Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе СПО 7
1.1. Электронные образовательные ресурсы: типология, классификация 7
1.2. Электронный образовательный ресурс - современное дидактическое
средство обучения 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Проектирование электронного обучения в колледже 29
2.1. Особенности проектирования образовательного процесса с применением ЭОР 29
2.1. Электронный образовательный ресурс дисциплины «Химия» 40
Выводы по второй главе 55
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение А 70
Приложение Б 80
Приложение В 85
Приложение Г
Современный процесс развития образования характеризуется не только полномасштабной информатизацией, которая требует обоснование методики и практики проектирования и реализации научно-методических материалов, направленных на использование информационных и коммуникационных технологий при реализации требований ФГОС.
Информатизация является в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании. В этой связи актуальным является поиск методического обеспечения, способствующего организации образовательной и профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.
Дидактические возможности современных информационно-коммуникационных технологий, по мнению ряда исследователей (Ваграменко Я.А., Латышев В.Л., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Тарабрин O.A. и др.), способствуют интенсификации и совершенствованию учебного процесса. Особое значение приобретают электронно-образовательные ресурсы в качестве учебных, методических, организационных, информационных, справочных и т.п. средств ИКТ. Такие средства позволяют преподавателю в условиях реального образовательного процесса формировать методическое обеспечение реализуемых дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Роберт И.В., Лавина H.A., Мартиросян Л.П., Тихонов А.Н. и др. определяют электронный образовательный ресурс как электронные издания, имеющие образовательное назначение, включающие в себя научно-педагогические, учебно-методические материалы, или электронные средства, реализующие дидактические возможности.
Методическое обеспечение образовательного процесса, в состав которого включен электронный образовательный ресурс, представлено материалами, имеющими научно-педагогическое, учебное, методическое, организационно-инструктивное, нормативно-регламентирующее, информационно-справочное, контролирующее назначение.
Составляющие методического обеспечения образовательного процесса используются на всех этапах (знакомство с новым учебным материалом, реализация учебного процесса, контроль результативности обучения) и в различных формах учебных занятий (лекции, практические, лабораторные и.т.д.); а также самостоятельной работе обучающихся.
Аксянов И.М., Козлов O.A., Мухаметзянова Г.В. и др, проанализировав состав, структуру и содержание методического обеспечения образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, обосновали необходимость его развитие для всех учебных дисциплин, и особо выделили общепрофессиональные и специальные дисциплины.
Содержание методической литературы для среднего профессионального образования не отвечает в полной мере требованиям реализации образовательного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, электронные издания и средства образовательного назначения, которые уже созданы, не ориентированы на учебные дисциплины среднего профессионального образования.
Реализация дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов ограничивается, поскольку преподаватели системы среднего профессионального образования разрабатывают их самостоятельно, на свое усмотрение, эпизодически (Аксянов И.М., Андреев A.A., Богомолова О.Б. и др.).
Белкин A.C., Зимняя И.А., Киричек К.А., Костыгина В.В., Лавровская О.Б. и др. определяют компетентность преподавателя среднего профессионального образования в области создания и использования электронно-образовательных ресурсов в составе методического обеспечения как систему знаний, умений и. опыта деятельности при реализации дидактических возможностей ЭОР и владение методами сбора, поиска, обработки и хранения информации в процессе создания ЭОР.
Таким образом, в современных условиях широкого спектра специальностей среднего профессионального образования, по которым ведется подготовка специалистов в колледжах, и отсутствия электронных образовательных ресурсов по широкому спектру учебных дисциплин необходимо обучать преподавателей создавать электронно-образовательные ресурсы в составе методического обеспечения, развивая профессиональную компетентность в этой области.
Проблема исследования обусловлена требованиям в области создания и использования преподавателями СПО электронных образовательных ресурсов учебных дисциплин в составе информационно-методического обеспечения образовательного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические подходы к разработке и использованию электронных образовательных ресурсов в составе методического обеспечения образовательного процесса СПО.
Объект исследования: образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования.
Предмет исследования - методические подходы к разработке электронного образовательного ресурса в составе методического обеспечения образовательного процесса учреждения СПО
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние разработки и использования методического обеспечения, включающего информационно-коммуникационные технологии, в учреждениях среднего профессионального образования.
2. Обосновать и сформулировать требования к разработке электронного образовательного ресурса для учебных дисциплин учреждений СПО.
3. Обосновать организационно-педагогические условия использования электронного образовательного ресурса в образовательном процессе учреждения СПО.
