Задание на магистерскую диссертацию
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы непрерывного образования персонала 11
1.1 Общее представление о системе непрерывного образования персонала 11
1.2 Функционирование современной системы непрерывного образования
персонала в России 20
1.3 Модель системы непрерывного образования персонала 30
2 Практические аспекты совершенствования системы непрерывного
образования персонала Ирбитского ЦППМСП 40
2.1 Анализ деятельности, структуры, основных характеристик персонала
Ирбитского ЦППМСП 40
2.2 Актуальные задачи организации непрерывного образования персонала
Ирбитского ЦППМСП 47
2.3 Реализация модели системы непрерывного образования персонала в
условиях Ирбитского ЦППМСП 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
В настоящее время идея непрерывного образования персонала является одной из ключевых идей государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального развития и становления специалистов различных сфер деятельности. В современных условиях стремительного развития науки и техники, появления новых технологий, возрастающего притока информации специалистам необходимо постоянно развиваться и обучаться, быть готовыми к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, для того, чтобы обеспечить развитие предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности как гаранта развития государства и общества. В сложившейся экономической ситуации актуальным становится развитие системы непрерывного образования через разработку и внедрение профессиональных стандартов, создание нормативной и организационной базы для независимой оценки квалификации работников, развития и обучения персонала организаций. А это, в свою очередь, влияет на формирование потребностей людей в непрерывном образовании на протяжении жизни, чтобы быть востребованными на рынке труда, обществом.
В системе образования Российской Федерации за последние 7-8 лет так же, как и во всех сферах деятельности, произошли значительные изменения, что повысило уровень требований к специалистам. Так, с принятием в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [2] (далее - Закон об образовании) в России стала формироваться единая система оказания психолого-медико-педагогической и социальной помощи (далее ППМС-помощи), в становлении которой особую роль играет её обеспечение высококвалифицированным персоналом. Во исполнение Закона об образовании, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, было принято решение с января 2016 года на базе бывшего Ирбитского детского дома создать Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Ирбитский Ц1111МС11, Центр).
В условиях реорганизации и становления деятельности учреждения на первый план вышла одна из основных задач управления персоналом - развитие системы непрерывного образования сотрудников Центра. Центру необходимы профессионалы разного уровня, готовые постоянно развиваться и обучаться - квалифицированные специалисты, способные решать поставленные задачи по оказанию ИИМС-помощи, служащие, обеспечивающие выполнение законодательства по различным направлениям деятельности, рабочие, обеспечивающие безаварийное и бесперебойное функционирование учреждения, его оборудования.
Степень теоретической разработанности исследования.
Базой исследования послужили работы Горшкова М.К., Ключарева Г.А. [25, 26], Колесниковой И. А. [37, 38], Роботовой А.С. [56], в которых рассматриваются вопросы методологии изучения системы непрерывного образования в России.
1сихологические аспекты функционирования системы непрерывного образования, связанные с формированием профессионально-личностных качеств и компетентностей специалистов, рассмотрены в работах Введенского В.Н. [16], Ипполитовой Н.В. [34], Окерешко А.В. [48, 49].
Социологические аспекты системы непрерывного образования рассмотрены Вербицким А.А. [17], Гавриловой И.В., Запрудновой Л.А. [22], Горшковым М.К., Ключаревым Г.А. [25], Горшковой В.В. [27], Закировой В.Г. [32], Нефедовой Г.М. [45], Онушкиным О.Г. [50], Сабировой Г.Б. [59], Харлановой Е.М. [67] и другими авторами. Они рассматривают систему непрерывного образования как интеграцию формального, неформального и ин- формального образования, способствующую социализации личности на разных этапах жизни, с учетом интересов общества, государства и личности, происходящих в обществе изменений.
Диковой Т.В. и Смирновой Е.А.[30] система непрерывного образования раскрыта с точки зрения экономического подхода, который заключается в том, чтобы установить баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, необходимый для роста экономики России.
