Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 7
1.1 Проблема формирования и применения коммуникативных навыков как
вопрос общей и социальной психологии 7
1.2 Факторы формирования коммуникативных умений 13
1.3 Коммуникативные барьеры, деформации общения и возможности арт-
терапевтической работы с ними 22
1.4 Арт-терапевтические подходы к развитию коммуникативной сферы
человека 30
1.5 Критерии и аспекты формирования арт-терапевтической методики
работы с целью формирования коммуникативных умений 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 46
2.1 Организация и этапы исследования 46
2.2 Описание методик, переменных и программы арт-терапевтического
тренинга 48
2.3 Номотетический и идеографический подходы к проведению
эксперимента в арт-терапевтической среде
2.4 Результаты и их обсуждение 55
2.5 Выводы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Роль коммуникации в жизни человека была представлена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многих других. Они называют общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека: организация совместной деятельности; обеспечение психологического комфорта личности; управление поведением и деятельностью; удовлетворение потребности в общении; самоутверждение. Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения, коммуникативными умениями. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения. Коммуникативные умения составляют важную часть коммуникативной культуры, с одной стороны являясь составляющей структуры личности, а с другой, представляя собой необходимое условие эффективной работы для представителей большинства профессий. Результат любого коммуникативного процесса зависит непосредственно от степени развития коммуникативных умений его участников.
Существуют трудности, возникающие в процессе общения. В современном мире они обусловлены, в том числе, цифровой средой, ростом тенденции к опосредованному общению. Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проявляются они, соответственно, в виде деформаций аффективной, когнитивной и поведенческой сфер человека. Отсутствие стремления понять собеседника и согласовать диалог соответственно его состоянию, нарушения социальных контактов, эскапизм и враждебность - одни из наиболее частых результатов коммуникативных деформаций, однако последствия данных нарушений так же разнообразны, как и их формы. В связи с этим одной и задач современного психолога можно назвать содействие в формировании коммуникативных умений, а потому существует необходимость в поиске результативных способов решения обозначенной проблемы.
Одним из мощных подходов, применимых, в том числе и к формированию коммуникативных умений является арт-терапия. С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы — побудить участников группы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении. В качестве одной из серьезных проблем современной арт-терапии А. И. Копытин отмечает недостаточность научных исследований. По его словам, низкий уровень арт-терапевтических исследований за рубежом, отвечающих научным требованиям, объясняется целым рядом причин. Среди них можно назвать то, что многие арт-терапевты в этих странах имеют художественное образование в качестве основного. Представители зарубежного арт-терапевтического сообщества отдают, в большинстве своём, предпочтение «качественным» или феноменологическим методам исследования, связанным с описанием процесса арт-терапии и анализом различных поведенческих, эмоциональных и творческих проявлений его участников в контексте психотерапевтических отношений. Имея большую ценность, такие исследования не могут, однако, рассматриваться как достаточные и адекватные современным требованиям, условиям работы специалистов и принципам научной доказательности . Исходя из вышеизложенного, существует необходимость совмещения качественных и количественных методов исследовательской деятельности в настоящем исследовании [48]. В арт-терапии существует большое количество упражнений, большинство из которых подразумевает одиночное вертикальное рисование и парное или групповое горизонтальное рисование. В данном тренинге мы совместим возможность вертикального рисования с рисованием в паре.
Объектом настоящего исследования является коммуникативные умения. Предметом исследования стала связь формирования коммуникативных умений с прохождением арт-терапевтического тренинга.
Гипотеза исследования: арт-терапевтический тренинг будет содействовать формированию коммуникативных умений.
Цель: разработать арт-терапевтический тренинг и выявить его
результативность в качестве формирующего коммуникативные умения .
