Глава I: Особенности зарубежной фотографии 1960-х-1990-х годов: 11
1.1. Авангард как предтеча идей современных фотографов Р. Гибсона и Д.
Морияма: преемственность техник и образов 11
1.2. Приемы киноискусства в фотографии 1960-х-1990-х годов: взаимосвязь
творческих поисков Р. Гибсона и Д. Морияма со «вторым авангардом» 22
Глава II. Основные фотографические приемы Д. Морияма и Р. Гибсона: от экспериментов к рождению новых жанров: 39
2.1. Ральф Гибсон и его визульальные аллюзии 52
2.2. Дайдо Морияма и его художественные образы 69
Заключение 83
Список использованной литературы (на русском языке) 87
Список использованной литературы (на иностранном языке) 90
Примечания 94
На сегодняшний день, принято считать, что одна из основных функций фотографии - лишь показать изменения мира во времени, запечатлеть города, людей, быт - все то, что сосуществует рядом с человеком. На самом деле, современная фотография несет более глубокую смысловую и идейно-художественную нагрузку. Говоря словами специалиста «проблема анализа языка фотографии по-прежнему остается актуальной. Очевидная трудность заключается в невозможности прямой экстраполяции богатого лингвистического инструментария на аналитическое поле языка фотографии.» . Основной целью нашего исследования является изучение творчества современных фотографов Р. Гибсона (1939, США) и Д. Морияма (1938, Япония) и их взаимосвязи с авангардными и поставангардными тенденциями XX века. Для достижения поставленной цели будут решены ряд задач: во-первых, обнародование в российском искусствознании нового материала о творческой деятельности двух значительных авторов современнй художественной фотографии Р. Гибсона (1939, США) и Д. Морияма (1938, Япония). Во-вторых, выявление основных истоков их твоческого метода - авангарда (идеи Ман Рэя, Жака - Андре Буаффара, Билла Брандта) и «второго авангарда» (позиции А. Хичкока и Д. Линча); в-третьих, описание и попытка классификации основных произведений этих фотографов.
Сразу оговоримся с выбором данных представителей современной художественной сцены, поскольку правомерен вопрос о их представлении. Один автор - Ральф Гибсон живет и работает в США, Дайдо Морияма - проживает в Японии. Тем не менее, их объединяет один почти идентичный взгляд на действительность: «пропуск» реальности через себя, сюрреалистичность видения, подчеркнуть многозначность смыслов обыденных предметов. Они по сути являются носителями авторской фотографии, для которой характерно фрагментарность, высокая контрастность, абстрактность, композиционное разнообразие. Кроме того, они используют приемы авангардной и поставангардной тенденции XX века.
К анализу современной фотографии 1990-х, в частности творчества Р. Гибсона и Д. Морияма, обращаются ряд известных западных исследователей второй половины ХХ века, среди них Р.Арнхейм , К.Бажак , Ф.Вилем и другие авторы. Они фактически обобщили сведения о зарождении фотографии и ее развитии. Тем не менее, их работы не касаются в полной мере анализа затрагиваемого нами периода, а именно авторской фотографии 1990-х годов. Точки зрения российских исследователей, в частности В.И. Михайловича и В.Т. Стигнеева , С.Г.Пожарской во многом совпадают с позицией западноевропейских коллег. Одновременно знаковой и хрестоматийной становится позиция Ролана Барта , он находит сходства с восприятия живописных полотен. Нам хотелось бы развернуть эту позицию на примере авторской фотографии 1990-х годов.
Непосредственно истории фотографии посвящено исследование К. Бажак , «Дагер. Ньепс. Тальбот. 100 лет фотографии 1839-1939» и «История фотографии. С 1839 года до наших дней» . С другой позиции фотографию рассматривает место фотографии в системе коммуникации и общественных отношений В. Флюссер и С. Сонтаг . В своем исследовании автор рассматривает историю американской и европейской фотографии. Прослеживает путь ее развития от ремесленничества до высокого искусства.
