Глава 1. История внедрения программ поддержки предприятий 19
1.1. Военный переворот 1980 года. «Решения 24 января» 19
1.2. "Белая революция" Тургута Озала 28
1.3. Внедрение правительственных программ стимулирования экспорта 45
Глава 2. Эффективность правительственных программ стимулирования экспорта 50
2.1. Разновидность программ поддержки 50
2.2. Программы поддержки инвестиционных проектов 52
2.3. Правительственные программы стимулирования экспорта 58
2.4. Эффективность турецких программ стимулирования экспорта 65
Глава 3. Влияние правительственных программ стимулирования экспорта на
развитие торгово-экономических отношений с Россией 75
3.1. Российско-турецкие торгово-экономические отношения в конце ХХ
начале XXI вв 75
3.2. Развитие торгово-экономических отношений с Россией 82
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 90
Приложение. Таблица 12. Эффективность программ стимулирования экспорта 103
Становление стабильной экономики государства в условиях отсутствия международных границ в экономическом секторе, расширения сфер торговли и интеграции стран в глобальную финансовую систему невозможно без развития и поддержки экспорта. Поддержка экспортно-ориентированных предприятий на государственном уровне жизненно необходима для малых и средних предприятий, ведь выход на международный уровень - это трудоемкий и сложный процесс.
Поддержка государства может быть осуществлена посредством широкой сферы услуг от предоставления информации об условиях выхода на международный рынок и возможностях, которые предприятие сможет использовать, до оказания специализированной помощи в составлении и реализации бизнес плана или финансовой помощи.
Правительство Турецкой Республики имеет большой опыт в подобного рода «стимулировании экспорта». С 29 октября 1923 года, когда Мустафой Кемалем Ататюрком была создана свободная и независимая Турецкая Республика Правительство Турции начало поддерживать своих предпринимателей. С 80х годов ХХ века, когда была основана и принята модель развития экономики, основанная на экспортном секторе, данный сектор получил мощный толчок для развития и стал движущей силой для дальнейшего преобразования экономики Турции. Так, после принятия мер в рамках поддержки предприятий экспортеров, уровень доходов Турции от экспорта увеличились в 12 раз. Если уровень дохода в секторе экспорта в 1980 году составили 2,9 млрд долларов США, то уже в 2002 году уровень дохода достиг уровня в 36 млрд долларов США .
Поддержка или «стимулирование» экспорта выражается в частичном финансировании малых, средних и крупных предприятий, с целью оказать помощь в выплате части арендной платы складских, офисных и торговых площадей турецких предпринимателей заграницей. С конца ХХ века поддержка Правительства распространяется на проведение маркетинговых операций связанных с рекламными кампаниями турецких предпринимателей проводимых с целью увеличения процента узнаваемости турецких брендов. Помимо финансовой поддержки, обеспечивается специализированная поддержка производителям и продавцам экспортной продукции.
К сожалению, подобная политика не всегда приводит к желаемому результату, что можно проследить по отчетам Министерства экономики Турции, а также по отчетам региональных Торгово-промышленных палат. Более того, в большей части отрицательный результат можно проследить и в отчетной документации, составленной в результате переговоров Турецкой Республики, как с Европейскими странами, так и с Россией.
В большинстве случаев, политика предоставления материальной помощи, приводит к тому, что на международный рынок выходят мелкие компании, у которых не хватает средств, знания и квалифицированных сотрудников для ведения и кураторства международных торговых контрактов, что ведет к отрицательной оценке торговой и экономической деятельности Турции на региональном уровне.
Объектом исследования является программа государственной поддержки предприятий, ведущих экспортную деятельность. Предмет исследования - направления государственной поддержки и их дифференциация.
Цель данной работы проследить эффективность политики материальной поддержки турецких предприятий. В рамках поставленной цели были выделены следующие задачи:
• Выявить предпосылки создания программ стимулирования экспорта
• Определить есть ли положительное влияние на рост экспорта Турецкой Республики после введения политики материальной поддержки экспортеров.
• Проследить влияние программы материальной поддержки экспортеров на выбор турецкими предпринимателями сектора экспорта, в котором будет вестись последующая работа.
• Проследить на примере действующих турецких компаний эффективность программы государственной поддержки для компании участника программы.
