Введение 9
1 Теоретические основы проектирования 12
1.1 Сущность инвестиционного проекта 12
1.1.2 Основные направления Технико-экономического обоснования инвестиционного проекта 23
1.2 Сущность бизнес плана 25
1.2.1 Структура бизнес-плана 30
1.2.2 Основные этапы разработки бизнес - плана 33
1.3 Экономическое обоснование инновационного проекта 35
2 Анализ деятельности автотранспортного предприятия МУП «Кривошеинское АТП» 42
2.1 Характеристика предприятия 42
2.2 Описание услуг 48
2.3 Характеристика рынка сбыта 53
3 Разработка стратегии по повышению эффективности деятельности МУП «АТП» 60
3.1 Существующие проблемы деятельности МУП «Кривошеинское АТП» 60
3.1.1 SWOT - анализ МУП «Кривошеинское АТП» 60
3.1.2 Анализ внешней среды МУП «Кривошеинское АТП» 62
3.1.3 Характеристика конкурентов 65
3.2 Планирование пассажирских перевозок 69
3.3 Капитальные вложения 71
3.4 Затраты на реализацию деятельности предприятия 71
3.5 Расчет потока наличности, связанного с коммерциализацией новшества и
интегральных показателей 81
Социальная ответственность
Заключение 103
Список использованных источников 106
Автотранспортные перевозки представляют собой важнейший фактор эффективного развития экономики, роль которого усиливается в условиях становления рыночных отношений. Транспорт принимает непосредственное участие в формирование регионального рынка товаров и услуг. В условиях рыночной экономики главной задачей транспорта является: ускорение оборота материальных ценностей, своевременная доставка грузов, перевозка людей, так как это прямо затрагивает экономические интересы не только производителей, но и потребителей. В рамках данного направления предприятие должно четко спланировать свою деятельность.
Планирование - разработка стратегии и тактики производственно хозяйственной деятельности предприятия, с его помощью решаются главные задачи любого бизнеса. Выбирая наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств и тем самым получая максимум прибыли при минимуме затрат, обеспечивая за счет этого устойчивое положение на рынке товаров и услуг.
Организация деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, исходя из опыта мировой практики, становится надежным делом только тогда, когда разработан бизнес-план, на его основе дается оценка перспективности проекта.
Бизнес-план очень важен для внутрифирменного планирования. В плане прописаны все функции предприятия, представляется характеристика процесса, анализируются проблемы, показывает, как поставленные задачи будут достигаться руководителем, из которых первоочередная - увеличения прибыли предприятия.
Грамотно написанный бизнес-план предприятия может способствовать привлечению требуемого капитала, выявлению перспектив для дальнейшего развития, формированию бизнеса и сопоставлению текущего состояния дел с запланированными цифрами. Приобретя существующие предприятия или технологии, расширяя действующее производство, можно надеется на более высокий процент успеха, так как неопределенностей меньше.
Для успешной регистрацию нового предприятия, в ряде экономически развитых стран, в комплекте ко всей необходимой документации обязательно должен быть приложен разработанный проект бизнес - плана.
На основании этого, просто необходимо изучить теоретические аспекты по разработки бизнес-плана и выработать подходов к решению проблем в условиях рыночной экономики. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования: Разработка проекта развития автотранспортного предприятия на примере Муниципального унитарного предприятия «Кривошеинское автотранспортное предприятие».
Объект исследования - Муниципальное унитарное предприятие «Кривошеинское автотранспортное предприятие»
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка проекта развития автотранспортного предприятия и оценка его эффективность.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1) Рассмотрение теоретической основы проектирования.
2) Проведение анализа деятельности предприятия.
3) Разработка проекта развития Муниципального унитарного предприятия «Кривошеинское автотранспортное предприятие» и оценка его эффективности.
4) Расчет интегральных показателей эффективности проекта.
В первой главе дипломной работы исследованы теоретические основы инновационного проекта: виды и источники финансирования инновационного проекта; этапы разработки; роль бизнес - плана и план его разработки.
