Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ ВЫПУСКНИКОВ В НАПОЛНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Работа №101159

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ В НАПОЛНЕНИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА 7
1.1. Воспитательная среда вуза: характеристика, компоненты и
эффективные технологии для формирования компетенций 7
1.2. Роль воспитательной деятельности в формировании
конкурентоспособного специалиста 23
1.3. Факторы воспитательной среды Уральского федерального
университета 27
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ВЫПУСКНИКОВ В НАПОЛНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 39
2.1. Опыт взаимодействия с выпускниками в вузах России 39
2.2. Опыт работы с выпускниками в институтах УрФУ 44
2.3. Результаты социологических исследований 53
2.4. Комплексно-целевой подход к организации взаимодействия с
выпускниками для наполнения воспитательной среды вуза 81
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 93
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Методика определения выборки


Воспитательная деятельность в современном вузе - это целостный процесс совершенствования личности, носящий сложный комплексный характер. Для его реализации необходимо иметь большое количество структурных элементов, которые сами так же являются процессами и в своем развитии требуют привлечения методов различных наук, к которым относятся экономика, социология, психология, психофизиология, политология, культурология. В современной науке и практике существует множество подходов к организации воспитательного процесса, к программному подходу к формированию высокодуховного гражданина. Одним из них, на наш взгляд может являться программа по формированию воспитательной среды вуза через привлечение выпускников в данный процесс.
Значимость избранного направления исследования подтверждается данными социсследований, проведенными среди выпускников, студентов и преподавателей вуза.
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и практики воспитательной работы вузов позволил выявить ряд основных противоречий между:
- изменившимися ценностными ориентациями молодежи,
- существующим уровнем организационно-педагогического обеспечения воспитательной деятельности в вузах;
- недостаточным уровнем вовлечения выпускников вуза в формирование его воспитательной среды.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении и обосновании участия выпускников вуза в формировании такой воспитательной среды в вузе, которая способствовала бы личностно-профессиональному становлению обучающихся.
Актуальность и отсутствие целостного освещения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Потенциал выпускников в наполнении воспитательной среды вуза».
Объект исследования: воспитательная среда вуза.
Предмет исследования: роль выпускников в формировании
воспитательной среды Уральского федерального университета.
Цель исследования - разработать комплекс мероприятий по формированию воспитательной среды вуза с участием выпускников.
Цель, объект и предмет исследования определили его задачи:
- провести полисубъектное исследование воспитательной среды;
- изучить современное состояние участия выпускников в воспитательной деятельности в УрФУ и других вузов России, определить влияние системы воспитательной деятельности на высокий уровень конкурентоспособности выпускников;
- сформировать комплекс мероприятий с участием выпускников вуза по наполнению воспитательной среды;
- проанализировать итоги внедрения комплекса мероприятий, разработать рекомендации, сформировать предложения по улучшению;
- получить экспертную оценку комплекса мероприятий выпускниками.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой потенциал выпускников вуза в формировании воспитательной среды позволит наполнить ее необходимыми факторами и условиями, что может способствовать формированию конкурентоспособного специалиста.
На защиту выносятся:
1. Анализ исследований четырех категорий респондентов: выпускники, студенты, организаторы воспитательной деятельности и лидеры студенческого самоуправления.
2. Предложения в концепцию воспитательной работы Уральского федерального университета.
3. Подпрограмма работы с выпускниками по наполнению воспитательной среды вуза.
4. Анализ опыта работы с выпускниками в институтах России и 154 вузах России.
Теоретико-методологическими ориентирами магистерской диссертации являются:
- обзор научных трудов, посвященных средовому подходу в образовании и воспитании, работ о воспитательной среде вуза;
- опыт работы вузов России, у которых в открытом доступе имеется информация о работе с выпускниками;
- опыт работы Уральского федерального университета в целом и каждого института в отдельности по организации воспитательной деятельности и взаимодействию с выпускниками вуза;
- анализ исследований среди выпускников, студентов вуза и организаторов воспитательной деятельности .
В работе использованы теоретические (анализ литературы по заявленной теме исследования) и эмпирические (анализ анкетирования студентов и организаторов воспитательной деятельности, систематизации данных, аналитического исследования, моделирования) методы исследования.
Практическая ценность результатов - на основании проведенных исследований, изученного опыта работы и анализа научной литературы были предложены дополнения в Концепцию воспитательной деятельности вуза, подпрограмма по участию выпускников в воспитательной деятельности вуза, которые будут полезны для использования организаторами воспитательной деятельности в институтах УрФУ, ответственным за организацию работы с выпускниками, а также лидерам студенческого самоуправления.
Диссертация состоит из введения, 2 глав, содержит 13 рисунков, 3 таблиц, и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диссертационное исследование, касающееся вопросов взаимодействия университета и его выпускников, носит практически ориентированный характер. Анализ опыта работы вузов России, итоги социологических исследований показывают активный интерес выпускников и администрации университетов к развитию партнерских отношений с выпускниками. Следует отметить, что в большинстве своем, сотрудничество направлено на трудоустройство будущих выпускников и поддержание традиций университетов, но в последнее время активно обсуждаются вопросы влияния выпускников на процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Новой темой в научном исследовании вопросов сотрудничества выпускников и университета становится взаимодействие в рамках конкретного подпроцесса - воспитательной деятельности. Актуальность данного вопроса исследования доказана как эмпирически (на основании результатов анализа проведенной работы с выпускниками), так и теоретически (на основании вызовов-заказов государства, теоретических исследований в области воспитания современного поколения студенчества и влиянии на этот процесс внешних факторов.
В ходе диссертационного исследования выявлено и обосновано участие выпускников вуза в формировании такой воспитательной среды в вузе, которая способствовала бы личностно-профессиональному становлению обучающихся, достигнута поставленная цель - разработать комплекс мероприятий по формированию воспитательной среды вуза с участием выпускников, решены следующие задаяи:
- провести полисубъектное исследование воспитательной среды;
- изучить современное состояние участия выпускников в воспитательной деятельности в УрФУ и других вузов России, определить влияние системы воспитательной деятельности на высокий уровень конкурентоспособности выпускников;
- сформировать комплекс мероприятий с участием выпускников вуза по наполнению воспитательной среды;
- проанализировать итоги внедрения комплекса мероприятий, разработать рекомендации, сформировать предложения по улучшению;
- получить экспертную оценку комплекса мероприятий выпускниками.
На основании проведенной работы определено, что потенциал выпускников вуза в формировании воспитательной среды позволит наполнить ее необходимыми факторами и условиями, что может способствовать формированию конкурентоспособного специалиста.
Таким образом, диссертационное исследование, объединившее в себя и теоретические исследования, и разработку практических материалов, может полностью быть использовано организаторами работы с выпускниками в университете на различных уровнях: кафедры, института, университета.



1. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда как философско- педагогический феномен / Е. П. Белозерцев, И. Б. Стояновская // Материалы Междунар. науч.-практ. конфер. 9 - 11 января 2003 г. «Средовой подход в образовании». Ч. II. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2003.
2. Боровская Е. В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01 / Е. В. Боровская - Н. Новгород: ННГУ - 2009.
3. Войко Р. А. Сущность и структура понятия «Культурно-образовательная среда» / Р. А. Войко // Материалы науч-практ. конфер. «VI Знаменские чтения» 4 марта 2007 г. - Сургут: Сур ГПУ, 2007.
5. Волкова Л. В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01 / Л.В. Волкова - Н. Новгород: ННГУ - 2010.
6. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как средство профессионального развития учителя: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Р. А. Кассина - Н. Новгород: ВГИПУ - 2006.
7. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб.науч.статей Сост. и отв.ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова.- Пермь, 2001.- 201с. (ИТОиП РАО, Науч. центр совр. проблем воспитания, Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования).
8. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. - М.; Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.
9. Мануйлов Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб-метод. пособие / Ю. С. Мануйлов, Г.Г. Шек. - М.-Н. Новгород: РАСТР- НН, 2008.
10. Мануйлов Ю. С. Модель урока в концепции средового подхода/ Ю. С. Мануйлов // Ресурсы развития современного урока. Материалы XI Международной науч.-практ. конф., Киров, 14-16 октября 2008 г. В 4 ч. Ч. 1. - Киров: КИПК и ПРО, 2008.
11. Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода: учебно-методическое пособие / Е. В. Боровская, Л. В. Волкова, О. Л. Кораблёв, Ю. С. Мануйлов, Е. В. Орлов, И. И. Сулима, О. Е. Фефелова / Под общей редакцией Ю. С. Мануйлова. - Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2010.
12. Орлов Е. В. Педагогика управления // Alma mater: Вестник высшей школы. -2010. - № 7 (август).
13. Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сб. науч. статей / под ред. Ю. С. Мануйлова (отв. ред), - М. - Н. Новгород : РАСТР-НН, 2007.
14. Шек Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Г. Шек - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина - 2001.
15. Опубликовано: Региональные ресурсы развития культурно -
образовательной среды - ведущее условие самореализации личности: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: 11-13 октября 2011 г. - Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2011. - 344 с. (С. 75-81)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