4. Разработать методические рекомендации по ОУД Химия
Методологическими ориентирами выпускной квалификационной работы явились:
• теории педагогики и психологии (Давыдов В.В., Леднев B.C., Лернер И.Я., Никандров Н.Д., Фельдштейн Д.И. и др);
• теории и методики образования взрослых (Марон А.Е., Мухаметзянова Г.В., Сластенина В.А. и др).;
• применение автоматизированных систем управления в образовании (Данилгак С.Г., Дараган А.Д., Павлов A.A., Романенко Ю.А., Сердюков В.И. и др).
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, проведение занятий, опытно-поисковая работа, анализ результатов.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждение Свердловской области "Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж" г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы и сформулированы основные подходы к проектированию ЭОР в составе методического обеспечения образовательного процесса; обоснованы организационно-педагогические условия реализации ЭОР.
Практическая значимость исследования: описаны состав, структура ЭОР, разработаны методические рекомендации по реализации электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе, разработан ЭОР по дисциплине «Химия».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 53 источников и 4 приложений.
Важной задачей современной системы образования СПО является создание информационно-образовательной среды, которая позволяет осуществлять оперативные изменения в образовательном процессе, учитывать потребности реальной педагогической практики.
В первую очередь преобразования касаются системы методического обеспечения образовательного процесса СПО, которая способствует повышению результативности качества образовательного процесса. В этом случае методическое обеспечение образовательного процесса СПО находится в ситуации развития и преобразований.
Анализ современного состояния научно-методических исследований в области информатизации образовательного процесса в системе СПО показал, что вопросы организации образовательного процесса с помощью средств ИКТ, способствующих достижению целей и требований ФГОС, дополнительной мотивации и индивидуализации обучения действительно актуальны.
Анализ возможностей ЭОР (автоматизация процессов информационного взаимодействия, информационно-методическое обеспечение, визуализация учебной информации,) позволил педагогически обосновать его реализацию в образовательном процессе.
Теоретически обоснованы и сформулированы принципы формирования ЭОР:
• принцип организации контроля и коррекции учебной деятельности обучающимися с помощью средств программной среды;
• принцип обеспечения вариативности содержания учебного материала при изучении дисциплины с помощью ЭОР;
• принцип модульной структуры ЭОР и ее адекватности дифференцированной системе задач учебного материала;
• принцип непрерывности и полноты освоения содержания образования дисциплины с помощью ЭОР;
• принцип информационного взаимодействия в системе «преподаватель- обучающийся» при использовании ЭОР.
В результате проведенной работы определены структурные м содержательные компоненты электронно-образовательного ресурса. Выявлено, что ЭОР может представлять собой совокупность информационно-практических, контролирующих материалов, способствующих освоению учебной дисциплины. Предложена структурная схема ЭОР.
В состав ЭОР могут быть включены: информационные блоки, коммуникационные средства, средства, позволяющие осуществлять поиск учебной информации, средства управления для редактирования учебно- методического содержания, критерии оценивания уровней освоения дисциплины, средства контроля учебной деятельности обучающихся.
Обоснована необходимость разработки педагогического и технического сценариев ЭОР, следования его структуре.
В ходе исследования выявлено, что важной частью деятельности преподавателя является обеспечение мотивационной готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в рамках ЭОР.
Кроме того, важной частью работы преподавателя является постановка цели образовательной деятельности; работа с информационными и практико-ориентированными ресурсами, контролирующими материалами; осуществление информационного взаимодействия между обучающимися и ЭОР; обучающимися и преподавателем, обеспечение управлением настройками программных сред, использования средств информационно-образовательной среды для поэтапной работы обучающихся.
В ходе разработки методических рекомендаций была определена специфика деятельности преподавателя колледжа при проектировании педагогического и технического сценариев ЭОР.
Представлена структура учебно-методического материала по дисциплине «Химия» в виде тематических модулей.
Было выявлено, что ЭОР может включать средства контроля и самоконтроля статистической обработки результатов учебной деятельности; средства коррекции образовательной деятельности, автоматизацию диагностики ошибок, формирование отчетов о результатах достижения целей образовательной деятельности.
Нами были разработаны план-проспект электронного образовательного ресурса по ОУД.07 «Химия» для специальности 02.08.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», план распределения учебного времени для дисциплины лекций, практических занятий, контрольных мероприятий, методические рекомендации для преподавателей колледжа по разработке ЭОР.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, все задачи решены. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в методическом обеспечении образовательного процесса системы СПО.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф.
