Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности младших школьников на уроке иностранного языка 6
1.1. Цели и содержание обучения иностранному языку в младшей школе...6
1.2. Особенности психологического развития младших школьников 13
1.3. Понятие активизации в обучении иностранным языкам 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Речевые игры на уроке иностранного языка в младшей школе как способ активизации речевой деятельности учащихся 27
2.1. Речевые игры как способ активизации речевого общения 27
2.2. Комплекс упражнений для активизации речевой деятельности младших
школьников на уроке иностранного языка с использованием речевых игр....31 2.3 Опытно-поисковая работа по использованию речевых игр как способа активизации речевой деятельности учащихся на уроке иностранного языка в младшей школе 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
В методике преподавания иностранных языков часто встречается проблема заинтересованности учащихся в учебном процессе и их участия в различных мероприятиях в урочной и внеклассной деятельности. Ситуация, сложившаяся в современной российской школе такова, что основная цель обучения для учащихся - не получение знаний по предмету, а успешная сдача необходимых выпускных экзаменов.
Все чаще от учащихся и их родителей можно услышать, что не все предметы, изучаемые в курсе школьной программы им необходимы, поскольку не пригодится в будущем. Реальность такова, что в связи с увеличивающейся нагрузкой на школьников такой подход оптимален для них, потому что дает возможность сосредоточиться на главном, отбросив все второстепенное. Но вот какие результаты принесет это потом, трудно предположить.
Задачей же учителя является дать качественное образование по своему предмету. И это является одним из основных противоречий и огромной проблемой, стоящей перед педагогами в школе.
В настоящее время разрабатываются методики для повышения мотивации к изучению иностранного языка, учителя-практики разрабатывают множество интересных, увлекательных уроков, направленных на развитие навыков, умений. И все они опираются на психологические особенности детей, на их потребности, мотивы деятельности.
Мы считаем, что начинать развивать мотивацию к изучению иностранного языка надо с младшего школьного возраста, когда ученикам все ново, все интересно. Они с удовольствием учатся, стремятся справиться с трудностями, познают новое. Одним из основных видов деятельности младшего школьника является игра. Игровая деятельность вообще широко применяется в современной методике преподавания иностранного языка. Например, деловая игра и игра-драматизация направлены на заинтересованность в обучении не только школьников, но и взрослых людей.
С целью решения данного вопроса в настоящее время разрабатываются методики для развития и сохранения интереса к изучению иностранного языка и множество разнообразных увлекательных уроков. Наша работа также посвящена разработке комплекса упражнений для учащихся начальной школы, призванного активизировать их речевую деятельность на уроке иностранного языка, что и обуславливает ее актуальность.
Объектом нашей работы является процесс активизации речевой деятельности учащихся на уроке иностранного языка в начальной школе.
Предметом нашей работы является речевая игра как один из способов активизации речевой деятельности учащихся на уроке иностранного языка в начальной школе.
Цель работы определена теоретическое обоснование, разработка и проверка эффективности применения комплекса упражнений для активизации речевой деятельности младших школьников на уроке иностранного языка с использованием речевых игр.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- определить цели и содержание обучения иностранному языку в младшей школе;
- изучить особенности психологического развития младших школьников;
- раскрыть понятие «активизация» в обучении иностранным языкам;
- изучить «речевые игры» как способ активизации речевого общения;
- разработать комплекс упражнений для активизации речевой деятельности младших школьников на уроке иностранного языка с использованием речевых игр;
- определить опытно-поисковую работу по использованию речевых игр как способа активизации речевой деятельности учащихся на уроке иностранного языка в младшей школе.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- анализ теоретических источников по проблеме исследования;
- анализ опыта учителей;
- опрос;
- наблюдение;
- сопоставительный анализ полученных результатов.
Теоретической основой нашего исследования послужили труды таких ученых, как Н.Д. Гальскова, 2011, Р.П.Мильруд, 2012, А.Е.Ниязова, 2008, Е.И.Пассов, 2010, К.К.Остапенко, 2008 и других.
Научная новизна работы определяется тем, что традиционно исследования по предложенной теме проводились с целью введения речевых игр, тогда как настоящая выпускная квалификационная работа отличается раелизованным в ней адаптированным комплексом речевых игр, этюдов, упражнений с родного языка на иностранный.
Теоретическая значимость данной квалификационной работы заключается в систематизации и уточнении основных теоретических положений по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностями использования ее материалов в процессе обучения младших школьников английскому языку для активизации речевой деятельности при помощи игр.
Апробация данной выпускной квалификационной работы была проведена во время активной практики, которая проходила в период с 19 сентября 2016 по 31 октября 2016 года в МАОУ «Еврогимназия» города Ревда. Результаты исследования были представлены на IX Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики" 12.04.2017 года.
Одним из важнейших моментов в обучении вообще и иностранным языкам в частности, является правильная установка, мотивация школьников. Школьники очень часто боятся говорить, боятся сделать ошибки, быть осмеянными учителем и сверстниками. Также ученики зачастую просто не обладают нужной информацией, необходимым личным опытом, чтобы участвовать в дискуссии. Одной из трудностей является и то, что ученикам не хватает речевых навыков для построения высказывания. Снять эти трудности и решить проблемы призваны средства активизации речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Ведущим методом, способом в данном случае является игровая деятельность. Играть любят все - взрослые, старшеклассники, особенно младшие школьники. Для их возраста характерны сниженная, неразвитая концентрация внимание, неумение мыслить абстрактно, требуется постоянная смена деятельности. И здесь на помощь приходит игра.