Задачи:
1. Описать коммуникативные умения с позиции современных научных наработок;
2. Описать существующие коммуникативные барьеры, деформации общения и возможности арт-терапевтической работы с ними;
3. Соединить актуальные представления о влиянии рассматриваемого способа взаимодействия с формированием коммуникативных умений;
4. Выделить критерии и аспекты формирования арт-терапевтической методики работы с целью формирования коммуникативных умений;
5. Подобрать и разработать методики оценки результативности тренинговой программы;
6. Разработать и апробировать программу арт-терапевтического тренинга, направленную на формирование коммуникативных умений ;
7. Выявить результативность составленной программы.
Исследование проходило на базе Учебно-практического центра психологии при департаменте психологии УрФУ и психологического центра «Психологи-УМ».
Методы настоящего исследования включают в себя тестирование (методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест “Уровень субъективного контроля”, пятифакторный личностный опросник), формирующий эксперимент, метод анализа продуктов деятельности, метод беседы, метод включенного наблюдения со стандартизованным бланком фиксации активности испытуемых, а также методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Общая выборка эмпирического исследования составила 160 человек.
Практическая значимость работы заключается в создании и апробации арт-терапевтической тренинговой программы в качестве условия для формирования коммуникативных умений и сопровождающих методиках его оценки. В перспективе рассматривается возможность исследования результативности разработанного тренинга в работе организационного психолога, семейном парном рисовании и других формах психологической работы.
Результаты настоящего исследования показали достаточно большой объем данных как относительно теоретических положений об изучении условий формирования коммуникативных умений и результативности арт- терапевтического тренинга в этом контексте, так и так и относительно эмпирически подтвержденных закономерностей изменения показателей до и после тренинга.
Была сформирована теоретическая основа изучения предметного поля данной работы, описаны актуальные представления о формировании и применении коммуникативных умений, понимании как факторе формирования коммуникативных умений, возможные коммуникативные барьеры и деформации общения, а также их причины, обозначены методологические подходы к их изучению и работе с ними. Также в этой работе теоретически обоснована и подтверждена эмпирически возможность эффективного использования арт -терапевтического тренинга в качестве условия формирования коммуникативных умений, собрана информация о критериях и аспектах формирования арт-терапевтической методики работы с целью формирования коммуникативных умений. В работе использованы как идеографический, так и номотетический подходы к проведению эксперимента в арт-терапевтической среде, дано теоретическое обоснование их единовременного использования. Описаны факторы формирования и применения коммуникативных умений. Сформирован дизайн исследования, включающего в себя батарею тестовых методик, а также идеографические методы, такие как включенное наблюдение и метод беседы.
В рамках подготовки эксперимента сформирована методика наблюдения. В качестве критериев наблюдения за каждым упражнением был выбран ряд качественных показателей, которые отражают факторы, воздействующие на испытуемого в данный момент времени, фон анамнеза и общих репрезентативных структур, а также характер эмоциональных проявлений испытуемых в ходе выполнения задания. В последний критерий вошли различия состояния на начало и конец выполнения задания, а также на каждом из этапов выполнения, при вербализации перехода к следующему этапу, а также на момент обсуждения задания.
Также в критерии, фиксируемые в рамках наблюдения, вошел ряд показателей, соответствующих каждому упражнению в частности, удовлетворяющий необходимости наблюдения за поведением испытуемых в рамках определенной уникальной ситуации. Для каждого критерия был разработан качественный принцип оценки показателей по нему.
В эмпирической части данной работы приведены результаты исследования по отобранным методикам с применением математической статистики, проведены параллели с результатами пилотажного исследования, сделан ряд выводов.
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / Т.З. Адамьянц. - М.: Дрофа. 2009. - 204 с.
2. Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания / Т.З. Адамьянц. — М.: Общественные науки и современность. - 2014. - №4. с. 121-131.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
4. Андерсен Д. Когнитивная психология / Д. Андерсен. — СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Артюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. - 905 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
7. Большой психологический словарь/ Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко; под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. — М.: АСТ, 2009. — 816 с.
8. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф Бурлачук. - Киев: Ника-Центр, 1997. 128 с.
9. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ / М. Вартофский. — М.: Прогресс, 1988. — 202 с.
10. Варыгин Д. В. Проблема понимания в современной герменевтике /
Д. В. Варыгин // Российский гуманитарный журнал. — 2012. — №1.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-
ponimaniya-v-sovremennoy-germenevtike (дата обращения: 12.03.2020).
11. Величковский Б. М. Анализ процессов понимания / Б. М. Величковский // Современная когнитивная психология. — 1982. — №1 — С. 221-237.
12. Величковский Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М., 1973. — 105 с.
13. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология /Б. М. Величковский. М.: Издательство Московского университета, 1982. - 336 с.
14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированое руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
15. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 174 с.
16. Волков Б. С. Методы исследований в психологии / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Педагогическое общество России. - 2002. - №2 — 118 с.
17. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002. - 480 с.
18. Воронин В. М. Использование латентного семантического анализа как альтернативы пропозиционального анализа в исследованиях понимания текста/ В. М. Воронин, С. В. Курицин, З. А. Наседкина, М. М. Ицкович // Гуманизация образования. — 2017. — №2. — С. 11-19.
19. Воронин В. М. Понимание и ценности (норма и патология): монография / В. М. Воронин, М. М. Ицкович; Министерство здравоохранения Свердловской области; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт. — Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2018. — 306 с.
20. Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. / Ю. Б.
Гиппенрейтер [Электронный ресурс]. URL:
http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/myshlenie(дата обращения: 22.02.2020)
21. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — М.: Харвест, 1998. - 800 с.
22. Г орский Д. П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания / Д. П. Горский // Логическая семантика и модальная логика. — 1967. — №1. — с. 54-83.
23. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996. - 360 с.
24. Дейк Т. А. Ван. Язык, познание, коммуникация / Т. А. Ван Дейк. — М.: Прогресс, 1989. — 404 с.
25. Джемс У. Психология / У. Джеймс. — М.: Педагогика, 1991. — 203 с.
26. Дормашев Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. — М.: Тривола, 1995. — 206 с.
27. Дридзе Т. М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от “творческого” толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 2. М.: ИС РАН, 2000. с. 115—137.
28. Егорова М. С., Паршикова О. В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5- 10) // Психологические исследования (электронный журнал). — 2016. — Т. 9, № 45. — с. 9 (дата обращения: 22.02.2020).
29. Зборовский Г. Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. - 2012. - №2, с. 12-20.
30. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.
31. Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга: учебное пособие / Г. И. Захарова. - Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2008. - 44 с.
32. Зинченко В. П. Работа понимания / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. — 1997. — № 3. — с. 42 - 52.
33. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — М.: ИП РАН, 1994. — 400 с.
34. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В. В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 448 с.
35. Иваницкий А. М. Мозговые механизмы оценки сигналов / А. М. Иваницкий — М.: Наука, 1976, — 156 с.
36. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
37. Ильинский И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1, 2014, с. 5-17.
38. Ильинский И. М. Понимание как цель образования / И. М.
Ильинский, П. С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. 2006. №1.
[Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberlemnka.ru/articleZn/pommame-kak-tsel- obrazovaniya(дата обращения: 04.04.2020).
39. Исенбаева Г. И. Понимание как системный объект: предпосылки моделирования / Г. И. Исенбаева // Вестник ЧелГУ. — 2007. — №22. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponimanie-kak- sistemnyy-obekt-predposylki-modelirovaniya(дата обращения: 02.02.2020).
40. Катаев Д. В. Категории «Смысла» и «Понимания» как интеграция
обыденного и теоретического знания в социологической парадигме Макса Вебера / Д. В. Катаев // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2015. — №1 (29). [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kategorii-smysla-i-ponimaniya-kak-integratsiya- obydennogo-i-teoreticheskogo-znaniya-v-sotsiologicheskoy-paradigme-maksa- vebera(дата обращения: 04.03.2020).
