Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива

Работа №101176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗРАБОТАННОСТИ
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ 8
1.1 Понятие адаптации школьника 8
1.2 Дезадаптация как негативное последствие протекания адаптационного
периода 14
1.3 Готовность ученика четвертого класса к переходу в среднюю школу .. 18
1.4 Влияния нового коллектива на адаптацию пятиклассников.
Современная модель обучения в средней общеобразовательной школе 21
1.5 Начало подросткового возраста как дополнительный фактор, влияющий
на адаптацию к средней школе 22
Выводы по теоретической главе 37
2.1 Организация исследование, описание выборки и методик исследования 39
2.2 Результаты исследование протекания адаптации в классах с новым и
старым коллективом 43
2.3 Исследование изменений в протекании адаптации у школьников в
старом коллективе и новом классе 51
2.4 Социально-психологическая поддержка школьников пятых классов в
новом коллективе 55
Выводы по эмпирической главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 85


Адаптация пятиклассника в условиях средней школы - многофакторный сложный процесс. В России в отличии от многих стран в большинстве случаев дети учатся в одном коллективе на протяжении 9 лет. Таким образом, социализация ребенка протекает в закрытой системе, где обучение взаимодействию с окружающими в первую очередь основано на выстраивании контактов с уже знакомыми сверстниками.
Исследуя вопрос адаптации с разных сторон, С. А. Чекалова [44] и другие исследователи подчеркивают, что основной этап этого процесса в пятом классе проходит от 2-3 недель до 2-3 месяцев. По истечении этого срока большая часть детей находит свои методы справляться с новыми условиями, выбирает модели поведения.
Через 5-6 месяцев происходит нормализация поведенческих характеристик школьника: сдвиги регистрируются только по отдельным психологическим параметрам.
Таким образом, можно выделить два основных этапа в адаптации: завершения основного адаптационного периода (2-3 месяца) и коррекция последствий адаптации (5-6 месяцев). Именно эти точки становятся интересны при исследовании процесса и результата адаптации.
Для подростка процесс социализации связан в первую очередь с институтом образования [39], когда воспитание системно и организованно.
В настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к обособлению начальной школы от среднего и старшего звена. В некоторых учебных заведениях обучение начинается с 5 класса, в некоторых - создаются специализированные по какому -то направлению классы, в которые приходят учиться дети из разных школ. Подростки попадают в абсолютно новую социальную среду, и перед ними встают задачи знакомства, выстраивания новых отношений, выбора роли в коллективе, что в меньшей степени характерно для классического формата образования.
Однако в данный момент нами не найдено актуальных научных работ, в которых сравнивались бы особенности психологической адаптации подростков к средней школе в условиях старого и нового коллективов классов.
В адаптации школьников, как правило, выделяют три различных, хотя и связанных между собой составляющих: академическую, социальную и психологическую адаптацию. Основным показателем академической адаптации является успешность в учебе, самым информативным показателем социальной адаптации, характеризующей успешность вхождения в коллектив - социометрический статус учащегося в классе. В отличие от этих видов адаптации для психологической адаптации не выделено основного общепринятого показателя. Многие исследователи, например, Л. Е. Тарасова [38], Рюбчук Ю. А. [35], Прихожан A. M. [34], Щербенина О.А. [49] и др. считают школьную тревожность одним из основных показателей психологической адаптации на этапе перехода в среднюю школу. Лусканова Н. Г. [2] на основе качественной обработки эмпирических данных пришла к выводу, что при изучении адаптации важен и эмоциональный аспект: отношение ребенка к учению, самоощущения при пребывании в школе, в классе. Манахова Н. М. [28] одним из главных показателей адаптации к средней школе пятиклассника называет мотивацию деятельности, в своих эмпирических исследованиях она исходит из того, что данный показатель коррелирует с уровнем адаптированности ребенка в целом. Среди показателей психологической (личностной) адаптации называются так же самооценка, удовлетворенность школьной жизнью, отношениями с одноклассниками.
