ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ЗАО
«РТК»
1.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «РТК»
1.2. Анализ состояния системы управления персоналом в ЗАО «РТК»
1.3. Анализ системы обучения персонала ЗАО «РТК»
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ЗАО «РТК»
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала ЗАО «РТК»
2.2. Нормативно-правовое сопровождение предложенных мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала.
2.3. Социально-экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала ЗАО «РТК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время главной целью любой организации в России является получение универсального высококвалифицированного работника, способного обучаться и совершенствоваться в течение всей своей жизни, так как кадры являются конкурентной силой страны. В связи с этим образование перестает быть прерогативой только одного периода жизни человека и является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков в определенной области профессиональной деятельности. Одно из первых мест в управлении трудовыми ресурсами занимает обучение персонала, поскольку без квалифицированных и профессионально подготовленных кадров организация не будет конкурентоспособной на рынке.
Чем успешнее организация, тем основательней она подходит к данной проблеме, тем активнее развивает систему обучения и развития своих сотрудников. Ведущие специалисты в области образования утверждают, что в настоящее время преуспевать могут те сотрудники, которые непрерывно добывают новые знания. Несмотря на легкость, с которой сегодня рассуждают о системе обучения, создать и постоянно поддерживать её в рабочем состоянии очень непросто. Чтобы обучение и развитие персонала приносило свои плоды, необходима не только соответствующая инфраструктура, но и грамотные и квалифицированные специалисты, которые участвуют в организации и осуществлении обучения внутри организации.
Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление конкуренции), так и внутренние условия функционирования организации (технологические и инновационные изменения), что ставит большинство образовательных учреждений перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.
Во многих организациях существует система обучения персонала, в связи с этим особую актуальность приобретает изучение того, каким образом и какими методами осуществляется обучение персонала в ЗАО «РТК». На основании этого формируется проблема исследования, которая состоит в неэффективности системы обучения персонала в ЗАО «РТК».
Целью исследования является анализ системы обучения персонала в ЗАО «РТК» и их совершенствование.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать научные источники по проблеме обучения персонала;
2) описать систему управления персоналом в ЗАО «РТК»;
3) изучить существующую систему обучения персонала в ЗАО «РТК»;
4) разработать мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в ЗАО «РТК»;
5) определить социально-экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в ЗАО «РТК»;
Объект исследования: обучение персонала в ЗАО «РТК».
Предмет исследования: совершенствование системы обучения персонала ЗАО «РТК».
Теоретическая база исследования. Данная проблема исследуется в работах Веснина В.Р., Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Базаров Т.Ю. В их работах дается попытка интеграции разработанных знаний в области управления персоналом, которые могут быть использованы руководителями в эффективном управлении организацией.
Система исследования: теоретические - изучение, анализ, а также по теории и практике обучения персонала; практические - анализ документации в ЗАО «РТК», экономико-математические расчеты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность данной работы, представлен научный аппарат исследования, выделены проблема и противоречие, определена цель и задачи, выделены объект и предмет работы.
В первой главе дана характеристика деятельности исследуемой организации, описана система управления персоналом, и проанализированы система обучения персонала в ЗАО «РТК».
Во второй главе предлагается решение основных проблем по теме исследования - мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала в ЗАО «РТК», описано нормативно-правовое обеспечение этих мероприятий, а также рассчитана социальная и экономическая эффективность.
В заключении сформулированы основные выводы по задачам исследования.
В ходе написания данной работы было выявлено, что обучение - это любой систематический процесс, используемый организациями для развития знаний работников, навыков, изменения поведения или установок (предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации), чтобы повысить их вклад в достижение организационных целей.
Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации, а также средством повышения ценности человеческих ресурсов данной организации. Без своевременного обучения персонала проведение каких-либо организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным. Обучение персонала нельзя рассматривать как деятельность, имеющую лишь вспомогательное значение для выживания и процветания организации, поскольку определяющим условием экономического развития организации является ее способность быстро адаптироваться к внешним и внутренним переменам.
МТС («Мобильные ТелеСистемы», ЗАО «РТК») — Русская телефонная компания, предоставляющая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». Компания оказывает услуги сотовой связи, услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, мобильного телевидения, кабельного телевидения, спутникового телевидения, цифрового телевидения и сопутствующие услуги, в частности услуги по продаже контента.
Функции управления персоналом осуществляются отделом кадров. Проведенный анализ системы управления персоналом в организации подтвердил достаточно высокую эффективность системы. В целом проводимую на предприятии работу по управлению персоналом можно оценить как эффективную. Кадровое обеспечение ЗАО «РТК» соответствует потребностям организации.
Система обучения персонала ЗАО «РТК» базируется на общих принципах развития и обучения персонала. Система включает в себя различные методы и виды обучения, а также материально-технические средства обеспечивающие процесс обучения.
На основании проведенного анализа системы обучения персонала организации, а так же анкетирования сотрудников были выделены следующие проблемы:
1) при определении потребностей в обучении персонала не учитывается особенности выполняемых должностных инструкций;
2) при разработке учебных планов не учитывается информация о квалификации сотрудников;
3) Отсутствие четких целей и программ обучения;
4) Отсутствие проверки эффективности обучения.
Для решения данныхпроблем были предложены следующие мероприятия:
1. Ознакомить всех сотрудников под роспись с должностной инструкцией.
2. Ежегодно проводить опрос на предмет обучения.
3. Анализ заполненных сотрудниками анкет.
4. Расчет обученных сотрудников и примерные программы по обучению на 1 год.
5. Использование модели ROI (return on investments) Филлипса.
В своей работе по обучению персонала руководитель ЗАО «РТК» обязан руководствоваться действующим Трудовым Кодексом РФ, а также внутренними нормативными документами, регламентирующими обучение персонала.
Наличие экономии от предложенных мероприятий позволяет утверждать, что проект является эффективным. Позитивные социальные последствия совершенствования организации обучения персонала будут формироваться (и должны оцениваться) внутри и за пределами магазина:
1. Удовлетворенность работников своим трудом.
2. Трудовая активность работников.
3. Лояльность персонала.
4. Увеличение уровня квалификации персонала предприятия, с учетом требований существующего производства и перспектив его развития.
5. Уровень трудовой дисциплины