Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД САНДРО КЕРКИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ МАТЕРИИ И ЦВЕТА

Работа №101093

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

культурология

Объем работы92
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I.
Истоки современной итальянской скульптуры 13
1.1 Общеевропейские тенденции развития скульптуры в первой 13
половине ХХ века
1.2. Особенности искусства Италии в конце XIX - первой 19
половине XX веков
1.3. Становление современной скульптуры в творчестве 23
ведущих итальянских скульпторов
Глава II.
Творческие поиски Сандро Керки: от материи к знаку 33
(1930-е - 1990-е годы):
2.1 Основные этапы творчества Сандро Керки 33
2.2 Скульптура: принципы работы с материей 52
2.3 Живописные эксперименты: взаимодействие цвета и формы 67
2.4. Керамика: символика знака и линии 76
Заключение 81
Список использованной литературы 84


Безусловной аксиомой является огромный вклад Италии в становление и развитие европейского и мирового искусства. Столетия триумфа итальянского искусства на европейской сцене, начиная с древнеримской эпохи вплоть до XVIII века, многократно и подробно исследованы. Наименее изученной до сих пор остается художественная культура Италии ХХ века, отчасти потому, что, по наблюдению Е. Таракановой, «и ныне преобладает мнение, что она, как и в XIX, так и в следующем столетии имела лишь региональное значение, и все самые значительные новаторские достижения в искусстве связаны были с исканиями французских и американских мастеров» .
Еще больше обделена вниманием современная итальянская скульптура. Между тем, она наряду с архитектурой, фотографий и кинематографом воплотила дух современного искусства едва ли не с большим радикализмом, чем другие виды искусства. На слуху лишь несколько имен скульпторов, чье творчество изучено достаточно глубоко - М. Россо, Дж. Манцу, А. Мартини, М. Марини. В то время как круг скульпторов, внесших свой вклад в развитие итальянского и мирового искусства, весьма широк.
Один из таких мастеров - Сандро Керки (1911-1998), участник и свидетель важных событий в культурной жизни Италии ХХ века, скульптор, график и живописец, педагог, чья судьба и творчество отражает путь многих итальянских художников, начинавших свой профессиональный путь в период «новеченто».
В российской искусствоведческой литературе имя Сандро Керки лишь упоминается в контексте обзоров авангардных направлений итальянской скульптуры. Его произведений нет в музеях России, они никогда не показывались здесь на выставках, сам художник хотя и мог, но никогда не приезжал в СССР, ибо не был поклонником коммунистических идей. В Италии же его творчество хорошо известно и популярно: о нем написаны монографии и многочисленные статьи, произведения имеются в крупнейших музеях и галереях, работы регулярно представляются на значительных выставках.
Изучение своеобразного творческого метода Сандро Керки является основной целью данной магистерской работы. Главными задачами настоящего исследования видятся: во-первых, введение в российский научный контекст материалов о творческой деятельности важного для становления современного итальянского искусства художника, незаслуженно отодвигавшегося в тень отечественными искусствоведами; во-вторых, выявление основных принципов его творческого метода и соотнесение их с важнейшими тенденциями искусства скульптуры ХХ века; в-третьих - сравнительный анализ скульптурных, живописных и керамических произведений мастера из частной коллекции, оказавшейся доступной для изучения автору данной работы.
Творчество Сандро Керки невозможно рассматривать вне широкого художественного контекста. Поэтому при написании диссертации автор опирался, прежде всего, на исследования, посвященные скульптуре и искусству ХХ века в целом, на научные труды, посвященные исследованию взаимодействия объема и пространства в скульптуре ХХ века, а также проблемам синтеза искусств. Наиболее интересными и плодотворными в этом аспекте представляются сочинения С.С. Валериус , В.С. Турчина , Н.И. Поляковой , в которых всесторонне рассматриваются средства художественной выразительности скульптуры, проблемы взаимодействия скульптуры и пространства, разделение пространства скульптуры на «внешнее» и «внутреннее».
