Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №101363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Метод проектов как основа проектного обучения в условиях
современности. Виды проектов 7
1.2. Исследовательские умения в контексте смежных понятий 18
1.2.1. Принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС 20
1.2.2. Универсальные учебные действия. Организация условий для
формирования УУД на уроках английского языка 24
1.2.3. Понятие исследовательских умений, условия и способы формирования
исследовательских умений учащихся 32
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 39
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
2.1. Педагогический контекст реализации исследовательской проектной
деятельности 45
2.2. Положение о внутришкольном конкурсе проектных работ в начальных
классах 48
2.3. Основные характеристики проекта 55
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70


Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе [Ахметханова 2015: http://www].
Учащиеся самостоятельно планируют и реализуют работу в ходе проектной деятельности, где речевое общение входит в интеллектуально-эмоциональный контекст такой деятельности как игра, анкетирование, поисковая деятельность. Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий [Антропова 2013: http://www].
Проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте [ФГОС 2009: http://www].
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности [Погорелова 2016: http://www].
Вместе с тем использование метода проектов в начальной школе сопряжено с определенными трудностями в силу возрастных ограничений учащихся и ограниченной сферы их интересов. Многие методисты, среди нихТ.О. Автайкина,
О.С. Власова,Л.В. Байбородова,А.Б. Воронцов, обращаются к данной проблеме в своих публикациях. Они приводят основные характеристики проектной деятельности учащихся и описывают опыт выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов, не представляя, тем не менее, полноценное описание организации проектной деятельности в начальных классах, включая ее методическое обеспечение [Автайкина 2013, Байбородова 2011, Воронцов 2012].
Существующие противоречия, между значением проектной деятельности в начальной школе и ее слабым методическим сопровождением, обуславливают актуальность данной темы.
Целью данной работы является анализ и обобщение теоретического материала по теме реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе, а также разработка внутришкольного положения о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробация исследовательского проекта на правах организатора данного конкурса.
Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию метода проектов, выявить и проанализировать основные виды проектов, определить условия и требования к организации проектной деятельности в начальной школе.
2. Определить сущность понятия исследовательских умений, раскрыть способы их формирования, выявить место исследовательских умений в контексте смежных понятий.
3. Рассмотреть принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС.
4. Раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия» и выявить условия их формирования.
5. Выделить психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста.
6. Выявить и проанализировать сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности. Определить уровень материально-технического обеспечения школы.
7. Представить внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах.
8. Апробировать проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников, оформить паспорт проекта.
Объектом исследования данной работы является формирование исследовательских умений и универсальных учебных действий в начальной школе.
Предметом исследования данной работы является алгоритм реализации исследовательской проектной деятельности в начальной школе (методическое обеспечение, паспортизация).
Материалом исследования послужили основные положения Е.Н. Солововой, Н.И. Гез, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.А. Семеновой, Н.Д. Гальсковой и других.
В ходе написания данной работы были задействованы следующие методы: метод анализа, метод анализа документов, метод синтеза, метод моделирования, метод наблюдения, индуктивный метод, дедуктивный метод, метод анкетирования, метод сравнения, метод пробного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических пособий по формированию универсальных учебных действий и исследовательских умений учащихся, обобщении ряда классификаций, касающихся видов проектной деятельности, и разграничениетаких смежных понятий, как универсальные учебные действия, метапредметные результаты, исследовательские умения.
Материалы данного исследования могут быть использованы на практических и семинарских занятиях дисциплины «Методика обучения и воспитания», а также могут послужить дополнительным материалом организации внеурочной деятельности в школе. Вышесказанное обуславливает практическую значимость исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на базе МКОУ «Троицкая СОШ №5».
По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклад для выступлениям VII международной научно-практической конференции« Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самым предпочтительным примером активных методов обучения иностранным языкам является метод проектов, вего основе заложено развитие познавательных навыков обучающихся, самостоятельного конструирования своих знаний, развитие исследовательских умений, а также развитие критического мышления [Старкова 2014: 180].
Важным является тот факт, что основы проектной и исследовательской деятельности закладываются именно в начальной школе.
