ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ 20
1.1. Разнообразные уровни проблем, связанных с жизнеобеспечением человека 20
1.1.1. Феноменология жизнеобеспечения, определение понятия
«жизненные трудности» 20
1.1.2. Основания для прикладного исследования системы
жизнеобеспечения личности в контексте жизненных трудностей 23
1.1.3. Общественная потребность в разработке инструмента диагностики
системы жизнеобеспечения личности 24
1.2. Степень научной разработанности вопроса прикладной диагностики
защитно-адаптационных возможностей личности 28
1.2.1. Общее состояние психодиагностического обеспечения
психологической практики 28
1.2.2. Основания для разработки инструмента диагностики жизнеобеспечения личности 33
1.3. Методологическое обоснование диагностической процедуры 43
1.3.1. Методологическая платформа исследования 43
1.3.2. Способ исполнения диагностического инструмента 46
1.4. Система жизнеобеспечения личности: операционализация модели 48
1.4.1. Общее описание системы жизнеобеспечения личности 48
1.4.2. Предметное наполнение уровней системы жизнеобеспечения
личности 58
1.4.3. Специализация уровней системы жизнеобеспечения личности по типам жизненных задач 66
1.5. Параметры индивидуальной системы жизнеобеспечения личности 72
1.6. Выводы по главе 1 74
ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 76
2.1. Определение требований к диагностической процедуре 76
2.2. Разработка психодиагностической процедуры 78
2.2.1. Общий дизайн инструмента 78
2.2.2. Методическая подготовка и ход получения первичного
стимульного материала 79
2.2.3. Разработка стимульного материала, инструкций и схем
интерпретаций 94
2.2.4. Концептуальный анализ стимульного материала 99
2.2.5. Разработка инструкций и схем интерпретаций 101
2.3. Выводы по главе 2 101
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ОЦЕНКА ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДИКИ 103
3.1. Планирование и организация исследования 105
3.1.1. Планирование исследования 105
3.1.2. Сбор и порядок обработки эмпирических данных 114
3.1.3. Обработка данных 115
3.2. Психометрическая оценка инструмента «Локус жизнеобеспечения
личности» 119
3.2.1. Оценка характеристик конструктной валидности инструмента .. 119
3.2.2. Проверка и обеспечение надежности инструмента 125
3.2.2. Оценка критериальной валидности 131
3.3. Закономерности функционирования систем жизнеобеспечения личности 133
3.3.1. Результаты исследования видов локуса жизнеобеспечения 134
3.3.2. Оценка типовых различий систем жизнеобеспечения личности . 135
3.4. Оценка соответствия разработанной методики заявленным требованиям 139
3.5. Возможности методики для анализа индивидуальных результатов в
консультировании 143
3.6. Выводы по главе 3 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 157
ПРИЛОЖЕНИЯ 181
Приложение 1. Данные для анализа психодиагностических методик диагностирующих феномены релевантные объекту исследования 181
Приложение 2. Описание процедуры получения семантического материала и раздаточный материал для участников фокус-семинаров 191
Приложение 3. Примеры материалов, полученных от участников фокус- семинаров 198
Приложение 4. Сводные списки слов ассоциаций 202
Приложение 5. Бланк эксперта для распределения словосочетаний по уровням системы жизнеобеспечения личности 222
Приложение 6. Сводный лист экспертных оценок 226
Приложение 7. Список дескрипторов, полученных в результате экспертных оценок словосочетаний 228
Приложение 8. Руководство пользователя к методике «Локус жизнеобеспечения
личности» 229
Приложение 9. Результаты расчета статистически значимых различий шкал
инструмента 246
Приложение 10. Результаты факторизации дескрипторов 247
Приложение 11. Оценка чувствительности инструмента к динамике системы жизнеобеспечения личности 267
Приложение 12. Основания отбора дескрипторов для качественного анализа
Приложение 13. Список дескрипторов подвергнутых обработке 270
Приложение 14. Список дескрипторов после оптимизации методики 272
Приложение 15. Инструкция и вопросы для респондентов 273
Приложение 16. Оценка статистически значимых различий 275
Актуальность. Обнаруживаются несколько общественных сфер, в которых все больше внимания уделяется диагностике защитно-адаптационного потенциала людей с помощью стандартизированных психологических процедур. В их рамках иметь возможность выявить особенности защитно-адаптационных способностей человека, прогнозировать и корректировать его поведение в нештатных жизненных ситуациях означает снизить вероятность риска потерь человеческих ресурсов и финансовых трат.
Психодиагностика и консультирование лиц, занимающихся опасными и ответственными видами трудовой деятельности (Морозова, Гусева, 2014; Бибарцева, 2017; Кущев, 2017 и др.). Так, своевременно выявленное снижение способности человека эффективно справляться с жизненными и рабочими трудностями помогает специалистам эффективно оказать сотруднику помощь в сохранении его личностного благополучия, а в некоторых случаях и физической безопасности. Психодиагностика и консультирование сотрудников в коммерческих организациях (Водопьянова, 1997; Урбанович, 2003; Brown, 2005; Мирошник, 2010; Хачатурова, 2012; Сулим, 2016). Спрос диктуется как со стороны организационных психологов, так и со стороны руководителей. Обоим важно понимать, какие возможные жизненные трудности есть у сотрудников, которые потенциально могут мешать выполнению их должностных обязанностей или карьерному росту. Похожая потребность наблюдается и в сфере диагностики и развития защитно-адаптационного потенциала личности педагогов (Озеров, 2011; Дмитриева, Качановецкая, 2013; Кленова, 2017; Митина, Асмаковец, 2001; Семенова, 2002; Манойлова, 2004; Данилова, 1997; Баранов, 2001; Ежова, 2003; Минияров, 2015; Сергеева, 2015).
Такие социальные явления, как безработица, зависимости от психоактивных веществ и людей, невротические расстройства, психосоматические заболевания и прочие преимущественно возникают на фоне снижения способности человека бороться с вызовами судьбы (Чехлатый, 2007; Березин, 1998; Гуреева, 2009; Чернов, 2016; Гладков, 2010; Борок, 2016). Однако государство при решении данных проблем недостаточно учитывает их психологическую составляющую, решая проблему иными путями, например: привлекая к уголовной ответственности за употребление и распространение наркотиков, повышая денежное пособие безработным, повышая цены на алкоголь и табак, увеличивая штрафы, допуская популяризацию «быстрых препаратов» против стресса и т. д. Данные пути имеют видимые ограничения, поэтому социальные проблемы продолжают нести значительные человеческие потери и финансовые траты. Но и психологический подход имеет ряд ограничений, связанных с диагностикой, которые приведены ниже.
На фоне общей востребованности психологической диагностики в вышеуказанных областях тем не менее обнаруживается ряд проблем, связанных с диагностическим инструментарием, что, по всей видимости, и составляет заметный разрыв между практикой психологического тестирования и консультированием. Так, методики, которыми на сегодняшний день располагает психолог, имеют ряд ограничений для использования: большинство из них создавалось для исследовательских целей и не адаптировалось для практики, в частности, для психотерапевтических задач. При помощи часто используемой опросниковой формы со взрослыми, можно исследовать скорее их суждения о своем поведении, а не само поведение, что, безусловно, вносит неопределенность при выборе терапевтических мишеней.
