ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
|
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8
ВВЕДЕНИЕ 10
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
АНАЛИЗ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
1.1 Феномен национального и религиозного экстремизма в Кыргызской
Республики 15
1.2 Нормативно-правовая база профилактики религиозного и
национального экстремизма в Кыргызстане 21
1.3 Краткий исторический экскурс по проявлениям и особенностям
экстремизма в Кыргызстане 30
2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ 44
2.1 Деятельность государственных структур и общественных организаций Кыргызской Республики по противодействию терроризму и профилактике
экстремизма 44
2.2 Деятельность неправительственных и молодежных общественных
организаций по профилактике экстремизма 52
2.3 Формы и методы профилактики национального и религиозного
экстремизма в Кыргызской Республике 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список организаций, запрещенных на территории
Кыргызской Республики 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Преемственности Севера и Юга в управлении 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В Различия Севера и Юга Кыргызстана 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Национальный состав Кыргызской Республики 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Текст программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы от 21июня 2017 года №394 93
ВВЕДЕНИЕ 10
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
АНАЛИЗ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
1.1 Феномен национального и религиозного экстремизма в Кыргызской
Республики 15
1.2 Нормативно-правовая база профилактики религиозного и
национального экстремизма в Кыргызстане 21
1.3 Краткий исторический экскурс по проявлениям и особенностям
экстремизма в Кыргызстане 30
2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ 44
2.1 Деятельность государственных структур и общественных организаций Кыргызской Республики по противодействию терроризму и профилактике
экстремизма 44
2.2 Деятельность неправительственных и молодежных общественных
организаций по профилактике экстремизма 52
2.3 Формы и методы профилактики национального и религиозного
экстремизма в Кыргызской Республике 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список организаций, запрещенных на территории
Кыргызской Республики 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Преемственности Севера и Юга в управлении 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В Различия Севера и Юга Кыргызстана 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Национальный состав Кыргызской Республики 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Текст программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы от 21июня 2017 года №394 93
Актуальность темы исследования. Религиозный и национальный экстремизм является актуальной проблемой на территории Кыргызской Республики. За 28 лет независимости в стране произошло две революции, основными причинами которых стали конфликты на национальной почве. В 2005 году в них погибло 320 человек и пострадало 1371 человек. В результате второй революции в 2010 году на межэтнической почве пострадало 1930 граждан в городе Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях. Погибло 426 человек, из них: 276 узбеков, 105 кыргызов и 2 человека других национальностей.
В стране 80% всех случаев проявления религиозного и национального экстремизма сконцентрировано на Юге. Южная часть Кыргызской Республики является наиболее религиозной, данный факт подтверждается количеством мечетей - 68% от общего числа. Также в период с 2010 по 2016 год - 431 житель Ошской области присоединился к боевикам ИГИЛ в Сирии. В 2016 году милиция зарегистрировала 64 случая экстремизма в Оше, по которым было возбуждено 31 уголовное дело. На учете в 2016 году состояли 1 945 сторонников и членов экстремистских организаций, что еще более актуализирует данную проблему. В 2019 году было задержано 16 лиц, причастных к деятельности террористической организации. Из них одиннадцать - за причастность к международному терроризму, пять - за экстремистскую деятельность. 1 По данным на 2019 год в Кыргызстане отбывают наказание более 600 осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность, более половины из них имеют пожизненные сроки.
Данные проблемы и противоречия в организации межнациональной и межконфессиональной политики в Республике послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Особенности религиозных и национальных экстремистских проявлений в Киргизской Республике и основные формы их профилактики».
Объект исследования: экстремистские проявления в молодежной среде в Кыргызской Республики на религиозной и националистической почве.
Предмет исследования: особенности религиозных и национальных экстремистских проявлений в молодёжной среде в Кыргызской Республике и основные формы их профилактики.
Цель исследования: анализ текущей ситуации в области экстремистских проявлений на религиозной и националистической почве в Республике Кыргызстан и разработка рекомендаций и предложений по их профилактике.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретической и нормативно-правовой базы темы исследования.
2) Анализ фактического состояния проявлений религиозного и националистического экстремизма в молодёжной среде в Кыргызской Республике и мер по их профилактике и предотвращению.
3) Разработка предложений и рекомендаций по профилактике молодежного экстремизма в Кыргызстане, особенно - под влиянием деструктивного контента социальных сетей и Интернета.
