Методический подход к оценке эффективности региональной промышленной политики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 ПОНЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ПОДХОДЫ К
КЛАССИФИКАЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ 7
1.2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 20
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 38
2.2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 58
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 77
3.1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 77
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В УРФО 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 ПОНЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ПОДХОДЫ К
КЛАССИФИКАЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ 7
1.2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 20
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ 38
2.1 КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 38
2.2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 58
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 77
3.1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 77
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В УРФО 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность исследования. Переход на инновационный путь развития невозможен без проведения целенаправленной промышленной политики, которая является основополагающим условием формирования экономики инновационного типа. Промышленная политика стоит на одном уровне с другими составляющими экономической политики государства. Все ускоряющиеся темпы мирового технологического развития ставят перед российской экономикой задачу модернизации и цифровизации ее отраслей. Технологическое отставание России от мировых лидеров, как в производственной, так и в социальной сфере является серьезной угрозой ее национальной безопасности. Существующие темпы роста промышленного производства не позволят России обеспечить технологический прорыв и перейти от четвертого технологического уклада к шестому, который свойственен экономике передовых стран Европы, США и Японии.
Для внедрения новых технологических решений, в том числе цифровых технологий необходим приток инвестиций в экономику. В этих условиях все большую актуальность приобретает государственная поддержка отечественного бизнеса, одним из действенных механизмов которой является промышленная политика. В связи с вышесказанным вопросы оценки эффективности проводимой промышленной политики имеют высокую значимость и актуальность.
Согласование интересов государства, бизнеса и общества всегда являлось актуальной проблемой. В современных условиях особо важным становится нахождение общих целей, эффективных механизмов реализации промышленной политики, как для государства, так и для промышленных предприятий и общества. Сложное федеративное устройство, масштаб территории нашей страны, большая дифференциация развития ее регионов требуют децентрализации процессов управления и распределения государственных ресурсов. Необходима проекция федеральной промышленной политики на региональный уровень с учетом специфики их развития, территориального положения, ресурсного обеспечения, конкурентных преимуществ и др. Субъекты промышленной политики на уровне региона могут более эффективно реагировать на проблемы промышленного и социально-экономического развития конкретной территории. Так региональная промышленная политика - это связующее звено между федеральной промышленной политикой и стратегией развития конкретного предприятия.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы промышленной политики были разработаны такими авторами как Прайс, Кругман и Обсфельд, Грэм О., Атанов Н.И., Яньшина М.Н., Лин и Чанг, Д. Родрик и Хаусман, Данилов, Данильян А.В., Кондратьев В., Карманов Ю., Смирнов Е., Саликова Е.Ю. ,Сафиуллин А.Р., Татаркин А.И., Романова О.А. и другие. Вопросы категории эффективности рассмотрены в трудах таких авторов, как Долгова А.В., Троянова Е.Н., Головачева Л. И., Карпов В., Доватур А. И., Ман Т., Троянова Е.Н., Троянова Е.Н., Фендель Д.А. и др.
Теоретические и методические основы оценки эффективности инструментов промышленной политики были рассмотрены в нормативных и законодательных актах, стратегических документах и методических рекомендациях, утвержденных правительством РФ и Свердловской области, а также в научных работах следующих исследователей Логинов К.К., Кораблева A. А., Бреусова А.Г., Ермолина Л.В., Унгаева И.Ю., Унгаев А.А., Шаш Н.Н., Черникин О.С., Жихаревич Б.С., Крыловский А.Б., Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А., Hausmann R., Rodrik D., Левицкая Н.В., Савельев И.И., Печенкин
B. Г. и др.
Методический инструментарий оценки эффективности был рассмотрен в трудах следующих авторов Кузнецова Е. П., Макарова И.Л., Бородкин Ф.М., Айвазян С.А. и др.
Цель и задачи исследования. Целью магистерской работы является разработка методического подхода к оценке эффективности реализации региональной промышленной политики.
