Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННОСТИ
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ 8
1.1 Понятие адаптации школьника 8
1.2 Дезадаптация как негативное последствие протекания адаптационного
периода 14
1.3 Готовность ученика четвертого класса к переходу в среднюю школу .. 18
1.4 Влияния нового коллектива на адаптацию пятиклассников.
Современная модель обучения в средней общеобразовательной школе 21
1.5 Начало подросткового возраста как дополнительный фактор, влияющий
на адаптацию к средней школе 22
Выводы по теоретической главе 37
2.1 Организация исследование, описание выборки и методик исследования 39
2.2 Результаты исследование протекания адаптации в классах с новым и
старым коллективом 43
2.3 Исследование изменений в протекании адаптации у школьников в
старом коллективе и новом классе 51
2.4 Социально-психологическая поддержка школьников пятых классов в
новом коллективе 55
Выводы по эмпирической главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННОСТИ
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ 8
1.1 Понятие адаптации школьника 8
1.2 Дезадаптация как негативное последствие протекания адаптационного
периода 14
1.3 Готовность ученика четвертого класса к переходу в среднюю школу .. 18
1.4 Влияния нового коллектива на адаптацию пятиклассников.
Современная модель обучения в средней общеобразовательной школе 21
1.5 Начало подросткового возраста как дополнительный фактор, влияющий
на адаптацию к средней школе 22
Выводы по теоретической главе 37
2.1 Организация исследование, описание выборки и методик исследования 39
2.2 Результаты исследование протекания адаптации в классах с новым и
старым коллективом 43
2.3 Исследование изменений в протекании адаптации у школьников в
старом коллективе и новом классе 51
2.4 Социально-психологическая поддержка школьников пятых классов в
новом коллективе 55
Выводы по эмпирической главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 85
Адаптация пятиклассника в условиях средней школы - многофакторный сложный процесс. В России в отличии от многих стран в большинстве случаев дети учатся в одном коллективе на протяжении 9 лет. Таким образом, социализация ребенка протекает в закрытой системе, где обучение взаимодействию с окружающими в первую очередь основано на выстраивании контактов с уже знакомыми сверстниками.
Исследуя вопрос адаптации с разных сторон, С. А. Чекалова [44] и другие исследователи подчеркивают, что основной этап этого процесса в пятом классе проходит от 2-3 недель до 2-3 месяцев. По истечении этого срока большая часть детей находит свои методы справляться с новыми условиями, выбирает модели поведения.
Через 5-6 месяцев происходит нормализация поведенческих характеристик школьника: сдвиги регистрируются только по отдельным психологическим параметрам.
Таким образом, можно выделить два основных этапа в адаптации: завершения основного адаптационного периода (2-3 месяца) и коррекция последствий адаптации (5-6 месяцев). Именно эти точки становятся интересны при исследовании процесса и результата адаптации.
Для подростка процесс социализации связан в первую очередь с институтом образования [39], когда воспитание системно и организованно.
В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к обособлению начальной школы от среднего и старшего звена. В некоторых учебных заведениях обучение начинается с 5 класса, в некоторых - создаются специализированные по какому -то направлению классы, в которые приходят учиться дети из разных школ. Подростки попадают в абсолютно новую социальную среду, и перед ними встают задачи знакомства, выстраивания новых отношений, выбора роли в коллективе, что в меньшей степени характерно для классического формата образования.
Однако в данный момент нами не найдено актуальных научных работ, в которых сравнивались бы особенности психологической адаптации подростков к средней школе в условиях старого и нового коллективов классов.
В адаптации школьников, как правило, выделяют три различных, хотя и связанных между собой составляющих: академическую, социальную и психологическую адаптацию. Основным показателем академической адаптации является успешность в учебе, самым информативным показателем социальной адаптации, характеризующей успешность вхождения в коллектив - социометрический статус учащегося в классе. В отличие от этих видов адаптации для психологической адаптации не выделено основного общепринятого показателя. Многие исследователи, например, Л. Е. Тарасова [38], Рюбчук Ю. А. [35], Прихожан A. M. [34], Щербенина О.А. [49] и др. считают школьную тревожность одним из основных показателей психологической адаптации на этапе перехода в среднюю школу. Лусканова Н. Г. [2] на основе качественной обработки эмпирических данных пришла к выводу, что при изучении адаптации важен и эмоциональный аспект: отношение ребенка к учению, самоощущения при пребывании в школе, в классе. Манахова Н. М. [28] одним из главных показателей адаптации к средней школе пятиклассника называет мотивацию деятельности, в своих эмпирических исследованиях она исходит из того, что данный показатель коррелирует с уровнем адаптированности ребенка в целом. Среди показателей психологической (личностной) адаптации называются так же самооценка, удовлетворенность школьной жизнью, отношениями с одноклассниками.
