Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИНВАЛИДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ СЮЖЕТОВ ТЕЛЕКАНАЛОВ «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» И «ОТВ» ЗА 2017-2018 ГГ.)

Работа №101096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты изучения конструирования образа инвалида 7
1.1. Положение инвалидов в современном российском обществе 7
1.2. Роль средств массовой информации в конструировании образа
инвалида 19
Глава 2. Специфика конструирования образа инвалида: контент-анализ федерального и регионального телеканалов («Первый канал» и «ОТВ») . 30
2.1. Содержательные характеристики специфики конструирования
образа инвалида посредством СМИ 30
2.2. Восприятие конструкта «инвалид» целевой аудиторией СМИ 61
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 1 79
Приложение 2 82
Приложение 3 83
Приложение 4 93
Приложение 5 94

Конструирование окружающего мира в сознании людей происходит не индивидуально, а совместно, в разговорах и социальных практиках. Передача опыта и знаний является определяющим фактором в освоении мира. Не имея определенного опыта, мы полагаемся на знания и утверждения социального окружения, таким образом, выстраивая образ того или иного явления.
На основе этого, некорректно сконструированный образ инвалида может выступать предпосылкой формирования негативного отношения к данной социальной группе и способствовать распространению дискриминирующих практик. Так как, по данным Федеральной службы государственной статистики, в России на 2018 год численность инвалидов составляет 12.1 млн. человек (что составляет 8,1% от всего населения России) существует необходимость решения различных проблем их социальной адаптации и интеграции, а также снижению дискриминационных практик в их отношении.
Одним из основных источников конструирования образа инвалида являются средства массовой информации (далее-СМИ).
СМИ является мощным механизмом воздействия на сознание аудитории. Стоит учесть, что даже мельчайшие детали новостных сюжетов или газетных статей запоминаются аудиторией так же, как и основная мысль сюжета. Поэтому, в формировании конструкта «инвалид» большое значение имеет не только общая тональность информационного сообщения, но и каждое слово, фото и видеоряд.
Учитывая все вышесказанное, становится очевидным, что именно СМИ обладают наибольшим потенциалом в конструировании положительного образа инвалида у общества, который будет способствовать толерантному отношению к инвалидам, а также успешной реализации различных целевых социальных программ. Социальные целевые программы, такие как «Доступная среда» и «Инклюзивное образование», реализуются уже более семи лет, но до сих пор большое количество научных публикаций посвящаются проблемам их реализации. Насильственное введение данных программ не будет иметь таких результатов, которых от них ожидают, если общество не будет подготовлено к их реализации.
Таким образом, возникает необходимость изучения особенностей конструирования образа инвалида в СМИ и его влияние на аудиторию.
Объект исследования: Образ инвалида в СМИ
Предмет исследования: Роль и специфика конструирования образа инвалида в СМИ
Цели исследования: выявление и анализ образа инвалида в СМИ, а также особенностей и способов его конструирования в федеральных и региональных СМИ за 2017-2018гг., и соотнесение с восприятием аудитории.
Задачи исследования:
• Определить основные концептуальные подходы к проблеме конструирования образа инвалида в СМИ
• Выявить способы конструирования образа инвалида в СМИ
• Выявить основные характеристики инвалида в СМИ
• Изучить и раскрыть сущность конструирования образа инвалида в СМИ
• Проанализировать влияние сконструированного образа инвалида на восприятие аудиторией данной группы
Степень научной разработанности проблемы
Проблему инвалидизации исследовали И.В. Дубровин, Т. А.
Добровольская, К. Дэвис, И. П. Каткова, Р. Мертон и др.
Процесс стереотипизации инвалидности отражена в работах С.В. Бородавкина, Л.В. Виноградова, И.Г. Прыжова и др.
Анализом образа инвалида и в представлении аудитории занимались Е.Р. Ярская-Смирнова, С.М. Безух и А.И. Волкова, Г.Ф. Нестерова, Н.В. Овсянникова, Е.И. Холостова и др.
Изучение социальных проблем и их отражение в СМИ описывается в работах С. Хилгартнер, Ч. Боска, П.Ф. Лазерсфельд, Р.К. Мертон, И.Г. Ясавеев и др.
Теоретические основы процесса конструирования социальной реальности в работах П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье, П. Вацлавик, У. Матурана, Ф. Варела, Г. Рот, Н. Луман и др. а также работы по стереотипизации и стигматизации Г. Беккер, И. Гоффман, А.Финзен, У. Липпмана и др.