Особо ценной для понимания закономерностей развития скульптуры в ХХ веке является монография В.А. Гаврилова «Пластические новации в скульптуре ХХ века» , представляющая собой комплексное исследование основных пластических тенденций прошлого века. В ней даются характеристики «фигуративных» и «нефигуративных» явлений в современной скульптуре, осмысляются пространственно-пластические и пространственно-временные аспекты в искусстве скульптуры.
Большой интерес представляет сборник статей «Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера» , основанный на материалах международной научной конференции, проведенной в Москве в 2006 г. Научным советом по историко-теоретическим проблемам искусствознания при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук, Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств РАХ, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Конференция охватила своим вниманием широкий круг тем, касающихся современной скульптуры. Особо важным для настоящей магистерской работы является статья С. В. Кудрявцевой «Медардо Россо и его влияние на итальянскую станковую скульптуру ХХ века» .
Для диссертации оказались полезны также труды таких советских исследователей, как В. В. Горяинов, Е.Л. Херсонская, Н.М. Леняшина и др., которые провели сложную в условиях закрытости советского общества и идеологических запретов работу по сбору информации о современных итальянских художниках и скульпторах, изучению их творчества и основных тенденций художественной жизни Италии. Конечно, представленные ими исследования несли на себе заметный идеологический отпечаток, круг рассматриваемых художников и скульпторов ограничивался теми, чье творчество было близко задачам и идеалам советского государства, поэтому многие мастера авангардных направлений (в том числе и С. Керки), были оставлены без внимания, либо их работы резко критиковались. Тем не менее, научные работы перечисленных выше специалистов важны как первые комплексные исследования феномена итальянского искусства ХХ века. Тем боле, что с тех пор и до настоящего времени других комплексных исследований данной темы в российском искусствознании не проводилось.
Одной из первых работ, доступных широкому кругу читателей стал сборник «Современное искусство. Италия» , который представил итальянское послевоенное искусство на разных этапах и в разных видах художественного творчества - через кино, театр, живопись, скульптуру, архитектуру. Статьи, посвященные живописи и скульптуре, были написаны В. Туровой и В. Горяиновым . Особая ценность статьи В. Туровой в том, что она не ограничилась рассмотрением только лишь искусства послевоенной Италии, а дала достаточно полный обзор творческих объединений и направлений в стране, начиная со второй четверти ХХ века. В. Горяинов в небольшой, но емкой обзорной статье дал четкую характеристику развития и преемственности итальянской скульптуры, уделив внимание творчеству скульпторов-абстракционистов и воздержавшись от резко негативной оценки их работ, столь распространенной в СССР то время.
Исключительно важным вкладом отечественной искусствоведческой мысли в изучение искусства Италии ХХ века является работа Е. Л. Херсонской «Изобразительное искусство Италии ХХ века» . Замысел ее родился в 1960-х годах, основная работа над текстом пришлась на 1970-1980¬ые годы, но издана книга была лишь в 2001 году. Сама Елена Львовна формулировала цель своей работы как «прорисовку картины развития изобразительного искусства Италии ХХ века, выявления его исторических корней, закономерностей, философских предпосылок» . Она разработала четкую, обоснованную периодизацию изобразительного искусства Италии ХХ века, выделив в каждом этапе главные идеи, стимулирующие творческие поиски, и характеризуя основные явления и направления стилистического развития. Особое внимание Елена Львовна уделила ответу на вопрос: что же составляет, несмотря на все различия эстетических и идеологических концепций представителей многочисленных направлений искусства, основу и суть национального художественного менталитета.
По замечанию автора вступительной статьи к монографии Е.Л. Херсонской, сильной стороной этого исследования является открытое выражение предпочтений, отдаваемых художникам, которых «условно можно было бы считать реалистами, но правильнее было бы их назвать гуманистами, поскольку в центре их творчества находятся человеческие лица и судьбы. Она апологет “неореализма”, для нее высшие достижения олицетворяют Р. Гуттузо в живописи, Манцу в скульптуре и Л. Висконти в кинематографе. Но вместе с тем она не занимается огульной критикой авангардизма и абстракционизма, отдавая должное их формальным поискам, их мастерству, точно характеризует искусство больших художников, принадлежащих к “другим” лагерям. Она хорошо понимает, что искусство всегда шире и глубже декларируемых художниками идей. Поэтому, подвергая критическому разбору их концепции и философскую сущность, Елена Львовна всегда с огромным вниманием и уважением относится к самим произведениям и их творцам».