• Определить степень влияния данной программы на решение турецких предпринимателей вести экономическую и торговую деятельность на территории Российской Федерации.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема эффективности турецкой государственной поддержки для предпринимателей не была изучена в России. Что касается исследователей в Турции, то ввиду довольно строгой политики нынешнего правительства, экономисты и политологи стараются не касаться краеугольного камня современной экономической политики правительства. К сожалению, потенциальные партнеры турецких компаний в России не владеют информацией о программах материальной помощи компаниям экспортерам, что ведет к получению незаконной прибыли турецкими партнерами за счет, как российских партнёров, так и за счет правительства Турецкой Республики. Материалы данного диссертационного исследования могут быть рассмотрены в качестве наглядного пособия по программам стимулирования экспорта в Турции, что несомненно очень важно для становления отечественных программ поддержки экспортно-ориентированных МСП.
В хронологические рамки данной магистерской диссертации входит период с начала 80х ХХ века по настоящее время. Данный период выбран диссертантом не случайно, ведь именно в начале 80х г. начинается становление программы государственной поддержки турецких предпринимателей в их современном виде на территории Турецкой Республики.
Методология исследования. Ввиду того, что данная исследовательская работа находится на стыке нескольких гуманитарных наук, таких как история, политология, статистика и экономика, данная работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода, который позволяет провести комплексный анализ заявленной проблематики.
В данной исследовательской работе основной акцент уделен влиянию внутренней политики на внешнюю экономическую деятельность. После изучения современных подходов и концепций изучения международных отношений, было принято решение вести исследовательскую деятельность в рамках неореалистической концепции, по которой «внешняя политика является продолжением внутренней, а международные отношения - продолжением внутри общественных отношений»1.
Для достижения поставленной цели и задач, были использованы метод критического анализа документов. Благодаря тому, что информация о проведении и контроле исполнения программы государственной поддержки находится в свободном доступе на официальных ресурсах правительства Турецкой Республики , проследить, изучить и анализировать развитие данной программы достаточно легко.
Турция не единственная страна, которая проводит политику поддержки предпринимателей. Именно поэтому в рамках метода анализа ситуации можно провести сравнение эффективности политики поддержки предпринимателей различными странами. Так, например, в европейских странах политика поддержки предпринимателей заключается в том, что правительство страны обеспечивает выплату страховых взносов компаний экспортеров.
В рамках прогностических методов, был использован метод построения сценариев для определения направлений и динамики развития процессов, которые могут быть инициированы или активизированы, будь то увеличение объема экспорта или же его сокращение; принятие решения о пересмотре политики, об увеличении объема государственных поддержек или же об их отмене и т.п.
Т.к. данная работа тесно связана с экономикой, были также использованы подходы и методы исследования, используемые в методологии экономической теории. В рамках рационалистического подхода, были использованы такие методы исследования, как формальная логика (изучение экономического явления со стороны его структуры и формы), анализ, синтез (соединение изученных моментов о предмете и составление общей, целостной картины), экономическое моделирование (описание реальности, позволяющие определить причины экономических явлений, закономерности изменения и их последствия).
Источниковая база данного исследования основана на комплексе документов на турецком, английском, русском и других языках, которые можно разделить на следующие группы и подгруппы:
• Официальные документы государственных и международных организаций:
- законодательные акты
- постановления правительства
- международные соглашения
- ежегодные, ежеквартальные отчеты государственных структур
• Г осударственные планы экономического развития
• Статистические материалы
-данные торгово-промышленных палат
-данные независимых агентств
-данные СМИ
• Материалы периодической печати и информационных агентств
• Материалы, собранные в ходе бесед и личных встреч,
проведенных с представителями государственных структур и турецкого предпринимательского сектора
В качестве источников официальных документов наибольший интерес вызывают законодательные акты и постановления правительства, которые в первую очередь затрагивают модернизацию экономической, а именно банковской и финансовой сферы, а также сферу поддержки малого и среднего предпринимательства Турецкой Республики. К их числу можно отнести такие законодательные акты и постановления правительства Турецкой Республики, как Конституция Турецкой Республики от 1982 года1, Постановления № 2012/3005, 2014-82, 2014-43, 2012-4 , 2011-1 , 2010-86, 2010¬67, 2009-5 , 2006-4 , 2000-1 , 2014/611, опубликованные как на официальном информационном портале Официальной газеты Турции, так и на
официальном сайте Министерства экономики Турецкой Республики. Данные официальные документы позволяют диссертанту оценить степень заинтересованности турецкого правительства в продвижении экспорта товаров турецкого производства на всех уровнях:
• Оценка рисков
• Подготовка к выходу на международный рынок
• Продвижение и маркетинг турецкого бренда
• Поддержка турецких работодателей заграницей
• Поддержка предпринимателя на локальном уровне, посредством обязательного контакта с Отделом по Торговым и Экономическим Вопросам посольств и консульств Турецкой Республики
Наряду с вышеперечисленными постановлениями, указами правительства Турции, в ходе работы диссертантом были использованы такие законодательные акты, как торговый кодекс1 и налоговый кодекс Турции. Работа с подобными источниками, позволила диссертанту определить общую картину ведения предпринимательской деятельности на территории Турции, права и обязанности гражданина, планирующего или же ведущего предпринимательскую деятельность не только на территории своего государства, но и за его границами.