Таким образом, ряд общественных сфер для наиболее эффективной работы нуждаются в совершенствовании инструментов психодиагностики, которые подходили бы ближе к исследованию поведения личности и имели бы психотерапевтический потенциал. Инструмент даст возможность на уровне практики объединить диагностику защитно-адаптационных способностей условно здоровых людей и их дальнейшее консультирование в последовательные этапы единого процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Вне зависимости от методического подхода суть личностного психологического консультирования заключается в содействии клиенту в решении им его разнообразных жизненных трудностей. Анализ актуальных интересов специалистов в области психодиагностики показал нехватку исследований, нацеленных на обеспечение возможности для практического психолога прояснить наиболее объективную картину по следующим важным для консультирования вопросам:
1. Какого вида трудность испытывает клиент; относится ли она к недостатку навыков и умений, связана с ценностно-смысловыми поисками клиента или требует анализа вытесненного травматического опыта (в запросе клиента часто звучит не то, с чем в итоге следует работать).
2. Какие психологические ресурсы есть у клиента, которые можно использовать для решения актуальной трудности.
3. Каким образом клиент склонен решать актуальные трудности. Это необходимо, чтобы понять, какие из возможных способов вероятней всего не помогут в решении проблемы.
4. Можно ли говорить о наличии у клиента фиксаций на каком-либо одном (или нескольких) способе решения жизненных трудностей. За короткий срок не всегда можно определить, является ли выявленный в беседе способ, которым клиент пытается решить свою проблему, подобранным им локально для этой трудности или же он используется клиентом «тотально», без должной ориентации на неповторимость жизненной трудности.
При поиске ответов на указанные вопросы в процессе беседы возникают следующие сложности:
1. Определить род трудности проблемы клиента необходимо за короткое время.
2. Необходимо «фильтровать ненужные» темы, возникающие в процессе консультирования, некоторые темы можно опустить ввиду их низкой значимости для основной проблемы или большой эмоциональной заряженности; иначе это может отвлечь внимание от основного запроса.
3. У клиента могут сработать психологические защиты в ответ на обсуждение тревожащих подробностей, что также потребует от специалиста квалификации быстро справиться с дополнительной задачей.
Вышесказанное указывает на необходимость в методиках, предназначенных для целей личностного консультирования, выполненных с позиции интегративного подхода к диагностике (Волочков, 2007). Концептуально с этими целями согласуется модель системы жизнеобеспечения личности (Богданова, Доценко, 2010). Авторы теоретической модели полагают, что отвечать на вызовы судьбы и решать жизненные трудности человеку призвана помогать интегральная система жизнеобеспечения личности как совокупность взаимосвязанных способов, в разной степени направленных на адаптацию и/или развитие личности человека. Авторы предлагают концептуально считать феномены психосоматического реагирования, психических защит, копинг-стратегий и личностных ресурсов сравнительно полным перечнем способов жизнеобеспечения личности.
В ходе литературного поиска мы выявили несколько методик, направленных на диагностику некоторых феноменов жизнеобеспечения по отдельности. Методик диагностики сразу всех феноменов (способов) жизнеобеспечения обнаружено не было. Тем не менее мы предположили, что при расширенном поиске и анализе методик могут быть обнаружены инструменты, все же позволяющие решать поставленные диагностические задачи. Потребовалось проанализировать 53 методики (совокупно 240 шкал). В результате методик, подходящих для наших целей, не найдено и также показана нецелесообразность составления батареи тестов. Таким образом, проблема заключается в отсутствии оригинального инструмента, позволяющего в рамках психологического консультирования диагностировать индивидуальный способ жизнеобеспечения личности. Теоретической проблемой является вопрос о наличии или отсутствии у людей одного или нескольких наиболее часто используемых (ведущих) способов преодоления жизненных трудностей.
Объект исследования: способы решения жизненных трудностей, используемые взрослым психически здоровым человеком.
Предмет исследования: процедура диагностики системы жизнеобеспечения личности. Мишенью процедуры является система операциональных готовностей как сознательных и бессознательных поведенческих намерений человека, активизируемых для решения жизненных трудностей.
Цель работы: разработать диагностическую процедуру, позволяющую в рамках процесса психологического консультирования выявлять индивидуальные и типовые (типичные) соотношения способов, используемых людьми для решения жизненных трудностей.
Задачи: В теоретическом аспекте:
1. Концептуально и феноменологически описать способы, используемые человеком для решения жизненных трудностей.
2. Показать характеристики разных по типу жизненных трудностей и способов, используемых людьми для их решения.
В методическом аспекте:
1. Определить методологический подход к получению данных о способах, используемых человеком для решения жизненных трудностей.
2. Разработать инструмент для выявления ведущих и второстепенных способов решения жизненных трудностей.
В эмпирическом аспекте:
1. Определить психометрические показатели разрабатываемой методики.
2. Выявить возможность выделения в индивидуальной системе жизнеобеспечения ведущих и второстепенных способов решения трудностей;
3. Проверить способность методики выявлять типовые характеристики систем жизнеобеспечения.
Гипотезы:
1. Операциональная сторона индивидуальной системы значений, активизируемая при решении жизненных трудностей, содержит общие обыденные семантические единицы, релевантные различным группам способов решения жизненных трудностей.
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосемантического подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагностирующий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет валидно и надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жизненных трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспечения личности.
3. Методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет эффективно реализовать диагностический этап психологического консультирования: дает информацию о субъективно важных жизненных трудностях клиента и стратегиях, которые он использует для их преодоления. Для заполнения, обработки, интерпретации и предварительного обсуждения результатов достаточно времени традиционной консультативной встречи.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Базовой методологической платформой исследования выступила теория деятельности (Леонтьев А.Н., 1975; Рубинштейн, 1989). Базовой теорией исследования в пределах психологии деятельности выступила психосемантика, в частности, психосемантика обыденного сознания (Шмелев, 1983, 1996, 2013; Осгуд, 1999; Серкин, 2005, 2008, 2013; Улыбина, 2001; Митина, 2008; Петренко, 1988, 2009; Доценко, Вахитова, 2014). Концептуальную основу составили следующие исследования: феноменологическая психология (Улановский, 2016); психология критических, кризисных, экстремальных травматических, трудных и др. ситуаций (Василюк, 1984; Маго- мед-Эминов, 2005, 2014; Ромек, Конторович, Крукович, 2004; Бегоян, 2013).
