Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности интеллекта представителей различных типов MBTI в контексте академической успеваемости

Работа №101210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, ТИПОЛОГИЙ ЛИЧНОСТИ И УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Основные подходы к изучению интеллекта 8
1.2 Типоведческий подход в изучении индивидуальных различий 24
1.3 Академическая успеваемость как критерий успешности учебной
деятельности 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 56
ГЛАВА 2. ИССЕЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ MBTI И АКАДЕМИЧЕСКОЙ
УСПЕВАЕМОСТИ 58
2.1 Описание выборки и ход исследования 58
2.2 Методики исследования 63
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 70
2.3.1 Взаимосвязи показателей интеллекта и успеваемости
представителей различных типов MBTI 70
2.3.2 Сравнительный анализ интеллектуальных особенностей
представителей различных типов MBTI 80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 126
ПРИЛОЖЕНИЕ В 128

Актуальность исследования обусловлена неопределенностью статуса интеллекта в структуре индивидуальности психологии личности. В связи с этим возникает вопрос, является ли интеллект независимой характеристикой личности или образует устойчивые взаимосвязи с личностными чертами, обеспечивающими успешность выполняемой деятельности. Исследования, взаимодействия когнитивных процессов и скрытых факторов поведения и деятельности, выводит современное понимание индивидуальности на новый уровень. Выявление конгломератов и симптомокомплексов когнитивно­личностных свойств могут рассматриваться в качестве предпосылок формирования эффективного овладения деятельностью, что составит прочную теоретико-методическую основу диагностической работы службы персонала [2,50,73].
Устоявшиеся теории личности отечественных и зарубежных исследователей, традиционно обходят проблему взаимосвязи когнитивных и личностных качеств в структуре индивидуальности. В теории В.С. Мерлина интеллект исключен из описания интегральной индивидуальности, в том числе, при рассмотрении ее функционирования в различных исторических и социальных группах [50]. Другие авторы (3.Фрейд, А.Адлер, А.Н. Леонтьев, Г. Оллпорт) в еще меньшей степени демонстрируют готовность признать ментальную сферу частью структуры личности. Единственный пример, включающий интеллект в известный опросник наряду с личностными чертами, является теория Р. Кеттелла [67,71].
Одной из попыток описать своеобразие когнитивных процессов в связи с личностными особенностями является теория психологических типов Майерс-Бриггс, получившая широкое распространение в зарубежной прикладной психологии. Согласно авторской позиции существуют устойчивые различия в способах организации психической деятельности людей, находящихся в пределах условной нормы, что получило название типа личности. Типы отличаются между собой по разным параметрам, в том числе способами решения интеллектуальных задач. Данное положение, с одной стороны, весьма перспективно в практическом ключе и позволяет оптимизировать процесс выдвижения диагностических гипотез, с другой стороны, эмпирических данных относительно специфики интеллектуальных качеств представителей различных типов МВТ1 на отечественной выборке явно недостаточно. Обозначенное выше противоречие позволило нам обосновать проблему работы: необходимость изучения интеллектуальных особенностей типов МВТ1 в контексте выполняемой деятельности, в частности, прояснение психологического содержания диагностических шкал опросника Майерс-Бриггс.
Наше исследование выполнено по запросу учебно-практического центра психологии УрФУ и продолжает серию работ, выполняемых на кафедре общей и социальной психологии. На предыдущем этапе исследования было высказано предположение, что тип личности выполняет, скорее, роль опосредствующего звена в проявлении интеллектуальной продуктивности студентов [35]. Данное исследование проведено в 2018-2019 году и носит уточняющий характер. Выборку составили 353 студента гуманитарных специализаций: психологии, международных отношений, социологии и политологии УрФУ в возрасте от 18 до 25 лет включительно.
Относительной новизной исследования является изучение академической успеваемости как одного из показателей интеллектуальной продуктивности студентов. Одной из задач работы учебно-практического центра психологии УрФУ является обеспечение эффективного освоения учебных программ. Академическая успеваемость важный критерий успешной реализации в профессиональной среде, поскольку характеризует уровень овладения объемом знаний, умений и навыков, с точки зрения их осмысленности, глубины, полноты и прочности.
Целью исследования является выявление особенностей интеллекта у представителей различных типов МВТ1 в контексте академической успеваемости.