Сегодня книга Е. Л. Херсонской является единственной в отечественной историографии монографией, где описываются все этапы и анализируются все аспекты итальянского искусства от 1900-х до 1970-х годов.
Единственным специальным исследованием итальянской скульпторы, является монография Н.М. Леняшиной «Итальянская скульптура ХХ века» . В ее основу легла докторская диссертация автора «Творчество Джакомо Манцу и проблемы развития итальянской скульптуры ХХ века». Поле исследования, изначально ограниченное творчеством Джакомо Манцу, тем не менее, позволяет достаточно широко познакомиться с искусством итальянских и европейских мастеров скульпторы, предшественников Манцу, оказавших на него, как и на многих других художников, важное влияние. Книга также дает возможность проследить черты влияния Манцу в работах его последователей. К сожалению, творчество С. Керки лишь упоминается в этом фундаментальном исследовании, поскольку основное внимание в нем уделено именам, обладающим «непосредственно выраженной связью с реалистической традицией в ее устойчивом понимании как в семантическом, содержательном плане, так и в визуально-знаковом, формальном. Отсюда - явления принципиально авангардистские учитываются в тексте лишь в случае прямой связанности с творчеством изучаемых мастеров».
Таким образом, объем исследований современной итальянской живописи и скульптуры в российском искусствознании нельзя назвать исчерпывающим, многие мастера до сих пор не попали в поле зрения отечественных ученых. Имя и произведения Сандро Керки лишь упоминаются в работах В. Горянинова, Н. М. Леняшиной, Е.Л. Херсонской.
Поэтому при сборе информации о творческой деятельности Сандро Керки для магистерской работы были использованы разнообразные зарубежные источники и публикации. Обширный материал по искусству Италии, например, представлен в фундаментальном издании «Italian Art in the 20th Century: Painting and Sculpture, 1900-1988» , приуроченном к выставке в Лондонской Королевской Академии Искусств (состоялась в 1989 году). В книге рассматриваются основные тенденции развития итальянского искусства не только на примере творчества всемирно известных мастеров, но и художников «второго эшелона», сыгравших значительную роль в осмыслении и восприятии Италией авангардных концепций ХХ века. Роль современных итальянских художников и скульпторов в общемировом процессе освещается в книге Клаудио Замбьянки (Claudio Zambianchi) «Arte contemporanea: dall'espressionismo astratto alla pop art , а скульптура эпохи «новеченто» в монографии Франческо Поли (Francesco Poli) «La scultura del Novecento».
Основой для составления биографии и анализа творчества Сандро Керки послужили монографии о нем и каталоги многочисленных персональных и коллективных выставок. Особо следует выделить книгу «Sandro Cherchi» (2004) - наиболее глубокую и объемную монографию, включающую в себя подробную биографию художника, ряд критических статей, в том числе известного итальянского арт-критика Раффаэле Де Града, обширный каталог скульптуры, живописи, графики и керамики Керки, исчерпывающую библиографию и перечень выставок, в которых принимал участие художник.
Еще одно важное издание - «Museo d'Arte Contemporanea di Genova. Donazione Sandro Cherchi» , представляет собой каталог работ, подаренных Сандро Керки в конце своей жизни Музею современного искусства в Генуе. Изданное в 1992 году, помимо фотографий работ оно содержит так же несколько аналитических статей о творчестве мастера, и обширную серию репродукций его рисунков и гравюр.
Частично информацию о художнике и его творчестве можно найти на итальянских сайтах в Интернете, например, в архивных интернет- публикациях национальных итальянских газет «Ьа з1ашра» , «Ьа ЯерриЬИеа» .
Анализ живописных и керамических произведений Керке в данной работе строится на основе частной коллекции, принадлежащей родственникам художника. Учитывая тот факт, что Сандро Керки начинал свою творческую деятельность в качестве скульптора и продолжал создавать скульптуры на протяжении всей своей жизни, автор магистерской работы выдвинул гипотезу о влиянии скульптурного мышления мастера на все его творчество, предположив наличие характерных закономерностей, общих для его скульптурных и живописных работ. Чтобы понять, как формировался творческий метод Сандро Керки, определить, что повлияло на становление мастера, автор работы уделил большое внимание изучению скульптурного наследия Керки, а также особенностям развития европейской и итальянской скульптуры ХХ века в целом.