41. Квасюк Т. Я. Понимание как мыслительный процесс / Т. Я. Квасюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — №3. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ponimanie-kak-myslitelnyy-protsess (дата
обращения: 04.03.2020).
42. Квасюк Т. Я. Понимание как психолого-педагогический феномен / Т.
Я. Квасюк // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-kak-psihologo-
pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 04.03.2020).
43. Колпаков С. Н. Понимание как единица содержания образования / С.
Н. Колпаков. — 2017. — №1 (15). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-kak-edinitsa-soderzhaniya- obrazovaniya(дата обращения: 04.03.2020).
44. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002. - 315 с.
45. Копытин А. И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: дис. д. мед. наук. СПб., 2010. 312 с.
46. Копытин А. И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. Режим доступа: http:// medpsy.ru. Дата обращения: 04.02.2020.
47. Костандов Э. А. Асимметрия зрительного восприятия и взаимодействие больших полушарий головного мозга человека // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М.: Медицина, 1976, — с. 151—153.
48. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции / Э.А. Костандов. — М.: Медицина, 1977. — 248 с.
49. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под ред. А. В. Петровского. — Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998. - 568 с.
50. Кудрина Т. С. Уровни понимания учащимися смысла задачи / Т. С. Кудрина // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — 1987. — С. 140-144.
51. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткий. — М.: МГУ, 1985. — 404 с.
52. Курилович И. С. Понимание как признание / И. С. Курилович // Epistemology &Philosophy of Science. — 2017. — №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZponimanie-kak-priznanie(дата обращения: 04.03.2020).
53. Латов Ю. В., Ключарев, Г. А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. № 2, 2015 с. 31-41.
54. Леонтьев А. А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. с.36.
55. Лепская Н.И Детская речь в свете теории коммуникации // вопросы языкознания. 1994 - № 2 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. - с. 82-89
56. Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. — с. 149-152.
57. Лобанова Н. И. Понимание как проблема образования / Н. И.
Лобанова // Высшее образование в России. — 2015. — №8-9. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-kak-problema-
obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2018).
58. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М.: Изд- во МГУ, 1973. — 73 с.
59. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003. Этнопсихологический словарь под редакцией Крысько В. Г., МПСИ, Москва, 1999. - 315 с.
60. Москвичев, Л. Н., Знание // Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2009, с. 73.
61. Мягков И. Ф. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: уч. пособ. для ВУЗов / И. Ф. Мягков, С. Н. Боков. — М., 1999. — 232 с.
62. Немов Р. С. (2003) Психология: в 3-х кн. / 4-е изд. М. : Владос. Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
63. Образовательное знание как стратегия субъекта образовательной деятельности: размышления о новом понятии // Мир психологии. № 3. с. 95-107.
64. Общая психология. Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
65. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.
66. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
67. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебник /Б. Д. Парыгин. - 6¬е изд.- СПб.: СПбГУП,2011. - 313с.
68. Практическое мышление: специфика обобщения, природа
вербализации и реализуемости знаний. Сборник статей / под ред. профессора Ю. К. Корнилова. Я.: Ярославский государственный университет, 1997. — 143 с.
69. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбаха; под ред.
Р. Корсини. — СПб.: Питер, 2005. — 936 с.
70. Пульман М.Ю. Изучение коммуникативной компетентности как профессионально важного качества у курсантов и сотрудников ОВД // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf(дата обращения: 07.03.2020)
71. Рогов Е.И. «Психология общения» / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
72. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М., 1958. — 200 с.
73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Питер, 2002 г. — 720 с.
74. Свердлов С. А. Экспериментальное исследование генезиса понимания коротких текстов: магистерская диссертация / С. А. Свердлов; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Кафедра общей и социальной психологии. — Екатеринбург, 2018. — 119 с.
75. Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта / В. В. Селиванов. — Смоленск: Универсум, 2003. — 100 с.
76. Селиверстова, Н.А. Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение. № 2, 2015, с. 79-87.