При анализе, дифференциации и операционализации феноменов жизнеобеспечения использованы работы, выполненные в следующих областях: псих о- соматические процессы (Александер, 2002; Райх, 1997; Фрейд З., 2006; Доценко, Суховей, 2012), психические защиты (Хорни, 1997, 1998; Мак-Вильямс, 2001; Крюкова, 2004), копинг-стратегии (Lazarus, Folkman, 1984; Хекхаузен, 2001; Богданова, 2013) личностные ресурсы (Франкл, 2000; Столин, 1983; Леонтьев Д.А., 2000, 2010; Доценко, 2009).
При создании инструмента мы ориентировались на базовые требования, предъявляемые к психологическому тестированию (Анастази, 2005; Бодалев, Столин, Аванесов, 2006). В вопросах выстраивания и реализации этапов разработки методики мы опирались на руководства в современном изложении (Батурин, Мельникова, 2009; Доценко, Вахитова, 2014).
Методы исследования. Теоретические методы научного исследования: анализ литературы, теоретическое моделирование. Методы сбора данных: специально разработанная процедура, совмещающая в себе метод фокус -групп и семи-нара - «фокус-семинар», семантический дифференциал, проективные процедуры, структурированное наблюдение. Методы обработки и анализа данных: частотный анализ и метод экспертных оценок при наборе семантического материала, статистическая обработка данных семантического исследования методами: 1-критерий Стьюдента, г-Пирсона, эксплораторный факторный анализ. Вычисление показателей локуса жизнеобеспечения производилось путем расчета квартилей по методу Турки (Хафизьянова, Бурыкин, Алеева, 2006).
Этапы исследования.
Теоретико-методологический этап заключался в анализе теоретического материала об особенностях проявления феноменов жизнеобеспечения личности для решения жизненных трудностей. На данном этапе была детализирована концептуальная модель путем выделения типов жизненных трудностей и определения способов преодоления релевантных им.
Методологическая особенность исследования состоит в различении между обеспечением валидности, выполняемой на всех этапах конструирования методики, что позволяет минимизировать (контролировать) источники нарушения валидности и проверкой валидности, выполняемой уже после получения пилотажной версии методики. В работе дано обоснование того, что приоритет следует отдавать обеспечению валидности как методологически более состоятельной и полной процедуре.
Эмпирический этап состоял из четырех шагов.
1. Собран семантический материал - единицы обыденного сознания, по отдельности отражающие четыре группы реакций на жизненные трудности.
2. Разработан диагностический инструмент для выявления феноменов жизнеобеспечения личности - модифицированный по содержанию семантический дифференциал, дополненный элементами, усиливающими проективный эффект.
3. Выполнено эмпирическое исследование, определены характеристики выборки для пилотажной проверки методики, минимизированы источники искажений, собран эмпирический материал.
4. Проведена оценка психометрических показателей методики, выявлены типовые соотношения способов жизнеобеспечения.
Эмпирическая база исследования.
Общее количество участников исследования на разных этапах составило 313 человек. Из них: 58 респондентов - испытуемые в процедурах сбора семантического материала и обеспечения критериальной валидности инструмента, 30 экспертов по оценке семантического материала, обеспечения конструктной валидности, 15 респондентов в процедуре оценки критериальной валидности. В основном исследовании в качестве испытуемых приняли участие 207 человек - люди обоих полов в возрасте от 18 до 65 лет - 112 женщин, 95 мужчин; 106 испытуемых в возрасте от 18 лет до 41 года и 101 испытуемый в возрасте от 42 до 65 лет. Тестирование проводили 5 психологов-экспериментаторов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, согласованностью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования; внутренней непротиворечивостью результатов исследования. Надежность по внутренней согласованности проверялась с помощью эксплораторного факторного анализа структуры методики; показатель надежности эксперта обеспечивался путем привлечения психологов-экспериментаторов и совместного согласования критериев оценки поведения испытуемого во время обследования; конструктная и критериальная валидность обеспечивалась путем о б- ращения к носителям обыденного сознания на этапе разработки стимульного материала. То есть стимульный материал продуцировался не исследователями, а носителями обыденного сознания - потенциальными испытуемыми. Характеристики конструктной валидности выявлялись с помощью корреляционного анализа, обнаружения статистически значимых различий, факторного (эксплораторного) и качественного анализа. Критериальная валидность оценивалась путем сравнения результатов тестирования испытуемых и описаний поведения испытуемых, данных людьми из их близкого окружения.
Научная новизна.
1. Концептуально дополнена модель системы жизнеобеспечения личности. К выделенным в авторской модели способам жизнеобеспечения предложены четыре типа жизненных задач. Предложен опыт соотнесения по релевантности жизненных задач и способов их решения. Операционализированы спосо- бы/уровни системы жизнеобеспечения личности.
Задачи уровня личностных ресурсов нацелены на открытие новых жизненных перспектив, обретение устремлений, смыслов и ориентиров, направляющих течение жизни. Задачи уровня совладания (копинг-стратегий) ориентированы на достижение социально-психологических целей, данных в условиях наличия помех и/или дефицита ресурсов на их преодоление. Задачи защитного уровня ориентированы на временное снижение интенсивности чрезмерного эмоционального напряжения, возникшего в ответ на внутриличностные конфликты или внешние трудности, которые невозможно решить в наличный момент с помощью сознательных мыслительных операций. Задачи психосоматического типа нацелены на адаптацию организма к повседневным условиям существования и адекватное реагирование на локальные угрозы (стрессы) соматического и психологического планов.
2. Разработана и апробирована процедура получения семантического материала («Фокус-семинар») - тезауруса, который существует в обыденном сознании и используется для обозначения различных способов реагирования на жизненные трудности. Фокус-семинар представляет собой метод исследования, обладающий важными новыми характеристиками: адресуется не только к знаемому (рефлексируемому) содержанию, но и к имплицитному.
3. Разработан психодиагностический инструмент, позволяющий диагностировать широкий перечень способов: психосоматические реакции, психологические защиты, совладание, личностные ресурсы, используемых человеком при решении жизненных трудностей. Показана необходимость и возможность выпол-нить ряд классических психометрических требований для психосемантического инструмента.
4. Предложено использовать понятие операциональной готовности, служащее для обозначения системы сознательных и бессознательных поведенческих намерений человека, содержащихся в системе индивидуальных значений, активизируемых для решения жизненных трудностей. Таким образом получена возможность изучать защитно-адаптационный потенциал и психологические ресурсы развития человека, используя единый психосемантический инструментарий. В исследовательском плане это позволяет четче обозначать границы между феноменами психосоматических процессов, психологических защит, копинг -стратегий и личностной работы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Операциональная сторона индивидуального значения, активизируемая при решении жизненных трудностей, кроме индивидуальных содержит общие обыденные семантические единицы, релевантые различным способам решения жизненных трудностей, обозначаемые понятиями «личностные ресурсы», «копинг-стратегии», «психические защиты» и «психосоматические процессы».
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосемантического подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагностирующий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет валидно и надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жизненных трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспечения личности. К ведущим способам могут относиться личностная работа, копинг - стратегии, психологическая защиты или психосоматическое реагирование. Количество ведущих способов может варьировать от одного до трех альтернативно-ведущих.