В ходе исследования определилась структура магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной автором литературы и приложений.
В первой главе обозначаются наиболее важные аспекты, проявившиеся в художественном восприятии и презентации окружающей действительности в европейской скульптуре начала ХХ века, их преломление и переосмысление итальянскими скульпторами. В первом параграфе главы рассматриваются ключевые изменения в скульптуре XX века во взглядах на изображение человека, сформировавшихся еще во времена античности: прежде всего, переход от изобразительности в сторону концептуальности, осмысление взаимодействия скульптуры с пространством, светом, временем.
Во втором параграфе обозначены политические, социальные, культурные особенности развития Италии на рубеже XIX и XX веков и степень их влияния на темпы и пути становления современного итальянского искусства.
Третий параграф содержит краткий анализ творчества наиболее ярких скульпторов, заложивших основы модернистской пластики в Италии, и их влияние на развитие итальянской пластики в ХХ веке.
Вторая глава диссертации посвящена непосредственно анализу творческого метода Сандро Керки. В ней используется обширный эмпирический материал, почерпнутый из итальянской литературы, а также визуальные наблюдения, сделанные в ходе знакомства с произведениями художника в итальянских музеях и частных собраниях. В первом параграфе освещаются основные этапы творчества Сандро Керки, его жизненного пути, прослеживается его становление в качестве скульптора, живописца, керамиста. Здесь представлена информация о наиболее значимых культурных объединениях и событиях, в которых принимал участие художник, приводятся отзывы известных итальянских арт-критиков и кураторов, многие из которых были дружны с Сандро Керки.
Второй параграф содержит анализ скульптурного наследия Керки. В нем исследуется поиск художником собственного творческого стиля и метода, анализируется влияние на этот процесс художественной среды, окружавшей Керки. Делается попытка выявить основные периоды его творчества. Главной задачей параграфа является определение особенностей творческого мышления и стилистических поисков Керки.
Третий параграф посвящен анализу живописных произведений Сандро Керки. Он строится не по хронологическому, а по типологическому принципу. Художник на протяжении своей жизни использовал несколько устойчивых живописных приемов, к которым постоянно возвращался, поэтому, его работы невозможно строго систематизировать по определенным периодам.
Последний параграф главы представляет собой анализ росписей керамических тарелок, созданием которых художник увлекся в последние годы своей жизни.
В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы магистерской работы. Приложения включают в себя иллюстрации и каталог живописных и керамических работ Сандро Керки из частной коллекции Джулио Луцаррага.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя магистерскую работу, можно сказать, что творчество Сандро Керки представляет собой яркое самобытное явление, впитавшее и переплавившее в себе и богатое национальное наследие, и новационные художественные поиски ХХ века, и душевные, эмоциональные испытания, выпавшие на долю человека в век революций, войн, большой политики и научно-технического прогресса.
Скульптор по своему образованию и призванию, Сандро Керки много работал в живописи, графике, керамике. Пройдя этап становления, опробовав на себе некоторые передовые идеи своего времени, он нашел в искусстве собственный, не похожий на других художников путь, которому следовал всю свою жизнь.
В центре интересов Керки всегда был человек. Он начинал с реалистичных фигур в скульптуре, в которых, тем не менее, уже прослеживалась его экспрессивная манера работы с материалом. Эмоциональная лепка Керки деформировала фигуру, не лишая ее при этом узнаваемости, а обнажая в ней внутренний динамизм. Скульптора словно привлекал тактильный контакт, энергия и субстанциональность, заключенные в материале, которые он ощущал, выявлял во время работы. Он искал форму, конструкцию, способную наиболее ярко и образно, но в то же время, без ненужных отвлечений выразить трансформации энергии, духа, сущности человека. Скульптор имел обостренное чувство плоскости, со временем отказавшись ради нее от объемных конструкций. Благодаря плоскостности, его скульптуры, приобрели четкий, линеарный силуэт.