Гипотеза исследования: Только при условии совместной работы органов государственной власти и местных органов самоуправления, общественных - в том числе - молодежных -организаций и образовательных учреждений, - можно добиться реального снижения уровня национального и религиозного экстремизма в молодежной среде Кыргызстана.
Методологическая база исследования
Нормативно - правовая база:
- Закон Кыргызской Республике от 17 августа 2005 года № 150 О противодействии экстремисткой деятельности. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1748
- Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2015-2020 годы (в редакции распоряжения Правительства КР от 23 декабря 2015 года № 625-р, 2 октября 2017 года № 441-р) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/29000
- Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года №120 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61367
- Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.
- Теоретической основой являются работы: Ермакова Е. С., Абрамзона С. М., Кочербаева А.А., Садыралиев Ж.С., Ботобекова У., Мурзагалеева Р.И., Токтосунова Э.С.
Статистические данные Национального статистического комитета КР
Исследование в рамках проекта International Alert «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма», 2019 года
Методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ, контент-анализ, методы социологического исследования (наблюдение, анкетирование, опрос).
Научная новизна исследования: исследование вопросов религиозного и национального экстремизма в молодежной среде в Кыргызстане и формах по его профилактике проведено нами впервые с учетом накопленного опыта данной деятельности в Уральском федерального университете в рамках магистерской программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде»
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами предложения и рекомендации могут быть успешно применены в образовательных и молодежных организациях Кыргызской Республики, а также в местных органах власти, отвечающих за молодежную политику.
Апробация результатов исследования: по теме исследования нами были подготовлены и опубликованы статьи:
1) Герман Е.Б. Социально экономические и политические проблемы общества как основной фактор экстремистских проявлений молодежи в Киргизской Республике. Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 1-2 октября 2018 г.) [Электронный ресурс] / под общ. ред. А. В. Пономарева; отв. за вып. Е. В. Осипчукова, Н. В. Попова. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — URL: http://hdl.handle.net/10995/68458.
2) Герман Е.Б. К вопросу профилактики религиозного экстремизма в Кыргызской Республике. Актуальные вопросы юриспруденции: материалы VI Международной научно-практической конференции (Душанбе, 26 апреля 2019 г.). - Душанбе: РТСУ, 2019. -С.712 - 715
3) Герман Е.Б. Роль Совета Старейшин в урегулировании национальных и религиозных конфликтов в Киргизской Республике. Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 2¬6 декабря 2019 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук А.В. Пономарева; [Мин- во науки и высш. образования РФ]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — С. 88-92
На защиту выносятся:
1) Анализ текущего состояния экстремистских проявлений в религиозной и национальной сфере среди молодежи в Кыргызской Республике. 2) Предложения и рекомендации по совершенствованию профилактики экстремистских проявлений и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде в Кыргызской Республике.
Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В стране 80% всех случаев проявления религиозного и национального экстремизма сконцентрировано на Юге. Южная часть Кыргызской Республики является наиболее религиозной, данный факт подтверждается количеством мечетей - 68% от общего числа. Также в период с 2010 по 2016 год - 431 житель Ошской области присоединился к боевикам ИГИЛ в Сирии. В 2016 году милиция зарегистрировала 64 случая экстремизма в Оше, по которым было возбуждено 31 уголовное дело. На учете в 2016 году состояли 1 945 сторонников и членов экстремистских организаций, что еще более актуализирует данную проблему. В 2019 году было задержано 16 лиц, причастных к деятельности террористической организации. Из них одиннадцать - за причастность к международному терроризму, пять - за экстремистскую деятельность. 1 По данным на 2019 год в Кыргызстане отбывают наказание более 600 осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность, более половины из них имеют пожизненные сроки.
Данные проблемы и противоречия в организации межнациональной и межконфессиональной политики в Республике послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Особенности религиозных и национальных экстремистских проявлений в Киргизской Республике и основные формы их профилактики».
Объект исследования: экстремистские проявления в молодежной среде в Кыргызской Республики на религиозной и националистической почве.
Предмет исследования: особенности религиозных и национальных экстремистских проявлений в молодёжной среде в Кыргызской Республике и основные формы их профилактики.