3. Разработанная методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет эффективно реализовывать диагностический этап психологического консультирования: дает валидную и надежную информацию о важных жизненных трудностях клиента и способах используемых им для их решения. Для заполнения, обработки, интерпретации и предварительного обсуждения результатов достаточно времени, традиционно отводимого для консультативной встречи.
Теоретическая значимость.
Концептуальное дополнение основной теоретической модели позволило выделить параметры индивидуальной системы жизнеобеспечения личности, выражающиеся в неповторимом круге жизненных событий, которым человек при-дает статус собственных жизненных трудностей, сочетании преимущественно используемых (ведущих) способов решения жизненных трудностей и степени адекватности и конструктивности их применения, а также в способности человека к изменению своих стратегий преодоления жизненных трудностей.
В частности показано, что к ведущим способам жизнеобеспечения могут относиться личностная работа, копинг-стратегии, психологическая защиты или психосоматическое реагирование. Количество ведущих способов может варьировать от одного до трех альтернативно-ведущих. Важно отметить, что чаще всего выделяются один или два ведущих уровня системы жизнеобеспечения.
В исследовании показано, что люди с течением времени несколько меняют свое отношение к жизненным трудностям. Последнее видно из того, что доля личностной работы и совладания спустя некоторое время после возникновения трудности возрастает.
Исследование вносит вклад в изучение поведения людей в стрессовых, экстремальных ситуациях: дает теоретическую информацию и предлагает инструмент для проведения последующих исследований.
Практическая значимость. Разработанная методика предназначена для использования при решении задач в рамках психологического консультирования и психотерапии, в скриниговых обследованиях.
В психологическом консультировании инструмент можно использовать для выявления типов жизненных задач, которые вызывают у человека наибольшие трудности. По характеру задач и трудностей испытуемого можно судить о том, как он в целом устраивает свою жизнь: озадачен ли он экзистенциальными вопросами либо озабочен защитой себя от мира, воспринимаемого им как опасного или враждебного, и практически не интересуется чем-то другим или сводит свои интересы к вопросу, как поправить здоровье, которое «постоянно подводит».
Понимание индивидуальной иерархии способов, которыми клиент решает жизненные трудности, поможет определить оптимальную «точку» начала терапевтической работы. Так, не всегда за короткий срок возможно определить, является ли выявленный в беседе способ, которым клиент пытается решить свою проблему, подобранным им локально для этой трудности или же он используется клиентом «тотально» в силу жесткой иерархии, без должной ориентации на неповторимость жизненной трудности. Очевидно, что подход к интервенции и ее дли-тельность будут различаться.
По результатам структурированного наблюдения, относящегося к проективной части инструмента можно давать клиентам (испытуемым) обратную связь о том, как они повели себя в момент нахождения в «лабораторно» созданной трудности (моделью трудности здесь является сама процедура обследования). Обратная связь позволит клиенту проанализировать свое поведение не только по обобщенным интерпретациям, но и непосредственно в момент «здесь и сейчас».
В рамках скрининговых психологических исследований методика может быть проведена и в групповой форме. Актуальной является психодиагностика людей, деятельность которых зачастую связана с большими испытаниями их защитно-адаптационного потенциала, например, военных, полицейских, спасателей и др. Разрабатываемый инструмент поможет оптимизировать уже используемый в данных областях диагностический инструментарий: за короткий срок даст сравнительно полную информацию о защитно-адаптационном потенциале личности и его актуальных затруднениях при решении жизненных и профессиональных проблем. Это позволит выявить людей, которым может быть в первую очередь рекомендовано психологическое консультирование. Ту же задачу инструмент может выполнить и в коммерческих организациях. Кроме того, в них на основании результатов теста возможно сформировать тематические тренинговые группы. Например, тренинг, посвященный навыкам совладания со стрессом.
Важно, что инструмент предоставляет возможность отказаться от использования батареи диагностических методик, что экономит время обследования и снимает риск некорректного совместного использования методик.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Основные проблемы, решаемые в работе, связаны с разработкой методов диагностики психических реальностей, критериями оценки психологических теорий (19.00.01, п. 41), конструированием и апробацией (19.00.01, п. 29) инструмента для диагностики субъективной семантики, в частности, смысловой регуляции поведения личности (19.00.01, п. 14), эмпирического исследованием индивидуальных различий личности, поступков как личностной категории, личностной зрелости (19.00.01, п. 31). Таким образом, содержание диссертационного исследования вполне соответствует формуле специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета. Основные результаты диссертационного исследования представлены мастер -классом, докладами и оч-ным участием с публикацией тезисов на следующих научных мероприятиях: III и IV Международные научно-практические конференции «Психология стресса и совладающего поведения», 2013 г., 2016 г. (г. Кострома); VIII Всероссийский молодежный психологический форум «Психология: от теории к практике», 2014 г. (г. Екатеринбург); III Всероссийская конференция по психологической диагностике «Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса», 2015 г. (г. Челябинск); Международная междисциплинарная конференция «Стыки модерно- сти: жизнестойкость личности и сообществ», 2016 (г. Екатеринбург).
Результаты работы были использованы в консультативной практике со студентами Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, клиентами центра коррекции фигуры «Лакшери» (г. Тюмень), сотрудниками и родителями учеников в МАОУ СОШ № 45 г. Тюмени. На базе центра личностно-ориентированной психологии «Persona» для психологов-консультантов проведен семинар на тему: «Использование методики "Локус жизнеобеспечения" в психологическом консультировании». В рамках конкурса «Педагог года 2017» в номинации «Педагог-психолог года» проведен семинар для психологов «Использование концепции системы жизнеобеспечения личности в психологическом консультировании».
По результатам исследования опубликовано 1 1 научных статей.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (220 источников, из них 31 на иностранных языках) общим объемом в 180 страниц. Работа содержит 30 таблиц в тексте и 49 в приложениях, 10 рисунков и 16 приложений.
В соответствии с целью исследования была разработана диагностическая процедура, позволяющая выявлять индивидуальные и типовые соотношения уровней системы жизнеобеспечения личности в контексте жизненных трудностей, которая может эффективно реализовывать диагностический этап психологического консультирования.
В ходе теоретической подготовки дополнена концепция системы жизнеобеспечения личности за счет операционализации основных понятий:
А. Описаны особенности проявления (феноменологии) защитно-адаптационных стратегий и ресурсов развития (в модели уровней) в контексте жизненных трудностей.
Б. Выделены типы жизненных задач и трудностей и соотнесены с моделью системы жизнеобеспечения личности. Тем самым обеспечена возможность оценивать, насколько та или иная активность человека помогает ему решить задачу, преодолеть жизненную трудность (или, наоборот, затрудняет).
В методической части исследования в полном виде была выполнена процедура создания психодиагностического инструмента «Локус жизнеобеспечения личности», модифицированная применительно к психосемантическим инструментам:
1. Концептуально определены основные понятия, используемые при разработке инструмента: система жизнеобеспечения личности и жизненная трудность. Описана феноменология - характерные доступные для наблюдения признаки для каждого из уровней системы жизнеобеспечения, подлежащих диагностике. В качестве предмета диагностики выбрана операциональная готовность как составляющая индивидуального значения.