Несмотря на исследования в данной теме, автору не удалось обнаружить специальных работ, в которых бы анализировалась в комплексе тема творческие поиски Р. Гибсона и Д. Морияма 1960-х-1990-х годов: на стыке авангардных и поставангардных тенденций.
Начнем с исследований о первом авторе - Д. Морияма. Более детально описывает творческий и жизненный путь фотохудожника Дайдо Морияма виртуальные журналы искусств , к примеру «Искусство Азии/Art Asia Pacific» в интервью с ним мы найдем рассмотрение художественных особенностей его работ и анализ его творческого пути.
В журнале «Purple Fashion Magazine» включен важный материал об отношении японского художника к фотографии, о его ранних этапах творчества в 1950-60е годы, в том числе об особенностях восприятия американских зрителей, посещающих его выставки на родине - в Японии, и, наконец, о взаимовлиянии западноевропейского и восточного фотоискусства.
Для раскрытия данной темы особенно ценным становятся ряд документальных фильмов о японском художнике Дайдо Морияма, хранящихся в архиве автора, среди них можно выделить некоторые «Почти весь Дайдо Морияма/Near Equal Moriyama Daido» (2001, Япония), «Дайдо Морияма: в фотографиях /Daido Moriyama: In Pictures» (2012, США), «Дайдо Морияма: могучая сила /Daido Moriyama: The Mighty Power» (2012, Япония).
Возможным источником для анализа произведений Дайдо служат популярные в мировой фотоиндустрии печатные издания (на английском языке), к примеру «Японский театр. Фотоальбом /Japan, A Photo Theater» (1968), «Прощай, фотография! /Bye Bye Photography» (1972), «Охотник /Hunter» (1972), «Свет и тень /Light and Shadow» (1982), «Собачье время /A Dog's Time» (1995), «Синдзюку /Shinjuku» (2002), «Морияма. Синдзюку. Араки /Moriyama. Shinjuku. Araki» (2005).
В российской и западной прессе фигура Ральфа Гибсона (США) освещена более полно, чем его предшественник. В основном группа источников включает печатные и видео-сюжеты либо с формой интервью либо обзорами выставок. В частности, в издании «Профессиональное искусство/Motion Art Pro» мы найдем новый фокус прочтения творчества Гибсона - синтез музыки и фотографии. Поскольку фотограф усложняет свой творческий метод, включая среду исполнение на музыкальном инструменте на фоне собственного слайд-шоу. Тем самым, создавая перфоманс. Со слов автора перфоманса, «я понял, что реальность является фотографией, как мелодия является музыкой...» . Другую сторону творчества Гибсона - силу монохромного цвета (так как используются в основном черно-белая печать) анализирует журналист Мусвик В. в интернет журнале .
Материал Л. Бармен и К. Мейер «Интервью с Ральфом Гибсоном» наиболее интересен для нашей работы, авторы рассказывают о технике съемки фотохудожника, о его мыслях во время работы. Так же в статье раскрыты особенности обработки фотографий и отбора работ для зрителей. В интервью дается информация о процессе создания фото книг. Более личная информация об авторе дает он сам в своей фотокниге «Обнаженная /Nude» . В ней рассказаны факты из детства, определившие его путь и стиль фотографии, а именно: о его знакомстве с режиссером А. Хичкоком, когда будущий фотограф впервые соприкоснулся с кино-процессом . Наиболее подробно пишут о творческом пути, начиная от стилистики фотографии до отношения Р. Гибсона к профессии другие авторы: Риди Конг , Джастин Берк , О. Иванова , Д. Галушка и многие другие.
В том числе о Ральфе Гибсоне снят небольшой документальный фильм , в котором автор рассказывает о работе ассистентом с фотографами, которые на него повлияли и о своей жизни в Нью - Йорке. Так же источником фоторабот рассматриваемого автора можно назвать наиболее известные фотокниги: «Сомнамбулист /Somnabulist» (1973), «Дежавю/ Deja-Vu» (1981), «Дни у моря/Days at sea» (1974), «Черная серия /Black series» (1980) и другие.
