Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ЧЕЛОВЕК ПИСЬМА» ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: СЭМЮЭЛ ДЖОНСОН (1709-1784)

Работа №101370

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы123
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Сэмюэл Джонсон: история изучения темы 15
1.1. Источниковая база исследования: «текст вне контекста» 15
1.2. Зарубежное джонсоноведение конца XVIII -
первой половины XX вв 23
1.3. «Поворот» в джонсоноведческих исследованиях
в середине XX в 32
1.4. Наследие С. Джонсона в России 42
ГЛАВА II. С. Джонсон сквозь призму институтов социабельности эпохи Просвещения 50
2.1. Между «частным» и «публичным» 50
2.2. Становление Джонсона в годы ученичества 55
2.3. Ревностный англиканин 62
2.4. С. Джонсон и «общества мысли» 67
ГЛАВА III. С. Джонсон в интеллектуальном контексте эпохи 74
3.1. От «чердачного поэта» до профессионального литератора 74
3.2. Джонсон как лексикограф 82
3.3. Политическое кредо доктора Джонсона 88
3.4. Джонсон против «лживого» патриотизма 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
Список использованных источников и литературы 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 124


В изучении феномена Английского Просвещения в последние десятилетия особое место занимает исследование интеллектуальных биографий ее представителей, их литературной и общественной деятельности. Каждый из таких «граждан» единой «литературной республики» (франц. «Respublica literaria») - самопровозглашенного сообщества мыслителей и литераторов стран Европы и Америки - сыграл значительную роль в формировании дискурсивных практик эпохи и внес свой заметный вклад в генерирование идей «проекта Просвещения». В свою очередь, их интеллектуальные искания способствовали трансформации общественных и политических структур и стали предвестником современного мира. К числу подобных «людей письма» (англ. «man of letters») стоит относить и известного британского лексикографа, литератора, памфлетиста, эссеиста и моралиста Сэмюэла Джонсона (1709-1784), чье обширное литературное наследие представляет несомненный интерес при изучении социокультурного развития Британии Георгианской эпохи.
Актуальность темы исследования обусловлена неоднозначностью понимания в условиях политических реалий современной России роли интеллектуалов и возможности диалога между ними и властными структурами. Интеллектуалы «на протяжении значительной части истории выступали в роли властителей дум, предлагающих обществу разные варианты осмысления действительности и различные модели общественно-политического обустройства» . Мнение интеллектуалов по-прежнему оказывает влияние на общественные настроения и способствует формированию общественного ответа на политические реформы и изменения. Не случайно, что в 1976 г. Мишель Фуко писал о роли интеллектуала: «его слушали и он притязал на то, что его должны слушать как лицо, представляющее всеобщее» . По этой причине изучение взглядов и представлений Сэмюэла Джонсона, человека, изложившего общественно-политические взгляды на злободневные проблемы эпохи в своих сочинениях, позволяет выявить особенности взаимодействия интеллектуала с институтами власти, одной стороны, и интеллектуала и общества - с другой.
Важно выделить еще одну тенденцию, присущую современному обществу. Все чаще функцию интеллектуала пытаются выполнять эксперты и политики, в связи с чем, встает вопрос о том, есть ли место интеллектуалу в современном мире. Единственным качеством, которое еще может отличать интеллектуала, является «способность почуять важное» - «он должен начать волноваться по поводу определенных критических тенденций уже в тот момент, когда остальные еще как ни в чем не бывало занимаются своими обычными делами» . Анализ модели поведения С. Джонсона, исследование его взглядов и деятельности дает возможность проследить изменение роли интеллектуала и увидеть пример того, как «человек письма» способен выстраивать диалог с общественностью.
Стоит также подчеркнуть, что представления Сэмюэла Джонсона об общественном устройстве и государственной власти, о консервативной и либеральной идеологии становятся особенно актуальными в условиях, когда все более размытыми и неоднозначными становятся такие ключевые понятия современности как гражданское общество, государственная власть и демократия. Анализ позиций интеллектуала, который являлся одним из сторонников консервативной политической традиции, дает возможность лучше понять характерные особенности политической мысли Британии середины XVIII в.
