ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие концепт и его основные характеристики 5
1.1.1 Понятие концепт в когнитивной лингвистике 5
1.1.2 Классификация концептов 14
1.1.3 Методы исследования концептов 21
1.2 Понятие дискурс и его основные характеристики 29
1.2.1 Понятие дискурс в лингвистике 29
1.3 Понятие песенный дискурс 33
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПТОВ
АЛЬБОМОВ ГРУППЫ PINK FLOYD 38
2.1 Ключевые концепты альбома The Dark Side of the Moon 38
2.2 Ключевые концепты альбома The Wall 54
2.3. Сравнительный анализ ключевых концептов альбомов Dark Side Of
The Moon и The Wall 84
Выводы по второй главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом современной науки к проблеме определения и описания художественного концепта на основе авторского песенного дискурса. Концептуальный анализ художественных произведений обычно подтверждает тот факт, что наше восприятие часто не совпадает с замыслом автора, а прямые словарные дефиниции не раскрывают суть концепта или же вообще противоречат ей. Слово в художественном концепте не подразумевает что-то конкретное, не является средством логического определения, а играет роль так называемого символа, заданного автором.
Объектом исследования выступает авторская картина мира Роджера Уотерса, автора альбомов Dark Side of the Moon и The Wall.
Предмет исследования - языковые единицы английского языка, репрезентирующие основные концепты в авторском песенном дискурсе на основе двух альбомов группы Pink Floyd.
Цель исследования - охарактеризовать авторскую картину мира посредством сравнительного анализа ведущих концептов альбомов Dark Side of the Moon и The Wall группы Pink Floyd.
Гипотеза: то как слушатель воспринимает концепты, заложенные в песенном авторском дискурсе, не всегда совпадает с тем значением, которое изначально задано автором.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих основных задач:
1) определить и ознакомиться с основными характеристиками понятия концепт;
2) ознакомиться с основными характеристиками и теоретическими подходами к изучению понятия дискурс;
3) провести комплексный анализ лексических единиц, вербализующих основные концепты авторского песенного дискурса на материале альбома Dark Side Of The Moon;
4) провести комплексный анализ лексических единиц, вербализующих основные концепты авторского песенного дискурса на материале альбома The Wall;
5) провести сравнительный анализ полученных концептов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
научные работы как отечественных (Е. Е. Анисимова, 2003; Э. В. Будаев, 2007, 2011; С. Г. Воркачев, 2001; В. И. Карасик, 2002; Ю. Н. Тынянов; А. П. Чудинов, 2001, 2012), так и зарубежных специалистов (Т. А. Ван Дейка, 1995; М. Джонсон, 2004; Дж. Лакофф, 1980, 1987; М. Тернер, 1999, 2002;).
Методы исследования: в работе были использованы сравнительный и описательный методы, реализованные через комплекс более частных методик и исследовательских приемов таких, как определение языкового наполнения концептов посредствам дефиниционного, контекстуального анализа и анализа частотности, а также описание особенностей концептов и их проявления в авторском песенном дискурсе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём представлен ряд частных наблюдений и выводов по концептуальному наполнению авторского песенного дискурса на базе сравнительного анализ основных концептов песенного дискурса на материале альбомов Dark Side Of The Moon и The Wall.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и сравнении ключевых концептов в авторском дискурсе группы Pink Floyd под авторством Роджера Уотерса. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по проблемам выявления и сравнения ключевых концептов в авторском песенном дискурсе. Данное исследование дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует разработке таких теоретических проблем, как взаимодействие языка и мышления, роль языка в экспликации и формировании картины мира (авторских интенций и т.д.), взаимодействие различных уровней языковой системы, а также в определенном вкладе в дальнейшее развитие теории концептологии, в теорию сравнительносопоставительного языкознания и лексикологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений диссертации в практике вузовского преподавания при чтении курсов и спецкурсов по лексикологии английского языка, лингвокультурологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись на основе публикаций основных теоретических аспектов, а также ключевых этапов исследования в виде статей в научном журнале «Студенческий вестник» №20 (70) - Концепт - как ключевое понятие
когнитивной лингвистики // Студенческий вестник: научный журнал. № 20(70). - М., Изд. «Интернаука», 2019 и № 16 (66) - Контент-анализ текстов политической агитации // Студенческий вестник: научный журнал. № 17(67). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 34-36.