При психологической работе по профилактике дезадаптации учащихся пятых классов в первую очередь необходимо учитывать особенности их социальной и психологической адаптации. Однако, нами не было найдено разработанных современных программ, позволяющих помочь пятиклассникам, учащимся в новом классе, успешнее адаптироваться к новой среде.
Актуальностью данной работы является недостаточный уровень изученности школьной адаптации пятиклассников в условиях старого и нового коллективов, недостаточное количество эмпирических данных, которые бы позволили вести продуктивную психологическую работу по профилактике дезадаптации с учащимися пятых классов.
В данном исследовании мы решили остановиться именно на психологическом (личностном) аспекте адаптации, что позволило бы глубже изучить этот вопрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении понятия психологической адаптации пятиклассников, которое авторы описывают с различных сторон, и подбор таких методик исследования, которые бы позволили наиболее полно осветить поставленный вопрос
Практическая значимость состоит в подготовке эмпирической базы для организации психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации в условиях нового коллектива, а также для составления плана индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, которые переживают дезадаптацию.
Цель исследования: определить различия психологической адаптации учащихся пятых классов в условиях старого и нового коллективов.
Объект: адаптация как социально-психологический феномен
Предмет: психологическая адаптация пятиклассников к обучению в средней школе в условиях нового и старого учебных коллективов
Гипотезы:
1. Предположительно, в начале обучения для всех пятиклассников характерны повышенная тревожность, сниженная мотивация обучения. Для пятиклассников новых коллективов по сравнению с учениками, оставшимися в старых классах, характерен значимо более низкий уровень социальной
2. По прошествии полугода обучения в средней школе такие показатели, как тревожность, уровень удовлетворенности школьной жизнью снижаются, а мотивация обучения и социальная адаптированность повышаются.
Однако, несмотря на завершение адаптационного периода, сохраняются различия у пятиклассников старых и новых коллективов: последние продолжают испытывать значимо большую тревожность, менее удовлетворены школьной жизнью, отмечают большую конфликтность в коллективе
3. Индивидуальная психологическая коррекционная помощь позволяет пятиклассникам со сложностями адаптации эффективнее преодолеть возникающие в адаптационный период трудности.
Задачи:
1. Осуществить анализ теоретической и практической разработанности проблемы адаптации пятиклассников к средней школе, в том числе в условиях нового коллектива.
2. Провести диагностику психологической адаптации пятиклассников в начале обучения и по прошествии полугода .
3. Сравнить результаты диагностики психологической адаптации пятиклассников, обучающихся в условиях нового и старого коллективов.
4. Провести индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с высоким уровнем дезадаптации и проанализировать их эффективность.
5. Разработать программу профилактики дезадаптации пятиклассников, обучающихся в новых классах, основываясь на результатах проведенного исследования.
Методики: «Методика изучения социализированности личности учащегося» М. И. Рожкова, «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В. Байбародова, методика «Наши отношения» Л. М. Фридман, «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева, «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреева, «шкала личной тревожности» А. М. Прихожан.
В исследовании приняли 137 учащихся пятых классов (63 пятиклассника из классов с новым коллективом и 74 пятиклассника из классов со старым коллективом).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено изучению адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива.
Адаптация к средней школе - это многофакторный процесс взаимного приспособления ученика и условий, в которые он попадает.
Вопрос о том, как именно протекает адаптация подростка к средней школе в современных условиях, до сих пор однозначно не решен, однако большинство ученых сходятся во мнении, что это сложный, кризисный этап развития человека, который характеризуется переходом от учебной как ведущей деятельности к интимно-личностному общению. В связи с чем важно учитывать социальную ситуацию развития пятиклассника, так как она непосредственно влияет на решение главных задач возраста и развитие личности.