Управленческие аспекты системы непрерывного образования персонала, заключающиеся в организационной деятельности руководителей предприятий и организаций различных форм собственности по созданию и обеспечению условий функционирования системы непрерывного образования, представлены в работах Желниной Е.В. [31], Кильпякова И.С. [35], Ковриги В.М. [36], Прикот О.Г. [54], Рыблова А.Н. [58], Соломенниковой О.А. [60], Хуторского А.В. [68], Шевелевой Н.Н. [70].
Противоречие.
Противоречие наблюдается между степенью теоретической разработанности проблемы исследования системы непрерывного образования и недостаточностью практических подходов к его решению в практике деятельности отдельных учреждений, в том числе учреждений, осуществляющих образовательную деятельность и оказывающих услуги ППМС-помощи.
Проблема исследования заключается в совершенствовании системы непрерывного образования персонала Ирбитского 11,1111МС11.
Объект исследования: процесс непрерывного образования персонала.
Предмет исследования: система непрерывного образования персонала.
Тема исследования: «Совершенствование системы непрерывного образования персонала ГКУ СО «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Цель исследования: рассмотреть теоретические и практические аспекты совершенствования системы непрерывного образования персонала Ирбитского ЦППМСП.
Гипотеза исследования: совершенствование системы непрерывного образования персонала Ирбитского 11,1111МС11 будет успешно осуществляться, если:
- разработать модель системы непрерывного образования персонала Ирбитского ЦППМСП.
Задачи:
- Дать общее представление о системе непрерывного образования персонала.
- Изучить функционирование современной системы непрерывного образования персонала в России.
- Провести анализ деятельности, структуры, основных характеристик персонала Ирбитского ЦППМСП.
- Рассмотреть реализацию модели системы непрерывного образования персонала в условиях Ирбитского ЦППМСП.
База исследования:
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 623850 Свердловская область, г. Ирбит, ул. Пролетраская,16.
Период исследования: январь 2018 - май 2019.
Участники исследования: 27 человек
- Административно-управленческий персонал (4 человека).
- Педагогические работники (11 человек).
- Медицинские работники (3 человека).
- Служащие, технический персонал (9 человек).
Теоретическая значимость исследования.
В диссертации предлагается анализ теоретических аспектов организации и функционирования общей системы непрерывного образования персонала в России. Представлены основные характеристики структурных элементов системы непрерывного образования персонала. Рассмотрены возможные решения по функционированию модели системы непрерывного образования персонала в отдельном учреждении. Представленный анализ поможет разработке или совершенствованию собственной модели системы непрерывного образования персонала.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы образовательными организациями и центрами ППМС-помощи в процессе совершенствования системы непрерывного образования персонала, а также в деятельности Ирбитского 11,1111МС11. Результаты исследования будут полезны при формировании кадровой политики учреждения (разработанная на основе анализа Модель системы непрерывного образования персонала учреждения может стать составной частью Программы кадровой политики учреждения), планировании деятельности учреждения по организации работы с персоналом, регламентации деятельности по обеспечению непрерывного образования персонала.
Теоретическая и практическая значимость исследования подтверждена публикациями статей по теме исследования:
1. Фомичева Н.В. Актуальные задачи непрерывного образования и самообразования специалистов центра психолого-медико-педагогической помощи // Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 1 ноября 2018 г. [65].
2. Гаспарович Е.О., Фомичева Н.В. Актуальные задачи непрерывного образования и самообразования специалистов центра психолого -медико-педагогической помощи // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей Уральского государственного педагогического университета [23].
3. Гаспарович Е.О., Фомичева Н.В. Непрерывное образование и самообразование специалистов центра психолого-медико-педагогической помощи // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров: материалы VI Международного экономического форума [24]
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез нормативно-правовых, программно-целевых документов, научной и методической литературы по проблеме исследования;
- практические: опрос (анкетирование), наблюдение, анализ документов, связанных с деятельностью учреждения, интервьюирование.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 70 источников, 5 приложений.