При психологической работе по профилактике дезадаптации учащихся пятых классов в первую очередь необходимо учитывать особенности их социальной и психологической адаптации. Однако, нами не было найдено разработанных современных программ, позволяющих помочь пятиклассникам, учащимся в новом классе, успешнее адаптироваться к новой среде.
Актуальностью данной работы является недостаточный уровень изученности школьной адаптации пятиклассников в условиях старого и нового коллективов, недостаточное количество эмпирических данных, которые бы позволили вести продуктивную психологическую работу по профилактике дезадаптации с учащимися пятых классов.
В данном исследовании мы решили остановиться именно на психологическом (личностном) аспекте адаптации, что позволило бы глубже изучить этот вопрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении понятия психологической адаптации пятиклассников, которое авторы описывают с различных сторон, и подбор таких методик исследования, которые бы позволили наиболее полно осветить поставленный вопрос
Практическая значимость состоит в подготовке эмпирической базы для организации психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации в условиях нового коллектива, а также для составления плана индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, которые переживают дезадаптацию.
Цель исследования: определить различия психологической адаптации учащихся пятых классов в условиях старого и нового коллективов.
Объект: адаптация как социально-психологический феномен
Предмет: психологическая адаптация пятиклассников к обучению в средней школе в условиях нового и старого учебных коллективов
Гипотезы:
1. Предположительно, в начале обучения для всех пятиклассников характерны повышенная тревожность, сниженная мотивация обучения. Для пятиклассников новых коллективов по сравнению с учениками, оставшимися в старых классах, характерен значимо более низкий уровень социальной
2. По прошествии полугода обучения в средней школе такие показатели, как тревожность, уровень удовлетворенности школьной жизнью снижаются, а мотивация обучения и социальная адаптированность повышаются.
Однако, несмотря на завершение адаптационного периода, сохраняются различия у пятиклассников старых и новых коллективов: последние продолжают испытывать значимо большую тревожность, менее удовлетворены школьной жизнью, отмечают большую конфликтность в коллективе
3. Индивидуальная психологическая коррекционная помощь позволяет пятиклассникам со сложностями адаптации эффективнее преодолеть возникающие в адаптационный период трудности.
Задачи:
1. Осуществить анализ теоретической и практической разработанности проблемы адаптации пятиклассников к средней школе, в том числе в условиях нового коллектива.
2. Провести диагностику психологической адаптации пятиклассников в начале обучения и по прошествии полугода .
3. Сравнить результаты диагностики психологической адаптации пятиклассников, обучающихся в условиях нового и старого коллективов.
4. Провести индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с высоким уровнем дезадаптации и проанализировать их эффективность.
5. Разработать программу профилактики дезадаптации пятиклассников, обучающихся в новых классах, основываясь на результатах проведенного исследования.
Методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева, «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреева, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
В исследовании приняли 137 учащихся пятых классов (63 пятиклассника из классов с новым коллективом и 74 пятиклассника из классов со старым коллективом).
Исследуя вопрос адаптации с разных сторон, С. А. Чекалова [44] и другие исследователи подчеркивают, что основной этап этого процесса в пятом классе проходит от 2-3 недель до 2-3 месяцев. По истечении этого срока большая часть детей находит свои методы справляться с новыми условиями, выбирает модели поведения.
Через 5-6 месяцев происходит нормализация поведенческих характеристик школьника: сдвиги регистрируются только по отдельным психологическим параметрам.
Таким образом, можно выделить два основных этапа в адаптации: завершения основного адаптационного периода (2-3 месяца) и коррекция последствий адаптации (5-6 месяцев). Именно эти точки становятся интересны при исследовании процесса и результата адаптации.
Для подростка процесс социализации связан в первую очередь с институтом образования [39], когда воспитание системно и организованно.
В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к обособлению начальной школы от среднего и старшего звена. В некоторых учебных заведениях обучение начинается с 5 класса, в некоторых - создаются специализированные по какому -то направлению классы, в которые приходят учиться дети из разных школ. Подростки попадают в абсолютно новую социальную среду, и перед ними встают задачи знакомства, выстраивания новых отношений, выбора роли в коллективе, что в меньшей степени характерно для классического формата образования.
Однако в данный момент нами не найдено актуальных научных работ, в которых сравнивались бы особенности психологической адаптации подростков к средней школе в условиях старого и нового коллективов классов.