С точки зрения развития международных торговых и экономических отношений Турецкой Республики с западными и восточными странами, а также развития торговых отношений с Россией, большое значение имеют международные договоры и соглашения о торговой и экономической деятельности, определяющие положения об избежании двойного налогообложения , о таможенном режиме , о двусторонних торговых отношениях, инвестициях, транспорте, о сотрудничестве в энергетической сфере и сфере высоких технологий.
Ввиду того, что деятельность Всемирной Торговой Организации не имеет возможности удовлетворить нарастающие интересы Турции в сфере международной торговли, правительство Турецкой Республики акцентирует внимание экспортеров на страны, с которыми заключены Соглашения о Свободной Торговле и/или Соглашение о Свободной Экономической Зоне1.
Международные соглашения и договоры являются ценнейшими источниками, которые в совокупности с периодическими отчетами государственных учреждений , позволяют проследить влияние
международной деятельности правительства на экспортную и внешнеэкономическую активность турецких предприятий.
Ввиду того, что объективный анализ эффективности деятельности правительства ориентированной на развитие внешнеэкономической деятельности не возможен при условии исследования только официальных документов, данных и заявлений, диссертант изучил статистические данные открытого доступа таких агентств, как:
• Турецкий Институт Статистики
• Федеральная служба государственной статистики
• Статистический Отдел Всемирного Банка
• Международный Институт Статистики
Помимо официальных статистических агентств, в ходе исследования диссертант изучил результаты анкетирования, проводимых
общепризнанными турецкими про государственно ориентированными, левыми и правыми СМИ; данные, приводимые российскими
специализированными журналами: Агентство Анадолу1, Деловой Квартал, Эксперт, РИАНовости .
Для изучения настроения турецких предпринимателей, работающих на территории Российской Федерации, были использованы материалы таких периодических изданий как информационный портал «Голос России» , АиФ Турция . Наряду с российскими изданиями, в диссертационном исследовании активно использовались материалы турецких газет, а именно аналитические и информационные статьи из газет Заман, Миллиет, Хурриет, Джумхуриет, Сабах11.
Корреспонденты и аналитики вышеперечисленных периодических изданий и информационных агентств, в полной мере отражают чаяния турецких предпринимателей, работающих в различных отраслях: от продаж и предоставления услуг до производства на территории иностранного государства. Данные полученные в рамках исследования статей и материалов СМИ, были использованы диссертантом, для формирования общей картины «турецкого предпринимателя» на территории Российской Федерации и Свердловской Области в частности.
В качестве одних из самых важных источников, диссертант рассматривает материалы, собранные в ходе бесед, проведенных диссертантом с представителями государственных структур Турецкой
Республики, а именно Советниками по торговым и экономическим вопросам Турецкой Республики и представителями турецкого бизнеса на территории России. Эти материалы уникальны, т.к. у диссертанта была возможность ознакомиться как с объективной точкой зрения на модернизацию юридической составляющей программ поддержки турецких
предпринимателей выраженной официальными представителями Министерства экономики Турции в России, так и субъективной, которая выражается в непосредственном эффекте на предприятия, ведущих деятельность в Екатеринбурге, Челябинске и России в целом.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на довольно большое количество работ, исследования, посвященные экономике Турции, носят фрагментарный характер и в основном рассматривают отдельные аспекты экономических и торговых отношений Турецкой Республики с рядом стран в рамках международных торговых организаций. Во многом такой подход обусловлен тем, что исследователи не придавали должного значения изучению экономики и турецкой модели развития экономики. Однако, ввиду последних событий в российско-турецких отношениях, все больше российских тюркологов исследуют вопросы, связанные с экономикой Турции. К сожалению, подобного рода работы крайне редко выходят за рамки экономических интересов России. Еще реже экономический аспект в отношениях между странами затрагивается как самостоятельная проблема. Большая часть исследователей, лишь поверхностно затрагивает данную тему в рамках исследования истории и международных сношений Турции.
