ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКИ 9
1.1 Понятие лексической единицы. Подходы к обучению лексике
иностранного языка 10
1.2 Лексический навык. Основные компоненты, качества и этапы
формирования 18
1.3 Значение лексики в формировании компетенций специалиста 23
1.4 Способы пополнения словарного запаса учащихся 31
1.5 Электронные сервисы для гаджетов по изучению лексики как современное
средство обучения 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ГАДЖЕТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ 48
2.1 Значение электронных сервисов в обучении 49
2.2 Интерактивный сервис Рш:г1е1 - особенности и способы использования в
образовательном процессе 53
2.3 Описание учебной экспериментальной работы по теме диссертационного
исследования 56
2.4 Анализ Интернет-опроса по теме диссертационного исследования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Приложение А Статья «Образ усиления потребности в знании иностранного языка на материалах виртуального ресурса федерального образовательного портала ЭСМ (ecsocman.hse.ru) » 87
Приложение Б Сертификат участника конференции 94
Приложение В Пример проводимой проверочной работы 95
Приложение Г Пример проводимой проверочной работы 96
На данном этапе развития общества трудно найти сферы деятельности человека, на которые бы не повлияло развитие технологий. Не является исключением и сфера образования.
Совершенствование системы российского образования ставит перед преподавателями задачу пересмотра методики преподавания, использования совокупности средств, формирующих компетенции учащихся, которые помогут в реализации различных профессиональных возможностей, в частности, в сфере иностранных языков.
Задача преподавателя иностранного языка - стимулировать
познавательную деятельность учащегося в процессе изучения иностранных языков. Современные педагогические технологии такие, как использование новых информационных технологий и интернет-ресурсов позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения. Следует отметить стабильно развивающийся сегмент мобильных приложений их роль в процессе обучения. Формы работы с мобильными обучающими программами на занятиях иностранного языка включают в себя такие аспекты, как: освоение лексики, отработка произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработка грамматических навыков.
Следует отметить, что информационные технологии создают и благоприятные возможности в плане познавательных, творческих и коммуникативных способностей. С развитием технологий мобильные гаджеты стали основой получения информации и формирования знания и зрительного восприятия в виртуальной среде. Данное развитие основано на предметно - образном восприятии мира. Такое восприятие обеспечивает интенсивную познавательную деятельность, высокую скорость обучения и адаптации к среде, а также развитие образного мышления.
Актуальность исследования обусловлена активным изучением влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных социально-образовательных сред на познавательный процесс, речь и мышление обучающихся; на изменение роли сознательного и бессознательного в формировании и регуляции их поведения; на интеллект и креативность личности; на межличностные отношения, эмоциональность, эмпатию и другие стороны образования и развития личности.
Объектом диссертационного исследования является методика обучения англоязычной лексике.
Предметом диссертационного исследования являются информационно- коммуникационные приложения на платформе мобильных гаджетов, способствующие обучению англоязычной лексике.
Целью данной работы является исследование теоретических и методических аспектов обучения англоязычной лексике с использованием приложений на платформе мобильных гаджетов.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:
1. Изучить общую и специальную литературу по теме исследования.
2. Обозначить роль и место лексики в формировании компетенций специалиста.
3. Выделить способ пополнения лексического запаса учащихся.
4. Выделить ведущие программы для изучения лексики на основных платформах гаджетов.
5. Выяснить влияние использования мобильных гаджетов на процесс обучения англоязычной лексике на основе разработанной методики.
Теоретической основой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных авторов: Е.И. Пассова [32], С.Ф. Шатилова[44], А.А. Леонтьева [22], И.А. Зимней [13], А. Н. Щукина [45], Р.К. Миньяр-Белоручева [24], Г.В. Роговой [39], Г. Эббингауза [46], Дж. Тракслера [50], П. Нэйшна [49].