В адаптации школьников, как правило, выделяют три различных, хотя и связанных между собой составляющих: академическую, социальную и психологическую адаптацию. Основным показателем академической адаптации является успешность в учебе, самым информативным показателем социальной адаптации, характеризующей успешность вхождения в коллектив - социометрический статус учащегося в классе. В отличие от этих видов адаптации для психологической адаптации не выделено основного общепринятого показателя. Многие исследователи, например, Л. Е. Тарасова [38], Рюбчук Ю. А. [35], Прихожан A. M. [34], Щербенина О.А. [49] и др. считают школьную тревожность одним из основных показателей психологической адаптации на этапе перехода в среднюю школу. Лусканова Н. Г. [2] на основе качественной обработки эмпирических данных пришла к выводу, что при изучении адаптации важен и эмоциональный аспект: отношение ребенка к учению, самоощущения при пребывании в школе, в классе. Манахова Н. М. [28] одним из главных показателей адаптации к средней школе пятиклассника называет мотивацию деятельности, в своих эмпирических исследованиях она исходит из того, что данный показатель коррелирует с уровнем адаптированности ребенка в целом. Среди показателей психологической (личностной) адаптации называются так же самооценка, удовлетворенность школьной жизнью, отношениями с одноклассниками.
При психологической работе по профилактике дезадаптации учащихся пятых классов в первую очередь необходимо учитывать особенности их социальной и психологической адаптации. Однако, нами не было найдено разработанных современных программ, позволяющих помочь пятиклассникам, учащимся в новом классе, успешнее адаптироваться к новой среде.
Актуальностью данной работы является недостаточный уровень изученности школьной адаптации пятиклассников в условиях старого и нового коллективов, недостаточное количество эмпирических данных, которые бы позволили вести продуктивную психологическую работу по профилактике дезадаптации с учащимися пятых классов.
В данном исследовании мы решили остановиться именно на психологическом (личностном) аспекте адаптации, что позволило бы глубже изучить этот вопрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении понятия психологической адаптации пятиклассников, которое авторы описывают с различных сторон, и подбор таких методик исследования, которые бы позволили наиболее полно осветить поставленный вопрос
Практическая значимость состоит в подготовке эмпирической базы для организации психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации в условиях нового коллектива, а также для составления плана индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, которые переживают дезадаптацию.
Цель исследования: определить различия психологической адаптации учащихся пятых классов в условиях старого и нового коллективов.
Объект: адаптация как социально-психологический феномен
Предмет: психологическая адаптация пятиклассников к обучению в средней школе в условиях нового и старого учебных коллективов
Гипотезы:
1. Предположительно, в начале обучения для всех пятиклассников характерны повышенная тревожность, сниженная мотивация обучения. Для пятиклассников новых коллективов по сравнению с учениками, оставшимися в старых классах, характерен значимо более низкий уровень социальной
2. По прошествии полугода обучения в средней школе такие показатели, как тревожность, уровень удовлетворенности школьной жизнью снижаются, а мотивация обучения и социальная адаптированность повышаются.
Однако, несмотря на завершение адаптационного периода, сохраняются различия у пятиклассников старых и новых коллективов: последние продолжают испытывать значимо большую тревожность, менее удовлетворены школьной жизнью, отмечают большую конфликтность в коллективе
3. Индивидуальная психологическая коррекционная помощь позволяет пятиклассникам со сложностями адаптации эффективнее преодолеть возникающие в адаптационный период трудности.
Задачи:
1. Осуществить анализ теоретической и практической разработанности проблемы адаптации пятиклассников к средней школе, в том числе в условиях нового коллектива.
2. Провести диагностику психологической адаптации пятиклассников в начале обучения и по прошествии полугода .
3. Сравнить результаты диагностики психологической адаптации пятиклассников, обучающихся в условиях нового и старого коллективов.
4. Провести индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с высоким уровнем дезадаптации и проанализировать их эффективность.
5. Разработать программу профилактики дезадаптации пятиклассников, обучающихся в новых классах, основываясь на результатах проведенного исследования.
Методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева, «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреева, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
В исследовании приняли 137 учащихся пятых классов (63 пятиклассника из классов с новым коллективом и 74 пятиклассника из классов со старым коллективом).
Данное исследование было посвящено изучению адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива.
Адаптация к средней школе - это многофакторный процесс взаимного приспособления ученика и условий, в которые он попадает.
Вопрос о том, как именно протекает адаптация подростка к средней школе в современных условиях, до сих пор однозначно не решен, однако большинство ученых сходятся во мнении, что это сложный, кризисный этап развития человека, который характеризуется переходом от учебной как ведущей деятельности к интимно-личностному общению. В связи с чем важно учитывать социальную ситуацию развития пятиклассника, так как она непосредственно влияет на решение главных задач возраста и развитие личности.
В данном исследовании был изучен вопрос психологической адаптации пятиклассника, с которой в первую очередь работает школьный психолог. Среди научных исследований, проводимых в пятых классах, не было найдено актуальной информации о том, как именно протекает адаптация в новых коллективах, в связи с чем был обозначен вопрос: на что именно ориентироваться при планировании психолого -педагогической помощи школьникам в переходный период.
