ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РОСТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.2 СПЕЦИФИКА ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РОСТА НА МАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ .... 15
1.3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ
РОСТА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ 25
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА
МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 35
2.1 ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕНДЕНЦИИ, ФАКТОРЫ 35
2.2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ:
ФАКТОРЫ 55
2.3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО «НПФ «ЮВЭНК» 65
3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА
МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 68
3.1 АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РОСТА 68
3.2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА 75
3.3 АПРОБАЦИЯ АЛГОРИТМА 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Кризисные явления 2008-2010 и 2014-2015 гг. оказали серьезные влияния на показатели деятельности малых промышленных предприятий.
Тренды показателей роста производства в указанные периоды понижались, что вело к ухудшению инвестиционного климата и снижению количества малых промышленных предприятий в РФ.
Категория «малого бизнеса» характеризуется фиксированными предельными значениями по численности и доходу предприятия. Причисление предприятия к данной категории означает его право претендовать на использование административных, налоговых, финансовых и управленческих льгот. Поэтому для предприятия, чьи значения деятельности приближаются к предельным актуален вопрос целесообразности принятия решения о реализации стратегии роста.
В научной литературе работы, посвященные реализации стратегии роста предприятия не включают в себя с достаточной полнотой практические рекомендации по принятию решения и непосредственной реализации стратегии роста на малом промышленном предприятии, с учетом специфики его деятельности.
Таким образом, возникает потребность в алгоритме принятия решения о целесообразности реализации стратегии роста малым промышленным предприятием и соответствующего методического обеспечения, которое будет учитывать особенности его деятельности.
Рост масштабов деятельности предприятия отражается в изменении показателей. Для оптимального развития организация должна систематически осуществлять контроль соответствия результатов деятельности стратегической цели и рыночным условиям.
Таким образом, необходимо систематически осуществлять риск- менеджмента. Для малого промышленного предприятия целесообразно осуществлять его внутри структуры.
Целью диссертации является создание методического обеспечения реализации стратегии роста малого промышленного предприятия для осуществления сбалансированного развития на основе системы целевых показателей роста, с учетом факторов и рисков.
Для достижения заявленной цели решены следующие задачи:
• изучены особенности реализации стратегии роста на малых промышленных предприятиях;
• проанализированы тренды, тенденции развития и факторы роста производства малых промышленных предприятий;
• разработан алгоритм принятия тактических решений в процессе реализации стратегии роста малого промышленного предприятия;
• проведена апробация алгоритма реализации стратегии роста на примере субъекта малого промышленного бизнеса АО «НПФ «ЮВЭНК».
Объект исследования - малые промышленные предприятия.
Предмет исследования - организационно-методические инструменты управления экономическими показателями малого промышленного предприятия.
Результаты, полученные в процессе работы и обладающие научной новизной - алгоритм принятия тактических решений в процессе реализации стратегии роста малого промышленного предприятия базирующийся на разработанной методике оценки рисков и определения затрат на их целесообразное снижение структурами риск-менеджмента, что позволит повысить экономическую устойчивость предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности адаптации малыми промышленными предприятиями алгоритма принятия решения о реализации стратегии роста и методического обеспечения реализации стратегии роста на базе риск-менеджмента.
В качестве эмпирической базы в работе использованы данные Росстата и ЕМИСС для оценки состояний малых промышленных предприятий в РФ, а также бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия АО «НПФ «ЮВЭНК».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы.
В работе были рассмотрена стратегия роста масштабов деятельности предприятия, разработан алгоритм принятия тактических решений в процессе реализации стратегии роста малого промышленного предприятия базирующийся на разработанной методике оценки рисков и определения затрат на их целесообразное снижение структурами риск-менеджмента, что позволит повысить экономическую устойчивость предприятия.
На первом этапе алгоритма была проведена оценка внутреннего потенциала предприятия и рыночных условий, в отношении реализации стратегии роста. Т.е., сопоставить возможности предприятия с условиями рынка.
Для ЮВЭНК были отобраны экономические и качественные показатели деятельности. Анализ данных показателей с 2013-2018 гг. позволил выявить у предприятия внутренний потенциал для реализации стратегии роста.
