Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 9
1.1 Психологическое консультирование как направление профессиональной
деятельности 9
1.2 Профессионально важные качества психолога-консультанта 23
1.3 Социальные представления как предмет исследования 29
1.4 Исследования о психологе-консультанте 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГЕ-КОНСУЛЬТАНТЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 44
2.1 Общая организация исследования и описание выборки 44
2.2 Методики исследования 46
2.3 Описательная статистика 47
2.4 Сравнительная статистика 50
2.5 Дисперсионный анализ 58
2.6 Количественный анализ оценок качеств психолога-консультанта 60
2.7 Корреляционный анализ 64
2.8 Описание результатов анкетирования 66
Заключение 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Психологическое консультирование является относительно новым видом профессиональной деятельности в сфере психологии. Оно возникло в ответ на потребность в психологической поддержке и личностных изменениях людей, не имеющих клинических нарушений.
Несмотря на многообразие методов, главным фактором влияния в процессе консультирования является личность психолога-консультанта. Именно он ищет путь к индивидуальности клиента, «выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование - эффективным» [27, с. 3]. Качества, которыми обладает психолог, характеризуют его как личность.
В научной литературе дается большое количество различных сочетаний качеств, которыми необходимо обладать психологу-консультанту для плодотворной работы. Многие из этих качеств, в той или иной форме, можно обнаружить в большинстве источников . Однако исследования в этой области продолжаются по сей день [5]. Профессия психолога консультанта развивается под влиянием изменений в культуре и обществе.
Как справедливо отмечают в своих работах М. В. Руднева [38] и Е. Ю. Макарова [27], вопрос влияния возраста на представления о психологе- консультанте не является достаточно изученным на данный момент. В этой связи мы полагаем, что изучение личностных особенностей психолога - консультанта, представления о его качествах у потенциальных клиентов разных возрастов является весьма актуальным. Возросшая востребованность данного вида профессиональной деятельности в современном мире, в целом, и в России, в частности, а именно психологического консультирования, а как следствие, изучение требований, предъявляемых потенциальной аудиторией к специалисту в данной области, также определяют значимость нашего исследования.
В нашей работе мы определяем «социальное представление как форму социальной ментальности, заключающей в себе особенности обыденного практического мышления, направленного на освоение, познание и интерпретацию окружающей действительности» [28, с. 4]. Таким образом, мы изучаем, какие качества, характеризующие психолога как личность, ожидают обнаружить у него потенциальные клиенты.
Представления о психологе-консультанте являются важной частью взаимодействия психолога и клиента. Они отражают отношение к деятельности консультанта в целом, к свойствам личности, роли, позиции психолога, в процессе психологического консультирования. Всё это прямо или косвенно влияет на течение консультирования, его результаты, успехи и неудачи.
В результате обзора научной литературы [27; 38] была выявлена проблема недостаточной изученности социальных представлений о психологе-консультанте в разных возрастных группах.
Объект исследования: представления о психологе-консультанте у людей разных возрастных групп.
Предмет исследования: содержание представлений о психологе- консультанте у людей разных возрастных групп.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение содержания представлений о психологе-консультанте в разных возрастных группах.
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза исследования: Представления о профессионально важных качествах психолога-консультанта имеют различия в зависимости от возрастной группы испытуемых.
Дополнительные гипотезы исследования:
1. В представлениях испытуемых характеристики профессионализма и качества, характеризующие отношение к клиенту «Эффективного» психолога-консультанта являются наиболее важными для его работы.
2. Представления испытуемых об «Эффективном» психологе- консультанте по отдельным профессионально важным качествам более тесно связаны с представлениями об «Опытном» психологе-консультанте.
3. Представления о профессионально важных качествах психолога- консультанта имеют различия в зависимости от пола испытуемых.
Для достижения цели исследования и с учётом выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических представлений о психологическом
консультировании и о качествах психолога-консультанта, сформулированных в специализированной литературе для дальнейшего сравнения с результатами эмпирического исследования.