В ходе сравнительного анализа адаптации школьников из новых и старых коллективов было доказано, что на протяжении полугода обучения в средней школе новые коллективы значимо ниже удовлетворены своей школьной жизнью. Также они оценивают свой класс как более конфликтный, а одноклассников - менее склонными к взаимопомощи.
Сниженные коллективистские мотивы и преобладание престижных и личностных говорят о склонности малознакомых сверстников к автономии, индивидуальной, а не групповой деятельности, что по прошествии полугода совместного обучения только обостряется.
Помимо описанных феноменов, через полгода совместного обучения уровень тревожности в новых классах значимо повышается относительно старых классов.
Особенностями, требующими коррекции со стороны психолого-педагогического сопровождения, были названы склонность к ссорам, низкая мотивация учения, школьная и межличностная тревожность.
Одновременно с этим были предложены и опробованы методы индивидуальной коррекции школьной дезадаптации детей. Было доказано, что при работе с такими школьниками у них значимо снижается общая и школьная тревожность и повышается удовлетворенность школьной жизнью и социальная адаптированность.
Данное исследование позволило еще раз убедиться в том, насколько важным является для подростка период адаптации к средней школе, а также подтвердило потребность новых коллективов в грамотном психолого-педагогическом сопровождении. Были разработаны занятия с психологом, которые бы позволили грамотно организовать психолого-педагогическую поддержку пятиклассников в новых классах сходя из их потребностей, подтвержденных эмпирически.
Дальнейшее рассмотрение вопроса требует расширения границ исследования, что позволило бы реализовать ФГОС в школе в полном объеме: эмпирические исследования с 4 класса, чтобы охватить все периоды, которые влияют на протекание адаптации. А также формирующее исследование с целью проанализировать результаты групповой работы со школьниками.
Адаптация к средней школе - это многофакторный процесс взаимного приспособления ученика и условий, в которые он попадает.
Вопрос о том, как именно протекает адаптация подростка к средней школе в современных условиях, до сих пор однозначно не решен, однако большинство ученых сходятся во мнении, что это сложный, кризисный этап развития человека, который характеризуется переходом от учебной как ведущей деятельности к интимно-личностному общению. В связи с чем важно учитывать социальную ситуацию развития пятиклассника, так как она непосредственно влияет на решение главных задач возраста и развитие личности.
В данном исследовании был изучен вопрос психологической адаптации пятиклассника, с которой в первую очередь работает школьный психолог. Среди научных исследований, проводимых в пятых классах, не было найдено актуальной информации о том, как именно протекает адаптация в новых коллективах, в связи с чем был обозначен вопрос: на что именно ориентироваться при планировании психолого -педагогической помощи школьникам в переходный период.
В ходе сравнительного анализа адаптации школьников из новых и старых коллективов было доказано, что на протяжении полугода обучения в средней школе новые коллективы значимо ниже удовлетворены своей школьной жизнью. Также они оценивают свой класс как более конфликтный, а одноклассников - менее склонными к взаимопомощи.
Сниженные коллективистские мотивы и преобладание престижных и личностных говорят о склонности малознакомых сверстников к автономии, индивидуальной, а не групповой деятельности, что по прошествии полугода совместного обучения только обостряется.
Помимо описанных феноменов, через полгода совместного обучения уровень тревожности в новых классах значимо повышается относительно старых классов.
Особенностями, требующими коррекции со стороны психолого-педагогического сопровождения, были названы склонность к ссорам, низкая мотивация учения, школьная и межличностная тревожность.
Одновременно с этим были предложены и опробованы методы индивидуальной коррекции школьной дезадаптации детей. Было доказано, что при работе с такими школьниками у них значимо снижается общая и школьная тревожность и повышается удовлетворенность школьной жизнью и социальная адаптированность.
Данное исследование позволило еще раз убедиться в том, насколько важным является для подростка период адаптации к средней школе, а также подтвердило потребность новых коллективов в грамотном психолого-педагогическом сопровождении. Были разработаны занятия с психологом, которые бы позволили грамотно организовать психолого-педагогическую поддержку пятиклассников в новых классах сходя из их потребностей, подтвержденных эмпирически.
Дальнейшее рассмотрение вопроса требует расширения границ исследования, что позволило бы реализовать ФГОС в школе в полном объеме: эмпирические исследования с 4 класса, чтобы охватить все периоды, которые влияют на протекание адаптации. А также формирующее исследование с целью проанализировать результаты групповой работы со школьниками.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Социально-педагогическая деятельность по адаптации пятиклассников к основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ВОЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация учащихся пятых классов в основной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