Структура исследования: работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи, двух глав, раскрывающих теоретические и практические аспекты исследуемой темы, заключения, библиографического списка в составе 83 наименований.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе научного исследования выявлено, что концепты, заложенные автором песенного дискурса, могут быть интерпретированы по- разному, в зависимости от подхода к их исследованию.
2. Выявлена взаимосвязь между ключевыми концептами альбома Dark Side Of The Moon и The Wall группы Pink Floyd.
Таким образом в магистерской диссертации была предпринята попытка сравнительного анализа двух альбомов авторского песенного дискурса на предмет схожести или различия в ключевых концептах.
Актуальность проблемы обусловила формулировку цели, заключавшейся в теоретическом и практическом обосновании возможностей сравнительного анализа по результатам концептуального анализа текстов песен, с использованием дефиниционного, сопоставительного анализа и анализа частотности языковых единиц. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в ходе работы были выполнены поставленные задачи и достигнута намеченная цель: был проведен сравнительный анализ ведущих концептов альбомов Dark Side Of The Moon и The Wall группы Pink Floyd.
Также в ходе исследования были определены основные характеристики понятия концепт. Концепт, как и многие сложные научные феномены, не имеет однозначного толкования в науке о языке на современном этапе ее развития. Дискуссионными остаются многие вопросы, связанные с теорией концептов. Концепты могут иметь языковое выражение, а могут и не иметь его. Очень многие, если не большинство концептов, видимо, не имеют системных языковых средств выражения, так как они обслуживают сферу индивидуального мышления, где без них невозможно мыслить, но далеко не все они предназначены для обсуждения.
Для изучения концептов используется система исследовательских процедур, направленных на раскрытие содержания и структуры концептов, смыслового потенциала концептов в данной культуре. Существуют различные подходы к анализу концептов, различные способы их описания, основанные на использовании различного исследовательского материала.
Можно выделить три основных источника, используемых для исследования концептов: словарный материал, текстовый материал (данные о
функционировании слов-репрезентантов концепта в текстах) и экспериментальный материал (данные психолингвистических
экспериментов).
Далее были выделены основные характеристики и теоретические подходы к изучению понятия дискурс.
В современном языкознании главенствующую позицию занимает понятие Т. А. Ван Дейка: «дискурс - это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста адресатом». В нашем случае в роли дискурса выступают тексты песен.
Песенный дискурс включает в себя некоторые вне-текстовые факторы, такие как: исторические аспекты, психологические особенности автора, ситуации, в которых происходит восприятие текста песни и т. д. Таким образом, текст песни и песня дискурс представляет собой набор определенных вещей. Текст песни - это аранжировка словесного или невербальные знаки, в то время как песенный дискурс представляет собой набор текстов песен вместе с внешними текстовыми факторами. Для нашего исследования нами был проанализирован только вербальный компонент песенного дискурса.
В итоге, нами был проведён комплексный анализ лексических единиц, вербализующих основные концепты авторского песенного дискурса на материале альбома Dark Side Of The Moon.
Были выделены концепты «тьма», «душа», «загадка», «выбор» в качестве ядерных концептов альбома Dark Side Of The Moon. Прослеживая их постепенное концептуальное развертывание через весь альбом, нами были выделены слова-темы - слова, характеризующие околоядерные концепты, содержащиеся в названии песен. Ими стали концепты «призыв к действию», «жизнь», «смерть», «время», «ценности», «выбор», «безумие», «тьма». Мы увидели, что художественная основа часто сопротивляется прямой трактовке, здесь необходим анализ символических коннотаций. Нами были выделены наиболее близкие ассоциаты для ядерных и околоядерных концептов, с помощью наиболее частых репрезентантов - лексем “life”, “live”, “breathe”, “way” для концепта «жизнь»; “gone”, “dying”, “dark” для концепта «смерть»; “mad”, “insane”, “lunatic” для концепта «безумие»; “time”, “gone” для концепта «время», “all”, “you”, “who”, “choose” - концепт «призыв к действию», «выбор»; “money”, “cash”, “price” - концепт «ценности»; “dark”, “evil” - концепт «тьма».