Абдеев [электронный ресурс] URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000892/index.shtml (дата
обращения 28.04.2020)
2. Андреев А.А. Основы открытого образования /Отв. ред. В.И. Солдаткин. // Российский государственный институт открытого образования.
- М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.
3. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [электронный ресурс] 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка. - Омск, 2006. URL: http://www.omsu.ru/conference/stat.php (дата обращения: 24.04.20)
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев.
- М.: Педагогика, 1989. - 558 c.
5. Бабенко К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических факультетов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Б. Бабенко. - Одесса, 1982. - 20 с.
6. Бабичев, Ю.Е. Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы / Ю.Е. Бабичев, В.Л. Петров // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 26 - 41.
7. Белл Д., Грядущее индустриальное общество: Опыт социального прогнозирования /Даниел Белл, В.Л. Иноземцев. - М.: Academia, 1999. -783 с.
8. Беляева А.В. Управление самостоятельной работой студентов / А.В. Беляева // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 105-109.
9. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования / Я.А. Ваграменко // Системы и средства информатики. - 1996. - вып. 8 - с. 27-38.
10. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) / Я.А. Ваграменко, С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. -1997. - № 3. - с. 67-84.
11. Винник В.К. Теоретические основы организации
самостоятельной работы студентов в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (Дата
обращения: 4.05.2020)
12. Волик О.Н., Сулейманова Е. А. Состав и структура методического
обеспечения информационно-средового подхода к модернизации
профессионального образования / О.Н Волик, Е.А. Сулейманова // Образовательные технологии и общество. — 2012. — №4. — с.409-419.
13. Габриелян О. С. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумова [Электронный ресурс] URL: https: //firo.ranepa. ru/files/docs/spo/obsh_obr_podg/programmi/12_chemistry.pdf (дата обращения: 1.03.2020)
14. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
15. ГОСТ Р 55751-2013. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики».
16. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-pedagogicheskogo-proektirovaniya-lichnostno-orientirovannykh-elektronn(Дата обращения 22.02.2020)
17. Дудина И.П. Технологии проектирования электронных образовательных ресурсов /И.П. Дудина. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-proektirovaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov(дата обращения: 25.02.2020)
18. Евсеев А.И., Савкин А.Н., Евсикова Ю.В. Разработка электронных
образовательных ресурсов. Психолого-дидактические вопросы
познавательной (учебной) деятельности: методическое пособие / А.И. Евсеев, А.Н. Савкин, Ю.В. Евсикова. - Издательство МЭИ, 2009 г - 116 с.
19. Ибрагимова Jl. А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена / Л.А. Ибрагимова, И.Е. Скобелева // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 16-20.
20. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия
разработки и применения сетевых курсов в учебном процесс (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): дис. ... канд. пед. Наук 13.00.08. / О.А. Ильченко // Центр креативной педагогики Московской
государственной технологической академии. - М., 2002г - 193 с.
21. Информационно-образовательная среда [Электронный ресурс]
URL: https://www.sites.google.com/site/itprofmagistr/lekcii/informacionno-
obrazovatelnaa-sreda (дата обращения: 7.03.2020)
22. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: науч.-метод. материалы/ Федер. агентство по образованию, ГОУВПО «Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена» — СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 31с.
23. Капилина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие результат в системе НПО/СПО / С.Е. Капилина //Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — С.111-114.
24. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/ Г. М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. -744 с.
25. Кутузов А.В. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема / А.В. Кутузов // [Электронный ресурс] URL: https:ZZeyberleninka.ru/artieleZn/optimizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 21.02.2020)
26. Лапенок М.В, Макеева В.В, Формирование индивидуальной
траектории обучения в информационно-образовательной среде школы Z М.В.Лапенюк // [Электронный ресурс] URL:
https:ZZeyberleninka.ru/artieleZn/formirovanie-individualnoy-traektorii-obueheniya-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede-shkoly (дата обращения: 20.03.2020)
27. Лапенюк М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / М.В. Лапенюк. — М., 2014. — 43 с.
28. Лапшина С.Н., Романовская Е.М., Вишнякова А.Ю. Актуальность
применения электронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании / С.Н. Лапшина, Е.М. Романовская, А.Ю. Вишнякова ZZ EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе : материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). —
Екатеринбург: УрФУ, 2017. — C. 92-97.