2. Для первичного сбора семантического материала была разработана специальная процедура - фокус-семинар, призванный выявлять реакции людей на жизненные трудности. Выделены семантические единицы, с помощью которых в обыденном сознании обозначаются различные способы решения жизненных трудностей.
3. Набранный семантический материал был распределен с помощью 30 экспертов по шкалам диагностического инструмента. На этих трех этапах самой процедурой подготовки инструмента была обеспечена критериальная валидность.
4. Разработан инструмент для диагностики ведущих и второстепенных уровней системы жизнеобеспечения личности: подготовлен стимульный материал, созданы инструкции, описана процедура сбора данных и варианты их расширенного сбора, шаблон для обработки индивидуальных данных, схемы интерпретации получаемых результатов. На этом этапе была обеспечена конструктная валидность методики.
Качество разработанного инструмента и исследовательские гипотезы проверялись в ходе эмпирического исследования. Обследование проведено на оптимально заданной выборке: 202-х испытуемых для основного исследования и 20 человек для оценки критериальной валидности. Эмпирически показано, что инструмент «Локус жизнеобеспечения личности» является адекватным средством диагностики индивидуальных и типовых характеристик системы жизнеобеспечения человека.
В эмпирическом исследовании с помощью методики показано, что системы жизнеобеспечения отличаются по количеству и специфике ведущих и второстепенных уровней. И что для индивидуальной системы жизнеобеспечения характерно наличие ведущего (или ведущих) и второстепенных уровней жизнеобеспечения. Выявлено, что люди чаще используют в качестве ведущих один или два уровня системы жизнеобеспечения.
В целом методика позволяет увидеть, как человек устраивает свою жизнь: озадачен ли он экзистенциальными вопросами, занимает активную позицию либо озабочен защитой себя от мира, воспринимаемого им как враждебного, и мало интересуется чем-то другим или сводит интересы к вопросу, как поправить здоровье, которое «постоянно подводит».
Получено представление о типовых характеристиках системы жизнеобеспечения личности. В исследовании участвовали две группы - мужчины и женщины. В результате показана возможность выявлять типичные для разного рода групп людей способы решения жизненных задач и трудностей. Так, например, мужчины и женщины похожи тем, что ведущими способами жизнеобеспечения являются копинг-стратегии и личностные ресурсы. Однако женщины больше склонны про-являть защитное поведение.
Экспериментально показано, в целом для системы жизнеобеспечения личности характерно наличие динамики. Это указывает на то, что люди спустя некоторое время после столкновения с трудностью корректируют способы, направленные на преодоление трудности. При этом динамика может быть как условно положительная, так и отрицательная.
Результаты психометрической оценки методики показали, что методика обладает хорошими психометрическими характеристиками: обеспечены критериальная (80%) и конструктная валидности, надежность оценщика (88%) и надежность по внутренней согласованности. Эмпирически показано, что шкалы личностных ресурсов (0,90***) и копинг-стратегий (0,72***), нашедшие отражение в этих факторах, внутренне наиболее согласованны. В скобках дан уровень попарной корреляции шкал. Внутренняя согласованность шкал диагностики психологических и психосоматических реакций показана с помощью качественного анализа особенностей группировки дескрипторов при факторизации.
На основе опыта использования инструмента в психологическом консультировании показано, что методика является оптимальной по трудозатратам и удобной для практического использования при диагностике системы жизнеобеспечения личности в психологическом консультировании. При необходимости методику можно использовать в сокращенном виде для скрининговых обследований с сохранением ее психометрических характеристик.
Таким образом, цель работы достигнута: разработана диагностическая процедура, позволяющая практическому психологу выявлять индивидуальные и типовые (типичные) соотношения способов, используемых людьми для решения жизненных трудностей.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в совершенствовании психометрических характеристик инструмента, расширении возможностей его проективной части. В практическом плане работа будет нацелена на развитие схем интерпретации результатов обследования и оценку перспектив сближения диагностического этапа и интервенции. В теоретическом аспекте планируется развивать предложенные в работе понятия «операциональная готовность» и «жизненная трудность».
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 165 с.
2. Акимова, М. К. Беседа как метод психодиагностики / М. К. Акимова // Психологическая диагностика. - 2012. - № 1. - С. 5-17. (А)
3. Акимова, М. К. Наблюдение в психодиагностике / М. К. Акимова // Психологическая диагностика. - 2012. - № 1. - С. 18-31. (Б)
4. Акимова, М. К. Диагностика умственного развития детей / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 240 с.
5. Аксенова, Е. П. Ипсативный подход к оценке личности [Электронный ресурс] : возможности и ограничения / Е. П. Аксенова // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5, № 24. - С. 10. - Режим доступа: http://psystudy.ru. 0421200116/0046. - (Дата обращения : 02.02.2015 ).
6. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер ; пер. с англ. С. Могилевского. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.
7. Александрова, Л. А. Разработка и апробация методики оценки трудностей, обусловленных состоянием здоровья. Современная психодиагностика России : преодоление кризиса : сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике : в 2 т. / Л. А. Александрова, З. Ахметгалеева, В. Бобожей ; под ред. Н. Батурина. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - Т. 1. - С. 26-35
8. Алмаев, Н. А. Контент-аналитическое исследование личности / Н. А. Алмаев, Г. Ю. Малкова // Психология. - 2006. - № 1. - С. 19-42.
9. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 688 с. - (Мастера психологии).
10. Ассанович, М. А. Клиническая психодиагностика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Медико- психологическое дело» / М. А. Ассанович. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 520 с.
11. Астанина, Н. Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] / Н. Б. Астанина //
Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - Режим доступа:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Astanina.shtml. - (Дата обращения : 15.03.2016).
12. Астрецов, Д. А. Адаптация опросника внутренней диалоговой активности П. Олеся / Д. А. Астрецов, Д. А. Леонтьев // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностики : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Батурин. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - Т. 1. - С. 13-17.
13. Барлас, Т. В. Психодиагностика в психологическом консультировании : задачи и подходы / Т. В. Барлас // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
14. Барлас, Т. В. Психодиагностика в психологическом консультировании : задачи и подходы / Т. В. Барлас // Психологическая диагностика. - 2003. - №2.
15. Барлас, Т. В. Психоиагностика в практической психологи : проблемы и перспективы / Т. В. Барлас // Журнал практического психолога. - 2001. - № 1¬2.
16. Батурин, Н. А. Современная психодиагностика в России / Н. А. Батурин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2008. - Вып. 2.
17. Батурин, Н. А. Технология разработки психодиагностических методик / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2012.
18. Батурин, Н. А. Технология разработки тестов / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - Ч. 1. - С. 4-14.
19. Батурин, Н. А. Пособие по разработке тестов достижений (тестов по учебным дисциплинам) / Н. А. Батурин, Н. А. Курганский. - Челябинск : ЮУрГУ, 2001. - 75 с.