Исследования, использованные диссертантом для написания работы, можно разделить на четыре группы. К первой группе исследований можно отнести научные труды и работы, посвященные изучению экономики Турции, как с точки зрения исторических аспектов, так и с точки зрения экономических наук написанными турецкими авторами . Данная группа работ, является наиболее ценной, т.к. проблемы связанные с историей, моделями развитиями, отраслевыми спецификациями и влиянием правительства на экономику детально рассматриваются только турецкими учеными экономистами.
В качестве научных работ, которые диссертант взял за основу для своего исследования, представлены труды Коркута Боратава1, Якупа Кепенека и Фериде Доганер Гёнель . Работы данных авторов в полной мере отражают экономику Турции как с исторической точки зрения, с учетом политических и социальных факторов, так и с точки зрения прогнозирования состояния турецкой экономики на международном и локальном уровне.
Работа Коркута Боратава «История экономики Турции: 1908-20074» является «настольной книгой» специалистов, изучающих Турцию и ее экономику. Особенность данной книги заключается не только в том, что Боратав описывает ключевые моменты, связанные со становлением современной турецкой экономики, но и в том, что он прослеживает влияние внутриполитических, международных и социальных факторов на развитие отраслевой экономики и становление специфических для международного сообщества программ поддержки предприятий различного масштаба и мощностей. Позиция автора по проблемам становления независимой турецкой экономики основана как на данных официальных органов, так и на его личном опыте в экономическом моделировании в рамках работы в должности Советника по экономике ООН.
При исследовании поставленной проблемы, диссертант уделил большое внимание работе Якупа Кепенека «Экономика Турции1». Рассматривая турецкую экономику с момента основания Турецкой Республики, Кепенек выделяет переходные этапы, которые способствовали ориентации Турции на внешний рынок.
С точки зрения изучения основных процессов возникающих в экономике Турции, важен научный труд Кепенека «Развитие и структура турецкой экономики». В данной работе Кепенек анализирует ключевой поворотный момент в экономике Турции начала 80х ориентированной на производственный сектор. Кепенек детально изучает финансовую и банковскую систему и изменения на валютном рынке Турции. Диссертант придает большое значение данному научному труду, т.к. автор выделяет в отдельные главы данные, связанные с изменениями в социальной сфере.
Для того, чтобы у диссертанта была возможность оперировать научными теориями, формулами и терминами, в ходе работы использовались научные труды Фериде Доганер Гёнель, а именно «Экономика Развития ». В своей работе Гёнель акцентирует внимание исследователей на формирование политической и экономической стратегии роста уровня жизни в различных странах. Работа Гёнель имеет большое значения для диссертанта, т.к. отражает турецкую точку зрения на анализ природы и причин массовой бедности не только в странах с относительно низким уровнем доходов, но и непосредственно в Турции. Автор изучает факторы, тенденции и инструменты для стимулирования развития экономики.
Ко второй группе можно отнести аналитические статьи журналистов, специализирующихся на турецкой и мировой экономике современности опубликованных в общепризнанных изданиях на турецком, английском и русском языках. В качестве авторов, аналитическим статьям которых диссертант придает большое значение такие журналисты и аналитики, как Фарук Шен1, Эрдал Т. Карагёль , Гюнгёр Урас , Абдуллах Такым, Ш. Мустафа Эрсунгур и др.
Используя аналитические статьи современников, диссертант смог воспользоваться опытом и знаниями специалистов в экономической среде с целью установить основные направления для актуализации своего научного исследования и развития темы в ключе потребностей времени.