Работа над проектом является творческим процессом, в котором учащиеся самостоятельно переносят знания, навыки и умения в новый контекст их использования. В процессе проектной деятельности у школьников развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Ситуации, в которых школьники используют ИЯ, являются естественными, как в родном языке.
Работа над проектом не противоречит требованиям Федерального государственного стандарта и является актуальной темой в многочисленных методических пособиях и статьях в научных журналах.
В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель, проанализирован теоретический материал по теме «реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе», а также разработано внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробирован исследовательский проект на правах участника данного конкурса с учащимися 4 классов.
В ходе данного исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучили теоретический материал по теме «метод проектов в начальной школе», выявили и проанализировали основные виды проектов;
2. Проанализировали материал по теме «исследовательские умения в контексте смежных понятий», дали определение понятию «исследовательские умения» и выделили способы их формирования; 

деятельности учащихся по ФГОС НОО;
4. Проанализировали материал по теме «универсальные учебные действия», определили сущность понятия и условия формирования УУД;
5. Нами были выделены психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста;
6. Выявили и проанализировали сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности, определили уровень материально-технического обеспечения школы;
7. Представили внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах;
8. Апробировали проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников,формлен паспорт проекта.
В конкурсе проектов приняли участие всего 11 учащихся 4 классов. Нами была организована деятельность 3 человек. В качестве конечных продуктов их деятельности выступили видеофильм, буклет, информационная брошюра.
Разработка положения о конкурсе проектов в начальной школе и последующаяапробация метода проектов позволили выявить, что данный метод является одним из эффективных средств формирования исследовательских умений учащихся на начальной ступени обучения, таких как умение организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность; умение оперировать информацией в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета; умение находить недостающую информацию в словарях и интернет ресурсах; освоение начальных лингвистических представлений, которые помогают представлять проект на иностранном языке; умения оформлять и представлять результаты своей работы; умение сопоставлять языковые явления в родном и изучаемом языках.
Помимо этого, внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также несет в себе учет индивидуальных личностных качеств и способностей каждого учащегося, что отвечает требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.
Кроме того, у учащихся начальных классов формируется знания о единстве и разнообразии природы и культур.Прививаются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Возрастает мотивация к учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, а также самостоятельность и ответственность за свои действия. Дети получают весомый опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также опыт активного использования средств информационных и коммуникационных технологий.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. - 2009 [Электронный ресурс].
URL:http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO 23 10 09 Minjust 3. 1 .pdf (Дата обращения:04.05.2017).
Печатные издания
2. Автайкина Т.О., Власова О.С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2013. - 56 с.
3. Бабенко Т.А. Исследовательская и проектная деятельность школьника на уроке английского языка. Роль проектной работы в развитии познавательных универсальных учебных действий // Вестник научных конференций. - 2016. - № 6 - 1 (10). - С. 27 - 28.
4. Байбородова Л.В.,Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
5. Богданова Н.Н. Проектная деятельность как средство формирования УУД // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015, № 4. - С. 1003 - 1008.
6. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
7. Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием
информационных технологий. - Санкт-Петербург: Г осударственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт- Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. - 101 с.
8. Власова Н.В., Никифорова Ю.П. Развитие регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО // Вестник научных конференций. 2016, № 10 - 2 (14). - С. 23 - 25.
9. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : метод.пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
10. Гез Н.И., Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2005. - 333 с.
11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 38 - 40.
12. Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий //Начальная школа плюс до и после. - 2013. -
№ 8. C. - 13.
13. Ефимова Н.И., Бурова Л.Б. Метод проектов как один из видов современных педагогических технологий // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011, № 11. - С. 106 - 110.
14.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 352 с.
15.Закирова В.Г., Сабирова Э.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями // Филология и культура. 2014, № 1 (35). - С. 277 - 280.
16.Зимняя И.А, Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - С. 9 - 15.
17.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
18. Иванникова С.Ю. Особенности формирования личностных УУД у младших школьников // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2015, № 1 (2). - С. 59 - 62.
19. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385с.
20. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 8. - C. 12.
21. Коваленко О.А. Специфика исследовательских умений младших школьников при выполнении учебных проектов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010, № 9. - С. 35 - 43.
22. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 304 с.
23. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.