Также профессиональную оценку творчества автора дают фотографы Дж. Франциско и Ю. Руденя , и в том числе журналист Д. Завьялова в авторской статье «Ральф Гибсон - жизнь замечательных людей» .
К числу затрагиваемых нами источников важной составляющей будут являться специализированные сайты в сети Интернет , в частности большую ценность приносят как авторские сайты самих фотохудожников , так и сайты известных фотогалерей, базирующих в виртуальном и реальном пространствах - в Нью-Йорке , Токио и др. Для них характерно использование аналитических статей специалистов в области фотографии, в том числе и работ интересующих нас авторов - Д. Морияма и Р. Гибсона. Также важны при анализе творчества данных авторов новые формы интернет-ресурсов - блоги «Мысли о японской фотографии/Thoughts on Japanese photography» , «Фотоостров/ Photolsland» , специализированные информационные сайты «Time LightBox Magazine» (США), «Экспозиции Японии/Japan Exposures» (Япония), которые содержат ценные интервью и обзоры выставок Мориямо и Гибсона. Последним источником в данном корпусе будут представлять автобиографичные фильмы фотохудожников, расположенные в интернет- архивах «RuTracker» и личных архивах автора.
Нужно заметить, что большая часть информации предоставлена англоязычными источниками. Стоит обратить внимание, что перевод источников с английского языка был полностью осуществлен самостоятельно.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной автором литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность и новизна темы магистерской работы, степень изученности, определяются цель и задачи работы.
В первой главе «Особенности зарубежной фотографии 1960-х-1990-х годов Р. Гибсона и Д. Морияма» автор пытается проследить основные черты и признаки художественного процесса раннего периода, которого коснулись сферы фотографии. Данная глава содержит два подраздела. В первом подразделе «Авангард как предтеча идей современных фотографов: преемственность техник и образов» автор рассматривает новаторские фотографические приемы, которые были разработаны фотографами - авангардистами: Ман Рэем, Биллом Брандтом и Жаком-Андре Буаффаром. Также проводит аналогии с творчеством посредством анализа работ рассматриваемых нами фотографов. Во втором разделе «Приемы киноискусства в фотографии 1960-х-1990-х годов: взаимосвязь творческих поисков Р. Гибсона и Д. Морияма со «вторым авангардом» рассмотрены основные идеи киноискусства на примере творчества кинорежиссеров А. Хичкока и Д. Линча, которые используются в фотографии XX века. В этом подразделе также проведен анализ фоторабот Р. Гибсона и Д. Морияма на основе выявленных идей.
Во второй главе «Основные фотографические приемы Д. Морияма и Р. Гибсона: от экспериментов к рождению новых жанров» выявляются основные принципы фоторабот исследуемых фотографов: эксперимент с формой, композиционные приемы абстрактности и фрагментарности, и новые жанры. Автор использует обширный эмпирический материал для искусствоведческого анализа данных фотохудожников. Вторая глава включает в себя два подраздела «Ральф Гибсон и его визуальные аллюзии» и «Дайдо Морияма и его художественные образы», в которых ведется анализ творческих поисков Р. Гибсона и Д. Морияма, которые они проводили в период 1960-х-1990-х годов.
Также предпринимается попытка вписать их деятельность онкретного периода в культурно-исторический контекст эпохи XX века. Мы исследуем творчество фотографов в хронологическом ключе и анализируем их на основе классификации основных методов и качеств выявленных в предыдущих главах. В этой главе уделяется внимание культурно-историческому контексту, который также необходим.
В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы дипломной работы. В приложениях приводятся работы фотографов, которые автор использовал для анализа.