20. Бегоян, А. Н. Анатомия психотравмы : боль, болезнь и исцеление / А. Н. Бегоян // Психотерапия : ежемесячный научно-практический журнал Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. - 2013. - № 5 (125). - С. 59-62.
21. Березин, Ф. Б. Психологические механизмы психосоматических заболеваний / Ф. Б. Березин, Е. В. Безносюк, Е. Д. Соколова // Российский медицинский журнал. - 1998. - 2. - С. 43-49.
22. Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога : учебное пособие / Г. А. Берулава. - Москва : Высшая школа, 2003. - 64 с.
23. Бибарцева, К. Ю. Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной службы с разным уровнем фрустрации / К. Ю. Бибарцева // Молодой ученый. - 2017. - № 2. - С. 686-688.
24. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Битюцкая. - Москва : МГУ, 2007. - 30 с.
25. Богданова, М. В. Деформация систем психологических защит, как фактор формирования и поддержания аддиктивного поведения / М. В. Богданова, Е. В. Беседина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 124-129.
26. Богданова, М. В. Место копингов в системе жизнеобеспечения личности / М. В. Богданова // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Международная научно-практическая конференция : в 2 т. - Кострома, 2013. - С. 80-81.
27. Богданова, М. В. Особенности психологических защит при психосоматических расстройствах : на примере часто и длительно болеющих : дис. ..канд. психол. наук : 19.00.04 / М. В. Богданова. - Томск, 2005. - 207 с.
28. Богданова, М. В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию : монография / М. В. Богданова, Е. Л. Доценко. - Тюмень, 2010. - 203 с.
29. Богданова, М. В. Разработка методики диагностики локуса жизнеобеспечения личности / М. В. Богданова, В. А. Дудин // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 184-193.
30. Богданова, М. В. Разработка и апробация проективной версии методики «Локус жизнеобеспечения личности» / М. В. Богданова, О. А. Усольцева, П. И.
Моргун // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №9. - С. 160-169.
31. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 440 с.
32. Бондаренко, И. Ю. Психологическая диагностика в школе : сборник тестов : методическое пособие / И. Ю. Бондаренко. - Ставрополь, 2013. - 280 с.
33. Борок, Н. Г. Личностные особенности больных алкоголизмом второй стадии / Н. Г. Борок, М. А. Суботялов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 40-48.
34. Брагина, И. В. Психодиагностика личностных универсальных учебных действий в старшей школе / И. В. Брагина // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. С. 14-17.
35. Брайт, Д. Стресс : теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
36. Бурменская, Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Г. В. Бурменская // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С. 5-44.
37. Варга, А. Я. Тест родительского отношения / А. Я. Варга, В. В. Столин // Психологические тесты / ред. А. А. Карелин. - Москва, 2001. - Т. 2. - С.144¬152.
38. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций : монография / Ф. Е. Василюк. - Москва : Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
39. Вассерман, Л. И. О психологической диагностике типов отношения к болезни / Л. И. Вассерман // Психологическая диангностика отноения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. - Ленинград, 1990. - С. 8-16.
40. Вассерман, Л. И. Тест подростки о родителях / Л. И. Вассерман, И. А. Горькавая, Е. Е. Ромицина. - Москва : Санкт-Петербург : Фолиум, 1995. - 56 с.
41. Вассерман Л. И. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских психологов / Л. И. Вассерман Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева. - Санкт-Петербург : НИПНИ, 2009. - _ с.
42. Веракса, А. Н. Апробация диагностического инструментария по выявлению роли феномена «спортивное удовольствие» в завершении спортивной карьеры [Электронный ресурс] / А. Н. Веракса, А. Н. Кондратичев, Е. И. Рассказова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 137-155. - Режим доступа: бог 10.17759/рзуебн.2016080113. - (Дата обращения: 10.11.2017).
43. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности / Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. - 1997. - Вып. 2 (13).
44. Волочков, А. А. Активность субъекта бытия : интегративный подход / А. А. Волочков. - Пермь : Пермский государственный педагогический университет, 2007. - 375 с.
45. Волочков, А. А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий / А. А. Волочков // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №19. - С. 58-67.
46. Гижицкий, В. В. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов / В. В. Гижицкий, Т. О. Гордеева, Т. К. Гавриченкова // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностики : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Батурин [и др.]. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - Т. 1. - С. 66-74.
47. Гладков, А. Н. Роль защитно-совладающего поведения в социальной адаптации безработных / А. Н. Гладков // Человеческий капитал. - 2010. - № 12(36). - С.139-147.
48. Горбачева, Е. И. Тесты учебных достижений : методы разработки и особенности применения в образовательной практике / Е. И. Горбачева // Психологическая диагностика. - 2006. - №5 . - С. 31-64.
49. Гордеева, Т. О. Разработка русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Д. Д. Сучков [и др.] // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : сборник материалов III Всероссийской конференции : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Батурин. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - Т.1. - С. 88-95.
50. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 480 с.
51. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 655 с.
52. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей : монография / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 507 с.
53. Григоренко, Е. Л. Новая психометрика и оценка понимания прочитанного [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n4/grigorenko.shtml. - (Дата обращения: 11.12.2017).
54. Губачев, Ю. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / Ю. М. Губачев, Е. М. Стабровский. - Ленинград : Медицина, 1981. - 216 с.
55. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика : учебное пособие / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. - Москва : Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
56. Гуреева, И. Л. Психологические особенности пациентов с ишемической болезнью сердца, предрасположенных к паническим атакам : автореф. дис. ... канд. психол. наук. : 19.00.04 / И. Л. Гуреева. - Санкт-Петербург, 2009. - 26 с.
57. Данилова, Т. А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников : дис. ... канд. психол. наук / Т. А. Данилова. - Бишкек, 1997. - 207 с.
58. Дмитриева, Н. Ю. Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности / Н. Ю. Дмитриева, Н. И. Качановецкая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - №3. - С. 57-62.
59. Дмитриева, Т. Б. Основные неспецифические системы, адаптирующие организм к острому и хроническому стрессу / Т. Б. Дмитриева, А. З. Дроздов, Б. М. Коган // Психиатрия чрезвычайных ситуаций. - 2004. - С.8-41.
60. Доценко, Е. Л. Психология личности : учебное пособие / Е. Л. Доценко. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2009. - 512 с.
61. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - Москва : ЧеРо : МГУ, 1997. - 344 с.
62. Доценко, Е. Л. «Сиблинговые» методы психодиагностики / Е. Л. Доценко, М. В. Богданова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 9. - С. 169-177.
63. Доценко, Е. Л. Психосемантика / Е. Л. Доценко, З. З. Вахитова. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2014.
64. Доценко, Е. Л. Психоиммунное единство системы жизнеобеспечения / Е. Л. Доценко, Ю. Г. Суховей // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 134-141.