В работе рассмотрены следующие показатели интеллекта: уровневые (баллы за решения тестовых заданий) и структурные характеристики.
Объект: интеллект как психологическая характеристика личности.
Предмет: особенности интеллекта у представителей различных типов МВТ1.
Основная гипотеза исследования: тип личности является
опосредствующим звеном в проявлении интеллектуальной продуктивности студентов.
В дополнении к основной гипотезе, были также выдвинуты конкретизирующие:
1. Тип личности, особенности интеллекта связаны с академической успеваемостью студентов гуманитарных специальностей
2. Существуют значимые различия в особенностях интеллекта у студентов с различными типами МВТ1.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть существующие типологические и интеллектуальные концепции, охарактеризовать степень их важности в контексте успешности учебной деятельности
2. Описать частоту встречаемости представителей различных типов МВТ1
3. Выявить взаимосвязь между показателями интеллекта, шкалами опросника Майерс-Бриггс и академической успеваемостью
4. Выявить различия в уровневых показателях интеллекта у выделенных представителей типов МВТ1, а также определить взаимосвязь данных показателей интеллекта и успеваемости внутри типа
5. Выявить различия в структурных показателях интеллекта между двумя типами MBTI, наиболее часто встречающимися в выборке, имеющие различия по шкалам экстраверсии и интроверсии
6. Разработать математические модели для дальнейшей деятельности учебно-практического центра психологии УрФУ
В качестве методик исследования использованы:
1. Опросник индикатора типов «Майерс-Бриггс» (форма F) в адаптации Е.Ф. Абельской
2. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М) в модификации Н.А. Батурина и Н.А. Курганского.
Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: многофакторный дисперсионный анализ Краскелла-Уоллеса для k-независимых выборок, коэффициент корреляционного анализа по Спирмену и U-критерий Манна-Уитни, а также линейная регрессия. Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS Statistics 17.0.
Результаты исследования были апробированы на XVI Региональной научно-практической конференции «Психология: от теории к практике» и представлены 3 публикации в сборниках материалов всероссийских и международных научно-практических конференций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование в области когнитивного потенциала человека является одной из актуальных задач современной психологии образования. Особое значение имеет роль интеллектуально-характерологических особенностей личности, знание которых позволяет грамотно и эффективно осуществлять профессиональную и учебную деятельности.
Психологические исследования, направленные на изучение типа личности в имеющейся литературе представлены в рамках принадлежности к феноменологическому или доказательному направлениям. Отдельный интерес вызывает типология К. Бриггс и И. Бриггс Майерс, в основе, которой лежат представления К.Г. Юнга. Исследования теоретико­экспериментального плана с использованием опросника Майерс-Бриггс широко распространены в зарубежной психологии, однако аналогичных исследований в отечественной психологии представлено крайне мало.
Исследование проведено в 2018-2019 году и носит уточняющий характер. Выборку составили 353 студента гуманитарных специализаций: психологии, международных отношений, журналистики, социологии и политологии УрФУ в возрасте от 18 до 25 лет включительно.
Основная сложность проведения типоведческих исследований обусловлена большой неравномерностью распределения различных типов психического склада личности, что требует для обнаружения и изучения редко встречающихся типов значительного увеличения количественного состава респондентов исследования. Разница в частоте встречаемости между наиболее распространенным типом ISTJ «прагматик» и наименее представленными ENFJ «учитель» и INFJ «философ» составляет 17 раз.
Многофакторный дисперсионный анализ позволил заключить, что успеваемость не связана с типом личности - личностными характеристиками, но при этом имеет связь с особенностями интеллекта типа личности, вместе с тем обнаружена совместная связь данных параметров с академической успеваемостью. Исходя из этого предположение, что тип личности является опосредствующим звеном в интеллектуальной продуктивности студентов, подтвердилось. Данный результат, нашел свое подтверждение и в корреляционном анализе по выборке. Между успеваемостью и IQ были выявлены значимые корреляции, а между успеваемостью и шкалами MBTI не обнаружено ни одной значимой корреляции.
На основании результатов корреляционного анализа было установлено, что учебном процессе гуманитарной отрасли способность к инсайту и умение находить перцептивно-логические связи в изменяющихся условиях не являются базовыми когнитивными предпосылками успешности учебной деятельности студентов. Полученные данные нашего корреляционного анализа между успеваемостью и показателями интеллекта значительно отличаются от результатов раннего исследования.
