Технологии развития soft-skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ)
|
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы технологии развития мягких навыков (soft skills) 10
1.1 Понятие "технологии" 10
1.2 Понятие "soft skills" 16
1.3 Soft skills - как будущее персонала предприятий в век цифровизации 21
1.4 Методология развития soft skills 25
1.5 Технологии развития soft skills у будущих специалистов на этапе
профессионального обучения в университете в общественной работ 32
1.6 Влияние организационной культуры вуза на формирование soft skills 38
1.7 Опыт применения технологий в развитии soft skills 42
2 Исследование технологий развития soft skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ) 47
2.1 Характеристика УрФУ 47
2.2 Характеристика студентов УрФУ 52
2.3 Характеристика общественных организаций УрФУ. Качественный и количественный состав участников 53
2.4 Анализ технологий развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ 59
2.5 Организация и методы исследования технологий развития soft skills 62
2.6 Результаты исследования: сравнительный анализ сформированности soft skills у студентов вовлеченных и не вовлечённых в общественную работу 66
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологий развития soft skills у будущих специалистов 89
3.1 Рекомендации по совершенствованию технологий развития soft
skills в общественных организациях УрФУ 89
3.2 Программа формирования soft skills у участников студенческих отрядов 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы технологии развития мягких навыков (soft skills) 10
1.1 Понятие "технологии" 10
1.2 Понятие "soft skills" 16
1.3 Soft skills - как будущее персонала предприятий в век цифровизации 21
1.4 Методология развития soft skills 25
1.5 Технологии развития soft skills у будущих специалистов на этапе
профессионального обучения в университете в общественной работ 32
1.6 Влияние организационной культуры вуза на формирование soft skills 38
1.7 Опыт применения технологий в развитии soft skills 42
2 Исследование технологий развития soft skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ) 47
2.1 Характеристика УрФУ 47
2.2 Характеристика студентов УрФУ 52
2.3 Характеристика общественных организаций УрФУ. Качественный и количественный состав участников 53
2.4 Анализ технологий развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ 59
2.5 Организация и методы исследования технологий развития soft skills 62
2.6 Результаты исследования: сравнительный анализ сформированности soft skills у студентов вовлеченных и не вовлечённых в общественную работу 66
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологий развития soft skills у будущих специалистов 89
3.1 Рекомендации по совершенствованию технологий развития soft
skills в общественных организациях УрФУ 89
3.2 Программа формирования soft skills у участников студенческих отрядов 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Актуальность исследования "мягких навыков" обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития, характеризующегося динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на способности молодого специалиста. В числе ключевых возможностей и работодателями, и будущими специалистами рассматриваются не когнитивные, мягкие навыки, которые не могут заменить в условиях цифровизации никакие умные роботы и потому их востребованность остро актуализируется.
Ядром проблемы представленного исследования является неумение молодых специалистов применять полученные в ВУЗе профессиональные компетенции на практике. Исследования последнего десятилетия показывают, что для молодого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции, но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как правило, целенаправленно лишь частично входит в учебные программы вузов.
Последние исследования рынка труда показывают, что интерес работодателей к "мягким навыкам" усиливается, 93 % предпринимателей из 16 европейских стран сочли их в той же степени важными, что и профессиональные знания и умения. Это объясняется изменением самой экономики - индустриальное общество все больше ориентируется на услуги и информационные технологии. По мнению Элеоноры Дюваль, французского специалиста в области коммуникаций, рабочие навыки со временем устаревают, а вот soft skills актуальны всегда. "Успех бизнесмена на 15 % зависит от его профессионализма и на 85 % - от умения общаться с людьми", - полагает Дюваль [4].
Экономист Андрей Белоусов считает развитие гибких навыков одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны. Политтехнолог Пётр Щедровицкий также отметил возрастающую роль сквозных компетенций - способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу [35].
Исследование проблем "мягких" навыков часто проводилось в сравнении с "твердыми" навыками Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др. Все исследователи так или иначе распределяли навыки на две группы: hard skills и soft skills и отмечали особенную значимость soft skills. С одной стороны, для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют "твердыми" навыками. Но, с другой стороны, мягкие навыки позволяют добиваться более высокой оплаты и успешного карьерного роста [50].
Перечень и определения soft skills представлены в трудах Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др
Повышение уровня конкурентоспособности выпускников возможно при организации их участия в общественных организациях, что в значительной степени оказывает влияние на формирование soft skills и качеств личности студентов - будущих специалистов и делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с этим актуальным и востребованным сегодня является вопрос изучения потенциала общественных организаций в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Развитию soft skills способствует активное участие в общественной жизни. Подготовка совместных с другими студентами проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Молодые люди учатся организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, вы-ступать на публике, совершенствуют коммуникативные навыки и учатся брать на себя ответственность за принятые решения. Все эти навыки помогают в будущем выстроить успешную карьеру.