С помощью метода сценарного анализа, на основании устных и письменных договоренностей с потенциальными и текущими потребителями, анализа тендерных площадок, ретроспективных данных был спрогнозирован коридор значений выручки и чистой прибыли предприятия. Это позволило сформировать показатели ожидаемого значения выручки и чистой прибыли предприятия на 2019-2021 гг.
Был применен метод сопоставления экономических выгод предприятия от осуществления текущих и увеличенных масштабов деятельности.
На основании полученных результатов на первом этапе алгоритма было принято решение, что ЮВЭНК обладает внутренним потенциалом, условия рынка позволяют осуществить реализацию стратегии роста масштабов деятельности предприятия и для предприятия она является актуальной, в связи с тем, что увеличивает экономическую эффективность деятельности предприятия и приносит финансовые выгоды его собственникам.
На втором этапе алгоритма были определены показатели роста масштабов деятельности, на основании которых возможно сравнение и оценка динамики экономической и производственной устойчивости предприятия в соответствии с эталонами стратегий.
Показатели представляют собой систему, которая позволяет осуществлять контроль эффективности реализации стратегии роста масштабов деятельности предприятия.
В связи с постоянными изменениями рыночных условий контроль за показателями роста масштабов деятельности предприятия следует осуществлять систематический контроль.
Систематизированные базовые показатели роста масштабов деятельности для ЮВЭНК позволяют осуществлять целенаправленный контроль изменения экономической устойчивости на малых промышленных предприятиях.
На третьем этапе был проведен анализ рисков которые могут возникнуть в деятельности предприятия при осуществлении стратегии роста масштабов деятельности малого промышленного предприятия. По каждому риску был подобран показатель контроля.
Риски являются типовыми для малых промышленных предприятий, у которых показатели деятельности приближаются к предельным значениям по 209-ФЗ.
Риски были разделены на 2 группы. Для первой группы рисков планирование финансирования структуры риск-менеджмента целесообразно. Для второй - нет, элиминирование рисков не возможно, либо финансирование нецелесообразно.
Для рисков, финансирование которых целесообразно, по методике оценки и определения затрат, был запланирован бюджет. Цель такого бюджета - финансирование структур риск-менеджмента предприятия, для обеспечение экономической устойчивости деятельности организации.
Также были систематизированы риски, элиминирование которых невозможно. Для них рекомендованы мероприятия по контролю степени их воздействия, а также применение необходимых тактических решений по корректировке стратегии предприятия.
Методическое обеспечение реализации стратегии роста масштабов деятельности предприятия обеспечивает целесообразное системное достижение стратегических показателей. Это позволит предприятию оптимально формировать свое экономическое развитие в условиях неопределенности.
1 Калмакова Н.А. Уровни управления сбалансированным развитием промышленных предприятий на принципах самоорганизации // [Текст]: Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №27 (402). - С. 24-35.
2 Chandler A.D. Strategy and Structure: A.Chapter in the History of Industrial Enterprises / [Текст]: A. D. Chandler. - Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. - 463 с.
3 Петров А.Н. Стратегический менеджмент / [Текст]: А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, Г.А. Буренина, С.М. Климов, Г. З. Щербаковский и др. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
4 Наумова Е.А. Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразие взглядов и подходов к стратегии // [Текст]: Экономика и менеджмент. - 2011. - №8 (225). - С. 111-114.
5 Грант Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. - СПб: Питер, 2012. - 544 с.
6 Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ [Текст]: М. Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
7 Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа стратегий и конкурентов / [Текст]: М.Е. Портер. - М.: Алипина Бизнес Букс, 2005. - 464 с.
8 Минцберг Г. Стратегический процесс/ [Текст]: Г. Минцберг,
Дж.Б.Куини, С. Гошал. - СПб.: Питер, 2001. - 684 с.
9 Ансофф И. Стратегическое управление: учебник / [Текст]: И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.
10 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / [Текст]: И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 200 с.
11 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник / [Текст]: пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
12 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / [Текст]: О.С. Виханский, А. И. Наумнов. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
13 Мескон М. Основы менеджмента: учебное пособие / [Текст]: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2006. - 594 с.
14 Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления / [Текст]: А. Горшун., М. Горский. - М: Олимп-Бизнес, 2006. - 416 с.
15 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / [Текст]: М.: Экономистъ, 2006. - 670 с...