Глава 1. Преобразовательные возможности воображения 7
1.1 Соотнесение понятия «воображение» с понятиями
«представление», «мышление» и «память» 8
1.2 Воображение и фантазия 20
1.3 Образ как структурная основа воображения 27
Глава 2. Развитие воображения в процессе когнитивной деятельности 39
2.1 Определение когнитивной деятельности, когнитивной мотивации
и их влияние на развитие воображения 39
2.2 Феномен понимания в процессе когнитивной деятельности 56
Заключение 63
Список литературы 68
Актуальность исследования. Интерес к вопросу воображения как когнитивного процесса и к проблеме его развития в процессе когнитивной деятельности обусловлен не только широкой распространенностью этого феномена в культурной и общественной жизни прошлых столетий, но и сложившейся в современном обществе ситуацией. В связи с этим также существует необходимость в рассмотрении преобразовательных возможностей воображения и исследовании воображения как творческого процесса с точки зрения теории отражения, а также в анализе онтогенеза воображения и разграничении понятий «воображение» от понятий «мышление», «представление», «память» с целью лучшего понимания значения воображения как когнитивного процесса.
Рассмотрение потребности человека в возможности к воображению и фантазированию во взаимосвязи с общественными, социально-политическими и экономическими условиями также доказывает значимость и широкую распространенность феномена воображения. Методологические идеи о сущности воображения, его преобразовательных масштабах и роли в человеческой деятельности, также являются значимыми и актуальными.
Исследование развития воображения в процессе когнитивной деятельности объясняет, как в процессе целенаправленной активности личности происходит преобразование объективного мира в практическом плане, каковы механизмы психической регуляции деятельности, ее влияния на развитие возможностей человека и развитие воображения в том числе.
Раскрывая проблему психологической характеристики когнитивной деятельности, необходимо рассмотреть подходы к ее изучению в различных науках, поскольку данное понятие является междисциплинарным и находит свое отражение в различных сферах знания. Развитие воображения является одной из целей когнитивной деятельности, наряду с развитием абстрактного мышления.
В психологической литературе воображение и его развитие рассматривается в контекстах творческого подхода как фактора развития личности (В.В.Богословский, В.А.Брушлинский, Н.С.Шабалин и др.); творческой природы познания (А.Я.Дудецкий, Н.С.Коршунова, А.И.Розов и др.); сущностных черт деятельности (Л.С.Выготский, Р.Г.Натадзе, В.Д.Шадриков и др.); определения способов творческой деятельности и развития возможностей, определенных качеств творческой личности (В.Г.Леонтьев, А.Я.Дудецкий, В.Г.Разумовский и др.), а также зарубежными авторами (Й. Лингарт, Г. Майер, А.Маслоу, Т.Рибо, и др.).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема понимания воображения как когнитивного процесса и его развития в процессе когнитивной деятельности требует дальнейшего изучения, так как в известных психологических концепциях нет единого подхода к классификации воображения, нет определенного понимания когнитивной деятельности, нет единого взгляда на виды воображения. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о проблеме воображения и его когнитивной природе.
В связи с вышеперечисленными тезисами и обстоятельствами была сформулирована тема данного исследования: «Воображение как когнитивный процесс».
Цель исследования - изучение воображения как когнитивного процесса и его развития в процессе когнитивной деятельности.
Объект исследования - воображение как когнитивный процесс и психическая деятельность.
Предмет исследования - факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности.
В основу исследования были положены следующие гипотезы:
- воображение можно рассматривать как когнитивный процесс и психическую деятельность;
- важными структурными компонентами процесса воображения являются имажинитивные действия, с помощью которых и происходит преобразование опыта в новые сочетания;
- большие потенциальные возможности развития воображения в процессе когнитивной деятельности заключены как в ее структуре, так и в видовых особенностях;
- в основе когнитивной деятельности лежит психологическое явление, являющееся одновременно и целью когнитивной деятельности вообще, - понимание;
- виды когнитивной деятельности влияют на развитие воображения в определенных сферах его развития и функционирования.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотез, можно определить следующие задачи:
- рассмотреть особенности воображения как когнитивного процесса и выявить основные сферы его развития и функционирования;
- разграничить понятие «воображение» от понятий «мышление», «представление», «память» с целью более четкой его характеристики;
- показать преобразовательную возможность воображения;
- рассмотреть уровни развития имажинитивных действий в процессе когнитивной деятельности;
- выявить факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, художественной литературы по проблеме, изучение современной ситуации, наблюдение, обобщение, сравнение.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии структуры воображения и сферы его развития и функционирования, в подробном рассмотрении воображения как когнитивного процесса, в изучении понятия «когнитивная деятельность» и его влияния на развитие воображения.