Проведённое исследование показало, что тема совершенствования системы непрерывного образования персонала является актуальной в различных аспектах. Идея о необходимости функционирования системы непрерывного образования персонала является одной из ключевых идей государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального развития и становления специалистов различных сфер деятельности как гарант стабильного развития государства и общества. В экономическом аспекте система непрерывного образования персонала является условием обеспечения успешности и развития предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности как фактор развития экономики. В управленческом аспекте система непрерывного образования должна выстраиваться как единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, и направленных на достижение общей цели.
Настоящее исследование было проведено с целью рассмотрения теоретических и практических аспектов совершенствования системы непрерывного образования персонала Ирбитского ЦППМСП.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась. Совершенствование системы непрерывного образования персонала Ирбитского Ц1111МС11 успешнее осуществляется при реализации разработанной модели системы не-прерывного образования персонала учреждения.
В работе дано общее представление о системе непрерывного образования персонала. На основе анализа имеющегося массива информации по теме исследования была определена сущность понятий «непрерывное образование», «система непрерывного образования» персонала. Непрерывное образование представляет собой целенаправленный и систематический процесс роста личностного, общекультурного и профессионального потенциала человека в течение всей его жизни, организационно обеспеченный системой государственных, негосударственных и общественных институтов, индивидуальной познавательной деятельностью (самообразованием), соответствующий потребностям личности и общества. А система непрерывного образования персонала представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимопроникающих структур формального, неформального и информального образования как целенаправленных процессов, результатом которых является личностный, общекультурный и профессиональный рост потенциала человека. Для того чтобы система работала, необходимо нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, научно-методическое обеспечение её деятельности.
Система непрерывного образования персонала отдельного учреждения является частью общей системы непрерывного образования в стране, она обеспечивает протекание процессов отбора, оценки, передачи и усвоения знаний и навыков после начала трудовой деятельности в учреждении. Её отличительной особенностью является тесная связь со сферой деятельности учреждения. Для создания модели системы непрерывного образования персонала отдельного учреждения были изучены современные подходы к функционированию системы непрерывного образования персонала в России. Описаны различные взаимосвязанные структурные элементы, формы, методы, средства, управленческие функции системы непрерывного образования России. На основе проведённого анализа была разработана и представлена интегрированная модель системы непрерывного образования персонала учреждения, включающей в себя аналитический, функционально-целевой, содержательный, результативный, процессуально-технологический блоки. При этом первые четыре блока являются взаимосвязанными, цикличными, постоянно повторяющимися процессами, а пятый блок обеспечивает организацию и сопровождение этих процессов через ряд условий: материально-технические, организационные, кадровые, психолого-педагогические.
Анализ существующей системы непрерывного образования персонала Ирбитского ЦППМСП показал, с одной стороны, положительные тенденции, с другой стороны, выявил её несовершенство в процессах стратегического планирования, контроля, недостаточно развитой системы обратной связи. Были рассмотрены требования государства и социума к подготовке и уровню квалификации специалистов центров психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи, зафиксированные в нормативно-правовых, программно-целевых, концептуальных документах, профессиональных стандартах. Это помогло сформулировать задачи, стоящие перед руководителями и специалистами Ирбитского Ц1111МС11 по организации непрерывного образования, включить их в Модель системы непрерывного образования персонала, реализация которой началась в 2018 году в условиях Ирбитского ЦИИМСИ.
Результаты реализации Модели системы непрерывного образования персонала (далее Модели) в условиях Ирбитского ЦННМСН представлены во второй части диссертации. Здесь представлены результаты опроса специалистов Центра, участвовавших в реализации Модели, по выявлению положительных тенденций и испытываемых трудностях при реализации поставленных задач непрерывного образования. Анализ ответов показал, что большинство специалистов ориентировано на совершенствование знаний и навыков в своей профессиональной деятельности, но имеются факторы, препятствующие непрерывному образованию, в том числе нехватка свободного времени, трудности планирования. В целом, персонал Центра мотивирован на достижение общей цели деятельности учреждения, получение непрерывного образования.