В соответствии поставленной целью в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
- систематизировать основные понятия промышленной политики, подходы к классификации, проанализировать инструменты проведения промышленной политики и подходы к оценке ее эффективности;
- провести анализ современных тенденций промышленного развития, выявить ключевые факторы конкурентоспособного развития промышленных производств, как на федеральном, так и на региональном уровне;
- предложить методику, позволяющую оценить эффективность региональной промышленной политики, провести апробацию полученной методики на примере субъектов Уральского федерального округа. Объектом исследования является промышленный комплекс УрФО.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в рамках формирования региональной промышленной политики.
Эмпирическая база исследования включает законодательные и нормативные акты РФ и Свердловской области, официальные документы социально-экономического развития, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статьи научных журналов, материалы научно-практических конференций, обзоры и рейтинги международных организаций, первичные данные, собранные и обработанные автором в процессе исследования.
В работе содержатся положения, обладающие научной новизной, выносимые на защиту. Разработана методика оценки эффективности региональной промышленной политики, включающая систему частных показателей по восьми направлениям конкурентоспособного развития промышленного комплекса региона, таких как как структура экономики, инновации, экология, цифровизация и др.; применение данной методики позволит выявить слабые и сильные места в развитии региональной промышленности и сформировать приоритеты промышленной политики.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методического подхода к комплексной оценке региональной промышленной политики. Практическая значимость определяется возможностью применения данной методики органами региональной власти для оценки эффективности развития промышленного комплекса и принятия управленческих решений в сфере формирования конкурентоспособного регионального промышленного комплекса.
Методическую основу исследования составляют общенаучные методы системного, структурно-функционального и комплексного подхода к анализу экономических явлений. В процессе исследования были применены графический, экономико-статистический и математические методы исследования, а также такие традиционные научные методы группировки, сравнения и обобщения, логического и системного анализа.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались автором на международных научно-практических и всероссийских конференциях по фундаментальным и прикладным проблемам современного экономического развития регионов. Среди этих конференций «Российские регионы в фокусе перемен» (Екатеринбург, 15-17 ноября 2018 г.); «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Екатеринбург, 12-13 марта 2019 г); «Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии» (Екатеринбург, 11 октября 2019 г.), «Актуальные проблемы экономики и управления»
(Екатеринбург, 15-16 октября 2019 г.).
Структура и объем магистерской работы. Структура работы соответствует целям, задачами, предмету и объекту исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений, 34 рисунка, 20 таблиц и списка использованной литературы.
Для внедрения новых технологических решений, в том числе цифровых технологий необходим приток инвестиций в экономику. В этих условиях все большую актуальность приобретает государственная поддержка отечественного бизнеса, одним из действенных механизмов которой является промышленная политика. В связи с вышесказанным вопросы оценки эффективности проводимой промышленной политики имеют высокую значимость и актуальность.
Согласование интересов государства, бизнеса и общества всегда являлось актуальной проблемой. В современных условиях особо важным становится нахождение общих целей, эффективных механизмов реализации промышленной политики, как для государства, так и для промышленных предприятий и общества. Сложное федеративное устройство, масштаб территории нашей страны, большая дифференциация развития ее регионов требуют децентрализации процессов управления и распределения государственных ресурсов. Необходима проекция федеральной промышленной политики на региональный уровень с учетом специфики их развития, территориального положения, ресурсного обеспечения, конкурентных преимуществ и др. Субъекты промышленной политики на уровне региона могут более эффективно реагировать на проблемы промышленного и социально-экономического развития конкретной территории. Так региональная промышленная политика - это связующее звено между федеральной промышленной политикой и стратегией развития конкретного предприятия.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы промышленной политики были разработаны такими авторами как Прайс, Кругман и Обсфельд, Грэм О., Атанов Н.И., Яньшина М.Н., Лин и Чанг, Д. Родрик и Хаусман, Данилов, Данильян А.В., Кондратьев В., Карманов Ю., Смирнов Е., Саликова Е.Ю. ,Сафиуллин А.Р., Татаркин А.И., Романова О.А. и другие. Вопросы категории эффективности рассмотрены в трудах таких авторов, как Долгова А.В., Троянова Е.Н., Головачева Л. И., Карпов В., Доватур А. И., Ман Т., Троянова Е.Н., Троянова Е.Н., Фендель Д.А. и др.