Фотография сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Фотограф словно летописец запечатлевает важные события, происходящие в мире. Но фотография это не только запись истории нашей жизни, но и вид искусства. Здесь также возможно создание разного рода манипуляций с работами, создания коллажей, особой обработки и прочего. Такая фотография называется художественной или авторской, она отражает стиль автора, так называемый, творческий почерк. Именно такой тип фотографии был исследован в данной работе. «Снимок не только предлагает любоваться вещами - их «отражения», кроме того, выражают еще мысли и чувства фотографа. Кадр обретает художественность, если произведен «перевод» объективно сущего в «разряды человеческих страстей». Такой снимок воздействует на зрителя своей поэтичностью» .
В нашем исследовании была поставлена цель выявить и проанализировать взаимосвязь авторской фотографии Р. Гибсона (1939, США) и Д. Морияма (1938, Япония) 1960-х- 1990-х годов с авангардными и поставангардными тенденциями в фотографии и киноискусстве XX века. Также изучить вклад, который исследуемые фотографы вложили в развитие мировой фотографиив целом.
В ходе работы нами были рассмотрены особенности и приемы авангардной фотографии, на примере творчества таких фотографов как Ман Рэй (1890— 1976), Билла Брандта (1904-1983), Жака - Андре Буаффара (1902-1961). В процессе изучения данного вопроса автор нашел взаимосвязь между творчеством фотографов - авангардистов и Р. Гибсона и Д. Морияма. Можно утверждать, что для создания художественного образа данные фотографы и исследуемые нами Р. Гибсон и Д. Морияма используют схожие методы, такие как фрагментация кадра, контрастность теней, гипертрофированность объекта, фотоколлаж, соляризация и работа с цветом и композицией. В частности метод работы Р. Гибсона схож с Б. Брандтом в изображении человеческого тела в кадре и в использовании высокой контрастности. Они использовали схожие принципы в жанре «ню», добиваясь схожести тела со скульптурой. А в передаче городского пространства Б. Брандт имеет общие черты с фотографом Д. Морияма, а именно в изображении почти «осязательного» духа городской жизни.
Мы проследили взаимосвязь 1960-х-1990-х годов и работ киноискусства 1920-х - 1960-х на примере творчества кинематографистов А. Хичкока (1899-1980, США, Великобритания) и Д. Линча (1946, США). Были выделены следующие схожие приемы в кадре А. Хичкока и фотографии Р. Гибсона: создание «таинственной» атмосферы и эмоционального настроя, также мотив света и тени с помощью, которого оба автора создают особое драматическое пространство, объем, облик и образ героя или предмета. Следующие схожие тенденции, которые были выявлены - создание «сюрреалистичного пространства» и мизансцены как у фотографов Р. Гибсона и Д. Морияма, так и у режиссеров 1960-х - 1970-х годов, а частности у Д. Линча. Было выяснено, что авторы с помощью схожих средств, таких как абстрактность изображения и особой передаче смыслов, создают сюрреалистичную картину для обращения к подсознанию зрителей.
При решении поставленной цели работы мы проанализировали периоды творчества и основные произведения авторов Р. Гибсона и Д. Морияма с учетом выявленных взаимосвязей с авангардными и поставангардными тенденциями XX века. В частности в работе были определены основные схожие визуальные приемы в творчестве М. Морияма и Р. Гибсона; а именно в эксперименте с формой, в разработке формальных признаков (композиции, цвета и т.д), и работе в различных жанрах. Как оказалось, исследуемых авторов объединяет спектр основных видов жанров художественной фотографии, в которых они работают - ню, стрит-фотографии и неклассического портрета. Проанализировав творчество авторов мы выяснили, что фотография обладает значительным арсеналом средств, с помощью которых создается художественный образ. В частности Р. Гибсон, опираясь на авангардное и поставангардное искусство фотографии и кино, создает новое экзистенциальное прочтение в своих работах. Используя новый метод для фотографа - издательство фотокниг, он создает концептуальную идею в прочтении своих работ - повествование истории. В ходе анализа автор выявил основные черты, присущие творчеству Р. Гибсона: минимализм в деталях, изображенных на фотографиях, абстрактное изображение объектов, использование крупного плана путем фрагментации снимка. Р. Гибсон создает мистическую атмосферу в своих работах путем использования игры светотени в черно-белом пространстве кадра для создания силуэтов, композиционных приемов, таких как мотив «одного глаза», «тень и свет», зернистость, высокий контраст и другие. Также в творчестве американского фотографа присутствует синтез музыки и изображений, который он применяет в позднем периоде 1990- х-2000-х годов своего творчества.