Цель исследования: анализ текущей ситуации в области экстремистских проявлений на религиозной и националистической почве в Республике Кыргызстан и разработка рекомендаций и предложений по их профилактике.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретической и нормативно-правовой базы темы исследования.
2) Анализ фактического состояния проявлений религиозного и националистического экстремизма в молодёжной среде в Кыргызской Республике и мер по их профилактике и предотвращению.
3) Разработка предложений и рекомендаций по профилактике молодежного экстремизма в Кыргызстане, особенно - под влиянием деструктивного контента социальных сетей и Интернета.
Гипотеза исследования: Только при условии совместной работы органов государственной власти и местных органов самоуправления, общественных - в том числе - молодежных -организаций и образовательных учреждений, - можно добиться реального снижения уровня национального и религиозного экстремизма в молодежной среде Кыргызстана.
Методологическая база исследования
Нормативно - правовая база:
- Закон Кыргызской Республике от 17 августа 2005 года № 150 О противодействии экстремисткой деятельности. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1748
- Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере Кыргызской Республики на 2015-2020 годы (в редакции распоряжения Правительства КР от 23 декабря 2015 года № 625-р, 2 октября 2017 года № 441-р) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/29000
- Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года №120 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства Юстиции КР. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61367
- Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.
- Теоретической основой являются работы: Ермакова Е. С., Абрамзона С. М., Кочербаева А.А., Садыралиев Ж.С., Ботобекова У., Мурзагалеева Р.И., Токтосунова Э.С.
Статистические данные Национального статистического комитета КР
Исследование в рамках проекта International Alert «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма», 2019 года
Методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ, контент-анализ, методы социологического исследования (наблюдение, анкетирование, опрос).
Научная новизна исследования: исследование вопросов религиозного и национального экстремизма в молодежной среде в Кыргызстане и формах по его профилактике проведено нами впервые с учетом накопленного опыта данной деятельности в Уральском федерального университете в рамках магистерской программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде»
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами предложения и рекомендации могут быть успешно применены в образовательных и молодежных организациях Кыргызской Республики, а также в местных органах власти, отвечающих за молодежную политику.
Апробация результатов исследования: по теме исследования нами были подготовлены и опубликованы статьи:
1) Герман Е.Б. Социально экономические и политические проблемы общества как основной фактор экстремистских проявлений молодежи в Киргизской Республике. Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 1-2 октября 2018 г.) [Электронный ресурс] / под общ. ред. А. В. Пономарева; отв. за вып. Е. В. Осипчукова, Н. В. Попова. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — URL: http://hdl.handle.net/10995/68458.
2) Герман Е.Б. К вопросу профилактики религиозного экстремизма в Кыргызской Республике. Актуальные вопросы юриспруденции: материалы VI Международной научно-практической конференции (Душанбе, 26 апреля 2019 г.). - Душанбе: РТСУ, 2019. -С.712 - 715
3) Герман Е.Б. Роль Совета Старейшин в урегулировании национальных и религиозных конфликтов в Киргизской Республике. Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 2¬6 декабря 2019 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук А.В. Пономарева; [Мин- во науки и высш. образования РФ]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — С. 88-92
На защиту выносятся:
1) Анализ текущего состояния экстремистских проявлений в религиозной и национальной сфере среди молодежи в Кыргызской Республике. 2) Предложения и рекомендации по совершенствованию профилактики экстремистских проявлений и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде в Кыргызской Республике.
Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В магистерской диссертации нами было проведено исследование особенностей религиозных и национальных экстремистских проявлений в Кыргызской Республике и основные формы, и методы их профилактики.
В первой главе мы рассмотрели феномен национального и религиозного экстремизма в Кыргызстане, причины и особенности данного явления. Было дано определение явления экстремизма, отмечены его основные признаки и особенности проявления на национальной и религиозной почве. В главе дан краткий анализ нормативно правовой базы по профилактики экстремизма, в котором мы рассмотрели положения Конституции, законов «О противодействии экстремистской деятельности», «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», «О противодействии терроризму»; концепциями «Национальной безопасности КР», «Государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 годы» и ряда других.
