Исследование особенностей завистливой личности в рамках межличностных отношений
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЗАВИСТЬ», «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ», «КОНФЛИКТ», «АГРЕССИЯ» И «АГРЕССИВНОСТЬ» 7
1.1. Зависть как социально-психологический феномен 7
1.1.1. Зарубежные и отечественные концепции зависти 7
1.1.2. Классификации зависти 11
1.1.3. Механизмы формирования зависти 14
1.1.4. Функции зависти 17
1.2. Теоретические анализ мотивации достижения 20
1.2.1. Понятие мотивации достижения в зарубежной и отечественной
психологии 20
1.2.2. Риск и мотивация достижения 31
1.3. Теоретический анализ понятия «конфликт» 33
1.3.1. Подходы к исследованию конфликтов 33
1.3.2. Классификации конфликтов 35
1.3.3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации 39
1.4. Теоретические аспекты исследования агрессии и агрессивности 41
1.4.1. Понятия «агрессия» и «агрессивность» 41
1.4.2. Концепции агрессивности 43
1.4.3. Виды агрессии 46
Выводы по теоретической главе 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ В РАМКАХ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 51
2.1. Программа эмпирического исследования 51
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 55
Выводы по эмпирической главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЗАВИСТЬ», «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ», «КОНФЛИКТ», «АГРЕССИЯ» И «АГРЕССИВНОСТЬ» 7
1.1. Зависть как социально-психологический феномен 7
1.1.1. Зарубежные и отечественные концепции зависти 7
1.1.2. Классификации зависти 11
1.1.3. Механизмы формирования зависти 14
1.1.4. Функции зависти 17
1.2. Теоретические анализ мотивации достижения 20
1.2.1. Понятие мотивации достижения в зарубежной и отечественной
психологии 20
1.2.2. Риск и мотивация достижения 31
1.3. Теоретический анализ понятия «конфликт» 33
1.3.1. Подходы к исследованию конфликтов 33
1.3.2. Классификации конфликтов 35
1.3.3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации 39
1.4. Теоретические аспекты исследования агрессии и агрессивности 41
1.4.1. Понятия «агрессия» и «агрессивность» 41
1.4.2. Концепции агрессивности 43
1.4.3. Виды агрессии 46
Выводы по теоретической главе 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ В РАМКАХ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 51
2.1. Программа эмпирического исследования 51
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 55
Выводы по эмпирической главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Глобальные изменения, которые произошли на рубеже XX-XXI веков стали причиной расслоения общества, привели к постоянному соперничеству. Практически каждый человек стремится соответствовать заданной модели успешного человека, которая транслируется через средства массовой информации. Однако возможности и ресурсы личности ограничены, что неизбежно приводит к зарождению зависти.
Интерес к феномену зависти появился еще в древние времена и продолжает порождать множество споров среди современных исследователей. Среди многочисленных трудов сложно выявить однозначное определение зависти: одни авторы считают ее эмоцией (Аристостель [34], Р. Декарт [26], И. Кант [37] и т.д.), другие - личностной чертой (А.А. Дьяченко, М.И. Кандыбович) [28], третьи рассматривают ее в рамках отношений (В.Н. Мясищев [48], Т.В. Бескова [8]). Но большинство исследователей сходятся во мнении, что зависть является негативным, разрушительным явлением, как для самой личности, так и для ее отношений в коллективе.
Однако наиболее спорным вопросом является стимулирующая роль зависти. Сторонники стимулирующей функции зависти (Е.В. Гончарова [20], В.А. Гусова [23]) утверждают, что она способна подталкивать человека к высоким результатам, порождая дух соперничества. Таким образом, завистник, сравнивая себя с более успешным человеком, старается достичь такого же успеха, чтобы не казаться хуже. Но способна ли зависть подталкивать к рискованным поступкам, чтобы достичь желаемого? На данный момент можно отметить недостаток эмпирических исследований в современной психологии личности, которые бы раскрывали особенности мотивационной сферы завистника.