Аналлиз воздействия и влияния СМИ на аудиторию и процесс формирования общественного мнения рассматривали А.Н. Баранова, И.П. Ильина, Л.А. Киселева, Е. Ю. Кольцова, А.Н. Леонтьева, М.Л. Макарова, С.Д. Мизерова, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, А.Л. Титова, Н.Г. Осипова, Л.Н. Федотова и др.
Изучением эффектов СМИ были посвящены работы Ж. Бодрийяра, Г.М. Маклюэна.
Анализ особенностей журналистской картины мира занимались В.Д. Мансурова, Г.Я. Солганин и др.
Проблемами манипуляции были посвящены работы Б.Н. Бессонова, Г.В. Грачева, С.Г. Кара-Мурза, С.А. Мегентесов, И.К. Мельник, И. В. Секарева, Г. Франке, В.Е. Черникова и др.
Методика исследования основывается на контент-анализе федеральных и региональных телеканалов, с целью выявления ключевых характеристик образа инвалида. Также в рамках исследования проведено интервью, направленное на изучение восприятия аудитории образа инвалида.
Научная новизна:
1. Введение в оборот новых эмпирических данных, касающихся способов и особенностей конструирования образа инвалида на телеканалах разного уровня
2. Обоснование необходимости подготовки специалистов по социальной работе с навыками взаимодействия с медиаиндустрией...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существует актуальность изучения вопросов, связанных с инвалидностью, что подтверждается некоторыми стабильными численным показателями людей с инвалидностью. Различного рода проблемы инвалидов, такие как материальные и жилищно-бытовые, трудовые, медико-социальные, проблемы, связанные с образованием и др., затрудняют их социальную интеграцию и адаптацию, а значит становятся затруднительными отношения между обществом и инвалидами, которые необходимо менять.
Государство совершает попытки нивелировать последствия ограничений инвалида и реализует различные государственные целевые программы и нормативно-правовые акты. Но стойкие стереотипные представления общества затрудняют их реализацию. Поэтому существует острая необходимость изучения представления общества об инвалиде, т.е. о его образе, характеристиках, ключевых факторов и причин его формирования.
Телевидение до сих пор остается одним из главных средств получения информации.
Большой объем информации, ежедневно поступающий к человеку, притупляет мыслительные процессы и снижает критическое восприятие, поэтому многая ложная информация воспринимается как реальная и правдивая. Вместе с этим, шокирующая и сенсационная новость используется все чаще, потому что вызывает больший интерес у зрителя.
СМИ обладает почти неограниченными возможностями воздействия и манипуляции, а также на конструирования образа инвалида.
Конструкт или образ «инвалид» включает в себя множество стереотипов, образованных и поддерживаемых СМИ.
В рамках проведенного контент-анализа сюжетов телеканалов «Первый канал» и «ОТВ» за 2017-2018гг. Все новостные сюжеты, отобранные для нашего анализа, были условно поделены на 3 группы: нейтральные, положительные и отрицательные.
В нейтральных или официальных сюжетах СМИ используют многократное повторение, высокий темп воспроизведения информации и неуместные обозначения, тем самым поддерживая сложившийся стереотип о людях с инвалидностью, как об иждивенцах.
Положительные и отрицательные сюжеты отличаются от предыдущих только тональностью, так как в них используются схожие средства манипуляции.
Речевое воздействие переориентирует аудиторию в нужное для СМИ направление мысли относительно людей с инвалидностью и создает конструкт «жертвы», подчёркивая несправедливость отношения к ним, вызывая жалость и сострадание. Большинство речевых средства манипуляции, направлено на убеждение в правдивости приведенных высказываний. Подтверждение может являться как реальным, где прибегают к авторитетному мнению и мнению очевидцев, так и искусственным, где используют неавторизованную информацию. Приведенные аргументы о негативных последствиях противопоставления инвалида и других участников сюжета, где инвалид выступает в роли «жертвы» и где инвалид изображен с низким трудовым потенциалом, показывают, что убеждение чьим-либо мнением только усиливает принижение достоинств и возможностей человека с инвалидностью.
Лексические средства выразительности помогают привлечь внимание к сюжетам, акцентировать внимание на необходимом, скрыто воздействовать на аудиторию СМИ, вызывая экспрессивную реакцию, принижая людей с инвалидностью, формируя стереотипы об их «непохожести» на других, о множестве сложностей в их жизни, вызывая жалость и сострадание. А синтаксические средства усиливают лексические средства выразительности и конструируемый ими образ инвалида, используя собственные формы убеждения для доказательства своих утверждений.
