ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Тренды развития электронной коммерции в рыночных бизнес-моделях
1.2 Динамика, особенности развития е-коммерции в России
1.3 Правовое регулирование использования электронных денег и электронных средств платежа
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СФЕРЫ ПЛАТЕЖНОГО СЕРВИСА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ НКО «ПРЕМИУМ» (ООО)
2.1 Организационно-экономическая характеристика, роль и функции оператора по переводу электронных денежных средств НКО «Премиум» (ООО) в рамках Системы Платёжного Сервиса «Те1еРау»
2.2 Платежный сервис как базовый элемент инфраструктуры электронной коммерции компании.
2.3 Особенности построения платежной инфраструктуры в условиях современного российского банковского рынка
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В СФЕРЕ ПЛАТЕЖНОГО СЕРВИСА
3.1 Проблемы и перспективы функционирования электронных денег в рыночных транзакциях российских компаний.
3.2 Предложения и рекомендации по развитию бизнес-процессов е-коммерции и средств платежа НКО «Премиум» (ООО)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования.
В конце XX века эволюция производственных процессов обрела новый устойчивый вектор - вектор цифровых технологий. Цифровые технологии (англ. Digital technology) основанные на представлении сигналов дискретными полосами аналоговых уровней, а не в виде непрерывного спектра, открыли человечеству безграничные возможности эры цифровой индустрии. В первом десятилетии XXI века цифровые продукты начали прорывную экспансию во все сферы человеческой жизни. Информационные технологии и глобальные сети (сети сетей) создали и постоянно модернизируют виртуальную надстройку к нашей реальности. Эта надстройка только начинает получать первичные очертания, но все мы включены в процесс её постоянной генерации, отрицать её существование бессмысленно.
Безусловно, Интернет проникает в общество неравномерно, есть еще труднодоступные географически районы и области, где люди представляют себе жизнь без социальных сетей, онлайн-чатов, и прочих более сложных вариантов коммуникации. Но это скорее исключение из правил. Но уже почти не осталось таких сфер жизнедеятельности человека, которые не являлись бы почвой для развития возможностей цифровой индустрии.
На основании тезисов и поручений президента Правительством РФ была разработана стратегия внедрения цифровых технологий в важнейшие отрасли государственного администрирования, обороны, государственной аналитики, статистики, учета, контроля. Цифровыми и электронными становятся документы граждан, документы на собственность, очереди для обращения в государственные органы, или записи в бюджетные учреждения, средства массовой информации, площадки для взаимодействия с операторами гос.услуг или услуг ЖКХ.
Предмет нашего исследования - электронная коммерция именно в сфере платежного сервиса - пожалуй, стал отправной точкой, важнейшим элементом развития перечисленных выше возможностей. Почему мы это утверждаем?
Несколько десятилетий глобальная сеть только наполнялась контентом, как полезным, так и бессмысленным, но наступил тот этап, когда появились первые способы монетизации информационных ресурсов. Появление такой возможности привлекло внимание бизнесменов по всему миру к Интернет, как площадке для инвестирования, продвижения и реализации своей продукции и услуг на мировой рынок.
Банковский безналичный сервис начала 2000-х гг. не мог удовлетворить растущие потребности онлайн-бизнеса, Он не был мобилен, был жестко регламентирован и ограничен временем работы банков и РКЦ. Необходимы были новые решения. Тогда электронная коммерция (или e-commerce) и начала бурное развитие собственных платежных инструментов, платежных сервисов, «заточенных» под требования нового глобально-информационного мира.
Электронная коммерция - это не только платежи и переводы, это всё, что касается покупки и продажи товаров и услуг через интернет. Это система, в рамках которой компании могут управлять своим бизнесом, привлекать дилеров, агентов и партнеров, рекламировать товары и услуги через глобальную сеть, принимать платежи, инвестировать, оформлять страховки, заключать сделки, и т.д.
Платёжный сервис мы рассматриваем как один из структурообразующих элементов этой системы. Именно этот сервис не только обеспечивает возможность обмена данными между участниками процесса, но и позволяет финализировать сделку путем передачи денежных средств от покупателя/потребителя услуги к продавцу/поставщику услуги.
В этой связи роль платежного сервиса в цифровой экономике можно определить как «артериальную», в силу важности выполняемой им функции - обеспечения своевременного и необременительного перевода денежных средств от одних экономических агентов к другим как одного из условий, необходимых для устойчивости хозяйственного оборота и экономического роста. В настоящее время одним из наиболее перспективных элементов в данной области являются электронные денежные средства и электронные средства платежа.
До момента принятия в России закона «о национальной платежной системе», фактически электронные деньги могла выпускать любая организация, которая создала свою систему, обеспечила относительную безопасность электронных кошельков пользователей, включила в систему сеть приема наличных денег (например, на основе агентского договора с сетью платежных терминалов), имела договоренность об обмене электронными деньгами с аналогичной действующей платежной системой и договоренности с продавцами, принимающими в качестве оплаты ее условные электронные единицы.
Эти простые условия стали причиной возникновения и развития многочисленных внутренних платежных систем различных сервисов, начиная от игровых и заканчивая социальными сетями. Но внутренние деньги позволяли оплачивать услуги только данного сервиса: приобретение «фишек» и бонусов в интернет-играх, оплату дополнительных возможностей в социальных сетях и т.п. В подобных внутренних платежных системах обналичивание электронных денег, как правило, не предусматривается. Не было особого смысла и в обеспечении высокого уровня безопасности таких электронных платежей...