Кроме того, важно отметить, что фигура Джонсона остается одной из самых известных в современном англоязычном мире и по праву считается синонимом английского XVIII столетия. Недаром известный британский историк Джордж Маколей Тревельян в работе «Социальная история Англии» обозначил период с 1740 по 1780 гг. как «времена Сэмюэла Джонсона» . Подобная точка зрения остается близка многим исследователям. Число ныне существующих обществ исследователей-джонсоноведов лишь подтверждает это. Открыты и активно развиваются «общества Джонсона» в Лондоне, Личфилде и Австралии. Кроме того, представителями данных сообществ ежегодно выпускаются сборники и проводятся конференции, непосредственно касающиеся наследия Сэмюэла Джонсона. К примеру, «Общество Джонсона в Лондоне» издает журнал «Новый странник» («New Rambler»). Также в Личфилде (музей места рождения Джонсона), Лондоне (дом-музей Джонсона), а также в Г арварде (коллекция книг и манускриптов Мэри и Дональд Хайда в Гарвардской библиотеке) действуют музеи, посвященные жизни и творчеству литератора. По этой причине, можно говорить о том, что личность Джонсона остается неотъемлемым элементом национальной памяти британцев и, в целом, англоязычного мира. В связи с этим, реконструкция интеллектуальной биографии Сэмюэла Джонсона дает возможность понимать его личность как «место памяти».
Обращаясь к исследуемой в магистерской диссертации проблематике, нельзя обойти вниманием и историографический поворот в отечественной и зарубежной исторической науке, характеризующийся отходом от изучения глобальных тем и возвращением «локальной» тематики исследований. Цель современных микроисторических исследований состоит не столько в более тщательном описании и объяснении фактов, как в создании истории, целостно воссоздающей эпоху. Также последние десятилетия развития исторической науки характеризуются существенным расширением исследовательского поля, означающего, по сути, выход за пределы изучения политических, социально-экономических проблем и обращение к изучению ментальности, повседневности и интеллектуальной истории. Формирование этих тенденций обусловливает такой подход к истории, в центре которого становится человек. В этом контексте изучение понимания человеком самого себя, как совокупности моральных, психологических и физических качеств, представлений об обществе в широком смысле и социуме, непосредственной частью которого он является, понимание человеком той материальной среды, в которой он живет, представляет особый интерес. Человек становится центральной проблемой в понимании всей системы общественных отношений, ценностей, нравственных принципов, стереотипов, поведения. «Встраивание» жизненного пути «человека письма», его воззрений и литературного наследия, позволяет наполнить эпоху Просвещения новым содержанием и дает возможность увидеть британское общество XVIII в. изнутри.
Объектом исследования является интеллектуальная культура Британии эпохи Просвещения, предметом - трансформация роли «людей письма» в Британии XVIII века, рассматриваемая на примере интеллектуальной биографии Сэмюэла Джонсона.
Цель исследования - изучить место, роль и значение «человека письма» в контексте общественно-политической и культурной истории Британии XVIII в на примере выдающегося лексикографа, литератора, памфлетиста, эссеиста и моралиста С. Джонсона. Цель работы реализуется в процессе решения следующих задач:
- дать обзор источниковой базы и современное состояние ее изученности;
- показать историю изучения вопроса, выделить этапы в исследовании проблемы, в рамках как зарубежной, так и отечественной историографии;
- исследовать особенности становления личности Сэмюэла Джонсона и его последующий жизненный путь через призму таких социальных институтов как семья, религия и образование в контексте истории Британии эпохи Просвещения;
- проанализировать значение клубов как института социабельности в британском обществе середины - второй половины XVIII в. на примере биографии Сэмюэла Джонсона;
- показать взаимосвязь литературной карьеры Сэмюэла Джонсона с основными социокультурными процессами в Британии XVIII в.
- определить вклад Сэмюэла Джонсона в развитие английской лексикографической традиции XVIII в.;
- проанализировать политические взгляды интеллектуала в контексте общественно-политического развития Британии XVIII в.;
- исследовать взгляд Сэмюэла Джонсона на становление радикальной политической традиции в Британии третьей четверти XVIII в.
