Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии развития soft-skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ)

Работа №101024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление персоналом

Объем работы126
Год сдачи2020
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы технологии развития мягких навыков (soft skills) 10
1.1 Понятие "технологии" 10
1.2 Понятие "soft skills" 16
1.3 Soft skills - как будущее персонала предприятий в век цифровизации 21
1.4 Методология развития soft skills 25
1.5 Технологии развития soft skills у будущих специалистов на этапе
профессионального обучения в университете в общественной работ 32
1.6 Влияние организационной культуры вуза на формирование soft skills 38
1.7 Опыт применения технологий в развитии soft skills 42
2 Исследование технологий развития soft skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ) 47
2.1 Характеристика УрФУ 47
2.2 Характеристика студентов УрФУ 52
2.3 Характеристика общественных организаций УрФУ. Качественный и количественный состав участников 53
2.4 Анализ технологий развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ 59
2.5 Организация и методы исследования технологий развития soft skills 62
2.6 Результаты исследования: сравнительный анализ сформированности soft skills у студентов вовлеченных и не вовлечённых в общественную работу 66
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологий развития soft skills у будущих специалистов 89
3.1 Рекомендации по совершенствованию технологий развития soft
skills в общественных организациях УрФУ 89
3.2 Программа формирования soft skills у участников студенческих отрядов 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

Актуальность исследования "мягких навыков" обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития, характеризующегося динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на способности молодого специалиста. В числе ключевых возможностей и работодателями, и будущими специалистами рассматриваются не когнитивные, мягкие навыки, которые не могут заменить в условиях цифровизации никакие умные роботы и потому их востребованность остро актуализируется.
Ядром проблемы представленного исследования является неумение молодых специалистов применять полученные в ВУЗе профессиональные компетенции на практике. Исследования последнего десятилетия показывают, что для молодого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции, но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как правило, целенаправленно лишь частично входит в учебные программы вузов.
Последние исследования рынка труда показывают, что интерес работодателей к "мягким навыкам" усиливается, 93 % предпринимателей из 16 европейских стран сочли их в той же степени важными, что и профессиональные знания и умения. Это объясняется изменением самой экономики - индустриальное общество все больше ориентируется на услуги и информационные технологии. По мнению Элеоноры Дюваль, французского специалиста в области коммуникаций, рабочие навыки со временем устаревают, а вот soft skills актуальны всегда. "Успех бизнесмена на 15 % зависит от его профессионализма и на 85 % - от умения общаться с людьми", - полагает Дюваль [4].
Экономист Андрей Белоусов считает развитие гибких навыков одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны. Политтехнолог Пётр Щедровицкий также отметил возрастающую роль сквозных компетенций - способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу [35].
Исследование проблем "мягких" навыков часто проводилось в сравнении с "твердыми" навыками Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др. Все исследователи так или иначе распределяли навыки на две группы: hard skills и soft skills и отмечали особенную значимость soft skills. С одной стороны, для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют "твердыми" навыками. Но, с другой стороны, мягкие навыки позволяют добиваться более высокой оплаты и успешного карьерного роста [50].
Перечень и определения soft skills представлены в трудах Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др
Повышение уровня конкурентоспособности выпускников возможно при организации их участия в общественных организациях, что в значительной степени оказывает влияние на формирование soft skills и качеств личности студентов - будущих специалистов и делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с этим актуальным и востребованным сегодня является вопрос изучения потенциала общественных организаций в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Развитию soft skills способствует активное участие в общественной жизни. Подготовка совместных с другими студентами проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Молодые люди учатся организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, вы-ступать на публике, совершенствуют коммуникативные навыки и учатся брать на себя ответственность за принятые решения. Все эти навыки помогают в будущем выстроить успешную карьеру.
