Введение 3
Глава 1. Системно-языковое значение существительных с семантическим компонентом «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо» 11
1.1. Природа лексического значения 11
1.2. Структура лексического значения 16
1.3.1. Значение слова имидж по данным словарей 27
1.3.2. Значение слова репутация по данным словарей 35
1.3.3. Значение слова реноме по данным словарей 41
1.3.4. Значение слова имя по данным словарей 44
1.3.3. Значение слова слава по данным словарей 46
Выводы по главе 47
Глава 2. Коммуникативное значение существительных с семантическим компонентом «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо» 50
2.1. Слово имидж в Национальном корпусе русского языка 51
2.2. Слово репутация в Национальном корпусе русского языка 66
2.3. Слово реноме в Национальном корпусе русского языка 77
2.4. Слово имя в Национальном корпусе русского языка 86
2.5. Слово слава в Национальном корпусе русского языка 91
Выводы по главе 97
Заключение 101
Список словарей 104
Список литературы 107
«В языке отражается взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный: объективный мир членится говорящим с точки зрения его ценностного характера - добра и зла, пользы и вреда и тому подобное, и это вторичное членение, обусловленное социально - весьма сложным образом отражено в языковых структурах» [Арутюнова 1988: 45]. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий, одной стороной она обращена к мышлению человека, его когнитивной деятельности, другой к его практической деятельности, социальной и культурной реальности [Лаухина 2009: 113].
В современном информационном обществе в эпоху глобальной конкуренции чрезвычайно актуальными стали понятия репутация, доброе имя, слава, реноме, имидж, в семантику которых входит компонент «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо». Особенный интерес наблюдается к изучению имиджа. Об этом свидетельствуют его вхождение в понятийный аппарат различных наук: психологии, философии, социологии, экономики, политологии, культурологии и других; появление отдельной дисциплины, занимающейся данным феноменом, - имиджелогии; увеличение количества научно-популярных и научных публикаций, посвященных проблемам имиджа. Популярность исследований этого феномена обусловлена его «значением для профессиональной и личной успешности человека, его ролью в построении эффективных коммуникаций», его важностью для процессов самореализации [Блинова 2014: эл. ресурс]. Слово имидж является относительно недавним заимствованием и нередко фигурирует в одних контекстах со словами репутация, реноме, имя, слава.
Цель нашей работы - выявить, описать и сопоставить семантические признаки лексического значения слов имидж, репутация, реноме, имя, слава.
Задачи:
1. изучить литературу по семасиологии и коммуникативной лингвистике;
2. проанализировать значение слов по словарям;
3. осуществить семантический анализ слов на материале контекстов, найденных в Национальном корпусе русского языка (далее - НКРЯ).
Объектом нашего исследования являются лексемы имидж, репутация, реноме, имя, слава; предмет исследования - семантические и прагматические особенности этих лексем.
«Значение слова, как ни одна другая категория языка, являлось и является предметом постоянных дискуссий, ареной острой борьбы мнений, научных трактовок. Выяснению подлежит прежде всего онтологический статус лексического значения, а также коммуникативный аспект, учитывающий функционирование слова в языке и речи» [Михайлова 1998: 42].
Для начала отметим, что «процедура терминологического определения «значения» в высшей степени зависит от научного контекста, от того, в рамках какой науки оно определяется, какие критерии при этом считаются главными» [Маклакова 2013: 7]. «Языковое значение является предметом изучения многих наук: языкознания, логики, философии, психологии, семиотики и др. При этом каждая трактует его по-разному. Не одинаково подходят к изучению значения и в различных отраслях языкознания» [Васильев 1990: 67]. Однако, как неоднократно было отмечено лингвистами (Ахманова 2007; Васильев 1990; Комлев 2006; Левицкий 2012; Маклакова, Стернин 2013; Михайлова 1998 и др.), все многочисленные определения значения, предлагаемые учеными различных направлений, условно можно свести к нескольким основным: субстанциональный (отражательная семантика), реляционный, бихевиористский, функциональный.
Сторонники субстанционального подхода к значению понимают его как некоторую «идеальную субстанцию» [Левицкий 2012: 84], как «отображение предмета действительности в сознании, становящееся фактом языка вследствие установления постоянной и неразрывной его связи с определенным звучанием, в котором оно реализуется» [Ахманова 2007: 160-161]. В рамках реляционного подхода значение слова трактуют как некоторое отношение (знака к 4
предмету, к понятию, к условиям акта речи и его участникам, к сфере или ситуации его употребления, к другим языковым знакам и т. д.) [Васильев 1990: 67]. Последователями функционального подхода значение языкового знака рассматривается как функция, которую он выполняет в языке [Маклакова 2013: 13]. При бихевиористском подходе значение описывается и определяется в рамках понятий «стимул-реакция» [Левицкий 2012: 84]...
Проведенное исследование выполнено в рамках семасиологического и коммуникативного подходов к лексическому значению.
В ходе работы мы изучили литературу по семасиологии и коммуникативной лингвистике. На первом этапе нашего исследования мы проанализировали словарные дефиниции лексем имидж, репутация, реноме, имя, слава. На втором этапе осуществили семантический анализ слов имидж, репутация, реноме, имя, слава на материале контекстов, найденных в НКРЯ, сравнили частоту употребления лексем имидж, репутация, реноме. Итогом работы стало то, что мы выявили, описали и сопоставили семантические и прагматические особенности лексем имидж, репутация, реноме, имя, слава.
