению существующих кризисов. Автор ставит своей задачей проанализировать специфику израильско-турецких отношений,
отразившуюся на конкретных шагах руководства этих государств.
Внешняя политика Турции на современном этапе представляет особый интерес среди зарубежных исследователей, что подтверждается наличием большого количества изданий, посвященным исследованию международных отношений на Ближнем Востоке и работ зарубежных ученых-востоковедов, выпущенных в них.
Профессор Анталийского международного университета Т. Огузлу в статьях, опубликованных в журнале Центра стратегических исследований Ближнего Востока «Ближневосточный анализ» , советником которого он является, и в журнале Центра стратегических исследований Турции исследует внешнеполитическую линию Анкары в контексте последних изменений в Ближневосточном регионе, делает обзор внешней политики Турции накануне и после «арабской весны». Профессор ставит своей целью проанализировать, какое влияние оказали арабские революции на ключевые страны региона, прежде всего на Турцию, и как за последние три года турецкий образ исламской демократии был подорван для стран «арабской весны», что создало проблемы на пути к превращению Турции в регионального лидера. По мнению Т. Огузлу, первостепенной задачей для Анкары является сохранение баланса между двумя внешнеполитическими тенденциями - интеграции в новую ближневосточную конъюнктуру и развитием конструктивных отношений с ключевыми игроками на мировой арене.
Центр стратегических исследований при Министерстве иностранных дел Турции - это один из крупнейших исследовательских центров Турции. Центр был создан в 1995 г. для проведения научных исследований в области международных отношений и обеспечения аналитической информацией Министерства иностранных дел Турецкой Республики. Многие из экспертов центра в последующем занимают ключевые посты во внешнеполитических ведомствах Турции. Например, действующий министр иностранных дел А. Давутоглу, разработавший собственную концепцию внешней политики Турции, работал научным сотрудником Центра. Несколько раз в год Центр выпускает журналы «Восприятие» и «Доклады Центра стратегических исследований». Материалы этих изданий показывают основные направления проводимых в данной организации исследований. Это анализ трансформации внешнеполитической линии Анкары, обзор международной обстановки и место Турции в решении глобальных и региональных проблем, анализ двусторонних отношений и взаимодействие Турции с международными организациям. Среди исследований, использованных в данной магистерской работе, стоит отметить доклад, подготовленный сотрудниками Центра, доцентами университета Сакарья М. Йешильташем и А. Балджы , а также доклад директора Центра Б. Араса . В них подробно рассматривается текущая внешнеполитическая концепция Турции и ее основные элементы, такие как политика «ноль проблем с соседями» и посредническая деятельность Анкары в урегулировании международных конфликтов. Также можно отметить статьи доцента департамента международных отношений университета Османгази Д. Динча «Турция как новый актор безопасности на Ближнем Востоке» и доцента департамента политических наук Стамбульского университета Шехир Х. Кёсебалабана «Турция и новый Ближний Восток».
Турецкий фонд исследований в области экономической политики, располагающийся Анкаре, - это частный некоммерческий фонд, который проводит независимые исследования в сферах экономической политики, управления и внешней политики. Фонд финансируется Союзом палат и торговой биржи Турции. Этот фонд как крупный турецкий исследовательский институт политической направленности принимает особое участие в формировании содержания публичных политических обсуждений, а также содействует созданию механизмов диалога. Кроме того, эксперты фонда по внешней политике подготавливают аналитические доклады. В диссертации были использованы доклады, подготовленные профессором международных отношений Анкарского университета экономики и технологий Ш. Кардашем и заместителем директора Центра стратегических исследований Турции, советником министра иностранных дел М. Озджаном . В них дается оценка трансформации региональной политики Турции на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Часть турецких исследователей, специалистов в области международных отношений и внешней политики Турции публикуются в иностранных изданиях. Среди материалов, подготовленных американским Центром политических, экономических и социальных исследований SETA, можно выделить политические отчеты директора Института Ближнего Востока университета Мармара Т. Кючукджана, сотрудницы Фонда политических, экономических и социальных исследований М. Кючуккелеш «Европейское восприятие турецкой внешней политики» и Б. Араса «Эра Давутоглу в турецкой внешней политике» . В них содержатся краткий обзор истории внешней политики Турции с момента провозглашения республики и видение места Турции на современном этапе Ахметом Давутоглу. По мнению Б. Араса министру иностранных дел Турции следует рассматривать турецкую демократию и культурно-исторические и экономические связи с соседними странами как главный источник мягкой силы, а также опираться на турецкое общественное мнение.