Теоретические и методические основы оценки эффективности инструментов промышленной политики были рассмотрены в нормативных и законодательных актах, стратегических документах и методических рекомендациях, утвержденных правительством РФ и Свердловской области, а также в научных работах следующих исследователей Логинов К.К., Кораблева A. А., Бреусова А.Г., Ермолина Л.В., Унгаева И.Ю., Унгаев А.А., Шаш Н.Н., Черникин О.С., Жихаревич Б.С., Крыловский А.Б., Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А., Hausmann R., Rodrik D., Левицкая Н.В., Савельев И.И., Печенкин
B. Г. и др.
Методический инструментарий оценки эффективности был рассмотрен в трудах следующих авторов Кузнецова Е. П., Макарова И.Л., Бородкин Ф.М., Айвазян С.А. и др.
Цель и задачи исследования. Целью магистерской работы является разработка методического подхода к оценке эффективности реализации региональной промышленной политики.
В соответствии поставленной целью в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
- систематизировать основные понятия промышленной политики, подходы к классификации, проанализировать инструменты проведения промышленной политики и подходы к оценке ее эффективности;
- провести анализ современных тенденций промышленного развития, выявить ключевые факторы конкурентоспособного развития промышленных производств, как на федеральном, так и на региональном уровне;
- предложить методику, позволяющую оценить эффективность региональной промышленной политики, провести апробацию полученной методики на примере субъектов Уральского федерального округа. Объектом исследования является промышленный комплекс УрФО.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в рамках формирования региональной промышленной политики.
Эмпирическая база исследования включает законодательные и нормативные акты РФ и Свердловской области, официальные документы социально-экономического развития, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статьи научных журналов, материалы научно-практических конференций, обзоры и рейтинги международных организаций, первичные данные, собранные и обработанные автором в процессе исследования.
В работе содержатся положения, обладающие научной новизной, выносимые на защиту. Разработана методика оценки эффективности региональной промышленной политики, включающая систему частных показателей по восьми направлениям конкурентоспособного развития промышленного комплекса региона, таких как как структура экономики, инновации, экология, цифровизация и др.; применение данной методики позволит выявить слабые и сильные места в развитии региональной промышленности и сформировать приоритеты промышленной политики.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методического подхода к комплексной оценке региональной промышленной политики. Практическая значимость определяется возможностью применения данной методики органами региональной власти для оценки эффективности развития промышленного комплекса и принятия управленческих решений в сфере формирования конкурентоспособного регионального промышленного комплекса.
Методическую основу исследования составляют общенаучные методы системного, структурно-функционального и комплексного подхода к анализу экономических явлений. В процессе исследования были применены графический, экономико-статистический и математические методы исследования, а также такие традиционные научные методы группировки, сравнения и обобщения, логического и системного анализа.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались автором на международных научно-практических и всероссийских конференциях по фундаментальным и прикладным проблемам современного экономического развития регионов. Среди этих конференций «Российские регионы в фокусе перемен» (Екатеринбург, 15-17 ноября 2018 г.); «Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Екатеринбург, 12-13 марта 2019 г); «Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии» (Екатеринбург, 11 октября 2019 г.), «Актуальные проблемы экономики и управления»
(Екатеринбург, 15-16 октября 2019 г.).
Структура и объем магистерской работы. Структура работы соответствует целям, задачами, предмету и объекту исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений, 34 рисунка, 20 таблиц и списка использованной литературы.