Отдельно рассмотрены причины и особенности проявлений национального экстремизма между кыргызами и узбеками в Кыргызстане. Так, мы выяснили, что национальный экстремизм является следствием нерешенных вопросов, главным из которых является неопределенность с границей Узбекистана и спорными участками на этой территории. Изучая исторические материалы, мы выявили, что степень религиозности северных кочевников и южных оседлых кыргызов разнилась еще при принятии Ислама. На данный факт повлияли разный бытовой уклад, соседство с другими народностями и приверженность доисламским верованиям. На конкретных примерах данных особенностей мы составили сравнительную таблицу жителей Севера и Юга по ряду признаков. В главе также представлен сравнительный анализ проявлений в Республике традиционного ислама и радикального, показаны их основные отличия, которые кроются в разном понимании джихада и особенностях менталитета верующих.
По итогам анализа политической и социально-экономической ситуации в стране нами был выявлен ряд факторов, влияющих на развитие экстремизма. Такими факторами являются: внутрикланновое деление и борьба клановых элит за власть; коренные противоречия в социально-экономическом и культурном развитии регионов Севера и Юга, полярность традиций и разная степень религиозности; межэтническая нетерпимость на фоне несогласованности границ и спорных территорий между Кыргызстаном и Узбекистаном; деятельность радикальных организаций религиозной направленности псевдоисламского толка - таких, как: Аль-Каида, ИГИЛ, Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами и ряда других. В главе представлены факты как экстремистских, так и террористических действий, которые происходили на территории республики с момента ее независимости. Самыми «кровавыми» из них стали вооруженные конфликты в период двух революций 2005 и 2010 годов и теракты 2000-х (взрыв на рынке «Оберон», взрыв в обменном пункте филиала банка «Бакай», теракт у входа в здание Дворца спорта и другие).
В главе отмечено, что на увеличение религиозности в стране влияет количество построенных мечетей, которое превышает количество школ по всей стране. Религиозность Юга по равнению с Севером проявляется и в том, что в южных регионах количество мечетей составляет 68% от общего числа по стране. Другим важным фактором является финансировании строительства мечетей и медресе Саудовской Аравией и рядом других зарубежных стран. Все это доказывает, что именно на южные регионы стоит делать основной упор в деятельности как государственных, так и общественных, в том числе молодежных, организаций по профилактике экстремизма.
Во второй главе мы проанализировали практическую деятельность государственных, некоммерческих и неправительственных организаций в сфере профилактики экстремизма в Кыргызской Республике. К государственным структурам противодействия терроризму и профилактике экстремизма относятся: 10 отдел Министерства внутренних дел,
Антитеррористический центр Государственной комиссии национальной безопасности и их подразделения в регионах, Служба по противодействию экстремизму и незаконной миграции, Государственная комиссия по делам религий, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений и другие. В их сфере деятельности - мониторинг текущей ситуации в стране с позиций общественной безопасности, передвижения и подпольной деятельности запрещенных на территории Кыргызстана экстремистских организаций, предотвращение террористических актов, мониторинг социальных сетей на предмет выявления и пресечения распространения деструктивного и экстремистского контента. В их компетенцию входит также организация профилактических мероприятий разъяснительного характера в виде лекций, семинаров, круглых столов, встреч и конференций среди студентов и учащихся общеобразовательных учреждений.
В ходе исследования мы изучили также деятельность неправительственных организаций, которые чаще всего тесно сотрудничают с международными организациями, такими, как подразделения и организации ЕС, ООН, ОБСЕ и другие. Всего в стране в молодежной сфере активно работают 22 международные организации. Наиболее активными среди них в направлении профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде являются Фонд «За международную толерантность», International Alert Kyrgyzstan, Фонд развития духовной культуры «Ыйман» и ряд других. Их деятельность в основном направлена на укрепление и развитие толерантности, веротерпимости и межконфессионального согласия в различных социальных группах молодежи, женщин, военнослужащих и священнослужителей. Эти организации являются активными помощниками государственных структур и организаций в сфере профилактики экстремизма.
В то же время в проект Закона об НКО в Кыргызстане, который должен быть принят Республике в конце текущего года, мы предлагаем внести ряд предложений.
В частности, в главе 2 «Формы некоммерческих организаций», на наш взгляд, было бы целесообразно более четко прописать функции и цели Неправительственной организации, действующей в молодежной сфере.
В Главе 3 «Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций», в пункте «Ликвидация некоммерческих организаций» - предусмотреть более жесткие критерии оценки деятельности некоммерческих организаций, имея в виду прежде всего:
Фонды иностранного происхождения - с точки зрения их деятельности среди молодежи и необходимости прозрачности и финансовой отчетности.
