Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система управления тягового электропривода подземного рудничного электровоза

Работа №10111

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

электротехника

Объем работы156
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 12
1. Краткий анализ состояния рудничной электровозной тяги 14
1.1 Общая характеристика условной работы тяговых электроприводов рудничных электровозов 14
1.2 Вопросы применения асинхронного привода 21
1.3 Цели и задачи диссертационной работы 28
2 Принципы построения асинхронного тягового привода шахтного электровоза 30
2.1 Режимы работы тягового электропривода 30
22 Мощность тягового привода 32
2.3. Предварительный выбор ТАД 34
2.4 Математическая модель электромеханической системы подвижного состава рудничного
электровоза 39
3 Расчет параметров асинхронного двигателя и настройка контуров регулирования 43
3.1 Структурная схема силового канала электропривода 43
3.2 Определение дополнительных параметров двигателя примененного в конструкции
лабораторного стенда по справочным техническим данным 45
3.3 Определение параметров схемы замещения в абсолютных единицах по справочным техническим
данным электродвигателя 46
3.4 Проверка адекватности расчетных параметров двигателя 49
3.5 Расчет естественной механической характеристики 51
3.6 Расчет естественной электромеханической характеристики 52
3.7 Оценка достоверности расчётных характеристик двигателя 57
3.8 Расчет параметров элементов структурной схемы силового канала электропривода 57
3.9 Структурная схема и параметры механической системы электропривода 59
3.10 Структурная схема линеаризованной непрерывной САУ частотно-регулируемого асинхронного
электропривода с векторным управлением 60
3.11 Расчет параметров контуров САР регулируемого асинхронного электропривода с векторным
управлением 63
3.12 Контур тока с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком тока 63
3.13 Контур скорости с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком скорости 66
3.14 Параметры элементов контура скорости с аналоговым датчиком 68
3.15 Контур потокосцепления ротора с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком потока 70
3.16 Результаты моделирования: 74
4. Разработка имитационной модели ТАД подвижного состава рудничного электровоза для
решения проблем буксования и юза 81
4.1 Разработка имитационной модели электромеханической системы подвижного состава
рудничного электровоза 81
4.2 Исследование процессов буксования колесной пары рудничного электровоза в переходных
режимах 84
4.2.1 Постановка задачи 84
4.2.2 Исследования зависимостей линейных скоростей обода колесной пары относительно ее оси
вращения к оси колесной пары относительно рельсового полотна 87
4.2.3 Построение структуры устройства обнаружения буксования 90
4.2.4 Исследование процессов буксования колесной пары рудничного электровоза в режимах разгона
и торможения 92
4.3 Вывод по разделу 98
5. Экономический расчет создания испытательного Стенда 99
5.1 Введение 99
5.2 Анализ технологического процесса и технологического оборудования 99
5.3 Экономический расчет создания имитационной модели 102
5.3.1 Организация и планирование работ 102
Введение 12
1. Краткий анализ состояния рудничной электровозной тяги 14
1.1 Общая характеристика условной работы тяговых электроприводов рудничных электровозов 14
1.2 Вопросы применения асинхронного привода 21
1.3 Цели и задачи диссертационной работы 28
2 Принципы построения асинхронного тягового привода шахтного электровоза 30
2.1 Режимы работы тягового электропривода 30
22 Мощность тягового привода 32
2.3. Предварительный выбор ТАД 34
2.4 Математическая модель электромеханической системы подвижного состава рудничного
электровоза 39
3 Расчет параметров асинхронного двигателя и настройка контуров регулирования 43
3.1 Структурная схема силового канала электропривода 43
3.2 Определение дополнительных параметров двигателя примененного в конструкции
лабораторного стенда по справочным техническим данным 45
3.3 Определение параметров схемы замещения в абсолютных единицах по справочным техническим
данным электродвигателя 46
3.4 Проверка адекватности расчетных параметров двигателя 49
3.5 Расчет естественной механической характеристики 51
3.6 Расчет естественной электромеханической характеристики 52