Во второй главе проводится организационно-экономическая характеристика автотранспортного предприятия. Определяются особенности его создания. Описываются: организационная структура, имущественное состояние предприятия, рынок сбыта. Выявляются особенности предоставляемых услуг: определяется структура потребителей и тарифы на оказываемые услуги. Изучаются основные конкуренты. Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выявляются проблемы предприятия.
В третьей главе дипломной работы дан анализ среды предприятия ; произведены расчеты затрат, и интегральных показателей. По результатам последних сделаны выводы об эффективности проекта. Проводится разработка рекомендаций по совершенствованию управления и оценивается их эффективность.
В конце дано заключение, проделанному анализу, приведен список использованной литературы.
В четвертом разделе - «Социальная ответственность» определяются внутренние и внешние стейкхолдеры МУП «Кривошеинское АТП», выявляются элементы программы корпоративной социальной ответственности предприятия, проводится оценка затрат на реализацию программы, и предлагаются рекомендации по совершенствованию.
Подводя итог данной дипломной работе, согласно поставленной цели и исходящим из нее задачам, можно определить следующие результаты исследования.
Инновационное планирование очень важная составляющая, как для нового бизнеса, так и для тех, кто хочет выйти на новый уровень развития в бизнесе. Создание и реализация инвестиционного проекта включает следующие этапы:
1) формирование инвестиционного замысла (идеи);
2) исследование инвестиционных возможностей, техникоэкономическое обоснование проекта (бизнес-план);
3) подготовку контрактной документации;
4) строительно-монтажные работы, эксплуатацию объекта.
Именно второй этап больше всего интересует инвесторов. Т. к. бизнес - план полностью описывает предприятие, его цель и миссию с чем он планирует войти в бизнес, описывается его продукт (услуга), предоставляется информация об организаторской работе на предприятии, проводится анализ внешней среды ее влияние на развитие предприятия, дается характеристика основным конкурентам. Наиболее важной главой является финансовое планирование предприятия, именно эта глав решается, определяет экономичер проект или не имеет смысла инвестировать его.
На основании выше изложенного был сделан анализ автотранспортного предприятия МУП «Кривошеинское АТП». Была собрана необходимая информация о подобных предприятиях, подробно изучен рынок сбыта и потенциальные покупатели, целевая аудитория, выявлены основные конкуренты. Из этого анализа можно сделать выводы, что бизнес в направлении пассажирских перевозок не стабилен и имеет большое количество конкурентов. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия показал, что предприятие работает в убыток. На основании третьей главы можно сделать вывод, что оказание услуг по перевозка пассажиров это прибыльный бизнес.
Показатель чистого дисконтированного дохода является наиболее объективным отражением абсолютно-сравнительной эффективности предпринимательского проекта. В случае, когда ЧДД>0, все дисконтированные денежные потоки больше всех дисконтированных денежных оттоков. При заданной ставке дисконтирования Е= 40%, ЧДД= -116,1<0, значит, при данной ставке дисконтирования проект неэффективен. Следовательно, признать реализацию инвестиционного проекта нецелесообразно, понизив ставку до 20% условие соблюдается (ЧДД=820,6>0).
При соотнесении значения ЧДД и показателя срока окупаемости инвестиционного проекта, видим, что Ток=4.09 года. Дисконтированный срок окупаемости указывает на время, когда единовременные затраты инвестора окупятся и инвестиционный проект начнет приносить доход. Инвестиционные проекты, у которых внутренняя норма доходности больше ставки дисконтирования имеют ЧДД>0. Такие проекты можно считать эффективными, если ВНД меньше Е. то ЧДД<0 и проект с точки зрения инвестора, признается неэффективным. Норму эту также можно рассматривать, как максимальную ставку процента, под которую инвестор может взять кредит для финансирования инвестиционного проекта с помощью заемного капитала. При этом доход, получаемый от проекта, использовался бы полностью на погашение кредита и процентов по нему. В этом случае инвесторы не получили бы никакого дополнительного дохода, но и не понесли бы убытков от использования инвестиционного проекта.