Структура и объем работы. Работа состоит из двух глав.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также указаны методы исследования.
В первой главе «Преобразовательные возможности воображения» рассмотрена дефиниция понятия «воображение», принятая в психологии, исследовано воображение как творческий процесс и форма психической деятельности, проанализирован онтогенез воображения и проведено разграничение понятия «воображение» от понятий «мышление», «представление», «память».
Во второй главе «Развитие воображения в процессе когнитивной деятельности» дано подробное определение когнитивной деятельности, когнитивной мотивации и рассмотрено их влияние на развитие воображения, изучен феномен понимания и его связь с воображением.
В заключении излагаются основные выводы по теме исследования.
В работе имеется список литературы, состоящий из 74 источников.
Проведя данное исследование и выполнив поставленные во введении задачи, можно сделать следующие выводы:
- воображение - это психический процесс создания образа предмета, в котором своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, позволяющий программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия его осуществления;
- воображение характеризуется, во-первых, построением образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; во-вторых, созданием программы поведения в случае неопределенности проблемной ситуации; в-третьих, продуцированием образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в-четвертых, созданием образов, соответствующих описанию объекта;
- воображение имеет ряд специфических функций: представление действительности в образах и предоставление возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных состояний; участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; формирование внутреннего плана действий (действий в уме);
планирование и программирование действительности (составление программ, оценивание правильности процесса их реализации).
- процессы памяти и мышления связаны со словесно-логическим основанием, а в воображении функционируют образы абстрактного характера;
- сама психическая природа воображения такова, что оно, с одной стороны, органически вплетается в контекст мышления, а с другой - активизирует его, воображение и мышление обнаруживают соответствие друг другу в структурном и функциональном плане;
- воображение следует рассматривать как отражательную и преобразовательную деятельность, включающую в сферу своего преобразования все то богатство знаний и впечатлений, которые приобретает человек и которые составляют его психологический опыт;
- воображение понимается как когнитивный процесс и психическая деятельность, заключающиеся в творческом отражении и преобразовании в субъективно-новые сочетания перцептивных элементов эмоционально-чувственного и абстрактно-логического опыта индивида в процессе освоения им окружающего мира;
- классификация воображения на абстрактно-логическое и эмоционально-чувственное может рассматриваться как единственно возможная, если за основу классификации воображения взять тип образа. Можно выделить два основных типа образов: чувственный (эмоционально-чувственный) и логический (абстрактно-логический) и третий (дополнительный) тип - смешанный (чувственно- абстрактный);
- образ является структурной основой воображения;
- в основе воображения и как процесса, и как деятельности лежат имажинитивные действия, которые, в сущности, являются образно-логическими операциями. Под имажинитивными действиями в психологии понимаются действия, цель которых состоит в том, чтобы мысленно перестроить конкретные связи, соотношения объектов;
- существует пять основных видов имажинитивных действий, которые играют большую роль в развитии и функционировании воображения, среди них: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация и акцентирование;
- можно выделить зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые образы, которые будут относиться к группе эмоционально-чувственных. Абстрактные образы представляют собой продукты отражательного опыта личности на эмоционально-чувственном уровне при абстрагировании от несущественных признаков и выражении в вербальной форме. Таким образом, выделяется группа абстрактных образов;
- воображение может быть представлено в трех сферах развития и функционирования: предметно-материальной, социально-коммуникативной, мыслительной. Все виды логических образов синтезируются и развиваются от чувственного воображения к абстрактному в указанных сферах;
- когнитивная деятельность направлена на удовлетворение когнитивных и эстетических потребностей, а также потребностей синтетического плана, то есть мотивы, которые лежат в ее основе, характеризуются чисто человеческими признаками;
- среди функций мотивов наиболее актуальной для данной работы является когнитивная функция мотива, сущность которой заключается в том, что познавательные (когнитивные) процессы включаются в оценочный механизм и выработку стратегии удовлетворения потребности. Особое значение эта функция имеет потому, что создает предпосылки для формирования специфически познавательной мотивации;
- когнитивная основа мотива выражается в способности к реалистической оценке, постановке целей и выборе задач;
