Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Работа №101145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование применения упражнений с использованием электронных образовательных технологий для обучения грамматике на начальном этапе 9
1.1 Специфика обучения взрослых в рамках языковых курсов 9
1.2 Психологические особенности взрослых, изучающих иностранный
язык на курсах 19
1.3 Применение электронных образовательных ресурсов в процессе
обучения грамматике иностранного языка 32
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Практическое применение упражнений с использованием электронных образовательных ресурсов для обучения грамматики немецкого языка на начальном этапе 48
2.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы. Анализ
грамматических ошибок в речи обучающихся дополнительных курсов на начальном этапе обучения немецкому языку 48
2.2 Разработка упражнений с использованием ЭОР для обучения
взрослых грамматике на немецком языке 61
2.3 Динамические характеристики проявления грамматических ошибок
в речи обучаемых 79
Выводы по второй главе 93
Заключение 94
Библиографический список 98
Приложения

Обучение иностранному языку является сложным процессом, направленным на формирование и развитие устных и письменных форм коммуникации. Следует отметить, что осуществление любого вида речевой деятельности невозможно без использования грамматических правил языка, следовательно, именно овладение грамматическими умениями и навыками представляет собой один из основных пунктов для достижения этой цели.
Более того, важно осознавать роль формирования и совершенствования грамматических навыков на начальном этапе обучения. Вопрос заключается в том, как сделать этот процесс наиболее эффективным; как повысить интерес и активность взрослых обучающихся языковых курсов, помочь им преодолеть языковой барьер, минимизировать грамматические ошибки.
На сегодняшний день отмечается появление большого количества различных электронных образовательных ресурсов и их широкое применение в процессе преподавания иностранных языков. Множество обучающих программ, различные способы представления и восприятия информации - все это входит в их число и является необходимым элементом обучения в современном мире. Несмотря на это, существует ряд проблем: не все курсы иностранных языков имеют необходимое техническое оснащение; недостаточный уровень ИКТ-компетентности преподавателей; их неготовность и порой нежелание использовать современные технологии обучения. Существование данных проблем объясняет актуальность рассматриваемой темы.
Объект исследования - электронные образовательные ресурсы для обучения грамматике.
Предмет исследования - особенности использования электронных образовательных ресурсов на начальном этапе обучения грамматике немецкого языка.
1. Проанализировать психологические особенности взрослых, а также особенности обучения их иностранному языку в рамках языковых курсов;
2. Рассмотреть применение электронных образовательных ресурсов для обучения грамматике иностранного языка;
3. Классифицировать грамматические ошибки, проанализировать динамику их возникновения в начале, середине и конце курса
Методической базой исследования послужили научные труды таких авторов как Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, Витлин Ж. Л., Выготский Л.С., Гальскова Н. Д, Tarnopolsky O., Yang K.-H.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические - моделирование учебного процесса (разработка пособия упражнений, направленных на обучение грамматической стороне речи; педагогический работа в рамках курса немецкого языка для взрослых; статистический анализ результатов педагогической работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует решению таких теоретических проблем, как вопрос минимизирования грамматических
ошибок и устранения психологических трудностей у взрослых обучающихся, изучающих немецкий язык на начальном этапе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения грамматических упражнений с использованием ЭОР при обучении грамматической стороне речи немецкого языка на начальном этапе в рамках языковых курсов и нелингвистических факультетов высших учебных заведений.
Новизна данного исследования - разработка грамматических упражнений с использованием ЭОР при обучении грамматике взрослых немецкому языку на начальном этапе.
Все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении представлены актуальность исследования, цель, объект и предмет, задачи и методы исследования, теоретическая и практическая значимость, методическая база исследования.
В теоретической главе рассматриваются особенности обучения взрослых иностранному языку и грамматике в частности в рамках языковых курсов, психологические особенности взрослых, изучающих иностранный язык на курсах, применение электронных образовательных ресурсов для обучения грамматике иностранного языка.
