Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 6
1.1 Понятие психологическая готовность в отечественной и зарубежной
литературе 6
1.2 Психологические особенности представления о брачном партнере 10
1.3 Готовность к браку: понятие и структурные компоненты 18
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ и
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДВОВАНИЯ 29
2.1 Описание выборки 29
2.2 Характеристика методов исследования 29
2.3 Анализ результатов исследования 35
2.3.1 Описательная статистика 35
2.3.2 Сравнительный анализ 42
2.3.3 Корреляционный анализ 49
Вывод по второй главе 61
Заключение 64
Список литературы 68
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 78
Приложение Г
В наше время очень остро встает вопрос «зачем нужна семья?». Сейчас происходит интенсивное развитие общества, это в свою очередь приводит к изменению семейных ценностей: представление о браке изменяется, происходит рост альтернативных форм брачно-семейных отношений. Все больше молодых людей, которые не хотят вступать в брак или вообще не стремятся к семейным отношениям. Также бывают и ситуации, когда семья вынуждено создается, по причине внеплановой беременности, но молодые люди не готовы к ее созданию. Тем не менее, общество заинтересовано в подготовке молодых людей к созданию семьи, подготовка молодого поколения к браку приобретает особое значение.
В современном мире существуют либеральные взгляды на проблему формирования семьи. В результате развития интернет-технологий и возможности общаться из любой точки мира с разными людьми, мы перестали ценить долговременные отношения - желая не сталкиваться с проблемами, а выстраивать легкие взаимоотношения, мы отказываемся от общения с одним человеком и знакомимся с новым. К сожалению, это не всегда приводит к положительным результатам. Часто, меняя одних людей на других, мы так и не находим того единственного, с которым хотелось быть прожить всю жизнь.
В современном мире возрастает количество людей, вступающих в семейные отношения необдуманно и преждевременно. А между тем, брак требует не только принятия на себя ответственности, но и умения общаться с партнером. Поэтому проблема психологической готовности вступления в брак является актуальной.
Зритнева Е. И. пишет что, готовность к семейной жизни является одним из главных показателей социальной зрелости и психического здоровья молодежи [21].
Цель: определить психологическую готовность молодежи к семейной жизни.
Объект исследования: психологическая готовность молодежи к семейной жизни.
Предмет исследования: особенности психологической готовности молодежи к семейной жизни в зависимости от пола и брачного статуса.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющейся литературы по психологической готовности к семейной жизни у молодежи.
2. Провести сравнительный анализ по полу и брачному статусу в выборке мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. Выявить различия в психологической готовности к семейной жизни.
3. Провести корреляционный анализ по полу и брачному статусу в выборке мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке, раскрыть взаимосвязи между нравственной готовностью к браку, установками и ролевыми ожиданиями и притязаниями
Исходя из цели и задач исследования, мы выдвигаем следующие гипотезы.
Гипотезы:
1. Психологическая готовность к семейной жизни имеет половую специфику, в частности женщины характеризуются большей готовностью к браку, чем мужчины
2. Основным фактором, который влияет на психологическую готовность к семейной жизни , является наличие опыта в семейной жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования, которые раскрывают такие понятия как «готовность», «готовность к семейной жизни», «психологическая готовность». Исследования психологических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни. Анализ основных подходов к семейной жизни.
Методы исследования. Для достижения цели, поставленных задач, а также проверки гипотез в работе были использованы такие методы как: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (тестирование), методы математико-статистической обработки данных с использованием программы - SPSS.
Методики исследования. В исследовании были использованы методики: Анкета «Нравственная готовность к браку» (Е. К. Погодина); опросник «измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волкова; тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столин.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 136 человек в возрасте от 20 до 40 лет с разным уровнем социального статуса. Из них 74 женщин и 62 мужчин.
Теоретическая значимость состоит в конкретизации понимания психологической готовности к семейной жизни у молодежи. Исследованы различия в психологической готовности к семейной жизни у мужчин и женщин, находящихся в браке и не в браке. Раскрыты взаимосвязи между нравственной готовностью к браку, установками и ролевыми ожиданиями и притязаниями.