- в качестве мотивов когнитивной деятельности могут выступать знания, связанные с проблемностью, аффективностью, волевой и смысловой характеристикой субъекта, способные побуждать эту деятельность. Сам мотив, как комплексный побудитель и регулятор когнитивной деятельности, обладает когнитивной функцией, которая усиливается в мотиве ее связанностью с другими элементами мотива;
- ведущими условиями успешной когнитивной деятельности являются осознанность и произвольность, а главная задача заключается в формировании саморефлексии своих умственных действий;
- когнитивная деятельность является познавательно-преобразовательной, поэтому она должна включать в себя два взаимосвязанных процесса: познание и преобразование окружающего мира;
- развитие воображения является одной из целей когнитивной деятельности, наряду с развитием абстрактного мышления. Связь «воображение - мышление - воображение» должна становиться и развиваться в когнитивной деятельности;
- воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критической фазой: период самобытности и период окончательного составления;
- говоря о роли когнитивной деятельности в развитии воображения, необходимо обратить внимание на классификацию воображения с точки зрения сочетания сознательного и активного в отношении субъекта к окружающей действительности. В этом случае воображение проявляется либо как пассивное - непреднамеренное и преднамеренное (произвольное), либо как активное (творческое и воссоздающее);
- по характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное (регулятором которого выступают конкретные образы и идеи) и абстрактное (выражающееся в создании символов и схем);
- говоря о развитии воображения в процессе когнитивной деятельности, стоит обозначить три уровня такого развития. Первый уровень будет характеризоваться оперированием в процессе имажинитивной деятельности образами конкретного характера (чувственно-эмоциональный уровень). Второй уровень (смешанный), характеризуется наличием образов смешанного (чувственно-абстрактного) характера. Третий уровень (абстрактно-логический), поскольку образы, синтезируемые и функционирующие на данном уровне, имеют абстрактный характер и логичны в своем функционировании;
- в основе когнитивной деятельности лежит психологический процесс, характеризующийся понятием «понимание». Понимание следует трактовать не как акт, противостоящий воображению, а как продуктивная деятельность, в которой задействованы и воображение, и память, и мышление, и интуиция, т.е. основные когнитивные способности человека;
- феномен понимания входит в число мировых проблем и объединяет интересы самых различных областей;
- ключевым в концепции понимания является понятие «Другой», позволяющее проявить суть диалогических взаимоотношений, диалогическая природа понимания реализуется через ведущее в любой теории понимания понятие - «смысл»;
- цель когнитивной деятельности, связанная с приобретением личностного смысла, позволяет трактовать когнитивную деятельность как творческую, хотя, с точки зрения деятельностного подхода, результат понимания в значительной мере определяется и прагматическими факторами;
- виды когнитивной деятельности влияют на развитие воображения в определенных сферах его развития и функционирования;
- когнитивная деятельность имеет большой потенциал развития когнитивной сферы субъекта и, кроме того, в идеальном развертывании когнитивной деятельности, ее виды должны сливаться между собой и переходить в стадию освоения окружающего мира субъектом вне себя и внутри себя на новом уровне;
- структурные компоненты когнитивной деятельности способствуют переходу воображения от пассивного процесса к активной (имажинитивной) деятельности;
- когнитивная деятельность также ставит своей целью понимание природы, общества, сознания в процессе их освоения (познания и преобразования), как единства значения и смысла информации об окружающем мире через развитие связи «эмоционально- чувственный образ - понятие - абстрактно-логический образ».
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: «Деловая книга», М.: Издательский цент «ACADEMIA", 1995. С. 224.
2. Арнхейм Р. Визуальное мышление. Сборник переводов. С. 35.
3. Бабаева И.А. Психология в понятих, образах, переживаниях. -М., 1996. С.96.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. С. 424.
5. Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. С. 383
6. Блонский П.П. Память и мышление. -М., 1935. С. 214
7. Богословский В.В. Общая психология. -М.:Просвещение, 1973. С. 351.
8. Богословский В.В. Воображение и творчество. -М., 1981. С.156.
9. Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения). Сб. «Научное творчество», М., 1969. С. 230.
10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. С.392.
11. Быстрицкий Е.К. Понимание и практическое сознание // Загадка человеческого понимания. -М.: Политиздат, 1991. С.25-38.
12. Вартофский М. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.- С.507.
13. Васильев С.А. Уровни понимания текста // Понимание как логико-гносеологическая проблема. -Киев, 1982. С.91-121.
14. Васильев С.А. Изменение смысла текста в процессе его функционирования // Доказательство и понимание. -Киев, 1986. С.59-95.
15. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Т.З. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Москва, 2000. С.685.
...