77. Селицкая Л. А. Гносеологическая природа понимания. Диссертация канд. филос. наук. — Л.: ЛГУ, 1976. — 350 с.
78. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт-терапии // Учёные записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 130-141.
79. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. — М.: Наука, 1981. — 213 с.
80. Смирнов А. А. Роль понимания и запоминания / А.А. Смирнов // Хрестоматия по психологии: учебное пособие / сост. В. В. Мироненко; ред. А. В. Петровский. - 2-е изд., перераб. и дополненное. - М.: Просвещение, 1987. — 400 с.
81. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. — М.: Тривола, 2006. — 600 с.
82. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования, Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В. // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2011. — № 3. — С. 74-79. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-lichnosti-metodologiya- psihologicheskogo-issledovaniya/viewer(дата обращения: 16.02.2020)
83. Социальная психология / под ред.А.Н. Сухова, А.А. Дернача. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 600 с.
84. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов / Л. Д. Столяренко. — Ростов- н/Д.: «Феникс», 2005. - 544с.
85. Теплов Б. М. Избранные труды. В двух томах. Сер. Труды действительных членов и членов -корреспондентов Академии педагогических наук СССР / Б. М. Теплов. — М. Педагогика, 1985. — 328 с.
86. Тихомиров О. К. Мышление, знание и понимание / О. К. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1989. — № 2. — с. 6-16.
87. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М.: Издательство Моск. Университета, 1984. — 272 с.
88. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999. - 315 с.
89. Троицкий Ю. Л. «Понимание» как образовательная технология / Ю. Л. Троицкий // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2012. — №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ponimanie- kak-obrazovatelnaya-tehnologiya(дата обращения: 04.03.2020).
90. Трунова, А. Р. Научно-теоретические подходы к определению
навыков коммуникации / А. Р. Трунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 76-79. — URL:
https://moluch.ru/archive/216/52130/(дата обращения: 08.03.2020).
91. Узнадзе Д. П. Психологические исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1966. — 451 с,
92. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 315 с.
93. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 1992. - № 3. — 400 c.
94. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - М., 2002, — 260 с.
95. Шабанов, Л. В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования / Л. В. Шабанов // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2011. — № 3. — С. 74-79. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-adaptatsiya-lichnosti-metodologiya- psihologicheskogo-issledovaniya/viewer(дата обращения: 08.03.2020).
96. Щюц А. Методология социальных наук // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М. : РОССПЕН. 1056 с., 2004, с. 7-147.
97. Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999. - 460 с.
98. Этнопсихологический словарь под редакцией Крысько В. Г., МПСИ, Москва, 1999. - 315 с.
99. Anderson J. A. Cognitive psychology and its implications (3rd ed.). N.Y.: W. H. Freeman. 1990. 360 p.
100. Anderson, J. R. Cognitive psychology and its implications. San Francisco: Freeman, 1985. — 200 p.
101. Andrian Е. D. The physical background of perception. Clarendon Press. Oxford, 1947. - 243 p.
102. Clark H.H. Inferences in comprehension // Basic processes in reading:
103. Clark H.H., Clark E.V. Psychology and language. N.Y., 1977. 250 p.
104. Bachanan Р.С., Reisel J. Differentiating human relation laboratories // Soc. Change. 1972. V. 2. №2, pp.1-3.
105. Dijk T.A. van. Prejudice in discourse: An analysis of ethnic prejudice in cognition and conversation. - Amsterdam, 1984. — 200 p.
106. Frank L. К. Protective methods for study of personality // Handbook of projective technique / B. I. Murstein (Ed.). - N. Y., 1965. - P. 1-22.
107. Norman D. A. The psychology of everyday things. - N.Y.: Basic Books.
- 1988. — 350 p.
108. Thorndyke P. W. Cognitive structures in comprehension and memory of narrative discourse Cognitive Psychology, 1977; v.9, p.77-110