На основе анализа мирового рынка была выявлена тенденция постоянного увеличения потребления основных видов твёрдых полезных ископаемых. В различные периоды развития мировой промышленности, с характерными экономическими прогрессом и регрессом, наблюдались колебания спроса на минеральное сырьё. Однако общий тренд суммарных объёмов его потребления за последние 50 лет неумолимо растёт, данный рост обусловлен увеличением численности населения планеты и неуклонным промышленным ростом.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что отечественный и мировой опыт работы карьерного выемочно-погрузочного оборудования показывает, что при разработке крепких скальных пород в сложных забоях наиболее эффективными являются электрические карьерные экскаваторы.
Объектом исследования является карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ-20, производства ПАО «Уралмашзавод». Предмет исследования: механизм открывания днища ковша.
Механизм открывания днища ковша, один из основных узлов экскаватора, поэтому от него напрямую зависит работа экскаватора. Надежность и безотказность данного механизма, позволяет обеспечивать высокую производительность. На основе данных, полученных в ходе эксплуатации, была произведена модернизация механизма открывания днища ковша.
Целю выпускной квалификационной работы является модернизация механизма открывания днища ковша экскаватора ЭКГ-20, производства ПАО «Уралмашзавод». В связи с этим решаются следующие задачи:
• Анализ существующих конструкций;
• Анализ работы механизма открывания днища ковша;
• Выбор и обоснование новой конструкции;
• Расчет узлов новой конструкции;
• Анализ результатов модернизации;
• Технико-экономическое обоснование модернизации.
Механизм открывания днища ковша, один из основных узлов экскаватора, поэтому от него напрямую зависит работа экскаватора. Надежность и безотказность данного механизма, позволяет обеспечивать высокую производительность экскаватора. На основе данных, полученных в ходе эксплуатации, была произведена модернизация механизма открывания днища ковша.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы был произведен анализ существующих конструкции и на его основе была выбрана оптимальная конструкция и расположение рычагов механизма открывания днища ковша. В результате модернизации были учтены и устранены все недостатки, которые были выявлены в ходе эксплуатации. Также был произведен расчет на прочность рычагов и корпуса рычагов в программе КХ Siemens, рассчитаны основные параметры механизма и подобраны, в соответствии с нагрузками, канат, цепь и электродвигатель, которые удовлетворяют условиям эксплуатации карьерного экскаватора.
На основе полученных данных, можно сделать вывод об успешном проведении модернизации механизма, так как было увеличено время основной работы на 5%, увеличен коэффициент технической готовности с 96,9% до 97,8%, а также увеличен объем выполненных работ приблизительно на 1000 м3/мес добытой породы.
В результате экономической оценки было выявлено уменьшение себестоимости модифицированной модели на 38,2 %, данный показатель обусловлен тем, что литое днище ковша было заменено сварным вариантом, а также была использована более простая конструкция механизма открывания днища ковша.
1. Г.Х. Бойко, А.В. Груздев, В.Н. Николаев и др. «Горное оборудование Уралмашзавода». Г. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2003. 240 с.
2. В.Н. Цветков, В.Д. Дмитриев, Н.В. Дурнев, Н.В. Савинова. Учебное пособие «Расчет основных параметров карьерных экскаваторов». Г. Екатеринбург: изд-во УГГГА, 2006. 132 с.
3. Инструкция по эксплуатации ЭКГ-18, производства «Уралмашзавода», ОАО «Уралмашзавод», 2016 г. 127 с.
4. Инструкция по эксплуатации ЭКГ-20, производства ПАО «Уралмашзавода». ПАО «Уралмашзавод», 2019 г. 234 с.
5. Отчет о работе экскаватора ЭКГ-18, производства ПАО «Уралмашзавод» за 2017-2018 года на Гайском горно-обогатительном комбинате.
2018 г. 54 с.
6. Отчет о работе экскаватора ЭКГ-20, производства ПАО «Уралмашзавод» за 2018 год на Качканарском горно-обогатительном комбинате.
2019 г. 65 с.
7. Отчет о работе экскаватора ЭКГ-20, производства ПАО «Уралмашзавод» за 2018 год на Лебединском горно-обогатительном комбинате 2019 г. 78 с.
8. Данилов Ю.А., Артамонов И.П. «Практическое использование NX Siemens.» М.: ДМК Пресс, 2011. - 332 с.
9. Гончаров П. С., Артамонов И. А., Халитов Т. Ф., Денисихин С. В., Сотник Д. Е. NX Advanced Simulation. Инженерный анализ. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 504 с.: ил.
10. Кох П.И. Одноковшовые экскаваторы. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт: Учебник для вузов / П.И. Кох - изд. 2, пер. и доп. - М.: Недра, 2015. - 440 с.
11. Ганин А.Р. Современные инженерные решения и практический опыт эксплуатации карьерных экскаваторов ЭКГ18Р/20К производства «ИЗ- 12. Кулешов А.А. Проектирование и эксплуатация карьерного автотранспорта: Справочник. Ч. 1/ А.А. Кулешов - СПГГИ. СПб.: 2004. - 230 с.
13. Кулешов А.А. Проектирование и эксплуатация карьерного автотранспорта: Справочник. Ч. 2/ А.А. Кулешов - СПГГИ. СПб.: 2004. - 202 с.
14. Падучин Д.А. Сравнительный анализ одноковшовых карьерных экваторов с механическим и гидравлическим объемным приводами / Д.А.Падучин, С.Л.Иванов // Технические науки - от теории к практике: Сб. статей ГУН Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СбАК. 2016. С.37-42.
15. Муйземнека Ю.А. Исследование рабочих параметров и совершенствование конструкций экскаваторов и дробилок, выпускаемых Уралмашзаводом/ Под реакцией Ю.А. Муйземнека - Москва, 2014.- 120 с...