На первом этапе написания диссертационной работы изучены теоретические основы промышленной политики. Рассмотрены различные точки зрения на понятие промышленной политики, и целесообразность ее проведения для российской экономики. В работе рассмотрена теоретическая основа изучаемого явления, по мнению ведущих специалистов, она основывается на системных вариантах трех экономических теорий: теории государственного регулирования экономики; теории промышленной организации; теории фирмы. Определено, что существует неразрывная связь промышленной политики с другими видами макроэкономических политики, в том числе: налоговой, денежно-кредитной, таможенной и др., их синхронизация друг с другом проявляется в интегральном воздействии на экономику, как страны, так и отдельного региона. В работе рассмотрены основные подходы к классификации промышленной политики в зависимости от характера приоритетов, направленности действия, объектов, источников ресурсов, а также способов формирования и реализации. В зависимости от реализуемого подхода (вертикальная или горизонтальная промышленная политика) определяются инструменты промышленной политики. В условиях формирования современной промышленной системы показана трансформация целей и приоритетов промышленной политики.
Проведен анализ литературы, с целью изучения категории эффективности. Показано изменение во времени подходов к понятию эффективности в зависимости от изменения характера мировых социально-экономических процессов. Анализ понятия эффективности в современной экономической литературе позволил выделить четыре подхода к этому определению. В настоящем исследовании принят один из рассмотренных четырех подходов, эффективность понимается как степень достижения поставленных целей (результативность хозяйствования), то есть улучшение качественных и количественных характеристик деятельности.
Эффективность управления государственными ресурсами, то есть инструментами промышленной политики определяется влиянием, которое они оказывают на структуру промышленного производства (т.е. отраслей обрабатывающих производств). Для изучения различных подходов к оценке эффективности государственных мер поддержки промышленности были рассмотрены соответствующие нормативные документы, посвященные различным государственным программам, стратегиям промышленного, инновационного, научно-технического развития, а также научная литература. В работе рассмотрены несколько таких подходов, оценивающих различные типы показателей промышленного и инновационного развития.
Во второй главе работы проведен обзор современных тенденций промышленного развития России. Целью данного этапа работы являлся - анализ перспектив и проблем развития промышленного комплекса. Рассмотрена динамика основных показателей развития промышленного комплекса, выделены факторы, влияющие на снижение его конкурентоспособности. В динамике показана структура промышленности по видам экономической деятельности, отмечена необходимость структурных изменений и дальнейшего развития отрасли на инновационной основе.
В результате проведенной оценки показана технологическая зависимость отечественных отраслей от импорта передовых производственных технологий, обоснована необходимость обновления материально-технической базы промышленных предприятий, а также сохранение и развитие человеческого капитала. Отмечена роль цифровизации российской экономики как источника долгосрочного экономического роста. Для конкурентоспособного развития промышленного комплекса определена необходимость перехода промышленных производств от линейной схемы производства к циркулярной экономике и внедрению ресурсосберегающих инновационных технологий.
Данные перспективы и проблемы развития промышленности рассмотрены на федеральном уровне, так и на уровне Свердловской области. Показано, что инновационная активность промышленных предприятий,
На следующем этапе работы на основе проведенного анализа и рассмотренных тенденций формирования конкурентоспособного промышленного комплекса была разработана методика оценки эффективности государственной промышленной политики регионов РФ и сформированы направления по повышению ее эффективности. В основе данной методики лежит многокритериальный подход. То есть разработанная методика оценивает эффективность функционирования промышленного комплекса региона по нескольким направлениями и учитывает современные тенденции социально-экономического развития региона. В методике выделены показатели (индикаторы), соответствующие принципам реализации промышленной политики, а также имеющие однозначную трактовку, сравнимую методику расчета и доступность для исследования. Сформированы основные принципы отбора показателей:
- соответствие целям и задачам проведения региональной промышленной политики;
- возможность сравнения индикаторов между регионами и в динамике (соизмеримость);
- учет современных тенденций промышленного развития;
- общедоступность показателей;
- учет показателей, характеризующих качество жизни населения региона.
Всего использовано 18 показателей, которые разделены на девять групп, каждая из которых характеризует отдельные аспекты промышленной политики . Методика предполагает расчет сопоставимых коэффициентов и последующее агрегирование их в единый интегральный показатель с применением весовых коэффициентов. Анализ, проведенный на основе предложенной методики,
позволит выявить слабые и сильные места в развитии промышленности региона.