Хронологические рамки магистерской диссертации охватывают время жизни Сэмюэла Джонсона с 1709 по 1784 гг. Стоит отметить, что этот период стал одним из ключевых рубежей в британской истории, своеобразной переходной эпохой, когда на смену старой аристократической Англии пришла новая промышленная Британия. К этому времени относятся такие социокультурные процессы в британском обществе, изменившие навсегда его облик, как формирование «публичной сферы», революция в чтении, значительное повышение грамотности и образованности населения, расцвет книготорговли. Также данный хронологический отрезок времени отмечен появлением первых профессиональных писателей, к числу которых стоит относить Сэмюэла Ричардсона, Оливера Голдсмита и самого Джонсона.
Зарубежная историография. Историография проблемы подробно рассматривается в первой главе магистерской диссертации. Тем не менее, стоит выделить основные вехи в истории джонсоноведческих исследований. Первые труды биографического характера, в которых был описан жизненный путь С. Джонсона, относятся к концу XVIII в. (работы Дж. Хокинса 1787 г., Дж. Босуэлла 1791 г., А. Мерфи 1792 г. и др.). Отличительной особенностью ранних работ стало то, что изложение жизни литератора в них было строго хронологическим, а используемые источники практически не подвергались критике.
Однако вместе с развитием исторической науки в XIX в. изменяется и тематика исследований джонсоноведов. В русле романтического направления в британской историографии писал Т. Карлейль. Он посвятил Джонсону отдельную главу в книге 1840 г. «Герои, почитание героев и героическое в истории»7 , где рассматривал литератора как героя-писателя. Иначе интерпретировал личность Джонсона представитель «вигской» историографии Т.Б. Маколей , написавший очерк о лексикографе в 1857 г., где принижал значение Сэмюэла Джонсона и невысоко оценивал его консервативные взгляды. В целом, можно говорить о том, что с конца XVIII до начала XX вв. главным предметом внимания исследователей был Джонсон-писатель, его личность и биография, что вполне соответствовало общей тенденции к изучению литературной истории Британии.
В 1940-е гг. в зарубежной историографии начинается поворот от истории повествования к истории проблем. Важной вехой становится издание полноценной научной биографии Сэмюэла Джонсона американским исследователем Дж. Кратчем в 1944 г. В ней ученый, продолжая традицию повествования о жизненном пути литератора, использует ранее недоступные источники и ставит проблемы о роли литературного наследия Джонсона и месте лексикографа среди других «людей письма». В дальнейшем количество биографических сочинений уменьшается, и они выходят накануне памятных дат, например, в связи с 300-летием со дня рождения литератора.
Во второй половине XX в. можно говорить о возрастании числа работ, касающихся Сэмюэла Джонсона, авторами которых являются профессиональные историки. Присущий англоязычной историографии интерес к изучению политической истории проявился и в исследованиях джонсоноведов. Последние тридцать лет отмечены дискуссией между двумя группами исследователей о политических взглядах Джонсона. Часть из них выступает за аполитичность Джонсона (американские историки Джон Вэнс , Дональд Грин ). Другие, напротив, защищают тезис о том, что взгляды интеллектуала на политику отличались консервативностью, и литератор был ревностным якобитом (Джонатан Кларк , Мэттью Дэвис , Говард Эрнскайн- Хилл , Томас Камински ). Несмотря на то, что полемика между исследователями продолжается и в настоящее время, ее значение трудно переоценить, так как именно обращение к политическим взглядам интеллектуала привело к еще одной ярко выраженной тенденции в «Johnsonian’s studies» - изучение жизни и деятельности литератора в историко-культурном контексте эпохи.
Стремление современной англоязычной историографии к «встраиванию» жизни человека, его воззрений и текстов в контекст времени нашло отражение в новейших работах о С. Джонсоне. Для этих монографий характерно исследование личности Джонсона, его карьеры и литературного наследия как неотъемлемой части исторического контекста . Благодаря этим исследованиям жизнь и творчество Сэмюэла Джонсона перестают существовать обособленно от времени и становятся неотъемлемой частью эпохи Просвещения.
Отечественная историография. Иная картина предстает при обращении к отечественным исследованиям, посвященным литератору. Первые работы о Джонсоне появляются лишь во второй половине XIX в. , однако, по характеру изложения материала они были близки к англоязычным работам этого времени. В XX в. советские исследователи касались творчества Джонсона лишь в контексте изучения английской периодики XVIII в. Среди недавних работ об интеллектуале стоит выделить исследования российских филологов , однако к настоящему времени мы не имеем ни одной исторической работы о Сэмюэле Джонсоне.