29. Макеева В.В Формирование индивидуальной траектории изучения физики в информационно-образовательной среде: автореф. дис. . кандидата наук: 13.00.02 / В.В. Макеева; Екатеринбург, 2017. [Электронный ресурс]:https:ZZwww.dissereat.eom/eontentZformirovanie-individualnoi-traektorii-izueheniya-fiziki-v-informatsionno-obrazovatelnoi-sred (дата обращения: 31.05.2020)
30. Методические инструкции по разработке электронных образовательных ресурсов. ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». - Екатеринбург: УрФУ, - 2011. - 343 с.
31. Можаева Г. В. Как подготовить мультимедиа курс? метод. пособие для преподавателей / Г.В. Можаева, И.В. Тубалова; под ред. В. П. Демкина. - Томск: ТГУ, 2002. - 41.
32. Насс Оксана Викторовна Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов (на базе адаптивных инструментальных комплексов): автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / О.В.Насс; Москва, 2013г. [Электронный ресурс]: URL: https://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodicheskie-osnovaniya-formirovaniya-kompetentnosti-prepodavatelei-v-oblasti-soz (дата обращения: 26.04.2020)
33. Первезенцева Э.А Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов и его использование для самостоятельной информационной учебной деятельности: автореф. дис. . педагогических наук: 13.00.02 /Э.А. Первезенцева; - Москва, 2013. - 19 с.
34. Первезенцева Э.А. Классификация практических заданий для электронного образовательного ресурса на основе регулятивного подхода / Э.А.Первезенцева // Информационные технологии в образовании: материалы международной конференции, г.Москва, 14-16 ноября 2010 [Электронный ресурс]: URL: http://msk.ito.edu.ru/2010/section/68/1505/index.html (дата обращения: 6.05.2020)
35. Первезенцева Э.А. Эффективность, структура и содержание
электронного образовательного ресурса «Основы менеджмента» / Э.А. Первезенцеа. [Электронный ресурс]: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-struktura-i-soderzhanie-elektronnogo-obrazovatelnogo-resursa-osnovy-menedzhmenta (дата обращения: 20.05.2020)
36. Пескова Е.С. Повышение эффективности профессиональной
подготовки бакалавров технических университетов на основе применения электронно-образовательных ресурсов: дис. . кандидата педагогических
наук: 13.00.08 /Е.С.Пескова; Томск - 2015. - 193 с.
37. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов : учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
38. Политика применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина // Екатеринбург. - УрФУ. - 2013. - 362 с.
39. Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Версия 2 // Екатеринбург: УрФУ. - 2015. - 267 с.
40. Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ. [Электронный ресурс] - URL: http://study.urfu.ru/(дата обращения: 4.05.2020).
41. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы / Д.Е. Прокудин; Интернет-проект «Философская антропология», 2006. - 531 с.
42. Разработка, экспертиза и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Документированная процедура. Версия 2. // Екатеринбург, УрФУ. - 2013. - 472 с.
43. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
44. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие / Гречухина Т.И., Меренков, А.В., Куньщиков С.В., Вороткова С.В., Усачева А.В. [Электронный ресурс]: URL: http://hdl.handle.net/10995/40679 (дата обращения: 15.05.2020)
45. Самостоятельная работа студентов: метод. рекомендации к организации самостоятельной работы студентов направления подготовки 050700 «Психолого-педагогическое образование» / О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2011. - 71 с.
46. Тоффлер Э. Третья цивилизационная волна /Университет
социологии SOCIO Sity. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sociocity.ru/scitys-274-1.html(дата обращения: 21.04.2020)
47. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 320 с.
48. Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества: монография / В. А. Трайнев. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 256 с.
49. Учебный план образовательной программы среднего
профессионального образования (базовая подготовка) Государственного автономного профессионального образовательного учреждения свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» по специальности среднего профессионального образования 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. [Электронный ресурс]: URL:
https://adk.uralschool.ru/upload/scadk_new/files/2f/17/2f1714cc0c614e4dffaffe6572b370ca.pdf (дата обращения: 03.05.2020)
50. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, укрупненная группа специальностей - Техника и технологии строительства, Профиль профессионального образования - технический, Приказ Минобрнауки России от 11 января 2018 г. №25
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 (принят 29.12.2012, действующая редакция).
52. Центр новых образовательных технологий УрФУ. [Электронный ресурс] - URL: http://media.ls.urfu.ru/cet/(дата обращения: 04.05.2020)
53. Шахмаев Н.М. Технические средства обучения: к изучению дисциплины /Н.М. Шахмаев. -М.: Знание, 1975. - 290 с.