65. Дудин, В. А. Практические возможности теста «Локус жизнеобеспечения личности» в психологическом консультировании / В. А. Дудин // Комплексные исследования человека. Психология : материалы VII сибирского психологического форума / под ред. О. М. Краснорядцевой. - Томск : Томский государственный университет, 2017. - Ч.1: Аттракторы и идентичности человека цифровой эпохи. Образование. Воспитание. Творчество. - 274 с. (Б)
66. Дудин, В. А. К вопросу об экологической валидности теста «Локус жизнеобеспечения личности» / В. А. Дудин, В. И. Смолина, М. Н. Трушникова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 9. - С. 178-184.
67. Дудин, В. А. Критериальная валидность методики «Локус жизнеобеспечения» [Электронный ресурс] / В. А. Дудин // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности : материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием (Омск, 5-6 октября 2017 г.) / [гл. ред. Л. И. Дементий ; отв. ред. А. Ю. Маленова]. - Омск : Изд-во Омского государственного университета, 2017. - 1 электрон. опт. диск (СТ)-КОМ) (А).
68. Дьяков, С. И. Модель психосемантического анализа и оценки субъектности личности / С. И. Дьяков // Психологическая диагностика : научно - методический и практический журнал. - 2014. - № 1. - С. 36-56. - (Реферирована).
69. Ежова, О. Н. Формирование у педагогов адаптивных копинг- стратегий поведения как условие сохранения и поддержания их психического здоровья / О. Н. Ежова. - Самара. - 2003. - 180 с.
70. Емелин, В. А. Разработка и апробация методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС) [Электронный ресурс] / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов // Психологические исследования. - 2012. - 2(22). - Режим доступа : http://psystudy.ru. 0421200116/0017. - (Дата обращения: 03.01.2017).
71. Еремеев, Б. А. Психометрика мнений о людях : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Б. А. Еремеев. - Санкт-Петербург, 2003. - 350 с.
72. Ерофеев, А. К. Диагностический подход к оценке банковского персо-нала / А. К. Ерофеев, Е. В. Маслов // Психологическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 49-68.
73. Жигар, А. М. Психодиагностика в психотерапии / А. М. Жигар, П. К. Джулай // Актуальные проблемы медицины : материалы ежегодной итоговой научно-практической конференции (26-27 января 2017 г.) [г. Гродно] / [отв. ред. В. А. Снежицкий]. - Гродно : Издательство, 2017. - С. 304-307.
74. Замалетдинова, Ю. 3. Подходы к диагностике самосознания у лиц с особенностями в развитии / Ю. З. Замалетдинова // Тезисы докладов участников научно-практической конференции «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования». - Москва : Издательство, 2003. - С. 68-69.
75. Захарова, Е. И. Диагностика ценностной направленности матери / Е. И. Захарова, Н. С. Кукушкина // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С. 45-58.
76. Зимелева, З. А. Суицидальный риск и уровень функционирования личности у суицидальных абонентов Телефона Доверия / З. А. Зимелева // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 4. - С. 153-165.
77. Иванников, В. А. Воля / В. А. Иванников // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1. - С. 97-102.
78. Иванов, А. Е. Ипсативные личностные тесты вынужденного выбора : специфика разработки / А. Е. Иванова // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - Т.7. - №3 - С. 14-20.
79. Капцов, А. В. Тест личностных ценностей : руководство по применению / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. - 3-е изд., доп. - Самара : Содружество, 2010. - 40 с.
80. Капцов, А. В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности / А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2008. - №2 (4).
81. Капцов, А. В. Повышение валидности психологической диагностики / А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Психология. - 2006. - № 2(5). - С. 188-193.
82. Карабанова, О. А. Как они играют?! Диагностика родительско -детских отношений в сюжетно-ролевой игре / О. А. Карабанова, А. А. Шведовская // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4 - С. 94-97.
83. Кленова, М. А. Взаимосвязь между доминирующими копинг - стратегиями и акцентуациями характера у учителей / М. А. Кленова // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6, вып. 1. - С. 75-78
84. Колакоглоу, К. Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка / К. Колакоглоу, Е. А. Савина // Вопросы психологии : возрастная и педагогическая психология. - 2004 . - № 6 . - С. 34-43.
85. Копытин, А. И. Психодиагностика в арт-терапии [Электронный ресурс] / А. И. Копытин // Медицинская психология в России : электронный научный журнал. - 2012. - № 6(17). - Режим доступа:http://medpsv.ru.- (Дата обращения: 12.12.2016).
86. Коробейников, И. А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников : методические рекомендации / И. А. Коробейников. - Москва : МЗ РСФСР, 1982. - 33 с.
87. Костенко, В. Ю. Проблема психометрической проверки методик с выбором номинативного варианта ответа (на примере опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха) / В. Ю. Костенко // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : сборник материалов III Всероссийской конференции : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Батурин [и др.]. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - Т. 1. - С. 149¬153.
88. Котова, М. А. Специфика психодиагностической работы во время принудительного лечения / М. А. Котова, Е. М. Мирошниченко, Т. Н. Кабанова // Психология и право в современной России : Коченовские чтения. - Город : Издательство, 2010. - С. 68-70.
89. Коцюбинский, А. П. Значение адаптационно-компенсаторных механизмов в синдромогенезе шизофрении / А. П. Коцюбинский // Социальная и клиническая психиатрия. - Москва : Издательство, 2007. - С. С. 103-107.
90. Кошелева, А. Д. Диагностика и коррекция материнского отношения / А. Д. Кошелева, А. С. Алексеева. - Москва : НИИ семьи, 1997. - 154 с.
91. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения : монография / Т. Л. Крюкова. - Кострома : Авантитул. - 2004.
92. Куттер, П. Современный психоанализ : учебное пособие / П. Куттер. - 1997. - 356 с.
93. Кущев, П. М. Психологические особенности совладающего поведения сотрудников МВД России / П. М. Кущев // Проблемы современного педагогического образования. 2017 - С. 284-292.
94. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : монография / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл : Академия, 2004.
95. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : монография / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с.
96. Леонтьев, А. Н. Философия психологии : монография / А. Н. Леонтьева. - Москва : МГУ, 1994. - 228 с.
97. Леонтьев, Д. А. Разработка методики диагностики процессуальной стороны выбора / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, А. Х. Фам // Психологическая диагностика. - 2007. - № 6. - С. 4-25.
98. Леонтьев, Д. А. Апробация методики незаконченных предложений Вашингтонского университета / Д. А. Леонтьев, Н. А. Михайлова, Е. И. Рассказова // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 6-35.
99. Леонтьев, Д. А. Новое в диагностике личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 3¬5.
100. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Смысл, 2000. - 18 с.
101. Лифинцева, А. А. Возможности использования методики «Шкала социальной поддержки детей и подростков» К. Малецки в практике психологической диагностики детей и подростков с нарушениями в психосоматическом здоровье [Электронный ресурс] / А. А. Лифинцева, А. В. Рягузова // Клиническая и специальная психология. - 2014. - Т. 3, № 1. - Режим доступа : http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n1/Lifinceva_Rayaguzova.shtml. - (Дата обраще¬ния: 05.05.2017).