В творчестве Д. Морияма было выявлено влияние культурно-исторического контекста на его работы. В частности в раннем периоде 1960-х- 1970-х годов, он работал в жанре стрит-фотографии, запечатлев реалии японской жизни. Можно сказать, что фотография раннего периода японского автора своего рода служили выражением протеста. Он открыл новый признак фиксирования реальности: ситуация или момент или даже любой предмет становится реальным воспоминанием, при условии если фотограф запечатлел его на своей пленке. Для творческого метода японского фотохудожника характерна спонтанность съемки, высокая контрастность, размытость, расфокусированность изображения, также высокая контрастность, мотив «света и тени» и позиция автор - наблюдатель. Независимо от того, фотографирует ли Д. Морияма место, ситуацию, человека или атмосферу - главной темой фотографий становится эмоциональное составляющее фотографа.
Резюмируя, можно сказать, что исследуемые нами авторы вложили неоценимый вклад в мировую фотографию, благодаря чему она обрела новые качества для собственного становления. Фотография стала способной обогатить визуальный язык творчества, обладая новыми выразительными методами обработки фотографий и изображения окружающих нас реалий мира.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс,1974.
- 292 С.
2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: АСТ, Астрель, 2006.- 160 С.
3. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. - М.: Искусство Год, 1974. -280 С.
4. Головня А. Д. Мастерство кинооператора. - М.: Искусство, 1965. - 239 С.
5. Рёскин, Д. Лекции об искусстве. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. - 319 С.
6. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. - М.: Москва, 1989. - 90 С.
7. История фотографии. С 1839 года до наших дней. - М.: Арт-Родник, Taschen, 2010. - 792 С.
8. Лапин А.И. Фотография как... Учебное пособие. - М.: Изд-во. Московского университета, 2003. - 296 С.
9. Михалкович В. И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. - М.: Искусство, 1989. - 280 С.
10. Пожарская С. Г. Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии.- М,: Пента, 2001. - 336 С.
11. Ролан Б. Camera lucida. Комментарий к фотографии. - М.: Ад Маргинем, 1997. - 272 С.
12. Сонтаг Сьюзен. О фотографии. - М.: Ад Маргинем, 2013. - 272 С.
13. Тилеман Е., Гудроу Д. Фотография XX века. Музей Людвига в Кельне.
- М.: АСТ, Астрель, Taschen, 2009. - 192 С.
14. Трюффо. Ф. Кинематограф по Хичкоку. - M.: Эйзенштейн-центр, 1966. - 244 С.
15. Флюссер Вилем. За философию фотографии. - СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 148 С.
16. Дагер. Ньепс. Тальбот. Сто лет фотографии 1839-1939. // Сб. очерков о фотографии под ред. Евгенева С.В. - М.: Госкиноиздат, 1939. - 63 С.
17. Юткевич С., Каранович.А. Рождение мизансцены. // Сб. «Вопросы киноискусства».- М.: Искусство, 1955.- C. 235-236.
...
содержание магистерской диссертации – ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ ФОТОГРАФОВ Р. ГИБСОНА И Д. МОРИЯМА 1960-Х-1990-Х: НА СТЫКЕ АВАНГАРДНЫХ И ПОСТАВАНГАРДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
выдержки из магистерской диссертации - ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ ФОТОГРАФОВ Р. ГИБСОНА И Д. МОРИЯМА 1960-Х-1990-Х: НА СТЫКЕ АВАНГАРДНЫХ И ПОСТАВАНГАРДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