Руководство Центром заинтересовано в развитии и совершенствовании системы непрерывного образования персонала Центра. В практике работы используются все формы непрерывного образования специалистов: формальное, неформальное, информальное. В основном они носят интеграционный характер. Основные направления образовательной деятельности персонала спланированы индивидуально, для отдельных групп, для всех работников. Выбор формы и содержания образовательной деятельности специалистов осуществляется различными способами социального и межведомственного партнерства: заключены договора и соглашения о сотрудничестве с ВУЗами, образовательными центрами, некоммерческими организациями. За период с начала реализации Модели системы непрерывного образования персонала Центр весь персонал Центра повысил свой профессиональный уровень и квалификацию через различные формы. Произошло расширение форм непрерывного образования персонала Центра. Специалисты проходили дистанционное обучение, получали супервизии, участвовали в форсайт- сессиях, профессиональных конкурсах, форумах, использовали профессио-нальные Интернет-ресурсы для самообразования. Ирбитский ЦППМСП как окружной методический центр стал площадкой для организации курсов, семинаров другими образовательными организациями на базе Центра.
В Центре имеется материально-техническая база для организации непрерывного образования сотрудников (помещения, рабочие места, информационные ресурсы). Имеются положительные изменения в обеспечении организационных, психолого-педагогических, кадровых условий для организации непрерывного образования.
На основе разработанной Модели критериальной оценки процесса обучения, участия в образовательных мероприятиях персонала Центра определяется результативность преподавания на курсах, ведения образовательных мероприятий с целью принятия решения о дальнейшем сотрудничестве по вопросам образования персонала Центра. Выяснилось, что содержание курсов, обучающих семинаров не всегда, или не в полной мере, соответствует ожиданиям и потребностям персонала Центра. Наибольшую ценность представляют курсы и мероприятия, организованные ВУЗами, федеральными и региональными ресурсными центрами, министерствами различных ведомств (образования, социальной политики, энергетики). Поэтому мониторинг рынка образовательных услуг, отбор предложений для персонала Центра ведётся,
исходя из потребностей Центра и специалистов, проведённого качественного анализа.
В целях дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования персонала Ирбитского Ц1111МС11 предложено провести ряд мероприятий управленческого характера: оформить Модель системы непрерывного образования персонала как отдельный локальный акт Центра или как составную часть Программы кадровой политики учреждения, пересмотреть критерии эффективности деятельности персонала в части системы оценки и самооценки результатов непрерывного образования, переработать программу наставничества, учитывать личные качества персонала при выборе содержания курсов, образовательных мероприятий, учитывать интенсивность нагрузки специалистов, актуализировать знания специалистов по работе с информационными ресурсами в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы образовательными организациями и центрами ППМС-помощи в процессе совершенствования собственной системы непрерывного образования персонала, а также в деятельности Ирбитского 11,1111МСП Результаты исследования будут полезны при формировании кадровой политики учреждения, планировании и регламентации деятельности учреждения по организации работы с персоналом и обеспечению непрерывного образования персонала, как одного из условий эффективности деятельности учреждения.
1. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011.- Монреаль, Канада: Институт Статистики ЮНЕСКО, 2013 г. - 89 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г.: [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Российская газета. - 2012. - 31 дек.- С.2-10
3. О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //base.garant.ru/70304190/#ixzz4aZKVT x8B
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#ixzz53IWLcxST
5. Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. - Режим доступа:https://base.garant.ru/71044750/
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
7. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/
8. О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми: Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2. - Режим доступа: http://studopedia.ru/10_93299_o-rabote-tsentrov-psihologo-pedagogicheskoy-i-mediko-sotsialnoy-pomoshchi.html
9. О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07
10. Аверьянова, Н. А. Самообразование как неотъемлемая часть непрерывного педагогического образовании [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и общество.- 2016.-№ 1(17).-С.27 . - Режим доступа: https: //kst.mskobr.ru/files/zhurnal-soderzhanie- 1-17.pdf
11. Ангеловская, С. К. Модель системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода в условиях профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 4 (20). - С. 46-50
12. Бершадская, Е.А. Методы и формы повышения квалификации, эффективные с точки зрения работников образования / Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. // Педагогическое образование и наука.- 2017.- № 3.- С.31-37
13. Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://gufo.me/dict/social_dict/
14. Борщева, Е.А. Дополнительное профессиональное образование как
фактор развития профессиональной компетентности специалиста [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. - 2015. - № 2(177). - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoeobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista
15. Букина, Н. Н. Развитие государственной системы неформального
образования взрослых в России [Электронный ресурс] // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. - 2008. - № 3.- С.3-9..- Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennoy-sistemy-neformalnogo- obrazovaniya-vzroslyh-v-rossii
16. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. - М.: Изд-во Современного гуманитарного университета.-2003.-№ 4.-С.21-31
17. Вербицкий, А.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования / Вербицкий, А.А., Рыбакина Н.А. // Высшее образование в Рос-сии.- 2016.- № 6 (202).- С. 47-54
18. Вербицкий, А.А. Образование взрослых в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития.- 2015.- №13.- С. 282-286. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-vzroslyh-v- sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya
19. Ветлужских, Е.Н. Обучаем - оцениваем [Электронный ресурс] . - Режим доступа:https://hr-portal.ru/article/obuchaem-ocenivaem
20. Ветлужских, Е.Н. Обучаем - оцениваем. Модели критериальной
оценки результатов обучения [Электронный ресурс] // Справочник по управлению персоналом. - 2005. - № 2. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1720068/
21. Владиславлев, А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. - 1982. - №6. - С.26.
22. Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С 1197-1200. - Режим доступа:
https: //moluch.ru/archive/114/29876/
23. Гаспарович, Е.О. Актуальные задачи непрерывного образования и самообразования специалистов центра психолого-медико-педагогической помощи // Гаспарович Е.О., Фомичева Н.В. Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. - Выпуск 3. - Екатеринбург, 2019. - С.220-227
24. Гаспарович, Е.О. Непрерывное образование и самообразование специалистов центра психолого-медико-педагогической помощи / Гаспарович Е.О., Фомичева Н.В. // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров: материалы VI Международного экономического форума.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2019.- С 129-137
25. Горшков, М. К. Непрерывное образование в современном контексте: монография /М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Изд-во Юрайт, 2017. - 224 с.
26. Горшков, М.К. Непрерывное образование в контексте модернизации / Горшков М.К., Ключарев Г.А.-М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.
27. Горшкова, В.В. Непрерывное образование как фактор повышения
качества жизни человека [Электронный ресурс] // Образование и качество жизни.- 2018. - № 2 (10). - С.25-30 .- Режим доступа:http://tsniis-
vp.com/docs/magazine/issue-10/25-30-Gorshkova.pdf
28. Громова, И. Эффективная программа адаптации - стратегия удержания персонала // Все для кадровика. - 2016. - № 2. - С.90-95
29. Данилова, Е. Г. Самообразование как неотъемлемое условие профессиональной деятельности педагога // XLV всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России». - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016 .- С. 17-21
