Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ «СЛОЖИВШЕЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ МНЕНИЕ О КОМ-ЛИБО, ЧЕМ-ЛИБО»

Работа №101065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Системно-языковое значение существительных с семантическим компонентом «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо» 11
1.1. Природа лексического значения 11
1.2. Структура лексического значения 16
1.3.1. Значение слова имидж по данным словарей 27
1.3.2. Значение слова репутация по данным словарей 35
1.3.3. Значение слова реноме по данным словарей 41
1.3.4. Значение слова имя по данным словарей 44
1.3.3. Значение слова слава по данным словарей 46
Выводы по главе 47
Глава 2. Коммуникативное значение существительных с семантическим компонентом «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо» 50
2.1. Слово имидж в Национальном корпусе русского языка 51
2.2. Слово репутация в Национальном корпусе русского языка 66
2.3. Слово реноме в Национальном корпусе русского языка 77
2.4. Слово имя в Национальном корпусе русского языка 86
2.5. Слово слава в Национальном корпусе русского языка 91
Выводы по главе 97
Заключение 101
Список словарей 104
Список литературы 107

«В языке отражается взаимодействие действительности и человека в са­мых разных аспектах, одним из которых является оценочный: объективный мир членится говорящим с точки зрения его ценностного характера - добра и зла, пользы и вреда и тому подобное, и это вторичное членение, обусловлен­ное социально - весьма сложным образом отражено в языковых структурах» [Арутюнова 1988: 45]. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий, одной стороной она обращена к мышлению человека, его когни­тивной деятельности, другой к его практической деятельности, социальной и культурной реальности [Лаухина 2009: 113].
В современном информационном обществе в эпоху глобальной конку­ренции чрезвычайно актуальными стали понятия репутация, доброе имя, слава, реноме, имидж, в семантику которых входит компонент «сложившееся в обществе мнение о ком-либо, чем-либо». Особенный интерес наблюдается к изучению имиджа. Об этом свидетельствуют его вхождение в понятийный ап­парат различных наук: психологии, философии, социологии, экономики, по­литологии, культурологии и других; появление отдельной дисциплины, зани­мающейся данным феноменом, - имиджелогии; увеличение количества научно-популярных и научных публикаций, посвященных проблемам ими­джа. Популярность исследований этого феномена обусловлена его «значением для профессиональной и личной успешности человека, его ролью в построе­нии эффективных коммуникаций», его важностью для процессов самореали­зации [Блинова 2014: эл. ресурс]. Слово имидж является относительно недав­ним заимствованием и нередко фигурирует в одних контекстах со словами ре­путация, реноме, имя, слава.
Цель нашей работы - выявить, описать и сопоставить семантические признаки лексического значения слов имидж, репутация, реноме, имя, слава.
Задачи:
1. изучить литературу по семасиологии и коммуникативной лингвистике;
2. проанализировать значение слов по словарям;
3. осуществить семантический анализ слов на материале контекстов, найденных в Национальном корпусе русского языка (далее - НКРЯ).
Объектом нашего исследования являются лексемы имидж, репутация, реноме, имя, слава; предмет исследования - семантические и прагматические особенности этих лексем.
«Значение слова, как ни одна другая категория языка, являлось и явля­ется предметом постоянных дискуссий, ареной острой борьбы мнений, науч­ных трактовок. Выяснению подлежит прежде всего онтологический статус лексического значения, а также коммуникативный аспект, учитывающий функционирование слова в языке и речи» [Михайлова 1998: 42].
Для начала отметим, что «процедура терминологического определения «значения» в высшей степени зависит от научного контекста, от того, в рамках какой науки оно определяется, какие критерии при этом считаются главными» [Маклакова 2013: 7]. «Языковое значение является предметом изучения мно­гих наук: языкознания, логики, философии, психологии, семиотики и др. При этом каждая трактует его по-разному. Не одинаково подходят к изучению зна­чения и в различных отраслях языкознания» [Васильев 1990: 67]. Однако, как неоднократно было отмечено лингвистами (Ахманова 2007; Васильев 1990; Комлев 2006; Левицкий 2012; Маклакова, Стернин 2013; Михайлова 1998 и др.), все многочисленные определения значения, предлагаемые учеными раз­личных направлений, условно можно свести к нескольким основным: субстан­циональный (отражательная семантика), реляционный, бихевиористский, функциональный.
Сторонники субстанционального подхода к значению понимают его как некоторую «идеальную субстанцию» [Левицкий 2012: 84], как «отображение предмета действительности в сознании, становящееся фактом языка вслед­ствие установления постоянной и неразрывной его связи с определенным зву­чанием, в котором оно реализуется» [Ахманова 2007: 160-161]. В рамках реля­ционного подхода значение слова трактуют как некоторое отношение (знака к 4
предмету, к понятию, к условиям акта речи и его участникам, к сфере или си­туации его употребления, к другим языковым знакам и т. д.) [Васильев 1990: 67]. Последователями функционального подхода значение языкового знака рассматривается как функция, которую он выполняет в языке [Маклакова 2013: 13]. При бихевиористском подходе значение описывается и определя­ется в рамках понятий «стимул-реакция» [Левицкий 2012: 84]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование выполнено в рамках семасиологического и коммуникативного подходов к лексическому значению.
В ходе работы мы изучили литературу по семасиологии и коммуника­тивной лингвистике. На первом этапе нашего исследования мы проанализиро­вали словарные дефиниции лексем имидж, репутация, реноме, имя, слава. На втором этапе осуществили семантический анализ слов имидж, репутация, ре­номе, имя, слава на материале контекстов, найденных в НКРЯ, сравнили ча­стоту употребления лексем имидж, репутация, реноме. Итогом работы стало то, что мы выявили, описали и сопоставили семантические и прагматические особенности лексем имидж, репутация, реноме, имя, слава.
В ходе анализа словарных дефиниций лексем имидж, репутация, ре­номе, имя, слава у всех слов данного ряда мы выделили ЛСВ с КЛС ‘мнение’ и интегральные ДС ‘субъект мнения (наблюдатель)’, ‘объект мнения (облада­тель)’, ‘аспект оценки’, ‘содержание оценки’, ‘способ создания’, ‘продолжи­тельность существования’, ‘ценность’ для объекта.
Анализируя примеры из НКРЯ, мы выявили основные способы реализа­ций того или иного семантического компонента в высказывании.
Субъектом мнения (наблюдателем) у всех синонимов ряда выступает группа людей, общество. Реноме, репутация, имидж, слава как общая устояв­шаяся оценка может формироваться широким и узким кругом лиц, как замкну­тым, так и незамкнутым. Имя создается преимущественно большой незамкну­той группой лиц.
Объектом мнения (обладателем оценки) может быть одушевленный и неодушевленный предмет. Одушевленным носителям выступает как один че­ловек, так и группа людей; репутация и слава также могут принадлежать жи­вотным. Имя как общая оценка, как правило, употребляется по отношению к людям. Все лексемы ряда могут принадлежать организации, государству, гос­ударственным структурам, органам власти, месту, пространству, продукту, товарному знаку, явлению, событию; репутация и слава также могут принад­лежать растениям.
Аспектом оценивания выступают качества, присущие только носителю, отличающие его от других субъектов. Когда объектом оценки является чело­век, аспектом может выступать его внешний облик: внешность, речь, поведе­ние, в том числе с точки зрения исполняемых социальных ролей, которые в свою очередь делятся на профессиональные, социально-демографические, об­щественно-политические, гендерные, - а также внутренние качества личности: морально-нравственные, интеллектуальные, эмоционально-волевые. У ими­джа аспектом оценивания выступает преимущественно внешний облик, при этом имидж может не отражать реальных качеств объекта оценивания.
Оценки, обозначаемые лексемами имидж, имя, реноме, репутация чаще воспринимаются как созданные самим объектом оценивания, слава - как сформированная кем-то со стороны, людьми, оценивающими объект. В созда­нии имиджа часто принимают участие специально обученные люди: имидж­мейкеры, продюсеры, стилисты, пиарщики, консультанты, - а также исполь­зуются специальные инструменты: СМИ, реклама, пиар. Поскольку в обще­стве ценятся хорошие качества, то и объект оценки будет стремиться создать положительное мнение на свой счет. Однако, учитывая то, что одной из основ­ных целей создания имиджа является популяризация, реклама, его обладатель может стараться оказать любое эмоционально-психологическое воздействие, даже отрицательное.
Репутация, реноме, имя, имидж, слава как общее устоявшееся мнение непостоянно, оно существует на протяжении некоторого промежутка времени. Слава и реноме воспринимаются как наиболее стойкие оценки, имидж, имя, реноме - как более подвижные. Кроме того, оценки, обозначаемые лексемами имидж, реноме, репутация, поддаются изменениям, при этом наиболее полно, быстро и легко меняется имидж, чуть хуже репутация, и лишь небольшой кор­рекции поддается реноме. Контексты, указывающие на то, что имя или слава поддается изменениям, не встречаются.
Все синонимы ряда образуют глагольные сочетания, указывающие на то, что оценка представляет ценность для объекта. Слава и реноме реже остальных синонимов ряда встречается в подобных контекстах. У имени и ре­путации наблюдаются ассоциации с чем-то чистым, что нужно оберегать от пятен, так как замарать, запятнать свое имя / репутацию означает опозо­риться, приобрести отрицательное мнение на свой счет. Человек, обладающей такой «нечистой» репутацией / именем осуждается обществом.
Репутация, имидж свободно сочетаются как с определениями положи­тельной, так и отрицательной оценки. Имя и реноме чаще встречаются в кон­текстах со значением положительной оценки, слава - отрицательной. При этом имя может встретиться в словосочетании с негативной окраской дутое имя, то есть значение которого преувеличено, незаслуженно. У репутации есть разговорный оттенок значения положительное, благоприятное мнение, у славы же напротив имеется разговорный, устаревший оттенок значения дурное мнение...