3.7 Оценка достоверности расчётных характеристик двигателя 57
3.8 Расчет параметров элементов структурной схемы силового канала электропривода 57
3.9 Структурная схема и параметры механической системы электропривода 59
3.10 Структурная схема линеаризованной непрерывной САУ частотно-регулируемого асинхронного
электропривода с векторным управлением 60
3.11 Расчет параметров контуров САР регулируемого асинхронного электропривода с векторным
управлением 63
3.12 Контур тока с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком тока 63
3.13 Контур скорости с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком скорости 66
3.14 Параметры элементов контура скорости с аналоговым датчиком 68
3.15 Контур потокосцепления ротора с ПИ-регулятором и аналоговым датчиком потока 70
3.16 Результаты моделирования: 74
4. Разработка имитационной модели ТАД подвижного состава рудничного электровоза для
решения проблем буксования и юза 81
4.1 Разработка имитационной модели электромеханической системы подвижного состава
рудничного электровоза 81
4.2 Исследование процессов буксования колесной пары рудничного электровоза в переходных
режимах 84
4.2.1 Постановка задачи 84
4.2.2 Исследования зависимостей линейных скоростей обода колесной пары относительно ее оси
вращения к оси колесной пары относительно рельсового полотна 87
4.2.3 Построение структуры устройства обнаружения буксования 90
4.2.4 Исследование процессов буксования колесной пары рудничного электровоза в режимах разгона
и торможения 92
4.3 Вывод по разделу 98
5. Экономический расчет создания испытательного Стенда 99
5.1 Введение 99
5.2 Анализ технологического процесса и технологического оборудования 99
5.3 Экономический расчет создания имитационной модели 102
5.3.1 Организация и планирование работ 102
5.3.2 Продолжительность этапов работ 103
5.3.3 Календарный план 104
5.3.4 Расчет сметы затрат на проектирование 107
5.4 Выводы по разделу 111
6 Социальная ответственность 112
6.1 Введение 112
6.2 Описание технологического процесса и рабочего места 112
6.3 Вредные производственные факторы 113
6.3.1 Рудничная атмосфера 113
6.3.2 Запылённость воздуха 114
6.3.3 Производственный шум и вибрационное воздействие 116
6.3.4 Рудничное освещение 117
6.3.5 Освещенность 118
6.4 Опасные факторы 121
6.4.1 Поражение электрическим током 121
6.4.2 Пожароопасность 123
6.4.3 Опасные механические факторы 125
6.5 Выводы по разделу 127
Заключение 129
Литература 131
Приложение А 137
Приложение Б 138
Приложение В 139

Рельсовый подземный транспорт широко применяется в горнорудной промышленности ввиду своей высокой эффективности для перевозки грузов на большие расстояния. Новые технологические решения, модернизация шахтных транспортных линий, позволяют говорить об актуальности и востребованности данного направления.
Модернизация отрасли проходит в ключе улучшения показателей производительности, путем изменения конструкции вагонеток, внедрением двух системных контактно-аккумуляторных электровозов, монорельсовых транспортных систем. Фактором, сдерживающим развитие локомотивной откатки, является применение двигателей постоянного тока последовательного возбуждения с реостатно-контакторной схемой управления. Несмотря на все достоинства, используемого решения и большой опыт работы на шахтном подземном транспорте у данного решения имеется ряд недостатков:
- потеря энергии в силовом режиме, как в режимах пуска, так и при торможении ввиду невозможности использовать рекуперативное торможение.
- мягкая механическая характеристика характерная для тягового привода в совокупности с реостатно-контакторной схемой управления усложняет задачу поддержания стабильности скорости электровоза в статических режимах работы;
- конструктивный недостаток тяговых двигателей постоянного тока в виде щеточно-коллекторного узла, ограничивает надежность, усложняет техническую обслуживание, а так же делает затруднительным их применение в шахтах с взрывоопасной атмосферой.
- отсутствие эффективных решений от пробуксовки и юза.
Имеющиеся противобуксовочные системы представляют собой сложные
комплексные устройства, эффективность которых, в первую очередь апробирована на магистральных линиях. Для горнорудного транспорта существующие решения имеют ограниченное применение, ввиду особенностей технологического процесса..