Объект исследования: мягкие навыки (soft skills)
Предмет исследования: технологии развития soft skills у студентов УрФУ
Цель - выявление основных технологий, направленных на целенаправленное развитие soft skills у будущих специалистов на примере участников общественных организаций УрФУ, и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Изучить основные теоретические подходы к технологиям развития мягких навыков.
2. Раскрыть содержание понятия "soft skills".
3. Изучить методологию, технологии и практику развития мягких компетенций у студентов в общественной работе.
4. Исследовать используемые педагогические технологии развития soft skills и текущий уровень развития soft skills у студентов УрФУ.
5. На основании теоретико-методологического анализа и практического исследования поставленной проблемы, разработать рекомендации и создать программу развития soft skills для студентов УрФУ, как будущих специалистов.
Гипотеза исследования: Использование структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивает более высокий уровень их развития.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: само понятие педагогической технологии(Г.К. Селевко, М.В. Кларин), сущность понятия soft skills (О.В. Баринова, О. Абашкина, Е. Гайдученко, А. Марушев, В. Давидова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, О. Сосницкая, В.Шипилов), методы организации формирования и развития навыков (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, Б.Е. Райков, А.Н. Склерянко, В. Шипилов), технологии развития soft skills у будущих специалистов в общественной деятельности (Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, О.Я. Андрос, Пешкова В.П., Л.В. Альмяшева), применение технологий проектной деятельности (А.И.Чучалина), технологии развития soft skills через внеучебную деятельность (М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян, С.Н. Бацуновым, А.И. Далибожко).
В работе использовались общие и частные методы исследования: анализ, обобщение, классификация фактов научной литературы и практического исследования, а также методы количественной и качественной оценки и обработки ин-формации, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя реферат, задание, введение, три главы основного текста, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проделанной теоретико-эмпирической работы были выполнены поставленные задачи. Исследование теоретических основ технологий развития soft skills выявило: основные критерии и слагаемые педагогической технологии, ее компоненты, самые практикуемые технологии развития soft skills в учебной и внеучебной деятельности, содержание понятия "soft skills", методологии и технологии развития мягких навыков у студентов в общественной работе. Также выяснено, что участие студентов в общественной работе является эффективным способом развития soft skills.
В результате практического исследования, проводимого в Уральском федеральном университете, на студентах, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях, было установлено, что обучение в университете предоставляет широкие возможности во внеучебной и учебной деятельности, создает все условия для развития заинтересованных в обучении и развитии студентов. В процессе практического исследования технологий развития soft skills все общественные организации УрФУ были классифицированы по типу деятельности, установлено, что в них активно применяются такие педагогические технологии как: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология создания предметно-развивающей среды и традиционные технологии.
Для проведения представленного исследования были выбраны такие методы, как анкетирование, интервьюирование и контент-анализ. Анкетирование было разработано автором исследования и помогло понять значимость soft skills для самих студентов. Результаты исследования выявили текущий уровень развития soft skills у студентов, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях в зависимости от курса обучения. Обращая внимания на активную цифровизацию университета, установлено, что большинство студентов не против информационно-коммуникационных технологий в обучении. По результатам интервью были выявлены самые применяемы технологии развития soft skills. По результатам контент-анализа мероприятий, проводимых Штабом СО УрФУ отмечены самые применяемы технологии для развития мягких навыков.
На основе исследования технологий развития мягких навыков в общественных организациях УрФУ дан ряд рекомендаций по усовершенствованию педагогических технологий, а также для движения студенческие отряды сформирована программа развития soft skills. Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип создания системы применения разных технологий для развития у студентов soft skills.
Гипотеза исследования получила подтверждение, благодаря использованию структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивается более высокий уровень их развития.