Логические средства манипуляции почти не используются по причине их ненадобности. А психологические - чаще используются не напрямую по отношению к и инвалидам.
Используемые видео эффекты, характеризуются съемкой сверху и создают образ незначительности человека с инвалидностью.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что конструирование образа инвалида в СМИ происходит с использованием множества способов и приемов. Таких как: речевые, лексические,
синтаксические и т.п.
Учитывая то, что у «Первого канала» и «ОТВ» достаточно большая широта вещания, то они воздействуют на большую аудиторию. Особых отличий в транслируемых характеристиках инвалида между каналами не было выявлено. Зафиксированные конструкты человека с инвалидностью в СМИ, возможно, не являются специально созданными, но, тем не менее, эти характеристики и образ могут надолго укорениться в обществе, так как постоянно транслируются СМИ.
По результатам проведенного интервью выявлено, что некоторое влияние СМИ на создание образа инвалида существует. Несмотря на недоверие к информации, предлагаемой СМИ, так как отсутствует возможность получения информации, к примеру, по стране, иными способами, поэтому общество используют ту информацию, которая им доступна.
Неоднозначное отношение респондентов к инвалидам, характеризуется некорректными обозначениями, акцентирование внимания на неравенство между инвалидами и людьми без инвалидности. А стереотипы наполнены смыслом беспомощности, необходимости жалостливого и сочувствующего отношения к инвалидам. Основная роль в формировании образа инвалида, как немощного и беспомощного отводится именно СМИ, а в частности телевидению, как основного канала получения информации о том, что непосредственно может не касаться аудитории.
СМИ имеет возможность поменять этот образ на достаточно положительный. Так как инвалид в СМИ чаще всего отображается как нуждающийся в помощи, неспособный адаптироваться в обществе. Поэтому люди, не столкнувшись напрямую с инвалидом, имеют именно такое представление о нем, а затем, столкнувшись с ним, будут относиться предвзято. Изменение характера представления информации о вопросах инвалидности, частота новостных сводок и статей, в целом, изменение образа инвалида будет способствовать ликвидации стереотипов об инвалидах и формировании интереса у общества к их положению обществе.


1. Федеральный закон от 24.11.1995 №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016) ПЕВ: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 1.04.2017)
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.05.2019) "О средствах массовой информации" http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» 1ЖЕ: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 192834/ (дата обращения: 01.04.2017)
4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс].- Режим доступа: 1ЖЕ: https://rosmintrud.ru/ministrv/programms/3/0 (дата обращения: 9.05.2019)
5. Алмазова О.А., Брызгалова С.О., Тенкачева Т.Р. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова /О.А. Алмазова, С.О. Брызгалова, Т.Р. Тенкачева// Педагогическое образование в России. - №1.- 2014. - С.193
6. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть
коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе [Электронный ресурс] /Р.В. Анхимова// Межд. журнал прикладных и фундаментальных иссл. - 2015. - № 3-3. - Режим доступа:
1ЖЕ: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6569 (дата обращения:
10.05.2019)
7. Багишев З.А. Инициирование и формирование стратегических векторов развития Российского образования /З.А. Багишев// Вестник Оренбургского государственного университета. - №2.- 2004.- С. 85
8. Базикян С.А. Медийные сценарии трансформации классического мифа в современный (на примере журналистских текстов) / С.А. Базикян// Журналистский ежегодник. - № 5.- 2016.- С. 72-74.
9. Бартус Е. Отношение общества к людям с ограниченными
возможностями [Электронный ресурс] /Е.Бартус/ Ярославский педагогический вестник. - 2013.- №2. - Режим доступа: ИВЕ:
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/о1позйеше-оЬзсйез1уа-к-1уибуаш-з- одгашсйеппуш1-уо7шо7Ьпоз1уаш1 (дата обращения: 12.05.2019)
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995.- 323с.
11. Бернадская Ю.С., Костылева Т.А. Приемы речевого воздействия в рекламе / Ю.С. Бернадская, Т.А. Костылева // Омский научный вестник. - №10(49).- 2006.-С. 112-116
12. Болдина М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями/ М.А. Болдина// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. №2 (10). - 2006. - С.72
13. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми- инвалидами/ М.А. Болдина, Е.В. Деева//Социально-экономические явления и процессы. -№11(057). -2013.-С. 170
14. Бурдье П. О. телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры»/ П.О. Бурдье. - Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