Поскольку большинство исследователей настаивают на том, что зависть разрушительна, мы допустили, что и стремление завистника к высоким результатам будет негативно отражаться на его отношениях с окружающими. Это может проявляться в повышенной агрессивности и враждебности и в отстаивании своих интересов в ущерб другим.
Мы также предположили, что в связи с амбивалентностью данного психологического феномена не исключено, что завистники могут испытывать мотивационный конфликт: завистник может отчаянно желать добиться успеха, но с другой стороны его негативное самоотношение может стать для него серьезным препятствием.
Актуальность исследования зависти заключается в ее деструктивной природе. Зависть является распространенной проблемой, часто приводит к разногласиям и вызывает негативные эмоции. Чтобы взять под контроль ее влияние на личность, необходимо тщательно изучить особенности ее проявления.
В работе были использованы следующие методики: «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой, «Тест мотивации на успех» и «Тест мотивации избегания неудач» Т. Элерса, «Готовность к риску» А.М. Шуберта, «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса и А. Дарки.
Эмпирическую базу исследования составили 121 студент психологического факультета Уральского Федерального университета в возрасте от 17 до 26 лет.
Объект: зависть как психологический феномен.
Предмет: особенности мотивационной сферы завистника в рамках межличностных отношений.
Цель: выявление особенностей стремления к успеху завистника во взаимосвязи с показателями соперничества, агрессивности и враждебности в зависимости от вида зависти.
Гипотезы:
1. Для завистников характерен мотивационный конфликт, а также склонность к рискованному поведению;
2. Зависть выражается в соперничестве, демонстрации агрессивного и враждебного поведения;
3. Стремление к успеху завистника также выражается в соперничестве, высоких показателях агрессивности и враждебности;
4. Особенности агрессивности/враждебности и поведения в конфликте при стремлении к успеху завистливых и независтливых студентов различаются.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по интересующим нас понятиям: зависть, агрессивность, конфликт, мотивация достижения;
2. Выявить взаимосвязи зависти со стратегиями поведения в конфликте и показателями агрессивности/враждебности;
3. Выявить взаимосвязи между показателями мотивационной направленности и готовности к риску со стратегиями поведения в конфликте и показателями агрессивности/враждебности у завистливых студентов в зависимости от вида зависти;
4. Сравнить результаты корреляционного анализа завистливых и независтливых студентов.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных знаний о зависти, ее функциях и проявлениях в рамках межличностных отношений.
Практическая значимость: результаты нашего исследования будут полезны для психологов в коррекционной и психотерапевтической работе с клиентами, страдающими от зависти, педагогов, а также для исследователей в дальнейшем изучении феномена зависти.
Интерес к феномену зависти появился еще в древние времена и продолжает порождать множество споров среди современных исследователей. Среди многочисленных трудов сложно выявить однозначное определение зависти: одни авторы считают ее эмоцией (Аристостель [34], Р. Декарт [26], И. Кант [37] и т.д.), другие - личностной чертой (А.А. Дьяченко, М.И. Кандыбович) [28], третьи рассматривают ее в рамках отношений (В.Н. Мясищев [48], Т.В. Бескова [8]). Но большинство исследователей сходятся во мнении, что зависть является негативным, разрушительным явлением, как для самой личности, так и для ее отношений в коллективе.
Однако наиболее спорным вопросом является стимулирующая роль зависти. Сторонники стимулирующей функции зависти (Е.В. Гончарова [20], В.А. Гусова [23]) утверждают, что она способна подталкивать человека к высоким результатам, порождая дух соперничества. Таким образом, завистник, сравнивая себя с более успешным человеком, старается достичь такого же успеха, чтобы не казаться хуже. Но способна ли зависть подталкивать к рискованным поступкам, чтобы достичь желаемого? На данный момент можно отметить недостаток эмпирических исследований в современной психологии личности, которые бы раскрывали особенности мотивационной сферы завистника.