Методологической основой исследования являются следующие подходы: деятельностный (Е.И. Пассов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский),
коммуникативный (Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, М. Н. Ватютнев), компетентностью (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур), технологический (Дж. Тракслер, Е.С. Полат).
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ, систематизация научной литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование), социологические (анкетирование), статистические (количественная и качественная обработка данных).
Научная новизна данного исследования состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии и гаджеты в обучении представляют инновационный вектор развития образовательной деятельности и жизни общества в целом.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений, обосновывающих необходимость использования информационно-коммуникационных технологий и гаджетов в образовательном процессе вуза.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования методической разработки на основе мобильных гаджетов в образовательной среде, т.к. в настоящий момент они являются основным средством коммуникации и представляют собой доступный каждому способ обучения на занятиях по иностранному языку, а также при подготовке учебнометодических пособий и комплексов.
Апробация была проведена в форме статьи "Образ усиления потребности в знании иностранного языка на материалах виртуального ресурса федерального образовательного портала ЭСМ (ecsocman.hse.ru)", опубликованной на сайте Международной студенческой научной конференции III Междисциплинарный Научный Форум и в сборнике конференции (Приложение А, Приложение Б).
Положения, выносимые на защиту:
1. Электронные сервисы для гаджетов являются современными и необходимыми средствами обучения лексике.
2. Методики с использованием интерактивных мобильных сервисов способствуют мотивации и улучшают процесс запоминания лексики.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, четырех приложений.
Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, описываются ее объект, предмет, цели и задачи, научная значимость, теоретическая и практическая новизна.
Теоретическое содержание диссертации раскрывается в главе 1. В главе 2 описывается экспериментальная часть работы.
В заключение обобщаются результаты, полученные в ходе исследования. Библиографический список включает 50 источников.
Приложения включают в себя пример одного из проводимых экспериментальных тестов, статью "Образ усиления потребности в знании иностранного языка на материалах виртуального ресурса федерального образовательного портала ЭСМ (ecsocman.hse.ru)", опубликованной на сайте Международной студенческой научной конференции III Междисциплинарный Научный Форум и в сборнике конференции, сертификат участника конференции.
В ходе выполнения диссертационного исследования были решены задачи теоретического характера: изучить общую и специальную литературу по теме исследования; рассмотреть учебную деятельность по овладению лексикой; обозначить роль и место лексики в формировании компетенций специалиста; выделить способы пополнения лексического запаса учащихся; выделить ведущие программы для изучения лексики на основных платформах гаджетов; выяснить влияние их использования на процесс обучения.
В ходе экспериментального исследования на основе теоретической базы и полученных эмпирических данных были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены особенности учебной деятельности по овладению лексики;
2. Определены трудности учебной деятельности обучающихся в развитии иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Найдены методы обучения и восприятия, позволяющие преодолевать трудности в освоении иноязычной лексики;
4. Внедрены в практику интерактивная методика развития лексического навыка учащихся на занятиях иностранного языка.
В ходе экспериментальной работы было доказано, что наилучшим является обучение с использованием интерактивных мобильных сервисов. Преимущества такого обучения состоят в том, что помимо обучающей функции она также развивает способность анализировать свои действия и результаты. Помимо этого, развивается умение самообразования и саморазвития, создается основа для роста интеллектуальной инициативы и критического мышления. Используя психологические и дидактические приемы, подобные электронные ресурсы могут расширить границы возможностей в образовательном процессе.
Методологической базой исследования является компетентностный подход. Во время проведения учебной экспериментальной работы мы активно использовали выделенные приёмы развития иноязычной коммуникативной и лексической компетенций.
Эффективность формирования и развития языковой компетенции во многом зависит от технологий и средств обучения иностранным языкам. Применение интерактивных средств обучения способствует оптимизации учебного процесса, переходу на качественно новый уровень развития.
