ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО СОЗДАНИЮ НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА 7
1.1 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЦЕНТРА В ХМАО-ЮГРА 7
1.2 ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В РОССИИ 15
1.3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 18
2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА «НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» 21
2.1 АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РФ 21
2.2 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУРГУТА 22
2.3 АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИТОРИАЛЬНОГО
РАСПОЛОЖЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА 26
3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕВЕЛОПЕРСКОГО ПРОЕКТА «НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» 43
3.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА 43
3.2 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА 60
3.3 РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 67
3.4 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
Актуальность темы диссертации. Развитие инновационного потенциала, особенно в сфере образования - масштабная государственная задача современной России, о чем не устают говорить на различных форумах президент Путин и премьер-министр Фрадков. Образование обеспечивает то, что будет вложено в умы будущих поколений - тех, на чьих плечах через пару десятилетий будет держаться вся важнейшая составляющая деятельность нашей страны. И в наших же интересах внедрять в такую фундаментальную сферу нашей жизни как образование подрастающих поколений, повышение квалификации кадров, разработка новых технологий, инновационные приемы и методы, поскольку в дальнейшем это сделает жизнь народа России совершенно другой. Это новое качество жизни, это достойное место в ряду развитых стран, это гарантия независимости от сырьевой экономики. В современном информационном мире экономика не может обходиться без основных проводников новых технологий и инноваций. Особое место в инновационном экономическом развитии занимают научно-образовательные центры.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке создания проекта научно-образовательного центра как инструмента для решения приоритетных задач развития региона.
В соответствии с поставленной целью, в диссертации поставлены следующие задачи:
• проанализировать особенности, основные понятия и определения научно-образовательного центра;
• обобщить понятия и актуальность научно-образовательного центра;
• изучить особенности и проблемы разработки девелоперского проекта по созданию научно-образовательного центра;
• провести анализ территориального расположения инфраструктурного проекта;
• рассмотреть этапы реализации девелоперских проектов на примере создания центра;
• провести предварительный анализ экономической эффективности проекта;
• выполнить оценку эффективности от реализации девелоперского проекта по созданию научно-образовательного центра.
Объектом исследования является сфера научно-образовательной деятельности в регионе.
Предметом исследования является социально-экономические отношения по реализации создания проекта научно-образовательного центра.
Степень разработанности темы. Научно-образовательный центр - это интеграция процессов проведения исследований и разработок с подготовкой квалифицированных кадров по перспективным направлениям, формирование кадрового резерва региона, подготовка аспирантов и докторантов, повышение квалификации специалистов отрасли. Недостаточное развитие инновационного потенциала региона, в условиях цифровизации экономики, является актуальной проблемой.
Научные результаты:
1) Разработана концепции научно-образовательного центра в г. Сургут;
2) Разработан проект создания научно-образовательного центра;
3) Выявлена социально-экономическая эффективность научнообразовательного центра в г. Сургут.
Научная новизна:
1) Разработана концепция научно-образовательного центра, включающая в себя анализ инновационной значимости центра, обзор и перспективы научных пространств в России, отличающаяся многофункциональной деятельностью центра (научная, музейная, досугово-развлекательная, 5
спортивно-культурная зоны), что позволяет повысить инновационную и социально-экономическую привлекательность региона.
2) Разработан проект научно-образовательного центра, который является новым для территории ХМАО и в частности для города Сургута, включающая в себя научные корпуса и инновационно-музейный центр, отличающийся схемой инвестиционных взаимоотношений государства и частной организации, что позволяет качественно изменить структуру социальных пространств.
3) Выявлена социально-экономическая эффективность научнообразовательно центра, включающая в себя расчет финансовой деятельности на различных стадиях реализации проекта, отличающаяся методом имитационного моделирования бюджета, что позволяет детально оценить каждый этап проекта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной концепции проекта научно-образовательного центра, которая позволит осуществить инновационную деятельность в условиях цифровой экономики. Результаты исследования могут быть использованы для формирования и реализации проектирования социально значимых объектов.