Поскольку большинство исследователей настаивают на том, что зависть разрушительна, мы допустили, что и стремление завистника к высоким результатам будет негативно отражаться на его отношениях с окружающими. Это может проявляться в повышенной агрессивности и враждебности и в отстаивании своих интересов в ущерб другим.
Мы также предположили, что в связи с амбивалентностью данного психологического феномена не исключено, что завистники могут испытывать мотивационный конфликт: завистник может отчаянно желать добиться успеха, но с другой стороны его негативное самоотношение может стать для него серьезным препятствием.
Актуальность исследования зависти заключается в ее деструктивной природе. Зависть является распространенной проблемой, часто приводит к разногласиям и вызывает негативные эмоции. Чтобы взять под контроль ее влияние на личность, необходимо тщательно изучить особенности ее проявления.
В работе были использованы следующие методики: «Методика исследования завистливости личности» Т.В. Бесковой, «Тест мотивации на успех» и «Тест мотивации избегания неудач» Т. Элерса, «Готовность к риску» А.М. Шуберта, «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса и А. Дарки.
Эмпирическую базу исследования составили 121 студент психологического факультета Уральского Федерального университета в возрасте от 17 до 26 лет.
Объект: зависть как психологический феномен.
Предмет: особенности мотивационной сферы завистника в рамках межличностных отношений.
Цель: выявление особенностей стремления к успеху завистника во взаимосвязи с показателями соперничества, агрессивности и враждебности в зависимости от вида зависти.
Гипотезы:
1. Для завистников характерен мотивационный конфликт, а также склонность к рискованному поведению;
2. Зависть выражается в соперничестве, демонстрации агрессивного и враждебного поведения;
3. Стремление к успеху завистника также выражается в соперничестве, высоких показателях агрессивности и враждебности;
4. Особенности агрессивности/враждебности и поведения в конфликте при стремлении к успеху завистливых и независтливых студентов различаются.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по интересующим нас понятиям: зависть, агрессивность, конфликт, мотивация достижения;
2. Выявить взаимосвязи зависти со стратегиями поведения в конфликте и показателями агрессивности/враждебности;
3. Выявить взаимосвязи между показателями мотивационной направленности и готовности к риску со стратегиями поведения в конфликте и показателями агрессивности/враждебности у завистливых студентов в зависимости от вида зависти;
4. Сравнить результаты корреляционного анализа завистливых и независтливых студентов.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных знаний о зависти, ее функциях и проявлениях в рамках межличностных отношений.
Практическая значимость: результаты нашего исследования будут полезны для психологов в коррекционной и психотерапевтической работе с клиентами, страдающими от зависти, педагогов, а также для исследователей в дальнейшем изучении феномена зависти.
Теоретический анализ зависти показал, что большинство авторов считают ее деструктивным явлением, которое порождает конфликты и негативные эмоции. Однако некоторые авторы присваивают зависти стимулирующую функцию, которая заключается в побуждении к высоким результатам и соперничеству. В основу нашего эмпирического исследования легло предположение о том, что стремление завистника к успеху будет отрицательно сказываться на межличностных отношениях: в поведении завистника будут проявляться агрессивные и враждебные реакции, а в конфликтной ситуации он будет удовлетворять исключительно свои интересы. Также была выдвинута гипотеза о том, что завистник испытывает мотивационный конфликт, т.к. с одной стороны он может стремиться достичь успеха любыми способами, но с другой стороны он может испытывать страх неудачи, т.к. он сомневается в своих силах.
В нашей работе мы придерживались концепции зависти Т.В. Бесковой. Автор определяет зависть как негативное отношение к другому человеку, который, по мнению субъекта, более успешен в значимой сфере. Она характеризуется переживанием негативных эмоций, заниженной самооценкой и желанием устранить превосходство другого. В зависимости от проявляемых эмоций и особенностей поведения Т.В. Бескова выделяет зависть-неприязнь и зависть-уныние.
