Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Массовое искусство и национальный миф: проблема взаимовлияния (на материале кинематографа США)

Работа №101169

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Массовое искусство в условиях глобализма и американского культурного империализма 9
§1.1. Концепция американского культурного империализма Э. Саида 9
§1.2. Отличительные особенности массового искусства в эпоху глобальной массовой культуры и американского культурного империализма 25
Глава 2. Концептуальные подходы к определению механизма взаимодействия национальной идентичности и искусства 41
§2.1. Эссенциалистский подход к определению национальной идентичности (нации) и идея искусства как способа воплощения народного духа 41
§2.2. Анти-эссенциалистский подход к определению национальной идентичности: нарратив и перформанс 47
§2.3. Культурно-антропологический подход к анализу национального
мифа 53
Глава 3. Массовое искусство как механизм конструирования национального мифа 67
§3.1. Американский миф в структуре американской национальной идентичности 67
§3.2. Американский миф и его воплощение в американском массовом
искусстве 82
Заключение 100
Список литературы 103


Тема моей магистерской диссертации «Массовое искусство и национальный миф: проблема взаимовлияния (на материале кинематографа США)».
Эта тема актуальна, на мой взгляд, по многим причинам. Во-первых, в современной культурной ситуации сама тема национальных мифов как таковая становится очень популярной. На мой взгляд, это связано с тем, что с середины ХХ века и до настоящего момента происходят изменения на политической карте мира. Какие-то государства распадаются, например, СССР, Югославия, Чехословакия и, соответственно, появляется множество других государств, которым надо определить свое место на геополитической карте мира и создать новую национальную идею, чтобы объединить всех граждан своей страны. Встает вопрос о государственной идеологии, для которой создаются новые национальные мифы.
Во-вторых, в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда массовое искусство США широко распространено по всему миру: кинофильмы и телесериалы, документальные и состязательные телепроекты, музыкальные фестивали и конкурсы, и многое другое. Американское массовое искусство обладает большой эстетической привлекательностью и одновременно несет в себе определенное ценностно-смысловое содержание. Встает вопрос о том, каким образом влияет на глобальную аудиторию такое искусство, какое несет в себе послание? Особенно интересно проследить это на примере кинематографа, поскольку феномен голливудского кино охватил весь мир.
На пересечении этих двух социокультурных тенденций я анализирую взаимовлияние массового искусства и национального мифа.
Степень изученности проблемы. Проблема взаимовлияния массового искусства и национального мифа, так или иначе, находится в поле интересов философии культуры достаточно давно. Первыми философами, анализировавшими это взаимодействие, были современники рождения европейских наций - представители классической немецкой философии Г. Гегель и его ученики: В. Гумбольдт, представители немецкой романтической эстетики. Они описали механизмы взаимодействия народного духа и народного искусства, роль мифа, запечатленного в фольклоре, для становления нации. Затем дискуссию подхватили советские философы и эстетики, также утверждавшие, что искусство воплощает национальную идею, дает образцы патриотического искусства и смыслопереживания. По мере усложнения межнациональных отношений, развития миграционных процессов в США стал формироваться иной подход, описывающий сначала теорию «плавильного котла», а затем теорию «мультикультурализма». Однако в конце ХХ века возникли концепции, утверждающие, что нация - это исключительно результат воображения (Б. Андерсен), интеллектуальный конструкт (Э. Саид), одним из составляющих которого является национальный миф (Б. Андерсен, Э. Саид, М. Элиаде). Ученым, который впервые после немецких романтиков посмотрел на то, как взаимодействует национальная идентичность и искусство в эпоху колониализма, а затем и при постколониализме, был Э. Саид.
Исследования же массового искусства велись одновременно, но параллельно, не пересекаясь с проблематикой национальной идентичности и национального мифа, и состояли сначала в критике буржуазного массового искусства (Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно и К. Хоркхаймер, М.Н. Афасижев, А.В. Кукаркин и другие), а затем в его одобрении (А.В. Костина).
Плодотворная попытка исследовать механизмы конструирования национальной идентичности в искусстве была предпринята В.П. Шестаковым и молодым уральским исследователем А.В. Лукиной. В.П. Шестаков обращается к тому, как конструируется собственно американская культурная идентичность, а Лукина пытается применить постмодернистскую методологию конструирования к российской идентичности.
Объектом моего исследования является массовое искусство.
Предмет исследования: феномен взаимовлияния национального мифа и массового искусства США.
Цель работы: проанализировать проблему взаимовлияния массового искусства и национального мифа на примере кинематографа США.
Задачи:
1. Научная рефлексия особенностей социокультурной ситуации, в которой функционирует современное массовое искусство и формируются национальные идентичности.
2. Выработка научной методологии исследования взаимосвязи и взаимовлияния массового искусства и национальных мифов.
3. Применение выработанной методологии философского анализа
функционирования массового искусства, конструирующего
национальную идентичность США, к анализу механизма конструирования американского мифа, и воплощению, актуализации, де-мифологизации и ре-мифологизации американского мифа в массовом киноискусстве Северной Америки.
