ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ В
ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Характеристика организации 6
1.2. Анализ системы управления персоналом в организации 14
1.3. Анализ управления коммуникациями в организации 23
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ
КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Разработка мероприятий по управлению коммуникациями в
организации 32
2.2. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по управлению
коммуникациями в организации 41
2.3. Социально-экономическая эффективность мероприятий по
управлению коммуникациями в организации 47
Вывод по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования состоит в том, что экономический рост в стране невозможен без повышения эффективности деятельности организаций, а одним из ключевых ресурсов для этого является управление коммуникациями. Коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество - не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Коммуникации являются важнейшим элементом социальной и экономической жизни общества, а их роль и значение имеет тенденцию неуклонного роста.
В исследуемой организации наблюдается высокий уровень текучести кадров, неэффективность управления коммуникациями как одна из наиболее распространенных причин увольнений. Неэффективность управления коммуникациями в организации проявляется в том, что претензии клиентов не доводятся до сведения руководства, а информация об изменении цен доводится руководителем до сотрудников несвоевременно, подобные ситуации негативно сказываются на репутации компании, отзывах клиентов. Управление представляет собой многогранный процесс. Он включает в себя выработку и доведение решений до исполнителей, координацию их действий, получение и анализ информации о результатах, корректировку соответствующих процессов и т. п. Все это происходит в рамках постоянного взаимодействия субъектов управленческой деятельности (организации в целом, подразделений, должностных лиц и проч.).
Кроме того, для сотрудников, для персонала существует необходимость устранения потенциальных причин для увольнений, что позволит повысить удовлетворенность трудом и мотивацию персонала.
Этим обусловлена актуальность и значимость темы исследования.
Противоречие состоит между множеством теоретической информации об управлении коммуникациями в организации и не умением использовать эту информацию в практике.
Проблема исследования - отсутствие эффективных методов управления коммуникациями в организации.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в следующем: разработать мероприятия по управлению коммуникациями в организации.
В соответствии с целью поставлены задачи:
^Проанализировать теоретические источники по проблеме.
2.Охарактеризовать организацию и провести анализ системы управления персоналом.
З. Разработать мероприятия по управлению коммуникациями в организации.
4.Определить нормативно-правовое обеспечение мероприятий по управлению коммуникациями в организации и выявить социально-экономическую эффективность этих мероприятий.
Объект исследования - коммуникации в организации.
Предмет исследования - управление коммуникациями в организации на примере организации «Парикмахерский магазин».
Методология исследования представлена применением следующих методов исследования:
- теоретические (изучение теоретических источников, анализ, синтез, описание, обобщение, сравнение);
- эмпирические (анкетирование, сбор данных, анализ документов).
Теоретической базой исследования стали работы таких авторов как В.Б. Малинин, Н.А. Морозова, Ж.В. Николаева, О.А. Пешкова, Е.С.Суровцева, М.Г. Федотова.
Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.
Необходимым условием существования любой организации является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.
Важность темы исследования подчеркивается тем, что, чтобы добиться эффективного управления организацией, необходимо, помимо применения прочих мер, организовывать, координировать и совершенствовать формальные и неформальные коммуникации, управлять коммуникационными процессами и потоками.
Теоретический анализ показал, что коммуникация в широком смысле - это обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов; может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и средой. Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их. Коммуникации - важнейший элемент обеспечения эффективности управления.
Под управлением коммуникациями в организации понимается совокупность непрерывных целенаправленных управленческих воздействий на внутренние и внешние процессы информационного обмена и неинформационных взаимодействий, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей и реализацию долгосрочных интересов развития предприятия.
Характеризуя организацию, сделан вывод, что «Парикмастерский магазин» - это довольно крупная федеральная розничная сеть профессиональных магазинов с собственным стилем, едиными стандартами обслуживания по всей стране, эксклюзивной продукцией и широчайшим ассортиментом. Магазин предлагает широкую линейку универсальных продуктов для обычных покупателей и для парикмахеров-профессионалов. Однако в исследуемом филиале выявлен ряд проблем в управлении коммуникациями.