- Сложность реализации программных алгоритмов управления для повышения безопасности и энергоэффективности ввиду отсутствия электронных блоков управления.
В качестве решения данных проблем может быть выбран вариант с заменой привода постоянного тока на тяговый асинхронный электропривод (ТАД) с цифровым управлением. Это позволит повысить показатели надежности, безопасности, снизит затраты на эксплуатацию в течение всего срока службы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенных теоретических исследований привода тягового рудничного электровоза в квалификационной работе решены задачи, позволяющие реализовать построение ТАД рудничного электровоза на базе серийных образцов без изменения конструкции станины двигателя с пересчетом обмоток на пониженное напряжение 250В, создать систему активного обнаружения и компенсации эффекта буксования при динамических режимах работы.
Произведен обзор способов обнаружения и компенсации эффектов буксования и юза. Определены их достоинства и недостатки. Установлено, что наиболее перспективным направлением является использование функциональных и вычислительных средств ПЧ для диагностики, обнаружения и решения проблем буксования.
Определено, что применения серийного тягового асинхронного привода для подземного рудничного электровоза невозможно без внесения конструктивных изменений. В частности, применение двигателей общепромышленного исполнения не возможно для использования на рельсовом транспорте по причине несоответствия по внешним механическим воздействиям. В результате исследований, по динамике разгона, энергетическим показателям, конструктивным особенностям удалось выделить наиболее перспективный двигатель 4МТКМФП225М6.
Разработано математическое описание электромеханической системы подвижного состава рудничного электровоза, учитывающая все основные нелинейные эффекты типа «люфт» в сцепных устройствах и буксование колесных пар, а так же сухое и вязкое трение в них.
На основе математической модели была построена имитационная модель электромеханической системы подвижного состава рудничного электровоза, которая позволяет:
- реализовать оптимальное управление тягой электровоза, с точки зрения реализации максимальной тяги и исключения режимов буксования колес в условиях плоского движения подвижного состава на подъемах и спусках при изменяемом профиле пути;
- ввести автоматическое ограничение скорости состава при поворотах для исключения возможности схода колесных пар с рельсового пути при учете неровностей и отклонения от идеального расположения
- реализовать компенсацию механических колебаний вызванных наличием упругих связей в сцепных устройствах между вагонами подвижного состава. За счет электромеханического их демпфирования средствами частотно-регулируемых электроприводов.
На основе разработанной математической модели, была построена имитационная модель асинхронного электропривода в программе MatlabSimulink, которая позволяет:
Реализовать способ управления процессом автоматического косвенного обнаружения начала буксования колесной пары электровоза в реальном масштабе времени, для реализации которого введена схема фильтрации сигнала пропорционального моменту электропривода колесной пары при отработке гармонической составляющей сигнала задания момента. и переменного тока.
Результатом исследования выступает разработанная имитационная модель вычисления буксования в режиме реального времени, позволяющая формировать управляющие воздействия на электропривод колесной пары для обеспечения оптимального переходного процесса разгона-торможения по критерию максимальной тяги.



1. Пармас Я. Ю. Судьба асинхронного привода. // Электрическая тепловая тяга. - 1992. - №1 - c 41-45
2. Анализ эксплуатации шахтных электровозов. / В.Г. Щербаков, М. Б. Бондаренко, И.К. Юренко, Ю. А. Самара // Сб. научн. тр. Всерос. науч.- исслед. и проет.-конструкт. ин-т электровозостр. - Новочеркасск, 1997. - №37. - С. 143 - 147.
3. Синчук О. Н, Удовенко О. А., Чумак В. В. Особенности переходных электромагнитных процессов в тяговом электроприводе с импульсным преобразователем напряжения рудничных аккумуляторных электровозов. // Электротехника, 2004, №6. - С.58-60.
4. Волотковский С. А. Рудничная электровозная тяга. - 4-е изд., пе-рераб. и доп. -М.: Недра, 1981. - 389 с.
5. Системы управления рудничным электровозным транспортом. /О. Н. Синчук, Т. М. Беридзе, Э. С. Гузов и др. - М.: Недра, 1993.- 255 с.