2. Проанализировать разработанность научно-теоретических знаний по тематике работы с целью поиска, подтверждения актуальности и научной новизны нашей работы.
3. Разработать инструментарий для изучения представлений о профессионально важных качествах психолога-консультанта.
4. Провести эмпирическое исследование с целью анализа представлений о психологе-консультанте в разных возрастных группах.
5. Обработать полученные данные и проанализировать результаты исследования.
Методы и методики исследования.
В рамках теоретического исследования использовался метод анализа специализированной литературы. Теоретические представления о психологическом консультировании и о качествах психолога-консультанта представлены в работах С. Гледдинга [13], Ю. Алешиной [2], Р. Кочунаса [16], В. Л. Бозаджиева [5; 6] и других авторов. Понятие социальных представлений рассматривается в работах С. Московичи [30; 31; 32], А. И. Донцова и Т. П. Емельяновой [14; 18].
В качестве методов для сбора эмпирических данных были использованы:
• анкета, включающая вопросы о социально-демографическом статусе испытуемых. Вопросы о профессиональной роли и предпочтениях в выборе психолога консультанта,
• исследовательская методика, включающий в себя 36 качеств психолога-консультанта: 9 тематических категорий, по 4 качества в каждой.
Полученные данные в ходе исследовании данные подвергались статистической обработке с использованием программы Microsoft Office Excel 2007 и пакета программ Statistica 13.0. При анализе данных применялись непараметрические методы: для сравнительного анализа U - критерий Манна-Уитни, для корреляционного анализа rs- коэффициент корреляции Спирмена.
Структура исследования.
Исследование проходило в два этапа в городах: Екатеринбург, Березовский и Нижний Тагил.
В первом этапе исследования приняло участие 33 человека. Основным условием формирования выборки было отсутствие связи испытуемых с психологией родом деятельности или образованием.
На первом этапе исследования использовался опрос «Психолог- консультант: какой он?». По ответам выборки респондентов был сформирован набор качеств психолога-консультанта. Испытуемые указали те качества, которые они, опираясь на социальные представления, сочли профессионально важными для него. Из всех полученных качеств методом контент-анализа были выделены 36, которые, в свою очередь, были разбиты нами на 9 тематических категорий. По 4 качества в каждой категории.
На втором этапе исследования, с использованием метода семантического дифференциала, была сформирована исследовательская методика. В качестве объектов семантического дифференциала испытуемым были предложены такие, как «Начинающий психолог-консультант», «Опытный психолог-консультант», «Бездарный психолог-консультант», «Эффективный психолог-консультант», в качестве дескрипторов были использованы, выделенные на первом этапе исследования качества психолога-консультанта.
Для сбора социально-демографической информации об испытуемых, а также дополнительной информации о профессиональной роли и предпочтениях в выборе психолога-консультанта, нами была составлена анкета.
На втором этапе исследования приняли участие 93 человека, из них 72% женщин и 28% мужчин. Возраст респондентов лежит в пределах от 15 до 64 лет. Испытуемые были разделены на три возрастные группы в соответствии с международной классификацией возрастов: 15-24 года (32 человека), 25-44 года (31 человек), 45-64 года (30 человек).
Соотношение респондентов по уровню образования: большая часть - 69,9% имеют высшее образование, 17,2% - среднее профессиональное образование и 12,9% - среднее общее.
Участие в исследование было добровольным. Общий объем выборки составил 126 человек.
Научная новизна исследования.
Выявлена структура социальных представлений о психологе- консультанте в изучаемом социо-культурном слое, включающая в себя представления об особенностях интеллектуальной и эмоциональной сферы, отношениях к клиенту и профессии в целом, о характеристиках внешности и речи, характеристиках профессионализма, морально-нравственных качествах личности психолога-консультанта, его отношение к жизни и к людям. Изучены аспекты различия и сходства представлений о психологе - консультанте между разными возрастными группами испытуемых.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В последнее время все более актуальным становится изучение представлений о психологическом консультировании и психологе- консультанте [16; 17; 23; 25; 36]. Это связано с некоторыми различиями между обыденными и научными представлениями в области психологической помощи. Действительно, важно понимать насколько набор качеств и требований, предъявляемый в теоретической литературе к психологу-консультанту соответствует представлениям обывателя, потенциального клиента консультирования.
