СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Метод проектов как основа проектного обучения в условиях
современности. Виды проектов 7
1.2. Исследовательские умения в контексте смежных понятий 18
1.2.1. Принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС 20
1.2.2. Универсальные учебные действия. Организация условий для
формирования УУД на уроках английского языка 24
1.2.3. Понятие исследовательских умений, условия и способы формирования
исследовательских умений учащихся 32
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 39
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
2.1. Педагогический контекст реализации исследовательской проектной
деятельности 45
2.2. Положение о внутришкольном конкурсе проектных работ в начальных
классах 48
2.3. Основные характеристики проекта 55
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Метод проектов как основа проектного обучения в условиях
современности. Виды проектов 7
1.2. Исследовательские умения в контексте смежных понятий 18
1.2.1. Принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС 20
1.2.2. Универсальные учебные действия. Организация условий для
формирования УУД на уроках английского языка 24
1.2.3. Понятие исследовательских умений, условия и способы формирования
исследовательских умений учащихся 32
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 39
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
2.1. Педагогический контекст реализации исследовательской проектной
деятельности 45
2.2. Положение о внутришкольном конкурсе проектных работ в начальных
классах 48
2.3. Основные характеристики проекта 55
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе [Ахметханова 2015: http://www].
Учащиеся самостоятельно планируют и реализуют работу в ходе проектной деятельности, где речевое общение входит в интеллектуально-эмоциональный контекст такой деятельности как игра, анкетирование, поисковая деятельность. Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий [Антропова 2013: http://www].
Проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте [ФГОС 2009: http://www].
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности [Погорелова 2016: http://www].
Вместе с тем использование метода проектов в начальной школе сопряжено с определенными трудностями в силу возрастных ограничений учащихся и ограниченной сферы их интересов. Многие методисты, среди нихТ.О. Автайкина,
О.С. Власова,Л.В. Байбородова,А.Б. Воронцов, обращаются к данной проблеме в своих публикациях. Они приводят основные характеристики проектной деятельности учащихся и описывают опыт выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов, не представляя, тем не менее, полноценное описание организации проектной деятельности в начальных классах, включая ее методическое обеспечение [Автайкина 2013, Байбородова 2011, Воронцов 2012].
Существующие противоречия, между значением проектной деятельности в начальной школе и ее слабым методическим сопровождением, обуславливают актуальность данной темы.
Целью данной работы является анализ и обобщение теоретического материала по теме реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе, а также разработка внутришкольного положения о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробация исследовательского проекта на правах организатора данного конкурса.
Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию метода проектов, выявить и проанализировать основные виды проектов, определить условия и требования к организации проектной деятельности в начальной школе.
2. Определить сущность понятия исследовательских умений, раскрыть способы их формирования, выявить место исследовательских умений в контексте смежных понятий.
3. Рассмотреть принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС.
4. Раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия» и выявить условия их формирования.
5. Выделить психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста.
6. Выявить и проанализировать сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности. Определить уровень материально-технического обеспечения школы.
7. Представить внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах.
8. Апробировать проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников, оформить паспорт проекта.
Объектом исследования данной работы является формирование исследовательских умений и универсальных учебных действий в начальной школе.
Предметом исследования данной работы является алгоритм реализации исследовательской проектной деятельности в начальной школе (методическое обеспечение, паспортизация).
Материалом исследования послужили основные положения Е.Н. Солововой, Н.И. Гез, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.А. Семеновой, Н.Д. Гальсковой и других.
В ходе написания данной работы были задействованы следующие методы: метод анализа, метод анализа документов, метод синтеза, метод моделирования, метод наблюдения, индуктивный метод, дедуктивный метод, метод анкетирования, метод сравнения, метод пробного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических пособий по формированию универсальных учебных действий и исследовательских умений учащихся, обобщении ряда классификаций, касающихся видов проектной деятельности, и разграничениетаких смежных понятий, как универсальные учебные действия, метапредметные результаты, исследовательские умения.
Материалы данного исследования могут быть использованы на практических и семинарских занятиях дисциплины «Методика обучения и воспитания», а также могут послужить дополнительным материалом организации внеурочной деятельности в школе. Вышесказанное обуславливает практическую значимость исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на базе МКОУ «Троицкая СОШ №5».
По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклад для выступлениям VII международной научно-практической конференции« Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).