Практическая значимость заключается в практических знаниях о путях повышения психологической готовности молодежи к браку, которые могут быть полезны психологам, специалистам социальных организации, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Данное исследование было направлено на изучение психологической готовности молодежи к семейной жизни. Были выдвинуты гипотезы о том, что психологическая готовность к семейной жизни имеет половую специфику, в частности женщины характеризуются большей готовностью к браку, чем мужчины, а также основным фактором, который влияет на психологическую готовность к семейной жизни, является половая принадлежность, а также наличие опыта в семейной жизни.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотез были определены задачи.
По первой задачи был проведен теоретический анализ имеющейся литературы по психологической готовности к семейной жизни у молодежи (Н. М. Галимова, Е. И. Зритнева, О. Ф. Ковалева, С. М. Питилин, Д. Н. Узнадзе, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Д. Шнейд), готовность к браку с точки зрения личностного развития (Г. Крайг, Э. Эриксон, Г. С. Абрамов), конкретные проблемы семейных отношений (Б. Ю. Шапиро, А. Н. Обозова, В. А. Сысенко, Р. Уинч, Е. С. Калмыкова), психологические компоненты готовности к браку (Н. В. Малярова, В. С. Торохтий, И. В. Дубровина, Л. Б. Шнейдер, А. Керкгофф, К. Девис).
По второй задаче был подобран диагностический инструментарий. В нашем исследовании мы использовали методики: анкета «Нравственная готовность к браку» (Е. К. Погодина); опросник «измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Н. Волкова; тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столин. Проведен сравнительный анализ по полу и брачному статусу в выборке мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. Были выявлены различия в психологической готовности к семейной жизни.
По третьей задаче проведен корреляционный анализ по полу и брачному статусу в выборке мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке, раскрыты взаимосвязи между нравственной готовностью к браку, установками и ролевыми ожиданиями и притязаниями.
В результате сравнительного анализа по половому признаку, для выборки, не состоящей в браке, было выявлено, что мужчинам более свойственна ориентация на долг, а также на совместную деятельность, предпочитают быть более активными в хозяйственно-бытовых вопросах, а также придают большое значение роли отца. Женщины более склонны к тому, чтобы иметь определенную независимость от партнера, более жестко относятся к вопросу о разводе, ориентированы на равноправие в семье, ориентированы на профессиональные интересы брачного партнера и его активную общественную роль, предпочитают выражать собственные профессиональные интересы, предпочитают, чтобы их партнер взял на себя роль эмоционального лидера в семье.
В результате сравнительного анализа по половому признаку, для выборки, состоящей в браке, было выявлено, что мужчины считают роль отца главной ценностью. Женщины ориентированы на активное участие от партнера в хозяйственно-бытовых вопросах, имеют выраженную позицию на участие партнера в воспитании детей, важна профессиональная деятельность и социальная активность, как для себя, так и для партнера, имеют установку на собственную привлекательность, они стремятся одеваться по моде и выглядеть стильно.
В результате сравнительного анализа по брачному статусу между женщинами было выявлено, что женщины, находящиеся не в браке, ориентированы на равноправие в семье, предпочитают, чтобы их партнер взял на себя роль эмоционального лидера в семье. Женщины, состоящие в браке, ориентированы на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства, а также в воспитании детей.
В результате корреляционного анализа по брачному статусу у женщин, состоящих в браке, были выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами, как отношение к детям и родительско-воспитательные притязания, отношение к детям и родительско-воспитательная, так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной. У женщин, не состоящих в браке, были выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами хозяйственно бытовые притязания и отношение к детям, хозяйственно бытовые притязания и отношение к любви романтического типа, родительско-воспитательные притязания и отношение к «запретности секса», так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной, хозяйственно бытовые притязания и отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи. У мужчин, не состоящих в браке, были выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами, как отношение к автономности или зависимости супругов и личностная идентификация с супругом, хозяйственно бытовые ожидания и отношение к детям, отношение к детям и родительско-воспитательный ожидания, отношение к детям и родительско-воспитательная, отношение к детям и внешняя привлекательность притязания, так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной, хозяйственно бытовые ожидания и отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи, хозяйственно бытовая и отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи. У мужчин, состоящих в браке, были выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами, как альтернатива между чувством долга и удовольствием и нравственной готовностью, отношение к автономности или зависимости супругов и нравственной готовностью, личностная идентификация с супругом и отношение к автономности или зависимости супругов, родительско-воспитательная и альтернатива между чувством долга и удовольствием, родительско-воспитательные ожидания и альтернатива 66
между чувством долга и удовольствием, родительско-воспитательные притязания и альтернатива между чувством долга и удовольствием, родительско-воспитательная и отношение к детям, родительско- воспитательные ожидания и отношение к детям, родительско - воспитательные притязания и отношение к детям, отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи и социальной активностью ожидания, так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной, альтернатива между чувством долга и удовольствием и интимно-сексуальной.