В данном исследовании был изучен вопрос психологической адаптации пятиклассника, с которой в первую очередь работает школьный психолог. Среди научных исследований, проводимых в пятых классах, не было найдено актуальной информации о том, как именно протекает адаптация в новых коллективах, в связи с чем был обозначен вопрос: на что именно ориентироваться при планировании психолого -педагогической помощи школьникам в переходный период.
В ходе сравнительного анализа адаптации школьников из новых и старых коллективов было доказано, что на протяжении полугода обучения в средней школе новые коллективы значимо ниже удовлетворены своей школьной жизнью. Также они оценивают свой класс как более конфликтный, а одноклассников - менее склонными к взаимопомощи.
Сниженные коллективистские мотивы и преобладание престижных и личностных говорят о склонности малознакомых сверстников к автономии, индивидуальной, а не групповой деятельности, что по прошествии полугода совместного обучения только обостряется.
Помимо описанных феноменов, через полгода совместного обучения уровень тревожности в новых классах значимо повышается относительно старых классов.
Особенностями, требующими коррекции со стороны психолого-педагогического сопровождения, были названы склонность к ссорам, низкая мотивация учения, школьная и межличностная тревожность.
Одновременно с этим были предложены и опробованы методы индивидуальной коррекции школьной дезадаптации детей. Было доказано, что при работе с такими школьниками у них значимо снижается общая и школьная тревожность и повышается удовлетворенность школьной жизнью и социальная адаптированность.
Данное исследование позволило еще раз убедиться в том, насколько важным является для подростка период адаптации к средней школе, а также подтвердило потребность новых коллективов в грамотном психолого-педагогическом сопровождении. Были разработаны занятия с психологом, которые бы позволили грамотно организовать психолого-педагогическую поддержку пятиклассников в новых классах сходя из их потребностей, подтвержденных эмпирически.
Дальнейшее рассмотрение вопроса требует расширения границ исследования, что позволило бы реализовать ФГОС в школе в полном объеме: эмпирические исследования с 4 класса, чтобы охватить все периоды, которые влияют на протекание адаптации. А также формирующее исследование с целью проанализировать результаты групповой работы со школьниками.



1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
2. Александровская Э.М., Лусканова Н.Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе/ Э. М. Александрова, Н. Г. Лусканова // Гигиена и санитария. - 1984. - №3. - С. 21-29.
3. Андреева И. А. Стресс в подростковом возрасте / И. А. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - №4. - С. 38-53.
4. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? /И. А. Андрияхина // Школьный психолог. - 2003. - № 30. - С. 17-29.
5. Артюхова А. Е. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте / А. Е. Артюхова // Инновационная наука. - 2017. - №5. - С. 9-16.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Берне, С. Урнина. - М.: Психологические труды, 1980. - 414 с.
7. Битянова М. И. Как вы яхту назовете. / М. И. Битянова // Школьный психолог. - 2000. - №12. - С. 29 - 41.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды. М.: Эркон, 1995. С. 257-397.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 с.
10. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. Дисс. докт. психол. наук: 19.00.13 / А. Л. Венгер; Московский государственный университет - Москва, 2002. - 294 с.
11. Воробьева М. В. Специфика учебной мотивации школьников при переходе из младшего в среднее звено общеобразовательной школы / М. В. Воробьева // Вестник Курганского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 63-68.
12. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Москва, 1995. - С. 8-11.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. / Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
14. Голубков Г. В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте / Я. А. Лычагина // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №1. - С. 19-24.
15. Гребенщикова С. А. Формирование коллективистских мотивов обучающихся в учреждениях дополнительного образования / С. А. Гребенщикова // Актуальные вопросы современной науки. - 2008. - №2. - С. 54-59.
16. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика и воспитание, 1980. - С. 218-313.
17. Денисова А. А. Проблемы психологической готовности выпускников к обучению в основной школе / Денисова А. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герценв. - 2011. -. № 2. - С. 26-39.
18. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии, - 1984. - № 4. - С 69-91.
19. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 с.
20. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2018. - 352 с.
21. Крайнова Ю. Н. К вопросу об адаптации младших подростков к новым
условиям обучения в средней школе / Ю. Н. Крайнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2008. - №14. - С 54 - 67.
22. Крылова Т. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков. / Т. А. Крылова. - СПб.: Исма, 2017. - 59 с.
23. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
24. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу / Н.В. Лебедева. - Псков: ПГПИ, 2004. - 136 с.
25. Максимова М.В. Психологические условия адаптации: автореф. дис .... канд. психол. наук: 19.00.01/М. В. Максимова. -М., 1994. - 15 с.
26. Максимова М. В. Психологические условия преодоления школьной дезадаптации (Методические разработки для учителей)/ М. В. Максимова. - Ханты-Мансийск: Эльми. 1994. - 115 с.
27. Манахова Н. М. Адаптация пятиклассника к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы/ Н. М. Манахова // Приволжский педагогический вестник. - 2015.- №1. - С. 35-53.
28. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика /Л. В. Мардахаев, - Волгоград: Издание Волгоградского государственного социально-педагогического университета, 2003. - 218с.
29. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. / А. К. Маркова - М.: Просвещение, 1983 - 95 с.
30. Матвеева Л. А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. / Л А. Матвеева - М.: Имдан, 1991. - 112 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 с.
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. /Ж. Пиаже М.: Ил, 1989.- 418 с.
33. Прихожан A.M. Особенности самосознания. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / А. М. Прихожан, Н. И. Гуткина. - М.: Издат-С, 1987 - 193 с.
34. Рябчук Ю. А. Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов/ Ю. А. Рябчук // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - № 2. - С 25-29.
35. Сластенин В.А. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
36. Сомова Н.Л. В пятый класс в первый раз: пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н. Л. Сомова. - СПб.: КАРО, 2001. - 368с.
37. Тарасова Л. Е. Формирование адаптационной готовности личности к образовательной среде: учебно -методическое пособие/ Л. Е. Тарасова, - Саратов, 2017. - 146 с.
38. Фахтулин Н. С. Особенности социализации личности в подростковом периоде: современная российская ситуация/ Н. С. Фатхулин, В.В. Королев// Казанский педагогически журнал. - 2018. - № 2. - С. 12-32.
39. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д.И.
Фельдштейн. - Мск.: Издат-С, 1987. - 338 с.
40. Феоктистова С.В. Школьная адаптация и дезадаптация:
психологические проблемы / С. В. Феоктистова. - М.: Образование, 2001. - 118 с.
41. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1998. - №
3. - С. 54-74.
42. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 77 - 92.
43. Чекалова С. А. Современный взгляд на проблему школьной адаптации/
C. А. Чекалова, В. А. Воробьева// Ремедиум Приволжье. - 2014. - №5. - С. 24-28.
44. Чекина, Л.Ф. Психология развития: Учебное пособие / Л.Ф. Чекина. - СПб.: Лань, 2018. - 208 с.
45. Черкашина С. А. Психология особенного «опасного» подросткового возраста / С. А. Черкашина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2015. - №2. - С. 54-58.
46. Чифтчи Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б. Чифтчи // Наука молодежи. - 2018. - №1. - С. 19-34.
47. Шаповаленко И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 343 с.
48. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / Ю. А. Рябчук // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 46 - 53.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. 4-е изд. / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 414 с.
50. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.
51. Berg I. Adolescence / I. Berg // British journal of psychiatry. - 1984. - №1. - P. 94-97.
52. Damon W. Self-understanding in childhood and adolescence / W. Damon,
D. Hart // Cambridge: Cambr. Univ. Press. - 1988. - № 2. - P. 49 - 68.
53. Harter S. Self and identity development / S. Harter, S. Feldmen // Cambridge, MA: Harvard Univ. Press. - 1990. - №4ю - P. 352-387.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