Учащиеся самостоятельно планируют и реализуют работу в ходе проектной деятельности, где речевое общение входит в интеллектуально-эмоциональный контекст такой деятельности как игра, анкетирование, поисковая деятельность. Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий [Антропова 2013: http://www].
Проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте [ФГОС 2009: http://www].
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности [Погорелова 2016: http://www].
Вместе с тем использование метода проектов в начальной школе сопряжено с определенными трудностями в силу возрастных ограничений учащихся и ограниченной сферы их интересов. Многие методисты, среди нихТ.О. Автайкина,
О.С. Власова,Л.В. Байбородова,А.Б. Воронцов, обращаются к данной проблеме в своих публикациях. Они приводят основные характеристики проектной деятельности учащихся и описывают опыт выполнения индивидуальных, групповых и общешкольных проектов, не представляя, тем не менее, полноценное описание организации проектной деятельности в начальных классах, включая ее методическое обеспечение [Автайкина 2013, Байбородова 2011, Воронцов 2012].
Существующие противоречия, между значением проектной деятельности в начальной школе и ее слабым методическим сопровождением, обуславливают актуальность данной темы.
Целью данной работы является анализ и обобщение теоретического материала по теме реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе, а также разработка внутришкольного положения о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробация исследовательского проекта на правах организатора данного конкурса.
Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию метода проектов, выявить и проанализировать основные виды проектов, определить условия и требования к организации проектной деятельности в начальной школе.
2. Определить сущность понятия исследовательских умений, раскрыть способы их формирования, выявить место исследовательских умений в контексте смежных понятий.
3. Рассмотреть принципы самостоятельной деятельности учащихся по ФГОС.
4. Раскрыть сущность понятий «универсальные учебные действия» и выявить условия их формирования.
5. Выделить психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста.
6. Выявить и проанализировать сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности. Определить уровень материально-технического обеспечения школы.
7. Представить внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах.
8. Апробировать проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников, оформить паспорт проекта.
Объектом исследования данной работы является формирование исследовательских умений и универсальных учебных действий в начальной школе.
Предметом исследования данной работы является алгоритм реализации исследовательской проектной деятельности в начальной школе (методическое обеспечение, паспортизация).
Материалом исследования послужили основные положения Е.Н. Солововой, Н.И. Гез, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.А. Семеновой, Н.Д. Гальсковой и других.
В ходе написания данной работы были задействованы следующие методы: метод анализа, метод анализа документов, метод синтеза, метод моделирования, метод наблюдения, индуктивный метод, дедуктивный метод, метод анкетирования, метод сравнения, метод пробного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических пособий по формированию универсальных учебных действий и исследовательских умений учащихся, обобщении ряда классификаций, касающихся видов проектной деятельности, и разграничениетаких смежных понятий, как универсальные учебные действия, метапредметные результаты, исследовательские умения.
Материалы данного исследования могут быть использованы на практических и семинарских занятиях дисциплины «Методика обучения и воспитания», а также могут послужить дополнительным материалом организации внеурочной деятельности в школе. Вышесказанное обуславливает практическую значимость исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на базе МКОУ «Троицкая СОШ №5».
По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклад для выступлениям VII международной научно-практической конференции« Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).
Самым предпочтительным примером активных методов обучения иностранным языкам является метод проектов, вего основе заложено развитие познавательных навыков обучающихся, самостоятельного конструирования своих знаний, развитие исследовательских умений, а также развитие критического мышления [Старкова 2014: 180].
Важным является тот факт, что основы проектной и исследовательской деятельности закладываются именно в начальной школе.
Работа над проектом является творческим процессом, в котором учащиеся самостоятельно переносят знания, навыки и умения в новый контекст их использования. В процессе проектной деятельности у школьников развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Ситуации, в которых школьники используют ИЯ, являются естественными, как в родном языке.
Работа над проектом не противоречит требованиям Федерального государственного стандарта и является актуальной темой в многочисленных методических пособиях и статьях в научных журналах.
В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель, проанализирован теоретический материал по теме «реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе», а также разработано внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробирован исследовательский проект на правах участника данного конкурса с учащимися 4 классов.