Далее нами был проведен комплексный анализ лексических единиц, вербализующих основные концепты авторского песенного дискурса на материале альбома The Wall.
В данном альбоме были выделены ядерные концепты, содержащиеся в непосредственно названии альбома: концепты «барьер», «стена», «защита». Далее, для того чтобы выделить околоядерные концепты альбома, нами были проанализированы названия 26 песен. Слова-темы, содержащиеся в названиях, репрезентируют следующие концепты: «барьер», «маска», «хрупкость», «счастье», «защита», «контроль», «тьма», «опасность», «пустота», «уязвимость», «похоть», «действие», «одиночество», «надежда», «дом», «бесчувственность», «свобода», «жизнь», «смерть», «конец», «итог». Для того, чтобы определить вектор концептуального развёртывания ядерных и околоядерных концептов через весь альбом, нами были проанализированы 26 текстов песен на предмет наиболее частотных лексем. Такими лексемами стали: “wall”, “you”, “leave”, “mother”, “home”, “bomb”, “run”, “lonely”, “alone”, “end”, “worms”, “brick”, “sky”, “goodbye”. Далее был проведён сравнительный анализ полученных концептов альбомов Dark Side Of The Moon и The Wall.
В итоге, было определено, что альбомы Dark Side Of The Moon и The Wall в большей степени похожи, чем различны. Несмотря на большую разницу во времени, они являются одним целым. В Dark Side Of The Moon автор выделяет для себя те концепты-доминанты, которые волновали его в тот момент, в момент нервного срыва. Далее, на протяжении 6 лет, это концепты плотно оседают в его разуме, обрастая все новыми и новыми ассоциативными связями. И, в момент второго нервного срыва, в альбоме The Wall он вновь возвращается к ним, но уже интерпретируя их с точки зрения текущей ситуации. Многие концепты остались неизменёнными, другие же претерпели изменения в ходе изменений в авторской картине мира.
1. Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста [Текст]: Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст]. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 104 с.
3. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики// Вопросы когнитивной лингвистики [Текст]. 2004. № 1. С. 1836.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика [Текст]: учеб.пос. - Тамбов: изд- во Тамб.гос. ун-та, 2000. - 140 с.
5. Болдырев Н. Н., Магировская О. В. Языковая репрезентация основных уровней познания // Вопросы когнитивной лингвистики [Текст]: учеб.пос. - Тамбов, 2009. № 2. - С. 7-16.
6. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные
исследования языка [Текст]: колл.монография, вып. IV. - М.: Ин-т
языкознания РАН, 2009. - С. 25-77
7. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст]: уч.пос. - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание [Текст]: сборник статей. - М.: Русские словари, 2007. - 416 с.
9. Воркачев С. Г. Постулаты лингвоконцептологии // Антология концептов [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 352 с
10. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии// Теоретическая и прикладная лингвистика. В. 3. [Текст]: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. С. 79-95.
11. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт [Текст]. М.: Гнозис, 2004. 236 с.
12. Голованова И. С. Художественный концепт «вино» в русской поэзии XVIII в. (30-90-е гг. XVIII в) [Текст]: автореф. дисс. - Самара, 2007. - 18 с.
13. Дуняшева Л. Г., Гриценко Е. С. Конструирование гендера в блюзе и рэпе: глобальное и локальное [Текст]: монография. - Нижний Новгород: 2013. - С. 150-213.
14. Ейгер, Г. В. К построению типологии текстов / Г.В. Ейгер, В.Л. Юхт //Лингвистика текста [Текст]: материалы научной конференции при МГПИИЯ им.М.Тореза. - М., 1974. - С. 103-109.22.
15. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики [Текст]. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 36-45...