К третьей группе относятся работы и труды отечественных ученых, которые интересуются историей экономики Турции и российско-турецкими отношениями в сфере экономики и торговли. Эти аспекты были затронуты в работах таких известных исследователей Турции, как Н.Г. Киреева, Н.Ю. Ульченко, И.И. Стародубцева, А.А. Сотниченко, Н.М. Мамедовой, А.В. Федорченко и других1.
Наиболее изученным направлением турецкой внешней экономической политики является длительные отношения Турции с Европейским Союзом. Большой комплекс проблем, оказывающих влияние на процесс вступления в ЕС с момента подачи заявки об ассоциированном членстве в ЕЭС в 1959 г, детально рассмотрен в исследовании Кудряшовой Ю.С . Автор приходит к выводу, что несмотря на заинтересованность Европы в Турции, прежде чем принять Турцию в свои ряды, ЕС должен сам претерпеть изменения, провести финансовые реформы. Данная работа интересна для диссертанта, т.к. в ней рассматриваются длительные экономические отношения с ЕС, результатом которых стало реформирование некоторых отраслей турецкой экономики.
Стародубцев И.И. в своем исследовании охватывает более широкий круг вопросов. Автор рассматривает путь пройденный Турцией за последние годы. Общепризнанным фактом является то, что Турция к концу 2010 года добилась больших успехов в экономике, пусть относительной, но все же внутриполитической стабильности. Благодаря вышеперечисленным факторам, у правительства появилась возможность проводить внешнюю политику на основе «экономической» дипломатии . Автор в своем исследовании уделяет большое внимание внутреннему положению Турции и ее экономическим характеристикам. Малая часть работы посвящена торговле на местном и внешнем рынке.
Несмотря на то, что в Институте Ближнего Востока ведется работа по исследованию Турции, сотрудники этого Института чаще рассматривают отдельные проблемы современной Турции связанные с внутриполитическими явлениями или ее поведением на международной арене.
Отдельно необходимо отметить диссертационные работы, посвященные изучению современной Турции, в которых затрагиваются проблемы и перспективы развития турецкой экономики, а именно, работы таких авторов, как А.Г. Гаджиева, Н.Г. Масумовой и Ю.В. Мавриной1.
Четвертую группу научных работ составляют исследования в сфере международной экономики, международного маркетинга и экономики развития, российских и зарубежных исследователей. Данные исследования носят общий характер и приведены для того, чтобы диссертант смог прийти к объективным выводам относительно внешнеэкономической деятельности турецких предприятий, проследить и выявить основные ошибки при выходе предприятий за рамки местного рынка.
Для объективного анализа проблемы, диссертант счел возможным использовать учебник для высших учебных заведений по курсу «экономика развития» Р.М. Нуреева «Экономика развития: модели становления и модернизации экономики1». Нуреев в данной книге рассматривает различные модели становления рыночной экономики и анализирует новейшие тенденции в экономике развития, сложившиеся в ХХ веке.
Также в диссертационном исследовании была использована работа Джеральда Альбаума, профессора Университета Нью-Мехико в соавторстве с Эдвином Дюерром и Джаспером Страндсковым «международный маркетинг и менеджмент экспорта », в которой рассматриваются основные теории, связанные с продвижением продукта на международном рынке, что в совокупности с опытом крупнейших компаний дает представление о ключевых ошибках, совершаемых компаниями запланировавшими выйти за пределы локального рынка.
Исходя из анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению турецкой экономики, можно сделать вывод, что большинство работ ограничивается изучением лишь отдельных аспектов рассматриваемой темы. Недостаток работ, посвященных изучению турецкой экономической модели и развитию отраслевой экономики в Турции очевиден. В данном исследовании диссертант попытается восполнить этот пробел.
Большая часть государств, использующих и внедряющих правительственные программы стимулирования экспорта, используют мировой опыт с учетом национальной специфики внешнеэкономических связей, особенностей современного этапа экономического развития и обязательств по подписанным международным соглашениям. Данные программы включают комплекс мер, направленных на стимулирование экспорта, совершенствования его структуры и развития малого и среднего предпринимательства.
Наряду с традиционными для мировой общественности мерами стимулирования экспорта, такими так льготное кредитование, страхование, освобождение от налогов или упрощения системы налогообложения, правительство Турции ввело специфические для мировой экономики и устоявшиеся для турецкой экономической общественности программы. В рамках этих программ, государство оказывает финансовую поддержку, предусматривающую возмещение части расходов предприятия экспортера.