В результате корреляционного анализа по половому признаку было выявлено, что у женщин выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами, как отношение к любви романтического типа и хозяйственно-бытовые притязания, так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной. У мужчин выявлены как положительные взаимосвязи между такими шкалами, как личностная идентификация с супругом и отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к детям и родительско -воспитательной, отношение к детям и родительско-воспитательными ожиданиями, так и отрицательные между шкалами оценка значения сексуальной сферы и интимно-сексуальной, отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи и хозяйственно-бытовыми ожиданиями.
Таким образом, гипотеза о том, что психологическая готовность к семейной жизни имеет половую специфику, в частности женщины характеризуются большей готовностью к браку, чем мужчины подтвердилась. А также гипотеза о том, что основным фактором, который влияет на психологическую готовность к семейной жизни является наличие опыта в семейной жизни не подтвердилась.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. — 2-е изд., М.: Независимая фирма Класс, 1999. — 208 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М., Аспект-пресс, 2000. — 375 с.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
5. Андреева Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева .
— СПб., Речь. 2005. — 436 с.
6. Басс Д. Стратегия выбора партнера / Д. Басс // Хрестоматия «Сексология». — СПб., 2001. — 437 с.
7. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. — М.: Прогресс, 1976. — 83 с.
8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
9. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Психология семьи: хрестоматия / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова. — Самара: Бахрах-М, 2007.
— 745 с.
10. Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова; под ред. Д. Я. Райгородский.
— М.: Бахрах-М, 2007. — 116 с.
11. Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности / А.Н. Волкова.; под ред. Д. Я. Райгородский. — М.: Бахрах-М, 2007. — 520 с.
12. Галимова Н. М. Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Н. М. Галимова; Моск. пед. гос.ун. — Москва, 2000. — 190 с.
13. Граненкова Е. С. Теоретико-методологические подходы к изучению готовности к семейной жизни / Е. С. Граненкова // Ярославский пед. вест.— 2010. — № 1. — С. 172-175.
14. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2008. - 176 с.
15. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. — 2015. — №4. — С. 146-151
16. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном
способе учебной работы: Кн. для учителя / В. К. Дьяченко. — М.:
Просвещение. — М., 1999. — 151с.
17. Дьяченко М. И. Психологическая готовность / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — М.: Наука, 1986. — 350 с.
18. Евграфова Ю. А. Готовность к браку современной молодежи / Ю. А. Евграфова, Т. Н. Черникова // XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, Пензенский гос.ун-т. — Пенза, 2014. — С. 425 - 427
19. Жолудева С. В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13/ С. В. Жолудева; Пед. ин. Южн.Федер. ун. — Ростов-на-Дону, 2009. — 258 с.
20. Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий
готовности к семейной жизни / Н. А. Зимина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016 [Электронный ресурс]. URL:
http://e-koncept.ru/2016/96136.htm(дата обращения: 22.04.2020)
21. Зритнева, Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. И. Зритнева; Север. Кавказ. гос. тех. ун. — Ставрополь, 2000 . — 212 с.
22. Зудилина, И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. Ю. Зудилина; Самарский гос. пед. ун. — Самара, 2008. — 226 с.
23. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет
супружеской жизни / Е.С. Калмыкова; под ред. Д. Я. Райгородский. —
Самара: Бахрах-М, 2007. — 282 с.
24. Ковалева О. Ф. К вопросу о готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству / О. Ф. Ковалева // Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи». — 2007. - С. 457 - 465
25. Колесникова Г. И. Социология и психология семьи / Г. И. Колесникова, И. А. Кабарухина, В. Н. Мирошниченко. - М.: Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. - 508 с.
26. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — СПб.; Питер, 2006. — 316 с.
27. Кривцова Е. В. Семья глазами студенческой молодежи/ Е. В. Кривцова, Т. Н. Мартынова// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы Всеросс. научн. конф. Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. — 2003. — С. 123 - 128
28. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической
подготовки молодежи к семейной жизни / Б. С. Круглов // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 63-68.
29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 464 с.
30. Маликов Л. В. Психологическая готовность к браку в
молодежной среде / Л. В. Маликов, Т. П. Усынина, Н. В. Степанова // Теория и практика современной науки. — 2016. — №4 (10). — С. 439 - 442
31. Малярова Н. В. Мотивация брака и прогноз психологического
вмешательства / Н. В. Малярова // Семья и личность. — 1981. — С. 124 -
135
32. Матвеева Т. М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи / Т. М. Матвеева // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — №6. — С. 302 - 311
33. Минияров В. М., Зудилина И. Ю. Психологическая готовность к браку в зависимости от характера / В. М. Минияров, И. Ю. Зудилина // Самара: РИЦ СГСХА. — 2010. — 146 с.
34. Муравьева, Э. В. Влияние состава семьи на готовность юношей к браку / Э. В. Муравьева, Е. А. Винарчик // Академический журнал Западной Сибири. — 2016. — №2 (12). — С. 52 - 53
35. Николаева Е. И. Психология семьи: Учебник для вузов. / Е. И. Николаева. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2017. — 620 с.
36. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов; под общей редакцией Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва: Мир и Образование. — 2019. — 1375 с.
37. Питилин С. М. Формирование готовности студентов к созданию семьи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. М. Питилин; Астрах. гос. ун. — Астрахань, 2005. — 167 с.
38. Погодина Е. К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина. — Витебск: Изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. — 94 с.
39. Потемкина К. В., Шестеро Ю. В. Психологическая готовность к
семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста / К. В. Потемкина, Ю. В. Шестеро // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2017/770220.htm (дата обращения: 13.02.2020)
40. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.; Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
41. Решетов П. А. Педагогические условия совершенствования подготовки студентов вузов к семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / П. А. Решетов. — Москва, 2004. — 226 с.
42. Роберт Бэрон, Дон Бирн, Блэр Джонсон Социальная психология. Ключевые идеи / Роберт Бэрон, Дон Бирн, Блэр Джонсон. — 4-е изд. — СПб.; Питер. 2003. — 512 с.
43. Саратовцева Н. В., Гринчук А. В., Ермолаева О. А. Создание семьи в студенческом возрасте / Н. В. Саратовцева, А. В. Гринчук, О. А. Ермолаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm(дата обращения: 18.04.2020).
44. Сатир В. Вы и ваша семья. / В. Сатир. — М.; ИОИ. Москва. 2013. — 288 с.
45. Сафина Н. Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: дис. . канд. психол. наук / Н.Х. Сафина; Моск. гос. ун. — Казань, 2004. — 146 с.
46. Свиридова Е. А. Влияние правовой культуры на формирование
семейных ценностей в молодежной среде / Е. А. Свиридова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2018 [Электронный
ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm(дата обращения: 15.04.2020)
47. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина // Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психол. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
48. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб., Питер. 2000. — 506 с.
49. Социология семьи: Учебник./ Под ред. А. И. Антонова. — 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 640 с.
50. Сысенко В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. — М.; МИР, 1993. — 228 с.
51. Тенькова В. А. Готовность к браку в юношеском возрасте / В. А. Тенькова // Вестн. Науч. сессии фак. Философ. и психол. Воронеж. гос. ун. — 2015. — С. 221 - 228.
52. Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по психологии. — М.; Просвещение, 1987. — 627 с.
53. Фещенко Е. М. Ролевые ожидания и притязания супругов на
разных этапах развития семьи / Е. М. Фещенко // Вестн. Брянск. Гос. ун. —
2012. — № 1-2. — С. 172 - 175.
54. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фримен. —
СПб.; Питер, 2001. — 384 с.
55. Хьелл П., Зиглер Д. Х35 Теории личности / П. Хьелл, Д. Зиглер.