Практическая глава исследования посвящена практической стороне исследования. Разрабатываются упражнения с использованием ЭОР для обучения взрослых грамматике на немецком языке на основании возникающих у них барьеров, трудностей при изучении немецкого языка на начальном этапе, допущенных ими грамматических ошибок.
Представленные в исследовании разработки были апробированы на курсах немецкого языка для взрослых в рамках Местной общественной организации «Национально-культурная автономия немцев г. Екатеринбурга».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной диссертационной работе были рассмотрены особенности использования электронных образовательных ресурсов на начальном этапе обучения взрослых грамматике немецкого языка.
Обучение грамматике является одним из самых важных аспектов в обучении иностранному языку, т.к. именно этот аспект отвечает за подлинное овладение иностранным языком, за умение грамотно и правильно строить устную и письменную речь.
Необходимо также отметить, что электронные образовательные ресурсы позволяют значительно упростить и разнообразить процесс изучения иностранного языка. Кроме того, большое преимущество электронных образовательных ресурсов над остальными средствами обучения является способность представлять большие объемы информации в различных формах, возможность интерактивного диалога на занятиях, а также заинтересовать и замотивировать взрослых обучающихся, т.к. ЭОР делают представление материала более ярким и интересным, осуществляют наглядность.
В ходе поисково-исследовательской работы на курсах немецкого языка при Местной общественной организации «Национальная автономия немцев г. Екатеринбурга» мы поставили цель - разработать упражнения с использованием электронных образовательных ресурсов для обучения взрослых грамматике немецкого языка на начальном этапе. Прежде чем были разработаны упражнения с использованием электронных образовательных ресурсов для обучения взрослых грамматике немецкого языка на начальном этапе, в рамках занятий, направленных на ознакомление с грамматическими явлениями в рамках курса по немецкому языку для начинающих, были проанализированы грамматические ошибки устной спонтанной речи в рамках диалога. Анализ был произведен по таким критериям, как:
1. Первичная структура грамматических ошибок у всего контингента обучаемых (по видам); степень их частотности, типичности, основные причины возникновения (в рамках всех пяти занятий каждого тематического блока);
2. Относительная структура ошибок в каждой группе; удельный вес грамматических ошибок в отдельно взятых группах;
3. Динамика изменения относительной структуры ошибок в отдельно взятой группе на разных этапах обучения в рамках курса с выделением доминирующих типов динамики: устойчивость/неустойчивость разных видов ошибок;
В ходе опытно-поисковой работы на курсах немецкого языка для взрослых в рамках Местной общественной организации «Национально - культурная автономия немцев г. Екатеринбурга», было выявлено, что в экспериментальной и контрольной группах при значительном различии в общем числе ошибок их динамика такова, что в середине курса ошибок становится меньше, чем было в начале: в экспериментальной группе мы наблюдем скачкообразное уменьшение грамматических ошибок в 5,3 раза, в контрольной группе - в 1,2 раза, т.е. порядок снижения ошибочности речи в этих группах существенно различается. При этом, следует отметить, снижение общего показателя плотности ошибок к концу курса обучения. В экспериментальной группе снижение плотности ошибок весьма значительно и свидетельствует о росте объема высказываний и снижении количества ошибок, что является доказательством эффективности применения разработанных упражнений, направленных на обучение грамматике немецкого языка на начальном этапе
Общий итог практического исследования показал целесообразность и даже необходимость использования разработанных упражнений на занятиях по немецкому языку для начинающих.
В ходе опытно-поисковой работы нами также было выявлено, что при обучении взрослых грамматике немецкого языка на начальном этапе важную роль играет учет таких психологических барьеров при обучению иностранному языку, как повышенная тревожность, страх и стеснение коммуницировать на иностранном языке, боязнь допустить ошибку и их предотвращение на пути овладения иностранным языком, к которым можно отнести в первую очередь поднятие мотивации и уверенности обучающихся в своих силах и снижение языковой тревожности
Разработанные в ходе данного исследования грамматические упражнения с использованием электронных образовательных ресурсов LearningApps, Quizizz и Kahoot! могут быть использованы на начальном этапе обучения иностранному языку в рамках языковых курсов и нелингвистических факультетов высших учебных заведений.