Таким образом, исследование предшествующей историографии показывает, что в рамках отечественной исторической науки жизнь и деятельность Джонсона остаются не освещены. В то же время, стоит отметить, что среди значительного количества работ англоязычных исследователей, в которых разрабатываются проблемы личности Джонсона и его воззрений в историческом контексте, по-прежнему остается мало изученной проблема исследования жизни и творчества Джонсона в связи с общественно-политическими и культурными изменениями, происходящими в британском обществе XVIII столетия. Именно этот пробел и стремится восполнить данная работа.
В основе источниковой базы исследования лежит весь комплекс опубликованных работ Сэмюэла Джонсона, среди которых биографии, повести, эссе, поэмы, трагедии, критические очерки, проповеди и др. В соответствии с видовой классификацией исторических источников их можно разделить следующим образом. Стоит говорить о нескольких группах материалов: это, прежде всего, принадлежащий перу Джонсона «Словарь английского языка», труды по истории литературы, публицистические произведения, художественная литература, частная переписка и мемуары. Кроме того, в качестве источника была использована корреспонденция приближенных к литератору близких, друзей (миссис Джонсон, миссис Портер, миссис Пиоцци, Джеймс Босуэлл, Оливер Голдсмит, Джошуа Рейндольдс и др.) и, напротив, (письма Джона Уилкса). Нами были изучены и ранние биографии интеллектуала, (биографии Джонсона, написанные Дж. Хокинсом, Дж. Босуэллом, а также мемуары миссис Пиоцци). В контексте исследования английской лексикографической традиции были проанализированы словари предшественников Джонсона и его современников. Каждая из выделенных групп источников имеет свою специфику при изучении их структуры и содержания, их информативности. Подробный анализ источниковой базы исследования предпринят нами в параграфе 1.1.
Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности. На основании принципа историзма биография и литературное наследие Джонсона исследовались как неотъемлемая часть общественной жизни во взаимосвязи с изменениями в политической, экономической, социальной и духовной сферах XVIII в. Принцип объективности сориентировал на реконструкцию интеллектуальной биографии литератора при ее максимальном приближении к исторической действительности. При разработке проблемы применялась совокупность общенаучных (анализ, синтез, ретроспекция и др.) и специальных исторических (сравнительно-исторический, источниковедческий и историографический анализ) методов познания прошлого.
Также методология исследования опирается на историко-антропологический подход, используемый при изучении биографии Джонсона, его мировоззрения, нравственно-этических воззрений, общественно-политических взглядов в тесной связи с его повседневной жизнью, поведенческими практиками и межличностным взаимодействием с другими людьми.
Важной составляющей частью методологии магистерской диссертации является подход, разрабатываемый в русле направления интеллектуальной истории. Исследование интеллектуальных традиций позволяет выйти «за рамки истории идей, теорий, концепций» и обратиться «к анализу конкретных средств и способов их формулирования в соответствующих текстах, и к судьбам их творцов, и к более широким социокультурным контекстам» . Использование этого подхода способствует «встраиванию» жизненного пути Джонсона и его литературного наследия в контексте эпохи.
В данном исследовании применяется и так называемый метод изучения «текста в контексте», выработанный Кембриджской школой истории понятий во главе с Дж. Пококом и К. Скиннером. Представители школы сформулировали собственную методологию, в основе которой лежит принцип изучения любого текста в контексте времени. Так, для интерпретации высказывания или текста необходимо поместить его в соответствующий языковой, идейный, историко-культурный контекст и проанализировать все возможные интенции, побудившие автора к написанию текста. Подход позволяет рассматривать каждый изучаемый источник в новом исследовательском поле и открывает перспективы для новых интерпретаций тех или иных работ Джонсона.
В связи с тем, что в центре внимания данного исследования находится конкретный человек, нами использован микроисторический подход, основой которого является скрупулезное изучение жизненного пути человека, его семейной жизни, образования, религиозных воззрений. Тщательный анализ биографии Джонсона способствует определению его места в рамках интеллектуального течения эпохи Просвещения, дает возможность увидеть пример становления «человека письма», перипетии его литературной карьеры, его «особость» в одних случаях и «типичность» в других.