— 3-е изд. — СПб.; Питер, 2008. — 607 с.
56. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко.
— М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. — 287 с.
57. Чернов А. Ю., Триполева Т. С. Готовность к браку в период ранней взрослости / А. Ю. Чернов, Т. С. Триполева // Личн., семья и общ.: вопр. педагог. и психол.: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч. -практ. конф.
— Новосибирск: СибАК, 2016. — № 7(64). — С. 82 - 91
58. Чудновский В. Э. Психологические факторы становления у
супругов ценностно-смыслового отношения к семейной жизни / В. Э. Чудновский // Вестн. МГОУ. Сер. - «Психологические науки». — 2008. —
№2. — С. 3 - 19.
59. Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку / Б. Ю. Шапиро. — М.:
Медицина, 1990. — 62 с.
60. Шевченко Н. А. Психологическая готовность к браку как фактор успешных и безопасных отношений супругов в семье / Н. А. Шевченко, В.
А. Тенькова // Научн. сообщ. студ.: сборн. Мат. IX Междун. студ. научно- практич. 70 конф. — 2016. — С. 264 - 265.
61. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. — Воронеж, 2005. — 927 с.
62. Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. — 5-е изд.
— Москва : Академический проект; Киров: Константа, 2011. — 736 с.
63. Шубович М. М., В. Б. Фаизова Становление системы ценностных
ориентиров / М. М. Шубович, В. Б. Фаизова // Вестн. Томск. гос. пед. ун.—
2013. — №: 4 (132). — С. 89-94.
64. Эйдмиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдмиллер, В. Юстицкис. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
65. Явленская Н. С. К вопросу о необходимости формирования готовности молодежи к браку / Н. С. Явленская // Семья и ребенок: пробл. взаим.. Матер. Междун. научно-практ. конф. — 2015. — С. 134 - 137.
66. Ainsworth N., Zeleznikow L., Zeleznikow J. Readiness for Family and Online Dispute Resolution [Electronic resource] / N. Ainsworth, L. Zeleznikow, J. Zeleznikow // International Journal of Online Dispute Resolution.
— 2019. — P. 243-263. URL:https://www.researchgate.net/publication/338918805 (date of access: 18.02.2020).
67. Center R. Sexual attraction and love: An instrumental theory / R. Center. — 1975. — 326 p.
68. Cole W. G. Early marriage [Electronic resource] / W. G. Cole. // Pastoral Psychol. — 1961. — P. 43-48 URL: https://doi.org/10.1007/BF01785866 (date of access: 04.03.2020).
69. Foster L. E., Laidlaw R. W., Burkhart R. A. Preparation for marriage [Electronic resource] / L. E. Foster, R. W. Laidlaw, R. A. Burkhart // Pastoral Psychol. — 1950. — P. 38 - 40 URL: https://doi.org/10.1007/BF01843973 (date of access: 04.03.2020).
70. Guldner C. A. Marriage preparation and marriage enrichment: The preventive approach [Electronic resource] / C. A. Guldner // Pastoral Psychol. — 1977. — P. 248-259 — URL: https://doi.org/10.1007/BF01761151 (date of access: 04.03.2020).
71. Mace D. R. Education and preparation for marriage: New approaches [Electronic resource] / D. R. Mace // Pastoral Psychol. — 1975. — P. 9-16 — URL: https://doi.org/10.1007/BF02212756 (date of access: 12.04.2020).
72. Murstein B. J. Who will marry Whom? Theories and Research in Marital Choice / B. J. Murstein. — 1976. — P. 777 - 792.
73. Oliver Laurel Readiness and Family Factors: Findings and Implications from the Literature [Electronic resource] / Oliver Laurel. — 1991. — P. 318 — URL: https://www.researchgate.net/publication/235204517 (date of access: 12.04.2020).
74. Smalko O., Savchuk S. Youth readiness for family life as a personal spiritual value [Electronic resource] / O. Smalko, S. Savchuk. — 2019. — P. 99 - 104 — URL: https://www.researchgate.net/publication/338339701 (date of access: 14.04.2020).
75. Winch R.F. The theory of complementary needs in mate selection / R.F. Winch // American Sociological Review. — 1958. — P. 552-555.