Наука XXI века не может спрогнозировать предел развития цифровых информационных технологий. То, что представлялось фантастикой в конце прошлого века, стало обыденной реальностью нынешнего, то, что кажется немыслимым сегодня - будет воплощено в будущем. Благодаря всемирной сети и программным кодам, можно общаться с собеседниками, даже если они находятся на другом конце планеты. Они поймут друг друга, разговаривая на разных языках. Уже сейчас они могут обменяться не только словом, то есть звуком, но и визуальной информацией, видео-контентом. Технические возможности гаджетов в наших руках во многом превосходят наши потребности и знания о целевых возможностях использования данных инструментов. Те же самые постулаты можно применить к сфере использования электронных денег и электронных средств платежа.
И такой широкий философский взгляд на вопрос, лежащий, казалось бы, в плоскости экономики, вполне уместен. Благодаря процессам глобализации и информатизации отраслевые науки вынуждено сближаются. Современный подход к любой проблеме - это синергия знаний.
Электронная коммерция — это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей [59]. Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах.
Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета.
Правовой основой электронной коммерции являются нормативноправовые акты, обеспечивающие правовое регулирование электронных сделок в нашей стране. Для покупателя одним из главных преимуществ электронной коммерции является значительная экономия времени на получение информации о товаре, его выборе.
Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса. Перечислим их:
• расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки;
• доступность круглосуточно;
• автоматизация сбора маркетинговой информации с использованием CRM-систем (CRM, Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентами). Любой посетитель сайта оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т. д.), некий электронный «след». Эту информацию можно накапливать, анализировать, применять в коммерческих целях;
• снижение расходов на организацию и поддержку инфраструктуры, так как в этом случае нет необходимости в организации торговых залов, офисов;
• снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле, по сравнению со средствами массовой информации, к тому же Интернет предоставляет больше возможностей.
Электронные деньги и электронные средства платежа сумели успешно прижиться на российском рынке электронной коммерции. Взяв за основу проверенные в действии западные системы электронных денег, отечественные коммерсанты создали многочисленные аналоги. Развитию рынка помогло широкое распространение доступа в интернет и мобильной связи в России, а также осознание преимуществ этого способа расчетов.
Банк России, как и центральные банки других государств, настороженно относятся к развитию электронных денег. Опасения вызывает возможность неконтролируемой эмиссии. Хотя, с другой стороны, электронные деньги имеют много преимуществ, среди которых быстрота и удобство использования.
Основным препятствием для кредитных организаций в развитии высокотехнологичных инновационных проектов данной сферы являются:
• «Подвижность» норм законодательства и требований регулятора (электронная коммерция как новый вид хозяйственной деятельности субъектов экономики находится на стадии роста и становления. Её потенциал ещё не раскрыт полностью, и каждая новая функция, инициатива, возможность, должна быть учтена законом и подконтрольна государственным органам).
• Необходимость финансирования разработок, результатами которых теоретически могут воспользоваться конкуренты. Другая сторона той же проблемы, - банки не очень уверены в надежности поставщиков услуг (аутсорсеров).
Скорее всего, перечисленные проблемы развития электронных денег могут решиться либо долгим эволюционным путем, либо с помощью поддержки инфраструктурных проектов, инициатором которых является государство.
Кроме проблем безусловно существуют заманчивые перспективы. В настоящее время электронные деньги рассматриваются как допустимый субститут наличных денег для микроплатежей. Но по своим качествам электронные деньги способны частично заменить или полностью вытеснить наличные деньги при расчетах [71].
Сумму, которая может храниться в электронном кошельке, постоянно искусственно ограничивают. Причиной является то, что регуляторы не уверены в надежности и безопасности использования такого платежного инструмента. Риск существует как для пользователей, так и для кредитной организации. Кроме того, лимиты введены законодательно с целью предотвращения легализации и отмывания денежных средств, полученных преступным путём и финансирования терроризма. Интересы участников расчетов, действующих в рамках правового поля, совпали почти полностью. Для добропорядочных плательщиков уже становится нормой процедура упрощённой идентификации с целью увеличения лимита объёма транзакций и обеспечения возможности осуществления платежей в адрес физических лиц, компаний нерезидентов, либо государственных и некоммерческих организаций. Процедура полной идентификации электронного платежного средства пока не столь распространена ввиду того, что она требует личного присутствия клиента в офисе оператора ЭДС, либо на территории его представительства. Не каждая кредитная организация может позволить себе обеспечить шаговую доступность такого пункта проведения идентификации для клиентов. Решением может стать сотрудничество с представителями рынка ритейла (салоны мобильных операторов, пункты денежных переводов и т.д.), а также перспектива развития использования средств ЭЦП (электронной цифровой подписи) [37]...
1. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — Редакция от 05.05.2014
4. Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изм. и доп.).
5. Положение Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.).
6. Положение ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
7. Устав НКО «Премиум» (ООО)
8. Финансовая отчетность НКО «Премиум» (ООО)
9. Правила осуществления перевода электронных денежных средств НКО «Премиум» (ООО)
10. Альтернативный рынок банковских услуг / М. Кирьянов // Банковское дело. - 2012. - № 3. - С. 7-20.
11. Артемьев С. С. Математическое и статистическое моделирование в финансах / С. С. Артемьев, М. А. Якунин. - Новосибирск: ИВМиМГ СО РАН,
2011. -С. 173.
12. Банковское дело. Экспресс-курс: учеб. пособие / О. И. Лаврушин [и др.]. - 4-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - С. 348.
13. Бекирова С.З., Толстова А.З., Абушаева Н.М. Тенденции развития и факторы потребления в сетевом ритейле России // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 083-089.
14. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учеб. / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, 2011. - С. 422.
15. Воронина Л.А., Покуль В.О. Разработка маркетинговых инструментов в социальных медиа на основе изучения особенностей потребительского поведения // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 38-46...