102. Логинова, И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека : методика и психометрические характеристики / И. О. Логинова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 18-28.
103. Логунцева, А. Е. Специфика клинической психодиагностики в структуре детского консультирования : автореф. дис. . канд. психол. наук / А. Е. Логун- цева. - Томск, 2005. - 18 с.
104. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике / Д. В. Лубовский // Вопросы психологии. -1990. - № 3. - С. 151.
105. Лубовский, Д. В. Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе / Д. В. Лубовский // Психологическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 71-75.
106. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
107. Магаева, С. В. Нейроиммунофизиология / С. В. Магаева, С. Г. Морозов. - Москва : ГУ НИИ биомедицинской химии, 2005. - 150 с.
108. Магомед-Эминов, М. Ш. Онтологическая концептуализация феномена экстремальности / М. Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. - 2014. - № 3. - С. 79-91.
109. Магомед-Эминов, М. Ш. Психология уцелевшего / М. Ш. Магомед- Эминов // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. - 2005. - № 3. - С. 3-19.
110. Майнина, И. Н. Адаптация Шкалы экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер к русскоязычной выборке : дипломная работа / И. Н. Майнина. - Москва : МГУ, 2007.
111. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе : монография / Н. Мак-Вильямс. - Москва : Класс, 2001. - 480 с.
112. Мандрикова, Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е. Ю. Мандрика // Психологическая диагностика. -2010. - № 2. - С. 87-111.
113. Манелис Н. Г. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов, С. Н. Панцырь [и др.] // Аутизм и нарушения развития. - 2015. - Т. 13, № 2. - С. 8-16. - Режим доступа: doi:10.17759/autdd.2015130202. - (Дата обращения: 12.12.2017).
114. Манойлова, М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М. А. Манойлов. - Псков : ПГПИ, 2004. - 60 с.
115. Мельникова, О. Т. Теория и история методов. Методики и техники фокус-группового исследования / О. Т. Мельникова // Социология. - 2007. - № 24 - С. 7-28.
116. Мирошник, Е. В. Психологические особенности и средства формирования антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса : автореф. дис. ... психол. наук / Е. В. Мирошник. - Москва, 2010. - С. 253.
117. Митина, О. В. Математические методы в психологии : практикум / О. В. Митина. - Москва : Аспект-Пресс, 2008. - 238 с.
118. Митина, О. В. Разработка и адаптация психологических опросников / О. В. Митина. - Москва : Смысл, 2011. - С. 235.
119. Митина, О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. - Москва : Учебно-методический коллектор, 2001. - 169 с.
120. Морозова, И. О. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с предпочитаемыми копинг-стратегиями у специалистов экстремального профиля деятельности / И. О. Морозова, И. В. Гусева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Челябинск : 2014. - 65 с.
121. Батурин, Н. А. Современная психодиагностика России : преодоление кризиса и решение новых проблем / Н. А. Батурин // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 40. - С. 4-12.
122. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 464 с.
123. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : учебник для студентов педвузов / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
124. Нижегородцева, Н. В. Методика комплексной диагностики психологической структуры учебной деятельности студентов и готовности к обучению в вузе / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова // Ярославский педагогический вестник.
-2015. - № 1, т. 2. - С. 119-123.
125. Никольская, И. М. Семейная социограмма в психологическом консультировании / И. М. Никольская, В. В. Пушина. - Санкт-Петербург : Речь, 2010.-223 с.
126. Обозов, Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие) / Н. Н. Обозов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 1993. - 49 с.
127. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - Москва, 1997.
128. Озеров, Д. Б. Особенности копинг-стратегий у педагогов с разным типом субъектной регуляции и стажем работы / Д. Б. Озеров // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК, 2011. - Ч 3.
129. Орел, Е. А. Эмоциональный интеллект : понятие и способы диагностики [Электронный ресурс] / Е. А. Орел. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/general/eq.- (Дата обращения: 20.09.2017).
130. Осин, Е. Н. Краткая версия теста жизнестойкости : психометрические характеристики и применение в организационном контексте / Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова // Вестник Московского университета. Сер. №14: Психология. - 2013.
-№ 2. - С. 147-165.
131. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Г. Осухова. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2007. - 288 с.
132. Панфилова, А. С. Концепция системы поддержки принятия решений при тестировании интеллекта / А. С. Панфилова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 5. - С. 58-66.
133. Петренко, В. Ф. Многомерное сознание : психосемантическая парадигма / В. Ф. Петренко. - Москва : Новый хронограф, 2009. - 440 с.
134. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. - Москва : МГУ, 1988. - 208 с.
135. Райгородский, Д. Я. Методика диагностики социально-
психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной / Д. Я. Райгородский // Практическая психодиагностика : методики и тесты. - Самара. - 2001. - С. 614-648.
136. Райх, В. Функции оргазма / В. Райх. - Москва : АСТ, 1997. - 150 с.
137. Рассказова, Е. И. Применение скрининговых шкал в нейропсихологической реабилитации : возможности, требования и ограничения / Е. И. Рассказова, М. С. Ковязина, Н. А. Варако // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - Т. 9, № 3. - С. 5-15.
138. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с. (с.138, 146¬147)
139. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 256 с.
140. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.
141. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн : в 2 т. - Москва : Педагогика, 1989. - 328 с.
142. Рукавишников, А. А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - Ярославль : Дебют, 1991. - 32 с.
143. Русяева, И. А Развитие системы психологической защиты ребенка в детско-материнских отношениях : дис. ... канд. психол. наук / И. А. Русяева. - Кострома : Издательство, 2015. - 202 с.
144. Рыбакова, Ю. В. Методика оценки анозогнозии у больных алкоголизмом : методические рекомендации / Ю. В. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерев, 2011. - 37 с.
145. Садовникова, Т. Ю. Адаптация опросника fad на российской выборке : проверка психометрических характеристик и перспективы работы / Т. Ю. Садовникова // Семейная психология и семейная терапия. - 2013. - № 2. - С. 50-79.
146. Сапронов, Д. В. Личностный динамизм и его диагностика / Д. В. Сапронов, Д. А. Леонтьев // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 66-66.
147. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие / Е. М. Семенова. - Москва : Издательство Института Психотерапии, 2002. - 224 с.
148. Сергиенко, Е. А. Эмоциональный интеллект : русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2009. - 6(8). - Режим доступа:http://psvstudy.ru.- (Дата обращения: 02.08.2016).
149. Серкин, В. П. Бланк семантического дифференциала для оценки представлений о времени / В. П. Серкин // Психологическая диагностика. - 2007. - № 5. - С. 30-35.
150. Серкин, В. П. Контент-анализ глубинных семантических ролей / В. П. Серкин // Психологическая диагностика. - 2009. - № 3. - С. 33-37.
151. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. - Москва : ПЧЕЛА, 2008. - 382 с.