Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь удовлетворенности учебной деятельностью и личностных черт у студентов-психологов

Работа №101212

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С
ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 6
1.1. Удовлетворенность учебной деятельностью студентов как психологический феномен 6
1.2. Черты личности и их влияние на успешность деятельности психолога 21
1.3. Мотивация выбора профессии психолога 40
Выводы по Главе 1 60
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 63
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 63
2.2. Выбор и обоснование методик 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов 69
2.3.1. Результаты исследования удовлетворенности учебной деятельностью по методике «Тест-
опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)» 69
2.3.2. Результаты исследования выраженности черт личности по методике «Пятифакторный
личностный опросник» (5РЕ0)» 73
2.3.3. Результаты анкеты «Мотивы получения психологического образования» 80
2.3.4. Исследование связи удовлетворенности учебной деятельностью с чертами личности
студентов-психологов 83
Выводы по Главе 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98

Совершенствование отечественной системы профессионального образования и профессиональной подготовки специалистов является в настоящее время одной из актуальных проблем развития общества. При этом обновление образования связано с признанием ведущей роли внутренней активности личности в ее развитии. Отметим, что значение удовлетворенности в современном обществе все более возрастает, так как удовлетворенность является одной из движущих сил повышения активности личности.
Удовлетворенность учебной деятельностью является тем интегративным показателем, который отражает отношение студента к условиям и результатам учебной деятельности в вузе. Низкая удовлетворенность учебной деятельностью в большинстве случаев приводит к уходу из вуза, но если студент по тем или иным причинам продолжает обучение, то неудовлетворенность в немалой степени влияет на его психическое здоровье.
Незаменимы показатели удовлетворенности при определении эффекта различных нововведений, что важно для современной ситуации в образовании. Показатели удовлетворенности могут свидетельствовать о степени эффективности управления образовательным процессом. В более широком, общественном плане уровень удовлетворенности учебной деятельностью в известной степени может свидетельствовать и о социальном благополучии общества в целом.
Степень разработанности данной проблемы невелика, что определяет актуальность нашей темы. Удовлетворенность как отношение к эффективной деятельности рассматривалась Г.В. Акоповым, А.Г. Здравомысловым, Т.А. Китвель, В.Н. Мясищевым, Н.Н. Обозовым, Ю.М. Орловым, М.Г. Роговым, А.Л. Свенцицким, В.Д. Шадриковым, Р.Х. Шакуровым, В.А. Ядовым и др. Существуют работы, посвященные изучению мотивации учебной деятельности студентов вузов (А.К. Маркова, В.А. Якунин и др.). Есть исследования проблем удовлетворенности деятельностью, в том числе учебной (Г.В. Акопов, Ю.М. Орлов и др.). Есть немногочисленные исследования удовлетворенности избранной профессией (Реан А.А.). Различные параметры удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью, профессиональной направленности и личностных качеств раскрыты в работах Н.А. Аминова, Е.Н. Волковой, Б.И. Додонова, З.В. Калиничевой, Л.Ф. Колесникова, В.Ф. Курлова, Л^. Митиной, ЛА. Орловой, П.И. Пидкасистого, Е.И. Рогова, Л.Я. Рубиной, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. Вместе с тем анализ связи между удовлетворенностью учебной деятельностью и чертами личности представляется нам мало изученым. В основном в литературных источниках встречаются работы
посвященные связи удовлетворенности трудом и личностных черт (Петрушиха Е.Б.), а также удовлетворенности жизнью в связи с чертами личности (Черткова Ю.Д., Алексеева О.С., Фоминых А.Я.). Недостаточность данных о связи удовлетворенности с личностными чертами и обусловило цель нашего исследования.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи удовлетворенности учебной деятельностью и черт личности студентов- психологов.
Объект исследования: удовлетворенность учебной деятельностью.
Предмет исследования: связь удовлетворенности учебной деятельностью с чертами личности.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия и структуры удовлетворенности учебной деятельностью.
2. Проанализировать имеющиеся теоретические представления о чертах личности и их связи с успешной деятельностью психолога.
3. Провести теоретический анализ проблемы мотивов получения психологического образования.
4. Эмпирически исследовать уровень удовлетворенности учебной деятельностью и выраженность личностных черт студентов-психологов.
5. Выявить взаимосвязи между уровнем удовлетворенности учебной деятельностью и индивидуальными чертами личности студентов- психологов.
6. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. У студентов-психологов существует связь между удовлетворенностью учебной деятельностью и такими чертами личности как «экстраверсия» и «контролирование».
2. У студентов-психологов существует связь между удовлетворенностью избранной профессией и личностной чертой «привязанность».
Методы и методики исследования. В теоретическом исследовании использовался метод анализа специальной литературы. В эмпирическом исследовании применялись: «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)», Пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (методика 5₽ТР), анкета «Мотивы получения психологического образования». Обработка результатов проведенного эмпирического исследования осуществлялась средствами корреляционного анализа Спирмена.
Структура работа: работа состоит из введения, двух глав (теоретической, эмпирической), выводов, заключения, списка литературы и трех приложений, содержащих использованные в процессе исследования методики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование посвящено поиску взаимосвязей между удовлетворенностью учебной деятельностью и личностными чертами студентов-психологов.
В ходе теоретического анализа было установлено, что интегральное понятие удовлетворенности учебой отражает сложное взаимопереплетение сформировавшихся в ходе социализации на всех ее этапах ожиданий относительно социального статуса, профессии, специальности, конкретной учебно-образовательной ситуации и оценки возможности их реализации.
На вопрос о структуре удовлетворенности учебной деятельности на сегодняшний день нету однозначного ответа. Наиболее широкой является структура данная Л.В. Мищенко. В структуре удовлетворенности учебной деятельностью она выделяет: удовлетворенность содержанием учебного процесса, удовлетворенность воспитательным процессом, удовлетворенность избранной профессией, удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета и удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Также мы изучили различные подходы к чертам личности (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Дж. Капрара, Д. Сервон, В.Вундт, Г.Айзенк, И. Дири и Г. Мэтьюз, Ш. Шварц.) и их влиянию на успешность деятельности психолога (А.А.Деркач, К.А.Рамуль, Н.В. Бачманова, Н.А. Стафурина, Р.В.Овчарова, М.Р. Битянова). Данный анализ показал, что исследователями выделяются как индивидно-личностные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности психолога в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности: психологу-исследователю необходимы такие ПВК как сдержанность, эмоциональная устойчивость, рационализм, а для психолога-практика - готовность к установлению контактов, умение вызывать доверие, быстрая ориентация в ситуации, умение слушать и слышать, эмпатичность и способность понимать внутренний мир людей, выраженные проективные умения, рефлексия, эмоционально-волевая стабильность.
В ходе анализа проблемы мотивов выбора профессии психолога, мы пришли к выводу, что этот выбор не является случайным. Осознаваемыми мотивационными факторами выбора профессии психолога являются: помощь себе, стремление разобраться в себе, собственных конфликтах, помощь другим, стремление принять участие в разрешении проблем других людей, обратившихся за помощью, престижность, необычность и элитарность данной профессии, которая несёт на себе определённый отпечаток таинственности. Неосознаваемыми мотивационными факторами являются минимизация тревоги, порождённой внутриличностными конфликтами, мотив власти, являющийся своего рода потребностью в контроле над социальным окружением.
Во второй главе нашей работы изложены результаты эмпирического исследования связи удовлетворенности учебной деятельностью и личностными чертами студентов-психологов. Исследование проводилось среди студентов-психологов УрФУ с 1 по 4 курс.
Студенты-психологи в возрасте 17-25 лет не являются абсолютно неудовлетворенными и абсолютно удовлетворенными учебной деятельностью. Чуть больше половины студентов имеют низкую удовлетворенность учебной деятельностью. Для остальных студентов характерен средний уровень удовлетворённости учебной деятельностью.
Большинство студентов-психологов в данной выборке имеют высокую выраженность таких показателей как «повышенная эмоциональность» и «игривость».
Основными мотивами получения психологического образования в данной выборке являлись альтруистические мотивы, а также мотивы самопомощи.
В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза, предполагающая наличие связи удовлетворенности учебной деятельностью с чертами «экстраверсия» и «контролирование» подтвердилась.
Также подтвердилась и гипотеза, предполагающая наличие связи между удовлетворенностью избранной профессией психолога и чертой «привязанность».
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а задачи решены.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога, занимающегося профориентацией. Описание связей удовлетворенности учебной деятельностью и личностных черт может обратить внимание психолога на присущие абитуриенту черты и учесть их в ходе прогнозирования его будущей удовлетворенности учебой.