1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
2. Альмяшева Л.В. Социализация молодежи посредством студенческих объединений // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск. - 2013. - С. 141-143.
3. Андрос, О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов): дис. на соис. учен. степ. канд. псих. наук / О.Я. Андрос. - Пермь, 1994. 261 с.
4. Баликоев, В. З. Управление персоналом - Москва: Омега- Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 732 с
5. Богданова Р.У. Студенческое самоуправление: инновационный подход // Вестник герценовского университета. - 2007. №1 (39). - С. 35-39.
6. Бордовский Г.А. Концептуальные Основы Воспитания Студентов В Герценовском Университете // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2003. - С. 7-16.
7. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М., 1994.
8. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А. Вяткин. - Пермь: ПГПУ, 2000. 179 с.
9. Гаврилова И.А. Студенческий строительный отряд как социальная модель трудового коллектива. Вестник Чувашского университета, М., 2011. С. 257-258.
10. Гагаринская Г.П. и др. Компетентностный подход: пути реализации: Монография / ГОУ ВПО "СамГУ"; ГОУ ВПО "СамГТУ"; "БГУИР"; НОУ ВПО "ПИБ". Самара: Универс групп, 2008. 258 с
11. Далибожко А., Герман М., Краковецкая И. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Известия Дальневосточного- федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 1. С. 57-74.
12. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство ВУЗа как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента//”Мад1з1ег Dixit” - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. Иркутск, 2012.
13. Ивонина А.И, Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М., Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников, Интернет-журнал "Науковедение", 2017
14. Карпенко, Е.З. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.-№ 8. - С.69-75.
15. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103-113.
16. Осипова Г.В. Российская социологическая энциклопедия. - М.: изд- во Ювентус, 2010. - 348 с
17. Патлина А. С., Попова Е. Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 94-103.
18. Певзнер В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2005. - 182 с.
19. Савенкова Т. И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Аудит и финансовый анализ. 2007. N 1. С. 407 - 414.
20. Сергеева Д.В., Симакова Т.Н. Студенческое сообщество личностного роста как способ развития "Мягких навыков"// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27).
21. Сластенин В. А. и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
22. Сотникова С. И., Маслов Е. В., Глазырин С. Ю. Управление конкурентоспособностью персонала: Монография. Новосибирск: НГУЭУ, 2006. 302 с.
23. Стеклова О.Е. Организационная культура а: учебное пособие / О. Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.
24. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: НИИОП, 199
25. Форд М. Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без ро- ботов/М.Форд.- Альпина "Диджител", 2015. 261 с.
26. Чучалин А. И. и др. Опыт формирования профессиональных и универсальных компетенций выпускников инженерных программ в зарубежных вузах // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 105-115.
27. Шипилов В. Мини-книга. Навыковый коктейль. Soft-skills and Business Administration, 2015. 14-15 с.
28. Щукин, М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: автореф. дис. на соис. учен. степ. докт. психол. наук / М.Р. Щукин. - Новосибирск, 1994.
29. Яркова, Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - № 4. - Том 2. - С. 222-234.
30. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] / Т. Ананьева. - Режим доступа: http ://www.tananyeva.com/single-post/
31. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://novainfo.ru/article/1935.
32. Возможности развития и совершенствования ss студентов.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-
cle/n/vozmozhnosti-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-softskills-studentov/viewer
33. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://l-a-b-a.com/lecture/show/99.
34. Гончарова А.В. Создание условий для реализации компетентностного подхода в обучении и развитии персонала // Human progress. - 2018. - Том 4, № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://progress-
human.com/images/2018/Tom4_4/Goncharova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
35. Гибкие навыки. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навыки
36. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http ://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
37. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills - в чем разница? [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://hr-portal.ru/arti-cle/obuchenie-hardskills-i-soft-skills-v-chyom-raznica.
38. Кавджарадзе М.Г. Решение проблемы кадрового голода в РФ.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/press-
center/blogs/34194/.
39. Канардов И. Soft skills и Hard skills - в чем разница? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-
%E2%80%93 -vchem-raznica.
40. Лукьянов, Ф. Твёрдые и мягкие навыки. [Электронный ресурс] / Ф. Лукьянов. - Режим доступа:https://delovoymir.biz/2013/02/19/tverdye-i-myagkie-navyki.html.
41. Пешкова В. П. Социально-Педагогические Функции Студенческой
Корпоративной Культуры // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 2. - С. 73-73. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-
pedagogy.ru/ru/article/view?id=362
42. Пономарева, О.Я. Выбор технологий развития soft skills специалистами в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / О.Я. Пономарева, М.Н. Горкун, А.С. Козлова. - Режим доступа: http://inper.academy/wp-
content/uploads/2019/05/DSEME-2018_Conference-Proceedings.pdf
43. Пономарева О.Я. Значимость soft skills на этапе профессионального
обучения в вузе [Электронный ресурс] / О.Я. Пономарева, А.С. Козлова, Д.Д. Мезенцева - Режим доступа:
http://scienceph.ru/f/science_and_world_no_7_71July_vol_ii.pdf
44. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному
языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-
nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
45. Раицкая, Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов
российских университетов в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/soft-skills-v-predstavlenii-prepodavateley-i-studentov-rossiyskih-universitetov-v-kontekste-mirovogo-opyta.
46. Сайт Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина [Электрон. ресурс]. Режим доступа:www.urfu.ru/(дата обращения 11.05.2020)
47. Скляренко А.Н. Технология формирования компетенций в процессе реализации учебной программы дисциплины [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-kompetentsiy-v-protsesse-realizatsii-uchebnoy-programmy-distsipliny
48. Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm.
49. Составляющие педагогической технологии. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://studopedia.net/10_15711_sostavlyayushchie-
pedagogicheskoy-tehnologii.html
50. Татаурщикова, Д. Soft Skills. [Электронный ресурс] / Д. Татаурщикова. - Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/
51. Теоретические основы мотивации труда персонала. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:https://studbooks.net/1392658/menedzhment/teoretiches-kie_osnovy_ motivatsii_truda_personala
52. Glukhov V.V., Ponomareva O.Y. Effect of transformations of russian society on forming of value orientation of today youth (On an example of SverdlovskayaRegion)//Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. V. 6, l. 1. P.88-95.
53. Ng'ambi, D., Bozalek, V., Editorial: Massive open online courses (MOOCs): Disrupting teaching and learning practices in higher education, BJET Brit-ish Journal of Educational Technologi, Volume 46, Issue 3, 2015, Pages 451-454, [Электрон. ресурс]. Режим доступа:https://doi.org/10.1111/bjet.12281


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