Объект исследования: мягкие навыки (soft skills)
Предмет исследования: технологии развития soft skills у студентов УрФУ
Цель - выявление основных технологий, направленных на целенаправленное развитие soft skills у будущих специалистов на примере участников общественных организаций УрФУ, и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Изучить основные теоретические подходы к технологиям развития мягких навыков.
2. Раскрыть содержание понятия "soft skills".
3. Изучить методологию, технологии и практику развития мягких компетенций у студентов в общественной работе.
4. Исследовать используемые педагогические технологии развития soft skills и текущий уровень развития soft skills у студентов УрФУ.
5. На основании теоретико-методологического анализа и практического исследования поставленной проблемы, разработать рекомендации и создать программу развития soft skills для студентов УрФУ, как будущих специалистов.
Гипотеза исследования: Использование структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивает более высокий уровень их развития.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: само понятие педагогической технологии(Г.К. Селевко, М.В. Кларин), сущность понятия soft skills (О.В. Баринова, О. Абашкина, Е. Гайдученко, А. Марушев, В. Давидова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, О. Сосницкая, В.Шипилов), методы организации формирования и развития навыков (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, Б.Е. Райков, А.Н. Склерянко, В. Шипилов), технологии развития soft skills у будущих специалистов в общественной деятельности (Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, О.Я. Андрос, Пешкова В.П., Л.В. Альмяшева), применение технологий проектной деятельности (А.И.Чучалина), технологии развития soft skills через внеучебную деятельность (М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян, С.Н. Бацуновым, А.И. Далибожко).
В работе использовались общие и частные методы исследования: анализ, обобщение, классификация фактов научной литературы и практического исследования, а также методы количественной и качественной оценки и обработки ин-формации, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя реферат, задание, введение, три главы основного текста, заключение, список литературы и приложения.
Ядром проблемы представленного исследования является неумение молодых специалистов применять полученные в ВУЗе профессиональные компетенции на практике. Исследования последнего десятилетия показывают, что для молодого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции, но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как правило, целенаправленно лишь частично входит в учебные программы вузов.
Последние исследования рынка труда показывают, что интерес работодателей к "мягким навыкам" усиливается, 93 % предпринимателей из 16 европейских стран сочли их в той же степени важными, что и профессиональные знания и умения. Это объясняется изменением самой экономики - индустриальное общество все больше ориентируется на услуги и информационные технологии. По мнению Элеоноры Дюваль, французского специалиста в области коммуникаций, рабочие навыки со временем устаревают, а вот soft skills актуальны всегда. "Успех бизнесмена на 15 % зависит от его профессионализма и на 85 % - от умения общаться с людьми", - полагает Дюваль [4].
Экономист Андрей Белоусов считает развитие гибких навыков одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны. Политтехнолог Пётр Щедровицкий также отметил возрастающую роль сквозных компетенций - способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную работу [35].
Исследование проблем "мягких" навыков часто проводилось в сравнении с "твердыми" навыками Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др. Все исследователи так или иначе распределяли навыки на две группы: hard skills и soft skills и отмечали особенную значимость soft skills. С одной стороны, для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют "твердыми" навыками. Но, с другой стороны, мягкие навыки позволяют добиваться более высокой оплаты и успешного карьерного роста [50].
Перечень и определения soft skills представлены в трудах Абашкиной О., Бариновой О., Гайдученко Е., Марушевой А., Давидовой В., Жадько Н. и др
Повышение уровня конкурентоспособности выпускников возможно при организации их участия в общественных организациях, что в значительной степени оказывает влияние на формирование soft skills и качеств личности студентов - будущих специалистов и делает их более востребованными на современном рынке труда. В связи с этим актуальным и востребованным сегодня является вопрос изучения потенциала общественных организаций в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Развитию soft skills способствует активное участие в общественной жизни. Подготовка совместных с другими студентами проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Молодые люди учатся организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, вы-ступать на публике, совершенствуют коммуникативные навыки и учатся брать на себя ответственность за принятые решения. Все эти навыки помогают в будущем выстроить успешную карьеру.
Объект исследования: мягкие навыки (soft skills)
Предмет исследования: технологии развития soft skills у студентов УрФУ
Цель - выявление основных технологий, направленных на целенаправленное развитие soft skills у будущих специалистов на примере участников общественных организаций УрФУ, и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Изучить основные теоретические подходы к технологиям развития мягких навыков.
2. Раскрыть содержание понятия "soft skills".
3. Изучить методологию, технологии и практику развития мягких компетенций у студентов в общественной работе.
4. Исследовать используемые педагогические технологии развития soft skills и текущий уровень развития soft skills у студентов УрФУ.