В ходе данного исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучили теоретический материал по теме «метод проектов в начальной школе», выявили и проанализировали основные виды проектов;
2. Проанализировали материал по теме «исследовательские умения в контексте смежных понятий», дали определение понятию «исследовательские умения» и выделили способы их формирования;
деятельности учащихся по ФГОС НОО;
4. Проанализировали материал по теме «универсальные учебные действия», определили сущность понятия и условия формирования УУД;
5. Нами были выделены психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста;
6. Выявили и проанализировали сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности, определили уровень материально-технического обеспечения школы;
7. Представили внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах;
8. Апробировали проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников,формлен паспорт проекта.
В конкурсе проектов приняли участие всего 11 учащихся 4 классов. Нами была организована деятельность 3 человек. В качестве конечных продуктов их деятельности выступили видеофильм, буклет, информационная брошюра.
Разработка положения о конкурсе проектов в начальной школе и последующаяапробация метода проектов позволили выявить, что данный метод является одним из эффективных средств формирования исследовательских умений учащихся на начальной ступени обучения, таких как умение организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность; умение оперировать информацией в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета; умение находить недостающую информацию в словарях и интернет ресурсах; освоение начальных лингвистических представлений, которые помогают представлять проект на иностранном языке; умения оформлять и представлять результаты своей работы; умение сопоставлять языковые явления в родном и изучаемом языках.
Помимо этого, внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также несет в себе учет индивидуальных личностных качеств и способностей каждого учащегося, что отвечает требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.
Кроме того, у учащихся начальных классов формируется знания о единстве и разнообразии природы и культур.Прививаются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Возрастает мотивация к учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, а также самостоятельность и ответственность за свои действия. Дети получают весомый опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также опыт активного использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Важным является тот факт, что основы проектной и исследовательской деятельности закладываются именно в начальной школе.
Работа над проектом является творческим процессом, в котором учащиеся самостоятельно переносят знания, навыки и умения в новый контекст их использования. В процессе проектной деятельности у школьников развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Ситуации, в которых школьники используют ИЯ, являются естественными, как в родном языке.
Работа над проектом не противоречит требованиям Федерального государственного стандарта и является актуальной темой в многочисленных методических пособиях и статьях в научных журналах.
В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель, проанализирован теоретический материал по теме «реализация исследовательской проектной деятельности в начальной школе», а также разработано внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах «Сердце там, где Родина» и апробирован исследовательский проект на правах участника данного конкурса с учащимися 4 классов.
В ходе данного исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучили теоретический материал по теме «метод проектов в начальной школе», выявили и проанализировали основные виды проектов;
2. Проанализировали материал по теме «исследовательские умения в контексте смежных понятий», дали определение понятию «исследовательские умения» и выделили способы их формирования;
деятельности учащихся по ФГОС НОО;
4. Проанализировали материал по теме «универсальные учебные действия», определили сущность понятия и условия формирования УУД;
5. Нами были выделены психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста;
6. Выявили и проанализировали сложившуюся ситуацию в МКОУ «Троицкая СОШ №5», касающуюся организации проектной, исследовательской деятельности, определили уровень материально-технического обеспечения школы;
7. Представили внутришкольное положение о конкурсе проектов в начальных классах;
8. Апробировали проект «Сердце там, где Родина» с целью развития исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников,формлен паспорт проекта.
В конкурсе проектов приняли участие всего 11 учащихся 4 классов. Нами была организована деятельность 3 человек. В качестве конечных продуктов их деятельности выступили видеофильм, буклет, информационная брошюра.
Разработка положения о конкурсе проектов в начальной школе и последующаяапробация метода проектов позволили выявить, что данный метод является одним из эффективных средств формирования исследовательских умений учащихся на начальной ступени обучения, таких как умение организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность; умение оперировать информацией в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета; умение находить недостающую информацию в словарях и интернет ресурсах; освоение начальных лингвистических представлений, которые помогают представлять проект на иностранном языке; умения оформлять и представлять результаты своей работы; умение сопоставлять языковые явления в родном и изучаемом языках.
Помимо этого, внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также несет в себе учет индивидуальных личностных качеств и способностей каждого учащегося, что отвечает требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования.
Кроме того, у учащихся начальных классов формируется знания о единстве и разнообразии природы и культур.Прививаются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Возрастает мотивация к учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, а также самостоятельность и ответственность за свои действия. Дети получают весомый опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также опыт активного использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Подобные работы
- Использование проектной технологии в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность младшего школьника (Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников младших классов.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