Фонды, организованные на религиозной и этнической основе - с точки зрения соответствия их деятельности в молодежной сфере и в образовательных организациях всем необходимым нормам законодательства Республики Кыргызстан.
На основании результатов исследования «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма» в рамках проекта International Alert, мы проанализировали динамику роста количества государственных, международных и некоммерческих организаций, их региональное местонахождение, и пришли к выводу, что не во всех областях есть структуры, деятельность которых была бы направлена на профилактику экстремизма - и это, на наш взгляд, является упущением государственных организаций, в первую очередь, занимающихся вопросами общественной безопасности, образования, молодежной политики, национальными и религиозными вопросами и проблемами..
Подтверждая гипотезу исследования, мы выяснили, что для достижения более продуктивных и эффективных результатов в работе по профилактике религиозного и национального экстремизма в молодежной среде Республики является совместное сотрудничество государственных и неправительственных, некоммерческих, в том числе и в первую очередь - молодежных организаций, таких, как АМОК (Ассоциация молодежных организаций). В большой спектр деятельности по профилактике экстремизма необходимо активнее вовлекать учащуюся и работающую молодежь. И в этом плане Государственному Агентству по делам молодежи, физической культуре и спорту необходимо, на наш взгляд, существенно активизировать работу своих подразделений в регионах, особенно - южных. По мнению ряда экспертов, из более чем 400 молодежных организаций в Республике активность в своей работе проявляют не более 50-60 из них и те не имеют четко обозначенной общереспубликанской цели и площадки.
Ссылаясь на исследования «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма» в рамках проекта International Alert, мы проследили, что основанными каналами вербовки в наше время является интернет контент, а именно социальные сети. Наиболее, часто использующимся мессенджером является WhatsApp, Facebook, ВКонтакте и Instagram. Исследуя языковые предпочтения пользователей, мы выяснили, что в кыргызско-узбекском интернет-контенте уровень насилия выше, нежели в русскоязычных. В связи с этим соответствующим службам необходимо, на наш взгляд, проводить мониторинг кыргызско-узбекского контента более углубленее, чем русскоязычного.
Для более эффективной работы по профилактике экстремизма и в том числе - по противодействию влияния деструктивного и экстремистского контента в социальных сетях и Интернете в студенческой среде и не только, как нам кажется, можно использовать опыт Уральского федерального университета по организации магистерской программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде» и Центра профилактики терроризма УрФУ. Другой актуальной формой противодействия и профилактики экстремизма является мониторинг социальных сетей экстремистского характера.
Одной из рекомендаций по итогам нашего исследования является также предложение государственным и муниципальным органам власти и правопорядка существенно повысить уровень информативности на своих официальных сайтах и аккаунтах в социальных сетях по вопросам предупреждения и профилактики экстремистских и протестных настроений и проявлений в молодежной среде.
Одной из рекомендаций по итогам нашего исследования являются предложения по проекту т Закона Кыргызской Республики "О молодежи", который подготовлен в целях установления действенных механизмов реализации законных прав и интересов молодежи. В частности, в статью «Приоритетные направления государственной молодежной политики» мы предлагаем включить положения о 1) более активной работе по вовлечению молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь общества, используя ресурс и возможности моложеных общественных организаций;
2) включения в программы муниципалитетов разделов об интеграции молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в активную жизнь общества; 3) рекомендовать включить в программы деятельности областных и муниципальных органов молодежной политики конкретных положений по профилактике радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде, используя, в частности, аналогичный опыт Российской Федерации и, в частности, Свердловской области.
В статье, посвященной вопросам культурного воспитания молодежи, предусмотреть положения о необходимости изучения истории религии во всех школах Республики в целях профилактики религиозного и национального экстремизма.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего диссертационного исследования доказана и цель исследования достигнута.
В первой главе мы рассмотрели феномен национального и религиозного экстремизма в Кыргызстане, причины и особенности данного явления. Было дано определение явления экстремизма, отмечены его основные признаки и особенности проявления на национальной и религиозной почве. В главе дан краткий анализ нормативно правовой базы по профилактики экстремизма, в котором мы рассмотрели положения Конституции, законов «О противодействии экстремистской деятельности», «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», «О противодействии терроризму»; концепциями «Национальной безопасности КР», «Государственной политики КР в религиозной сфере на 2014-2020 годы» и ряда других.