Стоит отметить и междисциплинарность исследования, ввиду чего нами были использованы достижения антропологии, социологии, психологии при изучении семьи Джонсона, его социальной мобильности и места интеллектуала в общественной структуре, его взглядов на человека, общество и религию и др. В работе были применены методы (контекстологический, структурный, концептуальный, биографический) филологического исследования текстов.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в отечественной исторической науке предпринята попытка историко-биографической реконструкции жизненного пути Сэмюэла Джонсона в контексте социокультурных изменений эпохи Просвещения. Впервые был проведен общий анализ отечественных и зарубежных «джонсоноведческих» исследований, в ходе которого были выделены общее и особенное в развитии джонсоноведения в разных странах. Кроме того, важным аспектом новизны магистерской диссертации является то, что в ней впервые была исследована полемика между Сэмюэлом Джонсоном и Джоном Уилксом в рамках «памфлетной войны» в Британии второй половины XVIII в.
Практическая значимость работы. Выводы, полученные в ходе исследования, возможно использовать при составлении планов учебно-методических пособий и проведении занятий по истории Нового времени при изучении эпохи Просвещения как особого интеллектуального течения в новоевропейской научной и философской мысли, а также при изучении истории и культуры Британии XVIII в.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в виде тезисов докладов и сообщений на межрегиональных, всероссийских и международных конференциях: «Мир истории: новые горизонты» (Екатеринбург, 2012; 2013), «Зарубежная новистика: проблемы истории и историографии» (Казань, 2013; 2014), «История Британии: современные исследования» (Москва, 2013), «Человеческое, слишком человеческое: проблема статуса гуманитарного исследования в XXI в.» (Екатеринбург, 2013), «Запад. Восток и Россия: символы власти и власть символа» (Екатеринбург, 2013), «Возвращение в Европу: российские центры изучение европейской истории Нового и Новейшего времени» (Екатеринбург, 2013), «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2014), «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2014), «Тренды гуманитарных исследований в глобальном мире» (Екатеринбург, 2014).
Структура работы соответствует задачам и логике исследования и состоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сэмюэл Джонсон был одним из выдающихся деятелей английского Просвещения. Наряду с другими «гражданами» единой «литературной республики» он стал олицетворением эпохи. В то же время, исследование интеллектуальной биографии Джонсона позволяет делать вывод о его «особости» в сравнении с другими «людьми письма» XVIII столетия. Именно он стал знаковой фигурой английского «зрелого» Просвещения и недаром период середины - второй половины XVIII в. получил название «эпохи Джонсона». Причины подобного триумфа становятся объяснимы при обращении к наследию литератора. Перипетии жизненного пути Джонсона, особенности его семейной жизни, литературной карьеры, его религиозные воззрения и представления о человеке и государстве позволяют продемонстрировать это.
Наследие Сэмюэла Джонсона, как яркого представителя «людей письма» эпохи Просвещения, весьма внушительно. К нему относятся главный труд жизни литератора «Словарь английского языка», а также многочисленные биографии, повести, эссе, поэмы, трагедии, критические очерки, проповеди и др. Ценность каждого из этих источников значительна. Канву жизни литератора, его повседневность и быт, а также ранние годы возможно реконструировать при изучении мемуарных источников и при обращении к трудам современников, составивших его биографии («Жизни» Хокинса и Босуэлла). Политические воззрения Джонсона находят отражение в его публицистических сочинениях, таких как «Дебаты в парламенте Лилипутов», «Состояние дел в Лилипутии», памфлетах «Ложная тревога», «Размышления о последней операции на Фолклендских островах», «Патриот», «Налогообложение - не тирания», а также в статьях «Скитальца» и «Бездельника». Взгляды Джонсона на религию прослеживаются при обращении к его дневниковым записям и к художественным произведениям («История Расселаса, принца Абиссинского» и поэма «Тщетность человеческих желаний»). Исследовать языковой контекст времени и судить о тенденциях в развитии лексикографической традиции XVIII в. мы можем при анализе «Словаря английского языка». Изучение литературной карьеры Джонсона представляется возможным при выявлении особенностей создания тех или иных произведений и при использовании его эпистолярного наследия. Таким образом, можно говорить о том, что вкупе исследование литературного наследия Джонсона, его корреспонденции, а также его ранних «Жизней», выполненных современниками, позволяет реконструировать интеллектуальную биографию литератора.