На основе предложенной методики проведен анализ эффективности промышленного комплекса Свердловской области и для сравнения во всех регионах Уральского федерального округа. Анализ показал, что с каждым годом все больше субъектов повышают свои позиции в сравнении со среднероссийским уровнем. Что говорит о повышении проведения промышленной политики в субъектах УрФО.
Наиболее слабыми местами для Свердловской области является эффективность производства, а именно рентабельность активов, уровень инвестиций в основной капитал промышленных предприятий. Также необходимо обратить внимание на показатели инновационного развития - создание и внедрение передовых производственных технологий. Внедрение современных технологий на производствах остается одним из определяющих факторов успешного конкурентоспособного развития промышленного предприятия. Показатель средней заработной платы в обрабатывающей промышленности отстает от среднего уровня по стране, что не может характеризовать стабильное повышение уровня жизни в регионе .
На основе проведенного анализа можно сказать, что дальнейшее повышение эффективности промышленной политики в Свердловской области будет успешно при ориентации инструментов ее проведения на структурные изменения в экономике, повышение инновационной производства, внедрение передовых производственных технологий. Также приоритетным направлением развития промышленной политики региона является повышение производительности труда, увеличение качества жизни населения, путем создания новых и модернизации существующих производств с целью снижения нагрузки промышленных предприятий на окружающую среду.
Для повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Свердловской области, повышения уровня жизни населения необходимо дальнейшее привлечение инвестиций, направленных на перепрофилирование производств, внедрение наилучших доступных технологий, применение которых позволит достичь лучших экономических результатов с минимальным негативным воздействием на природу. В этих условиях все большую актуальность приобретает государственная поддержка отечественного бизнеса, одним из действенных механизмов которой является промышленная политика. Промышленная политика является эффективным механизмом стимулирования инвестиций в форме кредитов, субсидий, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Грамотное проведение региональной промышленной политики будет способствовать повышению конкурентоспособности производств и выходу предприятий на новые рынки, снятию инфраструктурных ограничений, позволит увеличить долю инновационной продукции.
Предложенная в работе методика и направления повышения эффективности промышленной политики Свердловской области носят совещательный характер и могут использоваться органами региональной власти при формировании целей, приоритетов и инструментов региональной промышленной политики.
Проведен анализ литературы, с целью изучения категории эффективности. Показано изменение во времени подходов к понятию эффективности в зависимости от изменения характера мировых социально-экономических процессов. Анализ понятия эффективности в современной экономической литературе позволил выделить четыре подхода к этому определению. В настоящем исследовании принят один из рассмотренных четырех подходов, эффективность понимается как степень достижения поставленных целей (результативность хозяйствования), то есть улучшение качественных и количественных характеристик деятельности.
Эффективность управления государственными ресурсами, то есть инструментами промышленной политики определяется влиянием, которое они оказывают на структуру промышленного производства (т.е. отраслей обрабатывающих производств). Для изучения различных подходов к оценке эффективности государственных мер поддержки промышленности были рассмотрены соответствующие нормативные документы, посвященные различным государственным программам, стратегиям промышленного, инновационного, научно-технического развития, а также научная литература. В работе рассмотрены несколько таких подходов, оценивающих различные типы показателей промышленного и инновационного развития.
Во второй главе работы проведен обзор современных тенденций промышленного развития России. Целью данного этапа работы являлся - анализ перспектив и проблем развития промышленного комплекса. Рассмотрена динамика основных показателей развития промышленного комплекса, выделены факторы, влияющие на снижение его конкурентоспособности. В динамике показана структура промышленности по видам экономической деятельности, отмечена необходимость структурных изменений и дальнейшего развития отрасли на инновационной основе.
В результате проведенной оценки показана технологическая зависимость отечественных отраслей от импорта передовых производственных технологий, обоснована необходимость обновления материально-технической базы промышленных предприятий, а также сохранение и развитие человеческого капитала. Отмечена роль цифровизации российской экономики как источника долгосрочного экономического роста. Для конкурентоспособного развития промышленного комплекса определена необходимость перехода промышленных производств от линейной схемы производства к циркулярной экономике и внедрению ресурсосберегающих инновационных технологий.