5. На основании теоретико-методологического анализа и практического исследования поставленной проблемы, разработать рекомендации и создать программу развития soft skills для студентов УрФУ, как будущих специалистов.
Гипотеза исследования: Использование структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивает более высокий уровень их развития.
Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: само понятие педагогической технологии(Г.К. Селевко, М.В. Кларин), сущность понятия soft skills (О.В. Баринова, О. Абашкина, Е. Гайдученко, А. Марушев, В. Давидова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, О. Сосницкая, В.Шипилов), методы организации формирования и развития навыков (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, Б.Е. Райков, А.Н. Склерянко, В. Шипилов), технологии развития soft skills у будущих специалистов в общественной деятельности (Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, О.Я. Андрос, Пешкова В.П., Л.В. Альмяшева), применение технологий проектной деятельности (А.И.Чучалина), технологии развития soft skills через внеучебную деятельность (М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян, С.Н. Бацуновым, А.И. Далибожко).
В работе использовались общие и частные методы исследования: анализ, обобщение, классификация фактов научной литературы и практического исследования, а также методы количественной и качественной оценки и обработки ин-формации, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя реферат, задание, введение, три главы основного текста, заключение, список литературы и приложения.
В ходе проделанной теоретико-эмпирической работы были выполнены поставленные задачи. Исследование теоретических основ технологий развития soft skills выявило: основные критерии и слагаемые педагогической технологии, ее компоненты, самые практикуемые технологии развития soft skills в учебной и внеучебной деятельности, содержание понятия "soft skills", методологии и технологии развития мягких навыков у студентов в общественной работе. Также выяснено, что участие студентов в общественной работе является эффективным способом развития soft skills.
В результате практического исследования, проводимого в Уральском федеральном университете, на студентах, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях, было установлено, что обучение в университете предоставляет широкие возможности во внеучебной и учебной деятельности, создает все условия для развития заинтересованных в обучении и развитии студентов. В процессе практического исследования технологий развития soft skills все общественные организации УрФУ были классифицированы по типу деятельности, установлено, что в них активно применяются такие педагогические технологии как: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология создания предметно-развивающей среды и традиционные технологии.
Для проведения представленного исследования были выбраны такие методы, как анкетирование, интервьюирование и контент-анализ. Анкетирование было разработано автором исследования и помогло понять значимость soft skills для самих студентов. Результаты исследования выявили текущий уровень развития soft skills у студентов, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях в зависимости от курса обучения. Обращая внимания на активную цифровизацию университета, установлено, что большинство студентов не против информационно-коммуникационных технологий в обучении. По результатам интервью были выявлены самые применяемы технологии развития soft skills. По результатам контент-анализа мероприятий, проводимых Штабом СО УрФУ отмечены самые применяемы технологии для развития мягких навыков.
На основе исследования технологий развития мягких навыков в общественных организациях УрФУ дан ряд рекомендаций по усовершенствованию педагогических технологий, а также для движения студенческие отряды сформирована программа развития soft skills. Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип создания системы применения разных технологий для развития у студентов soft skills.
Гипотеза исследования получила подтверждение, благодаря использованию структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивается более высокий уровень их развития.
В результате практического исследования, проводимого в Уральском федеральном университете, на студентах, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях, было установлено, что обучение в университете предоставляет широкие возможности во внеучебной и учебной деятельности, создает все условия для развития заинтересованных в обучении и развитии студентов. В процессе практического исследования технологий развития soft skills все общественные организации УрФУ были классифицированы по типу деятельности, установлено, что в них активно применяются такие педагогические технологии как: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология создания предметно-развивающей среды и традиционные технологии.
Для проведения представленного исследования были выбраны такие методы, как анкетирование, интервьюирование и контент-анализ. Анкетирование было разработано автором исследования и помогло понять значимость soft skills для самих студентов. Результаты исследования выявили текущий уровень развития soft skills у студентов, состоящих в общественных организациях и не состоящих в общественных организациях в зависимости от курса обучения. Обращая внимания на активную цифровизацию университета, установлено, что большинство студентов не против информационно-коммуникационных технологий в обучении. По результатам интервью были выявлены самые применяемы технологии развития soft skills. По результатам контент-анализа мероприятий, проводимых Штабом СО УрФУ отмечены самые применяемы технологии для развития мягких навыков.
На основе исследования технологий развития мягких навыков в общественных организациях УрФУ дан ряд рекомендаций по усовершенствованию педагогических технологий, а также для движения студенческие отряды сформирована программа развития soft skills. Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип создания системы применения разных технологий для развития у студентов soft skills.
Гипотеза исследования получила подтверждение, благодаря использованию структурированной технологии развития soft skills у участников общественных организаций УрФУ обеспечивается более высокий уровень их развития.



