Введение 4-7
Глава 1. Учебная деятельность и социометрический статус подростков ....8-17
1.1. Специфика учебной деятельности в среднем школьном возрасте 8-12
1.2. Факторы, определяющие социометрический статус учащегося в
классе 12-17
Глава 2. Теоретические основы исследования взаимосвязи показателей академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса учащихся 6-х классов 18-38
2.1. Умственные способности и мотивация учебной деятельности школьников 18-24
2.2. Мотивация учебной деятельности и социометрический статус
школьников 24-28
2.3. Умственные способности и социометрический статус школьников... 28-35
Выводы по теоретической части 36-38
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи показателей академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса 39-64
3.1. Описание выборки и процедура исследования 39-40
3.2. Обоснование выбора методик и их описание 40-46
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46-64
3.3.1. Результаты исследования академической успеваемости учащихся
шестых классов 46-47
3.3.2. Результаты исследования мотивации учебной деятельности учащихся шестых классов по методике изучения мотивации учения подростков
(5-7 класс) 48-54
3.3.3. Результаты исследования уровня интеллекта шестиклассников по
методике ПИТ СПЧ 54-58
3.3.4. Результаты исследования социометрических статусов
шестиклассников 59-63
3.3.5. Корреляционный анализ показателей академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса
шестиклассников 64
Выводы по эмпирической части 65-68
Заключение 69-73
Список литературы 74-80
Приложение А 81-83
Приложение Б 84-85
Проблематика среднего школьного возраста в меньшей степени представлена в психологических исследованиях, чем различные аспекты развития детей в младшем и старшем школьном возрасте. Между тем, в этом возрасте подростки испытывают не меньше трудностей, решают не менее серьезные и сложные задачи, чем младшие и старшие школьники. Более того, именно на средний школьный возраст приходится начало кризиса подросткового возраста, который считается самым длительным и сложным из всех возрастных кризисов [42, 59]. Его центральной тенденцией является становление самосознания на основе развития рефлексии. В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, которая сопровождается эмансипацией от взрослых и возрастанием значимости сверстников в жизни подростка. Общение со сверстниками, в процессе которого осваиваются нормы социального поведения, нравственные принципы, развивается самосознание подростков, приобретает для них первостепенное значение. В образовательном процессе для этого периода типичны снижение успеваемости, падение интереса к учебе. Это подчеркивалось в исследованиях многих авторов, среди которых Л. И Божович [6], И. С. Кон [26], В. С. Мухина [39], Ф. Райс [47], Х. Ремшмидт [48], Д. И. Фельдштейн [53] и др.
Падение успеваемости беспокоит и учителей, и родителей, понимающих, что знания, полученные на данном этапе обучения, закладывают основу для дальнейшей успешной учебы в школе, в вузе, для получения востребованной в обществе профессии. Но далеко не все они понимают, что в младшем подростковом возрасте развитие интеллекта, мотивация учебной деятельности, интерес к учебе связаны с отношениями школьника с одноклассниками, социокультурным контекстом класса, школы, которые могут способствовать развитию личности подростка, либо сдерживать его. На связь развития интеллекта с межличностными отношениями и формированием мотивационной сферы указывал Д. Б. Эльконин: «Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов» [58, с.].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд факторов, связанных с академической успеваемостью школьника, способствующих или, наоборот, препятствующих ее повышению, среди которых ведущую роль играют мотивация учебной деятельности, уровень интеллекта, социометрический статус подростка в классе.
Запрос на исследование психологических коррелятов учебной деятельности учащихся шестых классов поступил от администрации одной из гимназий г. Екатеринбурга, что подтверждает актуальность, а также определяет практическую значимость исследования проблемы учебной деятельности подростков и факторов, способствующих ее эффективности в средней школе.
Целью работы явилось исследование связи между показателями академической успеваемости, мотивации к обучению, интеллекта и социометрического статуса шестиклассников.
Объект исследования - учебная деятельность учащихся шестых классов.
Предмет исследования - академическая успеваемость шестиклассников и ее психологические предикторы.
Гипотезы исследования: 1. Существует связь между академической успеваемостью и уровнем мотивации учебной деятельности шестиклассников.