Отдельно рассмотрены причины и особенности проявлений национального экстремизма между кыргызами и узбеками в Кыргызстане. Так, мы выяснили, что национальный экстремизм является следствием нерешенных вопросов, главным из которых является неопределенность с границей Узбекистана и спорными участками на этой территории. Изучая исторические материалы, мы выявили, что степень религиозности северных кочевников и южных оседлых кыргызов разнилась еще при принятии Ислама. На данный факт повлияли разный бытовой уклад, соседство с другими народностями и приверженность доисламским верованиям. На конкретных примерах данных особенностей мы составили сравнительную таблицу жителей Севера и Юга по ряду признаков. В главе также представлен сравнительный анализ проявлений в Республике традиционного ислама и радикального, показаны их основные отличия, которые кроются в разном понимании джихада и особенностях менталитета верующих.
По итогам анализа политической и социально-экономической ситуации в стране нами был выявлен ряд факторов, влияющих на развитие экстремизма. Такими факторами являются: внутрикланновое деление и борьба клановых элит за власть; коренные противоречия в социально-экономическом и культурном развитии регионов Севера и Юга, полярность традиций и разная степень религиозности; межэтническая нетерпимость на фоне несогласованности границ и спорных территорий между Кыргызстаном и Узбекистаном; деятельность радикальных организаций религиозной направленности псевдоисламского толка - таких, как: Аль-Каида, ИГИЛ, Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами и ряда других. В главе представлены факты как экстремистских, так и террористических действий, которые происходили на территории республики с момента ее независимости. Самыми «кровавыми» из них стали вооруженные конфликты в период двух революций 2005 и 2010 годов и теракты 2000-х (взрыв на рынке «Оберон», взрыв в обменном пункте филиала банка «Бакай», теракт у входа в здание Дворца спорта и другие).
В главе отмечено, что на увеличение религиозности в стране влияет количество построенных мечетей, которое превышает количество школ по всей стране. Религиозность Юга по равнению с Севером проявляется и в том, что в южных регионах количество мечетей составляет 68% от общего числа по стране. Другим важным фактором является финансировании строительства мечетей и медресе Саудовской Аравией и рядом других зарубежных стран. Все это доказывает, что именно на южные регионы стоит делать основной упор в деятельности как государственных, так и общественных, в том числе молодежных, организаций по профилактике экстремизма.
Во второй главе мы проанализировали практическую деятельность государственных, некоммерческих и неправительственных организаций в сфере профилактики экстремизма в Кыргызской Республике. К государственным структурам противодействия терроризму и профилактике экстремизма относятся: 10 отдел Министерства внутренних дел,
Антитеррористический центр Государственной комиссии национальной безопасности и их подразделения в регионах, Служба по противодействию экстремизму и незаконной миграции, Государственная комиссия по делам религий, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений и другие. В их сфере деятельности - мониторинг текущей ситуации в стране с позиций общественной безопасности, передвижения и подпольной деятельности запрещенных на территории Кыргызстана экстремистских организаций, предотвращение террористических актов, мониторинг социальных сетей на предмет выявления и пресечения распространения деструктивного и экстремистского контента. В их компетенцию входит также организация профилактических мероприятий разъяснительного характера в виде лекций, семинаров, круглых столов, встреч и конференций среди студентов и учащихся общеобразовательных учреждений.
В ходе исследования мы изучили также деятельность неправительственных организаций, которые чаще всего тесно сотрудничают с международными организациями, такими, как подразделения и организации ЕС, ООН, ОБСЕ и другие. Всего в стране в молодежной сфере активно работают 22 международные организации. Наиболее активными среди них в направлении профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде являются Фонд «За международную толерантность», International Alert Kyrgyzstan, Фонд развития духовной культуры «Ыйман» и ряд других. Их деятельность в основном направлена на укрепление и развитие толерантности, веротерпимости и межконфессионального согласия в различных социальных группах молодежи, женщин, военнослужащих и священнослужителей. Эти организации являются активными помощниками государственных структур и организаций в сфере профилактики экстремизма.
В то же время в проект Закона об НКО в Кыргызстане, который должен быть принят Республике в конце текущего года, мы предлагаем внести ряд предложений.