Теоретический анализ агрессии и агрессивности показал, что агрессия - это поведение с целью причинения вреда другому лицу, которое старается избежать нападения, а агрессивность - черта личности, проявляющаяся в склонности к агрессивному поведению или выражение злости. Враждебность определяется как реакция индивида, которая способствует развитию негативных чувств и оценок других людей или событий.
Под конфликтом понимается борьба в результате противоречий в намерениях или интересах. Соперничество является одной из стратегий 73
поведения в конфликте и заключается в направленности на себя и свои желания в ущерб другой стороне.
Были рассмотрены такие понятия, как мотивация достижения и мотивация избегания неудач. Мотивация достижения понимается как стремление к успеху и высоким результатам деятельности, к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации своего потенциала. Она выражается в упорной и настойчивой работе и в активном преодолении трудностей. Мотивация избегания неудач выражается в стремлении избежать ошибок, потерь и наказаний. Она характеризуется безынициативностью, пассивностью и неадекватной оценкой своих способностей. При уравнивании данных мотивационных тенденций субъект переживает мотивационный конфликт как внутреннее страдание. Риск определяется как действие в условиях неопределенности, результатом которого может быть неблагоприятный исход.
Во второй главе мы выявили специфику агрессивности/враждебности завистника и его конфликтного поведения, а также особенности его стремления к успеху во взаимосвязи с негативными проявлениями в межличностных отношениях, учитывая виды зависти. Полученные результаты мы сравнили с выборкой независтливых студентов. Нами были сделаны следующие выводы.
Для студентов-завистников в большей степени свойственно переживание чувства обиды и несправедливости, демонстрирование вспыльчивости и недоверия к людям в отличие от независтливых студентов. Также студент-завистник может проявлять признаки зависти-неприязни и зависти-уныния одновременно.
Зависть-неприязнь и зависть-уныние практически не различаются в проявлении агрессивности и враждебности. Только субъекты зависти -уныния демонстрируют переживание чувства вины, благодаря чему предпринимают пассивные попытки нивелировать чужой успех и не вступают в конфликт.
мотивационном конфликте не подтвердилась: мотивация достижения и мотивация избегания неудач не связаны друг с другом и их соотношение может быть разным. Мотивационный конфликт может проявляться на уровне отдельно взятой личности, как у завистливых, так и независтливых студентов.
Значимых корреляций между показателями зависти, мотивации достижения и соперничества нами не обнаружено Отсутствие связи зависти со стремлением к успеху и к отстаиванию своих интересов в ущерб другим связано с желанием завистника отобрать предмет зависти, а не достичь его самому. Также завистник не склонен к рискованным поступкам ради достижения желаемого.
Стремление к успеху завистника не выражается в соперничестве: субъекты зависти-неприязни, ориентируясь на высокие результаты, принимают решение, которое будет удовлетворять все стороны конфликта, но будут проявлять агрессию в вербальной форме. Соперничать с другими завистник будет, только если он не боится неблагоприятных последствий и готов пойти на риск.
Независтливые студенты, нацеленные на успех, могут уверенно отстаивать свою позицию в ущерб другим, т.к. они не обременены негативным самоотношением, как завистники. Если они не боятся негативных последствий, то проявляют агрессию в физической форме.
Выявленные в нашем исследовании особенности поведения завистников в межличностных отношениях могут быть полезны в консультативной работе с клиентами - завистниками, в работе педагогов с такими студентами, а также самим завистникам для формирования представлений о причинах своих переживаний и поведения.
В нашей работе мы придерживались концепции зависти Т.В. Бесковой. Автор определяет зависть как негативное отношение к другому человеку, который, по мнению субъекта, более успешен в значимой сфере. Она характеризуется переживанием негативных эмоций, заниженной самооценкой и желанием устранить превосходство другого. В зависимости от проявляемых эмоций и особенностей поведения Т.В. Бескова выделяет зависть-неприязнь и зависть-уныние.