1. Айзенк Г.Ю. Структура человеческой личности / Г.Ю. Айзенк. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер, 2016. — 224 с.
2. Акулина Н.Н Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина // Ананьевские чтения. - 1999. - С. 46­49.
3. Аминов Н.А., Молоканов М.В Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. - 1997. - №1-2. - С. 73-84.
4. Андриенко А. В. Удовлетворенность первокурсников процессом обучения в вузе / А.В. Андриенко // Медицина. - 2018. - №1. - С. 62­69.
5. Бажина У.Н. Мотивы поступления на специализацию «Психология в
экономике и управлении» и ожидания первокурсников / У.Н. Бажина // Психология в экономике и управлении. - 2017. - №1 [Электронный ресурс]. иКБ: Ьцр8://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/тойуу-ро8Шр1еп1уа-па-
ьре1ыа^а1ыуи-р81Ьо1о§1уа-у-екопот1ке-1-иргау1епй-1^Ыбатуа- регуокигьткоу (дата обращения: 25.04.2019).
6. Басс Д.М., Симилк К.Н. Акт частотного подхода к личности / Д.М. Басс, К.Н. Симилк // Психологический обзор. - 1983. - №7. - С. 90-95.
7. Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 37.03.01 / И.А. Бахтина; Казан. Гос. Инст. Кульутры. - Казань, 2014. - 18 с.
8. Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н.В. Бачманова, Н.А. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - 2001. - №5. - С. 72-77.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2015. - 298 с.
10. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.
11. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 2014. - №5. - С. 62-67.
12. Герцберг Ф. Промышленная модернизация и ее развитие / пер. с англ. О.В. Хузягалеевой. - 4 изд. - М.: Прогресс, 2013. - 321 с.
13. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дис. ... канд. психол.наук: 37.03.01 / Д.Ю. Грищенко; Кубан. Гос. Ун-т. - Краснодар, 2008. - 121 с.
14. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине / под общ. ред. А.Р. Зинченко. - СПб: Б.С.К., 2012. - 110 с.
15. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления
студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 2017. - №3. - С. 22-29...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