Детальное рассмотрение социальных представлений о психологе - консультанте способствует повышению качества психологического консультирования на разных уровнях организации и оценке уровня знаний о психологической помощи у разных групп населения [23].
Вопрос влияния возраста на представления о психологе-консультанте не является достаточно изученным на данный момент [28; 36]. В своей работе мы рассматриваем актуальные ожидания от личности психолога- консультанта, представления о его качествах у потенциальных клиентов разных возрастов.
Перейдем к основным выводам.
Представления о психологе-консультанте имеют различия в разных возрастных группах. Крайние возрастные группы 15-24 года и 45-64 года имеют наибольшее количество различий в представлениях. Скорее всего, это связано с разницей возраста, а значит условий формирования представлений. Больше всего различий наблюдается в категориях интеллектуальная сфера «Начинающего» психолога-консультанта и характеристиках внешности разных объектов семантического дифференциала. Мы предполагаем, что уровень образования «Начинающего» психолога-консультанта и такие качества как умный, эрудированный юное поколение оценивает ниже из-за общего падения качества образования, которое могут ощутить на себе его представители. Различия в оценках внешности психолога наблюдаются из-за неоднозначности влияния этой категории качеств на его успешную работу.
Наиболее значимым, для респондентов, в качествах психолога- консультанта, является соблюдение конфиденциальности, умение слушать и вовлеченность в свою профессию. Наименее значимыми являются качества: альтруистичный, хорошо одетый и обладает приятным голосом. Что говорит о главенстве профессиональных и этических качеств в работе консультанта над его внешними проявлениями.
В представлениях людей эффективность психолога-консультанта тесно связана с его опытом.
Важным результатом исследования является структура социальных представлений о профессионально важных качествах психолога- консультанта, включающая в себя категории:
• интеллектуальная сфера (умный, образованный, умеет анализировать, эрудированный),
• характеристики внешности (аккуратный, обаятельный, располагающий к себе, хорошо одетый),
• речевые характеристики (хороший оратор, обладает приятным голосом, умеющий убеждать, говорит просто о сложном) ,
• эмоциональная сфера (спокойный, стрессоустойчивый,
сочувствующий, обладает высокой эмпатией) ,
• характеристики профессионализма (компетентный, с большим жизненным опытом, умеющий нестандартно мыслить, соблюдает конфиденциальность),
• отношение к клиенту (терпеливый, внимательный, понимающий, умеющий слушать),
• отношение к профессии (постоянно занимающийся
самосовершенствованием в своей профессии, вовлеченный в свою профессию, заинтересованный, готовый погрузится в проблему),
• морально-нравственные качества (честный, не льстит, уважительный, ответственный),
• отношение к жизни и к людям (альтруистичный, коммуникабельный, уверенный, доброжелательный).
1. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс - культурный и типологический подходы / К. А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - С.7-37.
2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Алешина. - М.: Касс, 2004. - 106 с.
3. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Л. Берн. - М.: Издательство «Э», 2017. - 352 с.
4. Бернс Д. Д. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроения / Д. Д. Бернс. - М.: Вече, Персей, ACT, 1995. - 400 с.
5. Бозаджиев В. Л. Профессионально значимые качества личности психолога-консультанта / В. Л. Бозаджиев // Успехи современного естествознания. -2008. - №9. - С. 73-74.
6. Бозаджиев В. Л. Психолого-консультативная компетенция как фактор формирования имиджа психолога-консультанта / В. Л. Бозаджиев // Успехи современного естествознания. -2008. - №7.- С. 56-58.
7. Брантова Ф. С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста / автореф. дис. канд. психол. наук / Ф. С. Брантова; Российский государственный гуманитарный университет - М., 2011. - 31 с.
8. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е. А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - №3. - С. 112-119.
9. Быстрицкий Е. К. Понимание и практическое сознание - Загадка человеческого понимания / Е. К. Быстрицкий. - М.: Политиздат, 1991. - C. 25-39.
10. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. - М.: Издательство «Корвет», 2015. - 320 с.
11. Вильгельм А. М. Содержание и динамика представлений учителей о коммуникативной культуре: автореф. канд. дисс. / А. М. Вильгельм; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина - Екатеринбург, 2013. - 27с.
12. Глуханюк Н. С., Сергеева Т. Б. Психология позднего возраста: результаты исследований / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Сергеева. -Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007 - 126 с.
13. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
14. Донцов А. И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 147-152.
15. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 320 с.
16. Елисеев О. О. Имидж как фактор доверия психологу- консультанту: автореф. дис. канд. педагог. наук / О. О. Елисеева; Российский государственный социальный университет - М., 2011. - 542 с.
17. Емельянова Т. П. Социальное представление — понятие и
концепция: итоги последнего десятилетия Т. П. Емельянова //
Психологический журнал. Т.22. - 2001.- № 6. - С. 39-47.
18. Жуматаева М. С., Бапаева М. К. Профессионально-важные качества будущих психологов / М. С. Жуматаева, М. К. Бапаева // Достижения науки и образования. - 2015. - №1. - С. 1-3.
19. Карвасарский Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 1985. - 304 с.
20. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
21. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая
психотерапия / Р. Кочюнас. - М. Академический проект; Трикста, 2008. - 464 с.
22. Кулинич Д. О. Социальные представления о психологии и психологической помощи людей, имеющих опыт взаимодействия с психологом / Д. О. Кулинич // АНИ: педагогика и психология. Т.6. - 2017. - №1. - С. 286-288.
23. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.Я. Левит. // Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - С. 25.
24. Лебедева А. А. Кросс-культурный аспект профессионально важных качеств психолога-консультанта / А. А. Лебедева // Вестник психотерапии. - 2006. - №17. - С. 96-100.
25. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л.Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
26. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
27. Макарова Е. Ю. Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп: канд. дисс. психол. наук / Е. Ю. Макарова; Российский государственный социальный университет - М., 2009. - 187 с.
28. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - М.: Класс, 2015. - 592 с.
29. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Академический проект, 2011. - 396 с.
30. Московичи С. От коллективных представлений к социальным / С. Московичи // Вопросы социологии. T.1. - 1992. - №2. - С. 83-95.
31. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд /
С. Московичи // Психол. журнал. - Т. 16. - 1995. - № 1. - С. 3-8. - № 2. - С. 3-14.
32. Нохватько Е. Н. Становление профессионального мышления в процессе подготовки психологов-консультантов / Е. Н. Нохватько // Психология обучения. - 2008. - №8. - С. 92-98.
33. Перлз Ф. С. Гештальт-подход и свидетель терапии / Ф. С. Перлз. - Пушкино: Культура, 2019. - 207 с.
34. Попова А. А. Исследование представлений об эффективности деятельности специалиста в области психологического консультирования: маг. дисс. / А. А. Попова; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина - Екатеринбург, 2016. - 157 с.
35. Роджерс К. Р. Клиент-центрированная терапия / К. Р. Роджерс. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2007. - 560с.
36. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.
37. Романова С. А. Проблемы изучения социальных представлений / С. А. Романова // Вестник педагогики и психологии АлтГУ. - 2016. - № 4. - С. 60-68.
38. Руднева М. В. Житейские и научные представления о личности психолога-консультанта / М. В. Руднева // Вестник ПСТГУ. - 2013. - №2.- С. 271-278.
39. Славская А.Н. Личностные особенности интерпретирования субъектом авторских концепций: автореф. кан. дисс. психол. наук / А.Н. Славская; Институт психологии РАН - М., 1993. - 28 с.
40. Социально-политическая психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Г. Г. Дилигенский. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
41. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ / Я. Стюарт, В. Джойнс. - СПб.: Метанойя, 2017. - 444 с.
42. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории / П. Н. Шихирев. - М.Наука, 1985. - 175 с.