Мы привели классификацию игр и выделили дидактическую игру, как важнейший инструмент для активизации речевой деятельности младшего школьника.
Данная работа была посвящена анализу научно-методической литературы что и позволило нам выделить основные теоретические понятия данной работы.
Основными теоретическими понятиями данной работы являются: речевая деятельность - это осознанная деятельность, направленная на передачу информации. Речевая деятельность при обучении иностранному языку разделяется на два типа - письменную речь и устную, которые неразрывно связаны между собой, имеют множество сходств и отличий. И, что самое основное, обучение одному виду речи строится на основе другого и наоборот. Дидактическая игра — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Активизировать речевую
деятельность - значит побудить к ее осуществлению или интенсифицировать ее. Активизация речевой деятельности является важнейшей составляющей обучения иностранным языкам на всех этапах.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- определены цели и содержание обучения иностранному языку в младшей школе;
- изучены особенности психологического развития младших школьников;
- раскрыто понятие «активизация» в обучении иностранным языкам;
- изучены «речевые игры» как способ активизации речевого общения;
- разработаны комплекс упражнений для активизации речевой деятельности младших школьников на уроке иностранного языка с использованием речевых игр;
- определена опытно-поисковая работа по использованию речевых игр как способа активизации речевой деятельности учащихся на уроке иностранного языка в младшей школе.
Разработанный нами комплекс упражнений основывается на одной изученной теме, но при этом является в некоторой степени универсальным, так как при возможности и желании учителя иностранного языка может быть адаптирован практически под любую тему. К тому же, там представлены все типы упражнений-игр, затрагивающих языковую сторону обучения иностранным языкам (грамматику, лексику, фонетику, письмо), а также такие виды работы, как групповая, индивидуальная, парная, командная. Также, представленный комплекс упражнений был апробирован на базе 3 А класса МАОУ “Еврогимназия” (г. Ревда).
Таким образом, цель исследования определение теоретического обоснования, разработка и проверка эффективности применения комплекса упражнений для активизации речевой деятельности младших школьников на 44
уроке иностранного языка с использованием речевых игр была достигнута.
Эксперимент подтвердил, что разработанный комплекс упражнений на активизацию речевой деятельности младших школьников является эффективным и может быть применен в дальнейшем на уроках иностранного языка в младшей школе.
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2016
2) Анисимова А. А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2012 - № 3.
3) Артамонова Л. Н. Игры на уроке английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 - С.36
4) Берштейн В. Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи //Иностранные языки в школе. -2004. - №7 - С.17.
5) Бим И. Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 1995 - №3 - С. 45-48.
6) Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) / Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. // иностранные языки в школе, 2009 №1 - С. 4-8.
7) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Учебное пособие. - М.: Аркти-Глосса, 2000 - 165 с.
8) Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006 - 59 с.
9) Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студентов лингвистических университетов и факультета ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, И. И. Гез - 5-е изд. стер. - М.: Издательск. центр «Академия», 2008 - 336 с.
10) Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 2: учеб пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Н. А. Горлова - М: Издательский центр «Академия», 2013. - С. 39-61.
11) Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005 - 42 с.
12) Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации // Иностранные языки в школе. -1993. - № 2. - С. 12-16.
13) Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании, 2011-№ 6 - С. 58-65.
14) Зимняя И.И. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991 - 222 с.
15) Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
16) Колыхалова О.А. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 232 с.
17) Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособ. для студ. лингв. фак. высш. учеб. завед. /Н. Ф. Коряковцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с.
18) Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 25-27.
19) Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991 - 287 с.
20) Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - 232 с.
21) Методика обучения иностранным языками в средней школе. - СПб: КАРО, 2008. - 224 с.
22) Миловидова В.А. 10 консультаций по английскому языку. - М.: Айрис-Пресс, 1998. - 201 с.
23) Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1995. -№ 5. - С. 6-10.
24) Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения английскому языку: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностранный язык». -
М.: Просвещение, 1990. - 224с.
25) Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - Минск, 1999. - 561 с.
26) Никитенко З.Н. Технология как инструмент реализации методической системы иноязычного образования в начальной школе: Монография. - МПГУ, 2012. - 206 с
27) Никонова С.М. Английский язык в начальных классах. - М.: Просвещение, 1964 - 164 с.
28) Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989 - 198 с.
29) Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005 - 28 с.
30) Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - М.: Глосса-Пресс, 2010
- 640 с.
31) Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 -5-6 с.
32) Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000
- 464 с.
33) Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. - М., 2000
34) Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. - М.: Просвещение, 2000 - 326 с.
35) Ромашина С. Я. Функции иностранного языка в современной системе образования. // Начальная школа №4, 2012.
36) Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006 - 62 с.
37) Садомова Л.В. Развитие творчества учителя иностранного языка при работе с учебником и книгой для учителя. - М.: Просвещение, 1993 - 126 с.
38) Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.
Базовый курс лекций. /Пособие для студентов пед. вузов и учителей/- М.: Просвещение, 2003
39) Теряева И.П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании, 2011 - № 2 - С. 74-77.
40) Ткаченко Ф.Г. Урок английского на английском. - М.: Просвещение, 1993 - 256 с.
41) Фурсенко С.В. Весёлые грамматические рифмовки. - М.: Сфера, 2001 - 65 с.
42) Халеева И.И. Понимание иноязычного устного текста как аспект межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - 1992. - № 3 - С.