В ходе выявления различий между уровневыми показателями интеллекта исследуемых типов MBTI, мы пришли к выводу, что представители разных типов отличаются не столько уровневыми характеристиками интеллекта, сколько механизмами решения интеллектуальных задач.
Помимо выявления различий между уровневыми показателями интеллекта исследуемых типов MBTI, также мы рассматривали взаимосвязь уровневых показателей интеллекта и успеваемости внутри каждого типа, выделенных на этапе сравнительного анализа. В ходе анализа были выявлены значимые корреляции между особенностями интеллекта и академической успеваемостью у типов ESTJ «прагматик», INFJ «целитель» ISTJ «прагматик», ISTP «мастер на все руки», ENFP «чемпион».
В ходе сравнительного анализа структурных показателей интеллекта между двумя типами MBTI, имеющие различия по шкалам экстраверсии и интроверсии наибольшее количество различий между типами ESTJ «командир» и ISTJ «прагматик» наблюдается между субтестами 10 «геометрическое сложение» и 11 «заучивание слов», а общих в субтесте номер 9 «умозаключения». Средние показатели по субтестам представителей сильно не отличаются, однако лучший результат показывает представитель типа ESTJ «командир».
На основании полученных данных, мы разработали линейные модели для возможности прогнозировать IQ и успеваемость, используя известные нам параметры. Данные нашего исследования дают достоверное подтверждение актуальности исследования структуры личности и ее функционирования с позиции рассмотрения интеллекта как неотъемлемой части индивидуальности.
Многообразие корреляций в общей группе испытуемых обусловлено суммарным эффектом проявления особенностей функционирования когнитивно-личностных механизмов, свойственных разным типам. Каждый тип личности по MBTI характеризуется индивидуальным, но не уникальным набором когнитивных особенностей, которые детерминируют достижение успеха в обучении, что важно учитывать при организации образовательного процесса.
Таким образом, гипотезы исследования частично подтвердились: полученные данные могут быть полезны в работе центра учебно­практической психологии УрФУ, однако на данном этапе исследования выводы о прогностической ценности шкал MBTI преждевременны, требуется расширенное изучение на других направлениях подготовки. Неправомерно говорить об особенностях интеллекта различных типов личности. Также для выявления конкретных механизмов решения интеллектуальных задач представителями различных типов MBTI необходимо расширение выборки исследования и последовательное сравнение всех подвыборок.
Представленные данные позволяют сформулировать дальнейшие перспективные гипотезы и определить актуальные проблемы научного поиска в междисциплинарной области, связанной с адаптацией человека к различными видам деятельности с учетом его индивидуальных особенностей, построением прогноза его развития в данной сфере, выявлением зон риска его профессионального и личностного развития.


1. Абельская Е. Ф. Типоведенческое исследование психического склада личности: дис. ... канд. психол. наук: 14.03.03 / Е. Ф. Абельская; СПб гос. мед. академ. им. И. И. Мечникова. - СПб, 2006. - 206 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер; пер. с англ. А.А. Валеева, Р.А. Валеева. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448с.
3. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131
4. Айзенк Г. Ю. Структура личности / Г. Айзенк. - СПб.: Ювента, 1999. - 464 с.
5. Алексеев А. А., Громов Л. А. Психогеометрия для менеджеров / А. А. Алексеев, Л. А. Громов. - М.: Знание, 1991. - 163 с.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологически труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 384 с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - СПб.: Питер, 2009. - 688 с.
9. Андроник Т. Г. Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Г. Андроник; Сургутский педагогический университет. - Сургут, 2010. - 194 с.
10. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
11. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность / А. С. Батуев. - М.: Высшая школа, 1991. - 256 с.
12. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи / Н. А. Батурин. - Челябинск: ЮУрГУ, 199. - 100 с.
13. Белашева И. В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И. В. Белашева; Московский педагогический государственный университет. - Ставрополь, 1999. - 181 с.
14. Боннстеттер Б. Дж., Сьютер Дж. Универсальный язык DISC: Руководство по применению / Б. Дж. Боннстеттер, Дж. Сьютер; пер. с англ. А. Еременко. - М.: TTI Success Insights Россия, 2014. - 381 с.
15. Братусь Б.С. Аномали личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