Диссертант, изучив официальные постановления и законодательные акты турецкого правительства, статистические данные и материалы периодической печати, основываясь на своем опыте ведения переговоров с турецкими предпринимателями, пришел к выводу что программы, предполагающие прямое финансирование или со-финансирование предприятий не является эффективной мерой стимулирования экспорта.
Подобного рода поощрение со стороны правительства не только воспитывает в представителях турецкого малого и среднего предпринимательства нежелание вести коммерческую деятельность самостоятельно, но и ввиду необъективных причин, лишает их возможности использовать положения программ, предлагающих традиционные для мировой практики меры поддержки экспортно-ориентированного предпринимательства.
Представители турецкого МСП, использующие положения программ с частичным возмещением расходов со стороны государства, преследуют краткосрочные перспективы наживы и не в состоянии оценить весь потенциал внешнего рынка и возможностей, которые предлагает им правительство.
Тем не менее, при условии грамотной работы Торговых представительств Турции заграницей, в частности в России, проведения мероприятий, обучающих турецкие МСП основам внешнеэкономической деятельности и взаимовыгодной работы российских профильных ведомств, есть вероятность того, что используя часть программ по стимулированию экспорта, у представителей МСП работающих в различных секторах появится возможность открыть миру новые возможности современного турецкого производства.
А) Законодательные акты, постановления правительства Турецкой Республики.
1. Закон № 440 «О государственных экономических организациях» от 28.03.1924 г. // Ататюрк М.К. Путь новой Турции 1919-1927 / М.К. Ататюрк. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. Т. 4. С. 359-360.
2. T.C. Vergi Usul Kanunu. URL:
http://www.mevzuat.gov.tr/MevzuatMetin/1.4.213.pdf (дата обращения:
11.10.2014)
3. Türk Ticaret Kanunu. URL :
http://www.mevzuat.gov.tr/MevzuatMetin/1.5.6102.pdf. (дата обращения:
11.10.2014)
4. T.C. Resmi Gazete. 1927 - 2015. URL: http://www.resmigazete.gov.tr (дата обращения: 30.05.2015)
5. Türkiye Cumhuriyeti Anayasasi. 7.11.1982. URL:
https://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa82.htm (дата обращения: 11.10.2014)
6. ihracatta Stratejik Planlar. Di§ Ticaret Müsteçarligi ihracat Genel Müdürlügü. Ankara. URL:
http : //www. foreigntrade. gov.tr/IHR/Stratej i2004/kitapplan.pdf (дата обращения :
11.10.2014)
7. 1995/7 Sayili Uluslararasi Nitelikteki Yurt içi ihtisas Fuarlarinin Desteklenmesine îliçkin Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения : 11.10.2014)
8. 2000/1 Sayili istihdam Yardimi Hakkinda Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
9. 2006-4 Sayili Turk Urunlerinin Yurtdisincki Markala§masi ve Turk Mali imajinin Yerlestirilmesi ve Turquality®'nin Desteklenmesi Hakkinda Teblig URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
10. 2008/2 Sayili Tasarim Destegi Hakkinda Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
11. 2009/5 Sayili Yurt Di§inda Gergekle§tirilen Fuar Katilimlarinin Desteklenmesine iliskin Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
12. 2010/6 Sayili Yurt Disi Birim, Marka ve Tanitim Faaliyetlerinin Desteklenmesi Hakkinda Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari . URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
13. 2010/8 Sayili Uluslararasi Rekabetgiligin Gelistirilmesinin Desteklenmesi Hakkinda Teblig ile Uygulama Usul ve Esaslari . URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
14. 2011/1 Sayili Pazar Arastirmasi ve Pazara Giris Destegi Hakkinda Teblig. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
15. 2012/3 Sayili Teknik Musavirlik Hizmetlerine Saglanacak Devlet Yardimlari Hakkinda Teblig. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения: 11.10.2014)
16. 2012/4 Sayili Doviz Kazandirici Hizmet Ticaretinin Desteklenmesi Hakkinda Teblig. URL: http://www.ekonomi.gov.tr/. (дата обращения:
11.10.2014)
...
содержание магистерской диссертации – ТУРЕЦКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ
выдержки из магистерской диссертации – ТУРЕЦКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