В частности, в главе 2 «Формы некоммерческих организаций», на наш взгляд, было бы целесообразно более четко прописать функции и цели Неправительственной организации, действующей в молодежной сфере.
В Главе 3 «Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций», в пункте «Ликвидация некоммерческих организаций» - предусмотреть более жесткие критерии оценки деятельности некоммерческих организаций, имея в виду прежде всего:
Фонды иностранного происхождения - с точки зрения их деятельности среди молодежи и необходимости прозрачности и финансовой отчетности.
Фонды, организованные на религиозной и этнической основе - с точки зрения соответствия их деятельности в молодежной сфере и в образовательных организациях всем необходимым нормам законодательства Республики Кыргызстан.
На основании результатов исследования «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма» в рамках проекта International Alert, мы проанализировали динамику роста количества государственных, международных и некоммерческих организаций, их региональное местонахождение, и пришли к выводу, что не во всех областях есть структуры, деятельность которых была бы направлена на профилактику экстремизма - и это, на наш взгляд, является упущением государственных организаций, в первую очередь, занимающихся вопросами общественной безопасности, образования, молодежной политики, национальными и религиозными вопросами и проблемами..
Подтверждая гипотезу исследования, мы выяснили, что для достижения более продуктивных и эффективных результатов в работе по профилактике религиозного и национального экстремизма в молодежной среде Республики является совместное сотрудничество государственных и неправительственных, некоммерческих, в том числе и в первую очередь - молодежных организаций, таких, как АМОК (Ассоциация молодежных организаций). В большой спектр деятельности по профилактике экстремизма необходимо активнее вовлекать учащуюся и работающую молодежь. И в этом плане Государственному Агентству по делам молодежи, физической культуре и спорту необходимо, на наш взгляд, существенно активизировать работу своих подразделений в регионах, особенно - южных. По мнению ряда экспертов, из более чем 400 молодежных организаций в Республике активность в своей работе проявляют не более 50-60 из них и те не имеют четко обозначенной общереспубликанской цели и площадки.
Ссылаясь на исследования «Влияние медиа стратегий Кыргызстана на предотвращение распространения идеологии насильственного экстремизма» в рамках проекта International Alert, мы проследили, что основанными каналами вербовки в наше время является интернет контент, а именно социальные сети. Наиболее, часто использующимся мессенджером является WhatsApp, Facebook, ВКонтакте и Instagram. Исследуя языковые предпочтения пользователей, мы выяснили, что в кыргызско-узбекском интернет-контенте уровень насилия выше, нежели в русскоязычных. В связи с этим соответствующим службам необходимо, на наш взгляд, проводить мониторинг кыргызско-узбекского контента более углубленее, чем русскоязычного.
Для более эффективной работы по профилактике экстремизма и в том числе - по противодействию влияния деструктивного и экстремистского контента в социальных сетях и Интернете в студенческой среде и не только, как нам кажется, можно использовать опыт Уральского федерального университета по организации магистерской программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде» и Центра профилактики терроризма УрФУ. Другой актуальной формой противодействия и профилактики экстремизма является мониторинг социальных сетей экстремистского характера.
Одной из рекомендаций по итогам нашего исследования является также предложение государственным и муниципальным органам власти и правопорядка существенно повысить уровень информативности на своих официальных сайтах и аккаунтах в социальных сетях по вопросам предупреждения и профилактики экстремистских и протестных настроений и проявлений в молодежной среде.
Одной из рекомендаций по итогам нашего исследования являются предложения по проекту т Закона Кыргызской Республики "О молодежи", который подготовлен в целях установления действенных механизмов реализации законных прав и интересов молодежи. В частности, в статью «Приоритетные направления государственной молодежной политики» мы предлагаем включить положения о 1) более активной работе по вовлечению молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь общества, используя ресурс и возможности моложеных общественных организаций;
2) включения в программы муниципалитетов разделов об интеграции молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в активную жизнь общества; 3) рекомендовать включить в программы деятельности областных и муниципальных органов молодежной политики конкретных положений по профилактике радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде, используя, в частности, аналогичный опыт Российской Федерации и, в частности, Свердловской области.
В статье, посвященной вопросам культурного воспитания молодежи, предусмотреть положения о необходимости изучения истории религии во всех школах Республики в целях профилактики религиозного и национального экстремизма.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего диссертационного исследования доказана и цель исследования достигнута.