Данные перспективы и проблемы развития промышленности рассмотрены на федеральном уровне, так и на уровне Свердловской области. Показано, что инновационная активность промышленных предприятий,
На следующем этапе работы на основе проведенного анализа и рассмотренных тенденций формирования конкурентоспособного промышленного комплекса была разработана методика оценки эффективности государственной промышленной политики регионов РФ и сформированы направления по повышению ее эффективности. В основе данной методики лежит многокритериальный подход. То есть разработанная методика оценивает эффективность функционирования промышленного комплекса региона по нескольким направлениями и учитывает современные тенденции социально-экономического развития региона. В методике выделены показатели (индикаторы), соответствующие принципам реализации промышленной политики, а также имеющие однозначную трактовку, сравнимую методику расчета и доступность для исследования. Сформированы основные принципы отбора показателей:
- соответствие целям и задачам проведения региональной промышленной политики;
- возможность сравнения индикаторов между регионами и в динамике (соизмеримость);
- учет современных тенденций промышленного развития;
- общедоступность показателей;
- учет показателей, характеризующих качество жизни населения региона.
Всего использовано 18 показателей, которые разделены на девять групп, каждая из которых характеризует отдельные аспекты промышленной политики . Методика предполагает расчет сопоставимых коэффициентов и последующее агрегирование их в единый интегральный показатель с применением весовых коэффициентов. Анализ, проведенный на основе предложенной методики,
позволит выявить слабые и сильные места в развитии промышленности региона.
На основе предложенной методики проведен анализ эффективности промышленного комплекса Свердловской области и для сравнения во всех регионах Уральского федерального округа. Анализ показал, что с каждым годом все больше субъектов повышают свои позиции в сравнении со среднероссийским уровнем. Что говорит о повышении проведения промышленной политики в субъектах УрФО.
Наиболее слабыми местами для Свердловской области является эффективность производства, а именно рентабельность активов, уровень инвестиций в основной капитал промышленных предприятий. Также необходимо обратить внимание на показатели инновационного развития - создание и внедрение передовых производственных технологий. Внедрение современных технологий на производствах остается одним из определяющих факторов успешного конкурентоспособного развития промышленного предприятия. Показатель средней заработной платы в обрабатывающей промышленности отстает от среднего уровня по стране, что не может характеризовать стабильное повышение уровня жизни в регионе .
На основе проведенного анализа можно сказать, что дальнейшее повышение эффективности промышленной политики в Свердловской области будет успешно при ориентации инструментов ее проведения на структурные изменения в экономике, повышение инновационной производства, внедрение передовых производственных технологий. Также приоритетным направлением развития промышленной политики региона является повышение производительности труда, увеличение качества жизни населения, путем создания новых и модернизации существующих производств с целью снижения нагрузки промышленных предприятий на окружающую среду.
Для повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Свердловской области, повышения уровня жизни населения необходимо дальнейшее привлечение инвестиций, направленных на перепрофилирование производств, внедрение наилучших доступных технологий, применение которых позволит достичь лучших экономических результатов с минимальным негативным воздействием на природу. В этих условиях все большую актуальность приобретает государственная поддержка отечественного бизнеса, одним из действенных механизмов которой является промышленная политика. Промышленная политика является эффективным механизмом стимулирования инвестиций в форме кредитов, субсидий, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Грамотное проведение региональной промышленной политики будет способствовать повышению конкурентоспособности производств и выходу предприятий на новые рынки, снятию инфраструктурных ограничений, позволит увеличить долю инновационной продукции.
Предложенная в работе методика и направления повышения эффективности промышленной политики Свердловской области носят совещательный характер и могут использоваться органами региональной власти при формировании целей, приоритетов и инструментов региональной промышленной политики.
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
(НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Роль крупного бизнеса в реализации промышленной политики в муниципальном образовании (на примере АО «Копейский машиностроительный завод»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2015 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Методы оценки эффективности корпоративной социальной политики.
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