1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахма­нова - 4-е изд., стер. - Москва : КомКнига, 2007. - 576 с.
2. БАС - Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 12, Р / ред. тома В. П. Фелицына и И. Н. Шмелева. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1961. - 1676 с.
3. БТСРЯ - Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. -1536 с.
4. БТСРЯ - Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург: Норинт, 2014.
• Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts
5. Даль - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - Москва : Дрофа, 2011.
6. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.
7. МАС - Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой.
• 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Русский язык, 1981-1984.
8. НОССРЯ - Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. Ю. Д. Апресяна. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Школа «Языки славянской культуры», 2003. - 1488 с.
9. НСИС - Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. - 2-е изд., стер. - Москва : Аз­буковник, 2003. - 784 с.
10. Павленков - Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эр­лих, 1907. - 714 с.
11. Попов - Попов М. Словарь иностранных слов, вошедших в упо­требление в русском языке. - Москва : Типография Товарищества И. Д. Сы­тина, 1911. - 466 с.
12. ПСИС - Популярный словарь иностранных слов / под ред. И. В. Нечаевой [Электронный ресурс] - Москва : Азбуковник, 2002. - Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=231
13. РСС - Русский семантический словарь : в 4 т. Т. 3 / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой - Москва : Азбуковник, 2003. - 629, [1] с.
14. Словарь ABBYY Lingvo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.lingvolive.com/ru-ru
15. СЛТБ - Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С. П. Белокурова - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - Режим доступа: http://literary_criticism.academic.ru...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