Таким образом, для того чтобы сегодня функционировать на рынке пассажирских перевозок Кривошеинского района АТП необходимо:
1. Поддерживать положительную репутацию среди потребителей услуг;
2. Расширить номенклатуру оказываемых услуг;
3. Выходить на новые рынки;
4. Обновлять парк автобусов и микроавтобусов;
5. Проводить агрессивную рекламную кампанию - ведь «реклама двигатель торговли»;
6. А также четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
1. Коршунова Л. А. Менеджмент. Ч. 2. Стратегический и инновационный менеджмент: учебное пособие / Л. А. Коршунова, Л. М. Поталицына. - 3-е изд., стер. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 118 с.
2. Инвестиционное проектирование: Учебник/ Р. С. Голов, К. В. Балдин, И, И. Переверяев, А. В. Рукосуев. - 3-е изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К», 2013.- 368с.
3. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Погодина. - М: издательство Юрайт, 2016. - 311 с. - Серия : Бакалавр. Акдемический курс.
4. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: учеб пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко
5. Коршунова, Е. М. Бизнес-план инвестиционного проекта: учеб. пособие / Е. М. Коршу- нова, Н. А. Малинина, К. В. Малинина, СПб гос. архит.- строит. ун-т. - СПб., 2011. - 135 с.
6. Третьякова А.П., Терентьев Д.А. Прогнозирование и планирование в организации: Учебное пособие.- Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008.-288 с.
7. Молокова Е. Ю. М 75 Учебнометодический комплекс по дисципл ине «Технология и организация автомобильных перевозок»: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 94 с
8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Э., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник - М.: Фиминь, 2011, - 311 С.
9. Коршунова Л.А. Инновационный менеджмент (менеджмент инноваций): учебное пособие / Л.А. Коршунова, Н.Г. Кузьмина; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - 2-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 152 с.
10. Приказ Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 г. N 2...Режим доступа www.atorus.ru/public/ator/data/file/Federal ZAK/4-10.doc, свободный.
11. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Уч. пособие. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ, 2009. — 256 с.Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.
12. Головань, С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань - М.: Феникс, 2009. - 320 с.
13. Липсиц, И.А. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 112 с.
14. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. - 216 с.
15. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 256 с. — (Профессиональное образование).
16. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В. П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
17. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Омега- Л, 2012. - 152 с.
18. Петухова, С.В. Бизнес - планирование / С.В. Петухова.- М.: Омега - Л, 2009. - 236 с.
19. Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. — М.: Дело и сервис, 2005. - 432 с.
20. Попов, В.Н. Бизнес - планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 246 с.
21. Просветов, Г. И. Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. — 2-е изд., доп. — М. : Альфа- Пресс, 2008. — 255 с.
22. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 488 с.
23. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. — М.: Омега-Л, 2012. — 310 с.
24. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. - 346 с.
25. Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.
26. Черняк, В.З. Бизнес планирование: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 470 с.
27. Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шевчук. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 208 с
28. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14.03.2008г. № АМ- 23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
29. Постановление Госстроя РФ от 9.03.2004г. №36 «Об утверждении Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений».
30. Процесс адаптации системы управления к внешней среде. Режим доступа http://rex.vniigim.ru/HTML/pasu-vs.doc#6, свободный. Заглавление с экрана.
31. Об утверждении административного регламента. Режим доступа
www.gosuslugi.ru/pgu/srfile/7062036/download?version=1), свободный.
Заглавление с экрана.
32. Термин Автобус определение - Глоссарий - ASCO.Режим доступа www.asco.su/Library/Glossary/term.asp?ro=77, свободный.Заглавление с экрана.
33. Приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря ... - Склад законов. Режим доступа www.6pl.ru/transp/pMt_200_paks1.htm, свободный. Заглавление с экрана.
34. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Федеральный закон от 13.. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/420287403#1, свободный.