Начав с весьма монументальных, реалистичных форм, скульптор создал ряд импрессионистических работ, уйдя от них практически в минимализм. Затем были этапы пластического экспрессионизма, увлечения сюрреализмом, итогом которых стала абстрактная пластика. Но наиболее новаторскими, синтетическими стали плоскостные скульптуры-пейзажи, объединившие в себе скульптурные, живописные, сценографические приемы. Эти работы уже нельзя назвать просто экспрессивными, они концептуальны, спокойны, как будто математически выверены. Скульптор начал создавать их во второй половине своей жизни, примерно в то же время, когда увлекся гравюрой и живописью.
Плоскость и линия (силуэт) стали главными художественными средствами, которые Керки использовал и в живописи. Зачастую фигуры в его картинах напоминают созданные им скульптурные образы: в них такие же вибрирующие, словно «слепленные» из сгустков краски силуэты, как и в круглых скульптурах, или плоскостных рельефах-пейзажах.
Линии и цветовые плоскости, так же как материал, с которым работал Керки при создании своих «лепных» скульптур (за исключением скульптур - пейзажей) являют для него некую живую материю, которой он помогает обозначиться, проявить себя, через собственную трансформацию, экспрессию, импровизационность (в первую очередь в живописных работах).
В живописи Керки сложно выделить отдельные периоды, мастер чередовал, используемые им художественные приемы. Тем не менее, можно выделить несколько тем, к которым настойчиво обращался художник, и говорить об особой символике цветов, используемых Керки.
В ходе работы над диссертацией были проведены каталожные описания и измерения произведений, проведена их и систематизация, а в некоторых случаях сделаны или уточнены атрибуции работ, входящих в частную коллекцию живописи и керамики Джулио Луцаррага. Коллекция не универсальна, она состоит из работ, которые остались в мастерской художника после его смерти. Стоит упомянуть, что в 1992 году Сандро Керки подарил большую часть своих работ (275 произведений, среди которых - скульптуры, живопись, гравюры) музею Современного искусства в Генуе.
Тем не менее, произведения, составляющие коллекцию Джулио Луцаррага, позволяют выявить характерные особенности стилистики живописи мастера и своеобразие его художественного видения. Стоит отметить, что еще одна, примерно равная по объему коллекция картин, находится в семье других родственников Сандро Керки.
В планах автора магистерской диссертации продолжить изучение творчества Сандро Керки, расширить круг источников и перевести с итальянского на русский язык наиболее ценные критические статьи и публикации о творчестве и выставках художника в периодических изданиях. Кроме того, планируется в ближайшее время организовать выставку живописи и керамики Сандро Керки в Екатеринбурге.



1. Андреева Е. Все или ничто. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. - 509 с.
2. Арган Дж. К. Современное искусство 1770 - 1970. - М.: Искусство, 1999. - 755 с.
3. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство, 1999. - 399 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
5. Бараски К. Трактат о скульптуре. Пер. с румын. Д-ра Г. Хынку. - Бухарест «Меридиане», 1964. - 289 с. с илл.
6. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.
7. Валериус С.С. Скульптура нового мира. Проблемные очерки. - М.: Изобраз. Искусство, 1979. - 379 с. с илл.
8. Валериус С.С. Прогрессивная скульптура ХХ века. Проблемы и тенденции. - М.: Изобраз. искусство, 1973. - 420 с.
9. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - XVIII - 398 с.
10. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. Предисл. Т.Н. Ливановой; ВНИИ Искусствознания. - М.: Изобр. Искусство. 1985. - 283 с.
11. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. - М.: Искусство, 1970. - 591 с.
12. Воронова О. Искусство скульптуры. - М.: Знание. 1982. - 111 с.
13. Гаврилов В.А. Пластические новации в скульптуре ХХ века. - СПб.: Российская государственная библиотека, 2005. - 198 с.
14. Герман М.Ю. Модернизм / Искусство первой половины ХХ века. - СПб.: Азбука классика, 2003. - 477 с.
15. Гидеон З. Пространство, время, архитектура. / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. - 3-е изд. - М.: Стройиздат, 1984. - 455 с.
16. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.: Мусагет, 1914. - 101 с.
17. Головин В.П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