24. Кудрина С.В. Проектная деятельность младших школьников как условие достижения метапредметных и личностных результатов обучения // Образование: ресурсы развития. - СПб: Вестник ЛОИРО. 2012, № 3. - С. 78 - 83.
25. Леонтович И.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2003. - № 4. - С. 12 - 17.
26. Лесина О.М., Михеева Н.А. Проектная деятельность дошкольника и младшего школьника в условиях преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО как средство формирования УУД в начальной школе и их предпосылок в ДО // Вестник Белгородского института развития образования. 2016, № 2. - С. 42 - 46.
27. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2007. - 112 с.
28. Медведева О.Л. Проектная деятельность как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка // Научный альманах. 2015, № 10 - 2 (12). - С. 315 - 318.
29. Меркулова И.Г., Дмитриева Е.А. Применение проектно-исследовательской деятельности как условие формирования УУД при обучении английскому языку // Вестник научных конференций. 2015, № 1 - 2 (1). - С. 106 - 107.
30. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие. - М.: РУДН, 2010. - 76 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
32. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов // Учитель. - Волгоград, 2003. - 91с.
ЗЗ.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать // Исследовательская деятельность школьников, 2003. - № 4. - С. 18 - 23.
34.Осколкова В.Р., Рачева А.П. Метод проектов: сущностные характеристики // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014, № 10. - С. 155 - 159.
35. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка). - М., 2005. - 239 с.
36. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков // Магистр -
1999. - № 1. - С. 85 - 95.
37. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3 - 10.
38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 3 - 9.
39. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Е.Н. Костаревой. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 136с.
40. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [идр.]/ под ред. А.Б. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
41. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
42. Романчук Ю.А., Кукшенева Т.В. Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016, № 1 (7). - С. 47 - 49.
43. Рубцова Л.Н. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций //Профессиональное образование. Столица, 2006. - № 1. - С. 13.
44. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.
45. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 234 с.
46. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002, № 1. - С. 34 - 45.
47. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе //Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4 - 5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах. - Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 58 - 61.
48. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа, 2006. - №2. - С. 45 - 49.
49. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике // Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Макаренко А.С., 20-летию ВДЦ «Океан». - Владивосток: Дальнаука, 2003. - С. 221 - 224.
50. Сергеева Г.Н. Проектная технология как средство освоения обучающимися регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2016, - № 4. - С. 17.
51. Ситникова О.В. Формы работы по формированию УУД на уроках английского языка // Вестник научных конференций. 2015, № 2 - 6 (2). - С. 110 - 112.
52. Скоромная Т.И. Приёмы активизации учебно-исследовательской
деятельности школьников на уроках русского языка // Начальная школа плюс до и после. 2013, № 8. - C. 13.
53. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 272 с.
54. Старкова Д.А. Реализация управленческих методических умений на уроке иностранного языка будущими учителями в ходе педагогической практики // Педагогическое образование в России. 2014, №5. - С. 180.
55. Урвачева О.А. Инновационные технологии на уроках английского языка: проектная деятельность учащихся // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016, № 6. - С. 131 - 136.
56. Шаповаленко И.В., Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
57. Шванова Л.В., Иванова Н.А. Метод проектного обучения в целях формирования исследовательских умений учащихся // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014, № 1. - С. 38 - 42.
Электронные ресурсы
58. Антропова. А.Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования. - 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/17 26479 aktualnost- proektnoy-i-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-sovremennih-usloviyah- гагуШуаоЬгагоуатуа.^ш1(Дата обращения: 08.05.2017).
59. Ахметханова Г.М. Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС. - 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F951502762/angliiskii.ya zyk.pdf (Дата обращения: 08.05.2017).
60. Коцур А.Н. Современные технологии в обучении английскому языку. Метод
проектов. - 2014 [Электронный ресурс].
URL: http: //liceum26.narod.ru/metod/Kotsur2. pdf(Дата обращения: 04.05.2017)
61. Погорелова И.В. Актуальность метода проектов, особенности его
применения в начальной школе. - 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/dokldoklad-na-tiemu-aktual-nost-mietoda- proiektov-osobiennosti-iegho-primienieniia-v-nachal-noi- shkolie.html(Дата обращения: 08.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