В качестве методологии исследования я использую: философско-культурологическую методологию, представленную идеями Ж. Бодрийяра, В. Гумбольдта, М. Кастельса, А.В. Костиной, К.Э. Разлогова, Е.Н. Шапинской, Э. Саида, и других; культурно-антропологическую методологию, выработанную и используемую К. Леви-Стросом, Е.М. Мелетинским, М. Элиаде, А. Цуладзе и другими.
Новизна нашего исследования состоит, во-первых, в том, что ранее массовое искусство и национальная идентичность рассматривались по отдельности или в других аспектах. Во-вторых, мы предлагаем рассмотреть проблему взаимовлияния массового искусства и национальной идентичности с позиции «культурного империализма» и ограничить временной диапазон исследуемых явлений исключительно культурой глобализма, то есть вторая половина ХХ - начало XXI века. В-третьих, в качестве теоретико-методологического основания исследования механизма взаимовлияния массового искусства и национального мифа мы используем концепцию Э. Саида, и опираемся на его идеи в духе анти-эссенциализма, конструктивизма и постколониализма. В тексте работы мы используем как изданный перевод книги Э. Саида «Культура и империализм», так и свой собственный вариант перевода. В-четвертых, в качестве материала для анализа того, как воплощается мифологический нарратив в массовом искусстве, я анализирую популярные американские фильмы и мультипликационные сериалы, опираясь на исследования современных американских авторов, таких как А. Вивер, М. Генри, Г. Шелтон и другие.
Структура работы: В соответствии с задачами работа состоит из трех глав. В первой главе я рассматриваю характеристику современной социокультурной ситуации, в которой существует массовое искусство.
Во второй главе я анализирую концептуальные походы к определению механизма взаимовлияния национальной идентичности и искусства.
В третьей главе я исследую содержание американских национальных мифов и то, как они функционируют в американском массовом кино.
Апробация исследования:
1. Гудова М.Ю., Гудова Ю.В. Ценности американской культуры в голливудской экранизации «Девушка с татуировкой дракона» // Общества - Культура - Человек: Актуальные проблемы социологии культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ектеринбург, 28-29 февраля 2012 года / под общ. Ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 197 - 200.
2. Гудова Ю.В. «Психотерапевтический арсенал культуры»
апокалиптическое кино в медиа-культуре современной молодежи // Современная молодежь и проблемы жизненных ценностей: философские этико-культурологичесике аспекты. Сборник материалов международной научной конференции. Киев, 15-16 апреля 2010 года. - Киев. Изд.центр КНЛУ, 2010. - С.182-184.
3. Гудова Ю.В. Американский мультсериал «Симпсоны» на российском
телеэкране: иностранный агент влияния и российские нравы //
Историческая динамика российских нравов: консерватизм УЗ
модернизация: Материалы Всероссийской конференции с
международным участием (20 апреля 2012 года) / Уральский федеральный университет; Отв. Ред. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург: Изд- во Урал. Ун-та, 2012. С. 182-185.
4. Гудова Ю.В. Гуманизм апокалиптического кино. // «Человек в мире
культуры». Материалы Всероссийской научно-практической
конференции аспирантов, студентов и молодых специалистов с международным участием (в рамках VII Колосницынских чтений). - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2011. С. 126-130.
5. Гудова Ю.В. Культурная практика потребления масс-медиа (на примере телесериала «Симпсоны») // Практика повседневности: Материалы Всероссийского научно-методического семинара с международным участием (г. Екатеринбург, 26 февраля 2011г) / отв ред. Н.П. Коновалова. Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С.123-127.
6. Гудова Ю.В. Способы консолидации зрителей на примере телесериала «Симпсоны» и механизмы формирования культурных воображаемых сообществ // Культура мегаполиса как пространство коммуникаций городских сообществ: региональная студенческая научно-практическая конференция. - Екатеринбург: Изд. ЕАСИ, 2011. - С.47-51.
7. Гудова Ю.В., Юрлова С.В. Гастрономические практики и социальная компенсация. Позиция философии в современном обществе. Материалы международной научной конференции, посвященной 45- летию философского факультета УрГУ. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. - С.153-158.
8. Гудова Ю.В. Массовая культура как способ решения проблем взаимодействия культур//81иФа йишапйайз: от источника к исследованию в социокультурном измерении: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. студентов - стипендиатов Оксфорд. Рос. Фонда, 21-23 марта 2012 г. -¬Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - С. 84-86.
9. Гудова Ю.В. Россия и Америка: между мифом об американской угрозе и мифом об американской мечте // Человеческое, слишком человеческое: проблема статуса гуманитарного исследования в XXI веке: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. Студентов - стипендиатов Оксфорд. Рос. Фонда, 10-12 апреля 2013 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 215-218.
10. Гудова Ю.В. Популярная культура как способ социокультурной
рефлексии на примере сериала «Южный парк» // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2014. — 1 электрон. опт. диск (СЭ-КОМ); 12 см.
11. Гудова Ю.В. Массовое кино и формирование национальной идентичности
(на примере США) // Тренды гуманитарных исследований в глобальном мире : тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. студентов-стипендиатов Оксфорд. Рос. Фонда, Екатеринбург, 17-1 9 апреля 2014 г. —
Екатеринбург : Изд-во Урал унта 2014. С. 152-155.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проделанной исследовательской работе, необходимо сказать следующее.