Теоретической и информационной основой диссертации являются публикации зарубежных и российских авторов; нормативные документы в области строительства, проектирования и права; статистические данные; источники сети интернет, собственные маркетинговые исследования и материалы.
Структура диссертации отражает его цель и задачи и состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы, состоящего из 60 литературных источников. Основное содержание работы изложено на 96 страницах текста. Диссертация содержит 50 таблиц, 27 рисунков, 4 формулы и 2 приложения.
• В ходе работы было выявлено, что социальный проект для частного лица является неэффективным вариантом инвестиций - срок окупаемости научно-образовательного центра стремится к бесконечности. Но позитивный эффект может сказаться в других сферах: повышение культуры, образования и качества досуга потребителей.
• Научно-образовательный центр - это многофункциональный комплекс, выполненный в единой архитектурной и визуальной концепции, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое, влияющий на потребительский спрос путем синергетического эффекта предоставления комплексной актуальности. Под научно-образовательным центром мы понимаем совокупность функциональных зон, реализующих социальные нужды, оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания деятельности НОЦа.
• В соответствии с целью, в диссертации выполнены следующие задачи:
• проанализировать особенности, основные понятия и определения научно-образовательного центра;
• обобщить понятия и актуальность научно-образовательного центра;
• изучить особенности и проблемы разработки девелоперского проекта по созданию научно-образовательного центра;
• провести анализ территориального расположения инфраструктурного проекта;
• рассмотреть этапы реализации девелоперских проектов на примере создания центра;
• провести предварительный анализ экономической эффективности проекта;
• выполнить оценку эффективности от реализации девелоперского проекта по созданию научно-образовательного центра.
• Также достигнуты научные результаты:
1) Разработана концепции научно-образовательного центра в г. Сургут;
2) Разработан проект создания научно-образовательного центра;
3) Выявлена социально-экономическая эффективность научнообразовательного центра в г. Сургут.
• Рассмотренные схемы инвестирования в работе имеют разных характер, но привлекательна для частного лица будет схема с учетом государственного субсидирования помещений, не являющиеся коммерческими. Результирующие интегральные показатели эффективности следующие:
• Чистый дисконтированный денежный поток накопленным эффектом к концу прогнозного срока - 9 178,5 тыя. Руб.;
• Срок окупаемости - 17 лет;
• Индекс доходности - 1,03%;
• Внутренняя норма доходности - 14,6%.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ
• (ред. от 28.03.2017 г.) [Электронный ресурс] // НЕТ:
• http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.05.2019 г.)
2. Доклад Главы города, Раздел 2 «Показатели, характеризующие социально-экономическое развитие муниципального образования автономного округа, оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемые значения на 3-летний период». Сургут, 2019.
3. Министерство экономического развития. М.: «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2030 года», 2013. 59 с.;
4. Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на период до 2030 года». Сургут, 2014;
5. МРР 3.1.10.03-11 «Нормы продолжительности проектирования объектов строительства»;
6. Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в н ем сведений и документов (с изменениями на 21 января 2019 года) от 22 февраля 2018 года N 115/пр;
7. О внесении изменения в постановление Администрации города от 10.09.2018 № 6918 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» // Администрация Сургута;
8. Письмо Госстроя от 17.12.2012 N 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана»;
9. Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. М.: «Паспорт национального проекта «Наука», 2018. 6 с.;
10. Приказ Госстроя РФ от 09.12.1999 г. № 139 «Об утверждении
• рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилья»;
11. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики/ Министерство экономического развития российской федерации - Москва, 2016;
12. СБЦП 81-2001-03, СБЦП 2001-03, СБЦП 81-02-03-2001 Объекты жилищно-гражданского строительства. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства;
13. СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»;
14. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
15. Колосов В.Г. Федеральная инновационная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» // В. Г. Колосов, М. В. Попов, И. Л. Туккель и др. - М.: Минэкономики РФ, 1995. С. 1-47...