Изучению жизни и творчества Джонсона посвящены сотни самых разнообразных работ. Тем не менее, стоит выделять три основных этапа в истории «джонсоноведения». Первый этап (конец XVIII - начало XIX в.) стал временем создания многочисленных биографий, написанных
современниками автора (Босуэлл, Хокинс, Трейл). Автор каждой из биографий хронологически излагал жизненный путь Джонсона. На втором этапе (XIX - середина XX вв.) работы исследователей отличало стремление представить свое видение личности Джонсона и его литературных заслуг. Именно к этому времени относится появление двух противоположных точек зрения о литераторе: мнение о его гениальности (Карлейль) и, напротив, заурядности (Маколей). Подобные работы появляются и в России. Близки к оценкам Маколея очерки отечественных литературоведов Дружинина и Стороженко.
Середина XX в. ознаменовала торжество представлений о Джонсоне как литературном корифее эпохи Просвещения, подтверждением чему служит вышедшая в 1944 г. первая полноценная биография литератора, написанная американским исследователем Кратчем. Однако, на третьем этапе (середина XX - начало XXI вв.) появляется все большее число работ, авторами которых являются профессиональные историки. В связи с этим, изменяется проблематика исследований, посвященных Джонсону. Так, можно говорить о тенденции к уменьшению числа биографических работ (к ним стоит относить исследования российских филологов Алябьевой и Щербаковой) и смещении акцентов на изучение политических воззрений Джонсона и попытки «встроить» жизнь и тексты литератора в общественно - политический и социокультурный контекст эпохи. Последние зарубежные исследования также свидетельствуют о превалировании историко-культурного подхода в «джонсоноведческих» исследованиях.
Таким образом, более двух столетий исследователи сохраняют неподдельный интерес к личности Сэмюэла Джонсона. По этой причине центральной темой данной работы стал жизненный путь лексикографа, который, по сути, стал историей «успеха» Джонсона на литературном поприще.
Сэмюэл Джонсон, уроженец графства Стаффордшир, родился в семье мелкого книготорговца Майкла Джонсона и не мог рассчитывать на высокое социальное положение и материальную обеспеченность. Скорее всего, ему была уготована судьба продолжить книжное дело его отца. Несмотря на болезненность и слабое зрение, с ранних лет Сэмюэл, наравне с другими, проходил обучение сначала в «дэйм скул» у Энн Оливер, а затем в личфилдской «грамма скул». Именно в годы ученичества проявились недюжинные интеллектуальные способности Сэмюэла, успешнее других школяров справлявшегося с уроками. Физические недостатки обусловили его обособленность от сверстников и стали причиной интереса к чтению книг в магазине отца, что также способствовало «наращиванию» багажа знаний.
Ключевым событием в ранние годы жизни лексикографа стало обучение в Пемброк колледже Оксфордского университета. Благодаря финансовой помощи состоятельного соседа Джонсон смог отправиться в качестве спутника своего школьного товарища 31 октября 1728 г. в Оксфорд, где ему суждено было провести около 14 месяцев. Вырвавшись из провинциального Личфилда, в стенах Пемброк колледжа литератор при поддержке его наставника доктора Адамса смог систематизировать знания, полученные им из книг, улучшить знания латыни и греческого, полноценно изучить античное наследие. Однако в декабре 1729 г. Джонсон покидает Оксфорд без степени из-за невозможности оплатить дальнейшее обучение. Вынужденный отъезд из колледжа стал причиной подавленного состояния Джонсона. Пытаясь отыскать выход, он обращается к вере и в это время ярко проявляются религиозные воззрения будущего литератора. После прочтения труда Уильяма Ло «Призыв к благочестивой и святой жизни», который произвел впечатление на Джонсона увещеваниями следовать христианским заповедям и молиться Богу, он старается впоследствии соответствовать выдвигаемым требованиям. Он становится ревностным англиканином и, позднее, любое альтернативное суждение о религии, будь то скептицизм Юма или деизм Вольтера, вызывали у него негодование. Так, в 20 лет завершается становление личности Джонсона.