43. Ялом И. Д. Дар психотерапии / И. Д. Ялом. - М.: Эксмо, 2015. - 250 с.
44. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое
консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. - 1999
[Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/1622370/(дата
обращения: 25.05.2020).
45. Arnkoff D. В., Glass С. R. Cognitive therapy and psychotherapy integration. In D. K. Freedheim (Ed.) / D. В. Arnkoff, С. R. Glass // History of psychotherapy: A century of change. - Washington DC: American Psychological Association, 1992. - P. 657-694.
46. Aubrey R. F. Historical development of guidance and counseling and implications for the future / R. F. Aubrey // Personnel and Guidance Journal. - 1977. - №55. - P. 288-295.
47. Aubrey R. F. The odyssey of counseling and images of the future / R. F. Aubrey // Personnel and Guidance Journal. - 1983. - №62. - P. 78-82.
48. Casey J. M. Gail F. Farwell: A developmentalist who lives his ideas. The School Counselor / J. M. Casey. 1996. - №43. - P. 174-180.
49. Corsini R. J. Introduction. Current psychotherapies, 5th ed. In R. J. Corsini & D. Wedding (Ed.) / R. J. Corsini. - Itasca IL: Peacock, 1995. - P. 1-14.
50. Christopher J. C. Counseling's inescapable moral vision / J. C. Christopher // Journal of Counseling & Development. - 1996. - №75. - P. 17-25.
51. Dattilio F. M., Padesky С. A. Cognitive therapy with couples / F. M. Dattilio, С. A. Padesky. - Sarasota FL: Profess Resource Exchange, 1990. - 150 p.
52. Ellis A. The humanism of rational emotive behavior therapy and other behavior therapies / A. Ellis // Journal of Humanistic Education and Development. - 1996. -№35. - P. 69-88.
53. Ellis A., Harper R. A. A new guide to rational living / A. Ellis, R. A. Harper. - North Hollywood CA: W, 1975. - 233 p.
54. Guy J. D. The personal life of the psychotherapist / J. D. Guy. - N.Y.: Wiley, 1987. - 352 p.
55. Hackney H., Cormier L. S. (1996). The professional counselor, 3rd ed. / H. Hackney, L. S. - Cormier Boston: Ailyn & Bacon, 1996. - 390 p.
56. Holland J. L. The self-directed search / J. L. Holland. - FL:PAR - 2017. - 112 p.
57. Krumboltz J. D. (1966). Behavioral goals of counseling / J. D. Krumboltz // Journal of Counseling Psychology. - 1966. - №13. - P. 153-159.
58. May R., Remen N., Young D., Berland W. The wounded healer / R. May, N. Remen, D. Young, W. Berland // Saybrook Review. - 1985. -№5. - P. 84-93.
59. Mays D. T., Franks С. М. Getting worse: Psychotherapy or no treatment: The jury should still be out / D. T. Mays, С. М. Franks // Professional Psychology. - 1980. - №2. - P. 78-92.
60. Rogers C. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change / C. R. Rogers // Journal of Consulting Psychology. - 1957. - №21. - P. 95-103.
61. Seligman L. Diagnosis and treatment planning in counseling / L. Seligman / - N.Y: Plenum, 1997. - 466 p.
62. Storr. A. The Art of Psychotherapy / A. Storr. - N.Y.: Routledge, 1980. - 224 p.
63. Thompson С. D., Rudolph L. B. Counseling children, 3th ed. / С. D. Thompson, L. B. Rudolph. - Pacific Grove CA: Brooks/Cole Pub Co, 1992. - 576 p.
64. Wiggins J., Weslander D. Personality characteristics of counselors rated as effective or ineffective / J. Wiggins, D. Weslander // Journal of Vocational Behavior. - 1979. - №15 - P. 175-185.
65. Witmer J. M., Young M. E. Preventing counselor impairment: A wellness model / J. M. Witmer, M. E. Young // Journal of Humanistic Education and Development. - 1996. -№34. - P. 141-155.
66. Zajonc R. On the primacy of affect / R. Zajonc // American Psychologist. - 1984. - №39. - Р. 117-123.