1. Авраменко Л. K. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых: Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.K. Авраменко; Ленингр. гос. пед. н-т им. А.И. Герцена. Л., 1988. - 18 с.
2. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, H.A. Кудрявцева. М.: Просвещение, 1968.-334 с.
3. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М: Знание, 1972.-32 с.
4. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых/ Б.Г. Ананьев. -М.: Знание, 1972.-32
5. Андреева В. Н. Память, ее развитие / В.Н. Андреева. Л.: Знание, 1972. - 20 с.
6. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. -М.: Просвещение, 1969. 279 с.
7. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев; Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск, 1989. - 193 с.
8. Беляев Б. В. Новое в психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев // Психол. и психолингвист, пробл. владения и овладения яз: Сб. ст. / Под ред. A.A. Леонтьева, Т.В. Рябовой. М., 1969. - С. 143 - 145.
9. Вайсбурд М. Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному речевому общению / М.Л. Вайсбурд, ЕВ. Кузьмина // Иностр. яз. вшк.- 1999.-№ 1.-С. 5-11.
10. Витлин Ж. Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку / Разраб. Ж.Л. Витлина; АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых. Л.: Изд - во НИИ общ. образования взрослых, 1976. - 110 с.
11. Витлин Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку / Ж.Л.
Витлин. -М.: Педагогика, 1978. 168 с.
12. Виштак, Н. М. Об оценке эффективности использования электронных образовательных ресурсов [Текст] / Н.М. Виштак // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2013. - №2 (22). - С.97 - 100.
13. Возрастные изменения памяти взрослых людей: Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых; Под ред. Я.И. Петрова, Ю.Н. Кулюткина. Л.: Б. И., 1977. - 97 с.
14. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41 46 лет): Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых; Редкол.: Я.И. Петров (отв. ред.), Л.И. Фоменко. - М., 1984. - 88 с.
15. Войтелева Н. Л. Возможность учета социально-психологических особенностей взрослых учащихся в содержании РКИ (нефилологи, послевуз. этап): Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Д. Войтелева; Ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина. М., 1991.-20 с.
16. Вопросы общей и прикладной психологии: Тез. докл. второй науч. пси-хол. студ. конф., 23 - 24 апр. 1971 г. / Под ред. Б.Г. Ананьев. - JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1971. - 80 с.
17. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский; Под ред. и со вступ. ст. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
18. Гальскова Н. Д., Бартош Д. К., Харламова М. В. Электронные техно логии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика - М.: Московский государственный педагогический университет, 2017. - 220 с.
19. Гак В. Г. Ситуация, высказывание и перевод // Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе: Тез. докл. 9 научно-методической конференции. М., 1973.
20. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
21. Гальскова Н. Д. Типология технологий электронного обучения иностранным языкам // Создание виртуального межкультурного образовательн ого пространства средствами технологий электронного обучения. Сборник статей. - 2017. - С. 37-41
22. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам М: АРКТИ ГЛОССА, 2000. - 165 с.
23. Гегечкори Л. Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи / Л.Ш. Гегечкори. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та,
1975. - 297 с.
24. Гез Н. И. Система упражнений и последовательности развития речевых умений и навыков. ИЯШ 1969 № 6.
25. Губанова А. А. Актуальные возможности электронных
образовательных ресурсов как дидактического средства электронного обучения. [Электронный ресурс]. URL:
conf.sfukras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s60/s60_005.pdf (дата обращения
01.05.2018).
26. Жернакова М. В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 191- 193.
27. Жинкин Н. И. Психологические особенности спонтанной речи. ИЯШ, 1965, №4.
28. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на ия. М: Просвещение, 1985. 267 с.
29. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. М.: Высш. шк., 1982. - 103 с.