Следующей значительной вехой в жизни литератора становится его женитьба в 1735 г. на 46-летней вдове Элизабет Портер. Солидное приданое немолодой жены позволило Джонсону открыть собственную школу, однако эта попытка стать преподавателем не увенчалась успехом из-за синдрома Туретта, что отталкивало отпрысков аристократических семейств. В результате в 1737 г. Сэмюэл Джонсон решает отправиться в Лондон, надеясь, что там «каждый сможет раскрыть свои таланты и получить за это достойное вознаграждение». Оставляя супругу в Эдайле, литератор «все еще уповал на долгие счастливые годы жизни» с ней, однако этому не суждено было осуществиться, из-за смерти Элизабет в 1752 г. Она так и не увидела будущего триумфа мужа.
Оказавшись в Лондоне, Джонсон попал в среду «чердачных поэтов» - многочисленного слоя начинающих писателей, подрабатывавших литературной поденщиной. Все они, подобно Джонсону, желали добиться признания в литературном мире. Лишь единицам удалось это. И среди них оказался Сэмюэл Джонсон. Он смог получить на Флит-стрит место журналиста в «Джентльмен мэгэзин», где он с 1738 по 1746 г. искусно освещал ход парламентских дебатов, озаглавленный как «Дебаты в парламенте Лилипутов». Написанные анонимно в это время поэма «Лондон» и биография Ричарда Сэвиджа стали «пробами пера», принесшими первое признание Джонсону.
Однако главным трудом Джонсона, и, по сути, эпохальным проектом XVIII в., стал «Словарь английского языка», над которым он трудился с середины 40-х гг. до 1755 г. Работая над словарем, несмотря на смерть супруги, отсутствие финансовых средств и невозможность поддержки покровителем, за которого он поначалу принимал графа Честерфилда, он поборол себя. Джонсон смог самостоятельно осуществить проект, по масштабам равный словарю Французской Академии и словарю братьев Гримм. Словарь, созданный литератором в одиночку, ознаменовал триумф Джонсона, и стал прижизненным памятником ему и благом для всей «литературной республики».
В дальнейшем Сэмюэл Джонсон по-прежнему прибегал к письму, как средству заработка. Лишь после 1762 г., когда ему была назначена ежегодная пенсия размеров 300 фунтов, он начал «писать не ради денег», а, скорее, для того, чтобы внести свой вклад в литературоведение. Он издает труды Шекспира, первым из шекспироведов призывая изучать подлинные тексты драматурга, он создает литературную историю Англии, публикуя «Жизнеописание важнейших английских поэтов». Все возрастающий авторитет Джонсона способствовал изменению роли лексикографа в литературном мире.
С этого времени жизнь Джонсона была неразрывно связана с зарождавшейся сферой «публичного» - неотъемлемой частью его повседневности с 50-х гг. становится участие в клубах. Семилетняя война ознаменовала окончательное становление сферы «публичного», отделенного от частной жизни с одной стороны и политики - с другой. Клубы стали местом адаптации к городской жизни и выступали своего рода социальным «лифтом», позволившим возвышаться в обществе тем, кто ранее вряд ли когда-нибудь на это мог рассчитывать. Потому взлет Джонсона в литературном мире обусловлен в первую очередь формированием «публичной сферы», вне которой клубы как «общества мысли» не играли определяющей роли.
Действительно, все последующие годы литератор активно участвовал в деятельности клубов и считал «кресло хорошего городского клуба верхом человеческого счастья». Основанный им совместно с Рейнолдсом «Литературный клуб» в 1764 г. на Джерард-стрит стал местом встречи известных деятелей эпохи. В число его членов входили Эдмунд Берк, Оливер Голдсмит, Дэвид Гаррик, Эдвард Гиббон, Адам Смит, Чарльз Джеймс Фокс и многие другие. Возможность сохранять интеллектуальную автономию и высказывать собственные суждения позволила Джонсону проявить незаурядные ораторские способности и талант остроумия. Выносимые им в ходе дискуссий вердикты оказывали в дальнейшем воздействие на все литературное сообщество.