Теоретический анализ агрессии и агрессивности показал, что агрессия - это поведение с целью причинения вреда другому лицу, которое старается избежать нападения, а агрессивность - черта личности, проявляющаяся в склонности к агрессивному поведению или выражение злости. Враждебность определяется как реакция индивида, которая способствует развитию негативных чувств и оценок других людей или событий.
Под конфликтом понимается борьба в результате противоречий в намерениях или интересах. Соперничество является одной из стратегий 73
поведения в конфликте и заключается в направленности на себя и свои желания в ущерб другой стороне.
Были рассмотрены такие понятия, как мотивация достижения и мотивация избегания неудач. Мотивация достижения понимается как стремление к успеху и высоким результатам деятельности, к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации своего потенциала. Она выражается в упорной и настойчивой работе и в активном преодолении трудностей. Мотивация избегания неудач выражается в стремлении избежать ошибок, потерь и наказаний. Она характеризуется безынициативностью, пассивностью и неадекватной оценкой своих способностей. При уравнивании данных мотивационных тенденций субъект переживает мотивационный конфликт как внутреннее страдание. Риск определяется как действие в условиях неопределенности, результатом которого может быть неблагоприятный исход.
Во второй главе мы выявили специфику агрессивности/враждебности завистника и его конфликтного поведения, а также особенности его стремления к успеху во взаимосвязи с негативными проявлениями в межличностных отношениях, учитывая виды зависти. Полученные результаты мы сравнили с выборкой независтливых студентов. Нами были сделаны следующие выводы.
Для студентов-завистников в большей степени свойственно переживание чувства обиды и несправедливости, демонстрирование вспыльчивости и недоверия к людям в отличие от независтливых студентов. Также студент-завистник может проявлять признаки зависти-неприязни и зависти-уныния одновременно.
Зависть-неприязнь и зависть-уныние практически не различаются в проявлении агрессивности и враждебности. Только субъекты зависти -уныния демонстрируют переживание чувства вины, благодаря чему предпринимают пассивные попытки нивелировать чужой успех и не вступают в конфликт.
мотивационном конфликте не подтвердилась: мотивация достижения и мотивация избегания неудач не связаны друг с другом и их соотношение может быть разным. Мотивационный конфликт может проявляться на уровне отдельно взятой личности, как у завистливых, так и независтливых студентов.
Значимых корреляций между показателями зависти, мотивации достижения и соперничества нами не обнаружено Отсутствие связи зависти со стремлением к успеху и к отстаиванию своих интересов в ущерб другим связано с желанием завистника отобрать предмет зависти, а не достичь его самому. Также завистник не склонен к рискованным поступкам ради достижения желаемого.
Стремление к успеху завистника не выражается в соперничестве: субъекты зависти-неприязни, ориентируясь на высокие результаты, принимают решение, которое будет удовлетворять все стороны конфликта, но будут проявлять агрессию в вербальной форме. Соперничать с другими завистник будет, только если он не боится неблагоприятных последствий и готов пойти на риск.
Независтливые студенты, нацеленные на успех, могут уверенно отстаивать свою позицию в ущерб другим, т.к. они не обременены негативным самоотношением, как завистники. Если они не боятся негативных последствий, то проявляют агрессию в физической форме.
Выявленные в нашем исследовании особенности поведения завистников в межличностных отношениях могут быть полезны в консультативной работе с клиентами - завистниками, в работе педагогов с такими студентами, а также самим завистникам для формирования представлений о причинах своих переживаний и поведения.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2013 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ КАК НАРЦИССИЧЕСКОГО ПАТТЕРНА С УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - Связь счастья с нравственными нормами-запретами и добродетелями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