6. Ю.АмонсИ. М. Опытный образец аккумуляторного электровозаАРП-8Т- 900. // Уголь Украины. - 2003. - № 10. - С. 14 - 15.
7. П.Довженко В. П., Вакульчик В. Г., Дебелый В. Л. Транзисторныемодули для управления приводом рудничных электровозов. //Уголь Украины. - 2003. - № Ю. - С. 16 - 18.
8. Проблемы создания электровозов с асинхронными тяговыми двигателями. / О. Н. Жулев, И. К. Иванченко, А. Л. Курочка, В. П. Янов // Известия высших учебных заведений. Электромеханика.- 1983.-№ 11.- С. 19-27.
9. Моделирование электромеханической системы электровоза сасинхронным тяговым приводом. / Ю. А. Бахвалов,А. А. Зарифьян, В. Н. Кашников и др.; под ред. Е. М. Плохова -М.: Транспорт, 2001. - 286 с.
10. Носков А. Л. Российское электровозостроение на пороге XXI века.// Электровозостроение: Сб. науч. тр. / ОАО «ВЭлНИИ». -Новочеркасск, 1999. - Т. 41. - С. 3 - 14.
11. Лещев А. И., Солтус К. П., Усвицкий С. А. Промышленный электровоз
НПМ2 с асинхронными тяговыми двигателями. // Вестник
Всероссийского научно-исследовательского и проектноконструкторского института электровозостроения: науч. изд. / ОАО «Всерос. н.-и. и проектно-конструкт. ин-т электровозостроения(ОАО «ВЭлНИИ»). - № 1. - Новочеркасск, 2004. -С. 118-125
12. СтасюкВ. Н. Электровозный рудничный подземный транспорт. М.: Гос. научн.-техн. изд-во лит. по черной и цветной металлургии, 1957. - 592 с.
13. Аккумуляторный рудничный электровоз с тяговым приводом трехфазного тока. // Железные дороги мира. 1997. - № 9. - С. 31—35.
14. Промышленные испытания электровозов с асинхронными приводом на Объединенном Кировском руднике ОАО «Апатит». /Пивнев В. А., Герман А. Г., Леонтьев В. М., Чернигов В. М. //Горное оборудование и электромеханика, 2006. - № 3. - С. 37-38.
15. Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями./ Н. А. Ротанов, А. С. Курбасов, Ю. Д. Быков, В. В. Литовченко; Под. ред. Н. А. Ротанова. -М.: Транспорт. - 1991. - 336 с.
16. Бочаров В. М., Бочарова Т. В., Волков Д. В. Компьютерное моделирование запуска асинхронного короткозамкнутого каскада. // Совершенствование технологии, механизации и организации строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий и пути повышения качества подготовки специалистов : сб. науч. ст. / Шахтинский ин-т ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск : ЮРГТУ, 2004. - С. 69 - 75
17. .Пат. RU 2193979 РФ, МПК 7 B60L9/16, Н02Р7/74. Способ выравнивания нагрузок асинхронных тяговых двигателей электроподвижного состава / А. Ю. Конашинский, Л. Н. Сорин, В. П. Янов: ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и 138проектно- конструкторский институт электровозостроения». — №2001106581/28; опубл. 10.12.2002.
18. Сысоева Н. Я. Испытание изоляции тягового асинхронного двигателя НТА-1200 в процессе изготовления. // Электровозостроение: Сб. науч. тр. / ОАО «ВЭлНИИ». - Новочеркасск, 2002. - Т. 41.-С. 328-335.
19. Пискунов С. В., Ворошилов В. С, Поляков В. А. Тяговые асинхронные двигатели для приводов подвижного состава городского электротранспорта. // Электротехника, 2005. - № 5. - С. 32 - 34.