30. Дикова, Т.В. Непрерывное профессиональное образование в условиях развития современного общества / Дикова Т.В., Смирнова Е.А. // Педагогическое образование и наука. - 2017.- № 3. - С.106-109
31. Желнина, Е.В. Современные принципы разработки системы непрерывного обучения персонала организации [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. - 2008. - № 15. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-razrabotki-sistemy- nepreryvnogo-obucheniya-personala-organizatsii
32. Закирова, В.Г. Самообразование как неотъемлемое условие профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] / Закирова В.Г., Сабирова Г.Б. - Режим доступа:
http: //www.rusnauka. com/17_PNR_2008/Pedagogica/34257.doc.htm
82
33. Иванова, И.В. Неформальное образование инвестиции в человеческий капитал // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - №390. - С.179-184. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/neformalnoe-obrazovanie-investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-1
34. Ипполитова, Н.В. Система непрерывного педагогического образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».- 2018.- Т. 10.- № 1.- С. 6-12
35. Кильпякова И.С. Система управления непрерывным образованием персонала библиотек ZZИзвестия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2009.- № 5.- С. 187-192
36. Коврига, В.М. Совершенствование кадровой политики образовательных учреждений [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http:ZZfestival.1 september.ruZarticlesZ632089Z
37. Колесникова, И. А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Вып.3(15). - С. 1-17. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontseptosfera-nepreryvnogo-obrazovaniya-logika-i-metodologiya-izucheniya
38. Колесникова, И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2013.- Вып. 1.- Режим доступа:
http: ZZlll21 . petrsu.ruZj ournalZatricle. php?id=1941
39. Концепция непрерывного образования. Одобрена Государственным комитетом СССР по народному образованию и Всесоюзным советом по на-родному образованию на совместном заседании 18 марта 1989 г. // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Серия: Высшее и среднее специальное образование.- 1989.- № 7- С. 9-20.
40. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект 28.09.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:ZZwww.dpo-edu.ruZ?page_id=13095
41. Лопаткина, Е. В. Непрерывное образование - феномен XXI века // Непрерывное образование - стратегия жизни современного человека: мате-риалы II Всерос. науч.-практ. конф. г. Владимир, 26-27 марта 2014 г. / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; Пед. ин-т. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - С. 323.
42. Мажейкене, Н. Биографические методы в непрерывном образовании и развитие профессиональной идентичности / Мажейкене Н., Дорелайте- не А. [Электронный ресурс] // Непрерывное образование как условие развития профессиональных компетенций.-СПБ, Изд-во Ленингр.гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2013.- С. 244-264.- Режим доступа:https://elibrary.ru
43. Методы оценки эффективности обучения персонала организации [Электронный ресурс] / Владимирский филиал РАНХиГС (РАГС ВФ). - Ре¬жим доступа:https://studfiles.net/preview/5996131/page:6/
44. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / Под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 298 с.
45. Нефедова, Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования [Электронный ресурс] // Ped.Rev. - 2017. - № 3 (17).- С. 127-133. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-integratsii-formalnogo-neformalnogo-i-informalnogo-obrazovaniya
46. О проведении внедрения моделей, алгоритмов, программ, методических материалов работы центров по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет: информационное письмо ФГАУ «ФИРО» № 01-00-11/109 от 14.02.2017
47. Обучение взрослых в системе непрерывного образования // Основы
андрагогики [Электронный ресурс] / Под редакцией И. А. Колесниковой.- М/ACADEMA, 2007.- С. 32-39.- Режим доступа:
http: //nashaucheba.ru/v60730/колесникова_и .а._основы_андрагогики?раде=2;http: //lit .lib.ru/t/trushnikow_d_j /text_0240.shtml
48. Окерешко, А.В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя [Электронный ресурс] // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО .- 2015. - №1.- С. 74-77.- Режим доступа:http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-1_074-078.pdf
49. Окерешко, А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Академия профессионального образования.- 2016.- № 1.- С. 74-79
50. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / Онушкин В. Г., Огарев Е. И. . - СПб, Воронеж, 1995.- С. 232.
51. Определение критериев отбора ПМПК для проведения апробации примерных пакетов диагностических методик на основе международной классификации функционирования / Ресурсный центр по апробации примерных пакетов диагностических методик в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий; Московский государственный психолого-педагогический университет [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //pmpk.mgppu.ru
52. Основы андрогогики: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред.