В клубах и дружеских беседах он оттачивал свои суждения, что в конечном итоге обусловило появление его политических памфлетов в 70-х гг. XVIII в. Ранее Джонсон не мог рассчитывать на то, что его мнение будет услышано. В последние годы жизни, напротив, высказывания литератора по тем или иным вопросам вызвали немалый общественный резонанс. Будучи сторонником тори, он стал красноречивым защитником курса лорда Норта, главы правительства в эти годы, неодобрительно высказываясь о борьбе американских колонистов за независимость.
В результате Джонсон не остался в стороне от «памфлетной войны», зачинателем которой считался эсквайр Уилкс. Статьи Уилкса, ратующие за «власть толпы», Джонсон воспринял как тщетные попытки возмутить общественное спокойствие. Джонсон был крайне консервативен и считал, что человек не способен управлять собой и должен делегировать власть государству. Потому литератору казалась очевидна вся «лживость» патриотизма, которым прикрывались Уилкс и его сторонники для защиты своекорыстных интересов. Полемика между лексикографом и ярым «сторонником» свободы наглядно показывает то место, которое занимал теперь Джонсон - отныне он стремился говорить не от своего имени, а от лица общества, представляя «всеобщее».
Таким образом, пройдя нелегкий путь, будучи сыном книготорговца, от «чердачного поэта» до профессионального писателя, Джонсон стал «глашатаем» своего времени, одной из ключевых фигур английского XVIII столетия. И потому история жизни Сэмюэла Джонсона - это история интеллектуала эпохи Просвещения.



1. Источники
1.1. Публицистика
1. The Idler // The Works of Samuel Johnson, L.L.D. Vol. 4. / Ed. by A. Murphy. - Oxford: Oxford University Press, 1825. - P. 120-341.
2. Johnson S. Debates in the Senate of Lilliput / S. Johnson // The Gentleman’s Magazine and Historical Chronicle for June. - L., 1738. - Vol. 8. - P. 290-292.
3. Johnson S. Debates in the Senate of Lilliput / S. Johnson // The Gentleman’s Magazine and Historical Chronicle for July. - L., 1738. - Vol. 8. - P. 453-457.
4. Johnson S. Debates in the Senate of Lilliput / S. Johnson // The Gentleman’s Magazine and Historical Chronicle for August. - L., 1738. - Vol. 8. - P. 381-385.
5. Johnson S. Debates in the Senate of Lilliput (1741) // Samuel Johnson: The Major Works / Ed. by D. Green. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - P. 103-113.
6. Johnson S. The False Alarm / S. Johnson. - L.: T. Cadell, 1770. - 54 p.
7. Johnson S. Patriot. Addressed to the Electors of the Great Britain // Samuel Johnson: The Major Works / Ed. by D. Green. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - P. 580-588.
8. Johnson S. Taxation No Tyranny [Electronic resource] / Ed. J. Lynch. - L., 1775. URL: https://andromeda.rutgers.edu/~jlynch/Texts/taxation.html (Дата обращения: 27.03.2014)
9. Johnson S. Thoughts on the late Transactions Respecting Falkland’s Islands / S. Johnson. - L.: J. Williams, 1771. - 42 p.
10. Johnson S. The State of Affairs in Lilliput / S. Johnson. // The Gentleman’s Magazine and Historical Chronicle for June. - L., 1738. - Vol. 8. - P. 283-289.
11. The Rambler // The Works of Samuel Johnson, L.L.D. Vol. 2. / Ed. by A. Murphy. - Oxford: Oxford University Press, 1825. - 270 p.
12. Wilkes J. The North Briton. Revised and Corrected by the Author. Vol. 1. / J. Wilkes. - Dublin: J. Mitchell, 1899. - 294 p.
13. Yale Edition of the Works of Samuel Johnson. Vol. 2. The Idler and Adventurer / Ed. by W.J. Bate. - New Haven: Yale University Press, 1963. - 516 p.
14. Yale Edition of the Works of Samuel Johnson. Vol. 3. The Rambler / Ed. by W.J. Bate. - New Haven: Yale University Press, 1969. - 367 p.
15. Yale Edition of the Works of Samuel Johnson. Vol. 10. Political Writing / Ed. by D. Greene. - New Haven: Yale University Press, 1977. - 482 p.
1.2. Лексикографические источники
16. Bailey N. Dictionarium Britannicum / N. Bailey. - L.: T. Cox, 1730 - 818 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