Ряд турецких исследователей обращается к теме трансформации турецко-израильских отношений в период правления Партии справедливости и развития. В своих статьях профессор Института стратегических исследований при турецком военном колледже Д. Касапоглу , а также доцент департамента международных отношений университета Фатих Г. Баджик анализируют развитие двусторонних отношений с позиции Турции, особенно уделяя внимание событиям, приведшим к ухудшению отношений Тель-Авива и Анкары в 2007-2008 гг.
Эволюцию внешнеполитического курса Турции на современном этапе исследует турецкий журналист Г. Зенгин в книге «Учитель. “Эффект Давутоглу” в турецкой внешней политике» . Автор указывает, что в последние годы внимание на себя обращает не только трансформация внешней политики Турции, но и ключевые фигуры, стоящие за этой трансформацией. В книге внимание акцентируется на личности самого министра иностранных дел Турции, приводятся цитаты Давутоглу из его работ и из интервью для СМИ. Г. Зенгин пытается выявить причины популярности идей А. Давутоглу, которые были оформлены в труд «Стратегическая глубина», и прихода турецкого руководства к политике «ноль проблем с соседями».
В своих статьях эксперт Трансатлантической академии, американский политолог Дж. Уолкер связывает изменения в турецком внешнеполитическом курсе также с личностью нового министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. Автор считает, что благодаря активной деятельности министра роль Турции на мировой арене кардинально изменилась. Турция теперь воспринимается не только как геостратегический военный партнер Запада, но и как образцовая модель светского и демократического государства с большой долей мусульманского населения. Турецкое руководство поставило своей целью, продолжая переговорный процесс с Евросоюзом, стать более сильным актором в Евразийском регионе, активно сотрудничая с Россией, странами Ближнего Востока и Центральной Азии.
Руководитель научно-исследовательских работ Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шёлкового пути С. Корнелл в статье «Что движет внешней политикой Турции?» также соглашается с тем, что Анкара постепенно поворачивается в сторону Востока и стремится к роли регионального лидера. Однако исследователь ставит под сомнение, будут ли успешны все инициативы турецкого министерства иностранных дел, поскольку многие начинания Анкары были нетщательно подготовлены и продуманы, содержали в себе подход с позиции силы.
В своих статьях сотрудник министерства иностранных дел Дании А. Бар и приглашенный профессор Центра европейских исследований Ближневосточного технического университета Э. Алессандри пишут о том, что Турция постоянно сталкивается с трудностями в ходе переговорного процесса о вступлении в ЕС, а также существуют и противоречия в американо-турецких отношениях, особенно по курдскому вопросу. Тем временем Турция усилила связи с арабскими и исламскими режимами. Этот факт не могут игнорировать ни США, ни ЕС. Для Турции развитие связей с соседними странами позволит стать посредником в решении конфликтов, а также усилить свои позиции в регионе. Анкара может быть связующим звеном в диалоге Запада и исламского мира. Если Турция не будет способствовать легитимации радикальных режимов, то это может принести свою пользу в вопросе стабильности Ближневосточном регионе.
Старший преподаватель департамента политических наук университета Билькент И. Григориадис является автором рабочего доклада «Доктрина Давутоглу и внешняя политика Турции» . В нем исследователь на примере широкого ряда стран демонстрирует изменение двусторонних отношений под влиянием идей Ахмета Давутоглу, содержащихся в его монографии «Стратегическая глубина». Кроме того, И. Григориадис обращает внимание на то, что вступление в ЕС позволит Турции решить важные внутренние проблемы, а страны ЕС должны понять, что стремления Турции играть ведущую региональную и глобальную роль не будут противоречить ее членству в ЕС при условии выполнения всех требований к членству.
Статья «Доктрина “Стратегическая глубина” внешней политики Турции» независимого английского исследователя А. Муринсона связывает возникновение «новой парадигмы» в турецком внешнеполитическом курсе с приходом к власти Партии справедливости и развития и с личностью Ахмета Давутоглу. Изначально политический советник по внешним делам премьер- министра Турции Р.Т. Эрдогана Ахмет Давутоглу стал сторонником нового видения места Турции в международных отношениях, а также стал стремится использовать геополитические преимущества Турции для формирования нового баланса сил на международной арене. А. Муринсон является одним из исследователей, который говорит что такая политика является политикой «неоосманизма». В ее основе лежит многовекторная внешняя политика и превращение Турции в региональную сверхдержаву.