Одним из эффективных и современных способов является использование информационных технологий для прохождения интерактивных упражнений и заданий для развития всех компонентов иноязычной языковой компетенции и в первую очередь лексической компетенции, т.к. они рассматриваются в единстве и их формирование взаимозависимо.
Подводя итог изложенному, считаем необходимым подчеркнуть, что в современных условиях, когда компьютеры и мобильные устройства являются неотъемлемой частью жизни и получили широкое распространение в образовании и самообразовании. Различные электронные программы для запоминания иностранных слов в разных типах учебных заведений должны занимать соответствующее место.
Проведенная учебная экспериментальная работа показала, что учащиеся проявляли разную степень заинтересованности, основанную на субъективных факторах. Группа учащихся-респондентов (фокус-группа) показала весьма успешные результаты тестирования: в сравнении со стартовым тестированием 4 из 5 учащихся улучшили результат на итоговом пятом тесте, что составляет 80 %. Также, для этой группы характерно плавное изменение результатов по мере написания тестов. Учащиеся, не принимавшие участия в учебной экспериментальной работе, достигли менее успешных результатов: 5 студентов из 9 улучшили результат, что составляет 55 %. Для этой группы характерны скачкообразные изменения результатов.
В завершении пробного обучения учащимся было предложено высказать свои впечатления и мнения об участии в учебной экспериментальной работе. Многие учащиеся высказались положительно относительно использования интерактивного сервиса, отмечают облегчение изучения и повышение мотивации, хотят использовать данный метод изучения в дальнейшем. Из чего можно заключить, что интерактивное приложение С)ш/1с1 представляет для учащихся интерес, полезен в вопросах формирования и расширения лексического запаса.
Заинтересованность молодого поколения в использовании мобильных приложений подтверждается и нашим интернет-опросом.
Из чего можно заключить, что значительная часть пользователей одобряют внедрение мобильных устройств в процесс обучения а также активно пользуются сами в виду удобства и общедоступности данного средства самообразования. Мобильные гаджеты обеспечивают мгновенный доступ в Интернет на веб-сайты с образовательной информацией, воспроизводят звук, отображают тексты, видеофайлы и иллюстрирующие материалы, которые отражают нужную учебную информацию. Использование информационных технологий и сервисов обеспечивает обучение по адаптированным электронным учебникам и специализированным электронным файлам, которые разрабатываются специально для платформ гаджетов.
1. Определение термина "Слово" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/slovo/?q=486&n=1701 (Дата обращения: 26.03.2018).
2. Адоняев Д.Ю. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования : автореф. дис. канд. пед. наук.М., 2010. 21 с
3. Алещанова И. В., Фролова Н. А. Способы развития профессиональной иноязычной компетенции [Текст] / И.В. Алещанова // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2011. - № 6.
4. Алещанова И. В., Фролова Н. А. Формирование терминосистемы специалиста в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2011. - № 6.
5. Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
6. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход [Текст] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - Томск, 2014. - №1 (3)
7. Берман И.М., Бухбиндер В.А. и др. Основы методики преподавания иностранных языков. [Текст] Киев, «Вища школа», 1986, с.173
8. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. [Текст] М.: РОСМЭН, 2007. 96 с.
9. Ватютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах ) [Текст] / М.Н. Вятютнев. // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45
10. Вятютнев, М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) [Текст] / М.Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. - 186 с.
11. Зайцева С.Е. Методика обучения лексике Национальный Исследовательский технологический университет «МИСиС» [Текст] Известия Южного федерального университета. - 2011. - №3. - с.86-90.
12. Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Текст] // М.: Школа рационального чтения, 2000. - 304 с.
13. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности [Текст]// Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ.ред. И.А. Зимней. М., 2003.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании [Текст] // М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
15. Зуева И.Е. Коммуникативно-ориентированные стратегии обучения лексической стороне иноязычной речи [Текст] / И.Е. Зуева // Современные проблемы обучения иностранным языкам в высшей школе: материалы межвузовская научно-практическая конференция. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - С. 98-102...