По результатам проведенного анализа содержания работы по функциям управления персоналом, сделан вывод, что в организации не учитывается множество аспектов кадровой работы. А именно: не планируется потребность в персонале в долгосрочном и среднесрочном периодах. Разработана не вся необходимая регламентирующая набор и отбор персонала документация; количество источников привлечения, методов отбора персонала ограничено (используются далеко не все современные методы). Изучив организацию адаптации новых работников в магазине, сделан вывод о ее недоработках - применяется лишь малая часть мероприятий по введению в должность, отсутствует полноценная система адаптации, что может негативно сказываться на стабильности коллектива (уровне текучести кадров), поскольку большая часть сотрудников - молодые люди в возрасте до 23 лет, многие из которых устраиваются на работу впервые, т.е. не имеют первичной адаптации, либо имеют небольшой опыт работы. В организации разработана лишь часть необходимых локальных нормативно-правовых актов. Некоторые документы не разработаны (например, коллективный договор). В части охраны труда отсутствует нормативная, осведомляющая и регулирующая информация (регламентирующие документы: Положения в сфере охраны труда, приказ о назначении ответственного за охрану труда).
Проведен анализ управления коммуникациями в организации в отношении типа организационной структуры управления как формальной сети передачи информации, используемых в компании форм коммуникаций, особенностей диагональных, вертикальных и горизонтальных коммуникаций, коммуникационное обеспечение и т.д.
По результатам проведенного исследования управления коммуникациями в организации выявлены проблемы: отсутствие локальных актов о коммуникациях в организации; отсутствие правил проведения деловых совещаний; отсутствие информации о планах и перспективах организации.
Выполнены исследования управления коммуникациями в организации, выявлены недостатки, в результате предложены варианты решения и составлен список мероприятий по управлению коммуникациями в организации в соответствии с этапами управления, с указанием ответственных лиц и сроками.
Рассмотрели нормативно-правовое обеспечение мероприятий по управлению коммуникациями в организации. В качестве локальных нормативных актов подготовлены проекты Регламента коммуникационной политики, Кодекс корпоративной этики.
За вычетом понесенных затрат на мероприятия по управлению коммуникациями в организации, которые составляют 26500 руб., экономический эффект составит 37500 руб. Расчет социально-экономической эффективности показывает, что внедрение мероприятий по управлению коммуникациями в организации целесообразно и оправдано.
1. Акофф, Р. О менеджменте / Р. Акофф. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
2. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис, 2015. - 248 с.
3. Анисимов, В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации / В.М. Анисимов. - М.: «Экономика», 2016. - 704 с.
4. Банникова, Л.Н. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.Н. Банникова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2015. - 151 с.
5. Бахарев, А.Р. Коммуникации внутри компании: как добиться их эффективности.
6. Бердычевский, В.С. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов. - Р-н/Д: Феникс, 2014. - 512 с.
7. Бландел, Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Теория и практика в эпоху информации / Р. Бландел, А.С. Токарев. - СПб.: Питер, 2015. - 381 с.
8. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: Учебник / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2015. - 615 с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Изд-во Проспект, 2014. - 504 с.
10. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2014. - 496 с.
11. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. - М.: Экономистъ, 2014. - 670 с.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2014. - 448 с.
13. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; Пер. с англ. А.Д. Ковалева. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2015. - 304с.
14. Григорьева, Н.Н. Коммуникационный менеджмент: Учебно¬
методические материалы / Н.Н. Григорьева. - М.: МИЭМП, 2015. - 44с.
15. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
16. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер; Под общ. ред. д.э.н., проф. Ю.В. Шленова. - М.: Издательство БИНОМ, 2015. - 432 с.
17. Дырин, С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия / С.П. Дырин. - СПБ.: Питер, 2014. - 224с.
18. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: Учебник / А.П. Егоршин,
А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
19. Жуков, Б.М. Актуальные проблемы российского менеджмента в условиях мирового финансового кризиса: Монография / Б.М. Жуков. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014. - 247 с.
20. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверинцев. - СПб.: Изд-во Буковского, 2015. - 267с.
21. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 160 с.
22. Каймакова, М.В. Коммуникации в организации: Учебное пособие / М.В. Каймакова. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 73 с.
23. Карабельников, Б.Р. Трудовые отношения в хозяйственных обществах / Б.Р. Карабельников. - М.: ФБК-Пресс, 2014. - 328 с.
24. Катернюк, А.В. 3В-менеджмент: управление персоналом, маркетингом и продажами / А.В. Катернюк, М.С. Терских, А.Н. Салов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 382 с.
25. Кверк, Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии / Б. Кверк. - М.: Вершина, 2015. - 416 с.
26. Колпаков, В.М. Стратегический кадровый менеджмент: Учебное пособие / В.М. Колпаков, Г.А. Дмитренко. - К.: МАУП, 2014. - 752 с.
27. Конецкая, В.П. Социология коммуникаций. Учебник / В.П. Конецкая. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 2015. - 304 с.
28. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 318 с.
29. Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика / А.Н. Крылов. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2014. - 228 с.
30. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юридическая литература, 2016. - 64 с.
31. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: Учебное пособие /
В.В. Лукашевич. - М.: КНОРУС, 2016. - 232 с.
32. Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие / Л.И. Лукичева, Под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Омега-Л, 2014. - 360 с.
33. Лушников, А.М. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2 / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. - М.: Статут, 2014. - 1151 с.
34. Лобанова, Т. Служба персонала как посредник в разрешении конфликтных ситуаций / Т. Лобанова // Бизнес без проблем: Персонал. № 1. 2004. - С. 32-35.
35. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2016. - 720 с.
36. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 864 с.
37. Миронов, В.И. Трудовое право: Учебник / В.И. Миронов. - М.: Управление персоналом, 2014. - 1149 с.
38. Моисеева, А.П. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие / А.П. Моисеева. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. - 104 с.
39. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: учебник/ В.В. Музыченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 528 с.
40. Малинин, В.Б. Правовое регулирование информации / В.Б. Малинин // Ленинградский юридический журнал. 2015. - С. 120-129.
41. Морозова, Н.А. Коммуникации в организации: комплексный подход / Н.А. Морозова // Современные технологии управления. № 9. Сентябрь
2011. - С. 15-19.
42. Морозова, Н.А. Управление коммуникациями в организации / Н.А. Морозова // Вестник ВГУ. Воронеж, 2010. № 2. - С.173-180.
43. Мосеева, Г.В. Коммуникация как ключевая компетенция менеджера проектов / Г.В. Мосеева, О.В. Скопин // Современные технологии управления. № 11. Ноябрь 2011. - С. 22-24.
44. Николаева, Ж.В. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Ж.В. Николаева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. - 137 с.
45.Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2014. - 88 с.
46.Остапенко, Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
47. Пешкова, О.А. Изучение и совершенствование организационных
коммуникаций / О.А. Пешкова // Молодой ученый. 2012. № 7. - С.115-116.
48. Пешкова, О.А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О.А. Пешкова // Молодой ученый.
2012. № 7. - С.116-118.
49. Пешкова, О.А. Система коммуникаций организации / О.А. Пешкова // Молодой ученый. 2013. № 11. - С. 432-434.
50. Рева, В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие / В.Е. Рева. - Пенза: ПГУ, 2014. - 161 с.
51. Роджерс, Э. Коммуникации в организациях / Э. Роджерс, Р.А. Роджерс. - М.: Экономика, 1980. - 176 с.
52. Смирнов, Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. - М.: Юнити, 2014. - 254 с.
53. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. - СПб.: Питер, 2014. - 107 с.
54. Спивак, В.А. Современные бизнес-коммуникации / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
55. Самыгин, С.И. Основы управления персоналом / С.И. Самыгин, М.С. Зайналабидов, З.Г. Макиев, Д.В. Обухов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 480 с.