Политический обзор фонда Карнеги «Выздоровление от века открытий» , подготовленный председателем аналитического центра EDAM С. Юльгеном, посвящен прогнозам во внешней политики Турции после выборов 2011 г. Согласно мнению исследователя в последующие четыре года переход Анкары от роли уступчивого члена трансатлантического сообщества к роли регионального лидера станет более очевидным, что будет подкреплено усиливающейся тенденцией турецкого руководства к политике унилатерализма.
Таким образом, комплексный анализ зарубежных и отечественных источников и научной литературы, посвященной развитию внешнеполитического курса Турции на современном этапе, позволяет дать объективную оценку трансформации внешней политики Анкары и проанализировать степень влияния на нее концепции «Стратегическая глубина».
В XXI в. в условиях постбиполярного мира идеологическая составляющая внешней политики продолжает играть важную роль в международных отношениях. Внешнеполитическая идеология - система идей и установок субъектов мировой политики в отношении других игроков, набор принципов, ценностных приоритетов, которые будут использованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Внешнеполитическая идеология может быть сформулирована в виде ряда государственных документов, среди которых основную роль играют внешнеполитические доктрины. На их основе, в свою очередь, базируется внешнеполитический курс государства. Изменения, произошедшие в мире с 1990-х гг., способствовали не только трансформации прежних внешнеполитических идеологий и основанных на них внешнеполитических доктрин, но и созданию новых. Это естественная часть процесса формирования нового полицентричного мироустройства, связанного с появлением на арене ряда региональных держав. Турция не стала исключением. С 1990-х гг. внешняя политика Турции вступила в процессе адаптации к изменениям, произошедшим на мировой арене. Эти изменения получили теоретическое и практическое отражение в процессе формирования новой внешней политики Турции, когда уже более десяти лет у власти находится Партия справедливости и развития.
Комплексный анализ указанных процессов позволяет сделать следующие обобщающие выводы.
Внешнеполитический курс Турции изменился. Новая внешняя политика Турции, формирование которой началось после прихода к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития, определяется тремя основными факторами: новым пониманием идентичности Турции и ее роли в мире, стремлением к нормализации отношений с другими странами и усилению ее позиций в соседних регионах. Принципы, заложенные Ататюрком, не уходят в прошлое: Давутоглу призывает к их творческой интерпретации с учетом современных реалий.
Внешнеполитическая идеология Турции на современном этапе еще находится в процессе формирования. Институциональные, исторические и субъективные факторы в контексте силовых параметров страны, по мнению Давутоглу, препятствовали формированию стратегического мышления Турции. Это, в свою очередь, не позволяло разработать нацеленный на долгосрочную перспективу внешнеполитический курс и создать соответствующие механизмы принятия внешнеполитических решений.
Турция начала занимать более активную внешнеполитическую позицию, теоретическое обоснование которой представлено в концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина». Давутоглу исходит из того, что значение любой страны в мировой политике определяется совокупностью параметров ее национальной силы, прежде всего геостратегическим положением и «исторической глубиной». Турция, с точки зрения Давутоглу, уникальна благодаря местоположению на стыке сразу нескольких важнейших регионов Европы и Азии и традиции, унаследованной от Османской империи. Очевидно, что Турция - «центральная страна», расположенная в сердце Евразии и имеющая множественную идентичность. Из этого делался вывод о том, что, во-первых, Турция обречена на центральное место в международных отношениях, во-вторых, ей следует снижать зависимость от Запада и западных международных организаций за счет установления системы балансов - выстраивания отношений с важными незападными странами. Это не означает, что Анкара отдаляется от Запада или что Запад «потерял» Турцию. Это значит, что Турция стремится обрести большую свободу действий в своем регионе и ставит перед собой более амбициозные цели в отношениях с Западом. В связи с этим Давутоглу выступает с критикой предшественников ПСР, указывая на то, что роль периферийной страны на международной арене, которую в целом вполне обоснованно выбрала для Турции политическая элита кемалистской эпохи, не соответствует историческому наследию, географии страны, состоянию и перспективам развития турецкого общества в условиях современности. Турецкое общество стремится определить свое место в новых условиях, что является по Давутоглу «естественным следствием кризиса идентичности».
Современная Турция устраняя прозападный крен, балансирует между Западом и Востоком, турецкий подход предполагает разрушение стереотипов восприятия страны на международной арене, строится на идее возвращения себе исторической ключевой роли в близлежащих регионах. В реализации своей внешней политики Турция стремится держать в своих руках стратегическую инициативу.