В ходе анализа словарных дефиниций лексем имидж, репутация, реноме, имя, слава у всех слов данного ряда мы выделили ЛСВ с КЛС ‘мнение’ и интегральные ДС ‘субъект мнения (наблюдатель)’, ‘объект мнения (обладатель)’, ‘аспект оценки’, ‘содержание оценки’, ‘способ создания’, ‘продолжительность существования’, ‘ценность’ для объекта.
Анализируя примеры из НКРЯ, мы выявили основные способы реализаций того или иного семантического компонента в высказывании.
Субъектом мнения (наблюдателем) у всех синонимов ряда выступает группа людей, общество. Реноме, репутация, имидж, слава как общая устоявшаяся оценка может формироваться широким и узким кругом лиц, как замкнутым, так и незамкнутым. Имя создается преимущественно большой незамкнутой группой лиц.
Объектом мнения (обладателем оценки) может быть одушевленный и неодушевленный предмет. Одушевленным носителям выступает как один человек, так и группа людей; репутация и слава также могут принадлежать животным. Имя как общая оценка, как правило, употребляется по отношению к людям. Все лексемы ряда могут принадлежать организации, государству, государственным структурам, органам власти, месту, пространству, продукту, товарному знаку, явлению, событию; репутация и слава также могут принадлежать растениям.
Аспектом оценивания выступают качества, присущие только носителю, отличающие его от других субъектов. Когда объектом оценки является человек, аспектом может выступать его внешний облик: внешность, речь, поведение, в том числе с точки зрения исполняемых социальных ролей, которые в свою очередь делятся на профессиональные, социально-демографические, общественно-политические, гендерные, - а также внутренние качества личности: морально-нравственные, интеллектуальные, эмоционально-волевые. У имиджа аспектом оценивания выступает преимущественно внешний облик, при этом имидж может не отражать реальных качеств объекта оценивания.
Оценки, обозначаемые лексемами имидж, имя, реноме, репутация чаще воспринимаются как созданные самим объектом оценивания, слава - как сформированная кем-то со стороны, людьми, оценивающими объект. В создании имиджа часто принимают участие специально обученные люди: имиджмейкеры, продюсеры, стилисты, пиарщики, консультанты, - а также используются специальные инструменты: СМИ, реклама, пиар. Поскольку в обществе ценятся хорошие качества, то и объект оценки будет стремиться создать положительное мнение на свой счет. Однако, учитывая то, что одной из основных целей создания имиджа является популяризация, реклама, его обладатель может стараться оказать любое эмоционально-психологическое воздействие, даже отрицательное.
Репутация, реноме, имя, имидж, слава как общее устоявшееся мнение непостоянно, оно существует на протяжении некоторого промежутка времени. Слава и реноме воспринимаются как наиболее стойкие оценки, имидж, имя, реноме - как более подвижные. Кроме того, оценки, обозначаемые лексемами имидж, реноме, репутация, поддаются изменениям, при этом наиболее полно, быстро и легко меняется имидж, чуть хуже репутация, и лишь небольшой коррекции поддается реноме. Контексты, указывающие на то, что имя или слава поддается изменениям, не встречаются.
Все синонимы ряда образуют глагольные сочетания, указывающие на то, что оценка представляет ценность для объекта. Слава и реноме реже остальных синонимов ряда встречается в подобных контекстах. У имени и репутации наблюдаются ассоциации с чем-то чистым, что нужно оберегать от пятен, так как замарать, запятнать свое имя / репутацию означает опозориться, приобрести отрицательное мнение на свой счет. Человек, обладающей такой «нечистой» репутацией / именем осуждается обществом.
Репутация, имидж свободно сочетаются как с определениями положительной, так и отрицательной оценки. Имя и реноме чаще встречаются в контекстах со значением положительной оценки, слава - отрицательной. При этом имя может встретиться в словосочетании с негативной окраской дутое имя, то есть значение которого преувеличено, незаслуженно. У репутации есть разговорный оттенок значения положительное, благоприятное мнение, у славы же напротив имеется разговорный, устаревший оттенок значения дурное мнение...
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - 4-е изд., стер. - Москва : КомКнига, 2007. - 576 с.
2. БАС - Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 12, Р / ред. тома В. П. Фелицына и И. Н. Шмелева. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1961. - 1676 с.
3. БТСРЯ - Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. -1536 с.
4. БТСРЯ - Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург: Норинт, 2014.
• Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts
5. Даль - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - Москва : Дрофа, 2011.
6. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.
7. МАС - Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой.
• 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Русский язык, 1981-1984.
8. НОССРЯ - Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. Ю. Д. Апресяна. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Школа «Языки славянской культуры», 2003. - 1488 с.
9. НСИС - Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. - 2-е изд., стер. - Москва : Азбуковник, 2003. - 784 с.
10. Павленков - Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1907. - 714 с.
11. Попов - Попов М. Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. - Москва : Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1911. - 466 с.
12. ПСИС - Популярный словарь иностранных слов / под ред. И. В. Нечаевой [Электронный ресурс] - Москва : Азбуковник, 2002. - Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=231
13. РСС - Русский семантический словарь : в 4 т. Т. 3 / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой - Москва : Азбуковник, 2003. - 629, [1] с.
14. Словарь ABBYY Lingvo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.lingvolive.com/ru-ru
15. СЛТБ - Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С. П. Белокурова - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - Режим доступа: http://literary_criticism.academic.ru...