И.А. Колесниковой [Электронный ресурс]. - М.: Academia, 2003. - 238 с. - Режим доступа:
http://nashaucheba.ru/v60730/колесникова_и.а._основы_андрагогики?page=2;http: //lit .lib.ru/t/trushnikow_d_j /text_0240.shtml
53. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю..- М.: ИЦ "Академия", 2000.- С. 176.
54. Прикот, О. Г. Непрерывное образование: основы управленческих инноваций // Вестник НВГУ.- 2016.- №4.- С.43-48
55. Пунченко, О. П. Современное непрерывное образование - сплав традиций качества и динамики инноваций [Электронный ресурс] // Элек-тронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова.- С. 12-17. - Режим
доступа: https://docplayer.ru/61164538-Sovremennoe-nepreryvnoe-obrazovanie-
splav-tradiciy-kachestva-i-dinamiki-innovaciy.html
56. Роботова, А. С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век: Научный электронный ежеквартальный журнал / ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет».- 2014.- Выпуск 2 (6).- С. 1-16
57. Ройтблат, О.В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра. Монография./ Вестник ТОГИРРО. - 2014.- № 2 (29). - Тюмень: ТОГИРРО, 2014. - С. 236.
58. Рыблова А.Н. Технология управления образовательным процессом в системе непрерывного образования: Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С. 96.
59. Сабирова, Г.Б. Непрерывное образование как условие развития самообразования [Электронный ресурс] / Сабирова Г.Б., Закирова В.Г. - Режим доступа:http: //www.rusnauka.com/17_PNR_2008/Pedagogica/34257.doc.htm
60. Соломенникова, О. А. Структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации / Соломенникова О. А., Прищепа С. С. // Вестник РМАТ.- 2017.-№ 4. - С. 44-55
61. Соломенникова, О.А. Профессиональная компетентность современного педагога: вопросы формирования непрерывного самосовершенствования / Соломенникова О.А., Гладкова Ю. А. // Дошкольное образование. - 2018. - № 11. - С. 86-93; № 12. - С. 86-92
62. Соломенникова, О.А.Непрерывное профессиональное развитие и самообразование современного педагога / Соломенникова О.А., Гладкова Ю. А. // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 2. - С. 91-96
63. Спиров, К. М. Непрерывное образование: формы и методы [Электронный ресурс] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2011. - № 9. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-formy-i-metody
64. Теоретические основы непрерывного образования / [В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев, А. Л. Загорский и др.]; Под ред. В. Г. Онушкина; АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. - М. : Педагогика, 1987. - С. 207.
65. Фомичева, Н.В. Актуальные задачи непрерывного образования и самообразования специалистов центра психолого-медико-педагогической помощи / Фомичева Н.В., Фомичева С.В. // Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки: сборник мате-риалов Всероссийской научно-практической конференции, 1 ноября 2018 г./ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. ред. С. В. Соловьевой. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. - С. 346-354
66. Фомичева, С.В. Методические рекомендации «Организация процесса самообразования педагогических работников» / ГКУ СО «Ирбитский ЦППМСП».- Режим доступа:
ййрз://урок.рф/11Ьгагу/ше1об1сйезк1е_гекошепба1с11_огдап17а1с1уа_рго1сезза_за_224125.html
67. Харланова, Е.М. Соотношение понятий «формальное», «неформальное» и дополнительное образование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2016.- № 7.- С. 118-123. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sootnoshenii-ponyatiy-formalnoe-
neformalnoe-i-dopolnitelnoe-obrazovanie
68. Хуторской, А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017.- № 12 (218). - С. 85-91
69. Шахмарова, Р.Р. Непрерывное образование - основа развития личности в современном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/nepreryvnoe-obrazovanie-osnova-razvitiya-lichnosti-v-sovremennom-obshhestve/ 1/1 ORCID: 0000-0001-7414-657X
70. Шевелева Н.Н. Современные технологии и формы профессионального развития учителя современные технологии и формы профессионального развития учителя // Педагогическое образование и наука. -2017.-№ 4.- С. 79¬82