Влияние Турции на мировой арене растет. Турция стала более уверенным и решительным международным игроком, она значительно активизировала отношения с соседними странами. При этом национальные интересы Турции и ее западных партнеров зачастую вступают в противоречие друг другу. Таким образом, Западу необходимо учитывать позицию Турции. От Турции же будут ожидать демонстрацию способности к участию в мировой политике: способность брать на себя часть ответственности при решении глобальных проблем, а не только выгод.
Турция стремилась укрепить свои позиции в регионе, используя «арабскую весну» - череду смен режимов в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. При этом Анкара пошла на демонстративное обострение отношений с Израилем, что объективно значительно повышало авторитет Турции среди мусульманских стран. Вместе с тем следует признать, что для выхода на уровень мировой державы внешней политике современной Турции не хватает ресурсов, а также политической воли.
I. Источники
а) Документы и материалы государственных, партийных и общественных организаций
1. Adalet ve Kalkinma Partisi. 2023 Siyasi Vizyonu: Siyset, Toplum, Dunya. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access:
http ://www. akparti. org.tr/upload/ documents/akparti2023 siyasivizyonuturkce .pdf
2. Adalet ve Kalkinma Partisi. Hedefler. Di§ Politika. [Electronic resource]. -
2014. - Mode of access:http://www.akparti.org.tr/site/hedefler/dis-
politika/11023
3. Adalet ve Kalkinma Partisi. Parti Programi. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access: http://www.akparti.org.tr/site/akparti/parti-programi
4. Adalet ve Kalkinma Partisi. Beyanname. [Electronic resource]. - 2007. - Mode of access:http://kurzman.unc.edu/files/2011/06/AKP_beyanname- 2007.pdf
5. Adalet ve Kalkinma Partisi. Beyanname. [Electronic resource]. - 2011. - Mode of access:http://www.akparti.org.tr/site/haberler/basbakan- erdoganin-2011-genel-secimleri-secim-beyannamesi-aciklamasinin- tam/7171#1
6. T.C. Anayasasi. [Electronic resource]. - 2011. - Mode of access: http://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa_2011 .pdf
7. T. C. Ba§bakanlik. 58. Hukumet Programi. [Electronic resource]. - 2002. - Mode of access: http://www.tbmm.gov.tr/hukumetler/HP58.htm
8. T. C. Ba§bakanlik. 59. Hukumet Programi. [Electronic resource]. - 2003. - Mode of access: ://www.tbmm.gov.tr/hukumetler/HP59.htm
9. T. C. Ba§bakanlik. 60. Hukumet Programi. [Electronic resource]. - 2007. - Mode of access: http://www.tbmm.gov.tr/hukumetler/HP60.htm
10. T. C. Ba§bakanlik. 61. Hükümet Programi. [Electronic resource]. - 2011. -
Mode of access:
http://www.basbakanlik.gov.tr/Forms/pgGovProgramme.aspx
11. T.C. Di§i§leri Bakanligi. Bakanlik ÄQiklamalari, Genel Geli§meler.
[Electronic resource]. - 2012. - Mode of access:
http://www.mfa.gov.tr/aciklamalar-genel.tr.mfa
12. T. C. Di§i§leri Bakanligi. Bölgeler. Güney Äsya. Türkiye-iran Siyasi
Ili§kileri. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access:
http://www.mfa.gov.tr/turkiye-iran_siyasi-iliskileri.tr.mfa
13. T. C. Di§i§leri Bakanligi. Bölgeler. Orta Dogu Baris Süreci. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access: http://www.mfa.gov.tr/orta-dogu- baris-sureci.tr.mfa
14. T. C. Di§i§leri Bakanligi. Bölgeler. Orta Dogu ve Kuzey Afrika Ülkeleri ile
ili§kiler. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access:
http://www.mfa.gov.tr/turkiye_nin-ortadogu-ile-iliskileri.tr.mfa
15. T.C. Di§i§leri Bakanligi. Bölgeler. Orta Dogu ve Kuzey Afrika. Türkiye- israil Siyasi ili§kileri. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-israil-siyasi-iliskileri.tr.mfa
16. T.C. Di§i§leri Bakanligi. Di§ Politika. Genel Görünüm. [Electronic resource]. - 2012. - Mode of access: http://www.mfa.gov.tr/genel- gorunum.tr.mfa
17. T.C. Kültür ve Turizm Bakanligi. Ätatürk Diyor ki. Din ve Laiklik.
[Electronic resource]. - Mode of
access:http://www.kultur.gov.tr/TR,25406/din-ve-laiklik.html
...