2. Существует прямая связь между академической успеваемостью и уровнем интеллекта учащихся.
3. Существует связь между академической успеваемостью и социометрическим статусом учащихся.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психологической литературы по проблемам учебной деятельности в среднем школьном возрасте; взаимосвязи академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса учащихся.
2. Подбор методик для проведения эмпирического исследования
3. Проведение эмпирического исследования с целью выявления связей между показателями академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса учащихся.
4. Обработка полученных данных и анализ результатов исследования.
Методы и методики исследования. В рамках теоретического исследования использовался метод анализа научной литературы. При проведении эмпирического исследования применялись следующие методики: Методика изучения мотивации учения подростков (5-7 класс) М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой; Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ), разработанный Н. А. Батуриным, Н. А. Курганским, И. М. Дашковым, Л. К. Федоровой; Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Л. Морено. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики 1 - критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Спирмена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения, результаты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной, коррекционной и диагностической работе школьных психологов с учащимися с низкими показателями академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, низким социометрическим статусом.
Заказ на исследование психологических коррелятов учебной деятельности учащихся шестых классов поступил от администрации одной из гимназий города Екатеринбурга, что свидетельствует о практической значимости исследования учебной деятельности подростков и факторов, способствующих её эффективности в средней школе.
Предикторы академических достижений традиционно выстраиваются в континууме от когнитивных (способности, интеллект) до некогнитивных (личностные черты, личностный потенциал, мотивация) факторов. Необходимыми для успешного обучения считаются когнитивные факторы, к которым относятся умственные способности. Другим важным предиктором академических достижений является устойчивая положительная мотивация к обучению. В среднем школьном возрасте, когда основным видом деятельности подростков становится общение, результативность учебной деятельности связана также с социометрическим статусом школьников.
В соответствии с поставленными в теоретической части магистерской диссертации задачами был проведён анализ научной литературы по проблемам учебной деятельности в среднем школьном возрасте; взаимосвязи академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса учащихся.
В эмпирической части работы представлены результаты сравнительного анализа академической успеваемости, мотивации учебной деятельности, интеллекта и социометрического статуса учащихся.
По результатам анализа академической успеваемости шестиклассники были условно поделены на три группы. Большая часть из них отнесена к группе с хорошей успеваемостью (46,6%), группы с высокой и удовлетворительной успеваемостью примерно пропорциональны по количеству учащихся (23,9% и 29,5%, соответственно).
Все расчеты делались как по выборке в целом, так и для каждой группы в отдельности. Был проведен сравнительный анализ результатов, полученных в каждой группе, по трем методикам. Корреляционный анализ выполнен для каждой из трех различающихся по успеваемости групп.
Анализ мотивации учебной деятельности выявил противоречие между уровнем мотивации и сочетанием ее мотивов. С одной стороны, для большинства учащихся (61,1% от выборки в целом) характерен высокий уровень мотивации учебной деятельности, С другой стороны, оптимальное сочетание мотивов (учебные + социальные + позиционные) выявлено у 35,9% учащихся с высокой успеваемостью, 28,8% учащихся с хорошей успеваемостью и 12% учащихся с удовлетворительной успеваемостью.
В структуре мотивации всех учащихся (100%) присутствует позиционный мотив, для большинства из них (64%) характерен игровой мотив. Остальные мотивы (учебный, социальный, получение отметки, внешний) присутствуют в учебной деятельности менее, чем у половины учащихся. Полученные результаты, на наш взгляд, объясняются возрастными особенностями и соответствуют данным других исследований.
Согласно результатам исследования уровня интеллекта, учащиеся с наиболее высокими показателями - высокий интеллект и хорошая норма - выявлены в группах с высокой и хорошей успеваемостью. Учащиеся с показателями уровня интеллекта «средняя норма» и «сниженная норма» присутствуют во всех трех группах. Учащиеся с низким уровнем интеллекта относятся к группам с удовлетворительной и с хорошей успеваемостью. Показатель ниже диагностируемого с помощью данной методики уровня оказался у школьников с удовлетворительной успеваемостью. При этом для большинства шестиклассников с высокой и хорошей успеваемостью характерен уровень «средняя норма» (60,5% и 61,6%, соответственно), а в группе с удовлетворительной успеваемостью поровну представлены учащиеся с уровнем «средняя норма» и «сниженная норма» (по 36,4%).