30. Китайгородская Г. А. Особенности взаимодействия
преподавателя и учебной группы в условиях интенсивного обучения / Г.А. Китайгородская // Пси-хол. педаг. пробл. взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980. - С. 5 -9.
31. Колкова М. К., Соловьева А. А. Проблема формирования грамматических навыков с точки зрения коммуникативно когнитивной грамматики // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе. СПБ: Оракул, 1992. - 192 с.
32. Копылова Ю. В. Дополнительное языковое образование: методический анализ действительности // Инновационные тенденции развития системы образования : мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 19 февраля 2017 г. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 179-182.
33. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 987 с.
34. Краткий психологический словарь /авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е., испр. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 318 с.
35. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М: Просвещение, 1985. -128 с.
36. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности: (Метод,
рекомендации в помощь лектору и методисту ин-тов усовершенствования учителей) / А.К. Маркова; М-во просвещения СССР. М., 1978. - 24 с.
37. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. метод, пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова, Межфак. лаб. интенсив, методов обучения иностр. яз.; Г.А. Китайгородская и др.; Отв. ред. Г.А. Китайгородская. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 168 с.
38. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Сост.:
Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, A.A. Миролюбов и др. М.: Высш. шк., 1982. - 373 с.
39. Методики изучения внимания у взрослых людей: (Метод, рекомендации для преподавателей кафедр педагогики и психологии ИУУ)/ АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых; Сост. Л.Н. Фоменко, Л.; М.: АПН СССР, 1988.- 17 с.
40. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных
41. Михайлов Л. М. Коммуникативная грамматика немецкого языка. М: Высшая школа, 1994. 256 с.
42. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20 октября 2010г. №1815-р. [Электронный ресурс] .- URL: http://base.garant.ru/199708/(дата обращения 23.05.2017) 32
43. Режим доступа: http://eor.it.ru/- Дата доступа: 28. 04. 2018. 5. Discovery Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.discoveryeducation.co.uk/- Дата доступа: 28. 04. 2018. 6.
44. Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных
ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 136-140. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/64328.htm (дата обращения 10.07.2017)
45. Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных
ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 136-140. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/64328.htm (дата обращения 10.07.2017)
46. Суворова Т. Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития [Текст] / Т.Н. Суворова // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2015. - № 1. - С. 85 - 98.
47. Суворова Т. Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития [Текст] / Т.Н. Суворова // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2015. - № 1. - С. 85 - 98.
48. Теслинов А. Г. Андрагогика развития: базисные теоремы // Образование и наука. - 2016. - № 4(133). - С. 134-154.
49. Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества. [Текст]: Монография / В. А. Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 256 с.
50. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности [Электронный ресурс]. -
51. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (Избр. психол. тр.) / Д.И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -366 с.
52. Фоменко Л. Н. Развитие внимания взрослых (18-35 лет): Автореф. дис. канд. псих, наук / Л.Н. Фоменко. Л., 1972. - 24 с.
53. Хаблиева, С. Р. Информационно-образовательная среда в
различных образовательных системах [Текст] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716(дата обращения 10.07.2017)
54. Хаблиева, С. Р. Информационно-образовательная среда в
различных образовательных системах [Текст] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716(дата обращения 10.07.2017)
55. Электронный ресурс: Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/4983 (дата обращения: 17.01.2017)
56. EBSCO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://help.ebsco.com/interfaces/International_Resources/russian- Дата доступа:
29. 04. 2018. 7.
57. SCOE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scoe.org/- Дата доступа: 29. 04. 2018. 8.
58. Tarnopolsky O. Foreign language education: Principles of teaching English to adults at commercial language schools and centers // Cogent Education. - 2016. - Vol. 3. - Article 1135771. 17
59. World Book [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldbook.com.au/products/world-book-web- Дата доступа: 30. 04. 2018.
60. Yang K.-H. Situating Participatory Visual Methods in Adult Education // New Directions for Adult and Continuing Education. - 2017. - Issue 154. - Р. 9-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