20. Конашинский А. Ю. Влияние электрических видов коррекции электромеханических характеристик асинхронных тяговых двигателей на их энергетические показатели. // Электровозостроение: Сб. науч. тр. ОАО «Всерос. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-т электровозостроения» (ОАО «ВЭлНИИ»). - Новочеркасск, 2000. - Т. 42. С. 228-241. •
21. Конашинский А. Ю. Особенности работы осевых приводов электроподвижного состава с параллельным питанием асинхронных тяговых двигателей. // Вестник Всероссийского научноисследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения: науч. изд. / ОАО «Всерос. н.-и. и проектно- конструкт. ин-т электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»). - № 55. - Новочеркасск, 2008. - С. 24 - 27.
22. Технический каталог электродвигателей ВЭМЗ (2010 г.) Владимир, 2010. - 117 с.
23. Каталог продукции ОАО «Сибэлектромотор», Томск, 2007. - 28 с
24. Pavel R. Baranov, a, Sergey N. Kladiev, Stanislav V. Borisov and Alexander A. Filipas // Studying Characteristics of Traction Induction Motors for Variable-speed Mine Electric Locomotive // Urgent Problems of Up-to- Date Mechanical Engineering, 2015 -p. 378 - 384
25. Жеребкин Б.В. Система векторного управления тяговым электроприводом рудничного электровоза с использованием аппарата нечеткой логики / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук // Санкт-Петербург - 2005.
26. Кутовой Ю.Н. Повышение тяговых свойств рудничного электровоза средствами электропривода / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук // Харьков - 1984.
27. Мальцева О.П., Удут Л.С., Кояин Н.В. Системы управления асинхронных частотно-регулируемых электроприводов. - Томск: Изд. ТПУ, 2011. - 476с.
28. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MatLab 6.0: Учебное пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2001. - 320 с.
29. Nguyen Phung Quang et al. Vector Control of Three-Phase AC Machines: System development in practice. Berlin: Springer, 2011.
30. Кладиев С. Н., Вильнин А. Д., Пякилля Б. И. Модель
электромеханической системы подвижного состава рудничного
электровоза // Современные технологии. Системный анализ.
Моделирование. - 2013 - №. 1(37). - C. 65-68 [2814-2013]
31. Вильнин А.Д., Кладиев С.Н. Структура тягового электропривода рудничного электровоза// Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. - Одесса, 2011. - Том 2. - С. 80-85.
32. Бутенин Н.В., Лунц Я.Л., Меркин Д.Р. Курс теоретической механики: Учебник. В 2-х томах. Т. II: Динамика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979. - 544 с.
33. А. Оппенгейм, Р. Шафер, Цифровая обработка сигналов. Техносфера, 2006. - 856 с.
34. А.с. 990555 (СССР). Устройство для определения скольжения колесной пары транспортного средства/ В.Б.Клепиков, Ю.Н. Кутовой, Е.С. Гапчинский и др. Опубл. в Б.И., 1983.
35. Вильнин А. Д., Кладиев С. Н., Пякилля Б. И. Исследование процесса буксирования колёсной пары рудничного электровоза в переходных режимах // Известия Томского политехнического университета. - 2013 - Т. 323 - №. 4. - C. 143-146 [11634-2013]
36. Вильнин А. Д., Кладиев С. Н., Пякилля Б. И. Метод обнаружения явления буксования в тяговом электровозе // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2013 - №. 3 (39). - C. 264-266 [9901-2013]
37. Волков, Д. В., Асинхронный частотно-регулируемый привод шахтного электровоза с автоматическим выравниванием нагрузок тяговых двигателей // Новочеркасск - 2010 г.
38. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
39. СНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение. - Минск: Министерство архитектуры и строительства, 1998. - 59 с.
40. Справочная книга для проектирования электрического освещения / Под ред. Г.М. Кнорринга. Л., "Энергия", 1976.
41. Ус А.Г., Елкин В.Д. Практическое пособие предназначено для курсового и дипломного проектирования для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей 1-43 01 03 "Электроснабжение", 1-43 01 07 "Техническая эксплуатация энергооборудования организаций". - Гомель, 2004.
42. ГОСТ 12.2.007.9-93. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ»;
43. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенные в действие приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.
44. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ "Пожарная безопасность. Общие требования"
45. ГОСТ 12.4.011-87 ССБТ-« Средства защиты работающих. Общие требования»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