Исследование социометрических статусов учащихся показало, что среди них преобладают респонденты с низким социометрическим статусом, к которым относятся «пренебрегаемые» и «изолированные» (53,1% от выборки в целом). Высоким социометрическим статусом обладают 25,1 % респондентов - это «звезды» и «предпочитаемые». Средний социометрический статус «принятых» имеют 21,8 % шестиклассников.
Учащиеся с высоким социометрическим статусом распределились в группах с разной успеваемостью примерно пропорционально: среди учащихся с высокой успеваемостью их 27,7%, с хорошей успеваемостью - 24,6%, с удовлетворительной успеваемостью - 23,9%. Учащиеся с низким социометрическим статусом наименее представлены в группе с высокой успеваемостью - 44,5%, в группе с хорошей успеваемостью их 52,3%, в группе с удовлетворительной успеваемостью - 60,9%.
Сравнительный анализ результатов, полученных по применявшимся методикам в группах шестиклассников с разной успеваемостью, показал наличие достоверных различий между группами учащихся с высокой и удовлетворительной успеваемостью и между группами учащихся с хорошей и удовлетворительной успеваемостью по уровню мотивации и по уровню интеллекта. В группе с удовлетворительной успеваемостью они ниже, чем в группах с высокой и хорошей успеваемостью. Между группами с высокой и хорошей успеваемостью различий по данным факторам установлено не было.
Корреляционный анализ, проведенный с целью проверки выдвинутых гипотез, показал наличие взаимосвязей между успеваемостью и уровнем мотивации учебной деятельности в группе учащихся с хорошей успеваемостью; между успеваемостью и социометрическим статусом в группе учащихся с удовлетворительной успеваемостью. Значимых корреляций между успеваемостью и уровнем интеллекта не было выявлено ни в одной группе учащихся. Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между академической успеваемостью и уровнем мотивации учебной деятельности шестиклассников, подтвердилась только для выборки учащихся с хорошей успеваемостью. Гипотеза о том, что существует прямая связь между академической успеваемостью и уровнем интеллекта учащихся, в нашем исследовании не подтвердилась. Гипотеза о наличии связей между академической успеваемостью и социометрическим статусом шестиклассников подтвердилась в отношении учащихся с удовлетворительной успеваемостью...
1. Бадмаева Н. Ц. Активность личности как условие развития интеллектуальных способностей / Н. Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 30-34.
2. Бадмаева Н. Ц. Роль коммуникативной мотивации в умственной деятельности / Н. Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 69-73.
3. Батурин Н. А., Курганский Н. А. Разработка и стандартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста / Н. А. Батурин, Н. А. Курганский // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 7485.
4. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине. - СПб.: Союз, 1998. - 431 с.
5. Богус М. Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся / М. Б. Богус // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 6-8.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды / Л. И. Божович. - М.: 3-е изд. Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» , 2011. - 352 с.
7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2006. - 509 с.
9. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: дисс. ... канд. псих. наук / C. В. Гани. - М., 2010. - 210 с.
10. Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшекласснико: автореф. дисс. ... канд. псих. наук / В. В. Гижицкий; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2016.
11. Глухова В. А., Баранова Е. М. Соотношение социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями и личностными особенностями одаренных подростков / В. А. Глухова, Е. М. Баранова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - Т. 9, № 2. - С. 82-90.
12. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Шепелева Е. А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников/ Т. О. Гордеева и др. // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 15-26.
13. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 3. - С. 33-45.
14. Грабовская Т., Киричук А. Формирование положительной мотивации деятельности личности / Т. Грабовская, А. Киричук // Начальная школа. - 2002. - № 4 (867). - С. 12-14.
15. Гумель Е. Б. Взаимосвязь умственного развития и социометрического статуса младших подростков / Е. Б. Гумель // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 6. [Электронный ресурс]. ИВЕ: http://human.snauka.ru/2012/06/1516 (дата обращения: 07.02.2019)...