Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве 6
1.1 Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве 6
1.2 Значение прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве 10
Глава 2. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве 14
2.1 Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания 14
2.2 Прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного следствия……………………………………………………………………….19
Заключение 24
Список используемых источников и литературы 26
Приложения 29
В уголовном процессе предварительное расследование играет важнейшую роль и представляет собой определенного рода реакцию правоохранительных органов на поступившее сообщение о совершении преступления. На этапе предварительного расследования правоохранительными органами осуществляется сбор фактов и доказательств в целях определения предполагаемого преступника, установления факта и порядка совершения преступления. От того, насколько эффективно организована система предварительного расследования преступления, зависит исход данного дела.
Немаловажную роль играет прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве. Одной из задач деятельности прокуратуры является осуществление надзора, который предусматривает соблюдение законности исполнения ряда обязательств, направлен на устранение и предупреждение правонарушений и принципа законности. В ходе осуществления предварительного расследования крайне важным является соблюдение законности и справедливости.
Прокурорский надзор призван соблюдать нормы Конституции РФ и действующего законодательства на территории РФ, предусматривает контроль за деятельностью уполномоченных органов, исключает факт злоупотребления должностными полномочиями, борется с одной из основных проблемы современного общества – с коррупцией.
От эффективности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования зависит уровень раскрытия преступлений, состояние преступности в стране в целом, уровень социально-экономического развития страны. Чем ниже в стране преступность, тем более благоприятные социально-экономические условия для развития страны в целом.
Итак, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования призван обеспечить соблюдение исполнения законности, повысить эффективность функционирования правоохранительных органов в части совершения предварительного расследования, исключить злоупотребление полномочиями должностных лиц. Все это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Объектом исследования является прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок осуществления прокурорского надзора.
Целью курсовой работы является изучение правовых основ порядка осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряда задач:
1. определить понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве;
2. изучить значение прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве;
3. изучить порядок проведения прокурорского надзора за органами дознания;
4. охарактеризовать особенности прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия.
Информационной базой для написания курсовой работы стали труды отечественных исследователей в области прокурорского надзора, а также статьи, представленные в периодических изданиях.
Для написания работы были использованы методы анализа, сравнения, синтеза, наблюдения, описания, метод экспертной оценки и другие. Совокупность данных методов позволяет полноценно раскрыть темы курсовой работы.
Практическая значимость курсовой работы обоснована высокой значимостью в современном государстве развития и внедрения мер противодействия коррупции, формирования положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов, обеспечения законности в ходе осуществления предварительного расследования и повышения раскрываемости преступлений.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Прокурорский надзор представляет собой деятельность прокуратуры по соблюдение прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, а также соблюдение принципа законности. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, охватывает множество сфер деятельности. Этот факт позволяет утверждать, что прокурорский надзор носит всеобъемлющий характер. В уголовно-процессуальном законодательстве сформировано два основных направления прокурорского надзора – осуществление уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводств; надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования играет крайне важную роль в досудебном производстве. Прокурорский надзор направлен на обеспечение соблюдения законности действий правоохранительных органов, гарантирует соблюдение норм, утвержденных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Прокурорский надзор призван обеспечить справедливость и законность действий органов предварительного расследования в досудебном производстве.
Основополагающим нормативным актом, определяющим правовые основы осуществления прокурорского надзора является Конституция РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». Полномочия прокурора в части осуществления прокурорского надзора предусматривает исполнений двух групп функций. Первая группа функций направлена на выявление нарушений законов и обстоятельств. Вторая группа полномочий предусматривает устранение выявленных нарушений, контроль за вынесенные прокуратурой предписания.
Одной из особенностью прокурорского надзора в сфере государственного управления является оценка действий органов государственной власти на предмет соблюдения законности. Одним из распространенных направлений является предмет противодействия коррупции. Коррупция представляет собой крайне негативное социально-экономическое явление, которое нарушает эффективное функционирование современного государства, снижает темпы экономического развития и подрывает доверие к органам государственной власти. Одной из полномочий прокурора является осуществление контроля за органами исполнительной власти и пресечение фактов коррупции и правомерности вынесенных судебных решений.
Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора достаточно широки и призваны систематизировать данные о фактах нарушения законности. Также стоит отметить, что полномочия прокурора направлены не только на выявления фактов злоупотребления нормами законов, нарушения прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, но и на контроль исполнения вынесенных предписаний. На сегодняшний день также одной из актуальных направлений работы прокурора является борьба с коррупционными преступлениями. Вопросы борьбы с коррупцией должны исследоваться комплексно в целях разработки программы противодействия коррупции. Требуется усовершенствовать порядок вынесения предписания со стороны прокурора, порядок полномочий должен быть расширен возможностью предоставления самостоятельного акта прокурорского реагирования – требования прокурора. Значительное внимание в ходе проверок должно быть уделено вопросам защиты законности и справедливости. Особое внимание следует уделить вопросам коррупции, необоснованного отказа в приеме заявлений о фактах совершенных преступлений или готовящихся преступлений. Добиться повышения эффективности прокурорского надзора можно не только за счет совершенствования правовых норм, но за счет оптимизации организационно-правового механизма управления прокурорским надзором. Требуется исключение фактов коррупции, формирование положительного имиджа как со стороны прокурора, так и правоохранительных органов. Комплексный подход в системе управления прокурорским надзором будет способствовать созданию справедливого правосудия и снизит число вынесенных судебных решений, нарушающих права и обязанности сторон.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ, от 21.07.2014 №11–ФКЗ, от 14.03.2020 №1–ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): ГК РФ: текст с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2022 г. [Принят Государственной думой 22 декабря 1995 года: одобрен Советом Федерации ]// Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК: текст с изменениями и дополнениями от 25.03.2022: [ принят Государственной думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года].– Москва: Омега-Л,2022. – 260 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 ноября 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
5. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022)// Российская газета, № 229, 25.11.1995.
Научная и учебная литература
6. Белоносов, В. О. Российский уголовный процесс / В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. – М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. – 480 c.
7. Баранова, В.А. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора / В.А. Баранова // Коллозиум. – 2019. – №16. – с. 15–19
8. Быкова, Ю.Н. Прокурорский надзор: способы обеспечения законности в системе государственного управления / Ю.Н. Быкова // Наука и инновации в 21 веке: сб. науч. статей. – Пенза,2018. – С. 160–163
9. Винокуров, А.Ю. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. П78 ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2018. – 460 с.
10. Воронин, О. В. О сущности современного прокурорского надзора / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. – 2018. – № 11. – С. 183–185
11. Гриненко, А. В. Уголовный процесс. Учебник и практикум / А.В. Гриненко. - М.: Юрайт, 2020. - 334 c.
12. Елисеева, Е.С. Некоторые аспекты прокурорского надзора за соблюдением законности при производстве предварительного расследования / Е.С. Елисеева // 300 прокуратуры России: история и современность: сб. науч. статей. – Белгород,2022. С. 121–124
13. Иншакова, А.О. Российская прокуратура как оплот законности и правопорядка / А.О. Иншакова // Правовая парадигма. 2022– №2. – С. 6–10
14. Каплин, М.Н. Прокурорский надзор : методические указания / М. Н. Каплин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2019. – 72 с.
15. Коломец, И.И. Совершенствование организации прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия / И.И. Коломец // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – №5. – с. 235–239
16. Москаленко, В.О. Проблемы прокурорского надзора за органами дознания / В.О. Москаленко // Актуальные проблемы правоведения: сб. науч. статей. – Псков,2020. – С. 111-116
17. Петрухин, И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие, - М.: «Проспект», 2021 – 134 с.
18. Сахибгареев, М.В. Прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного расследования: специфика и актуальность / М.В. Сахибгареев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: достижения и инновации: сб. науч. статей. – Пенза,2022. – С. 177–179
19. Фесюн, М.В. Понятие, сущность прокурорского надзора и полномочия прокуратуры РФ / М.В. Фесюн // Тенденции развития науки и образования. 2021. №79-6. С. 117–119.
20. Якубина, Ю.П. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 2. – С. 56-58.
Судебная практика
21. Кассационное определение 5 КСОЮ от 18 ноября 2021 г. № 77-1807/2021 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2022)
22. 22.Определение 6 КСОЮ от 18 марта 2021 г. № 77-1007/2021 Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2022)