Для анализа условий существования современного массового искусства нами была рассмотрена концепция «американского культурного империализма» Э. Саида, а также особенности функционирования массового искусства в эпоху глобализма.
В качестве одной из основных особенностей массового искусства была выявлена его способность при всем разнообразии современного мира формировать обыденную картину мира: упорядоченную и узнаваемую, основанную на архетипических образах и конкретизируемую в каждом жанре массового искусства.
Основными отличительными чертами глобального массового искусства становится технологичность, а также устойчивость, повторяемость, сериальность, цикличность образов, а также ритуальность, архетипичность, цитатность, мозаичность и креативность, отсутствие дифференцирующих публику моментов. Креативность в массовом искусстве - это способность воспроизводить одну и ту же идею (проект) бесконечно большое количество раз в разных странах и для разной публики, но с одинаковым успехом.
Во второй главе основываясь на идее Э. Саида, что в современных обществах происходят одновременно разнонаправленные процессы формирования национальной идентичности по эссенциалистскому образцу и по постмодернистскому анти-эссенциалистскому образцу, а также, что в построении национальной идентичности большую роль играют мифы сознания «колонистов» и «колонизаторов», были проанализированы философские подходы к исследованию взаимовлияния искусства и национальной идентичности.
В результате анализа этих подходов был сделан вывод, что существуют две универсальные художественные формы, идеально воплощающие процессы конструирования множественных и ускользающих национальных идентичностей в современном искусстве - нарратив и перформанс, а также что смысловое содержание современных нарративов и перформансов в массовом искусстве составляют мифы современного массового сознания, упорядочивающие сложную картину мира.
В третьей главе я сначала провела исследование различных модификаций мифологического нарратива, конструирующего национальную идентичность в продуктах массового искусства на примере современного американского кинематографа.
А затем я проследила разнообразие мифов и художественных средств их воплощения для формирования множественной национальной идентичности американцев, а также проделала анализ мифа как способа интеграции множества элементов разнообразных субкультур в единую национальную культуру с множественной национальной идентичностью в американском массовом кино.
В качестве основополагающих для американской культуры мифов, я выделила миф об особом значении Америки в мировом процессе, миф об американской мечте, о социальном успехе, который возможен только в Америке, и миф о всеобщем социальном равенстве людей и об уникальности каждой личности.
Проанализировав мифы в американском массовом кино, я выявила, что массовый кинематограф иллюстрирует, актуализирует и персонифицирует американские мифы, а американские мультсериалы для взрослых не только воспроизводят американский миф, но и пытаются его критиковать, относиться к американским мифам иронически, то есть де-мифологизировать массовое сознание, но, по сути, осуществляют ре-мифологизацию американского и не-американского массового сознания стереотипами по поводу того, что из себя представляет Америка и американцы. Американский массовый кинематограф в лице Голливуда завоевывает зрителей по всему миру благодаря тому, что работает с литературными источниками разных стран, по своему осмысляя и экранизируя первоисточник: делая из драмы сказку, а героям-жертвам противопоставляя героев-победителей, реализующих набор «традиционных американских ценностей», следование которым показывает пример пути к успеху.
Обобщая все выше сказанное, я пришла к следующим выводам по всему исследованию:
1. Американский культурный империализм - это культурное, художественно-эстетическое доминирование США в глобальной массовой культуре.
2. Это доминирование обеспечено особенностями американской национальной идентичности, основанной на чувстве собственного превосходства, подкрепленного американскими национальными мифами.
3. Американское культурное доминирование обусловлено деятельностью транснациональных медиа-корпораций и, в том числе, Голливудом.
4. Массовый американский кинематограф постоянно актуализирует американские национальные мифы, ре-мифологизирует американскую действительность и распространяет эту мифологию как внутри США, так и за их пределами, тем самым конструируя национальную идентичность страны.


1. Абдулатипов Р. Г. Сущность нации - этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., Славянский диалог, 1999.
2. Анатомия американского мифа // [Электронный ресурс] Режим доступа:
http : //www. kontinent. org/article_rus_460304dc00019. html (дата
обращения: 16.02.2012).
3. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН - Пресс - Ц, Кучково поле, 2001.
4. Ачкасов В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1. СПб., 2003.
5. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: ИФ РАН, 1996.
6. Баронин А.С. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000.
7. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Издательская группа « Прогресс», «Универс», 1994. С. 72-131.
8. Баталов Э.Я. Американские ценности в современном мире.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conn995/batalov21.htm (дата
обращения: 14.04.2012).
9. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979.
11. Бодрийар Ж. Америка // Пер. с франц. Д. Калугин. - СПб.: Владимир Даль, 2000.
12. БодрийарЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
13., БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
14., Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006.
15. Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая
культура ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003.
16. Вайль П., Генис А. Американа // Вайль П., Генис А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - С. 199-629.
17., Вивер Г. Мозаика американской культуры // [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.kontinent.org/article_rus_460d686ac350e.html (дата
обращения: 16.02.2012).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